Банкротство коммерческих организаций

Тема банкротства коммерческих предприятий является очень актуальной в современных условиях, так как ввиду неустойчивости экономики, финансовых кризисов, завышения налогов и других негативных обстоятельств предприятиям и организациям становиться все труднее не только развиваться, но даже «удержаться на плаву».

В настоящее время число разорившихся предприятий, организаций постоянно растет. Вместе с увеличением числа предприятий (организаций) — банкротов растет количество неплатежей в бюджет, задолженностей по обязательствам перед другими организациями. Частыми стали правонарушения в области финансовой деятельности предприятий. Наиболее часто с заявлениями о признании должников банкротами обращаются налоговые органы. Данная ситуация складывается главным образом из-за того, что предприятия (организации), обязанные заявить о своей несостоятельности не делают этого, а кредиторы, в свою очередь, не могут получить информацию о платежеспособности данных предприятий (организаций).

В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ.

Согласно ст. 65 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) юридическое лицо может быть признано банкротом по решению суда, если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. В отличие от ГК РФ Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» содержит конкретное определение банкротства.

Принятие этого нормативного акта было обусловлено насущной проблемой российской экономики образца 90-х гг. — кризисом неплатежей. Предполагалось, что с помощью механизма банкротства кредиторы смогут вернуть свои деньги, взыскав их с недобросовестных должников. Одновременно экономика избавится от депрессивных компаний, имущество которых перейдет к более эффективным собственникам.

Ранее действующий Федерального закона № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», принятый 8 января 1998 года, не только не решил проблемы надлежащего исполнения денежных обязательств, но и не смог обеспечить перехода активов предприятий к более рачительным хозяевам. Как правило, новый собственник оказывался ничем не лучше, а то и хуже прежнего. Кроме того, очень быстро выяснилось, что Закон 1998 года значительно понизил издержки на захват тех или иных хозяйственных активов. Сформировался рынок «заказных банкротств». Под угрозой оказался один из основных принципов эффективного развития рыночной экономики — гарантия неприкосновенности имущества.

8 стр., 3658 слов

Бухгалтерский учет, его место в системе управления экономикой организации

... предприятием. Целью курсовой работы является изучение и раскрытие сущности бухгалтерского учета в системе управления экономикой организации. Основными задачами, поставленными в данной работе, являются: Раскрытие сущности бухгалтерского учета., Рассмотрение истории развития бухгалтерского учета., Определение места бухгалтерского учета в управлении экономикой организации., ...

Главная цель данной работы состоит в том, чтобы на основе изучения гражданского законодательства, научной литературы и правоприменительной практики комплексно исследовать гражданско-правовой институт несостоятельности (банкротства) коммерческих организаций.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  • уточнить понятие и признаки банкротства коммерческих организаций;
  • изучить историческое формирование института банкротства;
  • определить основные положения правового регулирования несостоятельности;
  • выявить процедуры по предупреждению банкротства коммерческих организаций;
  • классифицировать процедуры банкротства.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА БАНКРОТСТВА (НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ) КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Корни института несостоятельности уходит в далекое прошлое. Для экономико-правовой России банкротство не является чем-то неизвестным и как правовой институт корнями уходит в далекое прошлое. В «Русской Правде» — правовом документе XI-XII веков в статье 54 говориться об особом положении купца и его, денежных и товарных операциях, на которое не распространяется право получения кредита обычным горожанином. Банкротство, утрата купцом взятых в долг денег не влекло за собой уголовной ответственности. Ему давалась возможность восполнить утраченное и в рассрочку выплатить долг. Эта льгота не распространялась на купца, утратившего капитал в результате пьянства и иных предосудительных действий. Судьба такого купца в этом случае зависела от кредиторов, которые могли или получить возмещение также в рассрочку, или, по мнению большинства исследователей, потребовать возмещения ущерба путем продажи имущества и его самого в холопы. В статье 55 устанавливалась очередность возмещения долгов, которая зависела от положения кредиторов. В первую очередь отдавались княжеские деньги, за ними долги приезжего купца, а затем долги местных (домашних) купцов, которые делили между собой остаток[1].

Подход к несостоятельности, обозначенной в «Русской Правде», сохранился и в более позднем российском законодательстве. Менялись только приоритеты, усложнялось и расширялось само нормативно-правовое регулирование. Например, в Соборном Уложении Московского царя Алексея Михайловича (1649 г.) в отличии от Русской Правды устанавливались предельные сроки уплаты долгов. Отсрочка давалась только до трех лет.

Уложение расширяет круг применения норм о несостоятельности. Если в Русской Правде речь шла лишь о купцах, взявших чужие деньги для торговли, то в Уложении уже говориться о всяком долге и всяком должнике; вводится институт поручительства за несостоятельного должника, отражающий общую тенденцию закона к обеспечению гражданско-правовых обязанностей лица путем установления поручительства за него[2].

С развитием на Руси торговли участились и случаи несостоятельности. Это побудило государство создать систему норм, посвященных банкротству. Гражданско-правовое регулирование банкротства оказалось делом достаточно сложным. На отработку норм уходили без преувеличения столетия. 15 декабря 1740 года в России был принят Банкротский устав. Через 60 лет – 19 декабря 1800 года принимается более детальный «Устав о банкротах», а в 1832 г. – «Устав о торговой несостоятельности». В названных законодательных актах определялось два вида несостоятельности. Первый вид – торговая несостоятельность, второй – неторговая несостоятельность дворян и чиновников[3].

3 стр., 1355 слов

Процедуры несостоятельности (банкротства)

... понятие «несостоятельность», основные положения законов, структура проведения процедуры банкротства и т.д. Работа содержит ... банкротства заинтересовала достаточно большой круг участников хозяйственного оборота. Данная курсовая работа затрагивает ... несостоятельности (банкротства) достаточно глубоки. Первое упоминание о таком институте права как несостоятельность (банкротство) встречается уже в Русской ...

Под торговой несостоятельностью признавалось: «Когда кто-либо по торговле, присвоенной лицом, взявшим купеческие или промысловые свидетельства, придет в такое положение, что не только не имеет наличных денег на удовлетворение в срок своих долгов в важных суммах более 1500 рублей, но и есть признаки, в законе определенные, по которым заключить можно, что деньги неоплатны»[4].

Таким образом, в основу понятия несостоятельности были положены неоплатность, недостаточность имущества на покрытие всех долгов.

Основаниями для признания торговой несостоятельности являлись:

  • собственное признание несостоятельности в суде или вне суда;
  • когда должник скрылся от предъявленного иска;
  • когда лицо не удовлетворит в течение месяца требования кредитора.

Виды несостоятельности определялись и в зависимости от причин ее наступления:

  • происходящая от несчастного случая;
  • от пренебрежения – неосторожный должник;
  • от подлога и от своих пороков – злостный должник.

Заявления о несостоятельности подавались в коммерческие суды, которые вправе были признать банкротом как юридическое, так и физическое лицо. Объявление «несостоятельным» влекло за собой ограничение личных прав должника. Он мог быть отстранен от должности, лишен специального звания. Он не мог быть судебным приставом, нотариусом, биржевым маклером, мировым судьей, земским начальником, были и другие ограничения.

Законодательство о банкротстве в России было трудно не только создавать, но и применять.

В дореволюционном праве понятия «банкротство» и «несостоятельность» различались между собой. Несостоятельностью считалось само состояние недостаточности имущества должника для удовлетворения требования кредиторов, а банкротством – причинение ущерба кредиторам путем уменьшения или сокрытия имущества несостоятельным должником, т.е. «уголовная ответственность того гражданского отношения, которое называется несостоятельностью»[5].

После Октябрьской революции 1917 года нормативно-правовое регулирование несостоятельности (банкротства) начало осуществляться с переходом к мирной жизни. Сразу после окончания гражданской войны принимается Гражданский кодекс РСФСР (1922 г.).

Он является самым значимым элементом нормативно-правовой основы экономической политики[6].

Кодекс и последующее законодательство содержали указания на то, какие субъекты гражданского права могут признаваться несостоятельными (банкротами), каковы условия и последствия такого признания.

В отношении граждан вопрос о банкротстве не возникал вовсе, так как они, за редким исключением (например, кое-где сохранившиеся единоличные крестьянские хозяйства), не имели права заниматься самостоятельной хозяйственной деятельностью. Неплатежи по долгам взыскивались в порядке гражданского судопроизводства путем обращения взыскания на принадлежащее должнику имущества. В последние годы советской власти такие дела до судов фактически не доходили.

11 стр., 5419 слов

Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций

... к кредитной организации не применяются меры по предупреждению банкротства. 2. Меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций финансовое оздоровление кредитной организации. Финансовое оздоровление осуществляется при возникновении оснований, установленных ст. 4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», и ...

С началом проведения реформ по формированию рыночной экономики проблема создания нормативно-правовой основы несостоятельности хозяйствующих субъектов стала неотложной практической задачей. Уже в самом первом российском Законе от 25 декабря 1990 года «О предприятиях и предпринимательской деятельности»[7] имелась статья 24, пункт 3 которой гласил: «Предприятие, не выполняющее свои обязательства по расчетам, может быть в судебном порядке объявлено неплатежеспособным (банкротом) в соответствии с законодательством РСФСР». Однако Закон не применялся: соответствующий судебный порядок еще не был установлен, как и не было норм права, которые определяли бы конкретные юридические признаки неплатежеспособности (банкротства).

Через полтора года был опубликован Указ президента РФ «О мерах по поддержанию и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур» от 14 июня 1992 г. № 623[8].

23 ноября 1992 года был принят Закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»[9].

Закон по новому подошел к вопросу о признании несостоятельности предприятия. Она стала считаться имеющей место после признания факта несостоятельности арбитражным судом или после официального объявления о ней должником при его добровольной ликвидации.

Закон существенно расширил компетенцию арбитражных судов. 27 ноября 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принял специальное Постановление «О мерах по укреплению системы арбитражных судов Российской Федерации»[10].

В 1993 году в целях создания организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации актов о несостоятельности (банкротстве) в отношении государственных предприятий Постановлением Правительства РФ создается Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом[11].

22 декабря 1993 г. Президент РФ подписал Указ «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий» № 2264, которым уточнил статус Федерального управления[12].

Ему поручалось представлять от имени государства интересы собственника при решении вопросов о несостоятельности(банкротстве) в отношении федеральных государственных предприятий, а также предприятий и организаций, в капитале которых имеется доля (вклад) Российской Федерации.

Впоследствии Федеральное управление было реорганизовано в Федеральную службу Росси по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению[13], которая, в свою очередь, была преобразована Указом Президента РФ от 25 мая 1999 г. № 651 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» в Федеральную службу по финансовому оздоровлению и банкротству[14].

Практика применения Закона о несостоятельности (банкротстве) выявила и его слабые стороны. Закон устаревал морально, переставал в полной мере отвечать складывавшимся новым экономическим отношениям[15].

4 стр., 1697 слов

Особенности рассмотрения дел о несостоятельности банкротстве

... дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, установленным АПК, с особенностями, установленными федеральными законами о банкротстве. Как видно, нормы АПК составляют процессуальную основу рассмотрения дел о банкротстве, являясь общими, принципиальными по характеру. Нормы законов о несостоятельности (банкротстве) ...

Объяснялось это прежде всего тем, что он был принят в 1992 году, задолго до разработки новой Конституции РФ и принятия нового Гражданского кодекса РФ.

8 января 1998 года был принят новый Закон «О несостоятельности (банкротстве)»[16], который преследовал цель изъятия из гражданского оборота субъектов, не способных функционировать, принося прибыль и добросовестно исполняя свои обязательства перед контрагентами. Ликвидация таких субъектов способна только оздоровить экономику. Кроме этого, Закон был призван осуществить ликвидацию таких юридических лиц, во-первых, быстро (чтобы они не успели причинить более значительных убытков кредиторам); во-вторых, с соблюдением баланса интересов как должника, так и кредиторов и государства.