Условия отбывания наказания осужденными к лишению свободы

В числе имеющихся видов уголовного наказания, которые предусмотрены действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, по своей значимости лишение свободы занимает особенное положение. Лишение свободы — это изоляция человека от общества, ограничение его определенных прав, применение мер государственного принуждения за совершенное преступление. Разумеется, лишение свободы оказывает большое влияние на человека, особенно на лиц, впервые осужденных к этому виду наказания; ему характерен повышенный уровень репрессивности, ведь лишение свободы связано с возложением на виновного установленных и достаточно серьезных правоограничений: свободного передвижения, возможности выбора вида трудовой деятельности, времени отдыха, общения с близкими и родственниками и т.д.

Наличествующие условия правоохранительной деятельности и усложняющаяся криминогенная ситуация в стране влечет за собой в структуре преступности довольно высокий уровень тяжких и особо тяжких видов преступлений, что ведет к обширному применению в судебной практике такого наказания, как лишение свободы.

Но и происходящие в настоящее время социально-экономические и политические преобразования в Российской Федерации ведут к надобности внесения изменений в уголовную и уголовно-исполнительную политику, реформированию правовой и организационной базы уголовно-исполнительной системы в связи с принятием Российской Федерации на себя обязательств по соблюдению прав человека, что затрагивает исполнение наказания в виде лишения свободы во всех видах исправительных учреждений.

В данный момент, меняющееся экономическое и социально-политическое направление развитие страны, призывает к новым исследованиям, эффективности такого вида уголовного наказания, как лишение свободы с учетом новых международных требований и современных реалий.

Целью исследования является анализ условий отбывания наказания в системе правового регулирования исполнения лишения свободы.

Объект исследования: общественные отношения, возникающие в связи с исполнением наказания в виде лишения свободы.

Предметом исследования условия отбывания наказания осуждёнными к лишению свободы.

Для достижения поставленной цели следует определить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и значение уголовного наказания в виде лишения свободы.

2. Охарактеризовать цели лишения свободы.

3. Проанализировать правовое регулирование условий отбывания наказания осужденными к лишению свободы.

4 стр., 1694 слов

Доклад: Лишение государственных наград и почетного звания как ...

... преступления, при вынесении наказания, связанного с лишением свободы, с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания и государственных наград сроком на пять лет после отбывания основного наказания». Но автоматическое ...

4. Дать понятие и охарактеризовать виды условий отбывания наказания осужденными к лишению свободы.

4. Охарактеризовать основные правовые средства режима исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в учреждениях УИС.

5. Определить сущность и сформулировать понятие правового режима исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в учреждениях УИС.

6. Раскрыть содержание правовых средств обеспечения режима исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях.

Методологическая основа работы: сравнительно-правовой метод, аналитический метод, анализ и синтез, логический метод, исторический метод.

Нормативную базу исследования составили международно-правовые документы по правам человека, Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, а также другие федеральные законы, подзаконные акты в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы.

Теоретическую основу исследования составили труды ученых по уголовному, уголовно-исполнительному праву: A.B. Бриллиантова, А.И. Зубкова, М.А. Исаева, A.B. Кислякова, Н.Ф. Кузнецовой, Б.З. Маликова, Н.И. Матузова, М.П. Мелентьева, Г.Л. Минакова, A.C. Михлина, О.Г. Перминова, П.Г. Пономарева, A.A. Рябинина, В.И. Селиверстова, А.Ф. Сизого, В.А. Уткина, В.А. Шабалина, И.В. Шмарова и многими другими учеными, внесшими достойный вклад в уголовное и уголовно-исполнительное право.

Проблемы реализации института условий отбывания наказания, в рамках которых затрагивались и вопросы изменения вида исправительного учреждения, проводились исследования — это Ю.М. Антоняном, В.И. Васильевым, Л.Г. Крахмальником, Т.И. Перковой, И.Г. Сапожниковым, Ф.З. Фетисовым, A.C. Чувашовым.

Структура работы состоит из введения, двух глав, которые содержат семь параграфов, заключения, списка использованных источников.

уголовный наказание лишение свобода

Глава 1. Понятие и юридическая природа наказания в виде лишения свободы

1.1 Понятие наказания в виде лишения свободы

Лишение свободы представляет собой одно из более распространённых наказаний, которое должно отвечать задачам общего и специального предупреждения. Наказание в виде лишение свободы может быть мучительным способом казни человека.

В рабовладельческом и феодальном обществе лица, осужденные к смертной казни или подлежащие телесным наказаниям, содержались в местах лишения свободы до момента исполнения этих наказаний.

Как уголовное наказание лишение свободы получило широкое применение в эпоху становления капиталистических отношений, создавших материальную базу для его реализации.

В России на современном этапе наказание в виде лишения свободы на определенный срок относится к числу наиболее часто применяемых в судебной практике. Лишение свободы на определенный срок является наиболее распространенным из основных видов наказаний, которые содержаться в статьях Особенно части УК РФ Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (с изм. от 30 марта 2015 г. N 67-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954 / Электронный ресурс — режим доступа ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2015.: оно предусмотрено в 92 % статей Кодекса. На практике лишение свободы назначается более чем трети осужденным.

16 стр., 7779 слов

Освобождение от наказания и его виды

... время отбывания ими наказания и последующего освобождения от него. В этом виде освобождения от наказания в наибольшей мереярко нашли отражение принципы гуманизма и справедливости Рарог А. И. Уголовное ... применительно к наказанию в виде лишения свободы в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 19.10.1971. № 9 "О судебной практике условно-досрочного освобождения осужденных от наказания и замены ...

Лишение свободы состоит в изоляции осуждённого от общества в специальных учреждениях, где он находится под постоянными вооружённой охраной и наблюдением, в условиях жёсткой регламентации всей жизни осуждённых установленных для этих учреждений режимом. В теории уголовного права нет единого определения содержания наказания в виде лишения свободы, так одни юристы полагают, что содержание этого, наиболее сурового вида наказаний, состоит в принудительной изоляции осужденного путем помещения его в предназначенное для этого учреждение со специальным режимом содержания, на срок установленный приговором суда. Другие авторы полагают, что сущность лишения свободы содержится в характере, то есть в установленных законом правоограничениях, которые не сводятся только к лишению осужденного права на передвижение, распоряжаться собой. Основным элементом объема карательного воздействия, заложенного в лишении свободы, является его продолжительность, которая определяет объем моральных и физических переживаний, испытываемых осужденным.

В УК РФ определено три вида наказания с лишением свободы: арестом, лишением свободы на определенный срок и пожизненным лишением свободы. По своему содержанию все они состоят в изоляции осужденного от общества, одинаковом ограничении свободы передвижения и выбора места жительства, а также свободы выбора профессии, места и характера работы, бытовых условий и т.д.

Отличаются между собой эти три вида лишения свободы по двум признакам:

  • по режиму отбывания: арест отбывается в условиях строгой изоляции от общества — в арестных домах;
  • лишение свободы на определенный срок — в колониях-поселениях, исправительных колониях общего, строго и особого режимов или в тюрьме;
  • пожизненное лишение свободы — в исправительной колонии особого режима или в тюрьме;
  • по срокам: арест назначается на срок от одного до шести месяцев, лишение свободы с определенным сроком — на срок от шести месяцев до двадцати лет, а пожизненное лишение свободы — пожизненно, т.е. без определения срока.

Лица, которые осуждены к лишению свободы и не достигли к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, помещаются в воспитательные колонии общего или усиленного режима.

Во время отбывания наказания осужденные привлекаются к обязательному труду, подвергаются исправительно-воспитательному воздействию и имеют возможность общеобразовательного и профессионального обучения. Уголовно-исполнительное законодательство регулирует вопросы отбывания и исполнения этого наказания.

Лишение свободы наиболее тяжкое наказание из тех, что не лишают человека права на жизнь. Наряду с основным правоограничением — лишение возможности свободно передвигаться по стране, а тем более за её пределами, поселяться в выбранной местности, ему характерно и ограничение возможности выбора по собственному желанию характера и места работы, общения с семьёй, друзьями, другими людьми по своему предпочтению. Осужденный переживает определенные лишения в быту, одежде, пище. Он вынужден переносить и моральные страдания, которые связаны с отрицательным отношением к нему со стороны законопослушных граждан, осуждающих преступления и преступника, и со стороны персонала исправительных учреждений. В СМИ отмечены нередкие случаи неоправданного жестокого отношения к осуждённым со стороны лиц персонала, во власти которых осуждённый полностью находится, и со стороны других осуждённых Калинин Ю.И. Уголовно — исполнительное право: Учебник. — М.: Логос, 2013. — с.84.

14 стр., 6697 слов

Пожизненное лишение свободы как вид уголовного наказания

... наказания в виде пожизненного лишения свободы. 1. Теоретические аспекты исследования института пожизненного лишения свободы 1.1 Понятие, сущность и признаки пожизненного лишения свободы Пожизненное лишение свободы установлено Уголовным кодексом в качестве основного вида наказания, имеющего своими целями карательное воздействие на осужденного ...

Лишение свободы назначается в качестве наказания, когда цель наказания не может быть достигнута более мягкими мерами уголовно-правового воздействия, наказание лица возможно в условиях строгой изоляции и специального режима.

Содержание лишения свободы как способа воздействия на осужденного, закреплено в уголовном законодательстве и может применяться только судом, конкретизируется в уголовно-исполнительном законодательстве, которым на основании п. 2 ст. 2 УИК РФ «устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренного УК РФ; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам» Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 27-ФЗ (с изм. от 20 апреля 2015 г. N 103-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 января 1997 г. N 2 ст. 198 / Электронный ресурс — режим доступа ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2015..

В тоже время уголовно-исполнительное законодательство не может увеличивать карательный потенциал наказания, который предусмотрен уголовным законодательством.

1.2 Цели лишения свободы

Как и любое другое наказание, которое предусмотрено УК РФ, лишение свободы применяется с целью восстановления социальной справедливости, а также с целью исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений (ч.2 ст. 43 УК РФ).

Ч. Беккариа на этот счет указывал, что цель наказания, на его взгляд, состоит не в истязании и мучении человека и не в том, чтобы сделать несуществующим уже содеянное, а только в том, чтобы помешать виновному опять причинить вред обществу и сдержать других от совершения подобного. В связи чем, надлежит применять лишь те наказания, которые при сохранении соразмерности с преступлениями совершали бы наиболее сильное и наиболее длительное впечатление на душу людей и были бы наименее мучительными для тела преступника.

Восстановление социальной справедливости путем наказания осужденного реализовывается сообразно к обществу в целом, так и к потерпевшему в частности. Социальная справедливость в обществе восстанавливается в возможных пределах: государство частично возмещает причиненный ущерб за счет штрафа, конфискации имущества, принудительных работ, которые осуществляет осужденный во время отбывания наказания в виде лишения свободы и других видов наказания; граждане убеждаются в том, что государство способно обеспечить наказание преступника, и наказывает его в соответствии с законодательством, учитывая рациональные и социопсихологические соображения, а именно с учетом начал гуманизма, соразмерности, эффективности. По отношению к потерпевшему социальная справедливость восстанавливается путем защиты его законных интересов и прав, которые были нарушены преступлением. Выполняя эту цель, наказание (речь идет о лишении свободы) должно обеспечить возможность возмещения причиненного вреда и в возможных пределах — соразмерность лишения или ограничения прав и свобод осужденного страданиям потерпевшего, которые он вынужденно потерпел в результате совершенного преступления. И все-таки необходимо учитывать, что наказание не ставит перед собой цель причинения страдания осужденным.

3 стр., 1321 слов

ТЕМА 8. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ. ПОМОЩЬ ОСУЖДЕННЫМ, ...

... вопрос. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ: Понятие освобождения от отбывания наказания; основания и условия освобождения от отбывания наказания; помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, в социальной адаптации; виды контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАЧЕТУ Опыт ...

Исправление осужденного соответствует цели специального предупреждения преступлений. Цель будет достигнута, когда осужденный не совершает новых преступлений. Согласно ст. 43 УК РФ цель исправления осужденного не обращена на достижение таких результатов, как перевоспитание осужденного в духе честного отношения к труду, истинного исполнения законов, уважения к правилам человеческого общежития, хотя и предполагает использование любых законных и разумных средств позитивного изменения личности и социальных связей осужденного.

Для достижения данной цели, то есть специального предупреждения преступлений, наказание должно влиять на осужденного наравне с иными правовыми и не правовыми средствами. Результативность достижения данной цели проявляется в соотношении общего и специального рецидива.

Имеются и другие понятия эффективности наказания, и в частности лишения свободы. Так А.М. Яковлев полагал, что эффективность наказания — это степень реального обеспечения безопасности общества.

Вместе с тем, М.Д. Шаргородский Курганов С.И. Наказание: уголовно-правовой, уголовно-исполнительный и криминологический аспекты. — М.: Велби, Проспект, 2008. — с.54 указывал, что на эффективность уголовного наказания влияют:

  • соответствие уголовного запрета объективным закономерностям, существующим в обществе;
  • соблюдение принципов уголовного права;
  • неотвратимость наказания, что определяется степенью раскрываемости преступления, обеспечением кратчайшего срока от совершения преступления до наказания за него;
  • стабильностью уголовной политики;
  • законностью и обоснованностью судебных приговоров.

Предупреждение совершения новых преступлений относится к тем лицам, к которым наказание не применялось. А именно, неотвратимость наказания обязана сдерживать социально-неустойчивых индивидов от стремления к совершению преступления.

Однако, достижение целей лишения свободы не всегда способствует достижению целей всей системы уголовного наказания. Этот вывод можно сделать исходя из Пленума Верховного Суда Российской Федерации, который состоялся 20 мая 1999 г. под председательством Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедева. На нем обсуждался вопрос о практике назначения судами уголовного наказания. Тем не менее, анализ судебной практики показал, что наиболее распространенным наказанием за преступления против собственности является лишение свободы без штрафа. Определенные в законе значительные размеры штрафных санкций усложняют их применение в связи с низким материальным положением лиц, к которым применяются наказания со штрафом. П.Ф. Стародубов подчеркивал, что лишение свободы один из самых распространенных видов уголовных наказаний. Это не способствует решению задач и реализации целей, которые указаны в ст.ст. 2 и 43 УК РФ Уголовно-исполнительное право России // учебник под ред. В.И. Селиверстова — М., 2012. — с.48.

14 стр., 6829 слов

Институт наказания и лишения свободы в уголовном праве

... содержания осужденного, в котором и выражается карательная сторона лишения свободы. Лишение свободы назначается только в качестве основного наказания. Свою служебную роль санкция уголовно – правовой нормы выполняет при условии, ... к нормальной жизни в обществе. В процессе отбывания наказания к осуждённому также может применяться принудительное лечение. Наказание имеет как правовую, так и социальную ...

Тем не менее, характеризуя служебную роль уголовно — правовой санкции как юридической гарантии достижения целей правового регулирования, предупреждения преступлений, следует подчеркнуть ее сдерживающую функцию. Угроза применения репрессивных мер сдерживает потенциального правонарушителя от совершения преступления, вызывает в его сознании борьбу мотивов. Безусловно, чем более строгое наказание устанавливает уголовный закон за конкретное деяние, тем больший психологический барьер предстоит преодолеть лицу, которое вынашивает замысел о его совершении. В связи с чем, немаловажно при принятии соответственной нормы с особой тщательностью соотнести минимальный и максимальный пределы санкции с допустимыми уровнями опасности преступлений, ответственность за совершение которых устанавливается. Все же даже самая точная санкция может остаться декларацией при ее неправильном применении, которое не учитывает существующие реалии.

Исследование тенденций, которые складываются в практике назначения наказания в использовании санкций уголовно — правовых норм позволяет сделать ряд выводов. Законодатель, конструируя составы преступлений, довольно полно учел наиболее характерные признаки некоторых, наиболее распространенных видов деяний: организованные формы, крупные размеры последствий и т.д. Наряду с этим, совершенно оправданно изменил правила назначения наказания по совокупности преступлений и приговоров, и предусмотрел возможность превышения пределов санкций тех статей, по которым виновный был осужден ранее. В то же время следует заметить, что пределы санкций некоторых норм УК явно не соответствуют опасности преступлений. Анализ судебной практики назначения наказания свидетельствует, что репрессивная политика судов частично не отвечает сложной криминогенной ситуации в стране.

Необходимо отметить, что уголовное законодательство Российской Федерации содержит наибольшее количество наказаний по сравнению с другими развитыми странами мира. В зарубежных странах используются два — четыре основных наказания, в их числе лишение свободы, штраф и смертная казнь (там, где она не отменена).

В Уголовном Кодексе РФ — тринадцать видов наказания.

Теоретические исследования, анализ практики исполнения отдельных наказаний, изучение истории и опыта применения зарубежного уголовного законодательства позволяют заявить, что обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы и арест в рыночных условиях, которые сложились в России, реальной перспективы для применения в борьбе с преступностью не имеют.

1.3 Правовое регулирование условий отбывания наказания осужденными к лишению свободы

Изменения условий отбывания лишения свободы отражает практику применения в течение не одного десятилетия прогрессивной системы отбывания наказания осужденными к лишению свободы с учетом многочисленных научных разработок. Известно, что в предыдущих исправительно-трудовых кодексах возможности использования таких элементов прогрессивной системы, как изменение условий содержания осужденных в пределах одного вида исправительных учреждений, были в значительной мере ограничены и нормами права достаточно четко не регламентировались.

5 стр., 2416 слов

Порядок и условия исполнения наказания в исправительных колониях ...

... установленного порядка отбывания наказания, переводятся в обычные или строгие условия отбывания наказания. В строгие условия отбывания наказания по прибытии в исправительную колонию особого режима помещаются также осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы. Перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные производится ...

В течение продолжительного времени формировалась система основных средств, имеющих карательно-воспитательное воздействие на осужденных. Отображая в известной мере историю нашего государства и права, нормы действующего уголовно-исполнительного законодательства определяют, что порядок и условия отбывания наказания, применения мер исправительного воздействия к лицам, осужденным к лишению свободы, отнесены к компетенции федерального закона. Данные положения носят принципиальный характер, и они не подвергались каким-либо изменениям и дополнениям. В ч. 2 ст. 9 УИК указано, что общепринятый порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, общеобразовательная и профессиональная подготовка и общественное воздействие являются основными средствами исправления осужденных во всех видах исправительных учреждений.

Кроме основных средств исправления в процессе карательно-воспитательного воздействия на осужденных применяются и иные средства. К ним, например, причисляют развитие полезной инициативы, рациональное применение мер поощрения и взыскания Дроздов А.И. Условия содержания осужденных к лишению свободы в ИУ различных видов и основания их изменения. — Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2009. — с. 48..

Аналогичными средствами являются и такие институты, как изменение условий содержания лиц, осужденных к лишению свободы, во время отбывания наказания (ч. 3 ст. 87 УИК), передвижение осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения (ст. 96 УИК), выезды осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений (ст. 97 УИК) и некоторые другие меры, относящиеся к элементам прогрессивной системы отбывания наказания.

Одновременное подтверждение в гл. 13 УИК имеет тенденция к дальнейшему расширению реализации принципа гуманизма при исполнении наказания, введение норм и институтов, которые стимулируют исправление осужденных, облегчающих их адаптацию после освобождения от наказания.

Центральными для определения условий отбывания наказания являются задачи, которые поставлены перед уголовно-исполнительным законодательством (ч. 2 ст. 1 УИК), а также применение основных средств исправления осужденных (ст. 9 УИК).

В своей основе это те же средства, применяемые к осужденным на протяжении многих лет, используются исправительными учреждениями, учитывая, вид наказания, характер, степень общественной опасности и мотив совершенного преступления, их личности и поведения. Однако в уголовно-исполнительном законодательстве не только определена система основных средств исправления осужденных, но и указаны существенные условия их реализации. Эти условия носят материальный характер, проявляют обеспечивающую функцию карательно-воспитательного воздействия на лиц, которые отбывают наказание.

В связи с чем, определение ч. 1 и 2 ст. 87 УИК объединенных условий отбывания наказания можно отнести к одному из надлежащих условий, которые стимулируют воспитательное воздействие на осужденных. Другими словами, данные нормы обращены на решение практических задач, которые стоят перед исправительными учреждениями. Подобная систематизация разрешает, во-первых, отделить осужденных, оказывающих отрицательное воздействие на других и препятствовать достижению ими исправления; во-вторых, организовать сравнительно однородные группы осужденных, которые нуждаются примерно в одинаковом карательно-воспитательном воздействии.

4 стр., 1715 слов

Классификация осужденных к лишению свободы

... режимов, колонии-поселения, воспитательные колонии общего и усиленного режимов и тюрьмы)6 . Согласно ст. 24 УК РСФСР 1960 года отбывание наказания в исправительно-трудовых колониях назначалось: а) мужчинам: осужденным впервые к лишению свободы ... России. В 1920-х годах в основу законодательных актов о классификации заключенных и системе исправительно-трудовых учреждений легли учение В.И. Ленина ...

Из чего следует, распределение (перевод) осужденных из одних условий отбывания наказания в другие по основаниям, предусмотренным ст. 120, 122, 124, 127, 130 и 132 УИК не исключает, а напротив, предполагает дальнейшую классификацию осужденных в рамках одного исправительного учреждения на базе дополнительных правовых, а также педагогических, психологических и некоторых других критериев.

Статья 87 УИК является исходной для реализации различных условий отбывания наказания осужденными в пределах одного вида исправительного учреждения. В то же время изменение условий отбывания наказания в пределах определенного вида режима колонии в решающей степени зависит от осужденного, его поведения, отношения к труду. Система изменения условий отбывания наказания обладает отчетливо сформулированной воспитательной направленностью.

В УИК установлено, что в одной и той же колонии осужденные могут находиться в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания, в тюрьмах — на общем и строгом видах режима. Правовая регламентация и содержание этих условий установлена ст.ст. 121, 123, 125, 127, 129, 131, 133 УИК.

Правовой механизм перевода осужденных из одних условий отбывания наказания в другие по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 120, 122, 124, 127, 130 и 132 УИК, устанавливает создание надлежащих комиссий исправительного учреждения, которые возглавляет начальник учреждения или одним из его заместителей. В комиссию включаются и представители основных служб учреждения. Часть 3 ст. 87 УИК определяет возможность участия в работе комиссий представителей органов местного самоуправления. УИК (ч. 4 ст. 87) дает осужденному право на обжалование решения комиссии, в том числе в случаях несогласия: а) с переводом в строгие условия отбывания наказания в исправительной колонии или б) при переводе на строгий режим в тюрьме. Общий порядок обжалования осужденными решений, связанных с нарушением их прав и законных интересов, регулируется ст. 15 УИК.

1.4 Понятие и виды условий отбывания наказания осужденными к лишению свободы

Реформы, проводимые в уголовно — исполнительной системе, потребовали изменений и в правой базы ее деятельности, главным образом в плане дальнейшей гумманизации порядка и условий отбывания наказаний, приведения их в соответствие с международными нормами и стандартами обращения с осужденными, с учетом социально-экономических условий жизнедеятельности внутри страны (когда многие нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ просто потеряли смысл при их буквальном применении; например, с установлением размеров расходования осужденными денег для приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости).

14 стр., 6670 слов

Альтернативные наказания (не связанные с лишением свободы): система и виды

... условиях. Для раскрытия этой цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть особенности построения системы наказаний в уголовном праве; определить место наказаний, не связанных с лишением свободы в системе наказаний; исследовать особенности системы альтернативных наказаний, ...

Россия, вступив в Совет Европы, приняла на себя обязательство последовательно осуществить в законодательстве и практике общепризнанные международные нормы, которые составляют юридическую основу деятельности мирового сообщества, и более того — положения, которые касаются обеспечения прав и свобод человека и гражданина. В связи с чем, осуществление принципа дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний принимает особое значение, потому что, в российском уголовно-исполнительном законодательстве нашел свое отражение один из руководящих принципов Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, суть которого в следующем: «Заключение и другие меры, изолирующие правонарушителя от окружающего мира, причиняют ему страдания уже в силу того, что они отнимают у него право на самоопределение, поскольку они лишают его свободы. Поэтому тюремная система не должна усугублять страдания, вытекающие из этого положения…» Маликов Б.З. Изоляция осужденных к лишению свободы: проблемы правового выражения и реализации. — Самара: Изд-во СЮИ ФСИН России, 2008. — с. 68..

Российская прогрессивная система исполнения лишения свободы представляет собой такую организацию исполнения уголовного наказания, при которой на основании уголовной и уголовно-исполнительной классификации осужденных в зависимости от динамики поведения происходит изменение их правового статуса либо в сторону увеличения количества правоограничений в рамках назначенного судом вида наказания, либо сокращения количества правоограничений вплоть до их качественного изменения или полной отмены. Составными элементами отечественной прогрессивной системы исполнения лишения свободы являются: меры поощрения и взыскания, изменение условий отбывания наказания, замена неотбытого наказания более мягким видом, условно-досрочное освобождение.

В статье 8 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными предусмотрено разделение осужденных по различным категориям, т.е. группирует осужденных к лишению свободы на сравнительно однородные категории в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, прошлых судимостей, пола, возраста и других особенностей личности осужденных.

Исключительность организации мест лишения свободы в России, ядро которых в настоящее время составляют: колонии-поселения, исправительные колонии общего, строгого и особого видов режима, воспитательные колонии, различные условия содержания в них осужденных, объективируют наличие четкого организационно-правового механизма изменения условий отбывания лишения свободы, как в пределах одного исправительного учреждения, так и путем изменения вида исправительного учреждения, а также институтов изменения правового положения осужденных в едином процессе ресоциализации таких лиц.

Одним из немаловажных положений, которые направлены на повышение эффективности исполнения наказания в виде лишения свободы, является закрепление в УИК РФ различных видов условий отбывания наказания в рамках конкретного исправительного учреждения. Следовательно, законодатель предопределил, что режим и условия отбывания наказания в исправительных учреждениях — разные правовые институты. Это подтверждается и тем, что вопросы режима и средств его обеспечения в ИУ регулируются гл. 12 УИК, а условия отбывания наказания в этих учреждениях — глава 13 УИК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 87 УИК в исправительных колониях установлены три вида условий отбывания наказания: обычные, облегченные и строгие. На основании ст. 132 УИК РФ в воспитательных колониях для несовершеннолетних устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия. В колониях-поселениях установлены единые условия отбывания наказания для всех категорий осужденных.

Устанавливая неодинаковые виды условий отбывания наказания, законодатель формирует нужную правовую базу для реальной уголовно-исполнительной объединения осужденных, которая довольно гибко может быть осуществлена в рамках каждой колонии. Надо заметить, что для осужденных, которые содержатся в тюрьмах, установлены два вида режима: общий и строгий (ч. 2 ст. 87 УИК РФ).

Условия содержания осужденных внутри каждого вида режима законодателем не объединены. В связи с чем, в данном случае словосочетания «виды условий отбывания наказания» и «виды режима» имеют идентичное содержание. На основании общего правила, все осужденные по прибытии в колонию первоначально направляются на обычные условия отбывания наказания, а потом в зависимости от поведения и по другим основаниям могут быть перемещены на облегченные или строгие условия. Условия содержания указанных видов отбывания наказания отличаются количеством свиданий, посылок, бандеролей, денег, расходуемых на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, которые предоставляются осужденным, а также степенью ограничений в свободе передвижения по территории колонии и за ее пределами.

Идея дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний большей частью обусловливает структуру и содержание Особенной части УИК и находит свое прямое выражение в нормах, которые регулируют основания и порядок применения средств исправления, одним из которых в соответствии с ч. 2 ст. 9, ч. 1 ст. 82 УИК является режим, а его составной частью — различные виды условий отбывания наказания, которые могут меняться на основании законодательства. Деятельность администрации исправительного учреждения по обеспечению дифференциации и индивидуализации исполнения наказания оказывает значительное воздействие на реализацию целей уголовного наказания, отображает сущность и содержание исправительного воздействия, задает его направление Перминов О.Г. Уголовно-исполнительное право: учебное пособие для вузов. — М.: Былина, 2011. — с.60.

Имеется возможность изменения вид исправительного учреждения в зависимости от поведения и отношения к труду осужденных к лишению свободы. Положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания:

  • а) из тюрьмы в исправительную колонию — по отбытии осужденными в тюрьме не менее половины срока, назначенного по приговору суда;
  • б) из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима — по отбытии осужденными в исправительной колонии особого режима не менее половины срока, назначенного по приговору суда;

— Позиция пункта «в» ч. 2 ст. 78 УИК РФ разрешает принятие судом по ходатайству осужденного, который содержится в связи с привлечением к уголовной ответственности по другому делу в следственном изоляторе, решения об изменении ему вида исправительного учреждения.

в) из исправительных колоний общего режима в колонию-поселение — по отбытии осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее одной четверти срока наказания;

  • г) из исправительных колоний строгого режима в колонию-поселение — по отбытии осужденными не менее одной трети срока наказания;
  • осужденными, ранее условно-досрочно освобождавшимися от отбывания лишения свободы и совершившими новые преступления в период оставшейся неотбытой части наказания, — по отбытии не менее половины срока наказания, а осужденными за совершение особо тяжких преступлений — по отбытии не менее двух третей срока наказания.

Срок отбывания наказания, который определен для изменения вида исправительного учреждения, исчисляется со дня заключения осужденного под стражу.

Не подлежат переводу в колонию-поселение:

  • а) осужденные при особо опасном рецидиве преступлений;
  • б) осужденные к пожизненному лишению свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок;
  • в) осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы;
  • г) осужденные, которые не прошли обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа;
  • д) осужденные, которые не дали согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение.

Осужденные, которые являются злостными нарушителями определенного порядка отбывания наказания, могут быть переведены:

  • а) из колонии-поселения в исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом;
  • б) из колонии-поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в исправительную колонию общего режима;

— в) из исправительных колоний общего, строгого и особого режимов в тюрьму на срок не свыше трех лет с отбыванием оставшегося срока наказания в исправительной колонии того вида режима, откуда они были направлены в тюрьму. Осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы, а также осужденные женщины переводу в тюрьму не подлежат.

Осужденным к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, которые уклонились от получения предписания, предусмотренного частью 1 статьи 75.1 УИК РФ, или не прибывшим к месту отбывания наказания в определенный в предписании срок, вид исправительного учреждения может быть изменен на исправительную колонию общего режима.

Суд осуществляет замену вида исправительного учреждения, что обозначает действительную возможность осужденного в зависимости от поведения и отношения к труду улучшить или, наоборот, ухудшить свое положение во время пребывания в исправительном учреждении. Во-первых, это можно выполнить в пределах одного исправительного учреждения по решению администрации, когда происходит изменение условий содержания путем перевода из одних условий отбывания наказания в другие, что не запрещает дифференцировать и индивидуализировать исполнение наказания, не прибегая к судебной процедуре.

Во-вторых, осужденный может быть переведен в другое исправительное учреждение, как с более легким режимом, так и с более строгим. Изменение вида исправительного учреждения обращено на стимулирование правопослушного поведения осужденных. В то же время нужно наличие нескольких компонентов, которые характеризуют личность осужденного. В основном, имеет значение поведение осужденного во время отбывания наказания и его отношение к труду и обучению.

Формальным признаком для улучшения положения осужденного — перевода в исправительное учреждение более мягкого режима — является отбытие осужденным установленной законом части срока наказания. Этот срок необходим для исправления осужденного, а также для изучения его поведения, которое указывает на готовность к исправлению.

Осужденному надо отбыть не менее половины срока наказания, которое назначено судом, для перевода из тюрьмы в исправительную колонию и из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима.

Осужденный, который отбыл не менее одной трети назначенного срока наказания, может быть переведен из исправительной колонии строгого режима в колонию-поселение. Причем не обязательно, чтобы осужденный находился в исправительной колонии строгого режима в облегченных условиях отбывания наказания.

Лица, которые отбывают наказание в колониях строгого режима, осужденные за совершение особо тяжких преступлений, для перевода в колонии-поселения должны фактически отбыть не менее двух третей назначенного по приговору срока наказания, а осужденные, ранее условно-досрочно освобождавшиеся от отбывания лишения свободы и, которые совершили новые преступления в период оставшейся неотбытой части наказания, — не менее половины срока наказания.

При переводе осужденного из исправительной колонии общего режима в колонию-поселение, он должен в обязательном порядке отбыть не менее одной четверти срока наказания. В то же время нужно, чтобы осужденный находился в исправительной колонии общего режима в облегченных условиях отбывания наказания.

Срок отбывания наказания, определенный для изменения вида исправительного учреждения, исчисляется со дня заключения осужденного под стражу.

Перевод осужденного из тюрьмы в исправительную колонию не может распространяться на осужденных, переведенных в тюрьму из исправительной колонии за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания. В отношении указанных лиц суд не назначает нового наказания, а только устанавливает, какую его часть осужденный будет отбывать в тюрьме.

Категорию осужденных, не имеющих право на перевод в колонию-поселение, объединяет высокая степень общественной опасности, это Зубарев С.М. Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций. — М.: Юрайт, 2012. — с.80:

1) осужденные при особо опасном рецидиве преступлений;

2) осужденные к пожизненному лишению свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок;

3) осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы;

4) осужденные, которые не прошли обязательного лечения, а также которым требуется специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа. Настоящий запрет взаимосвязан с тем, что осужденные, которые отбывают наказание в колонии-поселении, должны работать и за счет собственного труда на производственных объектах обеспечить свое проживание, а больным осужденным сделать это не под силу;

5) осужденные, которые не дали согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение. Такое положение направлено на защиту осужденного от неправомерных действий администрации, которая заинтересована по какой-либо причине в таком переводе (особенно когда речь идет о направлении осужденных в отдаленные и труднодоступные регионы страны, а также в колонии-поселения, специализирующиеся на заготовке и вывозе леса).

Законодателем предусмотрена и возможность перевода осужденного в исправительное учреждение с более строгими правоограничениями, что возможно в отношении лиц, которые признаны злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. Подобный перевод является стимулом правомерного поведения осужденных, исключает отрицательное воздействие злостных нарушителей на основную часть осужденных.

Правила признания осужденного злостным нарушителем учрежденного порядка отбывания наказания определены ст. 116 УИК.

Данная категория осужденных может быть переведена:

1) из колонии-поселения в исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом и где они ранее отбывали наказание;

2) из колонии-поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в исправительную колонию общего режима;

3) из исправительной колонии общего, строгого и особого режимов в тюрьму на срок не свыше трех лет с отбыванием оставшегося срока наказания в исправительную колонию того вида режима, откуда они были направлены в тюрьму.

Отметим, что законодателем не установлена вероятность обратного перевода осужденных из исправительной колонии строгого режима в исправительную колонию особого режима в случае злостного нарушения установленного порядка отбывания наказания после перевода этих лиц на более легкий вид режима.

Не могут переводиться в тюрьму за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания, осужденные женщины. Указанная норма включена в связи со вступлением России в Совет Европы и приведением российского законодательства в соответствие с международными нормами и стандартами, и направлена на дальнейшую гумманизации исполнения наказания в отношении осужденных женщин.

Не могут переводиться в тюрьму и осужденные к пожизненному лишению свободы и те осужденные, кому смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы. Такое положение установлено потому, что нет целесообразности данных переводов, так как условия отбывания наказания в исправительной колонии особого режима и условия отбывания наказания в тюрьме несущественно отличаются.

Изменение вида исправительного учреждения реализовывается по определению суда по месту отбывания наказания. Администрация исправительного учреждения подтверждает в представлении в суд данные о судимости осужденного, о назначенном и отбытом сроке лишения свободы, поведении в исправительной колонии и дает заключение о целесообразности изменения вида исправительного учреждения. В суд также направляется личное дело осужденного. Суд принимает решение о переводе, учитывая все обстоятельства.

Перевод из одних условий в другие в существенной мере воздействует на фактический объем прав осужденного и наравне с мерами поощрения и взыскания призван обеспечить необходимое стимулирующее воздействие. Впрочем, как показывают результаты прокурорского надзора, администрациями исправительных учреждений с малой интенсивностью и гибкостью используются возможности к стимулированию правомерного, социально активного поведения осужденных. Статистически данные свидетельствуют о том, что переводы осужденных в связи с изменениями условий в исправительных колониях малы.

Нам кажется, что причины достаточного редкого использования мер стимулирующего характера носят объективный характер. Одна из них — классификация осужденных в зависимости от степени исправления, не позволяющая обеспечить учет всех существенных социально-психологических факторов личности.

В группе осужденных, которые отбывают наказание в обычных условиях (на общем и строгом режиме), их почти 80%, могут быть выделены еще 1-2 подгруппы лиц в зависимости от степени исправления. У них еще не сложилась отчетливая тенденция к замене негативных установок, тем не менее, наряду с этим отсутствует безусловная ориентация на отрицание общепринятых социальных ценностей.

Меры, которые стимулируют позитивное поведение указанной категории осужденных, не применяются. Фактически они еще не достигли той степени исправления, когда может быть осуществлен перевод в облегченные условия, но они уже не являются злостными нарушителями. Отсутствие достаточно эффективных стимулов ведет к тому, что осужденные «застаиваются» в обычных условиях. По сведениям ФСИН России, из обычных в строгие и облегченные условия в исправительных колониях всех видов режимов в 2008 г. переведены только 9,4% (на общем режиме — 13,4%, на строгом — 8%, на особом — 7,9%)Маликов Б.З. Лишение свободы в России (теоретико-правовые проблемы сущности и целей наказания).

— Саратов: Саратовский юрид. институт МВД России, 2010. — с. 192. .

Причина такого положения дел — недостаточное нормативно-правовое регулирование института условий. Его сущность в Уголовно-исполнительном кодексе РФ, равно как и содержание принципа дифференциации, не раскрыта. Термин «дифференциация» употреблен дважды — в ст. 8 и в ч. 2 ст. 110 УИК РФ. Нормативное регулирование данного института обеспечивается главным образом в своей основе за счет процедурных норм, которые устанавливают порядок изменения условий.

Как видно из источников, в ходе прокурорских проверок установлено, что распределение осужденных по видам условий в исправительных колониях совершается скорее в зависимости от лояльности администрации колонии (в облегченных условиях — актив, в строгих — осужденные отрицательной направленности, в обычных — занимающие нейтральные позиции), чем от степени исправления.

Орган, который принимает решение по вопросу изменения условий отбывания наказания — это комиссия ИУ, которая возглавляется начальником учреждения или одним из его заместителей. В состав комиссии включаются сотрудники основных служб учреждения. В работе данной комиссии могут принимать участие представители органов местного самоуправления. Аналогичные комиссии создаются и в тюрьмах для решения вопроса о переводе осужденных с общего вида режима на строгий и со строгого на общий.

В целях обеспечения и защиты прав и законных интересов осужденных, которые отбывают наказание в виде лишения свободы, ч. 4 ст. 87 УИК предусматривает положение о том, что при несогласии осужденного с переводом на строгие условия отбывания наказания в исправительной колонии или на строгий вид режима в тюрьме, он вправе обжаловать решение о переводе в установленном законом порядке. При подаче жалобы исполнение решений администрации не приостанавливается, а в случае их отмены осужденные подлежат возвращению на те условия содержания, в которых они до этого находились Дроздов А.И. Классификация осужденных к лишению свободы при изменении условий содержания // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2008. — № 2. с. 34-35..

Основную часть содержания условий отбывания наказания в местах лишения свободы составляют специфические права осужденных и правила пользования ими. Это права осужденных на: приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости; получение посылок; пользование свиданиями и т.д. Содержание и объем этих прав, а значит, и правовой статус осужденного определяются в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством, видом режима ИУ и видом условий отбывания наказания в пределах конкретного учреждения. Посредством их установления законодатель регулирует правоограничение осужденных к лишению свободы.

Важную часть условий отбывания наказания составляют также материально-бытовое, медико-санитарное и иное социальное обеспечение осужденных к лишению свободы. Этот комплекс мер, направленных на обеспечение нормального функционирования ИУ и отбывания наказания осужденных в местах лишения свободы.

Вывод: Под условиями отбывания наказания понимают совокупность социально-бытовых прав и ограничений, с помощью которых осуществляется дифференциация осужденных в пределах одного исправительного учреждения с целью решения задач уголовно-исполнительного законодательства.

На основании ч. 1 ст. 87 УИК в исправительных колониях установлены 3 вида условий отбывания наказания: обычные, облегченные и строгие. В соответствии со ст. 132 УИК в воспитательных колониях для несовершеннолетних устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия. В колониях-поселениях установлены единые условия отбывания наказания для всех категорий осужденных.

Устанавливая неодинаковые виды условий отбывания наказания, законодатель создает необходимую правовую базу для реальной уголовно-исполнительной дифференциации осужденных. Для осужденных, содержащихся в тюрьмах, устанавливаются два вида режима: общий и строгий (ч. 2 ст. 87 УИК).

По общему правилу все осужденные по прибытии в колонию вначале направляются на обычные условия отбывания наказания, а затем в зависимости от поведения и по другим основаниям могут быть переведены на облегченные или строгие условия.

Основаниями для перевода из более строгих условий содержания в менее строгие служат: отбытие определенного срока наказания на более строгих условиях; добросовестное отношение к труду и отсутствие взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания.

Основанием для перевода осужденного из менее строгих условий в более строгие служит признание осужденного злостным нарушителем. Конкретные основания переводов осужденного из одних условий в другие регулируются ст. 120, 122, 124, 127, 130, 132 УИК РФ.

Изменение условий отбывания наказания в пределах одной исправительной колонии обеспечивает реализацию принципа дифференциации и индивидуализации исполнения наказания и стимулирует правопослушное поведение осужденных.

Органом, который решает вопросы об изменении условий отбывания наказания, является комиссия ИУ, возглавляемая начальником учреждения или одним из его заместителей. В состав комиссии включаются сотрудники основных служб учреждения. В работе данной комиссии могут принимать участие представители органов местного самоуправления. Аналогичные комиссии создаются и в тюрьмах для решения вопроса о переводе осужденных с общего вида режима на строгий и со строгого на общий.

Основаниями для перевода из более строгих условий содержания в менее строгие служат: отбытие определенного срока наказания на более строгих условиях; добросовестное отношение к труду и отсутствие взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания.

Основанием для перевода осужденного из менее строгих условий в более строгие служит признание осужденного злостным нарушителем.

Конкретные основания переводов осужденного из одних условий в другие регулируются ст. 120, 122, 124, 127, 130, 132 УИК.

Глава 2. Режим исполнения (отбывания) наказания

2.1 Понятия и функции режима

Режим в исправительном учреждении — это установленный законом и соответствующими нормативными актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, который обеспечивает охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (ст. 82 УИК).

В уголовно-исполнительном законодательстве впервые дано определение этого понятия, хотя в теории науки этой отрасли права оно было сформулировано достаточно давно Нарышкина H.H. Функционирование тюрем в условиях реформирования УИС (организационный и теоретический аспекты).

— Рязань: Академия права и управления ФСИН России, 2008. — с. 22..

Значение законодательного определения режима состоит в том, что оно четко очерчивает его правовые основы, содержание и признаки, а также основные требования, которые предъявляются к его организации. Оно служит связующим звеном между такими категориями уголовно-исполнительного права, как условия и порядок исполнения наказания (ч. 2 ст. 9, ч. 1 ст. 82 УИК) определяет его место в системе средств исправления осужденных, а также круг субъектов и участников правоотношений, связанных с исполнением данного вида наказания. Наконец, законодательное определение режима обусловливает предмет и объем правового регулирования общественных отношений, которые возникают по поводу и в связи с исполнением лишения свободы.