Совершенствование законодательства о режиме в исправительных учреждениях

В Российской Федерации активно проводится правовая реформа, в том числе реформа законодательства, регулирующего исполнение наказаний. Основными ее этапами являются принятие Уголовного кодекса Российской Федерации (1996 г.) и Уголовно–исполнительного кодекса Российской Федерации (1997 г.), урегулировавшего исполнение и отбывание всех наказаний, закрепленных в ст. 44 УК РФ, а также иных мер уголовно–правового характера.

Принятие Уголовно–исполнительного кодекса РФ позволило не только расширить предмет правового регулирования, но и кодифицировать ранее действовавшие разнородные правовые акты, регулирующие исполнение различных видов наказания. Напомню, что до 1 июля 1997 г. исполнение и отбывание наказания регулировали законодательные акты бывшего СССР и РСФСР, а именно: Положение о дисциплинарном батальоне Вооруженных Сил СССР, Исправительно–трудовой кодекс РСФСР, Положение о порядке и условиях исполнения в РСФСР наказаний, не связанных с мерами исправительно–трудового воздействия на осужденных, секретная инструкция МВД СССР о порядке исполнения смертной казни и другие довольно многочисленные нормативные правовые акты министерств и ведомств.

Уголовно–исполнительный кодекс РФ закрепил важнейшее положение уголовно–исполнительной политики Российского государства о направленности законодательства и практики его применения на решение задачи первостепенной важности, а именно на нравственное совершенствование личности осужденного, его исправление. Достижение именно этой цели, при всех трудностях воспитательного процесса, позволяет с большой степенью вероятности рассчитывать на правопослушное поведение осужденного во время отбывания наказания, и после освобождения от него. Именно поэтому Уголовно – исполнительный кодекс РФ расширил границы применения основных средств исправления осужденных, установив, что они применяются практически в каждом наказании.

Принятие Уголовно–исполнительного кодекса РФ явилось не только этапом правовой реформы, но и одновременно стимулятором ее продолжения и углубления. В соответствии с нормами Уголовно-исполнительного кодекса были приняты многочисленные нормативные правовые акты в сфере исполнения наказания, этот процесс еще продолжается.

Новый Уголовно-исполнительный кодекс РФ не только устранил целый ряд пробелов и недостатков, свойственных предшествующему Исправительно–трудовому кодексу РСФСР 1970 г., но и в целом значительно расширил сферу законодательного регулирования исполнения уголовных наказаний, повысил ее качественный уровень.

3 стр., 1120 слов

Уголовный кодекс РСФСР 1922 года

... случайно уже в Уголовном кодексе 1922 года был изменен порядок предоставления условно-досрочного освобождения, а в последующие годы ряд декретов ВЦИК РСФСР об условно- ... Уголовного кодекса повлекло необходимость преобразования в области исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы и в 1922-1923 годах разработку Исправительно-трудового кодекса. Разделы : 1.Причины разработки кодекса. ...

Новейший этап реформы уголовно–исполнительного законодательства и права связан с реализацией Россией рекомендаций Совета Европы, принятых при вступлении в эту организацию в 1996 г. В соответствии с ними с 1 сентября 1998 г. уголовно – исполнительная система МВД России, исполнявшая наказания в отношении подавляющего числа осужденных, была передана в ведение Министерства юстиции РФ. Таким образом был сделан еще один шаг по гуманизации системы отбывания наказания, обеспечению ее демилитаризации и соответствия условиям демократического гражданского общества.

Только в 1997 г. утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, Положение о дисциплинарной воинской части, Положение об уголовно – исполнительных инспекциях, Примерное положение о попечительском совете воспитательной колонии и др.

Все эти изменения активизировали поиск путей повышения эффективности уголовно–исполнительной системы, ее дальнейшего развития в соответствии с интересами общества. С этой целью был принят ряд федеральных законов, внесших существенные изменения в порядок и условия отбывания наказания. Среди них следует назвать Федеральный закон от 9 марта 2001г. № 25 – ФЗ, положения которого были направлены на сокращение численности осужденных в местах лишения свободы, гуманизацию условий отбывания наказания. Для деятельности уголовно – исполнительной системы имеют значение положения Уголовно–процессуального кодекса, Трудового кодекса, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ряда подзаконных нормативных правовых актов.

Вопросы исполнения наказаний, на мой взгляд, не в достаточной мере освещены в существующей научной литературе: мало учебных пособий, монографий по рассматриваемой области, в основном научный анализ проблем проводиться в научных статьях а в специализированных журналах.

Теоретической основой для написания данной работы послужили труды таких авторов как Кириллов М.А., Зубарев С.В., Стручков Н.А., Селиверстов В.И., Южанин В.В.

1. Объектом исследования выступают правоотношения, связанные с исполнением наказания в виде лишения свободы.

2. Предметом исследования являются нормы права, регламентирующие режим отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Целью данной дипломной работы является теоретический анализ режима в исправительных учреждениях. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить понятие режима в исправительных учреждениях;

2) проанализировать режим в исправительных учреждениях и его основные требования;

3) охарактеризовать содержание режима в исправительных учреждениях;

4) рассмотреть особенности изменение условий содержания осужденных к лишению свободы во время отбывания наказания;

5) проанализировать проблемы совершенствования законодательства исполнения уголовного наказания.

В основу конкретной методологии положены специальные методы познания: формально-логический, сравнительно правовой, исторический, статистический, системный подход к рассматриваемым проблемам.

24 стр., 11507 слов

Особенности режима отбывания наказания

... бандеролях, определяется правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими. 33. Особенности режима отбывания наказания в тюрьмах. Условия отбывания лишения свободы (ЛС) в тюрьмах: 1. Осужденные к ЛС ... исправительное учреждение по месту освобождения осужденной. 39. Режим особых условий в ИУ. Меры безопасности и основания применения оружия. Режим особых условий в исправительных ...

Указанные выше цели и задачи исследования обусловили структуру выпускной квалификационной работы, которая состоит из настоящего введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ РЕЖИМА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

1.1. Понятие режима в исправительных учреждениях

Под режимом в исправительных учреждениях понимается установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса).

В уголовно-исполнительном законодательстве впервые дано определение этого понятия, хотя в теории науки этой отрасли права оно было сформулировано достаточно давно. Значение законодательного определения режима состоит в том, что оно четко очерчивает его правовые основы, содержание и признаки, а также основные требования, предъявляемые к его организации. Оно служит связующим звеном между такими категориями уголовно-исполнительного права, как порядок и условия исполнения и отбывания наказания (ч. 2 ст.9, ч. 1 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), определяет его место в системе средств исправления осужденных, а также круг субъектов и участников правоотношений, связанных с исполнением данного вида наказания. Наконец, законодательное определение режима обусловливает предмет и объем правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу и в связи с исполнением лишения свободы.

Принципиальным является положение, сформулированное в ч.1 ст.82, о том, что режим в исправительных учреждениях устанавливается федеральным законом, иные нормативные правовые акты, определяющие те или иные элементы режима, должны соответствовать закону, т.е. Уголовно-исполнительному кодексу. Это положение предопределяет иерархию норм, регулирующих режим, их соподчиненность, устанавливает компетенцию соответствующих органов по принятию нормативных правовых актов, регулирующих отдельные правила режима (см.ч.3,4,6,7 ст.83,ч.2 ст.84,ч.2 ст.86 Уголовно-исполнительного кодекса и др.).

Режим отражает сущность и содержание наказания, поскольку в нем выражается кара, т.е. совокупность применяемых к осужденным правоограничений. Одновременно режим устанавливает правила поведения всех субъектов и участников правоотношений, их права и обязанности, возникающие по поводу исполнения и отбывания наказания. Нормы режима обеспечивают порядок реализации правоограничений, прав и обязанностей соответствующих субъектов и участников процесса исполнения и отбывания наказания.

Наконец, нормы режима создают необходимые предпосылки для применения к осужденным других средств исправления (ч.2 ст.82 Уголовно-исполнительного кодекса), а также для предупреждения совершения преступления и иных правонарушений, как осужденными, так и иными лицами (ч.1 ст.83, ч.1 ст.84).

37 стр., 18135 слов

Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях

... исправительной колонии осужденные к лишению свободы могут находиться в обычных облегченных и строгих условиях отбывания наказания предусмотренных видом режима данной колонии. В свою очередь глава 16 УИК определяет особенности условий отбывания наказания в исправительных ...

Таким образом, в сферу воздействия режима лишения свободы включены осужденные, отбывающие указанный вид наказания, администрация исправительных учреждений, администрация предприятий и организаций, где работают осужденные, представители общественных объединений, участвующие в исправлении осужденных и осуществляющие контроль за исправительными учреждениями; должностные лица государственных органов, посещающие эти учреждения и участвующие в уголовно-исполнительном производстве; граждане, находящиеся на объектах исправительных учреждений и территориях, прилегающих к ним. Согласно ст.14 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», администрация этих учреждений имеет право требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством и Правилами внутреннего распорядка.

В этой связи важное правовое значение имеет территориально сфера действия правил, устанавливаемых режимом. Согласно ч.6 ст.82 УИК их действие распространяется на прилегающие к исправительному учреждению территории, на которых установлены режимные требования. На этих территориях администрация вправе производить досмотр лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы. Кроме того, УИК допускает предоставление осужденным длительного свидания с проживанием вне территории колонии (ч.1 ст.89), права проживания за пределами колонии при переводе на облегченные условия (ч.3 ст.121) и льготные условия в воспитательных колониях (ч.4 ст.133).

При проживании осужденных за пределами исправительных учреждений также устанавливаются режимные требования.

Таким образом, правила режима необходимо разделять не только по субъектам воздействия, но и по применению в пространстве.

Согласно ч.2 ст.82 Уголовно-исполнительного кодекса режим создает условия для применения других средств исправления осужденных. С этих позиций необходимо выделять нормы, определяющие условия и порядок применения к осужденным таких средств исправления, как привлечение их к труду, воспитательным мероприятиям, общеобразовательному обучению и профессиональной подготовке. В правилах режима содержатся такие нормы, определяющие порядок материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных.Самостоятельное значение имеют нормы режима, регламентирующие предупреждение преступлений и иных правонарушений как со стороны осужденных во время отбывания ими наказания, так и иных лиц. Они включают правила охраны и надзора за осужденными, применения мер безопасности, проведения различных профилактических мероприятий.

Нормы режима лишения свободы (с точки зрения их содержания) направлены на обеспечение реализации следующих его функций: карательной, воспитательной, обеспечивающей, социального контроля (профилактической) .Карательная функция реализуется путем установления различных правоограничений осужденным в процессе отбывания наказания. Они охватывают сферу их субъективных гражданских прав и свобод, определяемую изоляцией от общества. Это, прежде всего, касается социальных связей осужденных (свидания, получения посылок, передач, бандеролей, телефонных разговоров и т.д.).

Однако эти правоограничения не всеохватывающие, так как не вторгаются во все субъективные права (например, имущественные, семейные, трудовые), но вместе с тем определяют специфику их реализации (например, права, обеспечивающие свободу совести осужденных, право на информацию).Карательная функция реализуется путем изоляции осужденных то общества, которая состоит в том, что они находятся под охраной, передвигаются под конвоем. Не допускается общение осужденных вне установленных правил с лицами, находящимися на свободе. Поэтому им запрещено нарушать границы жилых и производственных объектов, выходить без разрешения администрации за пределы изолированных участков. Однако физическая изоляция осужденных носит относительный характер. Осужденным предоставляются свидания и телефонные переговоры, краткосрочные выезды за пределы мест лишения свободы, они ведут переписку. Степень изоляции осужденных существенно снижается в связи с использованием ими средств массовой информации, что обеспечивает постоянное духовное воздействие общества на осужденных с целью возвращения их к полезной деятельности. Как говорится в ст.61 Минимальных стандартных правил, «в обращении с заключенными следует подчеркивать не их исключение из общества, а то обстоятельство, что они продолжают оставаться его членами».Карательная функция режима выполняет задачу защиты общества, поскольку наказание служит средством самозащиты общества и его граждан. В Минимальных стандартных правилах (ст.58) указывается, что «целью и оправданием приговора к тюремному заключению или вообще к лишению свободы является, в конечном счете, защита общества». Однако указанная функция должна иметь ограниченный характер. На определенном уровне возрастание карательного воздействия режима способно создавать сложности для успешной реализации его воспитательной функции.

4 стр., 1715 слов

Классификация осужденных к лишению свободы

... России. В 1920-х годах в основу законодательных актов о классификации заключенных и системе исправительно-трудовых учреждений легли учение В.И. Ленина о диктатуре пролетариата, о задачах советского ... свободы на срок свыше трех лет за тяжкие преступления — в колониях усиленного режима; осужденным за особо опасные государственные преступления7 либо ранее отбывавшим наказание в виде лишения ...

Воспитательная функция режима осуществляется несколькими способами. Во-первых, путем реализации кары, поскольку принуждение воспитывает человека, приучает его к дисциплине, соблюдению правил отбывания наказания. Комплекс правоограничительных и правоустанавливающих мер, в которых выражается кара, формирует дисциплину воздержания или торможения. Таким образом, режим понуждает осужденных к общественно полезному поведению, к правопослушанию. Во-вторых, воспитательная функция осуществляется путем установления и реализации правил поведения, не являющихся по своей природе карательными. Так, в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений устанавливаются правила поведения осужденных во время работы и отдыха, которые, в частности, включают требование бережно относиться к имуществу, добросовестно — к труду и учебе, быть вежливыми между собой и в обращении с сотрудниками исправительных учреждений, содержать в чистоте жилые и служебные помещения, рабочие места, одежду,соблюдать правила личной гигиены и т.д. . В-третьих, воспитательная функция реализуется путем создания необходимых правовых предпосылок, содействующих успешному применению средств исправительного воздействия.Обеспечивающая функция режима — правовая опора для реализации всего комплекса средств воспитательного и профилактического воздействия на осужденных, поскольку процесс исправления имеет принудительный характер. Режимные требования определяют порядок привлечения осужденных к труду и его организацию, специфику проведения общеобразовательного обучения и профессиональной подготовки, культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы. Нормы режима устанавливают порядок материально-бытового обеспечения осужденных (порядок размещения в общежитии), медико-санитарного обслуживания (порядок оказания осужденным медицинской помощи).Если карательная и воспитательная функция режима касаются только осужденных, то обеспечивающая функция направлена и на других субъектов, в частности граждан находящихся на территории и объектов исправительных учреждений, а также территориях, прилегающих к ним.Так, ст. 14 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» предоставляет право администрации исправительных учреждений требовать не только от осужденных,но и от иных лиц исполнения обязанностей и соблюдения правил внутреннего распорядка .Функция социального контроля (профилактическая) направлена на предупреждение совершения преступлений и иных правонарушений, как осужденными, так и иными лицами, находящимися на территории и объектах исправительных учреждений и прилегающих к ним территориях. Она сложна и многообразна.Применительно к осужденным функция социального контроля распространяется на трудовую сферу деятельности осужденного, его образ жизни в быту и на поведение в общественных местах. Основные формы такого контроля – государственный надзор за осужденными, установление специальных правил в период отбывания наказаний. Реализация социально-контрольной функции режима неразрывно связана с его воздействием на правовой статус осужденных. Прежде всего, установления контроля неизбежно влечет за собой определенное ограничение их субъективных прав и установление дополнительных обязанностей. Социальный контроль включает оценку поведения осужденных на основе применения позитивных (мер поощрения) или негативных (мер взыскания) санкций. Чем строже режим отбывания ими наказания, тем интенсивнее реализуется социально-контрольные функция.Применительно к иным гражданам, находящимся в исправительных учреждениях и его объектах, а также на прилегающих к нему территориях, социально-контрольная функция режима направлена на обеспечение соблюдение ими внутреннего распорядка, правил взаимоотношений с осужденными. Администрации предоставляется право осуществлять контроль за соблюдением режимных требований, применять по отношению к нарушителям предусмотренные законом меры воздействия, составлять протоколы об административных право нарушениях, проводить административные задержания и применять другие меры. Часть 6 ст. 82 УИК предоставляет администрации право подвергать досмотру производственные объекты, а также вещи и одежду лиц, входящих на эти объекты. Это право администрации распространяется на прилегающие к исправительному учреждению территории.

4 стр., 1560 слов

История развития уголовно-исполнительного права

... Советский период уголовно-исполнительного права продолжался с 1917 по 1993 гг. Основными положениями, исходя из которых началась трансформация пенитенциарного права в исправительно-трудовое, были благородные идеи об исправлении осужденных - главной ...

1.2. Содержание режима в исправительных учреждениях

Содержание режима лишения свободы определяется его основными функциями и включает совокупность правил, обеспечивающих или регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания данного вида наказания. Их можно условно разделить на три основные группы: правила, относящиеся

1) к персоналу исправительных учреждений;

2) к осужденным;

3) к иным гражданам, находящимся в исправительных учреждениях или прилегающих к ним территориях.

Правила, относящиеся к персоналу исправительных учреждений, регламентируют его обязанности и права в сфере режима. К ним относятся правила по обеспечению изоляции осужденных, безопасности, соблюдению внутреннего распорядка, реализации прав осужденных и выполнению ими своих обязанностей, предупреждению и пресечению с их стороны преступлений и иных правонарушений.

11 стр., 5229 слов

Уголовно-исполнительная система. Виды исправительных учреждений

... осужденным помощи в социальной адаптации; управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями. 1.2 Принципы деятельности уголовно-исполнительной системы Деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав ...

Изоляция от общества означает принудительное помещение осужденного на основании вступившего в законную силу приговора суда (ст. 7 Уголовно-исполнительного кодекса) в исправительное учреждение соответствующего вида, лишение его права свободного передвижения и ограничение социальных связей. Степень изоляции зависит от вида исправительного учреждения, где осужденный отбывает наказание. Максимальная изоляция от общества имеет место в тюрьмах и колониях особого режима, минимальная – в колониях – поселениях. Степень изоляции зависит от поведения осужденного. Она может снижаться (перевод на облегченные условия, предоставления права на передвижение без конвоя или без сопровождения, проживания осужденных в не колонии, выезды за пределы мест лишения свободы) или усиливаться путем водворения в штрафной изолятор, перевода в помещение камерного типа и т.д.

Изоляция осужденных осуществляется путем наружной охраны и надзора за ними. Охрана в исправительных учреждениях обеспечивается специальными подразделениями . Надзор за осужденными ведется службой безопасности исправительного учреждения. Он проводится в жилых помещениях и на производстве, в учебных помещениях, библиотеке, столовой, клубе, во время проведения воспитательных мероприятий.

На указанную службу возложены обязанности производства обысков помещений и осужденных, досмотры их вещей, посылок и передач. Она осуществляет контроль за нахождением осужденных в жилых и производственных помещениях, пресекает с их стороны правонарушения.

В Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» детально урегулированы правила по обеспечению правопорядка и безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений, граждан, находящихся на их территории . Согласно ст. 14 указанного Закона администрации предоставлено право: контроля за соблюдением режимных требований на объектах исправительных учреждений и прилегающих к ним территориях; применения к правонарушителям предусмотренных законом мер воздействия и принуждения; административного задержания; досмотра и обыска осужденных и иных лиц, их вещей, транспортных средств на объектах исправительных учреждений и прилегающих к ним режимных территориях; изъятия запрещенных вещей и предметов.

Внутренний распорядок в исправительных учреждениях включает: порядок приема осужденных; правила их поведения во время работы и отдыха; перечень работ и должностей, на которых запрещается использование осужденных; перечень и количество предметов и вещей, которые они могут иметь при себе;порядок изъятия предметов, запрещенных к использованию; правила производства проверок свиданий, приема и вручения осужденным посылок, передач, бандеролей и корреспонденции, а также перечень и количество продуктов питания и предметов первой необходимости, разрешаемых к продаже осужденным.

Как видно из приведенного перечня, правила, определяющие внутренний распорядок, в первую очередь адресованы администрации исправительных учреждений, поскольку она несет ответственность за состояние законности и правопорядка в этих учреждениях.

Внутренний распорядок в исправительных учреждениях детализируется в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемых Министерством юстиции РФ и согласованных с Генеральной прокуратурой РФ. В них подробно расписаны все элементы внутреннего распорядка, детализируется обязанности и права администрации исправительных учреждений, обязанности и права осужденных, определяются процедуры их реализации. Необходимо подчеркнуть, что Правила внутреннего распорядка не создают новые материальные нормы (это компетенция Кодекса), а формулируют процедурные нормы, основная задача которых – детально регламентировать механизм реализации правовых предписаний, обеспечивающих порядок исполнения и отбывания наказания.

12 стр., 5836 слов

Уголовно-исполнительное законодательство

... формирования уголовно-исполнительного законодательства России; рассмотрение системы и задач уголовно-исполнительного законодательства; рассмотреть структуру и классификацию норм уголовно-исполнительного законодательства. Империческую основу работы составляют: Конституция РФ, международные нормативно правовые акты, Кодексы, ...

Важное значение для реализации режима исполнения наказания имеет нормативное обеспечение использования осужденными своих прав и выполнения, возложенных на них обязанностей, так как декларирование субъективных прав само по себе не создает условий для их использования. Поэтому многие статьи Уголовно-исполнительного кодекса, а также все нормы Правил внутреннего распорядка определяют порядок реализации прав осужденных. Так, ст. 96 Уголовно-исполнительного кодекса устанавливает условия и порядок передвижения осужденных без конвоя и сопровождения, т.е. определяет материальные нормы и процедуры их применения. Статьи 89 и 92 Уголовно-исполнительного кодекса предусматривают право осужденных на свидания и телефонные переговоры, соответственно в Правилах внутреннего распорядка определена процедура предоставления свиданий и телефонных разговоров. То же самое можно сказать о праве осужденных на получение посылок, передач, бандеролей (ст. 90 Уголовно-исполнительного кодекса).

Такие же правила действуют в отношении выполнения осужденными своих обязанностей. За нарушение требований режима к ним применяются меры взыскания (ст. 115 Уголовно-исполнительного кодекса), а в предусмотренных законом случаях – физическая сила, специальные средства и оружие (глава V Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в идее лишения свободы»).

Самостоятельную группу правил, обеспечивающих режим исполнения наказания, составляют нормы, направленные на предупреждение и пресечение и иных правонарушений со стороны осужденных. Их можно разделить на две основные категории: профилактические и пресекающие.

Большинство норм главы 13 Уголовно-исполнительного кодекса (ст. 82-86) по своему содержанию – профилактические. К ним относятся те из них, в которых зафиксированы запрещение использовать в местах лишения свободы деньги и ценные вещи, приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету.

Правила по организации контроля за осужденными направлены на профилактику преступлений и иных правонарушений. К ним относятся нормы, обеспечивающие надзор за осужденными, производство, обысков, досмотров и цензуру корреспонденции.

Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений устанавливают процедурные нормы профилактического характера: порядок изъятия у осужденных предметов, не разрешенных к использованию, порядок проверки наличия осужденных.

Правила, обеспечивающие пресечение преступлений и иных правонарушений, со стороны осужденных, сосредоточены в ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса, регулирующий оперативно-розыскную деятельность в исправительных учреждениях, правила, предусмотренные ст. 85 Уголовно-исполнительного кодекса. Устанавливают основания и порядок введения режима особых условий в этих учреждениях. В Законе РФ «Об учреждения и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы» (ст. 26) персонал исправительных учреждений обязывается принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений. Глава 9 указанного Закона полностью посвящена порядку применения физической силы, специальных средств и оружия.

14 стр., 6593 слов

Кража по Уголовному кодексу Республики Казахстан

... которые необходимо выполнить в процессе работы: рассмотреть теоретические подходы к составу преступления кража; провести комплексный юридический анализ преступления, предусмотренного ст. 175 Уголовного кодекса РК, рассмотреть квалифицированные виды кражи, а также изучить ...

Правила отбывания наказания осужденными можно подразделить на правила, регулирующие поведение осужденных, устанавливающие распорядок дня, правила, обеспечивающие реализацию предоставленных им прав и выполнения, возложенных на них обязанностей, правила определяющие применение к ним средств исправительного воздействия, обеспечивающие социальную защиту осужденных.

Правила, регулирующие поведение осужденных и распорядок дня в конкретном исправительном учреждении, определяют образ их жизни во время отбывания наказания.

Нормы права устанавливают приобретение осужденными продуктов питания и предметов первой необходимости (ст. 88 Уголовно-исполнительного кодекса).

Обязательное условие реализации этого права: деньги должны быть заработаны трудоспособными осужденными в местах лишения свободы. Исключение делается для осужденных, получающих пенсии и социальные пособия (ч. 1 ст. 88 Уголовно-исполнительного кодекса).

Кроме заработанных, осужденные могут расходовать дополнительные средства на сумму, размер которой определяется видом исправительного учреждения, где они отбывают наказание (ст. 121, 123, 125, 131, 133 Уголовно-исполнительного кодекса).

Например: в колонии общего режима они могут ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в объеме трех минимальных размеров оплаты труда (п. «а» ч. 1 ст. 121 Уголовно-исполнительного кодекса), а при переводе на облегченные условия содержания – без ограничения.

Для осужденных беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, эта сумма также не ограничена (ч. 5 ст. 88 Уголовно-исполнительного кодекса).

Кроме того, неограничен размер средств, разрешенным для расходования инвалидами I и II групп, лицами, находящимися в лечебных исправительных учреждениях (ч. 6 ст. 88 Уголовно-исполнительного кодекса).

Для осужденных перевыполняющих нормы выработки или образцово выполняющих установленные задания, работающих в экстремальных условиях труда, органы власти субъектов РФ могут повысить размер средств, разрешенных для расходования (ч. 4 ст. 88 Уголовно-исполнительного кодекса).

Весьма важное нововведение Уголовно-исполнительного кодекса – предоставление осужденным права расходовать средства в последующие месяцы, если они не были реализованы в текущем месяце.

Учитывая большое воспитательное значение приобщения осужденных к обучению, а также к чтению, им разрешается получать в посылках, передачах и бандеролях, а также без ограничения приобретать за счет средств, имеющихся на лицевых счетах, литературу через книготорговую сеть, письменные принадлежности, подписываться на газеты и журналы. Осужденному разрешается иметь при себе не более 10 экземпляров книг или журналов (ст. 95 Уголовно-исполнительного кодекса).

Осужденным запрещается получение, приобретение, хранение и распространение изделий, пропагандирующих войну, разжигание национальной и религиозной вражды, культ насилия или жестокости, изданий порнографического характера, а также подписка на них.

Ассортимент продуктов питания и предметов первой необходимости, разрешаемых к продаже, устанавливается Правилами внутреннего распорядка. Он состоит из продовольственных товаров, имеющихся в местной торговой сети. Более существенно осужденные ограничиваются в покупке промышленных товаров. Они могут приобретать в основном одежду, головные уборы, обувь, туалетные и канцелярские принадлежности и т.д.

Таким образом, сумма средств, которую осужденные могут использовать на личные нужды, зависит от вида исправительного учреждения, где они отбывают наказание, поведения, условий труда и состояния здоровья.


1