История развития уголовно-исполнительного права

Дальнейшим развитием идей демократизма и гуманизма стало Уголовное Уложение 1903 г., предусматривающее следующую новую систему наказаний: смертная казнь, каторга, ссылка на поселение, заключение в исправительном доме, заключение в крепости, заключение в тюрьме, арест, денежный штраф.16

Смертная казнь приводилась в исполнение путем непубличного повешения. Такая процедура свидетельствовала об исключении цели публичного устрашения процессом казни.

Каторга могла быть применена бессрочно либо на срок от четырех до пятнадцати лет. Приговоренные содержались в каторжных тюрьмах или за ее пределами и подвергались тяжелым принудительным работам.

Заключение в исправительный дом применялось на срок от полутора до шести лет, заключение в крепости — на срок от двух до шести лет, а в тюрьме — от двух недель до одного года. Арест назначался на срок от одного до шести месяцев.

Исполнение денежного штрафа могло быть отсрочено или рассрочено на срок до одного года.

Развитие уголовно-исполнительного законодательства Российской империи продолжало осуществляться путем внесения изменений и дополнений в Уставы о содержащихся под стражей и ссыльных, в тюремные инструкции и иные источники.

Ко времени свержения монархии и Октябрьской революции 1917 г. пенитенциарная политика и право России получили дальнейшее развитие и впитали целый ряд прогрессивных демократических идей.17

Таким образом, к началу советского периода истории была создана законченная отечественная теория и законодательная основа уголовно-исполнительного права.

2 Создание уголовного и исполнительно-трудового законодательства в СССР, Советский период уголовно-исполнительного права продолжался с 1917 по 1993 гг.

Основными положениями, исходя из которых началась трансформация пенитенциарного права в исправительно-трудовое, были благородные идеи об исправлении осужденных — главной цели наказания и общественно полезном труде как ведущем средстве исправления.

Основные руководящие идеи советской уголовной и исправительно-трудовой политики того времени были отражены в разделе «О наказаниях» судебного пункта программы РКП(б), принятой VII съездом правящей коммунистической партии в 1919 г.18

В этом документе, а также в ряде работ В.И. Ленина и его соратников предусматривались отказ от наказаний, не совместимых с достоинством человека; усиление воспитательной стороны наказания; введение общественного порицания; замена лишения свободы принудительным трудом с проживанием на дому; замена тюрем воспитательными учреждениями; введение товарищеских судов для некоторых категорий рабочих и в армии.19

3 стр., 1154 слов

Заключение к реферату по уголовному праву

... этого требуется обращение к нормам Общей части. Таким образом, соотношение двух частей уголовного права можно определить через единство диалектических категорий «общее» и «особенное». Заключение Уголовное право – одна из ... соответствующую содеянному, но и внимательно изучить положения Общей части, поскольку само по себе причинение вреда, даже очень существенного, не всегда свидетельствует о ...

Эти и другие принципы, программные установки ускорили нормотворческую деятельность нового государства, в частности создание уголовного и исправительно-трудового законодательства. Такая деятельность отнюдь не находилась в стороне от развития пенитенциарного дела в мире, а вполне соответствовала международным тенденциям. Первые нормы Советского государства в области определения и исполнения уголовных наказаний появились уже в конце 1917 — начале 1918 гг. Они содержались в ряде общих и специальных уголовно-правовых декретов и обращений Совета Народных Комиссаров, съездов Советов народных депутатов, ВЦИК РСФСР, Совета рабочей и крестьянской обороны (например, Временная инструкция о лишении свободы как о мере наказания и о порядке отбывания такового 1918 г., Декрет Совнаркома РСФСР «Об учреждении распределительных комиссий» 1919 г., «Положение об общих местах заключения» 1921 г. и др.).20

Система мест лишения свободы состояла из общих мест заключения (тюрем), воспитательно-карательных реформаториев и земледельческих колоний (в основном для несовершеннолетних и молодежи), испытательных заведений для лиц, в отношении которых имеются основания для послабления режима или досрочного освобождения, карательно-лечебных заведений и тюремных больниц. В условиях развернувшейся в России гражданской войны и интервенции правительством определялась необходимость защитить Советскую республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях принудительных работ.

В 1922 г. был введен в действие Уголовный кодекс РСФСР, исходя из которого впоследствии был разработан и в 1924 г. принят первый в истории России единый кодифицированный акт уголовно-исполнительного характера — Исправительно-трудовой кодекс.21 В соответствии с его положениями места заключения трансформировались в направлении от тюрем к исправительно-трудовым учреждениям и подразделялись на три группы:

а) учреждения для применения мер социальной защиты исправительного характера (дома заключения, исправительно-трудовые дома, трудовые колонии — сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные, изоляторы специального назначения, переходные исправительно-трудовые дома);

б) учреждения для применения мер социальной защиты медико-педагогического характера: трудовые дома для несовершеннолетних и трудовые дома для несовершеннолетних право нарушителей из рабоче-крестьянской молодежи;

4 стр., 1694 слов

Доклад: Лишение государственных наград и почетного звания как ...

... уголовным законодательством. Но они не содержат четкой регламентации назначения и исполнения дополнительных наказаний, в том числе и в виде лишения специального, воинского или почетного звания ... с лишением свободы: штраф, исправительные, обязательные работы, лишение права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, ...

в) учреждения для применения мер социальной защиты медицинского характера: колонии для психически неуравновешенных, туберкулезных и других больных заключенных, институты психиатрической экспертизы, больницы и т.п.

Подготовка и принятие открытых систематизированных документов, доступных для каждого гражданина, являлось величайшей заслугой отечественных юристов. Их мысль была на уровне передовых идей своего времени. Правовые акты такого уровня проработанности и цивилизованности имелись тогда далеко не в каждой из стран Европы.

Первые уголовно-исполнительные акты общего и военно-специального характера сформулировали идеи и принципы политики государства в области исполнения наказаний, которые не утратили своего значения до настоящего времени, дошли до нас и составляют методологическую основу современного пенитенциарного законодательства Российской Федерации.

Последующий этап охватывает время принятия и действия Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г., исправительно-трудовых кодексов союзных республик, в том числе нового ИТК РСФСР 1933 г.22

Тридцатые годы характеризуются началом все более превалирующей тенденции к возрастанию уголовной репрессии и отступлению от основанного на законе судебного порядка их применения на основе политического тезиса об усилении классовой борьбы.23

Период с конца 30-х по начало 50-х годов отмечен детерминируемыми культом личности нарушениями законности: исправительно-трудовое право фактически перестает действовать, в особенности в период Великой Отечественной войны, законодательная регламентация исполнения наказаний оказалась заменена закрытыми для общественности ведомственными нормативными актами административного характера, а преподавание этого предмета было надолго исключено из учебных программ юридических учебных заведений.

Следующий исторический этап характеризуется восстановлением правовых начал регулирования отечественных уголовно-исполнительных отношений, возрождением исправительно-трудового права на базе мер по укреплению законности в деятельности правоохранительных органов

В конце 50-х — начале 60-х гг. XX века принимается целый блок Основ законодательства СССР и союзных республик в сфере борьбы с преступностью, вводятся в действие новые Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР.24

На их основе принимаются меры по улучшению деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы, разрабатываются и утверждаются новые законодательные акты пенитенциарного характера: общесоюзные, республиканские, военные: Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик 1969 г., Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 г., Положение о дисциплинарном батальоне 1957, 1961, 1966, 1983 гг.25

К середине 80-х годов в СССР образовались фактически две ветви законодательства, регулирующего исполнение уголовных наказаний: исправительно-трудовое законодательство и законодательство об исполнении наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных.

16 стр., 7824 слов

Виды наказаний, связанных с ограничением свободы в российском законодательстве

... уголовных наказаний, образующих альтернативу лишению свободы, прежде всего института ограничения свободы, не позволяют признать проблему решенной. Сложившееся на основе ранее действовавшего законодательства определение наказания, основывающегося на ограничении свободы, ... суд. Согласно ст.118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Поэтому наказуемость виновного ...

Объективно встал вопрос о создании единой, кодифицированной, обоснованной на общей теоретической базе отрасли законодательства, — уголовно-исполнительного. Началась работа по созданию соответствующих законопроектов, завершившаяся уже после распада СССР и образования СНГ принятием и введением в действие с 1997 г. принципиально новых Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов России, дальнейшей разработкой соответствующих модельных кодексов в рамках межпарламентской ассамблеи Содружества Независимых Государств.

С ликвидацией СССР и принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. советский период истории отечественного права завершается.

3 Уголовно-исполнительное право на современном этапе

Дальнейшее развитие уголовно-исполнительного права продолжает осуществляться в рамках новой российской государственности.

После принятия Конституции Российской Федерации 1993 г.26 начался процесс приведения российского законодательства в соответствие с ее нормами. Затронул он и сферу правового регулирования исполнения уголовных наказаний.

Так, ст. 71 Конституции Российской Федерации устанавливает, что в ведении Российской Федерации находится уголовное; уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство. Указанный подход законодателя предполагал осуществление перехода от исправительно-трудового к уголовно-исполнительному закону.

Введение в действие новой Конституции активизировало проводимую одновременно с формированием проекта нового Уголовного кодекса России работу над проектом приходящего на смену Исправительно-трудовому Уголовно-исполнительного кодекса.

Существенным шагом в реформировании рассматриваемой сферы положило принятие федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»27 , который отменил действовавшие ранее общесоюзные «Положение о предварительном заключении под стражу» и «Положение о порядке кратковременного содержания лиц, подозреваемых в совершении преступления». Данный федеральный закон отделил правовой статус содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений от правового статуса лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Это позволило продвинуться по пути выполнения Россией взятых международных обязательств по демократизации системы уголовной юстиции.28

13 января 1996 г. Президент Российской Федерации одобрил Концепцию реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России на период до 2005 г. Концепция содержала комплекс организационно-правовых, социально-экономических, психолого-педагогических и иных мер по приведению деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, в соответствие с требованиями Конституции Российской Федерации, потребностями надежно обеспечить права и законные интересы осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. По существу в ней нашла отражение идеология реформирования уголовно-исполнительной системы России на кратчайшую и отдаленную перспективу.29

12 стр., 5962 слов

Органы ФСБ в системе правоохранительных органов Российской Федерации

... судов и других федеральных правоохранительных органов), кроме того, п.«о» этой же статьи определяет, что в исключительном ведении Российской Федерации находятся судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, гражданское, гражданско-процессуальное ...

В целях обеспечения применения вновь принятого Уголовного кодекса Российской Федерации30 в декабре 1996 года был принят федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР в связи с принятием Уголовного кодекса Российской Федерации».31

В законе излагались вытекающие из содержания Уголовного кодекса России, согласованные с текстом проекта Уголовно-исполнительного кодекса положения, адаптирующие Исправительно-трудовой кодекс к действию в условиях реализации нового уголовного законодательства.

Перед началом разработки нового кодекса выявились две основные группы недостатков законодательства, регулирующего исполнение уголовных наказаний: во-первых, ошибки и упущения, содержащиеся в правовых нормах, и, во-вторых, отсутствие единого правового акта, объединяющего исправительно-трудовое законодательство и законодательство об исполнении наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных. Встал вопрос о создании единой отрасли законодательства, объединенного общей теоретической базой, — уголовно-исполнительного права.