Объявляется заранее; воспитанники в процессе подготовки получают необходимую информацию. В ходе дискуссии каждый имеет право

Дипломная работа

Современный мир претерпевает сложные и стремительные изменения. Научно-технический и социальноэкономический прогресс, политические изменения в государственном устройстве, развитие быстрых способов коммуникации приводят человечество к новому этапу его развития и влияют на формирование сознания молодежи.

В массовом сознании молодежи происходят изменения в представлениях о границах допустимого и недопустимого в социальном поведении, о правилах и нормах поведения в обществе.

В нашей стране, негативная динамика массового правосознания, нарастание правовой безграмотности и нигилизма молодежи происходит на фоне отсутствия правового образования студентов, как в общеобразовательных учреждениях, так и в профессиональных.

В настоящее время еще не сложилась система правового воспитания в образовании, построенная на учете психологических факторов влияющих на формирование правосознания в подростковом и юношеском возрасте. На сегодняшний день не учитывается разрушительное воздействие средств массовой информации, которые зачастую пропагандируют ценности и нормы поведения, способствующие противоправному поведению молодых людей.

Формирование будущего специалиста, его профессиональное и личностное становление происходит в процессе нравственной, социальной и профессиональной деятельности. Нравственные ценности отражают смысл жизни, образ жизнедеятельности человека, место человека в общественной жизни и его статус.

Все это влечет повышенные требования к правосознанию будущих специалистов. От этого уровня зависит их социально-правовая, гражданская активность, готовность к участию в деле укрепления законности и правопорядка.

Традиционно в истории человечества, молодежь и студенчество являлись наиболее активной частью общества. Их стремление к изменениям, недовольство своей социально-экономической позицией, несформированные нравственные ценности совместно с низким уровнем правосознания может привести социум к глобальным потрясениям.

В связи с этим изучение сознания и правосознания студентов является в настоящее время актуальным направлением в психологии.

Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных психологов и правоведов, таких как Г.В. Акопов, А.Г. Белобородов, В.Л. Васильев, JI.C. Выготский, А.В. Головченко, Г.Х. Ефремова, Н.А. Корниенко, А.Н. Леонтьев, В.М. Минияров, Ю.И. Новик, В.М. Обухов, Л.И. Петражицкий, Н.Н. Полянский, А.Р. Ратинов, Р.К. Русинов, Ю.В. Чуфаровский, Д.А. Ягофаров, Н.Н. Ярушкин.

5 стр., 2207 слов

Современные формы и методы правового воспитания молодёжи: проблемы и цели

... форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения. Кваша А.А. определяет правовое воспитание ... экономические изменения оказывают на уровень и качество правового сознания студенческой молодежи, на повышение ее правовой ...

Актуальность темы и проблематика исследования обусловили выбор темы: формирование правового сознания студентов средствами психологического тренинга.

Объект исследования: правовое сознание студентов.

Предмет исследования: психологический тренинг как средство формирования правового сознания студентов.

Цель исследования: изучение эффективности формирования правового сознания студентов средствами психологического тренинга «Взрослые шаги» (Егорова О.В. и др. Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям»).

Для достижения цели были выделены следующие задачи: 1. Провести анализ методологических основ изучения правового сознания. 2. Обосновать теоретическую модель правового сознания: структуру, функции и факторы, влияющие на его формирование. 3. Рассмотреть особенности правового сознания студентов. 4. Провести формирующее экспериментальное воздействие на правосознание студентов средствами психологического тренинга. 5. Выявить связи между компонентами правового сознания личности, и между показателями самооценки и уровнем притязания личности с компонентами правосознания.

База исследования: в исследовании приняли участие 30 студентов департамента психологии третьего курса института социальных и политических наук и 30 студентов третьего курса института гуманитарных наук и искусств ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» г. Екатеринбург.

Гипотезы исследования: 1. Психологический тренинг, основанный на когнитивно — поведенческом подходе, является эффективным средством формирования правового сознания студентов. 2. Компоненты правового сознания (знание права, отношение к праву в целом, отношение к институтам права, правовые установки, правовая активность и непредубежденность) коррелируют между собой и с показателями самооценки и уровнем притязания.

Методики исследования:  методика «Анализ компонентов правового сознания» (Р.Р. Муслумов);  методика «Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан».

Методы математической статистики:  критерий Колмогорова-Смирнова;  t-критерий Стьюдента;  коэффициент корреляции Пирсона;  однофакторный дисперсионный анализ.

Теоретическая значимость представленного исследования обусловлена необходимостью анализа и структурирования существующей информации по теме формирования правового сознания личности.

Практическая значимость проведенного исследования обусловлена возможностью использования примененных средств диагностики и тренинга в целях повышения эффективности мероприятий, направленных на формирование правового сознания молодежи.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из следующих частей: введения, двух глав, заключения, списка литературы (70 источников) и приложений, включающих в себя бланки применявшихся методик.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ

1.1 Методологические основы изучения правового сознания

Теоретическое осмысление проблемы формирования правового сознания в высших учебных заведениях с методологических позиций предполагает определение таких понятий как «сознание», «право», «правовое сознание». В тоже время требуется прояснить структуру правосознания, характеризовать составляющие эту структуру компоненты, определить критерии их сформированности, а также выявить и осмыслить систему факторов, способствующих формированию правосознания молодых людей.

59 стр., 29424 слов

Исследование особенностей формирования ассортимента и экспертиза ...

... Вьетнаме и других странах. Актуальность темы Целью данной выпускной квалификационной работы является: исследование особенностей формирования ассортимента и экспертиза качества образцов кофе. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи : Провести ...

При рассматривании сущности правового сознания вначале требуется остановиться на анализе понятий «сознание» и «право».

Термин «сознание», действительно, является одним из самых сложных и спорных терминов наук, изучающих его и в целом поведение человека. Как объект изучения, сознание давно перешагнуло узкие рамки отдельных наук или даже отраслей знаний, став предметом исследования самых разных наук от кибернетики и физики, до антропологии и философии (Г.В. Акопов, JI.C. Выготский, В. Вундт, Л. Витгенштейн, К. Гембель, Декарт, Д. Девидсон, А.Н. Леонтьев, Д. Льюис, Платон, К. Поппер, С. Прист, Ю.Т. Плейс, Г. Райл, Г. Фехнер, Т. Хондрих, Дж. Холтон, К. Ясперс и др.) [48].

Пользуясь терминологией концепции тематического анализа Дж. Холтона [60], можно сказать, что сознание стало «тематическим ядром», связывающим многие направления гуманитарного знания и образует с каждым из них специфические предметные роли, категориальные и операциональные связи. Различные науки изучают свой определенный круг выделенных ими феноменов сознания, функций сознания в определенном аспекте, используя собственные методологические построения, требования к научности и достоверности [12].

Представляется логичным начать анализ с рассмотрения определения «сознания» данного различными исследователями сознания.

Наиболее подробное определение понятия сознания можно найти у Л.С. Выготского. Согласно его работам, «Сознание представляет собой сложное системное образование, обладающее культурно-исторической природой знаковых и символических средств, имеющее как различные уровни, так и формы репрезентации мира субъекту, в котором реальность отражается через призму присвоенного человеком общественного опыта» [16].

Сознание является высшим уровнем отражения действительности.

Представляет интерес система взглядов Л.С. Выготского на сознание. Он пишет о том, что сознание – это рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. Сознание не дано изначально и не порождается природой, сознание порождается обществом, оно производится [16].

Следовательно, логично предположить, что сознание является результатом индивидуального развития каждого человека, в том числе развития произвольности в поведении, в планировании и контроле результатов труда, производных от включения в деятельность человека всех психических процессов.

Такие представления Л.С. Выготского о сознании позволило А.Н. Леонтьеву рассматривать сознание как открывающуюся субъекту картину мира, в которую включен и он сам, и его действия, и состояния. Понимание сознания через призму качественных особенностей психики человека, проявляющихся в его деятельности, объясняет отношение человека к субъективной действительности, опосредованное всеобщими формами общественно–исторической деятельности людей [33].

Такая точка зрения, позволила С.Л. Рубинштейну определить появление сознания, как возможность самоотчета, самоконтроля, самооценки человека в условиях общественного поведения [52].

3 стр., 1390 слов

Оценка экологического состояния среды и последствий деятельности человека

... или социальные потери, возникшие в результате нарушения природоохранного законодательства, хозяйственной деятельности человека, стихийных экологических бедствий, катастроф. Ущерб проявляется в виде потерь природных, трудовых, материальных, финансовых ресурсов в народном ...

Г.В. Акопов в своей работе «Социальная психология образования» [3] дает подробный анализ различных научных представлений о сущности сознания. Вот некоторые из них:

  • Сознание психологически представляет собой, с этой точки зрения, как бы внутреннее свечение, которое бывает ярким или помраченным, или даже угасает совсем, как, например, при глубоком обмороке. Поэтому оно может иметь только чисто формальные свойства;
  • их и выражают так называемые психологические законы сознания: единства, непрерывности, узости и тому подобное.

Сознание – это особое психическое пространство, «сцена» (К. Ясперс).

Сознание может быть условием психологии, но не ее предметом (П. Наторп).

Хотя его существование представляет собой основной и вполне достоверный психологический факт, оно не поддается определению и выводимо только из самого себя. Сознание бескачественно, потому что оно само есть качество – качество психических явлений и процессов; это качество выражается в их представленности субъекту. Качество это не раскрываемо, оно может только быть или не быть. Общая черта всех выше приведенных взглядов – это акцент на психологической бескачественности сознания.

Несколько иная точка зрения у представителей французской социологической школы (Э. Дюркгейм, М. Хальбвакс и др.).

Психологическая бескачественность сознания здесь сохраняется. По мнению представителя французской школы – Дюркгейма Э. осознание понимается как плоскость, на которую проецируются понятия, концепты, составляющие содержание общественного сознания. Этим сознание отождествляется со знанием: сознание – это «сознание», продукт общения знаний [23].

С точки зрения Б.Г. Ананьева, «сознание как психическая деятельность есть динамическое соотношение чувственных и логических знаний, их система, работающая как единое целое и определяющая каждое отдельное знание. Эта работающая система есть состояние бодрствования человека, или, другими словами, специфически человеческая характеристика бодрствования и есть сознание». По Ананьеву, сознание выступает как составная часть эффекта действия. Изначальными проявлениями сознания являются восприятие и переживание ребенком результатов своего собственного действия. Постепенно начинают осознаваться не только эффекты действий, но и процессы деятельности ребенка. Результат действия становится связанным с самим действием. Развитие сознания индивидуума происходит в процессе перехода от осознания отдельных моментов действия к целенаправленной планомерной деятельности. При этом все состояние бодрствования становится сплошным «потоком сознания», который переключается с одного вида деятельности на другой. «Сознание как активное отражение объективной действительности есть регулирование практической деятельности человека в окружающем его мире» [7].

По мнению Л.М. Веккера, сознание в широком смысле охватывает высшие уровни интеграции когнитивных, эмоциональных и регуляционноволевых процессов, В более узком смысле сознание представляет собой итог интеграции когнитивных и эмоциональных процессов.

По мнению ряда авторов (например, представителей трансперсональной психологии), возможен выход человека за пределы индивидуального сознания.

Каждый акт сознания редко может быть либо только познанием, либо только переживанием, либо только отношением, наиболее часто он включает все эти компоненты. При этом степень выраженности каждого из этих компонентов бывает очень различна. Поэтому, «применяя так сказать, математический подход», каждый акт сознания можно рассматривать как отсчет в системе координат этих трех психологических категорий. Сознание является продуктом и результатом деятельности системы, которая включает в себя не только мозг, но и индивида, и общество. Важнейшим свойством таких систем является возможность создания недостающих им функциональных органов, своего рода новообразований, которые в принципе невозможно привести компонентам исходной системы.

12 стр., 5567 слов

Ы по медицине Умственная деятельность и способы развития интеллектуальных ...

... с ним возникшая в совместной трудовой деятельности речь, явилась существенным стимулом развития человеческого мозга и сознания. Органом сознательной деятельности человека является кора больших полушарий, поэтому главным ... объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания сенсорного (внешнего). ...

Принцип единства сознания и деятельности является одним из основополагающих принципов советской психологии. Впервые он был сформулирован С.Л. Рубинштейном в 1933 году: «…Психические свойства личности и ее поведение, сознание и деятельность человека включаются как звенья, как стороны в единый процесс, в котором причина и следствие непрерывно меняются местами. Таков для нас подлинный смысл положения о единстве сознания и деятельности» [52].

В дальнейшем эта проблема разрабатывалась в трудах А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Б.Г. Ананьева и др. Согласно их исследованиям и выводам, психика и сознание представляют собой побудительную, регулирующую, ориентирующую и контролирующую часть деятельности, сама же деятельность есть единство двух компонентов психического: отражательнопобудительного (внутреннего) и исполнительного (внешнего) [33].

Психологические характеристики сознания:  рефлексивная способность, представляющая собой готовность сознания к познанию других психических явлений и даже самого себя;  мысленное представление и воображение действительности. При этом в сознании отражаются не абсолютно все и не случайные, но лишь основные, важные, характеристики событий и явлений. Сознание почти всегда связано с использованием для обозначения осознаваемого специальных слов-понятий, своего рода терминов, которые указывают, отображают общие и различительные свойства отражаемого класса событий, явлений;  способность сознания к коммуникации, представляющую собой способность к передаче с помощью языка и других знаковых систем другим людям того, что осознает владелец сознания.

Сознание существует и в словесной и в образной форме.

Основные свойства сознания:

1. Сознание как высшая ступень развития психики отличается, прежде всего, таким свойством, как способность познавать общее и существенное в действительности. «Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов». Зная общее, человек практически может решить каждую частную задачу. Дедуктивный метод познания является наиболее простым для освоения человеком и дает прекрасные результаты.

Опираясь на знание закономерности, можно предвидеть наступление того или иного события. Накопление знаний общего и существенного создает науку – эту, по словам И.П. Павлова, высшую ориентировку в действительности и в нас самих». Наука, искусство, культура (в широком смысле слова) составляют общественное сознание [43].

Личное и общественное сознание находятся, по Гегелю, в диалектическом единстве. Сознание индивида не исключительно отражает его бытие, но является результатом предварительно приобретения знаний, накопленных обществом. В тоже время, общественное сознание формируется в результате творческой деятельности отдельных личностей и масс. И по большому счету невозможно до конца выяснить, личности ли определяют общество или это общество имеет решающее влияние на каждую личность. Проблема «курицы и яйца» в рассматриваемом случае окончательно не решена.

7 стр., 3335 слов

Европейский суд по правам человека

... были образованы два органа – Европейская комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека, которые наделены полномочиями по рассмотрению жалоб, как государств, так и ... основанием условно разделены на 3 периода. Фрагмент работы для ознакомления 35 (п. 4)”В Конвенции, ... видно из этой нормы, участие государства в качестве третьей стороны может быть осуществлено по праву, но с учетом ...

2. Сознание проявляется не только в обобщенном знании объективной действительности, но и в определенном отношении к ней. «Там, где — существует какое-нибудь отношение, — писали К. Маркс и Ф. Энгельс, — оно существует для меня; животное не «относится» ни к чему и вообще не «относится»; для животного его отношение к другим не существует как отношение».

Таким образом, человек выделяет себя из природы, проявляет известную автономию, избирательно реагирует на события, оценивая их некоторым индивидуальным способом. Отношение человека к различным явлениям и событиям, имеют когнитивный или оценочный характер, а также и характер эмоциональный, могут быть в форме в форме переживаний, эмоций. Практически всегда сознательные отношения имеют интеллектуально-эмоциональный характер.

3. Сознание проявляется в творческой способности человека. Способность к творчеству является главнейшим и пока единственным достоверно признаваемым достаточным признаком существования сознания. Животные не способны к творчеству. В тоже время последние эксперименты с приматами показали признаки наличия у них сознания именно на основании этого критерия. Некоторые исследователи признают наличие сознания на уровне 4-5 летнего ребенка у некоторых высших приматов, в частности у некоторых шимпанзе и орангутангов.

Подход человека и животного к жизни на планете кардинально различаются. Животное стремится приспособиться к внешним условиям, человек в тоже время стремится эти условия изменить и приспособить под свои потребности.

4. Важнейшим свойством сознания является его подотчетность. Человек отдает себе отчет о своих намерениях и переживаниях, о мыслях и ощущениях, следовательно, сознание включает не только знание внешнего, но и знание себя, т. е. сознание, выступает и в форме самосознания. Благодаря подотчетности человек может регулировать свои силы, поправлять и совершенствовать себя [43].

Иными словами, человек ставит цель, контролирует свои действия, оценивает результат действий.

В структуре сознания выделяют следующие компоненты:  познавательные процессы, то есть совокупность знаний об окружающем нас мире;  различие субъекта и объекта, то есть того, что принадлежит «я» человека и «не-я»;  обеспечение целеполагающей деятельности человека;  определенное отношение к внешней среде, то есть наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях [4].

Наиболее существенными психологическими характеристиками сознания являются:  рефлексивная способность, то есть готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя;  мысленное представление и воображение действительности. При этом в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений;  способность сознания к коммуникации, то есть передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем.

Важным условием развития сознания в связи с этим является отражение в сознании индивидуума общественных отношений и места, занимаемого им в обществе, иными словами сознание общественно по своей природе, оно возникает, функционирует, развивается как компонент практической деятельности общественного человека [4].

4 стр., 1543 слов

Конвенция о правах человека. Конвенция о правах человека и биомедицине ...

... практику современной биомедицины «Конвенция о защите прав человека и достоинства человеческого существа в связи с использованием достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине», и ОСК РПЦ? ... медицины" оккультно-магической практики, подвергающее волю и сознание людей воздействию демонических сил. Каждый человек должен иметь право и реальную возможность не принимать тех ...

Представляется, что можно согласиться с мнением В.И. Молчанова, пишущего, что сознание, в свою очередь, улучшает приспособленность человека к внешнему миру, так как формирует внутренний план деятельности человека, его программу. Именно в сознании синтезируются динамические модели действительности, при помощи которых человек ориентируется в окружающей физической и социальной среде [38].

Сознание определяет предварительную мысленную модель действий, предвидя их последствия, обладает способностью отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и в окружающем мире, осуществляя этим самым управление поведением человека [4].

Осознанная, целесообразная и произвольная регуляция поведения человека возможна благодаря тому, что у него формируется внутренняя модель внешнего мира. В рамках этой модели осуществляется мысленное манипулирование, она позволяет сопоставлять текущее состояние с прошлым и не только намечать цели будущего поведения, но и отчетливо их представлять. Так реализуется предусмотрительность — прогнозирование последствий поступков до их совершения — и осуществляется поэтапный контроль за приближением к цели путем минимизации различия между реальным и желаемым положением вещей [4].

Усвоение человеком необходимых социальных норм и включений их в систему внутренних регуляторов личности наиболее эффективно протекает в ходе общения и взаимодействия людей в нормативной ситуации и выработке коллективных нормативных решений в ходе совместной групповой деятельности. В этих случаях нормы непосредственно интегрированы с условиями деятельности и успешным достижением групповых и общественных целей [12].

Кроме того, они подкрепляются действенными коллективными санкциями, которые называются правом.

Право как самостоятельный институт общества возникает тогда, когда внутри общества происходит процесс дифференциации ранее единых социальных норм на религиозные, моральные, технические, а также там, где возникает и обособляется политическая власть [12].

В историческом контексте понятие «право» призвано отражать политические, экономические, социальные и культурные особенности, характерные для того или иного общественного образования. В общем случае под таким общественным образованием разумеется государство.

В 19 веке в мировую юридическую систему вошли политические нормы и политические ценности. Как и другие нормативные системы, право либо отражает и закрепляет уже сложившиеся в рассматриваемом обществе отношения, хоть бы и общечеловеческого свойства, либо оно признает допустимыми или даже обязательными такие социально полезные варианты поведения, которые не носили до того времени массового характера. Таким образом, право можно уверенно назвать продуктом способа социальной организации общества [50].

Понятие о праве возникло в каменных пещерах, когда первый пещерный человек принес шкуру и тушу убитого оленя домой и стал вопрос – кто получит лучший кусок. На всем протяжении развития человечества шли споры и дискуссии о природе, сущности, свойствах права.

Возникновение – же современного научного представления о праве датируется началом 19 века. Хотя споры по этому вопросу продолжаются и по сию пору, но можно представить главные концепции права, предлагаемые юристами – теоретиками. Согласно Р. Пэнто и М. Гравитц существуют две основные теоретические концепции, противостоящие друг другу.

10 стр., 4601 слов

Право и организация социального обеспечения

... свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового развития общества и государства. Право на социальную защиту - признанная ... министерствами. Одним из направлений деятельности органов соцобеспечения стало участие в создании благотворительных фондов. ... и в первую очередь социального законодательства по вопросам социальной защиты. Совокупность норм, определяющая эту деятельность, впервые ...

Одна из них рассматривает норму права как ничем не отличающуюся от других социальных норм, и стремятся сблизить их. Согласно этой теории, всякая социальная норма, достигшая определенной степени эффективности, есть норма права для тех групп или слоев социальной среды, которые ее признают и в принципе соблюдают. Эта концепция расширительно толкует сферу правовых норм. Вся совокупность социальных норм оказывается в праве, и понятие нормы права теряет всякую специфику. Тем не менее, эта теория напоминает о том, что норма права составляет неразрывное целое с социальной средой, одним из составных элементов которой она является [49].

Другая теория не видит в норме права, какой — либо социальный элемент и придает ей лишь регулятивный, нормативный характер. Основатель этой теории австрийский профессор права Г. Кельзен не отрицает существование других «порядков» человеческого поведения (мораль, религия и подобное) наряду с «правовым порядком». По его мнению, нормы права – специфически социальная техника, цель которой состоит в том, чтобы люди соблюдали желательное социальное поведение под страхом принуждения, репрессии же применяются в случае противоправного поведения. Отсюда и его вывод: «Нормы права суть нормы, которыми устанавливаются санкции». Правовые нормы независимы от того социального поведения, которое они предписывают. Соблюдение или не соблюдение предписанного ими правового поведения не должно затрагивать действительности этих норм. Наоборот, если норма всегда соблюдается, она перестает быть нормой, ибо превращается в констатацию существующего положения вещей. Таким образом, Г. Кельзен противопоставляет систему правовых норм и прочие системы социальных норм. В теории права это деление называют делением на нормативное и естественное право.

Нормативное право у нас исторически получило большее распространение, нежели естественное, поскольку последнее подразумевает независимость права от сознания и воли людей. На самом деле, подводят итог Р. Пэнто и М. Гравитц, «золотая середина» состоит в глубокой связи социальных, но внеправовых норм, с нормами правовыми, при которых вторые выступают как наслоение, как особый аспект первых. «Правовая норма – это социальная норма плюс специфический элемент юридического свойства» – заключают они [49].

В современной юриспруденции термин “право” используется в нескольких смыслах.

Правом называют: 1. Социально-правовые притязания людей. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами (Р.З. Лившиц, Т. Пейн, Т. Джефферсон, Ж. Руссо, Гроций, Л.С. Явич).

2. Под понятием «право» понимается система юридических норм. Это право в объективном смысле, ведь нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц (В.В. Лапаева, Д.А. Керимов, В.П. Казимирчук, В.Н. Кудрявцев, Н.В. Коркунов, В.А. Туманов).

3. Также этим термином означают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо. В данном случае речь идет о праве в субъективном смысле, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу — субъекту права (С.А. Токарев, А.И. Першиц, А. Меркель, Б. Чичерин, А. Элькин).

2 стр., 943 слов

Механизм социальной защиты в Республике Беларусь

... В Республике Беларусь одобрена Правительством Концепция реформы системы пенсионного обеспечения с целью увеличения размеров получаемых пенсий. В настоящее время проблемы в пенсионном обеспечении обусловлены не только нормами ... пожилых людей. В двух медучилищах действуют студенческие отряды милосердия; 4. Социальное обслуживание Социальная работа с пожилыми людьми и инвалидами строится в соответствии ...

4. Этот термин используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин “правовая система» (Е.Ю. Артемьева, Б.В. Поршнев, Г. Кельзен, Д. Остин, Н.Г. Швыдак).

Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения [47].

Представляются верными труды Ю.В. Чуфаровского, который определяет право как «не только совокупность социальных норм, но также совокупность практических отношений, складывающихся в соответствии с этими нормами и относящихся к группе идеологических общественных отношений» [63].