Земля и другие природные ресурсы являются важнейшими для человечества объектами материального мира и имеют важное экономическое и социальное значение, исследуются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях.
Земельное законодательство – это основа в системе управления и регулирования земельными ресурсами во всех сферах общественной жизни. От успешного развития именно земельного законодательства, включающего Земельный кодекс, во многом зависит результат хозяйствования в целом, а, в конечном счете – благополучие общества и каждого его члена.
В настоящее время идет интенсивный процесс создания, совершенствования и освоения норм и правил земельных отношений нового типа, основанных на многообразии форм собственности на землю, в том числе частной собственности, строгом учете земельных ресурсов и прав на них, а также защите прав собственников и пользователей земельными участками.
Конституционное признание земельных участков объектами частной собственности, тем самым – объектами имущественного оборота, нашло отражение и в принятом 25 октября 2001г. Земельном кодексе Российской Федерации, который закрепил доминирующую роль частной собственности и ввел коммерческий оборот земель. Особенности оборота земельных участков обусловлены тем, что земельное законодательство исходит из признания многофункционального значения земли. Земля рассматривается, с одной стороны, как объект публичных отношений, направленных на удовлетворение общественных интересов, что основано на представлениях о земле как о важнейшей составной части природной среды и природном ресурсе, используемом в качестве средства производства и основы осуществления хозяйственной деятельности на территории России; с другой стороны, земля является объектом частноправовых отношений, направленных на обеспечение имущественных интересов граждан, выступая в этом случае в качестве недвижимого имущества.
Вместе с тем земельные отношения регулируются и нормами гражданского права, играющими преимущественно роль правового регулирования частных отношений: земельных сделок между гражданами, взаимоотношений между гражданами, владеющими земельными участками на разных титулах, защиты прав.
Сферу частного в использовании земель представляют земли, принадлежащие гражданам, что и вызывает необходимость в выделении их в особый институт по правовому режиму и более его детальном изучении.
Собственность и право собственности (2)
... (п.2 ст.1 и п.1 ст.9 ГК). Однако поскольку указанный признак в отношении права собственности закреплен специально (п.2 ст.209 ГК), задача состоит в том, чтобы выявить ... доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику. Среди основных видов собственности Законы называют землю, ...
Целью данной дипломной работы является: исследование и изучение действующего земельного законодательства в свете нового Земельного кодекса Российской Федерации в сфере правового регулирования такого института земельного права, как права граждан на землю; сравнительный анализ Гражданского и Земельного кодексов Российской Федерации, предметом анализа являются права граждан на землю в разрезе Земельного кодекса Российской Федерации: право частной собственности, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования, сервитут, аренда.
Права граждан на земельные участки можно рассматривать с двух позиций: как юридический факт, на основании которого возникает правообладание земельным участком, и как совокупность правомочий в отношении владения, пользования и распоряжения землей. Именно с этих основных позиций характеризуются права граждан на земельные ресурсы в настоящей работе. Специально анализируются основания возникновения и прекращения, прав на землю. Особое внимание уделено праву частной собственности, как наиболее полному имущественному праву на землю; сервитутам, получающим все большее распространение с закреплением частной собственности на земельные участки; аренде земель.
В работе также освещаются вопросы правового регулирования оборота земельных участков, совершения сделок с землей; вопросы государственной регистрации прав граждан на недвижимость (земельные участки) и сделок с ним, как гаранта устойчивости оборота земель со стороны государства путем применения элементов публично-правового регулирования.
В первой главе данной дипломной работы излагаются исторические моменты развития законодательства о правах граждан на землю, правовая основа, ход и итоги современных земельных преобразований, позволяющие определить причины возникновения тех или иных прав на землю, закономерности развития земельного законодательства и выявить тенденцию последующего развития земельных отношений
большей части территории России, и подворное землевладение – на западе страны. При обеих формах землевладения хозяйствующей единицей и субъектом права землевладения на отдельных полосах являлся крестьянский двор как семейно – трудовое объединение. Крестьянской земли, находящейся в личной собственности в то время почти не было.1
Дальнейшее законодательство до реформы Столыпина особых качественных изменений в правах крестьян на землю не внесло. Законодательство 1863 года ограничивало права крестьян в вопросах передела залога и отчуждения земли с тем, чтобы укрепить и ускорить выплату выкупных платежей.
Радикальные изменения земельного строя России, прежде всего в направлении разрушения общины связывавшей свободное развитие крестьянских хозяйств, были осуществлены после революции 1905 года. Основанием были предполагаемые экономические преимущества частного права хуторского сельскохозяйственного производства перед общинным. Следствием этого было закрепление и распространение права личной собственности на землю среди крестьян. Следствием Столыпинской реформы было то, что сельское хозяйство оперировало как правом частной собственности на землю, так и правом собственности общины на надел, к этим правам присоединялось право аренды как основное право пользования земельным участком.
Право собственности на землю (2)
... утверждение кроме государственной также муниципальной и частной собственности на землю. Конституцией установлена возможность существования и “иных” форм собственности, но земельное законодательство останавливается пока только на трех перечисленных, а иных не знает. ...
В силу естественной ограниченности пригодной для хозяйственного использования земли с появлением права частной собственности неизбежно возникли ограничения прав собственников земельных участков в интересах, как всего общества, так и в интересах отдельных лиц.
В общественных интересах российское право того времени налагало следующие ограничения: собственник был не вправе препятствовать свободному проход, проезду и провозу по дороге, пролегающей через его угодья, если эта дорога сама по себе не являлась собственностью государства. Хозяева прогоняемого по большим дорогам скота имели права пасти его в лугах при дороге на ограниченном расстоянии.
Владелец участка, прилегающего к судоходной реке, не имел права строить на ней мельницы, плотины и иные преграды, мешающие проходу судов; на малых реках владелец не имел права строить мост в мешающих сплаву дров местах. Кроме того, владелец земли у судоходной реки или озера, если на них ему не принадлежало рыболовство на расстоянии десяти саженей, не имел права препятствовать работам, связанным с обслуживанием речных судов, а также работе рыбаков, имевших на этих водоемах промысел.
Ограничения прав собственников в пользу частных лиц заключались в следующем. Владелец земельного участка находящегося внутри чужих владений, имел право прохода к своей собственности. Существовало право прохода соседей к источникам воды и прогона скота к водопою, если на их участке не было воды.1
Земельный строй в нашей стране был кардинально изменен после революции 1917 года. Был принят Декрет «О земле», который явился основой развития советского земельного законодательства. Он объявил всю землю народным достоянием, отменил частную собственность на землю, запретил сдавать ее в аренду и в залог. Земля передавалась в распоряжение земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов, тем самым земля переходила в распоряжение государственной власти на местах. Декрет о социализации земли предусматривал, что всякая собственность на землю и другие природные ресурсы отменяется навсегда и распоряжение ими передается органам государственной власти. Земли рядовых крестьян и казаков оставались за ними в трудовом пользовании. Право трудового землепользования, утвержденное Законом о трудовом землепользовании от 22 мая 1922 года и закрепленное Земельным кодексом РСФСР от 30 октября 1922 года, предоставлялось всем гражданам РСФСР для ведения сельского хозяйства и желающим обрабатывать землю своим трудом. Право трудового пользования считалось бессрочным. В рамках пользования гражданин имел право вести: хозяйственное использование земли способом, избранным им по своему усмотрению; возводить, устраивать и использовать на земле строения и сооружения для хозяйственных нужд.
Землепользователь не имел право совершать на своем земельном участке действия или отстраивать сооружения, нарушающие существенные интересы иных землепользователей. Покупка, продажа, завещание, дарение, залог земли пользователем запрещались.1
Дальнейшее правовое регулирование прав граждан на землю развивалось в рамках теоретических установок социалистического землепользования, основными принципами которого были: целевой характер права землепользования; устойчивость права землепользования; бесплатность права землепользования; исключительная государственная собственность на землю.
Основания прекращения права собственности на землю
... Основания прекращения права частной собственности на землю и собственности иностранных государств, международных организаций выступают одновременно основаниями возникновения государственной собственности на землю. Все темы данного раздела: 4.1. Понятие и признаки прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных ...
Конституция СССР 1936 года признала землю, ее недра, воды и леса в СССР государственной собственностью, всенародным достоянием.
В основном в советское время права на землю предоставлялись гражданам, проживающим в сельской местности. Это – право приусадебного землепользования, пользование участками для индивидуального огородничества, пользование сенокосами, выпасами.
Первой попыткой восстановить право частной собственности на землю было закрепление титула «пожизненное наследуемое владение» в статье 5 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, принятых 28 февраля 1990 года. В последствии этот титул был закреплен в российском законодательстве. Основы закрепили передачу земельного участка по наследству, ввели право аренды земли. Таким образом, уже союзным законодательством был намечен первый шаг по ликвидации монополии государства на землю.
22 ноября 1990 года был принят Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Статья 1 этого закона впервые закрепила возможность использования земельных участков крестьянскими (фермерскими) хозяйствами на титуле права частной собственности на землю, причем индивидуальной, коллективно-долевой и коллективной совместной.1
Закон РСФСР от 23 ноября 1990 года «О земельной реформе» предусмотрел, что земельные участки для производства сельскохозяйственной продукции предоставляются государством в пользование, владение и в собственность. Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» частью 2 статьи 6 также устанавливал возможность нахождения земельных участков в частной собственности.2
Окончательно права граждан на землю были закреплены в Земельном кодексе РСФСР от 27 апреля 1991 года. Земельный кодекс РСФСР определил многообразие форм собственности на землю, в том числе частной собственности, и установил другие права граждан на землю (постоянное пользование, пожизненное наследуемое владение, временное (срочное) пользование).
Но он не мог выйти за рамки Конституции РСФСР, в которой был установлен 10-летний мораторий на продажу (передачу) земельных участков. Свободно разрешалась только купля – продажа земли государством у граждан и наоборот.3
Далее развивающиеся земельные отношения регулировались рядом Указов президента Российской Федерации: «Указ о развитии земельной реформы» от 27 декабря 1991 года, который установил, пять случаев продажи (передачи в собственность) колхозникам и работникам совхозов своих земельных долей: при выходе на пенсию (по старости или инвалидности); при переселении в другую местность; при передачи в собственность по наследованию; при внесении вырученных средств в местную перерабатывающую промышленность.1 Таким образом, права указанных граждан на продажу земельных участков (другим работникам совхозов или колхозникам, поступающим на работу в совхоз или вступающим в члены колхоза) были расширены по сравнению с Конституцией и Земельным кодексом.
В Конституцию Российской Федерации (статья 12) были внесены дополнение и изменение, которыми разрешалось свободная купля –продажа земельных участков гражданами в четырех случаях – для ведения:
- ? личного подсобного хозяйства;
- ? садоводства;
- ? дачного строительства;
- ? индивидуального жилищного строительства.
В отдельных случаях статья 12 Конституции установила, что земельные участки, полученные в собственность бесплатно, могут быть проданы через 10 лет, а купленные – через 5 лет.23 декабря 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принял аналогичный Закон.2
Право собственности в Российской Федерации
... дипломной работы. Степень научной разработанности., Целями дипломного исследования являются: рассмотрения понятия собственности; определение субъектов и объектов права собственности; ... своим долгам всем своим имуществом, а граждане – за установленными законом ... особенностей вещных прав по российскому законодательству: 1) круг вещных ... принадлежащих ему правомочий относительно земельных участков и иных ...
Таким образом, видно, что Конституция и Закон, с одной стороны, расширяли право частной собственности на землю, а с другой – ограничивали это право.
Указом «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы» от 27 октября 1993 года № 17673 было установлено, что земля – имущество, недвижимость; все сделки с землей должны регулироваться гражданским правом (но с учетом земельного и экологического законодательства).
Позднее земельные права граждан на землю получили свое конституционное закрепление. Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В статье 36 Конституции Российской Федерации говорится, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.1
Необходимо отметить такие законы, как закон Российской Федерации от 23 декабря 1992 года « О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» , а также Федеральный закон от 15 Апреля 1998 года № 66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предоставляют гражданам Российской Федерации право иметь в собственности земельные участки, которые могут использоваться для: ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства, животноводства.
Последующее земельное законодательство представляло собой совокупность несистемных нормативных правовых актов различного уровня, регулирующих развитие земельных отношений оборот земель, права землевладельцев, собственников и других субъектов земельного права. Важное значение имеет Указ Президента «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 7 марта 1996 года , Указ Президента от 27 октября 1993 года «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России». Указанными нормативно – правовыми актами предусмотрены важные меры по закреплению прав граждан на земельные участки и земельные доли и на свободное распоряжение ими в самых различных формах для развития сельскохозяйственного производства. Собственники земли получили право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, также передавать земельный участок в качестве взноса в уставные фонды (капитала) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе и с иностранными инвестициями. Кроме того, собственники земельных участков могут образовывать совместную или обще долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих ем земельных участков, земельных паев.
Не менее важное значение в регулировании земельных отношений и оборотом земельных участков имеют Федеральные законы «Об ипотеке» от 24 июня 1997 года1 и «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 17 июня 1997 года.2
Формы собственности на природные ресурсы
... субъектов Российской Федерации. Частная собственность может быть нескольких видов: индивидуальная, общая совместная, долевая собственность и собственность юридических лиц. Муниципальная собственность на виды не подразделяется. Объектами права частной, государственной, муниципальной и других форм собственности на природные ...
Окончательным этапом в установлении прав граждан на земельные участки было принятие Земельного кодекса Российской Федерации 25 октября 2001 года, который унифицировал существующие правовые нормы в области земельных отношении и привел земельное законодательство в соответствие с социально – экономическими условиями, складывающимися в России. Земельный кодекс закрепил доминирующую роль частной собственности на землю, определяя постепенное сокращение титулов на пожизненное наследуемое владение и постоянное пользование, утративших свое первоначальное значение, до собственности и аренды. Тем самым подчеркивает приоритет политических интересов государства в расширении частной собственности на землю, развитии частной инициативы в сфере земельных отношений и становлении общности земельных собственников, которые призваны сыграть немалую роль в экономическом развитие страны.
Земельный кодекс определил перечень возможных прав граждан на земельные участки:
- право частной собственности на землю;
- постоянное (бессрочное) пользование земельным участком;
- пожизненное наследуемое владение земельным участком;
- аренда земельных участков;
- право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут);
- безвозмездное срочное пользование земельным участком.1
Также Земельный кодекс Российской Федерации установил особенности оборота земельных участков как объектов недвижимости, регулируемого на общих началах Гражданским кодексом Российской Федерации. Это объясняется тем, что законодатель теперь рассматривает землю не только как объект публичных отношений, направленных на удовлетворение общественных интересов, и как средство производства в сельском и лесном хозяйстве, и как территориальный базис, но и как объект частноправовых отношений, направленных на обеспечение имущественных интересов граждан и юридических лиц.
Земельный кодекс Российской Федерации является базовым законом в системе земельного законодательства, которая на его основе развивается на принципах признания неразрывного единства публично-правовых и частноправовых начал в регулировании земельных отношений, формирования рационального баланса права собственности и других прав на использование земель.