Структура и понятие налоговой службы

Дипломная работа

Список использованной литературы……………………………………………………………..65

Изучение и выявление проблем присущих Налоговой службе свидетельствует об актуальности изучаемой темы на сегодняшний день. Так как именно посредством Налоговой службы, в лице Налоговых комитетов, осуществляется процесс взимания налогов и других обязательных платежей, которые необходимы для пополнения государственного бюджета и реализации функций и задач государства.

Налоговая служба состоит из Министерства финансов и его территориальных налоговых комитетов, Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью и ее территориальных органов.

В структуру налоговой комитета входят Центральный аппарат Министерства финансов Республики Казахстан, налоговые комитеты по областям, городам Астане и Алматы, межрайонные (региональные) налоговые комитеты, налоговые комитеты по районам, городам и районам в городах.

Научная новизна темы исследования состоит в том, что для повышения модернизации и диверсификации экономики по средствам эффективности налогового администрирования, необходимо совершенствование организации деятельности налоговых органов, повышение ее эффективности, улучшение методики их работы, а также совершенствования налогового законодательства.

Территориальные органы налоговой службы подчиняются непосредственно по вертикали соответствующему вышестоящему органу налоговой службы и не входят в местные исполнительные.

Органы налоговой службы всех уровней являются юридическими лицами, имеют бланки и печати установленного образца, а также могут иметь счета в банках. Органы налоговой службы содержатся за счет средств республиканского бюджета 1, 12с..

Целью дипломной работы является проведение анализа налогов и других обязательных платежей:

  • анализа и оценки состояния организации контроля Налогового Комитета города Алматы за 2008-2010 гг.
  • анализа деятельности Налогового Комитета Алматинской области в части обеспечения поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет за 2008-2010гг.

Из данной цели вытекают следующие задачи:

1. изучение структуры и понятия налоговой службы

34 стр., 16509 слов

Налоговое право российской федерации. Налоговое право РФ

... налог может быть уплачен и иным лицом (представителем). Важную роль в налоговом праве играют экономические связи налогоплательщика с государством, строящиеся на основе принципа постоянного местопребывания ... пошлины или сбора плательщик в той или иной мере непосредственно ощущает возмезность платежа, налоги никогда не бывают индивидуально возмездными. Налоги играют важнейшую роль среди ...

2. рассмотрение характеристики налогового комитета Министерства финансов как составной части налоговой службы РК

3. изучение прав и обязанностей органов налоговой службы

4. рассмотрение проблем и путей совершенствования налоговой службы Республики Казахстан

5. изучение современного состояния и тенденций развития налоговой службы РК

Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан (далее — Комитет) является ведомством Министерства финансов Республики Казахстан, осуществляющим в пределах своей компетенции реализационные и контрольно-надзорные функции в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования.

Актуальность эффективного функционирования Налогового Комитета как составной части налоговой службы требует рассмотрения действия кон-трольной функции. Контрольная функция налогов состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль движения финансовых ресурсов, вы-является необходимость внесения изменений в налоговую сис¬тему. В ходе контрольной работы государственные налоговые органы выявляют огромное количество умышленных и неумыш¬ленных нарушений налогового законодательства, совершенных плательщиками. Благодаря пресечению этих часто встречаю¬щихся нарушений увеличиваются налоговые поступления.

Практическая значимость работы заключается в определении важнейших направлений тенденции развития налоговой службы РК.

Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе рассматривается сущность и экономическое содержание налоговой службы РК. Во второй главе проводится анализ налогов и других обязательных платежей в бюджет Алматинской области. Третья глава посвящена проблемам и путям совершенствования налоговой службы Республики Казахстан.

При выполнении дипломной работы были использованы источники следующих авторов: Сейдахметова Ф. С., Сагадиева К. А., Сансызбаева Д.,

1 Сущность и экономическое содержание налоговой службы РК

1.1 Структура и понятие налоговой службы

Создание налоговой службы в Республике Казахстан связанно с Указом Президента Республики Казахстан «О создании Государственной налоговой службы Казахской ССР» от 9 июля 1991 г. N 380 и «Об образовании Таможенного комитета Республики Казахстан» от 12 декабря 1991 г. N 539.

Далее в соответствии с указом президента РК от 12.11.1992 №963 «О реорганизации финансовой, налоговой и таможенной служб Республики Казахстан», В целях усиления проводимой финансовой политики и повышения ответственности Министерства финансов Республики Казахстан за обеспечение доходов Государственного бюджета:

15 стр., 7255 слов

Налоговая система Республики Беларусь (2)

... службами этих органов. В проведении такого вида проверок принимают участие Министерство финансов Республики Беларусь, таможенные, судебные, правоохранительные и налоговые органы, ведомственные контрольно-ревизионные службы. ... по формированию денежных фондов на всех уровнях государственного управления. Согласно Налоговому кодексу РБ субъектами налогового контроля являются Министерство РБ по налогам и ...

1. Ввести в структуру Министерства финансов Республики Казахстан: Главную государственную налоговую инспекцию Республики Казахстан, государственные налоговые инспекции по областям, районам, городам и районам в городах;

2. Переименовать: Главную государственную налоговую инспекцию Республики Казахстан в Главную налоговую инспекцию Министерства финансов Республики Казахстан.

3. Сохранить работникам налоговой и таможенной служб ныне существующие льготы и условия оплаты труда.

4. Установить, что начальники Главной налоговой инспекции Министерства финансов Республики Казахстан и Главного таможенного управления Министерства финансов Республики Казахстан являются по должности первыми заместителями Министра финансов Республики Казахстан.

5. Кабинету Министров Республики Казахстан: осуществить необходимые организационные меры по реализации настоящего Указа; внести изменения в решения Правительства, вытекающие из настоящего Указа.

6. Считать утратившими силу Указы Президента Республики Казахстан «О создании Государственной налоговой службы Казахской ССР» от 9 июля 1991 г. N 380 и «Об образовании Таможенного комитета Республики Казахстан» от 12 декабря 1991 г. N 539.

Далее выходит закон Республики Казахстан от 31.03.1993 «О налоговой службе Министерства финансов Республики Казахстан». Настоящий Закон определяет правовые основы деятельности органов налоговой службы Министерства финансов Республики Казахстан (в дальнейшем — органы налоговой службы), их статус, полномочия, обязанности и ответственность в проведении налоговой политики Республики Казахстан 2, 25с..

Налоговая служба состоит из Министерства финансов и его территориальных налоговых комитетов, Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью и ее территориальных органов.

В структуру налоговой комитета входят Центральный аппарат Министерства финансов Республики Казахстан, налоговые комитеты по областям, городам Астане и Алматы, межрайонные (региональные) налоговые комитеты, налоговые комитеты по районам, городам и районам в городах.

Территориальные органы налоговой службы подчиняются непосредственно по вертикали соответствующему вышестоящему органу налоговой службы и не входят в местные исполнительные.

Органы налоговой службы всех уровней являются юридическими лицами, имеют бланки и печати установленного образца, а также могут иметь счета в банках. Органы налоговой службы содержатся за счет средств республиканского бюджета.

На налоговые комитеты возложены следующие задачи:

  • обеспечение полноты сбора налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней на основе налогового законодательства и других законодательных актов, предусматривающих поступление платежей в государственный бюджет, и других финансовых обязательств перед государством;
  • изучение эффективности налогового законодательства;
  • участие в подготовке проектов законов, договоров по вопросам налогообложения с другими государствами;
  • разъяснение налогоплательщикам их прав и обязанностей, своевременное информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства и нормативных правовых актов по налогообложению.

Департамент по борьбе с экономической и коррупционной преступностью является специальным правоохранительным органом по выявлению и пресечению преступлений и правонарушений, осуществлению уголовного преследования в пределах, установленных законодательством.

14 стр., 6672 слов

Экономическая сущность налогов в Республике Казахстан

... исследований послужили учебные пособия, литература отечественных и зарубежных авторов, законодательство Республики Казахстан, отчетность Налогового комитета по Акмолинской области за 2005-2007 года, материалы периодической печати и ... одной стороны, и государства с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Поэтому важно уяснить ...

На органы Департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью возлагается задача по выявлению и пресечению преступлений и иных правонарушений, связанных с неуплатой налогов либо совершенных с целью сокрытия или занижения доходов, укрытия объектов налогообложения юридическими и физическими лицами, иного уклонения от уплаты налогов и исполнения других финансовых обязательств перед государством, иных преступлений и правонарушений, повлекших причинение убытков государству 1, 14с..

Главным лицом любого Налогового комитета является председатель Налогового комитета.

В основные функциональные обязанности председателя Налогового комитета входит :

1. общее руководство;

2. контролирует работу всех отделов и заслушивает отчеты их начальников, принимает по ним соответствующие меры;

3. ведет кадровую работу, занимается подбором и расстановкой кадров;

4. контролирует исполнение сметы расходов аппарата Налогового комитета;

5. несет персональную ответственность за выполнение прогнозных показателей по налогам, ежеквартально отчитывается по ним перед Акимом города, области и вышестоящим Налоговым комитетом;

6. налагает административные штрафы должностным и физическим лицам, нарушающим налоговое законодательство;

7. подписывает все банковские и другие документы (поручения, распоряжения, патенты, свидетельства, отчеты 1-Н и 2-Н и т.д.);

8. ведет прием граждан по налоговым вопросам;

9. курирует отдел по работе с налогоплательщиками и отдел аудита.

Далее необходимо охарактеризовать деятельность и организационные обязанности основных отделов областного Налогового комитета.

Отдел по работе с налогоплательщиками.

Отдел по работе с налогоплательщиками является структурным подразделением областного Налогового комитета.

Отдел осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», нормативно-правовыми актами Президента и Правительства Республики Казахстан, приказами, инструкциями, распоряжениями и указаниями Министерства финансов.

Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими отделами Налогового комитета.

Основными задачами отдела является:

  • обеспечение массово-разъяснительной работы по вопросам правильного и единообразного применения налогового законодательства;
  • реализация мер по доведению до налогоплательщиков основ налогового законодательства;
  • ведение дел по каждому налогоплательщику с накоплением в них регистрационных данных, установленных документов, деклараций и расчетов;
  • проведение анализа поступлений государственных доходов и выработка на его основе предложений по улучшению собираемости налогов;
  • организация и ведение экономического, финансового и валютно-финансового мониторинга крупных налогоплательщиков;
  • отслеживание динамики поступлений налогов, платежей и других финансовых обязательств перед государством от крупных налогоплательщиков;
  • производить тематические камеральные проверки по предоставленным декларациям.

Функции отдела:

7 стр., 3365 слов

Налоговая база по налогу на имущество организаций и порядок ее определения

... организаций в свете действующего налогового законодательства. Предмет исследования - нормы Налогового кодекса Российской Федерации об основах налогообложения и налоге на имущество организаций. Цель данной контрольной работы - теоретическое и практическое определение налоговой базы по налогу на имущество организации. ...

  • осуществляет контроль на территории города за соблюдением налогового законодательства и других законодательных актов, предусматривающих поступление налогов и других обязательных платежей в бюджет;
  • совместно с другими отделами осуществляет пропаганду знаний налогового законодательства;
  • консультирует работников налогового комитета по вопросам работы с налогоплательщиками;
  • доводит совместно с другими отделами комитета разъяснения налогоплательщикам по вопросам правильного применения налогового законодательства;
  • рассматривает письма и жалобы;
  • запрашивает в установленном порядке от налогоплательщиков, отделов комитета, районных налоговых комитетов документы, справки и другие материалы;
  • ведет в установленном порядке переписку с областным налоговым комитетом, местными исполнительными органами, областными управлениями и т.д.

Распределение обязанностей между работниками отдела по работе

с налогоплательщиками:

Отдел по работе с налогоплательщиками 1 раз в год производит начисление земельного налога и налога на имущество с физических и юридических лиц. Налог на имущество исчисляется по ставке 0,1 % согласно данных, предоставленных БТИ. Земельный налог исчисляется по ставкам, устанавливаемым ежегодно Комитетом по землеустройству.

Исчисление данных налогов отражается в Книге учета плательщиков по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц.

Одной из основных выполняемых работ отдела по работе с налогоплательщиками является постановка юридических и физических лиц на регистрационный учет.

Регистрационный учет налогоплательщиков Республики Казахстан — единая государственная система сбора, создания, изменения и прекращения записей о налогоплательщиках в установленных формах, содержащих сведения о наличии, определяющих признаках и иных учетных характеристиках субъектов регистрационного учета, необходимых для ведения налогового учета.

Регистрационный номер налогоплательщика (РНН) — это единый по всем видам налогов и других платежей в бюджет номер, который присваивается налогоплательщику при его государственной регистрации в качестве налогоплательщика.

После присвоения РНН регистратор в течение трех рабочих дней со дня регистрации посылает ему подтверждение о регистрации, которое заверено подписью руководителя налогового органа и печатью.

РНН присваивается налогоплательщику один раз при его первичной регистрации, который используется по всем налоговым и финансовым обязательствам на территории Республики Казахстан и остается неизменным до его ликвидации.

Налоговая отчетность представляет собой документацию, содержащую информацию об исчислении налоговых обязательств, предоставляемую налогоплательщиком в налоговые органы.

Налоговая отчетность — это:

  • налоговые декларации, расчеты, подлежащие составлению налогоплательщиком по каждому виду налога и другим обязательствам в бюджет, а также по обязательным пенсионным взносам в накопительные пенсионные фонды;
  • заявления на получение патента на применение специальных налоговых режимов и т.д.

Параллельно с Налоговым кодексом, который начал действовать с 1 января 2002 года, были введены в применение налоговые формы деклараций и заявлений. Новые бланки налоговой отчетности имеют определенный цвет, качество бумаги.

3 стр., 1321 слов

Учёт отложенных налогов

... два вопроса — как отразить в учете текущий налог по данным налоговой декларации и нужно ли вообще формировать в учете постоянные, отложенные налоговые обязательства (активы) и применять ПБУ 18/02? На ... (200 000 руб.), и налоговые обязательства по данной операции перед бюджетом не возникают, что подтверждает нулевое сальдо счета 68 в бухгалтерском учете. Примером превышения бухгалтерской выручки ...

К их заполнению применяются строгие требования.

Категорически запрещается получать формы путем размножения их с использованием ксерокопировальной техники. В этом случае может произойти изменение размеров и параметров элементов формы: утолщение рамок или ограничителя полей ввода, изменение насыщенности цветов, что отрицательно сказывается на качестве распознавания текста.

Формы необходимо заполнять аккуратно заглавными буквами черными или синими чернилами без исправления и помарок.

Реквизиты формы заполняются в специально отведенных полях, разделенных на клетки. В каждую клетку вносится только один символ (печатная буква, цифра).

Отдел учета и анализа

Основные цели и задачи отдела:

  • повышение оперативности получения информации о ходе выполнения прогноза;
  • своевременное представление в Министерство финансов установленных форм отчетности;
  • достоверно и своевременно составлять и представлять установленные формы отчетности в областной Налоговый комитет и городской Акимат.

Функции отдела:

  • учет поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет;
  • составление оперативного отчета по форме № 1-Н по шифрам отчетности и составление отчета Ф. № 1-Н по кодам бюджетной классификации;
  • документальная обработка первичных документов, полученных из Казначества;
  • отвечать на письма налогоплательщиков по вопросам входящих в компетенцию отдела.
  • ведение оперативно бухгалтерского учета по предприятиям, состоящим на учета в Налоговом комитете;
  • составление информации о суммах поступивших штрафов в разрезе учреждений и организаций, налагающих их в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
  • ведение учета прогнозных данных по области.

Распределение обязанностей между работниками отдела учета и анализа:

В отсутствии начальника отдела его обязанности выполняет главный налоговый инспектор отдела учета.

Для ведения учета исполнения налоговых обязательств налогоплательщиков, налоговых агентов по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, обязательным пенсионным взносам, пени и штрафам в налоговых органах открываются карточки лицевых счетов — ф. № 9 по каждому налогоплательщику — юридическому или физическому лицу.

При открытии лицевого счета основанием служат регистрационные данные налогоплательщика, налогового агента. Лицевой счет открывается работником отдела учета и не позднее следующего дня с момента выдачи свидетельства налогоплательщика о присвоении РНН.

В лицевом счете указываются следующие реквизиты : полное наименование, РНН, местонахождение налогоплательщика, код налога, сведения о банковских счетах и т.д.

Записи в лицевых счетах производятся с округлением до 1 тенге. При каждом отражении операции в лицевом счете указывается: дата записи операции, содержание операции и документ, на основании которого производится запись, срок уплаты, дата списания с банковского счета налогоплательщика, дата внесения денежных средств наличными и дата зачисления платежей в бюджет. Записи в лицевых счетах сумм налогов и других обязательных платежей, поступивших в бюджет, производится на основании ежедневных ведомостей органов Казначейства с приложенными к ним платежными документами.

2 стр., 799 слов

Учет расчетов с бюджетом по налогам и внебюджетным платежам на ...

... в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений ... 2.3 Организация учета расчетов с бюджетом по налогам и внебюджетным платежам Для учета обязательств организации по ...

По окончании месяца, года подводятся итоги по начисленным, уплаченным суммам налогов, пени и штрафов. Работником отдела учета в лицевых счетах на каждую дату записи операции определяют «Сальдо расчетов» Недоимка (-), Переплата (+)» по суммам налогов и других платежей.

Запись налоговых обязательств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в графа лицевого счета «Начислено», «Уменьшено» осуществляется на основании представленного ответственным отделом Реестра к начислению (уменьшению) сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов, пени и штрафов.

Реестр составляется ответственным отделом на основе налоговой отчетности:

1. Налоговых деклараций, расчетов…..