Контрольная работа: Экономическое содержание и функции бюджета государства

Контрольная работа

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономических процессов, решения социальных, политических, производственных, экологических задач в условиях рынка выступает бюджетный механизм.

Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику страны.

Бюджет – особая форма бюджетных отношений, выражающаяся в распределении части валового внутреннего продукта в целевой фонд, предназначенный для выполнения функций и задач государства.

Главной чертой бюджета является обязательное участие государства в формировании бюджетного фонда в процессе бюджетных отношений.

Государственное регулирование экономики может осуществляться на основе изменений приоритетов бюджетной политики, которая все более должна переходить от решения оперативных и текущих задач к разработке и последовательной реализации долгосрочных и целевых программ, охватывающих различные сферы общественной деятельности.

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм — финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Цель данной контрольной работы: подробно рассмотреть вопрос — экономическое содержание и функции бюджета государства. В ходе выполнения контрольной работы также необходимо выполнить практическое задание, связанное с составлением проекта бюджета района на основе представленных в методических указаниях исходных данных.

1.Экономическое содержание и функции бюджета государства

Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

В бюджете ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций государства. За счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности – оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасности государства, фундаментальная науки и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство.

18 стр., 8748 слов

Экономическое содержание собственности

... лиц, государство тем самым закрепляет и защищает существующие в жизни действительные отношения собственности. А такие отношения существуют независимо от того, оформлены они юридически ли нет. Собственность в экономическом ... своего имущества; - обычно отрицает пользу затрат труда и имущества на общественные задачи; - ставит свои личные интересы выше общественных; - корыстно относится к удовлетворению ...

Структура бюджета, Государственный бюджет

Как экономическая категория, государственный бюджет представляет собой систему экономических отношений, складывающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей.

Бюджетные отношения – совокупность денежных отношений, возникающих между органом государственной власти и местного самоуправления с одной стороны, юридическими и физическими лицами с другой стороны по поводу перераспределения ВВП и части национального богатства, с целью образования фонда денежных средств, используемого для удовлетворения общественных потребностей.

В состав этих отношений входят:

  • отношения между государством и населением по поводу уплаты налогов, сборов и прочих обязательных платежей в бюджет государства и получении из него денежных средств в виде финансовой помощи и различного рода компенсаций выпадающих доходов;
  • отношения между государством и хозяйствующими субъектами по поводу уплаты налогов, сборов и прочих обязательных платежей в бюджет государства и получении из него финансовых ресурсов в виде финансовой помощи и компенсаций издержек отдельными хозяйствующими субъектами;
  • отношения между государством с одной стороны, населением и хозяйствующими субъектами с другой стороны, в которых выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта;
  • отношения между различными уровнями государственной власти и управления, по поводу распределения и перераспределения финансовых ресурсов бюджетной системы, с целью обеспечения сбалансированности всех ее уровней и реализации единых социальных стандартов.

Являясь частью финансовых отношений, государственный бюджет как категория характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но в тоже время имеет свои особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу таких особенностей бюджетных отношений следует отнести:

  1. Обязательное участие в них государства, как доминирующего участника.
  2. Бюджетные отношения носят перераспределительный характер, осуществляя вторичные распределения первичных доходов в виде прибыли, заработной платы, доходов от собственности и тому подобное.
  3. Бюджетные отношения обеспечивают органы государственной власти и местного самоуправления необходимыми ими финансовыми ресурсами.
  4. Бюджетные отношения отражаются на финансовом состоянии экономическом поведении хозяйствующих субъектах домашних хозяйств

Государственный бюджет как совокупность экономических отношений имеет объективный характер. Его существование в качестве самостоятельной сферы распределения объективно предопределено самим общественным производством, развитие которого нуждается в соответствующих централизованных ресурсах. Централизация денежных средств необходима для организации бесперебойного кругооборота в масштабах всего национального хозяйства, для обеспечения функционирования экономики в целом. Существование специфической бюджетной сферы стоимостного распределения обусловлено также природой и функциями государства. Государство нуждается в централизованных средствах для финансирования приоритетных отраслей, для проведения социально-культурных мероприятий в масштабах всего общества, решения задач оборонного характера, покрытия общих издержек государственного управления.

3 стр., 1183 слов

Гражданское общество и его отношение с социальным государством

... сопротивляется. С прошествием времени гражданское общество добивается законодательного упорядочения и урегулирования отношений между ним и государством, вынуждает государство создавать определенные гарантии для наиболее обездоленных, устанавливать и поддерживать некоторый консенсус в обществе на основе базисных социальных ...

Таким образом, существование государственного бюджета отнюдь не результат субъективного желания (воли) людей, а объективная необходимость, обусловленная потребностями расширенного воспроизводства, природой и функциями государства.

Государственный бюджет, как и любая другая экономическая категория, выражает производственные отношения и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение: бюджетные отношения материализуются (овеществляются) в централизованном фонде денежных средств государства — в бюджетном фонде. В результате этого реальные экономические (распределительные) процессы, происходящие в обществе, получают свое выражение в потоках мобилизуемых и используемых государством денежных средств.

Бюджетный фонд — это объективно обусловленная экономическая форма движения той части общественного продукта и национального дохода, которая прошла известные стадии стоимостного распределения и поступила государству для удовлетворения потребностей по расширенному воспроизводству, социально-культурному обслуживанию населения, обороне и управлению. Формирование и использование бюджетного фонда выражают процесс движения стоимости в связи с ее распределением и перераспределением.

2.Функции бюджета государства

Социально-экономическое содержание государственного бюджета проявляется в процессе реализации его функций, наиболее важное значение из которых имеют распределительная (перераспределительная) и контрольная. Функции бюджета всегда имеют конкретную форму проявления: они реализуются в отношениях между бюджетом и отдельными лицами (физическими и юридическими), а также в межбюджетных отношениях.

Основные функции бюджета:

1. Распределительная и перераспределительная. Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ.

Объективная потребность в бюджетном перераспределении денежных средств возникает в тех случаях, когда общественные потребности не могут быть удовлетворены иным способом, например за счет частного капитала. В сферу бюджетного перераспределения вовлекаются почти все участники общественного производства: либо как субъекты формирования доходов бюджета (налогоплательщики и другие субъекты), либо как бюджетополучатели. В этом и состоит суть и смысл перераспределительной функции бюджета: осуществляя изъятие денежных средств у одних субъектов и направляя другим, государство тем самым регулирует и выравнивает уровни доходов первичных звеньев, отраслей и секторов экономики, территорий и социальных групп и тем самым смягчает диспропорции, возникающие в процессе первичного распределения доходов и финансовых ресурсов.

36 стр., 17963 слов

Государственный бюджет

... средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство ... наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов; - право органов ...

2. Контрольная функция. Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах — со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей организации и др. В странах с развитыми демократическими традициями важное значение отводится общественному контролю. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики. Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д.

3. Регулирующая функция. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами.

4. Информационная функция. Бюджет — это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов.

5. Социальная функция. Бюджетные средства содержат социальную направленность, проявляющуюся в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

Заключение

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, государству реальную экономическую и политическую власть.

С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию — фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет. Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

22 стр., 10854 слов

Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство РФ

... сбалансированности государственного бюджета. Именно эти финансовые аспекты бюджетного устройства определяют уровень социально-экономического развития страны, качество жизни населения. В конечном итоге, именно эти показатели и определяют эффективность всей проводимой государством экономической политики. Пользуясь ...

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kontrolnaya/byudjet-kak-pravovaya-i-ekonomicheskaya-kategoriya/

  1. Александров И. М. Российской Федерации: . – М.: Дашков и К, 2011.
  2. Карчевский В.В. Организация исполнения бюджета: Учеб. пособие / Под ред. канд. эконом. наук, проф. В.В.Карчевского. — М: Вузовский учебник, 2010.
  3. Ковалева Т. М., Барулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2012.
  4. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
  5. Поляк Г.Б. Финансово-бюджетное планирование: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б.Поляка. – М: Вузовский учебник, 2011.

не сложно

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, об этом нам.