по дисциплине «Методологические основания экспертной деятельности»
Выполнена
Оверко Светланой Евгеньевной
заместителем директора
МКОУ «Второкаменская средняя
общеобразовательная школа»
Задание 1. Охарактеризуйте методологические основания экспертной деятельности
образовательный учебный оценивание диагностичность
Ответ:
Методологическими основаниями экспертной деятельности являются:
- Деятельностный подход, выражающийся в требованиях конкретности, прогнозирования, целеполагания, корректирования, управления, оценивания, контроля и др.;
- Аксиологический подход, связанный с понятиями позиционности, объективности, практической значимости, диагностичности и др.;
- Герменевтический подход, связанный с понятиями субъектной соотнесенности, пониманием автора, ценностно-смысловыми ориентациями;
- Средовой подход, связанный с пониманием системы влияний и условий развития личности, а также определением возможностей этих влияний на формирование личности по заданному или новому образцу;
- Диалектический метод, обуславливающий требования обоснованности, системности, целостности, комплексности, фундаментальности и др.
Однако все многообразие подходов к пониманию педагогической экспертизы и разработке критериев и характеру оценивания конечного результата можно объединить в два подхода: результативный и процессуальный.
Результативный подход (экспертиза по результату) предполагает анализ степени соответствия результатов поставленной цели.
Процессуальный подход характеризуется необходимостью выявления повторяемости позитивных отклонений развивающегося объекта от нормы и придания значимости этим отклонениям как фактору или эффекту развития.
В том и другом подходе объектом экспертной деятельности могут выступать:
Образовательный или учебный процесс с его компонентами (цели, содержание, средства, деятельность ученика и учителя и т.д.).
Элементы учебно-методических комплексов: программы, планы, проекты, пособия, учебники и т.д.
Концепции и программы развития школы, программы ОЭР и др.
Предметом экспертной деятельности является соответствие объекта экспертизы совокупности требований к нему, определяемой матрицей или экспертной картой его развития.
Характеристика основных компонентов и процедур осуществления экспертно-аналитической деятельности представлена в таблице 1 «Содержание экспертной деятельности».
Информационные технологии в экспертной деятельности
... экспертные системы. ГЛАВА II ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИВ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Главная черта нашего времени - необычайно возросшая роль информационных и коммуникационных технологий. Следует признать активное внедрение цифровых технологий в деятельность правоохранительных органов. Любая из наук, в ...
Обозначенные подходы выполняют в образовании такие важные функции как прогностическую, нормативную, оценочную, поддерживающую, развивающую, однако, результативный подход лежит в основе разработки норм статистического, рейтингового оценивания, а процессуальный требует разработки социокультурных, личностно ориентированных норм оценивания развивающего и развивающегося образования.
Содержание экспертной деятельности
Параметры содержания |
Результативный подход к содержанию экспертной деятельности |
Процессуальный подход к содержанию экспертной деятельности |
|
Главные цели |
Оценка степени соответствия рассматриваемых материалов некоторым нормативным моделям, либо существующим требованиям или традициям. Усвоение знаний, умений и навыков; социализация, т.е. подготовка к выполнению своих функций в обществе. |
Оценка деятельности проектировщиков по проработке инновационного проекта, приращению их профессионального мастерства, а также оценка деятельности по реализации проекта (степени реализации проекта).
Обеспечение личностного роста субъектов образования, их самореализация по отношению к образовательным областям и стандартам. |
|
Объекты оценивания |
Внешнезаданное содержание образования, независимое от учителя и ученика: программы, пособия, уроки, стандарты, планы и др. Диагностируемые параметры экспертизы, например: знания, умения, навыки. |
Внутреннее содержание образования, являющееся результатом их деятельности. Диагностируемые параметры: дичностные качества — когнитивные, креативные, оргдеятельностные |
|
Эталон для оценивания |
Внешние образовательные стандарты, нормы и законы, т.е. различные матрицы объекта контроля |
Индивидуальные личностные качества субъекта образования, сопоставимые с образовательными стандартами. |
|
Способ оценки |
Сравнение достижений с эталоном (с требованиями к объекту контроля).
|
Сравнение с самим собой, с его начальным уровнем обученности. |
|
Методы контроля и оценки |
Методы, при которых оценивается степень приближения к заданному образцу, т.е. точное и полное воспроизводство заданного содержания. Методы: контрольные работы, тесты, зачеты, экзамены. |
Методы, при которых оценивается степень отличия от заданного образца, то есть чем большего научно — и культурно-значимого отличия от образца, чем выше оценка продуктивности. Методы — сопоставления. |
|
Форма оценки |
Выставленные отметки, рейтинг, ведение и организация педагогического мониторинга обученности. |
Качественные характеристика, описывающие степень приращения ученика по каждому из выделенных направлений. Педагогический мониторинг продуктивности, дневники личностного роста, портфели «достижений» и др. |
|
Обучающая роль экспертной деятельности |
Умение учащегося соотносить свое обучение с требованиями к нему со стороны общества. Главная функция развивающая, которая направлена на формирование эффекта развития. |
Умение учащегося выстраивать индивидуальную траекторию по отношению ко всем образовательным областям. Главная функция развивающаяся, которая имея эффект развития, осуществляет переход в саморазвитие. |
|
Задание 2. Охарактеризуйте экспертизу
А) как процесс;
- Б) как процедуру;
В) как способ оценивания
Экспертиза — (от лат. expertus — опытный), исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний:
- исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения;
- система организационных, логических и математико-статистических процедур, направленных на получение информации и ее анализа с целью выработки оптимального решения.
Феноменология экспертизы
Экспертизу можно рассматривать как:
процесс,
процедуру,
способ,
метод и результат оценивания объектов, предметов, процедур, деятельности, результатов.
Экспертиза как процесс включает деятельность экспертов (внешняя экспертиза) и самого педагога, управленца (самоэкспертиза), имеет свое содержание, методы, средства и формы.
Экспертиза как процедура имеет свое методологическое, функциональное и технологическое обеспечение. Алгоритм действий субъектов экспертизы, осуществляющих деятельность оценивания на квалиметрической или другой основе с ориентацией на некую форму (оценочный лист, ранг, уровень, критерий).
Экспертиза как метод (способ) оценивания предполагает исследование, с помощью которого можно осуществить прогноз, смоделировать ситуацию или процесс, осуществить проверку и оценку.
Задание 3. Проведите экспертизу программы развития образовательного учреждения (образовательной организации), в котором Вы работаете, используя предложенный перечень критериев. Если Вы сочтёте необходимой корректировку этого перечня, то внесите коррективы, но представьте обоснование. Результат работы представьте в таблице
Лист экспертизы программы развития образовательной организации и их обоснование (на примере школы)
Критерии |
Качественные характеристики критериев (показатели) |
Выводы о необходимых корректирующих действиях |
|
1. Прописанность структуры программы развития |
1.1 Корректность оформления документа: программа утверждена и согласована с учредителем (на титульном листе приведены наименования и номера соответствующих документов) |
Документ утвержден директором и согласован с учредителем администрацией Локтевского района |
|
1.2 Наличие характеристики и анализа исходного состояния образовательной системы, определения проблем (паспорт ПР, информационная справка о школе, проблемный анализ исходной ситуации: анализ результатов, образовательной деятельности, условий её осуществления. Ранжирование выявленных проблем по значимости) |
В Программе развития имеется содержательный анализ исходного состояния образовательной системы, в который включены информационная справка об ОУ, содержащая достаточный объем сведений, позволяющий иметь представление о школе, характеризующая условия, сложившиеся в школе, отражающая проблемы образовательного процесса, выявляющая противоречия. Ранжирование выявленных проблем по значимости отсутствует. |
||
1.3 Наличие характеристики и обоснования образа желаемого будущего |
Программа содержат важнейшие целевые достижения, конкретные ожидаемые результаты. |
||
1.3.1 Характеристика нового управляемого объекта:
|
В программе дана краткая характеристика ОУ по ступеням и общеобразовательных программ каждой ступени, включая учебные планы, рабочие программы всех учебных предметов, курсов. Более подробно представлены планируемые формы организации образовательного процесса и модели организации внеурочной деятельности и не указаны условия реализации образовательных программ. Подробно и убедительно представлены характеристики новых образовательных результатов, но нет системы их выявления и оценивания. |
||
1.3.2 Характеристика управляющей системы новой школы: — наличие модели организационной структуры будущей управляющей системы ОУ (графическое изображение), раскрывающей уровни, звенья субъектов управления, а также связи и отношения между ними; — наличие изменений в функционале коллективных и индивидуальных субъектов управления; новых механизмов управления; новых способов получения обратной связи о процессе и результатах развития школы. |
Формально представлена модель организационной структуры управляющей системы ОУ, без указания на связи и отношения между субъектами управления. |
||
1.4 Наличие плана действий (мероприятий) по преобразованию (переводу) образовательной системы в качественно новое состояние, включающего этапы и сроки реализации программы, инновационные проекты, подпрограммы, цели, задачи и показатели результативности (продуктивности) программы развития |
План мероприятий по преобразованию образовательной системы в качественно новое состояние имеется. Указаны этапы и сроки реализации программы, инновационные проекты, подпрограммы, цели, задачи. Подробно прописаны показатели результативности программы. |
||
2. Соотнесённость (согласованность) программы развития и основных образовательных программ начального и основного общего образования, реализуемых школой |
2.1 Согласованность ценностно-целевых ориентиров программы развития школы и основных образовательных программ |
Ценностно-целевые ориентиры программы развития школы и основных образовательных программ согласованы. |
|
2.2 Согласованность характеристик нового управляемого объекта (программа развития) и разделов основных образовательных программ |
Характеристики программы развития и разделов основных образовательных программ согласованы. |
||
2.3 Наличие связи между целевыми показателями программы развития и планируемыми результатами реализации основных образовательных программ |
Связь между целевыми показателями программы развития и планируемыми результатами реализации основных образовательных программ имеется. |
||
3. Соответствие программы развития школы требованиям к бюджетным программам |
3.1 Наличие чёткой формулировки цели программы развития, ее соответствие приоритетам государственной политики, компетенции и ответственности образовательной организации |
В документе четко сформулирована цель, соответствующая приоритетам государственной политики, компетенции и ответственности образовательной организации |
|
3.2 Наличие описания ожидаемых результатов реализации программы, поддающихся количественной оценке |
В программе описаны ожидаемые результаты, поддающиеся количественной оценке, такие как: — доля учащихся обучающихся в условиях, отвечающих современным требованиям (требованиям ФГОС); — доля учителей, включенных в работу творческих групп учителей по подготовке к переходу на ФГОС; -уровень оснащения образовательного процесса учебным оборудованием и наглядными пособиями — позитивное отношение родителей, выпускников и местного сообщества к учреждению — доля обучающихся, участвующих в различных образовательных событиях — доля обучающихся, участвующих в муниципальных, региональных и федеральных фестивалях, конкурсах, смотрах — динамика состояния здоровья обучающихся и т.д. |
||
3.3 Наличие системы показателей (целевых индикаторов) для измерения результатов реализации программы |
|||
3.4 Наличие обоснования потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы, оценки внешних условий и рисков для реализации программы |
В программе имеются обоснования потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы. Оценки внешних условий и рисков для реализации программы отсутствуют. |
||
3.5 Обоснованность системы управления реализацией программы (разграничение полномочий и ответственности) |
Имеется обоснованность системы управления реализацией программы: разграничение полномочий и ответственности |
||
4. Новизна |
Расширение известных теоретических и практических положений |
Рассмотрение культурологического подхода в организации образовательного процесса осуществляется на более высоком методологическом уровне; при реализации программы предусмотрены инновационные формы работы. |
|
5. Доступность для практики |
Возможность использования в разных видах образовательных учреждений. |
Программа отличается доступностью в практике, возможностью использования в любых ОУ. |
|