Экспертиза программы развития образовательного учреждения

по дисциплине «Методологические основания экспертной деятельности»

Выполнена

Оверко Светланой Евгеньевной

заместителем директора

МКОУ «Второкаменская средняя

общеобразовательная школа»

Задание 1. Охарактеризуйте методологические основания экспертной деятельности

образовательный учебный оценивание диагностичность

Ответ:

Методологическими основаниями экспертной деятельности являются:

  • Деятельностный подход, выражающийся в требованиях конкретности, прогнозирования, целеполагания, корректирования, управления, оценивания, контроля и др.;
  • Аксиологический подход, связанный с понятиями позиционности, объективности, практической значимости, диагностичности и др.;
  • Герменевтический подход, связанный с понятиями субъектной соотнесенности, пониманием автора, ценностно-смысловыми ориентациями;
  • Средовой подход, связанный с пониманием системы влияний и условий развития личности, а также определением возможностей этих влияний на формирование личности по заданному или новому образцу;
  • Диалектический метод, обуславливающий требования обоснованности, системности, целостности, комплексности, фундаментальности и др.

Однако все многообразие подходов к пониманию педагогической экспертизы и разработке критериев и характеру оценивания конечного результата можно объединить в два подхода: результативный и процессуальный.

Результативный подход (экспертиза по результату) предполагает анализ степени соответствия результатов поставленной цели.

Процессуальный подход характеризуется необходимостью выявления повторяемости позитивных отклонений развивающегося объекта от нормы и придания значимости этим отклонениям как фактору или эффекту развития.

В том и другом подходе объектом экспертной деятельности могут выступать:

Образовательный или учебный процесс с его компонентами (цели, содержание, средства, деятельность ученика и учителя и т.д.).

Элементы учебно-методических комплексов: программы, планы, проекты, пособия, учебники и т.д.

Концепции и программы развития школы, программы ОЭР и др.

Предметом экспертной деятельности является соответствие объекта экспертизы совокупности требований к нему, определяемой матрицей или экспертной картой его развития.

Характеристика основных компонентов и процедур осуществления экспертно-аналитической деятельности представлена в таблице 1 «Содержание экспертной деятельности».

4 стр., 1772 слов

Информационные технологии в экспертной деятельности

... экспертные системы. ГЛАВА II ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИВ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Главная черта нашего времени - необычайно возросшая роль информационных и коммуникационных технологий. Следует признать активное внедрение цифровых технологий в деятельность правоохранительных органов. Любая из наук, в ...

Обозначенные подходы выполняют в образовании такие важные функции как прогностическую, нормативную, оценочную, поддерживающую, развивающую, однако, результативный подход лежит в основе разработки норм статистического, рейтингового оценивания, а процессуальный требует разработки социокультурных, личностно ориентированных норм оценивания развивающего и развивающегося образования.

Содержание экспертной деятельности

Параметры содержания

Результативный подход к содержанию экспертной деятельности

Процессуальный подход к содержанию экспертной деятельности

Главные цели

Оценка степени соответствия рассматриваемых материалов некоторым нормативным моделям, либо существующим требованиям или традициям. Усвоение знаний, умений и навыков; социализация, т.е. подготовка к выполнению своих функций в обществе.

Оценка деятельности проектировщиков по проработке инновационного проекта, приращению их профессионального мастерства, а также оценка деятельности по реализации проекта (степени реализации проекта).

Обеспечение личностного роста субъектов образования, их самореализация по отношению к образовательным областям и стандартам.

Объекты оценивания

Внешнезаданное содержание образования, независимое от учителя и ученика: программы, пособия, уроки, стандарты, планы и др. Диагностируемые параметры экспертизы, например: знания, умения, навыки.

Внутреннее содержание образования, являющееся результатом их деятельности. Диагностируемые параметры: дичностные качества — когнитивные, креативные, оргдеятельностные

Эталон для оценивания

Внешние образовательные стандарты, нормы и законы, т.е. различные матрицы объекта контроля

Индивидуальные личностные качества субъекта образования, сопоставимые с образовательными стандартами.

Способ оценки

Сравнение достижений с эталоном (с требованиями к объекту контроля).

Сравнение с самим собой, с его начальным уровнем обученности.

Методы контроля и оценки

Методы, при которых оценивается степень приближения к заданному образцу, т.е. точное и полное воспроизводство заданного содержания. Методы: контрольные работы, тесты, зачеты, экзамены.

Методы, при которых оценивается степень отличия от заданного образца, то есть чем большего научно — и культурно-значимого отличия от образца, чем выше оценка продуктивности. Методы — сопоставления.

Форма оценки

Выставленные отметки, рейтинг, ведение и организация педагогического мониторинга обученности.

Качественные характеристика, описывающие степень приращения ученика по каждому из выделенных направлений. Педагогический мониторинг продуктивности, дневники личностного роста, портфели «достижений» и др.

Обучающая роль экспертной деятельности

Умение учащегося соотносить свое обучение с требованиями к нему со стороны общества. Главная функция развивающая, которая направлена на формирование эффекта развития.

Умение учащегося выстраивать индивидуальную траекторию по отношению ко всем образовательным областям. Главная функция развивающаяся, которая имея эффект развития, осуществляет переход в саморазвитие.

Задание 2. Охарактеризуйте экспертизу

А) как процесс;

  • Б) как процедуру;

В) как способ оценивания

Экспертиза — (от лат. expertus — опытный), исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний:

  • исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения;
  • система организационных, логических и математико-статистических процедур, направленных на получение информации и ее анализа с целью выработки оптимального решения.

Феноменология экспертизы

Экспертизу можно рассматривать как:

процесс,

процедуру,

способ,

метод и результат оценивания объектов, предметов, процедур, деятельности, результатов.

Экспертиза как процесс включает деятельность экспертов (внешняя экспертиза) и самого педагога, управленца (самоэкспертиза), имеет свое содержание, методы, средства и формы.

Экспертиза как процедура имеет свое методологическое, функциональное и технологическое обеспечение. Алгоритм действий субъектов экспертизы, осуществляющих деятельность оценивания на квалиметрической или другой основе с ориентацией на некую форму (оценочный лист, ранг, уровень, критерий).

Экспертиза как метод (способ) оценивания предполагает исследование, с помощью которого можно осуществить прогноз, смоделировать ситуацию или процесс, осуществить проверку и оценку.

Задание 3. Проведите экспертизу программы развития образовательного учреждения (образовательной организации), в котором Вы работаете, используя предложенный перечень критериев. Если Вы сочтёте необходимой корректировку этого перечня, то внесите коррективы, но представьте обоснование. Результат работы представьте в таблице

Лист экспертизы программы развития образовательной организации и их обоснование (на примере школы)

Критерии

Качественные характеристики критериев (показатели)

Выводы о необходимых корректирующих действиях

1. Прописанность структуры программы развития

1.1 Корректность оформления документа: программа утверждена и согласована с учредителем (на титульном листе приведены наименования и номера соответствующих документов)

Документ утвержден директором и согласован с учредителем администрацией Локтевского района

1.2 Наличие характеристики и анализа исходного состояния образовательной системы, определения проблем (паспорт ПР, информационная справка о школе, проблемный анализ исходной ситуации: анализ результатов, образовательной деятельности, условий её осуществления. Ранжирование выявленных проблем по значимости)

В Программе развития имеется содержательный анализ исходного состояния образовательной системы, в который включены информационная справка об ОУ, содержащая достаточный объем сведений, позволяющий иметь представление о школе, характеризующая условия, сложившиеся в школе, отражающая проблемы образовательного процесса, выявляющая противоречия. Ранжирование выявленных проблем по значимости отсутствует.

1.3 Наличие характеристики и обоснования образа желаемого будущего

Программа содержат важнейшие целевые достижения, конкретные ожидаемые результаты.

1.3.1 Характеристика нового управляемого объекта:

  • структуры нового (модернизированного) образовательного учреждения по ступеням образования;
  • будущих образовательных программ каждой ступени, включая учебные планы, новые рабочие программы учебных предметов, курсов;
  • планируемых форм организации образовательного процесса;
  • способов образовательной деятельности, социализации личности учащихся;
  • модели организации внеурочной, внеклассной, внешкольной воспитательной деятельности;
  • условий реализации новых образовательных программ;
  • новых образовательных результатов и системы их выявления и оценивания.

В программе дана краткая характеристика ОУ по ступеням и общеобразовательных программ каждой ступени, включая учебные планы, рабочие программы всех учебных предметов, курсов. Более подробно представлены планируемые формы организации образовательного процесса и модели организации внеурочной деятельности и не указаны условия реализации образовательных программ. Подробно и убедительно представлены характеристики новых образовательных результатов, но нет системы их выявления и оценивания.

1.3.2 Характеристика управляющей системы новой школы:

— наличие модели организационной структуры будущей управляющей системы ОУ (графическое изображение), раскрывающей уровни, звенья субъектов управления, а также связи и отношения между ними;

— наличие изменений в функционале коллективных и индивидуальных субъектов управления; новых механизмов управления; новых способов получения обратной связи о процессе и результатах развития школы.

Формально представлена модель организационной структуры управляющей системы ОУ, без указания на связи и отношения между субъектами управления.

1.4 Наличие плана действий (мероприятий) по преобразованию (переводу) образовательной системы в качественно новое состояние, включающего этапы и сроки реализации программы, инновационные проекты, подпрограммы, цели, задачи и показатели результативности (продуктивности) программы развития

План мероприятий по преобразованию образовательной системы в качественно новое состояние имеется. Указаны этапы и сроки реализации программы, инновационные проекты, подпрограммы, цели, задачи. Подробно прописаны показатели результативности программы.

2. Соотнесённость (согласованность) программы развития и основных образовательных программ начального и основного общего образования, реализуемых школой

2.1 Согласованность ценностно-целевых ориентиров программы развития школы и основных образовательных программ

Ценностно-целевые ориентиры программы развития школы и основных образовательных программ согласованы.

2.2 Согласованность характеристик нового управляемого объекта (программа развития) и разделов основных образовательных программ

Характеристики программы развития и разделов основных образовательных программ согласованы.

2.3 Наличие связи между целевыми показателями программы развития и планируемыми результатами реализации основных образовательных программ

Связь между целевыми показателями программы развития и планируемыми результатами реализации основных образовательных программ имеется.

3. Соответствие программы развития школы требованиям к бюджетным программам

3.1 Наличие чёткой формулировки цели программы развития, ее соответствие приоритетам государственной политики, компетенции и ответственности образовательной организации

В документе четко сформулирована цель, соответствующая приоритетам государственной политики, компетенции и ответственности образовательной организации

3.2 Наличие описания ожидаемых результатов реализации программы, поддающихся количественной оценке

В программе описаны ожидаемые результаты, поддающиеся количественной оценке, такие как:

— доля учащихся обучающихся в условиях, отвечающих современным требованиям (требованиям ФГОС);

— доля учителей, включенных в работу творческих групп учителей по подготовке к переходу на ФГОС;

-уровень оснащения образовательного процесса учебным оборудованием и наглядными пособиями

— позитивное отношение родителей, выпускников и местного сообщества к учреждению

— доля обучающихся, участвующих в различных образовательных событиях

— доля обучающихся, участвующих в муниципальных, региональных и федеральных фестивалях, конкурсах, смотрах

— динамика состояния здоровья обучающихся и т.д.

3.3 Наличие системы показателей (целевых индикаторов) для измерения результатов реализации программы

3.4 Наличие обоснования потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы, оценки внешних условий и рисков для реализации программы

В программе имеются обоснования потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы. Оценки внешних условий и рисков для реализации программы отсутствуют.

3.5 Обоснованность системы управления реализацией программы (разграничение полномочий и ответственности)

Имеется обоснованность системы управления реализацией программы: разграничение полномочий и ответственности

4. Новизна

Расширение известных теоретических и практических положений

Рассмотрение культурологического подхода в организации образовательного процесса осуществляется на более высоком методологическом уровне; при реализации программы предусмотрены инновационные формы работы.

5. Доступность для практики

Возможность использования в разных видах образовательных учреждений.

Программа отличается доступностью в практике, возможностью использования в любых ОУ.