Институт лицензирования в административном праве России

Контрольная работа

Процессы ликвидации в России командно-административной системы управления и становления рыночной экономической системы, что сопровождалось либерализацией всех сфер общественной жизни, актуализировали вопрос о роли государства в общественной жизни и степени государственного регулирования отдельных ее сфер. Естественно, что данная проблема коснулась, в первую очередь, экономической жизни страны, которая подверглась наибольшим изменениям в период становления новой государственности Российской Федерации.

В условиях рыночной экономики существенно повышается роль разнообразных правовых механизмов, способных гарантировать правильное соотношение частных и публичных интересов. Необходимо отметить, что необходимость существования института государственного регулирования обусловлена вступлением России во Всемирную торговую организацию, поскольку основным принципом ее деятельности является тезис согласно которому меры государственного регулирования не должны ограничивать торговлю в большей степени, чем это минимально необходимо для достижения целей государственного вмешательства. Яковлев А.А. Роль ВТО в развитии международных экономических отношений // Вестник МУ МВД России. — 2007. — N 4. С. 28 — 29.

Представляется, что на сегодняшний день одним из наиболее действенных механизмов государственного регулирования рыночных отношений является лицензионная система. Его значение заключается в обеспечении гармоничного существования рыночного механизма с помощью реализации избирательного подхода по отношению к экономическим субъектам с целью исключения возможностей для деятельности в экономической сфере тех из них, которые недобросовестно ее осуществляют. Очевидно, что указанный процесс чрезвычайно важен для обеспечения поступательного развития отечественной экономики.

Следует отметить, что институт лицензирования для нашего государства может считаться относительно новым явлением. Притом явлением сложным, многоаспектным, которое правильно было бы рассматривать с разных сторон. Несмотря на то, что в настоящее время существует достаточно большое количество работ, посвященных детальной характеристике этого понятия, множество аспектов проблем, связанных с институтом лицензирования еще предстоит разрешить.

В связи с отмеченной актуальностью темы, анализ характеристик отрасли административного права является объектом работы, а предметом — правовой институт лицензирования в контексте административного права.

22 стр., 10708 слов

Государственное регулирование РЦБ

... по исследуемой теме отечественных и зарубежных авторов. Целью данной работы является раскрытие особенностей государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации. Предметом моей курсовой работы является выявление проблем, присущих государственному регулированию РЦБ в России. Объектом исследования ...

Основной целью работы является анализ особенностей практического функционирования института лицензирования в контексте административно-правового регулирования в РФ. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи :

1. Выявить особенности понятия «лицензирование», а также проанализировать комплексный характер лицензирования как правового института;

2. Охарактеризовать институт лицензирования в контексте административного права;

3. Рассмотреть практическую реализацию института лицензирования, а также комплекс проблем возникающих в данной связи

В ходе подготовки работы использовались нормативные документы РФ, а также общие и специальные исследования современных отечественных авторов, среди которых наибольшее значение имеют труды Ю.С. Юрьевой, А.В. Гущина, С.Н. Прошина, Н.В. Субановой и др.

В процессе подготовки работы были использованы преимущественно следующие методы научного исследования, такие как диалектический метод, а также метод сравнительного правоведения.

Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка используемых источников и литературы.

1. Лицензирование, как правовой институт

1.1 Понятие о лицензировании. Комплексный характер правового института лицензирования

Лицензирование является сложным и комплексным правовым явлением, анализировать которое необходимо с различных позиций. В специальной юридической литературе принято считать, что основной целью лицензирования как правового института является обеспечение безопасности государства, общества и отдельной личности. В тоже время единой точки зрения на природы этого явления в настоящий момент не существует.

Законодательное определение лицензирования дается в ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 13 марта 2002 г. N 28-ФЗ).

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 28.07.2012) « О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета, N 97, 06.05.2011 Так, в ней указано, что лицензирование представляет собой комплекс специальных мероприятий, связанных с предоставлением специальных разрешений — лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. Как видим, в приведенном определении законодатель, в первую очередь, отмечает наличие прочной связи лицензирования с деятельностью специальных государственных органов.

Следует отметить, что для российской правовой действительности лицензирование является сравнительно новым институтом. В рамках правовой системы СССР лицензирование практически не применялось, что было обусловлено, в первую очередь, характером командно-административной системы, сущность которой исключала плюрализм хозяйствующих субъектов. При этом было характерно тотальное воздействие государства на экономическую жизнь общества, исключающее само существование частноправовой деятельности.

3 стр., 1233 слов

Лицензирование отдельных видов деятельности, осуществляемых субъектами ...

... категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия — 60 млн рублей; малые предприятия — 400 млн рублей; средние предприятия — 1000 млн рублей. 2. Понятие и сущность лицензирования. Лицензирование представляет собой вид ...

Естественно, что переход от административно-командной системы управления экономикой к рыночной объективно потребовал реально действующего института лицензирования в Российской Федерации. В этой связи принимается Постановление Совета Министров Российской Федерации от 27 мая 1993 г. N 492 «О полномочиях органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения по лицензированию отдельных видов деятельности», а затем Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Как было указано, институт лицензирования является достаточно сложным правовым образованием. Именно поэтому проблема понимания сущности и характерных особенностей лицензирования находится в центре внимания многих представителей современной юридической науки.

В этой связи главным вопросом, вызывающим дискуссии, является проблема отраслевой принадлежности этого правового института. При этом высказываемые точки зрения носят зачастую ярко выраженный взаимоисключающий характер.

Следует выделять три основные точки зрения на данную проблему.

Представители первой группы ученых констатируют простой характер института лицензирования, указывая на то, что по содержанию он объединяет юридические нормы одной правовой отрасли. В тоже время при определении этой отрасли единого мнения нет, в связи с чем лицензирование относят и к административному, и к гражданскому, и даже к хозяйственному праву.

Представители другой группы исследователей указывают, что конструирование института лицензирования в масштабах одной отрасли права не представляется возможным как с теоретической, так и с практической позиции, поскольку предмет и метод регулирования выходят за рамки цивилистики. По их мнению, лицензирование следует относить к хозяйственному праву, при этом учитывая его специфику, связанную с влиянием на этот институт норм других правовых отраслей.

Так, по мнению О.С. Троценко, нормы института лицензирования «встроены» в структуру многих отраслей права (конституционного, административного, финансового и др.), которые опосредуют различные по своей видовой принадлежности общественные отношения — государственно-властные, имущественные, финансово-правовые и др. См.: Троценко О.С. Проблемы лицензирования предпринимательской деятельности (Гражданско-правовой аспект).

Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006. С. 10 — 11.

Следует сказать, что примерно также отраслевая принадлежность института лицензирования определяется в зарубежном законодательстве.

Представители третьей группы ученых придерживаются точки зрения (не являющейся, на наш взгляд, бесспорной), согласно которой лицензирование образует не институт, а подотрасль административного права Российской Федерации. При этом содержание данной подотрасли рассматривается в качестве совокупности норм, регулирующих общественные отношения, возникающих в связи с применением государственного административного воздействия на экономическую жизнь общества с целью обеспечения ее поступательного развития в интересах государства и его граждан.

Представляется, что указанное мнение является вполне обоснованным, однако, в тоже время речь, с нашей точки зрения, может идти лишь о становлении лицензионной подотрасли на стыке административного, финансового и гражданского права. Показателем этого является отсутствие специальных правовых институтов, непосредственно связанных с лицензированием.

14 стр., 6561 слов

Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности. ...

... какие виды предпринимательской деятельности требуют лицензирования, расскажем далее. Какие работы и услуги нужно лицензировать? Лицензия требуется на такие виды деятельности, которые могут нанести ущерб законным интересам и правам, жизни и здоровью ...

С учетом отмеченных точек зрения на правовую природу и отраслевую принадлежность института лицензирования отметим, что , его характеризует комплексная природа: он включает в себя нормы разливных отраслей права, таких как, в первую очередь, конституционное, административное, гражданское, финансовое. При этом следует говорить о доминирующей роли административно-правовых норм в процессе формирования исследуемого института. Об этом свидетельствует и действующее законодательство, например Указ Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 511 «О классификаторе правовых актов», Указ Президента РФ от 15.03.2000 N 511 (ред. от 28.06.2005) «О классификаторе правовых актов» //Cобрание законодательства РФ, 20.03.2000, N 12, ст. 1260. который относите лицензирование к видам государственного управления. В этой связи необходимо рассмотреть институт лицензирования с точки зрения административного права.

1.2 Лицензирование, как институт административного права

В контексте административного права лицензирование представляет собой одну из форм разрешительной деятельности. По мнению исследователя Н.В. Субановой, форма разрешительной деятельности представляет собой однородный по своему характеру и правовым последствиям комплекс действий наделенных публично-властными полномочиями субъектов по предоставлению разрешений и надзору за соблюдением правил разрешенной деятельности (действий).

Основной (и наиболее детально регламентированной) формой разрешительной деятельности в настоящее время является лицензирование. Представляется, что лицензия представляет собой санкцию специального государственного органа, направленную на предоставление субъекту хозяйственной деятельности специального права и полномочий на осуществление определенной деятельности. Другими словами — лицензирование с точки зрения административного права является основной формой разрешительной деятельности, порождающей возникновение определенных правоотношений между государством и субъектом экономической деятельности, связанных с выдачей лицензий и регулированием их статуса.

Основным понятием процесса лицензирования является лицензия. По мнению Ю.С. Юрьевой, лицензия — «официальный документ, содержащий индивидуально-властное правовое предписание в виде специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности, выдаваемый лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на определенный срок (либо бессрочно) и в установленном законом порядке». Юрьева Ю.С. Лицензирование как форма деятельности органов исполнительной власти: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2008. С. 17.

Другими словами, лицензия является документом, с одной стороны, подтверждающим право контрольной и надзорной функции со стороны государства, а с другой — определяет право юридического или физического лица осуществлять определенную деятельность в определенных, установленных законом рамках. Таким образом, лицензия как основное понятие процесса лицензирования имеет двойственную природу.

Законодательство РФ четко определяет принципы (руководящие идеи) лицензирования как разрешительного процесса. Основными из них являются:

29 стр., 14110 слов

Административно-правовые формы правоохранительной деятельности ...

... литературы. . Понятие и общая характеристика правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь 1.1 Понятие и содержание правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов Согласно ст. 2 Конституции РБ «Человек, его права, свободы и ...

1.Единство экономического пространства в рамках территории всех субъектов РФ;

2.Определение лицензируемых видов деятельности федеральным законодательством;

3.Определение исчерпывающих требований к ведению лицензируемой деятельности;

4.Публичность и доступность информации о проведении лицензирования, контрольных проверок и ее результатах;

5.Установление единой государственной пошлины за лицензирование без взимания дополнительной платы с лицензиатов;

6. Cоблюдение принципов законности и прав лицензиата при осуществлении лицензирования.

Действующее законодательство определяет конкретный перечень видов экономической деятельности, которые подвергаются лицензированию. При этом важно отметить, что к этим видам деятельности применяются также и особые требования в сфере обеспечения безопасности определенного вида.

Эти разрешения являются дополнительным основанием для осуществления юридических действий, дают возможность государству проводить централизованную контролирующую политику, направленную на обеспечение соблюдения конкретных норм и правил, вытекающих из действующих предписаний различных нормативных правовых актов или нормативных решений органов местного самоуправления. Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2009.

Таким образом, рассматривая институт лицензирования в контексте административно-правового регулирования, необходимо отметить, что, во-первых, на сегодняшний день он является одним из важнейших средств реализации экономической функции государства, связанной с обеспечением действенного контроля за экономическим развитием страны, а также необходимого баланса между субъектами взаимоотношений в экономической сфере. В этой связи данный институт представляет существенное значение в контексте развития рыночных отношений в современной Российской Федерации.

Рассмотрев понятие «лицензирование» как института административного права, следует перейти к анализу практического реализацию данного правового института.

2. Практическая реализация института лицензирования: основные аспекты и проблемы

2.1 Государственные лицензирующие органы и реализация ими своих полномочий

Практическую реализацию института лицензирования обеспечивают государственные лицензирующие органы, которые осуществляют контроль за использованием главной формы разрешительной деятельности. Их полномочия следует характеризовать как лицензионно-властные.

Компетенцию лицензирующих органов следует разделять на несколько направлений: предоставление лицензий, проведение контролирующих и проверочных мероприятий деятельности лицензиатов на предмет их соответствия законодательным требованиям, контроль за сроками действия лицензий (приостановление, переоформление, прекращение действий лицензий), применение к нарушителям лицензионного законодательства административно-правовых санкций. Гайдов В.Б. О некоторых полицейских полномочиях сотрудников правоохранительных органов // Полицейское право. -2007. -N 1. — С. 50.

Безусловно, важнейшим полномочием лицензирующих органов является предоставление лицензий заинтересованным субъектам экономической деятельности. По сути данный процесс является формой предварительного контроля, который принимает систематический характер ввиду срочности действия любой лицензии. Результаты такой деятельности для субъекта экономической деятельности могут иметь двоякий характер: так, в случае соблюдения им законного режима ведения экономической деятельности контролирующий орган готовит индивидуальный акт управления и приказ о выдаче (продлении) лицензии. В остальных случаях контролирующий орган выносит мотивированный отказ в выдаче специального разрешения.

40 стр., 19960 слов

Пути совершенствования уголовно-процессуальной деятельности специализированных ...

... законодательства. В теории уголовного судопроизводства, как правило, рассматривались вопросы регламентации и осуществления процессуальной деятельности органов дознания. Работ же, в которых бы анализировалась взаимосвязь проблем организации и управления деятельностью органов дознания и совершенствования ...

Связанным с указанным полномочием контролирующих органов является приостановление действия лицензий. Этот процесс представляет собой принудительную процедуру, санкцию, сущность которой заключается в приостановлении деятельности лицензиатов в случае выявления фактов нарушения требований законодательства. Таким образом, главной предпосылкой возобновление действия лицензий является ликвидация лицензиатом выявленных нарушений. В случае, если это происходит, лицензирующий орган письменно уведомляет лицензиата о возобновлении деятельности лицензии.

В законе о лицензировании зафиксированы следующие основания для прекращения действия лицензии:

  • внесение в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности) либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
  • окончание срока действия лицензии;
  • принятие лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата (правопреемника лицензиата — юридического лица) о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности;
  • вступление в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Спектор Е.И. Лицензирование в Российской Федерации: правовое регулирование. М.: Юстицинформ, 2007. С.153.

Как было отмечено, другой важной функцией лицензирующих органов наряду с выдачей лицензий является лицензионный контроль.

Представляется, что именно реализация этой компетенции лицензирующими органами представляет собой на сегодняшний день весьма сложную и противоречивую проблему, поскольку установленная законодательством схема контроля, безусловно, далека от совершенства. Это проявляется, во-первых, в существовании многочисленных дублирующих функций, во-вторых, в существовании многих бюрократических препонов, затрудняющих эффективное взаимодействие контрольных органов и лицензиатов. Естественно, указанные факторы, сопровождающие контрольную деятельность, во много раз уменьшают ее эффективность.

В законодательстве РФ принята следующая схема осуществления контрольных полномочий лицензирующими органами. При этом важно отметить, что текущий контроль реализован в форме проведения периодических проверок.

Контрольное производство вбирает в себя такие стадии, как:

  • выбор объекта проверки;
  • подготовка к проверке;
  • рассмотрение обоснованности проведения мероприятия по контролю;
  • принятие решения о проведении мероприятия по контролю;
  • обжалование или опротестование решения о проведении мероприятия по контролю;
  • непосредственное проведение проверки и оформление ее результатов.

На первой стадии лицензирующим органом определяется проверяемое лицо и собирается информация о нем. Так, в соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ Сургутсков В.И. Комментарий к Федеральному закону от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2010 . плановая проверка может быть проведена не чаще чем один раз в три года. Важно отметить, что в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лицензируемые виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года.

11 стр., 5268 слов

Правоохранительная деятельность. Характеристика органов, ее осуществляющих

... уголовному делу, осуществляется уголовно-исполнительная деятельность. Аналогичным образом взаимосвязаны направления правоохранительной деятельности, реализуемые вне деятельности, обусловленной выявлением признаков преступления. Круг государственных и негосударственных органов, выполняющих правоохранительные функции Признаки правоохранительного органа: 1) правовая регламентация ...

Предметом плановой проверки в отношении соискателя лицензии и лицензиата является соблюдение ими в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, предъявляемых нормативными правовыми актами.

Плановые проверки осуществляются на основании утверждаемого ежегодного плана, который доводится до лицензиата специальным документом, размещаемым в сети Интернет. Кроме того, с 1 января 2010 г. действует требование, в соответствии с которым лицензирующий орган обязан составлять план ежегодных проверок в тесном взаимодействии с органа Генеральной прокуратуры, которые, в свою очередь, получают возможность проверять законность действий лицензирующих органов в отношении лицензиатов. Как видим, в настоящее время посредством этого нововведения сделан важный шаг в контексте обеспечения прав субъектов экономической деятельности.

Основанием для включения в план проверок конкретного лицензиата является истечение трехлетнего срока либо со дня государственной регистрации лица и осуществления им коммерческой деятельности, либо со дня проведения последней плановой проверки, либо со дня регистрации нового вида деятельности, подлежащей лицензированию, уже существующим юридическим или физическим лицом.

Внеплановая проверка проводится в случаях установленных в ходе проведения плановых проверок нарушений, зафиксированных в специальных предписаниях, либо в случае поступления в контролирующий орган жалоб о фактах грубых нарушений лицензиатом законодательства о лицензировании, либо в случае возникновения аварийной ситуации и появлении угрозы жизни для граждан. лицензия правовой законодательство

Другими словами, решение о проведении внеплановой проверки принимается лицензирующим органом в одностороннем порядке. Вместе с тем, согласно положениям Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ внеплановые проверки должны проводиться с письменного согласования с прокуратурой по месту осуществления лицензируемого вида деятельности.

Важно отметить, что проведение проверок должно быть строго задокументировано. В постановлении лицензирующих органов о проведении проверок отмечаются цели, задачи мероприятия, его хронологические рамки, определяются уполномоченные лица, основные вопросы, подлежащие рассмотрению, анализируются нормативные акты, регламентирующие проведение проверок. Ответственное за проведение проверок должностное лицо, занимающим, как правило, руководящую должность в контрольном органе, обобщает всю информацию, полученную в результате обработки указанных вопросов и ставит конкретные задачи исполнителям проверки в форме плана-конспекта.

3 стр., 1100 слов

Контрольно-надзорная деятельность государственных органов исполнительной ...

... др.). Аспектами отнесения деятельности федеральных органов исполнительной власти к надзорной являются следующие: систематичность деятельности государственных органов; целью является проверка соблюдения исполнения законов ... О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при прове-дении государственного контроля (надзора)» // Собрание законодатель-ства России. – 2001. – № 33 (ч. 1). ...

Анализируя вопросы, связанные с проведением проверок лицензирующими органами, необходимо отметить, что они бывают документарными и выездными. В первом случае проводится экспертиза представленных лицензиатом по требованию лицензирующего органа документов и выносится постановление. При выездной проверке представители контрольного органа выезжают на место фактического нахождения лицензиата. При этом оцениваются не только представленные документы, но и фактическое состояние дел на объекте (соответствие реальной ситуации требованиям законодательства, причем не только о лицензировании, но и трудового, в первую очередь).

Следующей стадии проверки является вынесение лицензирующим органом решения по делу, которое может быть обжаловано лицензиатом в вышестоящем лицензирующим органе, либо в судебном порядке, либо в прокуратуре.

По результатам проверки выносится постановление и составляется специальный акт в двух экземплярах, который обязан подписать представитель руководства лицензиата.

Важно отметить, что важным требованием к проведению проверок является обязательное ведение лицензиатом журнала учета проверок.

Характеризуя практическую деятельность лицензирующие органов, следует обратить внимание на ее открытость и публичность. Так, в частности, в процессе реализации своих полномочий они формируют открытые и общедоступные государственные информационные ресурсы, содержащие сведения из реестров лицензий, положения о лицензировании конкретных видов деятельности, а также технические регламенты и иные нормативные правовые акты РФ, устанавливающие обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким ресурсам в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен. Ласкина Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2008.

Завершая рассмотрение полномочий лицензирующих органов, следует обратить внимание на следующую проблему. С одной стороны, они в соответствии с законодательством РФ получают чрезвычайно обширные полномочия, а с другой — как было отмечено, реализация главных из них, связанных с обеспечением контроля за использованием лицензий, существенно затруднена вследствие несовершенства действующего законодательства, которое нуждается в существенной корректировке.

2.2 Лицензия и вопросы, связанные с регулированием ее действия

Лицензия является главным разрешительным документом удостоверяющим право физического или юридического лица на ведение той или иной деятельности. С понятием «лицензия» связано несколько аспектов. Пожалуй, главным из них является регламентация действия лицензии.

Действующее законодательство РФ устанавливает перечень требований и условий, связанных с выдачей лицензий.

Во-первых, существенное значение представляет требование законодателя, связанное с необходимостью получения лицензий на каждый конкретный вид деятельности. Другими словами, «универсальных» единых лицензий законодательство РФ не предусматривает.

13 стр., 6495 слов

Финансовая деятельность государства и органов местного управления ...

... бумаг государства. Раскроем правовое положение некоторых государственных органов более подробно. ОРГАНЫ ОБЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ, Национальное ... через свою финансовую деятельность. Субъекты финансовой деятельности освещаются главным образом как государственные органы и органы местного самоуправления. ... семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении; об охране ...

Так, к примеру, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вознамерятся осуществлять коллекционирование оружия, то, как правило, ими же подается заявление о предоставлении лицензии не только на указанный вид деятельности, но и на его экспонирование, то есть публичный возмездный показ. При этом лицензирующим органом будут выданы две лицензии, соответственно, на осуществление коллекционирования и экспонирования оружия. Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2009.

Во-вторых, лицензии могут быть выданы лишь головным предприятиям или конкретным индивидуальным предпринимателям. Представительства и филиалы, являющиеся обособленными подразделениями юридического лица и представляющие его интересы, не могут претендовать на получение лицензии.

В-третьих, в соответствии с указанным выше принципом лицензирования, предусматривающим единство экономического пространства РФ, субъект хозяйственной деятельности, получивший лицензию, вправе осуществлять свою деятельность на всей территории страны при условии уведомления соответствующих органов субъекта РФ, отвечающих за контроль лицензионной деятельности.

В-четвертых, законодательством РФ утверждена схема постановки юридического или физического лица на учет в связи с получением лицензии на осуществление определенного вида деятельности. Так, в уведомлении, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности», Сургутсков В.И. Указ. соч. указываются следующие сведения:

  • полное и сокращенное (если имеется) наименования, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма и место нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего внесение сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, — для юридического лица;
  • фамилия, имя и отчество, место жительства и данные документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего внесение сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, — для индивидуального предпринимателя;
  • идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;
  • лицензируемый вид деятельности;
  • адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности на территории субъекта РФ;
  • дата предполагаемого начала осуществления лицензируемого вида деятельности на территории субъекта РФ.

К уведомлению прилагаются нотариально заверенная копия документа, подтверждающего наличие лицензии, и заявление о переоформлении этого документа. Уведомление и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган субъекта РФ принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате их приема направляется (вручается) лицензиату. Лицензирующий орган субъекта РФ в 10-дневный срок со дня получения уведомления и прилагаемых к нему документов переоформляет документ, подтверждающий наличие лицензии, в порядке, установленном комментируемым Законом, и вносит изменения в реестр лицензий видов деятельности, лицензирование которых он осуществляет. Спектор Е.И. Указ. соч. С. 215.

Существенным аспектом, связанным с получением лицензии, является регламентация ее срока действия. Так, действующее законодательство РФ определяет, что лицензия может быть выдана на срок пять лет. Лицензиат вправе обратиться в лицензирующий орган с заявлением о продлении указанного срока. Как показывает практика, государственные органы практически всегда удовлетворяют это требование при условии отсутствия со стороны лицензиата существенных нарушений при осуществлении коммерческой деятельности в соответствии с лицензией.

Завершая анализ лицензии как правового института с точки зрения законодательства РФ, следует отметить, что в настоящее время главной проблемой его практического применения является достаточно сложная и во многом непрозрачная схема лицензионного контроля. В этой связи представляется необходимым провести не только совершенствование федерального закона о лицензировании в направлении его либерализации, но и организовать разработку дополнительных подзаконных актов, в значительной степени конкретизирующих схему выдачи и контроля за лицензируемыми видами деятельности. Кроме того, считается, что сегодня возникает необходимость некоторого пересмотра перечня видов деятельности юридических и физических лиц, принятых к лицензированию.

Заключение

Лицензирование является важнейшим институтом административного права, призванным осуществлять государственное регулирование в экономической сфере жизни. Административно-правовой характер этого института определяется, в первую очередь, тем, что лицензирование представляет собой процедуру управленческого административного процесса и обладает всеми признаками процессуальной деятельности, в частности:

  • имеет государственно-властный характер;
  • регламентировано нормами административно-процессуального права;
  • обладает последовательной цикличностью и стадийностью;
  • сопровождается принятием процессуальных документов (актов);
  • завершается вынесением конкретного решения по делу;
  • включает последующий контроль за осуществлением разрешенной деятельности с возможностью применения мер государственного воздействия.

Институт лицензирования представляет собой форму разрешительной деятельности в экономической сфере. В этой связи органы государственной власти субъектов РФ наделяются полномочиями по осуществлению лицензирования конкретных видов деятельности в порядке, установленном законодательством.

Практическое значение института лицензирования заключается в том, что уяснение его правовой природы, четкая регламентация стадий и закрепление их в российском законодательстве, с одной стороны, обусловливают действенную реализацию полномочий исполнительных органов, с другой стороны, ограничивают их дискреционные действия (произвольное административное усмотрение), вводят легальные критерии действий должностных лиц исполнительных органов и, что немаловажно, устанавливают ответственность должностных лиц за ненадлежащее исполнение соответствующей процедуры.

Вместе с тем, как было указано, реализация института лицензирования сопряжена с многочисленными проблемами, которые обусловлены как общим несовершенством российской правовой системы, так и во многом непродуманным характером системы лицензионного регулирования. Другими словами, институт лицензирования в качестве важнейшего института административного права нуждается в дальнейшей правовой проработке и регламентации.

Список используемых источников и литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kontrolnaya/institut-litsenzirovaniya/

Нормативные акты

1.Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета, N 97, 06.05.2011

2.Указ Президента РФ от 15.03.2000 N 511 (ред. от 28.06.2005) «О классификаторе правовых актов» // Cобрание законодательства РФ, 20.03.2000, N 12, ст. 1260.

Исследовательская литература

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kontrolnaya/institut-litsenzirovaniya/

3.Гайдов В.Б. О некоторых полицейских полномочиях сотрудников правоохранительных органов / Гайдов В.Б. // Полицейское право. -2007. — N 1. — С. 48-56.

4.Ласкина Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (постатейный) / Н.В. Ласкина // СПС КонсультантПлюс. 2008.

5.Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций / А.В. Мелехин // СПС КонсультантПлюс. 2009.

6.Субанова Н.В. Разрешительные полномочия органов исполнительной власти в Российской Федерации / Н.В. Субанова. — М.: Юриспруденция, 2012. — 224 с.

7.Спектор Е.И. Лицензирование в Российской Федерации: правовое регулирование / Е.И. Спектор. — М.: Юстицинформ, 2007. — 323 с.

8.Сургутсков В.И. Комментарий к Федеральному закону от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» / В.И. Сургутсков. — // СПС КонсультантПлюс. 2010.

9. Троценко О.С. Проблемы лицензирования предпринимательской деятельности (Гражданско-правовой аспект) / О.С. Троценко. — Автореф. дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006. С. 10 — 11.

10. Юрьева Ю.С. Лицензирование как форма деятельности органов исполнительной власти: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. / Ю.С. Юрьева. — Саратов, 2008. — 25 с.

11.Яковлев А.А. Роль ВТО в развитии международных экономических отношений / А.А. Яковлев // Вестник МУ МВД России. — 2007. — N 4. С. 28 — 35.