Охрана здоровья детского населения

Контрольная работа

Проблема охраны здоровья детей является одной из наиболее актуальных, поскольку, именно состояние здоровья детского населения определяет перспективы формирования жизненного» репродуктивного и трудового потенциалов нации в целом. Эта проблема приобретает еще большую значимость в ныне существующей сложной демографической ситуации [6].

На фоне общего ухудшения здоровья населения в последние годы все более тяжелая ситуация складывается в детской возрастной группе.

К настоящему времени показано, как представляет собой широкий комплекс неблагоприятных свойств среды [4,5]. На основании имеющейся многочисленной литературы можно судить о том, что состояние здоровья детей находится в тесной зависимости от социально-экономических [9, 11], биологических [3, 12], экологических [2, 7, 8] и других факторов.

Известно, что состояние здоровья ребенка начинает формироваться еще до его рождения, под действием комплекса негативных факторов среды на систему: мать — плацента — плод. Поэтому условия, стиль жизни матери и состояние ее здоровья являются важными факторами, определяющими здоровье и социальное благополучие ребенка на последующих этапах онтогенеза.

Дошкольный возраст является своего рода ключевой фазой жизненного цикла, когда в ходе развития организм оказывается самым ранимым и легко повреждаемым [5,8]. Результаты исследований Научно-исследовательского института (НИИ) гигиены и охраны здоровья детей и подростков «Научный центр здоровья детей (НЦЗД) РАМН» свидетельствуют о том, что формирование многих хронических заболеваний начинается именно в дошкольном возрасте. В это время еще велико влияние целого ряда антенатальных и нитранатальных, внешнесредовых факторов, наряду с этим все большее значение в формировании здоровья начинают играть факторы условий и образа жизни ребенка [10].

1. Комплексная гигиеническая оценка состояния здоровья детей и подростков

Система комплексной оценки состояния здоровья основана на четырёх притих критериях:

ü наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учётом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);

уровень функционального состояния основных систем организма;

  • степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
  • уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

Основной метод получения характеристик, позволяющих комплексно оценить состояние здоровья, — профилактический медицинский осмотр.

5 стр., 2002 слов

Роль наследственных факторов в формировании физического и психологического ...

... свою родословную (состояние здоровья родственников, их внешние особенности, способности и таланты, продолжительность жизни и др.), иметь представления о влиянии вредных факторов (в частности, алкоголя и курения) на развитие внутриутробного плода. ...

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребёнка или подростка с формализацией результата в виде определения группы здоровья происходит с обязательным учётом всех перечисленных критериев.

Основные группы здоровья детей.

В зависимости от состояния здоровья детей можно отнести к следующим группам:

  • 1-я группа здоровья — здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
  • 2-я группа здоровья — дети, у которых нет хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенёсшие тяжёлые и средней тяжести инфекционные заболевания;
  • дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела (масса менее М-1?) или избыточной массой тела (масса более М+2?).

    Также в данную группу включают детей, часто и/или длительно болеющих острыми респираторными заболеваниями;

  • детей с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранно соответствующих функций;
  • 3-я группа здоровья — дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания. Так в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, причём степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребёнка, в том числе подросткового возраста;
  • 4-я группа здоровья — дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсации функциональных возможностей, с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии.

    Также в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определённой мере ограничивает возможность обучения или труда ребёнка;

  • 5-я группа здоровья — дети, страдающие тяжёлыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличии осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии;
  • дети-инвалиды;
  • дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

Отнесение больного ребёнка или подростка ко 2-, 3-, 4- или 5-й групп здоровья осуществляет врач с учётом всех приведённых критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребёнка, медицинской карте ребёнка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований выносит (по своей специальности) точный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний либо заключение «здоров».

15 стр., 7434 слов

Репродуктивное здоровье населения

... изучал профилактику заболеваний, передающихся половым путем; Гапличник Т.И. исследовал репродуктивное сексуальное поведение, мотивы, установки подростков и молодежи. На базе Витебского государственного университета им. П.М. Машерова проблемой охраны репродуктивного здоровья населения ...

Комплексную оценку состояния здоровья ребёнка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.

Детям с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями (а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, (появление осложнений) по результатам профилактического медицинского осмотра комплексную оценку состояния здоровья не дают. В таких случаях необходимо проведение диагностического обследования в полном объёме. После получения результатов обследования выносят уточнённый диагноз и дают комплексную оценку состояния здоровья.

Все дети, независимо от группы здоровья, ежегодно проходят скрининговое исследование, по результатам которого уточняют необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.

Дети, отнесённые к 1-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объёме в сроки, определённые действующими нормативно-методическими документами.

Контроль состояния здоровья детей, отнесённых ко 2-й группе здоровья, осуществляет врач-педиатр при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно.

Дети, отнесённые к 3-4-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль состояния их здоровья и оценку эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляют на основании результатов диспансерного наблюдения.

Результаты комплексной оценки состояния здоровья в качестве скрининга могут сыграть роль в решении прикладных задач поддержания здоровья детей — отнесение к определённым группам для занятия физической физкультурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении их профессионального выбора, военной службы и др.

Комплексная оценка состояния здоровья детей до 3 лет жизни происходит в соответствии с приказом М 3 СССР № 60 от 19.01.1983 г. и дополнениями 2002-2003 гг. При этом учитывают:

  • особенности онтогенеза (данные генеалогического, биологического, социального анамнеза);
  • физическое развитие;
  • нервно-психическое развитие;
  • уровень резистентности;
  • функциональное состояние организма;
  • наличие или отсутствие хронических заболеваний или врождённых пороков развития.

Генеалогический метод — сбор родословных, т.е. прослеживание признака или болезни в семье, в роду с указанием типа родственных связей меж членами родословной.

Для скрининговой количественной оценки отягощённости генеалогического анамнеза используют показатель, называемый индексом отягощённости наследственного анамнеза (Jor), который можно рассчитать по формуле Jor = общее число больных родственников (о заболеваниях которых есть сведения, включая пробанда) / общее число родственников (о состоянии здоровья которых есть сведения, включая пробанда).

54 стр., 26966 слов

Психологические особенности семей с приемным ребенком

... Не всегда эти трудности вопреки расхожему мнению бывают связаны с самим приемным ребенком, с его здоровьем и сложным процессом адаптации. Бывает, что отношения супругов, как самых главных, ... и имеют все возможности воспитывать ребенка самостоятельно. У них нет необходимости отдавать своего ребенка под опеку [Grotevant et al., 1998]. Детей, лишившихся своих матерей по этой причине, стало ...

Критерии оценки:

0-0,2 — отягощённость генеалогического анамнеза низкая;

0,3-0,5 — отягощённость умеренная;

0,6-0,8 — отягощённость выраженная;

  • от 0,9 и выше — отягощённость высокая.

Дети с выраженной и высокой отягощённостью относятся к группе риска по предрасположенности к тем или иным заболеваниям.

Биологический анамнез включает сведения о развитии ребёнка в различные периоды онтогенеза.

Антенатальный период (раздельно течение 1-й и 2-й половины беременности):

  • токсикозы 1-й и 2-й половины беременности;
  • угроза выкидыша;
  • экстрагенитальные заболевания у матери;
  • профессиональные вредности у родителей;
  • отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител;
  • хирургические вмешательства;
  • вирусные заболевания во время беременности;
  • посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов.

Интранатальный и ранний неонатальный периоды (первая неделя жизни):

  • характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды);
  • пособие в родах;
  • оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.);
  • оценка по шкале Апгар;
  • крик ребёнка;
  • диагноз при рождении и выписке из родильного дома;
  • срок прикладывания к груди и характер лактации у матери;
  • срок вакцинации БЦЖ;
  • время отпадения пуповины;
  • состояние ребёнка при выписке из родильного дома;
  • состояние матери при выписке из родильного дома.

Поздний неонатальный период:

  • родовая травма;
  • асфиксия;
  • недоношенность;
  • гемолитическая болезнь новорождённого;
  • острые инфекционные и неинфекционые заболевания;
  • поздний перевод на искусственное вскармливание;
  • пограничные состояния и их длительность.

Постнатальный период:

  • повторные острые инфекционные заболевания;
  • наличие рахита;
  • наличие анемии;
  • расстройства питания тканей в виде дистрофии (гипотрофия или паратрофия);
  • наличие диатезов.

Сведения о биологическом анамнезе участковый врач-педиатр получает из выписок родильного дома и других медицинских учреждений, бесед с родителями.

При наличии одного и более факторов риска в каждом из пяти перечисленных периодов онтогенеза следует говорить о высокой отягощённости биологического анамнеза. Наличие факторов риска в 3-4 периодах свидетельствует о выраженной отягощённости (группа высокого риска по биологическому анамнезу); в двух периодах — об умеренной отягощённости (группа риска по биологическому анамнезу); в одном периоде — о низкой отягощенности (группа внимания по биологическому анамнезу).

Если факторы риска отсутствуют во всех периодах развития ребёнка, то биологически анамнез считают неотягощённым.

Степени неблагополучия в периодах внутриутробного развития ребёнка можно косвенно судить по уровню его стигматизации. К стигмам дизэмбриогенеза относятся малые аномалии развития соединительной ткани (МАР), не приводящие к органическим или функциональным нарушениям определенного органа. В норме количество стигм составляет 5-7. Превышение порога стигматизации следует расценивать как фактор риска ещё не проявившейся патологии.

23 стр., 11043 слов

Аномалии конституции у детей. Аномалии конституции и диатезы ...

... факторов окружающей среды. Каждый из известных типов конституции детей первых лет жизни можно рассматривать как маркер ... детей раннего возраста. В числе факторов риска - неблагоприятные условия внутриутробного разви­тия (токсикозы, нерациональное питание матери), гипоксия плода и повреждение ЦНС в родах, ... (в 75% случаев - сенсибилизация к коровьему молоку, в 25% - к белкам злаковых, в 28% ...

Социальный анамнез:

  • полнота семьи;
  • возраст родителей;
  • образование и профессия родителей;
  • психологический микроклимат в семье, в том числе в отношении к ребёнку;
  • наличие или отсутствие в семье вредных привычек и асоциальных форм поведения;
  • жилищно-бытовые условия;
  • материальная обеспеченность семьи;
  • санитарно-гигиенические условия воспитания ребёнка.

Данные параметры могут быть использованы для выделения социально неблагополучных семей и детей групп социального риска.

В форме 112/у в случае благополучного анамнеза следует писать кратко «Социальный анамнез благополучный». В случае неблагополучного aнaмнеза следует указать параметры, имеющие отрицательную характеристику. Неблагополучный социальный анамнез негативно сказывается на нервно-психическом развитии ребёнка, в дальнейшем может привести к неправильному формированию личности человека.

. Естественное вскармливание. Состав грудного молока. Диета кормящей матери. Противопоказания к грудному вскармливанию

Естественное, или грудное, вскармливание

Грудное вскармливание не ограничивается лишь обеспечением ребенка питательными веществами необходимого качества и в необходимом количестве. И.М. Воронцов (1998) пишет о том, что «грудное вскармливание сегодня — это феномен общей биологической адаптации, программирования и стимуляции развития детей периода новорожденности и раннего возраста, где собственно питание является только одним из компонентов интегральной среды развития ребенка, формирующей ту совокупность влияний и взаимодействий, которая и составляет ранний опыт ребенка».

Структура спектра воздействий грудного вскармливания на организм ребенка (по И.М. Воронцову, Е.М. Фатеевой, 1998):

Собственно пищевое обеспечение. При этом особенно важно, что при естественном вскармливании отмечается оптимальное качество и количество как основных нутриентов, так и микронутриентов, имеющих значение для полноценного роста и развития. При «пограничных» уровнях обеспечения женское молоко обладает комплексом составных частей, которые способствуют повышению их усвояемости. Состав нутриентов молока динамично приспосабливается к изменяющимся в процессе роста потребностям ребенка. Адекватность обеспечения может нарушаться при достаточно грубых изменениях в пищевом рационе кормящей матери или снижении объема лактации.

  • Управление ростом, развитием и тканевой дифференцировкой через широкий комплекс гормонов и биологически активных веществ.

Обеспечение защиты от повреждающего действия избыточного поступления нутриентов. Даже при явной избыточности питания, связанной с очень активным сосанием и высокой концентрацией нутриентов в молоке матери, дети реагируют только повышенным накоплением жировой ткани. Это не сопровождается дистрофическими изменениями в тканях и гетерохронизацией развития, как это наблюдается при искусственном вскармливании с избыточным введением нутриентов.

11 стр., 5329 слов

Товароведение и экспертиза молока пастеризованного жирностью 3,

... нормативно-технической базы по молоку;, Проведение экспертизы молока;, Подведение итогов экспертизы молока пастеризованного жирностью 3,2%. Объектом данной курсовой работы является молоко пастеризованное жирностью 3,2%, субъект - контролирующие органы. Для написания курсовой работы были использованы следующие ...

  • Иммунологическая (специфическая и неспецифическая) защита от патогенной для ребенка бактериальной и вирусной инфекции, а также паразитарной инвазии.
  • Ограничение поступления и снижение провоспалительных эффектов неинфекционных антигенов и аллергенов. Защита от атопических реакций и заболеваний.
  • Формирование иммунологической толерантности к антигенам продуктов пищевого рациона, используемых матерью.
  • Формирование путей оптимальной метаболизации нутриентов, обеспечивающих адаптацию к рационам последующих за молочным периодов питания.

Формирование адекватной регуляции пищевого поведения.

Развитие психоэмоциональной связи с кормящей матерью в процессе длительного и самого тесного физического и эмоционального контакта при кормлении. В последующем происходит постепенная трансформация этого узкоспециального типа связи в постоянную устойчивую и независимую от кормления реакцию на мать как источник и символ защищенности.

Работа мышечного аппарата сосания при кормлении определяет возникновение усилий и напряжений, наиболее адекватно регулирующих анатомическое формирование зубочелюстной системы, мозгового черепа, а также аппарата звуковоспроизведения.

Химический состав и биологические свойства женского молока, преимущества естественного вскармливания

С начала лактации и в дальнейшем происходит изменение состава молока и его калорийности (табл. 1 и 2).

Таблица 1. Сравнительный состав молозива и молока в процентах (в г на 100 мл) (по А.Ф. Туру)

Вид молокаБелокСахарЖирЗолаМолозиво2,2-5,84,1-7,62,8-4,10,31-0,48Переходное молоко (с 4-5-го дня)1,6-2,15,7-7,82,9-4,40,24-0,34Зрелое молоко (со 2-3-й недели)0,9-1,87,3-7,63,3-3,40,18-0,21

Таблица 2. Калорийность молозива и молока

День лактации1-й2-й3-й4-й5-й и позднее1 Ккал в 1 л15001100800750700-650

Молозиво

способствует уже сразу после рождения высокой эффективности кишечного иммунологического барьера. Поэтому молозиво иногда относят к фактору, обеспечивающему первую вакцинацию, или, как говорят, «теплую» иммунизацию ребенка в отличие от «холодной» (ампульной).

Содержание жира и молочного сахара (лактозы), наоборот, в молозиве ниже, чем в зрелом молоке. Многие белки молозива (альбумины, глобулины и др.) могут всасываться в желудке и кишечнике в неизмененном виде, так как они идентичны белкам сыворотки крови ребенка. Молозиво является весьма важной промежуточной формой питания между периодами гемотрофного и амниотрофного питания и периодом энтерального (лактотрофного) питания ребенка.

Переходное молоко —

Зрелое молоко —

Диета кормящей матери.

Общие рекомендации

Становление лактации — сложный химический процесс, результатом которого является выработка полноценного зрелого молока, по составу отвечающего всем потребностям малыша. Недостаток основных «строительных материалов»: белков, жиров и углеводов, а также витаминов и микроэлементов — вызывает нарушение роста и развития малыша. В медицинских научных исследованиях доказана прямая связь между рационом кормящей женщины и составом молока. Период с 3 недель до 3 месяцев жизни, когда у ребенка чаще всего бывают кишечные колики, намного легче проходит при соблюдении мамой определенной диеты. Кроме того, употребление в пищу «правильных» продуктов помогает избежать аллергии у малыша.

14 стр., 6823 слов

Основы технологии, гигиена производства и ветеринарно-санитарная ...

... экспертизы молока. Для достижения цели будет решен ряд задач: дана общая классификация продуктов питания; рассмотрена технология производства продуктов ... составом и хорошей усвояемостью организмом [1]. Между тем, молоко при нарушении санитарных условии дойки, первичной обработки, ... т. д.). Продукты детского питания - специально созданные для питания здоровых и больных детей до трехлетнего ...

Основные принципы питания кормящей матери:, .Достаточная калорийность.

2.Полноценный состав.

120-130 г белков, в том числе 6о% животного происхождения;

  • около 500 г углеводов;

100-110 г жиров, в том числе 20% растительных.

3.Наличие в рационе всех необходимых витаминов и минералов

4.Дробность.

5.Безопасность.

Таким образом, во время кормления грудью женщине противопоказаны:

  • высокоаллергенные продукты: все фрукты, ягоды и овощи ярко-красного и оранжевого цвета (клубника, цитрусовые, помидоры и т.п.), редис, редька, киви, ананасы, авокадо, виноград, рыба, все морепродукты, икра, куриные яйца, грибы, орехи, мед, сухофрукты, шоколад, кофе, какао;

соленые и острые блюда, консервы, пряности, лук, чеснок, бульоны, маринады, квашеная капуста;

  • продукты, содержащие красители, ароматизаторы, консерванты: консервы, полуфабрикаты, майонезы, кетчупы, соусы, чипсы, мягкие сорта сыра, копчености, ветчина, сосиски, сардельки, газированные напитки, квас, алкогольные напитки.

Любые добавки могут вызвать у ребенка аллергию, повлиять на его рост и развитие. Продукты должны быть свежими и безопасными с точки зрения экологии. Под полным запретом для кормящей мамы любые алкогольные напитки, поскольку они отрицательно влияют на развитие головного мозга малыша и могут вызвать тяжелые необратимые процессы.

Первая неделя после родов.

После родов организм женщины должен максимально быстро восстановиться. Кроме того, начинается выработка молока, поэтому питание должно быть полноценным. Но в то же время желудочно-кишечный тракт новорожденного пока функционирует не в полную силу, он еще не готов переваривать многое из того, что поступает с молоком матери. Поэтому в первую неделю рацион кормящей мамы подвергается самым строгим ограничениям.

Впервые сутки после родов женщины, как правило, испытывают сильную жажду. Это связано с потерей жидкости в родах, большой физической нагрузкой, началом процесса выработки молока. Утолить жажду можно некрепким чаем, компотом из сухофруктов — чернослива, сушеных яблок и груш, киселем из черной смородины, черники или брусники. В день разрешается выпивать 1 стакан свежего кисломолочного напитка — кефира, бифидока, бифилайфа и др., не содержащего вкусовых и ароматических добавок. До «прихода» молока необходимо ограничить общий объем выпитой жидкости до 800 мл в сутки.

Из рациона исключаются:

Крепкий чай, кофе

Любые соки

Крупы

Овощи

Мясные продукты:

Молочные продукты

Рыба, морепродукты и яйца запрещены

10 стр., 4608 слов

Производство пищевых продуктов

... пищевой промышленности – хлебо-булочные изделия, колбасы (выдается сертификат на пищевые продукты в соответствии с ГОСТ 23231–90), кондитерские изделия и т.д. Большинство продуктов потребляется человеком после переработки. В отдельные категории выделяются: продукты для детей, ...

Шоколад, орехи, мед

Сухофрукты

Свежие фрукты

Что можно есть в первую неделю после родов?

1.Каши

В первую неделю

2.Макаронные изделия

3.Овощи

4.Мясные продукты

5.Молочные продукты

6.Хлеб

7.Растительные масла

Первый месяц после родов

Спустя неделю после родов, убедившись, что новорожденный хорошо переносит все продукты, которые употребляет в пищу мама, рацион можно постепенно расширять.

Для выработки достаточного количества молока в первый месяц после родов требуется пить не менее 2-2,5 л жидкости. Это может быть некрепкий чай, в том числе зеленый, без вкусовых и ароматических добавок, компот из чернослива, груш, яблок, кураги, кисель из клюквы, брусники, смородины, черноплодной рябины, настой шиповника, отвары мяты и мелиссы. Кофе для кормящей мамы в этот период по-прежнему под запретом. Можно пить натуральные соки из зеленого яблока, груши, сливы. Лучше, если это будут свежевыжатые соки без консервантов, в крайнем случае можно пить детские соки. От употребления продукции с длительным сроком хранения стоит отказаться.

Рацион кормящей мамы в первый месяц после родов:

1.Каши —

2.Макаронные изделия

3.Овощи —

4.Мясо

5.Молочные продукты

6.Рыба

7.Яйца

8.Хлеб

9.Кондитерские изделия

10.Фрукты

11.Орехи —

12.Растительные масла

При обнаружении у ребенка реакции на какой-либо из продуктов необходимо исключить его как минимум на пару месяцев, после чего попробовать вновь. С течением времени ферментные системы малыша развиваются, и, скорее всего, через некоторое время можно будет употреблять этот продукт без последствий.

Следует помнить, что вводить можно по одному продукту в три дня, наблюдая за реакцией ребенка. Необходимо оценивать общее состояние грудничка, внешний вид кожных покровов — наличие сыпи, покраснения, корочек. Стул малыша должен быть желтоватого цвета, допустимо небольшое количество молочных вкраплений, без зелени и примесей. На фоне введения нового продукта у грудничка не должно быть увеличения газообразования и усиления колик. При появлении такой проблемы, а также если ребенок реагирует буквально на все, что съест мама, необходимо продление диеты этого периода как минимум до 2-3 месяцев.

Дальнейшее питание кормящей матери

можно постепенно возвращаться к привычному для женщины питанию. Здесь действуют те же самые правила введения новых продуктов.

Пить женщина должна до 2-2,5 л в день. С утра допускается одна небольшая чашечка некрепкого кофе с молоком или сливками. В компот теперь можно добавить курагу, изюм, сушеную вишню. С чаем можно съесть кофейную ложечку меда, но не каждый день, так как это довольно аллергенный продукт. Можно положить в чашку дольку лимона. Кормящая мама может попробовать включить в меню клюквенный, облепиховый кисель, морсы из ягод.

Что можно добавить в рацион?

1.Каши

2.Макаронные изделия —

3.Овощи

4.Мясо

5.Молочные продукты

6.Рыба

7.Яйца

8.Хлебобулочные изделия

23 стр., 11245 слов

Репродуктивное здоровье человека – доклад сообщение

... детей, получение ими необходимого образования, состояние их здоровья, физическое, психическое, духовное и нравственное воспитание В первую очередь это зависит от образа жизни каждого человека. Охрана репродуктивного здоровья ... М.А. Афанасьева» Реферат На тему: «Репродуктивное здоровье» Реферат подготовил Студент группы ... репродуктивному здоровью подрастающего поколения и взрослого населения Беларуси ...

9.Фрукты

10.Орехи

11.Растительные масла

В период кормления грудью недопустимы никакие диеты

Любые ограничения в питании с целью вернуть «добеременные» формы неизбежно ведут к нарушению выработки молока, а, следовательно, малыш недополучит вещества, необходимые ему для роста и развития. Но это не значит, что в период кормления грудью нет возможности повлиять на фигуру. Дело в том, что организм матери поддерживает постоянную жирность вырабатываемого молока. Период лактации — единственный период в жизни женщины, когда гормональные изменения помогают переходить жиру из запасов в организме матери в молоко. Поэтому ограничив (но, конечно, не исключив) поступление жиров с продуктами питания, женщина может влиять на свой вес. Сделать это можно за счет снижения жирности потребляемых молочных продуктов, употребляя нежирное мясо, нежирные сорта сыра, сливочного масла. Кроме того, сам процесс выработки молока затрачивает дополнительные 600-700 ккал, поэтому длительное кормление грудью не только поможет малышу вырасти здоровым и счастливым, но и поспособствует нормализации веса мамы.

Что бы ни ела кормящая мама, не следует забывать и об эстетической составляющей питания. Конечно, с малышом часто бывает не до кулинарных изысков. Но стоит помнить, что самая простая еда, приготовленная с душой, съеденная в спокойной обстановке, принесет гораздо больше пользы вам и вашему малышу.

Противопоказания к грудному вскармливанию со стороны матери:

открытая форма туберкулеза с бацилловыделением;

ВИЧ-инфекция;

особо опасные инфекции (оспа, сибирская язва), столбняк;

  • состояние декомпенсации при хронических заболеваниях сердца, почек, печени;
  • острые психические заболевания;
  • злокачественные новообразования.

При таких инфекциях у матери, как корь и ветряная оспа, кормить грудью можно при условии введения ребенку иммуноглобулина. При тифах, хроническом гепатите, дизентерии, сальмонеллезах мать может сцеживать молоко и кормить ребенка этим молоком после стерилизации. При ОРВИ, ангине, бронхитах и пневмонии кормление можно осуществлять прикладыванием к груди после снижения температуры тела и улучшения общего состояния женщины. При этом необходимо использовать маски и ограничивать контакт матери и ребенка в перерыве между кормлениями. Серьезным противопоказанием для кормления ребенка, в т. ч. и сцеженным молоком, является использование в лечении лекарственных средств. К ним относятся: антибиотики (левомицетин, тетрациклин), изониазид, налидиксовая кислота (неграм или невиграмон), сульфаниламиды, эстрогены, цитостатики, циклоспорин, антитиреоидные средства, диазепам, соли лития, мепротан, фенилин, резерпин, атропин, эрготамин, препараты йода, гексамидин.

Противопоказания к грудному вскармливанию со стороны ребенка

Для приготовления простых смесей молоко разводят водой или крупяными отварами (рисовым, гречневым) в соотношении 1:1 — смесь № 2 (в первые 2 недели жизни); 2-1- смесь №3 (в возрасте от 2 недель до 3 месяцев).

Разведением молока добиваются прежде всего уменьшения количества белка в единице объема. Недостающее количество углеводов восполняют добавлением сахара, а жира — сливками. После 3 месяцев детям дают цельное коровье молоко с добавлением 5% сахара (смесь № 5).

Однако, согласно современным рекомендациям, неадаптированные смеси (и сладкие, и кефиры) можно давать не ранее 8-9 месяцев. При этом кисломолочные продукты (в том числе и адаптированные) должны составлять не более 50% от общего суточного объема заменителей женского молока и (или) «последующих» смесей, получаемого ребенком, поскольку их большое количество может вызвать у младенцев сдвиги в кислотно-щелочном равновесии. Введение неадаптированных смесей в рацион в более младшем возрасте может оказать неблагоприятное влияние на азотистый метаболизм, функции незрелых почек.

3. Влияние наркотиков на организм подростков

здоровье подросток диета организм

Дети и подростки — наше подрастающее поколение. Им предстоит жить в этом обществе и быть теми, кто строит его, живет в нём и создает его. Забота о детях и подростках равна заботе о будущем. Влияние наркотиков на подростков ставит под угрозу не только его жизнь, жизнь его семьи, но и друзей подростка-наркомана, их семей, и благополучие общества в целом. Влияние наркотиков на организм подростка разрушительно. Здоровье подростка медленно разрушается. Чтобы понять, почему это происходит, нужно лишь знать, что любой наркотик, включая алкоголь — это яд, а науке неизвестны яды, которые бы помогали организму становиться здоровее, сильнее и крепче. Даже некоторые лекарства, которые используются для обезболивания и т.п. небезопасны и нужно, лишь прочитать длинный список побочных эффектов, чтобы в этом убедиться. Наркотики (или, другими словами, яды) уничтожают полезные витамины и минеральные вещества. Насколько они нужны растущему организму, можно догадаться. Взрослые организмы нуждаются лишь в витаминной поддержке, а подростки и их растущие организмы нуждаются и в поддержке, и в «строительных материалах».

Что такое наркомания?

Это общий термин, включающий несколько форм зависимости:

Толерантность, Зависимость, Психологическая зависимость

Что делают психоактивные наркотики?

Одни наркотики подавляют нервную активность мозга, другие стимулируют ее, и в этом состоит различие в их психических эффектах. Другие причины различий включают количество принимаемого наркотика, его чистоту и концентрацию, а также то, каким образом он попадает в тело. К числу других факторов относятся психическое и физическое состояние принимающего наркотики, его ожидания и реакция на окружающую обстановку: наркотик может усиливать существующее психическое состояние или вызывать подавленность. Эффект часто усиливаются, если принимающий наркотики утомлен или голоден.

Психоактивные наркотики подразделяют на четыре главные группы в соответствии с их воздействием: депрессанты, стимуляторы, галлюциногены и марихуана.

Они имеют всевозможные названия и прозвища. Среди них самые известные — это марихуана, кокаин, галлюциногенные наркотики, летучие жидкости: ацетон, бензин, эфир и др.; опиум и его производные: морфин, метадон, героин, кодеин и различные барбитураты с обезболивающим и успокаивающим действием.

Все они очень популярны среди наркоманов, но способ их употребления зависит от географических и культурных особенностей, а также от национальных традиций разных стран. Например, в Иране и Турции опиум едят, китайцы его чаще всего курят, а европейцы и американцы вводят путем инъекции.

Общий механизм их воздействия на организм человека (подростка).

Некоторые наркотические вещества вызывают у наркоманов беспокойство, возбуждение, их мучает мания преследования и галлюцинации, развиваются психические расстройства. От других страдают почки, поджелудочная железа, отекают легкие, возникает глухота, бессонница, обезвоживается организм и возникают конвульсии. У лиц, впервые вводящих себе наркотик, могут возникнуть сначала неприятные ощущения: тошнота, рвота, головокружение, но затем они переживают состояние эйфории, им кажется, что тысячи игл плывут в сосудах всего тела. И, наконец, наступает состояние, которое называют по-английски «stoned» — «окаменевший». Это физическое онемение, апатия, покой, расслабление, беззаботность. Исчезает стремление к активным действиям, острота зрения снижается, дыхание замедляется, понижается температура тела. Функция интеллекта приближается к нулю.

Но частое употребление снижает первый «положительный» эффект, и наркоману приходиться увеличивать дозу, что приводит со временем к наркотической зависимости. И далее он продолжает принимать наркотики уже не ради удовольствия, а стремясь избежать ломки. Критические дозы могут спровоцировать глубокую спячку, и даже смерть от паралича дыхательного центра мозга. Наркоманы страдают от опиумной горячки, вирусного воспаления печени, гнойных инфекций и шрамов кожи и тканей, у них воспаляются и изменяются вены, но в первую очередь, страдают головной и спинной мозг. Организм истощается от неправильного питания (т.к. чувство голода притупляется при приеме наркотиков), снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям, самые опасные из них — гепатит и СПИД. У наркоманов дрожат руки, повышается потоотделение, а в фазе ломки опасны и эпилептические припадки.

Наркомания как болезнь поражает чаще всего молодых людей от 13 до 30 лет (школьники, студенты, музыканты, малолетние криминальные слои общества и др.).

Легко распознать подростка-наркомана. Он истощен, кожа дряблая с сероватым оттенком, под глазами темные круги, белки глаз и зубы желтые, он производит впечатление старого, тяжелобольного человека. Чтобы скрыть следы инъекций, молодежь носит рубашки с длинными рукавами даже летом. Меняется и психика подростков. Они становятся мнительными, подозрительными. Им свойственно чувство паники и страха, они безответственны и пассивны, не проявляют интереса к семье, учебе, теряют друзей. Когда подростки находятся непосредственно под действием наркотика, они отличаются специфическим поведением: ненормально расширенные или максимально суженные зрачки глаз, шатающаяся, неуверенная походка, беспричинная улыбка или смех, бессмысленные бредовые высказывания, нарушенная артикуляция длинных слов, сонное или искаженное выражение лица.

В период ломки наркоманы агрессивны и склонны к неадекватному поведению.

Тот, кто хоть раз видел, что такое «ломка», — под дулом пистолета не станет пробовать наркотики. Даже в больнице, где несчастному назначают много лекарств, чтобы облегчить его состояние, — и то оно остается тяжелым. Больные мечутся, стонут, не находят себе места, они не могут ни есть, ни спать, ни лежать, ни ходить. Их мучают изнуряющие поносы с болями в животе, неукротимая многократная рвота, когда буквально выворачивает наизнанку и рвет желчью, тяжелейшие боли в мышцах, суставах, пояснице. Очень тягостно не только физическое, но и психическое состояние больных. Тяжелая депрессия и чувство безысходности вынуждают многих, если они не в больнице, совершать самоубийство. Частота суицидов среди наркоманов чрезвычайно высока.

При различных формах наркомании ломка проявляется по-разному. Но при любой форме, это крайне тягостное и длительное состояние. Влечение к наркотику интенсивно и неодолимо. Сами наркоманы характеризуют его как «жгучее», «щемящее». Справиться с ним больной человек не в состоянии, он даже и не пытается это сделать. Если наркоман не в больнице он всеми путями старается достать желанный препарат. Даже после курса лечения влечение к наркотику у наркомана сохраняется и, подобно сжатой пружине, в любой момент может развернуться. Причем он сам верит, что уже избавился от своей зависимости, но его уверенности хватает ненадолго. Именно поэтому наркоманию очень трудно лечить. Врачи могут помочь и облегчить состояние больного, но переделать его психику они не в состоянии. Случаи излечения от наркомании единичны.

Так, согласно статистическим данным, половина наркоманов, употребляющих наркотики более 10 лет, гибнут в результате убийств, самоубийств, несчастных случаев. В Великобритании, например, в течение года из 1000 наркоманов умирает 30; в Нью-Йорке за год погибает 350 человек. А юные наркоманы живут от 4 максимум до 10 лет после их первого принятия наркотического вещества.

Родителям важно знать о том, как рассказывать ребенку о наркотиках, чтобы исключить употребление и влияние наркотиков на организм подростка и на его жизнь.

Заключение

Медико-санитарное и медико-социальное обеспечение детского населения в условиях промышленного города рекомендуется осуществлять в виде комплекса мер, охватывающих основные элементы жизнедеятельности этого контингента.

Информационное обоснование этой деятельности органам здравоохранения (родовспомогательной и педиатрическим службам) и службам Роспотребнадзора (центрам гигиены и эпидемиологии) следует осуществлять путем создания и внедрения современных систем социально-гигиенического мониторинга.

В качестве инструмента (средства) социально-гигиенического мониторинга рекомендуется использовать автоматизированные информационные системы, основанные на применении информационных технологий, использующих персонифицированные базы данных и методико-алгоритмическое обеспечение, базирующееся на современных принципах и положениях гигиенической диагностики.

Динамическое наблюдение, анализ и оценку (мониторинг) состояния здоровья и условий жизнедеятельности (факторов риска) детского населения следует осуществлять на всех этапах онтогенеза, включая антенатальный, перинатальный и постнатальный периоды с формированием групп риска (медико-биологического, социального, экологического), и на этой основе формировать направления, объемы лечебно-оздоровительной и профилактической работы.

Деятельность по охране и укреплению здоровья организованных контингентов детского населения (в т.ч. дошкольного возраста) рекомендуется осуществлять путем разработки и внедрения системы: гигиенических и медико-санитарных мероприятий, основными компонентами которой являются:

  • динамический контроль за состоянием здоровья детей, посещающих ДОУ;
  • создание оптимальных, безопасных для здоровья санитарно-гигиенических условий пребывания детей в ДОУ;
  • мероприятия по оздоровлению и профилактике нарушений здоровья в организованных коллективах с учетом результатов оценки медико-биологического статуса;
  • разработка и внедрение мероприятий, повышающих функциональные возможности организма, уровень физической и двигательной подготовленности;
  • внедрение здоровьесберегающих программ обучения и воспитания в детских дошкольных учреждениях;
  • создание гигиенически обоснованных образовательно-воспитательных технологий и мероприятий в образовательных учреждениях, направленных на формирование навыков здорового образа жизни, одним из компонентов которых является семейное воспитание;

— контроль за эффективностью вышеперечисленных мероприятий Важную роль в проведении качественной гигиенической диагностики состояния здоровья детских коллективов и условий жизнедеятельности могут сыграть автоматизированные системы социально-гигиенического мониторинга, использующие персонифицированные базы данных и современные информационные технологии.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kontrolnaya/ohrana-zdorove-detey/

— Алексеев С.В. Экология детства: проблема сохранения здоровья детей как условие устойчивого развития общества / С.В. Алексеев // Экология детства: социальные и медицинские проблемы. СПб., — 1994. — с. 14-15.

— Баранов А.А. Окружающая среда и здоровье! // Педиатрия,1994,- с. 5-6.

— Баранов А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения // Рос, педиатрия, журнал. 1998. -№ 1.

— Веселое ИТ. Социальная педиатрия. (Курс лекций) Н.Г. Веселия. СПб, 1996.-с. 162-168.

— Грицинская В.Л. Динамика развития детей дошкольного возраста Красноярска / В.Л. Грицинская Гигиена и санитария. 2002. — с. 48-49.

— Громбах С.М. Социально-гигиенический аспект оценки состояния здоровья детей и подростков / С.М. Громбах // Вестник АМН СССР. 1984. -№ 4. — с. 75-80.

— Даутов Ф.Ф. Влияние факторов окружающей среды на физическое развитие детей дошкольного возраста / Ф.Ф. Даутов, А.И. Лысенко, А.Х. Ярулин Гигиена и санитария. 2003. — Л» — с. 49-52.

— Изучение врожденных морфогенетических вариантов у детей / Н.П. Бочков, Т.И. Субботина, В.В. Яковлев и др. Гигиена и санитария. 1994.-с. 53.

— Комплексная оценка здоровья детей / Н.Г. Веселов, Г.К. Ермакова, Н.Ю. Попова и др. Здравоохранение РФ 1986. — с. 17-20.

— Нервно-психическое развитие как показатель состояния здоровья детей раннего возраста / K.JI. Печора, Л.Г. Голубева, Э.Л. Фрухт, Г.В. Пантюхина // Педиатрия. 1990. — N I. — с. 99-100.

— Поборский А.Н. Здравоохранение Рос. Федерации, -1999.-Л.

— Чичерин Л.П. Жестокое обращение с детьми и подростками: проблемы, меры профилактики / Л.П. Чичерин, Т.Я. Сафонова // Педиатрия. 2000. -№5.- с. 51-57.