Правовая ментальность в России

Контрольная работа

Правосознание советского периода: соотношение новационности и традиционализма

Политическая и правовая организации общества в СССР опиралась на устойчивый культурный тип общественных отношений, основанных на принципах патернализма. Эта модель, закрепившаяся в общественном сознании, включала в себя нравственную ответственность правящей элиты за руководимый ею народ и готовность последнего уступить власть своих прав и сузить свое поле свободы. В процессе социалистической модернизации патернализм принял новые очертания, но сохранил свои сущностные черты, гарантируя сохранение стабильности общественного бытия за счет сдерживания инновационных процессов и подчинения личности обществу со всеми вытекающими последствиями.

Утверждение, что право представляет собой инструмент государственной власти в лице диктатуры пролетариата. Революционное и классовое сознание трактовались как идентичные явления.

Историографический обзор по проблемам правосознания советского крестьянства условно можно разделить на три основных этапа.

Первый этап составляет совокупность работ периода первой половины 1950-х — 1960-х годов. Его особенности заключаются в том, что на примере отдельных регионов страны показывали эффективность осуществляемой политики в области сельского хозяйства, но при этом узость источниковой базы, ограниченность концептуального видения границ поставленных партией задач побуждали ученых рассматривать только те проблемы, которые вписывались в рамки проводимого социально-экономического курса. Для данных исследований была характерна высокая степень догматизма, связанного с оправданием государственной политики по «выкачиванию» средств из деревни. Несмотря на научные достижения тех лет, методологического плюрализма не сложилось, поскольку во всех отраслях научного знания по-прежнему господствовала монистическая марксистская методология. Главным препятствием всестороннему изучению теоретико-методологических и исторических аспектов правосознания продолжала выступать классовая детерминированность теории правосознания, в соответствии с которой оно рассматривалось как элемент правовой надстройки, лишенный какой-либо самостоятельной исторической роли, что затрудняло изучение природы данного феномена.

14 стр., 6632 слов

Аграрная политика советского государства и крестьянство в конце ...

... - поставленная руководством Советского Союза цель восстановления довоенного уровня развития колхозного сектора и дальнейшего его укрепления в условиях остающегося приоритета тяжелой промышленности достигалась путем усиления партийного и государственного контроля за производством ...

Следующий этап историографии приходится на вторую половину 1960-х — конец 1980-х гг. В этот период находит отражение (гласное или негласное) осознание ошибочности «потребительского» подхода власти к отечественной деревне, сельское хозяйство признается одним из приоритетных направлений в развитии экономики, но при этом сохраняется односторонность оценок и влияние партийно-политических установок.

Третий этап историографии охватывает период с начала 1990-х годов до наших дней. Он связан с освобождением отечественной науки от влияния марксистско-ленинской идеологии, признанием плюрализма мнений и вовлечением в научный оборот широкого круга источников, в том числе находившихся под грифом «секретно». В исследованиях стали сочетаться традиционные и новаторские подходы к рассмотрению ряда тем.

Средством укрепления нового типа мышления становилась деятельность сельских Советов в организационной и правовой формах. Однако вначале представления сельского населения о справедливости созданного правопорядка не соответствовали его нравственным ценностям. Сложившаяся со временем социальная однородность сельского населения становилась условием формирования однородного нравственного, правового и политического сознания.

Советское правосознание следует рассматривать как синтез социалистических идей и рудиментарных представлений о праве, законности, правосудии, легитимности государственной власти, справедливом правопорядке, о правовом статусе личности, неприкосновенности собственности, о методах регулирования гражданско-правовых отношений, о преступлениях и наказаниях. Важнейшим признаком преемственности стало воспроизведение в советский период традиции, которая, в отличие от революционного периода, приобретает латентные формы выражения.

Таким образом, описанные основные этапы и направления историографии изучения правосознания советского крестьянства позволяют сделать определённые выводы. Сегодня можно наблюдать возрастание научного интереса к рассматриваемой проблеме, хотя нельзя не отметить, что все-таки больше исследований посвящено теоретическим аспектам правосознания.

А между тем, исследование типологических черт правосознания советского крестьянства как инвариантной сущности правового менталитета, призвано способствовать выявлению адаптивного потенциала национального правосознания, степень его совместимости с правоаксиологическими установками, а также ответить на вопрос о перспективах генезиса самобытной российской модели государственности.

2. Функции правового менталитета

правосознание менталитет синкретизм омонимия

Правовым менталитетом являются исторически сложившиеся специфические, наиболее типичные и устойчивые для определенной социальной или национально-этнической общности, системы мировоззренческих представлений, оцениваний и реагирований на объекты государственно-правовой действительности.

В этом качестве правовой менталитет, среди других правовых явлений сферы духовного мира общества, является низшей ступенью, глубинным отражением существующих правовых реалий.

Между правосознанием, правовым мировоззрением, правовым мышлением и правовым менталитетом существует органическое единство, проявляющееся в их тесном взаимодействии и в том, что правовой менталитет дает основу для формирования и проявления правосознания, правового мировоззрения, правового мышления.

Системный анализ правового менталитета дает возможность сформировать его модель, структурные элементы, такие как (правовые представления, правовые стереотипы, ценностно-правовые ориентации, правовые аттитюды и установки), которые располагаются на двух уровнях — осознанном (сознательном) и неосознанном (бессознательном).

25 стр., 12238 слов

Правовая культура как элемент правовой системы российского общества

... правовой культуры и других определяющих элементов правовой системы общества; -разработать рекомендации по совершенствованию правовой культуры. Определенная новизна исследования обусловлена тем, что в дипломной работе правовая культура рассматривается не только в ее связи с правосознанием, ...

При этом на неосознанном уровне структурные элементы отличаются устойчивостью (малоизменяемы), а на осознанном — подвержены изменению.

Правовой менталитет выступает как сложное многофункциональное явление.

Можно выделить следующие функции — познавательную, оценочную, регулятивную, сохранения (защиты), накопительную, коммуникативную, функции по упорядочиванию, стабилизации и консервации правосознания, а также функции категоризации и интеграции.

Классификация правового менталитета определяется выделяемыми типами: цивилизационного, национального, этнического и «эпохального» порядка. Цивилизационный тип (критерий существующие правовые системы) в свою очередь делится на такие виды, как славянский, англосаксонский, романо-германский, мусульманский, индусский правовой менталитет и другие. Также предлагается классификация правового менталитета, основанная на разделении права па частное и публичное. В этой связи правовой менталитет будет состоять из двух срезов — «публично-правового менталитета» и «частно-правового менталитета)» .

Российский правовой менталитет, правовые представления, правовые стереотипы, ценностно-правовые ориентации, правовые аттитюды и установки россиян складываются под влиянием ряда факторов, среди которых географическое расположение, протяженность и заселенность территории, многонациональность, природно-климатические факторы, религия, войны, образование, а также менталитет этносов и эпохальный менталитет. Совокупность перечисленных факторов формирует неповторимый, особый исторический путь развития государственности, права, культуры, менталитета, которые обусловлены условиями жизнедеятельности.

Российский публично-правовой и частноправовой менталитет, их особенности отражаются в правовых представлениях, которые содержатся в пословицах, поговорках, изречениях, мифах, былинах, сказках, являющихся устной формой проявления народной правовой культуры, а также отражаются и обычаях, традициях, способах действовать, вырабатывавшихся в правовой повседневности на протяжении всей истории существования российского парода. Особенным в данных представлениях, оцениваниях и реакциях является то, что «общее» признается более важным, чем «частное»; интересы индивида, подчинены интересам социума и государства; во взаимоотношениях с обществом и государством у индивида было больше обязанностей, чем прав. Кроме того особенности проявляются в национальных правовых представлениях и реакциях, по отношению к таким объектам политико-правовой действительности, как: государство, право, закон, обычаи, реформы, вождь (монарх), государственные служащие, органы местного самоуправления, община, преступление, наказание, суд, судебный процесс, семья, наследство, труд, собственность и т.п.

Правовой менталитет можно определить как совокупность относительно устойчивых правовых установок, взглядов, воззрений, поведенческих реакций, исторически выработанных определенной этнокультурной (национальной) общностью, заложенных в глубинном уровне правосознания, которые и определяют в целом устоявшийся (привычный) образ правовой реальности.

6 стр., 2895 слов

Правовая система Грузии

... суда Грузии. 2.Менталитет, правовые источники Грузии Грузию часто называют страной легенд. Для того чтобы лучше понять менталитет жителей ... органов местного самоуправления. Грузинской правовой системе известен институт чрезвычайного законодательства. Согласно Конституции (п.3 ч.1 ст.73) ... том, как сегодня функционирует судебная система Грузии. По словам руководителя бюро председателя Верховного суда ...

Право приобретает такие свойства, как понятность и целесообразность, что, естественно, приводит к его адекватному отражению в реальной жизни. Имеется в виду способность права максимально качественно осуществлять регулятивную функцию преимущественно на диспозитивных, а не императивных началах. Иными словами, нельзя игнорировать фактор правового менталитета там, где речь идет о соблюдении права народом как исторически сложившейся общностью с определенными предпочтениями и взглядами относительно общественного устройства, который стремится к способу организации своего бытия, соответствующему имеющемуся культурно-историческому опыту.

3. Понятие синкретизма

Синкретизм — (от греч. synkrзtismуs — соединение) — совпадение в процессе развития различных грамматических категорий и форм в одной форме. Непосредственным толчком к синкретизму обычно являются сдвиги в соотношении и содержания языковой единицы.

Синкретизм свойствен всем уровням языка и речи, однако каждый из них имеет свои особенности. Синкретизм плана содержания обычно поддерживается синкретизмом плана выражения, так как синтезирующиеся свойства в языке должны иметь соответствующее оформление. Некоторые ученые относят понятие синкретизма только к парадигматике языка и связывают с необратимыми системными сдвигами в процессе его развития, а отличая их от контаминации, диффузности, которые относятся к синтагматике языка и живым процессам, сопровождающим употребление языковых единиц в речи.

Из этого определения можно сделать вывод, что синкретизмы в лингвистических исследованиях часто называют грамматическими омонимами или относят к полифункциональности грамматической формы данного слова. Как известно, вопрос о грамматической омонимии еще не достаточно разработан в современной англистике. Однако грамматическими омонимами обычно называют отдельные слова или сочетания слов, которые имеют различные грамматические значения, но сохраняют при этом ту же форму. Следовательно, суть грамматической омонимии заключается в том, что форма слова полисемантична. Таким образом, если в лексикологии многозначность и омонимия представляют собой различные явления, то в грамматике «омонимия» и «многозначность» по сути дела являются синонимами.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kontrolnaya/pravovaya-mentalnost/

1. Бабайцева В.В. Синкретизм. Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 2008. — 539 с

2. Ельмслев Л.А. Пролегомены к теории языка. Новое в лингвистике. — М.: Издательство иностранной литературы, 2011. — 299 с.

3. Маслов Ю.С. Лексическое значение слова. Введение в языкознание: учебник для студ. филол. и лингв. фак. высш. учебных заведений. — 6-е изд., стер. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007. — 304 с.

4. Плунгян В.А. Классификация морфологических значений. Общая морфология: Введение в проблематику: Учебное пособие. — М., 2011. — 412 с.