Информационные ресурсы являются объектами отношений
Правовой режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими:
- порядок документирования информации;
- право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;
- категорию информации по уровню доступа к ней;
- порядок правовой защиты информации.
Документирование информации – обязательное условие включения информации в информационные ресурсы. Документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность РФ.
Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством РФ.
1.Правовое регулирование в области производства документированной информации
В основе правового регулирования отношений в области
В ч. 4 ст. 29 Конституции РФ закреплено право каждого «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Указанное право может осуществляться различными способами: через средства массовой информации, при помощи самых разнообразных материальных носителей информации, путем освоения дисциплин в учебных заведениях, посредством межличностного общения, на собраниях, митингах и т.п. Эти способы считаются
Право на распространение информации законными способами означает и необходимость соблюдения определенных ограничений к доступу информации, отнесенной к государственной тайне. Конституционное право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию создает правовую среду для гражданского и публичного оборота информации, для информационно прозрачной деятельности органов государственной
Следует отметить, что обязанность предоставления какой-либо информации органами государственной власти Российской Федерации законодательством не предусмотрена. Исключение составляет п. 1 ст. 6 Федерального закона от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», в которой закреплена обязанность федеральных органов исполнительной власти информировать молодежные и детские объединения о планируемых и реализуемых мероприятиях в области государственной молодежной политики.
Информация как основной объект информационного права
... частная, коллективная. 2. Информационное право и информационные отношения Информационное право – система социальных норм, охраняемых силой государства, возникающих в информационной сфере – сфере производства, преобразования и потребления информации. Основной предмет правового регулирования информационного права – информационные отношения. Дадим два ...
Право, закрепленное в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, в полной мере распространяется и на документированную информацию, представленную в библиотеках, архивах, фондах, банках данных и иных информационных системах. [1]
В ст. 33 указывается, что «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Этому праву граждан соответствует обязанность органов и
В этой связи необходимо отметить, что Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. N 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти» утвержден Перечень сведений о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования.
Важное место в Конституции РФ отводится экологической
Право на достоверную информацию необходимо рассматривать в контексте ч. 3 ст. 41 Конституции РФ, где указывается, что «сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом».
Конституционными нормами ст. 24 регламентируется создание информационных ресурсов, содержащих персональные данные, а также возможность доступа к этим ресурсам. В ч. 1 ст. 24 указывается, что «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица, — отмечается в ч. 2 этой же статьи, — обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».
К нормам, регулирующим отношения в области производства документированной информации нормативного характера, формирования и использования информационных ресурсов, содержащих нормативно-правовые акты, следует отнести также ч. 3 ст. 15, ст. 105, 106, 107, 108, 90, 102, 103, 115 Конституции РФ. Указанные нормы нашли развитие в федеральных законах и других нормативных правовых актах, регулирующих информационные правоотношения и лежащих в основе государственной политики в области формирования и использования информационных ресурсов.
Реферат роль автоматизированных информационных систем в правовой сфере
... сталкивающихся с необходимостью работы с правовой информацией. С использованием информационно-поисковых систем задача быстрого подбора необходимых документов существенно упрощается. Более того, среди людей, работающих с информацией, в последнее время сильно выросло число ...
Федеральный закон от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» является важнейшим нормативно-правовым актом, регламентирующим отношения в области обращения
Политику государства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного
Приведем несколько терминов, содержащихся в ст. 1 упомянутого Федерального закона.
Обязательный экземпляр документов (обязательный экземпляр) — экземпляры различных видов тиражированных документов, подлежащие передаче производителями в соответствующие организации в порядке и количестве, установленными настоящим Федеральным законом.
Документ — материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях общественного
Экземпляр — образец тиражированного документа, идентичный оригиналу.
Система обязательного экземпляра — совокупность видов обязательных экземпляров, а также установленный порядок их собирания, распределения и использования.
Производитель документов — юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности или
Получатель документов — юридическое лицо, наделенное правом получения, хранения и общественного использования обязательного
2.Правовой режим документированной информации
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами. В п. 2 этой же статьи указывается, что правовой режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими: [8]
Право на доступ к информации в России: проблемы теории и законодательства
... право каждого гражданина на доступ к документированной информации (документы и материалы), непосредственно затрагивающей его права и свободы. 2 Правовые основы защиты информации ограниченного доступа На сегодняшний день действующими нормативными актами определяется свыше 30 разновидностей информации ограниченного доступа. ...
- порядок документирования информации;
- право собственности на отдельные документы и
отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах; - категорию информации по уровню доступа к ней;
- порядок правовой защиты информации.
В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» отмечается, что документирование информации является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы. Документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность Российской Федерации. При этом необходимо решать
- регистрация форм документов;
- упорядочение информационных потоков в народном хозяйстве;
- сокращение количества применяемых форм;
- исключение из обращения неунифицированных форм
документов; - обеспечение учета и систематизации
унифицированных форм документов на основе их регистрации; - контроль за составом форм документов и исключения дублирования информации, применяемой в сфере управления;
- рациональная организация контроля за применением унифицированных форм документов.
Указанные задачи решаются с помощью Общероссийского
Он представляет собой составную часть Единой системы классификации и кодирования технико-
Согласно Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и
В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» указывается, что информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава
Информационное общество
... для развития и полноценного формирования информационного общества. Целью работы является изучение проблем становления глобального информационного общества и деятельность государств по их решению. Задачи работы следующие, во-первых дать определение понятию информационное общество, во-вторых, ...
Физические и юридические лица являются собственниками тех документов, массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или
Российская Федерация и субъекты Российской Федерации являются собственниками информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также полученных путем иных установленных законом