Профилактика правонарушений сотрудников уголовно-исполнительной системы Демин Василий Михайлович

Прохождение службы в УИС объективно сопряжено с деятельностью в режиме большого нервно-психического напряжения и самоотдачи, а также риска потери здоровья и жизни Либерализация уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, максимально широкое применение условного осуждения, меры, принимаемые к сокращению численности осужденных, привели к тому, что в настоящее время в местах лишения свободы сосредоточена наиболее криминогенная часть общества Более 60 процентов граждан, содержащихся в местах лишения свободы, осуждены за тяжкие и особо тяжкие преступления Треть из них — это люди, страдающие психическими отклонениями и придерживающихся асоциальных установок Нельзя забывать и о негативном влиянии криминальных сообществ на сотрудников УИС

Особенности профессиональной деятельности предъявляют повышенные требования к личностным и деловым характеристикам сотрудников УИС, в первую очередь к наличию у них эмоциональной устойчивости, высоких адаптивных способностей, склонности к нормативному правовому поведению, умению профессионально реагировать на любые попытки осложнить ситуацию в исправительных учреждениях и следственных изоляторах

Современное общество желает видеть в персонале УИС людей с глубоким пониманием гражданского смысла и социальной значимости своей деятельности, прочными духовно-нравственными основами, обладающими высокой культурой поведения В числе факторов, определяющих современную уголовно-исполнительную политику, все больше стали называть законность, гуманность, уважение прав человека в условиях лишения свободы

Европейские пенитенциарные правила (Правило 75, Правило 81 пп 2 — 4), носящие рекомендательный характер, содержат требования о том, что персонал при работе с заключенными должен отвечать личностным и профессиональным стандартам, проходить комплекс регулярных мероприятий по повышению ква-

лификации, а также знакомиться с широким спектром международных и региональных норм, утвержденных Европейским судом по правам человека и Комитетом по предупреждению пыток

Наряду с приведением Российского законодательства и практики его реализации в соответствие с международными нормами и стандартами, основное внимание потребуется уделять соблюдению требований действующих нормативных правовых актов, интенсивной разработке закона «О правоохранительной службе Российской Федерации», единообразному закреплению в нем принципов правоохранительной службы

В ст 5 проекта, например, впервые зафиксированы положения о том, что правоохранительная служба основана на принципах обязательности соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, верховенства законности при исполнении возложенных обязанностей и реализации предоставленных прав, единства подходов к организации правоохранительной службы в правоохранительных органах, единоначалия и субординации (подчиненности) на правоохранительной службе, взаимосвязи запретов, ограничений, обязанностей, ответственности на правоохранительной службе и государственных социальных гарантий служащего ‘

9 стр., 4435 слов

Разработка и принятие Европейской конвенции о защите прав человека ...

... контрольного механизма Европейский суд по правам человека при Совете Европы учрежденного и действующего на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод по писанной в Риме 4 ... проектом в текст Конвенции предусматривалось включить ряд прав и свобод; создать Европейский Суд по правам человека в составе девяти судей, который бы обладал правом аннулировать решения правительств, ...

Как показал предварительный анализ, тенденции ухудшения показателей уровня преступности сотрудников УИС за последние 5 лет были обусловлены ростом числа преступлений, нарушений законности и служебной дисциплины в их среде За этот же период выросло число уволенных сотрудников по отрицательным мотивам

В то же время, меры ответственности, профилактическая работа по противодействию рассматриваемым негативным явлениям практически не менялись, что отрицательно влияло на качество организации оперативно-служебной деятельности и эффективность исполнения уголовных наказаний в учреждениях и органах ФСИН России

Это еще одно свидетельство актуальности темы исследования, свидетельство того, что в общем контексте профилактики правонарушений сотрудников УИС необходимо учитывать множество факторов, а именно особенностей профессиональной деформации, характера и условий деятельности (вид службы, распределение полномочий, экстремальность, нештатные ситуации, социальные и правовые гарантии и др ), специфики коммуникативных отношений в служебных коллективах, образовательного уровня, профессиональных умений и навыков руководителей и сотрудников, эффективности ведомственного контроля и т д

Необходимость более интенсивной работы по предупреждению правонарушений, созданию предпосылок для формирования и воспитания новой формации сотрудников УИС, повышения их социального статуса и общественного престижа обусловлена проводимой в уголовно-исполнительной системе админи-

1 См. Проект ФЗ «О правоохранительной службе Российской Федерации» -М,2007

стративши реформой, которая получила ускоренное развитие после вступления России в Совет Европы в 1998 году, созданием в 2004 году Федеральной службы исполнения наказаний и утверждением Президентом Российской Федерации от 13 октября 2004 г № 1314 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, принятием Правительством Российской Федерации от 7 июля 2006 г № 839-р Концепции Федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)», выходом приказа директора ФСИН России от 14 июня 2006 года № 390 «Об организации воспитательной работы с работниками Федеральной службы исполнения наказаний» и принятием 10 октября 2006 г ведомственной аналитической программы «Кадровое обеспечение деятельности УИС на 2007 — 2009 годы»

Очевидно, что проблема укрепления правопорядка должна анализироваться на системной основе с учетом полного спектра криминогенных опасностей общественно опасного поведения сотрудников УИС на всех этапах служебной деятельности, начиная от поступления на службу, ее прохождения и прекращения

5 стр., 2252 слов

Основа коррупционной деятельности в России

... деятельности в России Что явилось причиной, породившей распространение коррупции в России? Я сторонник того, что причины имеют социально-психологический характер, и они заставляют совершать правонарушения, ... научный сотрудник НИИ ... в силу своих служебных обязанностей. Н.Д. Ковалев: Современное состояние и перспективы реформы антикоррупционного законодательства в России. Проблема в том, что коррупция ...

Необходимость разрешения этих вопросов, а также некоторых других сопутствующих проблем, и предопределили актуальность и выбор темы настоящего диссертационного исследования

Объектом исследования является система общественных отношений, возникающая при осуществлении правоохранительной деятельности сотрудников УИС и связанная с профилактикой правонарушений в их среде

Предмет исследования составляют общественно опасное поведение как содержание определенного вида правонарушения, факторы, обусловливающие преступность и различные виды правонарушений сотрудников УИС, правовые нормы, регламентирующие порядок организации профилактики правонарушений сотрудников УИС и их ответственность в качестве должностных лиц правоохранительной службы

Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является комплексное исследование преступлений и иных правонарушений сотрудников УИС и выработка целостной системы мер по их профилактике в учреждениях и органах ФСИН России Цель диссертационного исследования обусловила постановку следующих локальных задач

1) Проанализировать а) правонарушения как объект специального теоретико-

прикладного изучения криминологией и другими социально-правовыми науками,

б) специфичные факторы, обусловливающие преступность и различные виды пра

вонарушений сотрудников УИС в процессе их служебной деятельности, в) кри

минологическую характеристику личности сотрудника УИС, совершившего пре

ступление;

2) Определить а) природу правонарушений сотрудников УИС, б) сущность

правонарушения сотрудника УИС как основания юридической ответственности,

в) формы реализации юридической ответственности сотрудников УИС за совер

шенные общественно опасные деяния,

3) Разработать рекомендации по а) профилактике правонарушений со

трудников УИС, б) изменению действующих и разрабатываемых законодатель-

ных актов, причем не только уголовного, для более эффективного и логичного применения норм различных отраслей права в части совершенствования юридической ответственности сотрудников УИС за совершенные преступления и проступки

Методологическую основу исследования, Теоретическая основа

В теоретическом плане диссертационная работа опирается на исследования зарубежных ученых о психической деятельности человека (Ч Беккариа, Э Дюркгейм, Э Кречмер, Ч Ломброзо, Э Сатерленд, Э. Ферри) и отечественных исследователей (МН Гернет, А А Герцензон, С К Гогель, ДА Дриль, MB Духовской, EH Ефимов, А А Жижиленко, А В Кенигсон, АФ Костяковский, ВИ Куфаев, АР Лурия, ММ Исаев, ПИ Люблинский, ВД Набоков, НА Неклюдов, А А. Пионтковский, С В Познышев, Н Н Полянский, В Д Спасович, Н С Таганцев, Б С Утевский, И Я Фойницкий, МП Чубинский,ВН Ширяев)

4 стр., 1634 слов

Правонарушение и юридическая ответственность

... законных интересов граждан. Предметом является вид правонарушения и юридической ответственности. Объект – отношения, складывающиеся в результате правонарушения и юридической ответственности. Цель исследования – проанализировать правовую сущность института правонарушения и юридической ответственности. Исходя из поставленной цели, были ...

Современное состояние теории и методологии правонарушений отражено в работах Ю М Антоняна, Н С Артемьева, В С Афанасьева, А И Алексеева, ГА. Аванесова, ММ Бабаева, ДН Баграха, Е.Г Багреевой, PC Белкина, ЛИ Беляевой, А.С Бланкова, ЮД Блувштейна, ВН Бурлакова, О А. Вагина, Б В Волженкина, СЕ Вицина, ТН Волковой, А Я Гришко, Я И. Гилинского, KJC Горяинова, НА Гранат, А И Гурова, ИН Данынина, А В Датия, MX Деткова, А И. Долговой, МИ Еникеева, А.Ф Зелинского, А.И Зубкова, В И Зубковой, А А Иванова, В П Иванова, К Е Игошева, Б Б Казака, Г.Б Калманова, ИИ Карпеца, МИ Ковалева, ОТ Ковалева, ЛМ. Колодкина, А П Коренева, В Н Кудрявцева, Н Ф Кузнецовой, С И Курганова, Н С Лейкиной, В В Лунеева, ВД Малкова, И Б Михайловской, АС Михлина, ГН Миньковского, ВС Нерсесянца, ПН Нестерова, ВС Овчинского, С С Овчинского, В В Орехова, А Н Павлухина, В Б Первозванского, А Р. Ратинова, В Н Ремнева, Н А Стручкова, А В Сухинина, Г А Туманова, А И Ушатикова, О В Филимонова, НБ Хуторской, Д.А Шестакова,

ВС Чернявского, А А Чистякова, НД Эриашвили Работы указанных ученых содержат ряд ценных рекомендаций локального характера, включают концептуальные подходы по профилактике правонарушающего поведения

В то же время в них отсутствуют соответствующие научные разработки применительно к отдельным видам правонарушений сотрудников УИС на уровне монографий и диссертаций Что же касается изучения личности сотрудника УИС со специфическими чертами и свойствами, то таковых исследований в последние годы не проводилось вовсе

Нормативную базу, Эмпирическую основу

В процессе исследований автор разрабатывал программы, инструментарий и планы, обеспечивал сбор и обработку информации, участвовал в следственно-оперативных мероприятиях и служебных проверках в отношении сотрудников правоохранительных органов, обобщал полученные данные, разрабатывал управленческие документы по реализации выводов исследований в практике работы оперативных, кадровых, воспитательных аппаратов и психологических служб

Методика диссертационного исследования основана на совокупности общенаучных и специальных социологических, криминологических, статистических методов, среди которых преимущество было отдано монографическому, сравнительно-правовому, логико-юридическому методам, анализу документов, в т ч контент-анализу

Конкретно-социологические методы (опросы, интервьюирование, анкетирование, изучение документов, включенное наблюдение) использовались в научно-исследовательской работе по теме плана НИР НИИ ФСИН России на 2006 год «Проблемы предупреждения нарушений дисциплины и законности сотрудников ФСИН России»

Научная новизна

гражданского права впервые в отечественной юридической литературе проведено специальное монографическое исследование проблем, связанных с правонарушениями сотрудников УИС, обосновываются отличающиеся от опубликованных в специальной литературе понятия, предлагается авторское решение вопросов, связанных с определением причин и условий правонарушений сотрудников УИС, их видов, механизма, форм проявления, юридической ответственности

На основе изучения специальной литературы и материалов уголовных дел, опроса бывших сотрудников УИС, совершивших преступления, составлена их криминологическая характеристика Уголовные дела и опрос изучались непосредственно самим исследователем

Автором вносятся новые предложения по совершенствованию организационно-управленческих мер профилактики правонарушений сотрудников УИС

12 стр., 5699 слов

Органы юстиции Российской Федерации

... г. N 1313) [2] , Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- ... и международно-правовой охране прав граждан. Систематизация законодательства необходима государству для выработки новых законов и иных актов, полностью соответствующих выработанным и ...

В работе также выдвигается и обосновывается система конкретных мероприятий по совершенствованию действующего законодательства в рассматриваемой сфере и практики его применения

Теоретическая и практическая значимость диссертации

Представляется, что изложенные в работе теоретические и прикладные положения будут способствовать не только разработке эффективных моделей по профилактике правонарушений сотрудников УИС, усилению роли кадровых и воспитательных аппаратов ФСИН России в этом процессе, но и послужат определенным импульсом для интенсификации междисциплинарных исследований в области криминологии, общей теории права, уголовно-исполнительного права и науки в целом

Материал диссертационного исследования может быть использован в нор-мотворческой и правоприменительной работе ФСИН России и других правоохранительных органов, а также в учебно-воспитательном процессе и профессиональной подготовке сотрудников пенитенциарных учреждений

Выводы, содержащиеся в работе, могут быть полезными в практической деятельности учреждений и органов ФСИН России в ходе организации воспитательной работы и при проведении служебных проверок в отношении сотрудников УИС

Положения выносимые на защиту:

1 Изучение преступности и общественно опасного поведения сотрудников УИС в конечном итоге имеет целью создание научных основ деятельности по а) профилактике правонарушений сотрудников УИС, б) формированию в их сознании норм моральной, общественной, юридической ответственности, в) повышению роли кадровых и воспитательных аппаратов в укреплении законности и служебной дисциплины в учреждениях и органах ФСИН России, г) урегулированию проблем, касающихся особенностей привлечения сотрудников УИС к юридической ответственности, оснований и порядка проведения в отношении сотрудни-

ков УИС служебных проверок, с внесением предложений по дополнению и изменению в этой части законодательных и нормативных правовых актов

2 Основные авторские определения а) правонарушения сотрудников

УИС — такая разновидность социальных отклонений, которые связаны с отступ

лением от целей, принципов, предписаний правых норм, прямым нарушением

последних и влекущих юридическую ответственность, б) общественно опасное

(вредоносное) поведение — свойство поведения, выражающееся в способно

сти нанесения совокупности общественных отношений ущерба Обществен

ная опасность (вредоносность) — объективное свойство деяния причинять

существенный ущерб обществу или создавать угрозу причинения такого

ущерба

Общественно опасное (вредоносное) поведение сотрудников УИС составляет содержательный признак преступлений и иных правонарушений, напрямую связано с отступлением от целей, принципов, предписаний правых норм и прямым нарушением правил поведения, рассчитанных на регулирование общественных отношений, установленных и санкционированных государством и охраняемых от нарушений с помощью мер государственного принуждения

  1. Уточнение определения правонарушения с учетом его правовой природы как «виновного противоправного и общественно опасного (вредоносного) поведения деликтоспособных лиц, влекущего юридическую ответственность»

    7 стр., 3446 слов

    Понятие и виды правонарушений по российскому законодательству

    ... др., а так же были использованы Уголовный, Гражданский кодексы и Конституция Российской Федерации. Целью данной работы является изучение понятия и видов правонарушения по российскому законодательству, исходя из поставленной цели, были определены ...

  2. Обоснование а) общественно опасного (вредоносного) поведения как источника движущих сил, которые порождают, определяют преступность и правонарушения сотрудников УИС, б) целесообразности выделения общей, специальной, индивидуальной профилактики правонарушений сотрудников УИС, в) более четкого разграничения обязанностей, полномочий, функций сотрудников УИС в рамках проводимой в ФСИН России административной реформы и в соответствии с Концепцией воспитания работников уголовно-исполнительной системы на 2006 — 2010 гг., а также приказа ФСИН России от 14 06 2006 г. № 390 «Об организации воспитательной работы с работниками Федеральной службы исполнения наказаний»

5 Основные направления профилактики правонарушений сотрудников

УИС — это а) воздействие права на различные социальные факторы, обусловли

вающие совершение преступлений и иных правонарушений сотрудниками УИС, б)

четкая правовая регламентации служебной деятельности сотрудников в учрежде

ниях и органах ФСИН России (разработка квалификационных требований, ад

министративных регламентов, этических правил), установление и поддержание

в них нормативного порядка, в) обеспечение эффективного контроля, в т.ч об

щественного, за деятельностью сотрудников УИС), г) более широкое использо

вание правовых, экономических, социальных, организационно-управленческих,

воспитательных и психологических средств и методов по предупреждению пра

вонарушений личного состава, д) совершенствование правового обучения в сис

теме профессиональной подготовки и повышения квалификации сотрудников

учреждений и органов ФСИН России

  1. В профилактике правонарушений сотрудников УИС важное место должно отводиться воспитательной роли результатов служебных проверок Задачей служебных проверок является установление фактов и обстоятельств совершения правонарушений, соответствующее реагирование на них В целях соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина, механизм проведения служебных проверок должен быть нормативно регламентирован в установленном порядке

  2. В основе правонарушений сотрудников УИС лежат, как правило, а) недостатки в организационно-управленческой деятельности учреждений и органов УИС, б) несовершенство критериев их оценки, в) рассогласованность ведомственной практики и положений закона, г) противоправное использование форменной одежды, удостоверений личности, табельного оружия, специальных средств, д) правовой нигилизм и профессиональная деформация сотрудников

  3. Сотрудники УИС подлежат повышенной юридической ответственности за нарушение норм права, поскольку наделены большим объемом прав и обязанностей по отношению к гражданам Повышенная юридическая ответственность сотрудников УИС является необходимым условием для обеспечения законности в этой сложной сфере правоохранительной деятельности и предопределяет для различных должностных категорий конкретные квалификационные требования

  4. Внести следующие изменения в действующее законодательство:

а) статью 26 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах,

исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» изложить в сле

11 стр., 5445 слов

Дипломая работа Калошин А.. Предмет, задачи и содержание огневой ...

... Уголовного кодекса, указывающих причины, по которым может быть применено оружие. Это также принимается во внимание при анализе правомерности применения оружия сотрудником полиции. Согласно ст. 37 УК Российской Федерации ... около половины преступников, посягнувших на жизнь сотрудников полиции, задерживалось за хулиганство, кражи и административные правонарушения. На первом месте по потерям находятся ...

дующей редакции.

«Сотрудники уголовно-исполнительной системы исполняют свои обязанности и пользуются правами в пределах их компетенции, определяемой законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также актами ФСИН России.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы на территории Российской Федерации независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени суток обязаны в случае непосредственного обнаружения событий, угрожающих личной или общественной безопасности, принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию лиц по подозрению в совершении этих правонарушений и сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел Российской Федерации»,

б) статью 19 12 Кодекса Российской Федерации об административных

правонарушениях изложить в следующей редакции

«Передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания

Передача либо попытка передачи любым способом лицам, содержащимся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей, предметов, веществ или продуктов питания, использование которых запрещено законом, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией запрещенных предметов, веществ или продуктов питания,

на должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией запрещенных предметов, веществ или продуктов питания»,

в) включить сотрудников учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в качестве специальных субъектов в статьи 301, 302, 315, 321 УК РФ, а также внести дополнение в статью 313 УК РФ «Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи» в виде части четвертой

«Содействие побегу из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи, совершенное сотрудником уголовно-исполнительной системы, — наказывается лишением свободы на срок до восьми лет»

10 Учитывая, что в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 12 1992 4202-1, не дается определения одного из видов правонарушения — нарушения служебной дисциплины, в новом проекте закона «О правоохранительной службе Российской Федерации» целесообразно было бы восполнить данный пробел и включить в статью 53 следующую формулировку. «Нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), повлекшее за собой нарушение законодательства Российской Федерации, должностного регламента, правил внутреннего служебного распорядка правоохранительного органа либо выразившееся в несоблюдении запретов и ограничений, связанных с правоохранительной службой, требований к служебному поведению или в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, должностных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей и непосредственного руководителя, если указанное действие (бездействие) не влечет за собой административной ответственности на общих основаниях или уголовной ответственности».

6 стр., 2635 слов

Проблемы в особенной части уголовного кодекса Российской Федерации ...

... принципиально нового научно обоснованного подхода к проблеме пробелов в уголовном праве России на примере пробелов в Особенной части УК РФ Указанная цель обусловливает решение ... пробелов в уголовном законе Российской Федерации, уникальности их проявления, классификация пробелов в уголовном законе Российской Федерации через анализ некоторых объективно существующих пробелов в Особенной части УК РФ, ...

Апробация результатов диссертационного исследования.

Материалы исследования нашли отражение в монографии «Профилактика отклоняющегося поведения и дезадаптивных нарушений сотрудников УИС» (2007), методических рекомендациях «Квалификационные требования к сотрудникам основных служб уголовно-исполнительной системы» (2006), методических рекомендациях по проведению служебных расследований по фактам совершения преступлений и правонарушений лицами, содержащимися в учреждениях ФСИН России (2006), двух статьях, опубликованных в изданиях, рекомендованных ВАК России, аналитических обзорах, посвященных исследуемой проблематике, подтверждены 8 актами о внедрении результатов научной деятельности и используются в практической работе руководителей учреждений и органов УИС, сотрудников кадровых и воспитательных аппаратов ФСИН России, в учебном процессе при проведении занятий по уголовному и уголовно-

исполнительному праву в Академии права и управления ФСИН России, Вологодском институте права и экономики ФСИН России.

Положения диссертационного исследования были использованы при разработке ведомственной аналитической программы «Кадровое обеспечение деятельности УИС на 2007 — 2009 годы», утвержденной директором ФСИН России Ю И Калининым 10 октября 2006 года

По теме диссертации автор выступал на международных научно-практических конференциях «Реформа уголовно-исполнительной системы России состояние, проблемы, перспективы» (Рязань, 2004), «Акгуалыше проблемы совершенствования работы с кадрами правоохранительных органов» (Москва, 2004), «Кадровая политика ФСИН России в условиях реформирования УИС» (Вологда, 2006)

Структура и объем работы.