Любое государство стремится создать условия для безопасной жизни проживающих на его территории людей. Для этого оно создает специальные органы, называемые правоохранительными. Основной целью деятельности правоохранительных органов является защита права от возможных нарушений, выявление, пресечение,предупреждение правонарушений, а также применение к правонарушителям мер государственного принуждения. Правоохранительная деятельность осуществляется разнообразными органами и организациями. Одно из главенствующее место в этой сфере занимает прокуратура.
Россия созданием прокуратуры обязана Петру I. В своем указе 1722г. Император четко обозначил функции этого органа: осуществление контроля за соблюдением законности в деятельности центральных и местных органов государственной власти. Наряду с этим прокуратура занималась также надзором за соблюдением законности органами предварительного расследования и сыска, осуществляла поддержание государственного обвинения в суде. Первым российским прокурором указом императора был назначен Павел Ягужинский.
В современной России прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени государства надзор за соблюдением конституции РФ и исполнением иных действующих на территории РФ законов.
Место и роль прокуратуры в управлении государством.
Прокуратура — особая система органов. Должностные лица этих органов — прокуроры осуществляют от имени государства полномочия, принадлежащие прокуратуре в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Свои полномочия органы прокуратуры реализуют независимо от других органов государственной власти и местного самоуправления. Вмешательство в прокурорскую деятельность недопустимо.
Систему прокуратуры трудно отнести к какой-либо из ветвей власти известной триады — законодательной, исполнительной или судебной. Некоторые исследователи считают, что прокуратура находится вне ветвей власти, другие утверждают, что это особая часть исполнительной власти, третьи называют органы прокуратуры составной частью рассредоточенной контрольной власти, возникшей в современных
Судопроизводство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) ...
... правоотношений. Предмет работы - производство по делам, возникающим из публичных правоотношений. Объект - производство по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного ... актуальной на сегодняшний день. Первые правовые акты о соблюдении социалистической законности, создании органов контроля и надзора для рассмотрения жалоб граждан ...
Согласно Конституции РФ прокуратура представляет собой единую, федеральную и централизованную систему. Ее единство обеспечивается особым порядком формирования, подчиненности и деятельности. Федеральный характер прокуратуры выражается в том, что она является системой органов Федерации, субъекты РФ собственных органов прокуратуры не имеют. Централизованный характер связан с особым порядком назначения и подчиненности органов прокуратуры: все прокуроры назначаются Генеральным прокурором и ему, а также вышестоящим прокурорам подчинены.
Систему прокуратуры возглавляет Генера
Прокуроры субъектов РФ назначаются сроком на пять лет Генеральным прокурором РФ в соответствии со ст. 129 Конституции РФ по согласованию с соответствующими субъектами РФ. Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур (например, военных, транспортных) также назначаются Генеральным прокурором РФ на пять лет и могут быть отстранены им от должности.
В составе прокуратуры РФ функционирует совещательный орган — коллегия, в которую входят Генеральный прокурор, его заместители, другие прокуроры, назначенные Генеральным прокурором. Решения коллегии проводятся в жизнь приказом Генерального прокурора, если он согласен с этими решениями.
Органы военной прокуратуры возглавляет Главный военный прокурор, подчиненный Генеральному прокурору РФ. Он назначается на пять лет и является заместителем Генерального прокурора по должности. Свои полномочия военные прокуратуры осуществляют независимо от командования и органов военного управления.
Основы правового статуса прокуроров.
Прокурорами и следователями могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять соответствующие обязанности. На должность помощников прокуроров и следователей низовых (районных, городских) прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся в высших учебных заведениях по юридической специальности. При назначении на должность может быть установлен испытательный срок до шести месяцев.
Прокуроры и следователи органов прокуратуры должны быть независимы от политических пристрастий. Они не могут быть членами выборных и иных органов государственной власти и местного самоуправления, членами общественных объединений, преследующих политические цели, принимать участие в их деятельности. В органах и учреждениях прокуратуры не могут создаваться такого рода объединения. Прокуроры не могут быть связаны решениями общественных объединений, в которых они состоят, не вправе совмещать свою основную деятельность с иной, не только оплачиваемой, но и безвозмездной, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности.
Прокуроры и следователи не обязаны давать какие-либо объяснения по существу находящихся в их производстве дел, а также представлять их кому-либо для ознакомления (кроме случаев, установленных федеральным
Органы ФСБ в системе правоохранительных органов Российской Федерации
... судебных и правоохранительных органов, адвокатуру и нотариат (п.«л»). Согласно ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам федерального ведения, перечисленным в ст.71 Конституции, могут приниматься ... других федеральных правоохранительных органов), кроме того, п.«о» этой же статьи определяет, что в исключительном ведении Российской Федерации находятся судоустройство, прокуратура, уголовное, ...
Из этого правила сделано
Для осуществления своих полномочий прокуроры вправе участвовать в заседаниях федеральных органов законодательной и
В 2002 г. в Федеральный закон от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» были внесены дополнения, устанавливающие специальную
Функции прокуратуры.
Главная задача прокуратуры — осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России. Цель деятельности прокуратуры — обеспечение верховенства Конституции и закона, единства законности и ее укрепления, защиты прав человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Прокуроры осуществляют надзор по нескольким направлениям:
1) надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов федеральными
2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина теми же органами и должностными лицами, перечисленными выше, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
Проблемы организации прокурорского надзора за исполнением законов ...
... органах, исполняющих уголовные наказания, возлагается, как на прокуроров соответствующего субъекта Российской Федерации, так и на прокуроров специализированных прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов ...
3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную
4) надзор за соблюдением законов администрацией
Прокурорский надзор. Надзорная деятельность прокурора.
Под прокурорским надзором понимается контрольная деятельность прокуратуры, имеющая целью обеспечение точного и единообразного исполнения Конституции РФ и законов, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также соблюдения законных обязанностей органами государства, должностными лицами, общественными объединениями, гражданами РФ и гражданами других государств, находящимися в России. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о требующих проверки фактах нарушения законов. Осуществляя проверку, прокурор может беспрепятственно входить на территории и в помещения проверяемых органов, требовать от руководителей и других проверяемых лиц представления необходимых документов и материалов, вызывать должностных лиц и граждан по поводу нарушения законов. На основании материалов проверки прокурор требует привлечения лиц, нарушивших закон, к ответственности или возбуждает дело об административном производстве либо уголовное дело (принимает об этом мотивированное постановление).
Прокурор осуществляет надзор за местами лишения свободы. Он обязан немедленно освободить любого, кто был задержан без законных на то оснований. Требования прокурора относительно соблюдения закона, устанавливающего порядок и условия содержания задержанных, подлежат исполнению администрацией.
Значительные полномочия принадлежат прокурору в
В тех случаях, когда обнаружено нарушение прав человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства (например, умаление чести и достоинства), и лицо по состоянию здоровья или иным причинам не может лично отстаивать свои права в суде либо такие нарушения касаются значительного числа граждан или приобрели особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает гражданский иск в интересах пострадавших в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде.
Акты прокурорского надзора.
Различается четыре вида актов реагирования при осуществлении прокурорского надзора: постановление, протест, представление, предостережение.
Прокурор в гражданском праве
... закону. В целях успешного выполнения стоящих перед прокурорами задач закон предоставляет прокурору необходимые полномочия. Осуществляя надзор за исполнением законов при рассмотрении гражданских дел в судах, прокурор ... участие в процессе, если это будет признано необходимым судом. Гражданско-процессуальный закон предусматривает категорию гражданских дел, в рассмотрении которых прокурор принимает ...
Постановление — это акт о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении в отношении должностного лица, нарушившего закон. Исходя из характера правонарушения, прокурор самостоятельно принимает решение об уголовном или административном деле.
Протест приносится на противоречащий закону правовой акт в орган либо должностному лицу, который издал этот акт. Протест может быть принесен также в суд, если прокурор считает незаконным или необоснованным решение суда. Протест подлежит обязательному рассмотрению, о его результатах незамедлительно (не позднее десяти дней) сообщается прокурору в письменной форме.
Представление — это обращение прокурора к органу или должностному лицу об устранении допущенных нарушений закона. Оно подлежит безотлагательному рассмотрению. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений, их причин. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Если Конституции РФ и законам не соответствует принятое Правительством РФ постановление, представление не вносится. Генеральный прокурор информирует об этом Президента РФ.