Коммерческое право — относительно новая дисциплина в системе подготовки юридических кадров, по содержанию которой, да и по названию, еще ведутся дискуссии среди ученых-правоведов. Коммерческое право можно назвать спецкурсом в гражданском праве, так как оно более глубоко изучает отдельную, специфическую область общественных отношений, регулируемых гражданским правом.
Рассматривая коммерческое право как один из разделов правоведения можно сказать, что:
— коммерческое право является подотраслью гражданского
— коммерческое (торговое) право является специальным правом, учитывает особые потребности и интересы
— коммерческое право является правом коммерсантов, то есть одной из сторон в торговой сделке, регулируемой коммерческим правом, является предприниматель.
Из этого следует, что коммерческое право как подотрасль гражданского права является специальным частным правом коммерсантов.
В отношении сделок купли-продажи между лицами, которые не являются предпринимателями, применяется общее гражданское право. Торговые сделки, в которых хотя бы одной стороной является предприниматель, регламентируются коммерческим правом.
Предметом коммерческого права является коммерческая, а именно торговая деятельность, один из видов предпринимательской деятельности, то есть деятельность, направленная на получение прибыли в результате торговых сделок.
По определению известного российского юриста Г.Ф. Шершеневича: «Деятельность, имеющая своей целью посредничество между производителями и потребителями при обращении экономических благ, называется торговлей. Ее задача заключается в том, чтобы доставить блага к тому месту и к тому времени, где и когда возникает спрос со стороны потребителей».
В более узком смысле под торговлей понимается покупка товаров и их перепродажа без внесения в них существенных материальных изменений, напротив, для производственной деятельности характерным является именно внесение изменений в природные объекты с целью получения конечного продукта, пригодного для удовлетворения потребностей человека.
Хотя коммерция (торговля) является одним из видов предпринимательской
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности Кемеровской ...
... дополнительных источников и резервов повышения доходности, развитие подсобно-вспомогательной деятельности. Дистанция гражданских сооружений в настоящее время включает в себя следующие структурные единицы ... сведения. В курсовой работе проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности Кемеровской дистанции гражданских сооружений Кузбасского отделения Западно-Сибирской железной дороги ОАО «РЖД». ...
Соответственно принципы гражданского права действуют и в коммерческом праве: равенство участников, неприкосновенность собственности, свобода договоров, недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, беспрепятственное осуществление гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, судебная защита прав.
Кроме того, коммерческому праву характерны и другие принципы:
- получение прибыли как цель коммерческой (торговой) деятельности;
- государственный контроль за торговой деятельностью.
В то же время часть правоотношений, изучаемых в курсе
1. Торговое законодательство России
Торговое законодательство является источником торгового права. Если коммерческое (торговое) право как подотрасль права представляет собой совокупность норм по регулированию торговых отношений, то торговое законодательство — это совокупность нормативных актов, в которых содержатся такие нормы.
Это законодательство, регулирующее отношения, возникающие из торговых сделок, в том числе и преддоговорные отношения.
Торговое законодательство постоянно развивается, что определяется условиями переходного периода. Становление и развитие рынка требуют разработки и юридического закрепления новых форм ведения коммерческой деятельности. Вместе с тем некоторые принципиальные положения нормативного регулирования коммерческой деятельности остаются неизменными. К ним, в частности, относится то, что торговое законодательство носит в основном федеральный характер, нормы торгового права содержатся, как правило в федеральных законах и иных актах.
В то же врёмя решение некоторых вопросов правового регулирования коммерческой деятельности может передаваться федеральными законами субъектам Федерации. Так, в Федеральном законе от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» предусматривается, что вопросы его поддержки за счет средств субъектов РФ решаются законодательством этих субъектов. Кроме того, субъекты РФ имеют возможность воздействовать на коммерческую деятельность, решая вопросы, относящиеся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Характерной тенденцией является стремление субъектов РФ расширить свою компетенцию в области законодательства. Нередко отдельные субъекты РФ издают нормативные акты по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации. В некоторых случаях между Федерацией и ее субъектами заключаются договоры, предусматривающие передачу на решение субъектам Федерации отдельных вопросов, относящихся к ее ведению, в том числе вопросов, связанных с регулированием хозяйственной деятельности. В результате такой практики компетенция различных субъектов Федерации по изданию актов торгового законодательства становится неодинаковой.
Коммерческое право России
... кодификации российского торгового законодательства. 54 Литература. 58 [Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/klassifikatsiya-tovarov-kommercheskoe-pravo/ Глава 3. СУБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 59 3.1. Понятие участников торговой деятельности. 59 3.2. Виды субъектов коммерческого права. 60 ...
1.2 Конституционные основы коммерческой деятельности, Конституция РФ — правовая основа развития торгового законодательства.
В Конституции РФ заложен концептуальный подход к предпринимательской, в том числе и торговой деятельности, как к сфере господства частных интересов, потому что имущественные отношения государства и предпринимателей рассматриваются как отношения равноправных партнеров (ст. 8).
Имущественная независимость граждан
Конституционный статус предпринимателей, независимо от того государственное это
Статья 8 гарантирует единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Статья 34 Конституции РФ относит возможность предпринимательства к правам граждан.
Конституционные ограничения предпринимательства связаны только:
- с недопущением монополизации и недобросовестной
конкуренции;
— с защитой основ
Учитывая, что коммерческое право — сфера частноправового регулирования, основным для него является Гражданский кодекс Российской Федерации. Принятие первой, а затем и второй частей ГК РФ позволило улучшить частноправовое регулирование коммерческой деятельности, хотя и не затронуло публично-правовые аспекты торгового законодательства.
Гражданско-правовые нормы других законов должны соответствовать ГК РФ. Это требование закрепляет основные принципы регулирования, однако, развитие рынка, торговой деятельности не допускает застоя в нормотворчестве. На практике принимаются новые законы, нередко противоречащие отдельным нормам ГК РФ.
Следующими по иерархии нормативными актами являются указы Президента РФ, издаваемые в целях оперативного развития законов. В условиях стремительного расширения рыночных отношений количество издаваемых указов довольно велико, поэтому происходит некоторое принижение роли законов.
Нормативно-правовое регулирование в сфере таможенного дела
... в области таможенного дела. Объектом исследования являются гражданское и таможенное законодательство Российской Федерации, система нормативных правовых актов России, определяющих правовое положение субъектов отношений в области таможенного дела и регулирующих отношения с их участием; особенности гражданско-правового регулирования общественных отношений в области таможенного дела, ...
Например, Указ Президента от 24 декабря 1994 г. № 2204 «Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)», устанавливающий предельный 3-хмесячный срок осуществления платежей при передаче товара, ограничивает свободу сторон договора при определении условий о сроках и порядке оплаты поставленного товара, предусмотренную Гражданским кодексом РФ.
Следующий вид нормативных актов, регулирующих торговую деятельность — постановления Правительства РФ. Они издаются на основании и во исполнение законов и президентских указов. Правительство РФ утверждает определенные правила торговой деятельности, регулирует опросы оперативного характера.
Немалое значение в регулировании коммерческой деятельности имеют ведомственные нормативные акты, особенно акты таких органов, как Минторг, Госкомцен и других. Количество этих актов настолько велико, что не всегда представляется возможным их все отследить. Большую помощь в работе с этими нормативными актами оказывают справочные правовые системы «Гарант», «Консультант Плюс», «Кодекс» и другие.
Органы власти и управления субъектов Российской Федерации и муниципальных образований издают нормативные акты по вопросам организации торговли на своей территории, по контролю за торговой деятельностью.
Для регулирования коммерческой деятельности используются также локальные нормативные акты. Такие акты регулируют хозяйственную деятельность на уровне организаций и принимаются их учредителями либо самими организациями. К числу актов, утверждаемых учредителями, относятся учредительные договоры и уставы организаций. Учредительный договор и устав организации являются основными документами, определяющими порядок организации и деятельности конкретного предприятия. Локальные нормативные акты принимаются организациями для определения прав и обязанностей своих подразделений, регулирования внутрихозяйственных отношений, установления внутрифирменных норм и нормативов, планирования своей деятельности.
В ряде случаев в законодательстве определяется, какие органы организации утверждают локальные нормативные акты. Так, согласно п. 14 ст. 65 Закона об акционерных обществах от 26 декабря 1995 г. к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) отнесено утверждение нормативных документов, определяющих порядок деятельности органов управления общества.