История техносферной безопасности

Контрольная работа

Вклад М.В. Ломоносова в развитие охраны труда в России

Вопросы безопасности производства и охраны труда уходят корнями в далекое прошлое. Еще в древние времена люди старались предупредить об опасности не только своих друзей, но и врагов. Чего стоят только страшные рогатые каски рыцарей Средневековья, «воинственный» макияж на лицах индейцев Американского континента и т.п. Но самым характерным знаком в этом ряду стал черный пиратский флаг с изображением «Веселого Роджера», который позже перекочевал на электрощиты, огораживающие зоны высокого напряжения. Надписи и плакаты «Осторожно, высокое напряжение», «Не стой под стрелой», «Внимание, переезд» долгие годы служили людям напоминанием о том, что имеется опасная для жизни человека зона, где необходимо проявлять особую бдительность.

В свое время преобразования Петра I, сделавшие в 1721 году Россию Российской Империей, привели к тому, что в этот период стали создаваться новые районы промышленного производства (Урал и др.).

Параллельно с этим в России создавались мануфактуры в легкой промышленности. Для мануфактуры было характерно то, что в отличие от мелкотоварного производства, в ней происходило разделение ручного труда. Работниками на мануфактурах в период правления Петра I обычно становились крепостные крестьяне, которые «приписывались» к заводам и вынуждены были часть года работать на них. Правительство усиленно закрепляло к мануфактурам также «гулящих» людей, «татей». Все это привело к тому, что в петровскую эпоху произошли грандиозные сдвиги в экономике Российского государства.

В период правления Петра I труд на заводах и фабриках, особенно на Демидовских рудниках на Урале, на Путиловском заводе в Петербурге и на многих других, был тяжелым и опасным. Многие люди, уходившие из деревень на заработки, часто на этих заводах погибали, вот почему в народе появилось такое высказывание: «За ремеслом ходить — землю сиротить». Аналогичная тяжелая ситуация в Российской Империи была в тот период и в крепостных деревнях, где крестьяне работали «от зари до зари». О нормальных условиях труда люди в тот период только могли мечтать.

Высокий травматизм среди крепостных крестьян и рабочих на фабриках и заводах всегда вызывали озабоченность прогрессивных людей, которые ставили перед собой вопрос: «Как обеспечить безопасные условия труда»? В тот период исторического развития страны сделать это было непросто. Остро стояли также вопросы защиты прав работников, т. к. работниками на фабриках и заводах, кроме приписанных крепостных крестьян, были и «гулящие» люди: бомжи, уголовники, беглые. Промышленное право в Империи в этот период времени имело публичный характер и составляло часть полицейского права (нынешнее административное), поэтому, естественно, что норм об охране труда, вообще как таковых, в тот исторический период времени в Российской империи не существовало.

9 стр., 4372 слов

Эпоха дворцовых переворотов. Борьба за наследство Петра

... период расцвёл пышным цветом. Фавориты-временщики получили неограниченное влияние на политику государства. Единственным наследником Петра ... переворотов можно оценить, как период развития дворянской империи от петровских образований ... дворянства на винокурение. Уральские заводы переданы в частные руки. В ... этот период, до правления Елизаветы Петровны, оценивается как период контрреформ. 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ...

Надо отметить, что одним из первых, кто начал рассматривать в России безопасность проводимых работ, был выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов — русский ученый-энциклопедист, химик, физик, астроном и одновременно — поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, поборник отечественного просвещения. Он выполнил многочисленные исследования в области геологии, горного дела и металлургии. Ломоносов рано научился грамоте, прочел все книги, которые мог достать в глухом северном краю, где он родился и вырос. Полноценное обучение ему удалось начать лишь в двадцатилетнем возрасте, когда он оказался в Москве. Первые знания о горнорудной промышленности Ломоносов получил в Германии, куда он был отправлен на учебы как один из наиболее одаренных студентов университета при Петербургской академии наук.

Однако наиболее активная деятельность Ломоносова в этой области началась лишь спустя два десятка лет после возвращения на родину. Ее результаты были изложены в речи «Слово о рождении металлов от трясения земли», а также в работах «Первые основания металлургии или рудных дел» и «О слоях земных».

После долгих размышлений знаменитый академик Петербургской академии наук М.В. Ломоносов пришел к выводу, что «видимые телесные на земле вещи и весь мир не в таком состоянии были от начала создания, как ныне находим, но великие происходили в нем перемены».

Он первым дал правильное понятие о рудных жилах (скоплениях рудных залежей на поверхности или в недрах земли) и их возрасте. Причину происхождения руд он видел в деятельности подземных сил, в последствиях извержений вулканов. Ломоносов рассмотрел свойства различных металлов, описал способы их получения.

Ломоносов постоянно подчеркивал, что наука должна отвечать практическим задачам. Его работы были написаны для мастеров горного дела и явились замечательным пособием для многих поколений русских горняков и металлургов. Ломоносов глубоко изучил опыт металлургического производства и разработки месторождений полезных ископаемых и изложил основы методов, практически применяемых в горном деле и металлургии. Русский ученый старался выявить физическую и химическую сущность производства металлов. Описывая практические приемы, производственные установки и устройства, он сумел отобрать самое существенное, принципиально важное для осуществления того или иного процесса. Вместе с тем Ломоносов внес целый ряд оригинальных предложений. В частности, он первым предложил извлекать металлы из руд действием растворов химических реагентов. Производство металлов Ломоносов считал важнейшей государственной задачей.

Еще в 1742 году он в своем труде «Первые основания металлургии или рудных дел» рассмотрел различные вопросы безопасности и гигиены труда «горных людей», организацию их труда и отдыха, надежность креплений грунта, безопасность переходов по лестницам, рациональность рабочей одежды. Также им были рассмотрены и многие другие вопросы безопасности труда, которые остро стояли тогда при производстве опасных работ. К середине 19_го века (отмена крепостного права и иные реформы в Российской Империи) все существовавшее тогда в России трудовое законодательство было сведено к двум нормативным актам: Положению от 1835 года «Об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми» и Положению 1845 года «О воспрещении фабрикантам назначать трудовые работы малолетним работникам младше 12 лет». Первое положение носило общий характер и касалось оброчных крестьян, когда хозяин отпускал их для работы на фабрику. Второй акт запрещал назначать работу с 12 часов ночи до 6 часов утра для работающих на фабриках малолетних. Эти два положения стали зачатками будущего трудового законодательства в Российской Империи.

45 стр., 22273 слов

Закрепление права на охрану труда и его гарантий в российском законодательстве

... российское законодательство, регулирующее институт охраны труда, учебная и научная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании, международное трудовое право. Цель работы - исследовать особенности правового регулирования права работника на охрану труда и гарантий реализации данного права. ...

В этот же период времени в Российской Империи была сделана одна из первых попыток на государственном уровне провести анализ травматизма со смертельным исходом. Так в 1843 году в журнале Министерства внутренних дел Российской Империи была опубликована статья «Смертность от неосторожности, исчисленная по всей России за 1842 г.». Среди семи главных категорий причин (производственные и бытовые) гибели людей были названы:

  • а) утопленники;
  • б) погибшие от ушиба;
  • в) раздавленные;
  • г) замерзшие;
  • д) угоревшие;
  • е) неосторожно застрелившиеся;
  • ж) опившиеся.

2. Аналитический обзор ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации

Важность и актуальность вопросов охраны труда и техники безопасности на предприятиях трудно переоценить. На современном этапе жизни нашего общества, в период, когда работодатели пытаются с минимальными затратами времени и финансов извлечь наибольшее количество прибыли, и пользуясь возникшим в последнее время у нас в стране дефицитом рабочих мест, уделяют недостаточно внимания, а порой и вообще игнорируют требования безопасности труда, вопрос регулирования охраны труда и техники безопасности становится одним из важнейших для государства и общества.

Комфортные и безопасные условия труда — один из основных факторов влияющих на производительность и безопасность труда, здоровье работников. Следствием неудовлетворительного состояния условий и охраны труда, несоблюдения техники безопасности является рост производственного травматизма и профессиональных заболеваний. В итоге уровень охраны труда влияет на демографическую ситуацию в стране, на решение многих социальных проблем.

Понятия охраны труда и техники безопасности. Правовая основа охраны труда и техники безопасности

Под охраной труда в широком смысле понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия Федеральный Закон об основах охраны труда в РФ, ст. 1, Трудовой Кодекс РФ, ст. 209. В узком смысле охрана труда представляет собой комплекс мер по направлениям: правовому, экономическому, организационно-техническому, лечебно-профилактическому и т.д.

Техника безопасности — это система организационных мероприятий, технических средств и методов, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов. Опасные производственные факторы — это такие производственные факторы, воздействие которых на работающего в определенных условиях приводит к травме, острому отравлению или другому внезапному резкому ухудшению здоровья, или смерти ГОСТ 12.0.002-80.

Право каждого гражданина РФ на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, закреплено ст. 37 Конституции РФ Конституция РФ, ст. 37. Законодательство РФ об охране труда основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального закона от 17 июля 1999 г., Трудового Кодекса РФ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Определения и требования по технике безопасности описаны Системой стандартов безопасности труда (ГОСТы).

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственными нормативными требованиями охраны труда и техники безопасности, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда и технике безопасности, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности Федеральный Закон об основах охраны труда в РФ, ст. 3.

С целью введения единых государственных нормативных требований в сфере охраны труда Правительство РФ приняло постановление от 23 мая 2000 г. «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда». Согласно постановлению система нормативных правовых актов России включает межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда; строительные и санитарные нормы и правила; инструкции и правила безопасности; правила безопасной эксплуатации; своды правил по проектированию и строительству; гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда.

Основные направления государственной политики в области охраны труда и техники безопасности

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда и техники безопасности являются Федеральный Закон об основах охраны труда в РФ, ст. 4, Трудовой Кодекс РФ, ст. 210:

  • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
  • принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
  • государственное управление охраной труда;
  • государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
  • содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
  • расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
  • координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
  • распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
  • участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
  • подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;
  • организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
  • обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
  • международное сотрудничество в области охраны труда;
  • проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда и техники безопасности обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Система управления охраной труда и техникой безопасности

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.

Распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда и техники безопасности осуществляется Правительством РФ.

Федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством РФ предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими требования охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами охраны труда, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий.

Структуру системы управления охраной труда и техникой безопасности в России можно представить следующим образом (Таблица 1):

Таблица 1. Система государственного управления охраной труда

Системы

Органы власти, образующие подсистему

Функции органов власти

Государственная межотраслевая

Министерство труда и социального развития РФ

На федеральном уровне в области условий и охраны труда:

  • осуществление государственного управления охраной труда и техникой безопасности, координация работы федеральных органов исполнительной власти в этой области;
  • разработка федеральных программ улучшения условий и охраны труда;
  • представление в Правительство Российской Федерации ежегодные доклады о состоянии условий и охраны труда и мерах по их улучшению;
  • разработка межотраслевых правил и организационно-методических документов по охране труда и технике безопасности;
  • разработка предложений по совершенствованию механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда, предупреждении производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
  • организационно-методическое руководство Государственной экспертизой условий труда Российской Федерации, организация выборочной экспертизы соответствия проектов на строительство и реконструкцию объектов требованиям условий и охраны труда, техники безопасности;
  • работы по совершенствованию системы предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда;
  • аттестация рабочих мест, а также организация и проведение во взаимодействии с Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации сертификации работ по охране труда и технике безопасности в организациях;
  • разработка предложений по совершенствованию государственного управления условиями и охраной труда, государственному регулированию рабочего времени и времени отдыха для отдельных категорий работников;
  • разработка предложений о формах государственного содействия производителям и потребителям специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
  • представление по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации предложения в Правительство Российской Федерации о перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц, не достигших 18_летнего возраста;
  • организация обучения и проверки знаний работников в области условий труда, охраны труда и техники безопасности;

Межведомственная комиссия по охране труда

Основная задача — координация совместных действий и осуществление единой государственной политики в области охраны труда, обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, объединений профессиональных союзов и объединений работодателей по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих разработку и реализацию мер по охране труда, подготовку нормативных правовых актов по охране труда. Координация межрегиональных, межотраслевых и международных проектов по охране труда.

Функциональная

Министерство экономического развития и торговли РФ

Методическое руководство и координация работ по разработке и реализации федеральных целевых программ по охране труда

Министерство финансов РФ

Участие в подготовке федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда, обеспечение их финансирования

Министерство здравоохранения РФ

Осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора и контроля за соблюдением санитарного законодательства в области гигиены и безопасности труда, разработка и утверждение санитарных правил, норм, гигиенических нормативов в области охраны труда

Министерство промышленности, науки и технологий РФ

Участие в организации, проведении и координации научно-исследовательских работ по проблемам безопасности, физиологии, психологии и гигиены труда

Министерство образования РФ

Организация обучения по охране труда в образовательных учреждениях различного уровня образования.

Другие федеральные министерства и ведомства

Функциональное участие в реализации государственных функций по управлению охраной труда и техникой безопасности

Отраслевая

Отраслевые ведомства при поддержке Министерства труда

  • участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
  • разработка и утверждение отраслевых нормативных правовых актов об охране труда;
  • участие в рассмотрении проектов законов и иных нормативных правовых актов об охране труда;
  • определение совместно с отраслевыми профсоюзами круга производств и профессий отрасли, для которых необходимо установить гарантированные государством компенсации за работу в условиях повышенного профессионального риска;
  • участие в расследовании несчастных случаев в подведомственных организациях в соответствии с действующим порядком;

В организациях обязанности по обеспечению техники безопасности и охраны труда возлагаются на работодателя. В РФ действует система правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, которые должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда и техники безопасности, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации. При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда Федеральный Закон об основах охраны труда в РФ, ст. 12.

Служба охраны труда в организации — основное звено в системе управления охраной труда. От ее деятельности, в первую очередь, зависит уровень организаторской работы по созданию безопасных и здоровых условий труда.

Одним из основных средств обеспечения безопасности является обучение всех работников безопасным приемам и методам работы, обращению с машинами и механизмами, знание санитарно-гигиенических и противопожарных правил и т.п. Этим целям служит инструктаж по охране труда и технике безопасности. Федеральным Законом от 17 июля 1999 г. предусмотрено, что все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и технике безопасности и проверку знаний требований охраны труда и техники безопасности в порядке, определенном Правительством РФ. Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний в целом по предприятию или учебному заведению возлагается на его руководителя, а в подразделениях (цех, участок, лаборатория, мастерская) — на руководителя подразделения.

Государственный надзор и контроль за охраной труда в Российской Федерации

Основные функции по государственному надзору и контролю за соблюдением требований охраны труда осуществляются Федеральной инспекцией труда — единой федеральной централизованной системой государственных органов. Но в той или иной степени надзор за соблюдением норм охраны труда и техники безопасности осуществляет достаточно большое количество Государственных органов и ведомств: Федеральные надзоры РФ; органы государственного надзора, входящие в систему ряда министерств Российской Федерации и образующие вместе с этими министерствами единые централизованные системы органов, осуществляющих соответствующий надзор.

Федеральная инспекция труда возглавляется Главным Государственным инспектором труда Российской Федерации, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. В структуру Федеральной инспекции труда входят государственная правовая инспекция труда и государственная инспекция по охране труда.

Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов и городов (в дальнейшем — государственные инспекции труда) образуют единую централизованную систему надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на предприятиях всех форм собственности.

Государственные инспекции труда осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в организациях, расположенных на соответствующих территориях; расследуют в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализируют их причины и разрабатывают предложения по предупреждению таких случаев; рассматривают в соответствии с законодательством дела об административных правонарушениях и др.

Основные задачи Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда определяются Положением о Федеральной инспекции труда и заключаются в следующем:

  • осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда, а также связанных с ним законодательных и нормативных правовых актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях;
  • защита трудовых прав и достижение безопасных условий труда работников, а также защита их от незаконных действий работодателей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий, ущемляющих эти права;
  • разработка предложений по совершенствованию законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда;
  • обеспечение повышения квалификации работников Федеральной инспекции труда и государственных инспекций труда;
  • содействие овладению работодателями и работниками знаниями законодательства РФ и действующих норм и нормативов о труде и охране труда.

Федеральная инспекция труда дает заключение по проектам СНиП и других нормативных документов по вопросам строительства на соответствие их требованиям норм и правил по охране труда; участвует в разработке государственных стандартов по безопасности труда; осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Государственные инспектора труда при исполнении своих обязанностей имеют право Федеральный Закон об основах охраны труда в РФ, ст. 20:

  • беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм;
  • запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;
  • расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять руководителям и иным должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об охране труда, о привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
  • отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
  • запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, при необходимости приглашать их в инспекцию труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;
  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства об охране труда и возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с правоохранительными органами, с федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять в пределах своих полномочий функции надзора и контроля, с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, объединениями работодателей и объединениями профессиональных союзов, другими государственными и общественными организациями.

Значение системы охраны труда и техники безопасности, как в социальном, так и в экономическом плане очень велико. За счет повышения безопасности труда, снижения производственного травматизма и заболеваемости, а также непрерывного совершенствования и улучшения условий труда достигается рост эффективности общественного производства, а значит, рост многих макроэкономических показателей страны. Поэтому государство должно уделять особое внимание развитию системы регулирования охраны труда и техники безопасности.

3. Перспективы развития науки о техносферной безопасности

Для решения проблем безопасности любой общественно-экономической формации требуется организованная деятельность всех его членов в решении и выполнении научных, технических, политических, экономических и социальных задач, которые влияют на социально-экономические потери в обществе от объектов техносферы (пожаров, аварий, дорожно-транспортных происшествий и т.д.) и от процессов в атмосфере, гидросфере, геосфере и биосфере (ураганов, наводнений, морозов и т.д.).

Такая деятельность осуществляется в рамках искусственно созданных человеком формирований, называемых организационными системами (ОС), которые охватывают федеральные и региональные государственные службы и учреждения, общественные организации, различные предприятия всех форм собственности, компании, банки, кооперативы и т.д. Количество таких объектов в нашей стране измеряется сотнями тысяч (и продолжает расти), а количество персонала в ОС» — десятками миллионов. Несмотря на это, ОС как специфический класс систем постоянно ускользал из поля зрения исследователей.

В последнее время, особенно после выхода в свет ФЗ №184 «О техническом регулировании», все чаще появляются публикации различного уровня (от статей в СМИ и научно-популярных журналах до научных трудов и проектов) о создании систем комплексной безопасности (СКБ), которые должны изменить тенденции роста происшествий и чрезвычайных ситуаций (ЧС) в нашей стране. Однако, полная оторванность ФЗ №184 и международных норм от современных научных концепций и результатов исследований в области безопасности жизнедеятельности порождают неправильное направление создания СКБ, и приведенный ниже анализ призван это показать.

В конце прошлого века Международной комиссией по радиологической защите (МКРЗ) была предпринята попытка создания единого индекса вреда, где использовалась укрупненная классификация типов и видов опасностей, а также отраслей и объектов, стохастическая природа аварий и несчастных случаев на которых обуславливала применение статистических методов их анализа и оценки.

В дальнейшем, на основе анализа данных о действии малых доз ионизирующего излучения на работающих, о производственном травматизме и профессиональной заболеваемости, МКРЗ был предложен единый индекс вреда (суммарной потери времени общей или ухудшенной в своем качестве жизни, отнесенной к 1000 человеко-годам продолжающегося наблюдения), позволяющий оценивать уровни ущерба для здоровья при воздействии различных факторов производственной среды. При этом утверждалось, что «указанный критерий пригоден при оценке значимости для общественного здоровья любых потенциально вредных факторов окружающей среды». Можно согласиться с чл.-корр. АМН СССР А.К. Гуськовой, которая высказала мнение, что «использование данного показателя не только более полно (чем только по анализу летальных исходов) передает величину ущерба, но дает возможность сравнительной оценки его отдельных составляющих и, таким образом, более аргументированного определения риска профессии и работы».

Однако, совсем не очевидно, что аналогичным образом можно определить риск пребывания индивида в любых вредных факторах окружающей среды, поскольку:

  • во-первых, указанные работы исследуют только профессиональные (не бытовые) условия и корреляцию с ними производственных травм, болезней и т.д., не анализируя при этом уровень организации труда, от которого безопасность зависит настолько, что в одной и той же отрасли может отличаться на несколько порядков;
  • во-вторых, вводимый «индекс вреда» был бы методологически понятен и связан с общей продолжительностью жизни (как вероятность), если бы относил «жизненные потери», например, к биологическому ресурсу человеческого организма (пусть усредненному), а не к абстрактному тысячелетию;

— в-третьих, и это главное, применяемые статистические методы никакими коэффициентами корреляции не в состоянии учесть синергетику сложных динамических систем, коими являются инфраструктуры городов, объекты повышенной опасности (ГРЭС, АЭС и т.д.) и крупные промышленные комплексы, которые подвержены как внешним воздействиям (вынужденная организация), так и внутренней неустойчивости (самоорганизация).

Принимая во внимание изложенное можно сформулировать следующие проблемы в рассматриваемой предметной области. Первая — основная проблема безопасности техносферы начинается с определения её опасности, которая является многопараметрической, в то время как существующие методические и нормативные материалы, а также международные и национальные стандарты, устанавливают качественные методы и средства определения всех видов опасности по-отдельности, что не позволяет адекватно оценить опасность изделий, оборудования, транспортно-энергетических средств и систем, объектов, зданий и сооружений, которые, во-первых, существуют как интегральные объекты / системы, а во-вторых, в интегральных условиях эксплуатации.

Вторая проблема безопасности является следствием первой, т. к. приводит к разработке и применению методов и средств управления и защиты, которые неадекватны реальной опасности техносферы и окружающей среде обитания, в связи с чем не выполняют функций компенсации опасности для достижения требуемых безопасных параметров.

Третья проблема безопасности техносферы определяется «человеческим фактором», который может изменять условия и решения и первой, и второй проблем на противоположные, т.е. индивид своим действием или бездействием может создавать или подавлять существующие опасности, что заставляет ввести понятие психофизической опасности индивида и требует построения соответствующих моделей её оценки.

Только в России существует, но «бездействует» ГОСТ 12.1.004, который определяет уровень пожарной опасности любого изделия, оборудования и объекта, как вероятность пожара в нём, которая не должна превышать величины 10-6, а также безопасности персонала любого объекта, т.е. всего населения — 0,999999.

Если бы эти параметры были бы достигнуты, то, например, из 200386 пожаров в России в 2008 году произошло бы всего около 1000 пожаров, а вместо 15165 погибших и 12800 травмированных пострадали бы всего 143 человека из 143 миллионов!

Уместно отметить, что ни в экологии, ни в экономике, ни в юриспруденции нет подобных стандартов, в то время как, начиная с Президента РФ и заканчивая корреспондентами СМИ, используются понятия «экологическая и экономическая безопасность», «законодательная и юридическая защищенность» и т.д., количественных характеристик которых не существует и поэтому управлять ими невозможно в принципе. Таким образом, для определения факторов поражения объектов и субъектов и создания адаптивной системы их компенсации и защиты, совокупность которых и определяет интегральную безопасность, необходимо использовать методы вероятностно-физического и хроно-биокинетического моделирования объектов и субъектов. При этом речь идет не только об оценке поражения людей, животных или отравлении водоемов и атмосферы (т.е. о биосфере и гидросфере), а о прогнозировании процессов деградации и в самой техногенной сфере под воздействием интегральной опасности, т.е. о предотвращении прямых и косвенных материальных и социальных потерь от «внезапных отказов» и аварий, возникающих под интегральным воздействием опасных факторов при

эксплуатации.

Перед созданием СКБ необходимо определить инте-гральную опасность или, как это стало модным сейчас, оценить «риск проживания человека» в окружающей его среде. Только определив интегральную опасность воздействия этой среды на индивида, можно оценить необходимый уровень компенсации вреда, учитывая адаптацию индивида, после чего применить достаточные методы и средства защиты, которые в совокупности и позволят синтезировать систему комплексной безопасности (СКБ).

Уместно отметить, что СКБ в связи с этим должна быть адаптивной, т.е. динамические диапазоны методов и средств (глубина, многофункциональность) защиты и компенсации вреда должны быть адекватны интегральной опасности объекта и окружающей среды, вероятность реализации которых колеблется от 10-10 до 1.

С точки зрения сущности интегрального параметра опасности, который, как показывают научные исследования и практика, должен обладать свойством аддитивности, целесообразно «не выдумывать» какие-нибудь «новые характеристики», типа «рисков» или «индексов», а обратить свой взор на ПРИРОДУ и выяснить, как «она решает свои многопараметрические задачи». Дело в том, что статистика пожаров, транспортных происшествий и катастроф, аварий в топливно-энергетических комплексах и продуктопроводах, несчастных случаев на предприятиях и в жилом секторе, а также преступлений и конфликтов свидетельствует о том, что причины, их порождающие, взаимосвязаны с процессами, происходящими в атмосфере, на поверхности планеты и в её глубинах, т.е. с геофизическими, техносферными и социально-психологическими факторами жизнедеятельности или, по определению академика В.И. Вернадского, в ноосфере, где естественной мерой «порядка и хаоса» является ЭНТРОПИЯ.

Именно поэтому оценка опасных факторов всех событий, объектов и субъектов, на наш взгляд, должна проводиться по интегральному критерию: поражению ноосферы, т.е. по изменению функции производства энтропии в ней — ?S, которая связана с вероятностью возникновения флуктуаций (по Пригожину), а в нашем случае с вероятностью «вреда» — Р (дорожно-транспортного, пожарного, энергетического и т.д.), формулой Эйнштейна

P = B exp (?S/k),

где k — постоянная Больцмана.

Научный задел по решению рассматриваемых проблем с точки зрения фундаментальной науки, по нашему мнению, принадлежит русским ученым С.А. Подолинскому (1850-1891) и академику В.И. Вернадскому (1863-1945), чьё наследие было развито многими учеными мира в прошлом столетии и может быть реализовано в ХХI веке.

Если преломить понятие ноосферы Вернадского к «диапазону сегодняшней геофизической силы и деятельности человека», в отличие от «плоских» геоинформационных систем (ГИС), модель такой ГИС должна представлять собой 3_D конструкцию единичной четырехгранной пирамиды (ЕЧГП), вершина которой начинается в центре Земли (в «ядрышке»), а площадь основания заканчивается термосферой. При этом «сегодняшняя ноосфера» опишется усеченной пирамидой, нижнее (малое) основание которой представляет площадку геосферы / гидросферы на изученной и достигнутой глубине существующих «конструкций техносферы», а верхнее (большое) основание — площадку на изученной и достигнутой высоте «работы конструкций техносферы» и природных процессов (молнии, озоновый слой, полярные сияния и пр.) — в ионосфере.

Такая геоинформационная среда позволит построить «кусочные» (послойные) модели изменений практически всех параметров ЕЧГП (от вершины до основания): плотности, температуры, давления, теплопроводности, электро-проводности и т.д., после чего создать имитационные модели «стыковки соседних» ЕЧГП, с использованием формул «послойного» изменения их механических, физико-химических, термодинамических и электромагнитных параметров.

При отсутствии экспериментальных данных, например, в ядре или за ионосферой планеты, следует применить экстраполяцию или феноменологические модели, которые могут повлиять на «основной слой цивилизации» — ноосферу (земная кора с гидросферой и биосферой, тропосфера и стратосфера) только при «скачкообразных» (катастрофических) изменениях, вероятность наступления и граничные условия изменений которых можно взять из статистических данных.

Очевидно, что минимальный размер ЕЧГП на поверхности Земли будет ограничен только точностью имеющихся топографических и геофизических данных, а также вычислительными возможностями ЭВМ, которая будет «стыковать соседние» ЕЧГП, создавая «жизненный цикл планеты и её ноосферы».

Нетрудно представить, что ЕЧГП с площадью на поверхности геосферы и гидросферы в 1 м 2 будет иметь в своем «сечении ноосферы»:

  • все «конструкции техносферы», включая шахты, продуктопроводы, метро и прочие подземные и наземные сооружения и технические средства, которые создают техносферную опасность;
  • все «объекты биосферы», включая растительный и животный мир, которые создают биосферную опасность;
  • все «объекты гидросферы», включая «объекты биосферы» в виде подводного растительного и животного мира, а также «конструкции техносферы», которые создают гидросферную опасность;
  • все «объекты геосферы», включая залежи полезных ископаемых, естественные и искусственные пещеры и полости, а также «объекты биосферы» в виде подземного растительного и животного мира, которые создают геосферную опасность;
  • все «элементы атмосферы», включая «объекты биосферы» в виде птиц и насекомых, «конструкции техносферы» и космические объекты, летающие в ней, а также естественные (молнии, ветры, облака) и искусственные (электромагнитные поля, излучения и т.д.), которые создают атмосферную опасность;
  • всё население планеты как «элементы ноосферы», которые создают психофизическую опасность.

Тогда необходимыми условиями имитации «жизненного цикла планеты» становится восстановление основных природных циклов, нарушенных транспортом и теплоэнергетикой, которые, «сжигая геосферу» (углеводородное топливо), выбрасывают воду и углерод (его окислы) в атмосферу, а именно:

  • суточно-сезонного цикла круговорота кислорода в системе атмосфера-биосфера-гидросфера,
  • сезонно-годового цикла круговорота воды в системе атмосфера-геосфера / гидросфера,
  • семилетнего цикла круговорота углерода в системе атмосфера-биосфера-геосфера / гидросфера.

Достаточными условиями имитации «жизненного цикла планеты» станет «синергетическая интеграция» экономики, политологии и права («назад» в политэкономию), а также дифференциация понятий публичного, коллективного и частного вреда в диалектическом единстве с понятиями публичных, коллективных и частных благ, с соответствующей синергетической макросистемой адаптивного налогообложения жизнеобеспечения населения, которая обеспечит компенсацию вреда. Дело в том, что в связи с неоправданной дифференциацией фундаментальных и прикладных наук в прошлом столетии, приведшей к природоразрушающему характеру созданной техносферы, в XXI веке обретает актуальность синергетика, призванная устранить образовавшуюся «междисциплинарную и философскую брешь» между настоящим (из-за отсутствия «Диалектики техносферы» и необходимости обновления «Диалектики природы») и будущим («Диалектикой ноосферы»).

Поэтому решение научных и инновационных задач, в том числе в области рационального природопользования и комплексной безопасности, необходимо проводить не в соответствии, а вопреки современным тенденциям научно-технического прогресса, которые, к сожалению, не соответствуют фундаментальным наукам о природе, т. к. выражают развитие прикладных наук и техники, удовлетворяющих, в основном, потребительские парадигмы существующих общественно-экономических формаций.

Следовательно, необходимо использовать синергетическую модель «расхода и восстановления» природных и общественных ресурсов, которая по существу должна стать основой создания гиперсистемы комплексной безопасности (ГСКБ) и, совместно с экономико-правовыми моделями её реализации, лечь в основу стратегической политики развития и становления России как флагмана реализации новой парадигмы безопасной жизнедеятельности на планете.

Такая модель ГСКБ, минимизирующая функции производства энтропии в ноосфере, т.е. сокращающая необратимые потери жизнедеятельности, может быть синтезирована на базе нескольких (фундаментальных и прикладных) теорий, новейших результатов исследований и моделей:

  • на геометрии Лобачевского;
  • на теории академика О.Ю. Шмидта о происхождении Земли и её структуре;
  • на минеральном происхождении углеводородных ресурсов, нефти и газа в частности, обнаруженном российскими учёными;
  • на модели строения Земли и её тороидальном водородном ядре, как сепараторе химических элементов М.Г. Лобановского;
  • на термодинамическом и вероятностно-физическом подходе к оценке опасностей и синтезе адаптивных средств защиты и управления, компенсирующих их до необходимых уровней безопасной жизнедеятельности.

Иными словами, при создании СКБ и ГСКБ в отличие от существующих «теорий рисков и катастроф», моделей «рыночных или распределительных экономик» и т.д., необходимо, не уповать на «призрачные возможности правового государства», законам которого ПРИРОДА не подчиняется, а проводить термодинамическое уравновешивание соответствующих технических, экономических и правовых норм, т.е. использовать в законотворчестве и при стратегическом планировании развития цивилизации не «модные модели», а синергетические методы и средства.

ломоносов охрана надзор труд

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kontrolnaya/zakonodatelnaya-osnova-upravleniya-bezopasnostyu-v-tehnosfere/

1. ГОСТ 12.0.002-80 // http://tehbez.ru/

2. Магницкая Е.В., Евстигнеев Е.Н. Трудовое право, — СПб.: Питер, 2005. — 144 с.

3. Конституция РФ // http://www.consultant.ru/

4. Соловьев А.П. Система управления охраной труда в Российской федерации. // Справочник специалиста по охране труда. М.: ЗАО МЦФЭР. 2001. N0

5. Трудовой кодекс РФ (в ред. Федеральных законов от 24.07.2002 №97_ФЗ, от 25.07.2002 №116_ФЗ, от 30.06.2003 №86_ФЗ, от 27.04.2004 №32_ФЗ, от 22.08.2004 №122_ФЗ, от 29.12.2004 №201_ФЗ, от 09.05.2005 №45_ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.03.2005 №3_П) // http://www.consultant.ru/

6. Федеральный Закон об основах охраны труда в РФ (в ред. Федеральных законов от 20.05.2002 №53_ФЗ, от 10.01.2003 №15_ФЗ, от 09.05.2005 №45_ФЗ) // http://www.consultant.ru/

7. ICRP Publication 27 Problems involved in developing an index of harm — Annals of the PCRP I(4), 1977.

8. Quantitative Bases for Developing a Unified Index of Harm (ICRP PUBLICATION 45) /Количественное обоснование единого индекса вреда: Публикация №45 МКРЗ: Пер. с англ. Энергоатомиздат, 1989. 88 с.

9. Городон Г.Ю., Вайнштейн Л.И. Энерготравматизм и его предупреждение. М.: Энергоатомиздат, 1986. 256 с.

10. Классификация объектов повышенной опасности и вероятностно-физические модели их устойчивости и безопасности / Белозеров В.В., Загускин С.Л., Прус Ю.В., Самойлов Л.К., Топольский Н.Г., Труфанов В.Н. // Безопасность жизнедеятельности, 2001, №8, С. 34-40.

11. Белозеров В.В., Гаврилей В.М. Концепция мониторинга ноосферы и прогнозирование аварий и пожаров // Матер. ХI науч.-практ. конф. «Проблемы предотвращения и тушения пожаров на объектах народного хозяйства». М.: ВНИИПО, 1992. С. 32-35.

12. Белозеров В.В., Топольский Н.Г. Термодинамический метод оценки объектов повышенной опасности и риска поражения ими ноосферы // Матер. 2_й межд. конф. «Информатизация систем безопасности» ИСБ_93. М.: ВИПТШ МВД России, 1993. С. 45-51.

13. Адаптивная система пожарной безопасности жизнедеятельности / Белозеров В.В., Богуславский Е.И., Бойко С.И., Бушкова Е.С., Гаврилей В.М., Глушко А.А., Деморацкий В.Н., Топольский Н.Г. // Матер. межд. конф. «Наука и будущее: идеи, которые изменят мир». М.: Фонд «Наука и будущее», 2005. С. 20-25.

14. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Успехи современной биологии, 1944, т. 18, вып. 2.

15. Загускин С.Л. Системный анализ биоритмологической диагностики и управление жизнедеятельностью. // «Современные проблемы изучения и сохранения биосферы», т. 1 Свойства биосферы и её внешние связи. С.-Пб.: Гидрометеоиздат, 1992. С. 72-81.

16. Труфанов В.Н. Молекулярная геология — новое направление в системе наук о Земле // Научная мысль Кавказа, №5. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 1995. С. 46-50.

17. Полторак О.М. Термодинамика в физической химии. М.: Высш. шк., 1991. 319 с.

18. О стратегии развития науки и инноваций с точки зрения безопасности жизнедеятельности / Баранов П.П., Белозеров В.В., Гаврилей В.М., Любимов М.М., Топольский Н.Г // Глобальная безопасность. М.: ВАН КБ, 2008. С. 144-151.

19. Белозеров В.В., Буйло С.И., Прус Ю.В. Совмещенная термогравиметрическая и акустико-эмиссионная диагностика стадий термодеструкции веществ и материалов // Дефектоскопия, №3, РАН, 2008. С. 71-75. Интернет-журнал «Технологии техносферной безопасности» ) Выпуск №3 (31) — июнь 2010 г. 9

20. Биотехнология в транспортных инфраструктурах / Айдаркин Е.К., Баранов П.П., Белозеров В.В, Громова Л.М., Травин В.И., Пащинская В.В. // Матер. 5_й промышл. конф с межд. уч. «Эффективность реализации научного, ресурсного и промышленного потенциала в современных условиях». Киев: УИЦ «Наука, техника, технология», 2005. С. 3-7.