Пути решения проблемы безработицы в современных условиях

Курсовая работа

Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них:

  • проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

Пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему и частично является предметом политический дискуссий.

Экономисты изучают безработицу для определения её причин, а так же для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость.

На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми ресурсами в СССР отталкивалась не от интересов человека, а от его потребностей, определяемых общей направленностью экономики на преимущественно экстенсивный рост. Она была подчинена задаче изыскания дополнительных источников рабочей силы для укомплектования растущего числа рабочих мест. Это привело к практически полному исчерпанию трудовых ресурсов и чрезмерному вовлечению в народное хозяйство женщин и лиц пенсионного возраста с ограниченной трудоспособностью. В СССР длительное время, существовало такое явление, как нерациональная сверхзанятость. При этом на предприятиях и в организациях имел место раздутый управленческий и вспомогательный персонал, количество вакантных рабочих мест в производственной сфере исчислялось миллионами и одновременно существовала безработица.

Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. Свертывание деятельности центральных ведомств и отраслевых министерств, разрыв вертикальных и горизонтальных связей, установленных в условиях командно-административной системы без учета интереса территории и трудовых коллективов, резкое ухудшение социально-экономического положения и обострение межреспубликанского (в пределах СНГ) движения населения негативно сказывается на эффективности использования накопленного производственного потенциала, сбалансированном обеспечении трудоспособного населения рабочими местами, способствует возникновению локальных очагов безработицы. Эмигранты населения в страны дальнего зарубежья в основном охватывает высококвалифицированные кадры, специалистов, способных выдержать конкуренцию на мировом рынке рабочей силы. Для России она будет иметь двоякое последствие:

42 стр., 20779 слов

Правовое регулирование трудоустройства в рф кратко. Правовое ...

... населения. В Главе 2 - Правовое регулирование трудоустройства ... правовой статус безработного, рассматривается правовая организация трудоустройства и описываются особенности трудоустройства инвалидов и молодёжи. Заключении, Приложение 1. Правовое регулирование занятости 1.1 Понятие занятости В современных условиях, когда существование безработицы ... развитие трудовых ресурсов, повышение ... новые рабочие ...

¨ С одной стороны, сократится предложение рабочей силы,

¨ С другой – ухудшится ее качество.

Наиболее угрожающим фактором, роста безработицы и массового высвобождения людей из производства является развал межхозяйственных связей и свертывания по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого подразделения. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сферы.

Возрождение многоукладной экономики, предоставление предприятиями полной хозяйственной самостоятельности, а в целом, всесторонняя демократизация повлекли за собой крупные изменения в теоретических подходах к проблемам занятости.

В связи с этим нового осмысления потребовало такое экономическое понятие, как полная занятость. В новых экономических условиях нужна уже не просто занятость, а занятость эффективная. По мере углубления экономической реформы формируется рынок труда, основанный на исключительном праве человека распоряжаться своими способностями к труду и регулируемый сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. В отличие от командного распределения и перераспределения трудовых ресурсов, рынок труда регулирует личное право граждан на труд и повышает его экономический статус в обществе. Теперь каждый человек добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Полная занятость достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с её предложением.

Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых – изменения форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.

Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.

сущность, классификации и причины

1.1. Сущность безработицы

Анализ рынка труда и социально трудовых отношений был бы неполным без исследования проблем безработицы. Безработица – это непременный атрибут рыночной экономики. Проявляясь через рынок труда, безработица все же не является результатом функционирования только рынка труда. Подобный подход вытекает не только из того, что рынок труда органически включен в систему рыночных связей, а спрос и особенно предложение рабочей силы формируются за счет экономических и внеэкономических факторов. Общеэкономический характер безработицы обусловлен еще и тем, что собственно рынок труда, пропорции между спросом и предложением труда формируют занятость, а не безработицу. Безработица, с одной стороны, является как бы «изнанкой» занятости, с другой стороны, испытывает влияние факторов, отличных от тех, что формируют занятость.

безработица

4 стр., 1587 слов

Статистика оплаты труда и издержек на рабочую силу

... на рабочую силу и построения системы национальных счетов. 1. Состав фонда заработной платы В состав фонда заработной платы входят: начисленные предприятиями и организациями суммы оплаты труда в денежной и ... СНС и определении расходов на рабочую силу. 2. Показатели уровня и динамики заработной платы Уровень заработной платы характеризуется средней заработной платой одного работника. В статистике ...

В соответствии с законом Оукена, когда фактический уровень безработицы превышает её естественный уровень на 1%, отставание объёма ВНП составляет 2.5%. Например, при уровне безработицы в США ~ 1% материальный ущерб оценивается в 68 млрд. долларов. Потери же социальные и моральные неисчислимы.

При циклической безработице из-за продолжительных периодов бездействия теряется квалификация работников, что может в последствии обусловить значительное снижение заработной платы или новое увольнение. Например, в 1921г. Форд уволил 78% мастеров и их помощников, часть которых затем вновь была принята на работу, но уже в качестве рабочих. Это дало возможность предпринимателю улучшить квалификационную структуру рабочей силы на своём предприятии.

Исходным пунктом для анализа мероприятий, направленных на обеспечение уровня занятости, является рассмотрение процессов на рынке труда и факторов состояния этого рынка. Необходимо обратить внимание на то, как складывается цена на рабочую силу. Ценой в данном случае выступает заработная плата, которая определяется соотношением спроса и предложения (или соотношением между занятостью и безработицей).

Уровень безработицы исчисляется как доля официально зарегистрированных безработных к общему числу людей, которые могут и хотят работать.

В рыночной экономике в силу её динамизма обязательно существует оптимальный резерв работников и поддерживается естественная норма безработицы, при которой достигается долговременное равновесие, когда темп инфляции равен ожидаемому темпу роста цен.

1.2. Классификация безработицы

Фрикционная безработица

Несмотря на национальные особенности, фрикционная безработица существует во всех странах с рыночной системой хозяйствования. Так в США в последние двадцать лет по крайне мере 10% безработных составляли люди, добровольно оставившие работу. Как правило, люди, увольняющиеся с одного места работы, уже имеют на примете другое. Поэтому фрикционная безработица всегда кратковременна (не больше одного месяца).

Все зарубежные экономисты сходятся, а том, что фрикционная безработица носит добровольный характер, в отличие от вынужденной безработицы.

Однако, «добровольность» фрикционной безработицы носит исключительно юридический (правовой), но не экономический характер. В самом деле, по формальному признаку работник увольняется сам. Но что именно заставляет его предпринимать этот шаг? Низкие заработки, плохие условия труда, невозможность обеспечить семье приличные жилищные условия, давление со стороны администрации, — все это вынуждает работника хотя бы временно пополнить ряды безработных.

Фрикционная безработица в России также имеет место, но в особых формах, подчеркивающих именно её вынужденность, а не добровольность. Во-первых, печально известная у нас формулировка «уволен по собственному желанию» очень часто не является результатом свободного выбора, скрывая в себе принуждение. Во-вторых, те, кто решился поменять место работы, как правило, не увольняются без зондирования других вариантов и без предварительной договоренности с новым работодателем; только те люди, которых по тем или иным причинам все-таки не взяли на другое место (обманутые), составляют в России костяк фрикционной безработицы, — они часто возвращаются на прежнее место работы. В-третьих, фрикционная безработица зачастую не фиксируется в России, поскольку перерыв в работе до 1-2 месяцев не воспринимается работниками как повод для обращения в службу занятости.

24 стр., 11533 слов

Проблема безработицы и ее социально-экономические последствия

... занятости, предпринимавшие попытки найти работу в течении предыдущих четырех недель и зарегистрированные на бирже труда. Виды безработицы: Современная западная экономическая наука выделяет четыре формы безработицы. Фрикционная: безработица связана с поисками или ожиданиями работы. ...

Таким образом, если уж и говорить серьезно о российской фрикционной безработице, то только как о вынужденной, вызванной не столько желанием самих работников, сколько экономическими обстоятельствами.

Циклическая безработица

Структурная безработица

Технологическая безработица

В этом отношении специфика российской экономике в последние годы состоит в том, что структурные изменения очень редко связаны с технологическими изменениями (исключение — повальная компьютеризация многих управленческих и банковских функций, требующая, как правило, не переквалификации, а лишь дополнительных к основной профессии навыков).

Структурные изменения в России – это замена рыночно неэффективных, или «нерыночных», сфер деятельности высокоприбыльными или рентабельными. В этих условиях костяк структурной безработицы составляют люди не с устаревшими профессиями, а с «устаревшими» методами работы, способ мышления.

Когда говорят о структурных изменениях в российской экономике и структурной безработице, часто упоминают конверсии. ВПК. Действительно, ВПК – один из самых мощных поставщиков безработных на рынок труда. Но можно ли считать эту безработицу структурной и, следовательно, «нормальной» для российской экономики? С одной стороны, существование многих оборонных производств не вписывается в рыночную систему, открывая огромный кусок от национального дохода и не производя продукцию, использую в дальнейшем на личное или производственное потребление. В этом смысле переориентация ВПК – действительно структурное изменение. С другой стороны, несмотря на предпринимавшиеся попытки реальной конверсии (перевод на гражданскую продукцию), старый ВПК так и не вписывался в экономику, постепенно теряя свои позиции (

за исключением производства конкурентоспособной на мировом рынке военной продукции).

С этой точки зрения «конверсия» ВПК – это уже не структурные изменения, а стагнация, упадок, загнивание целой отрасли. Следовательно, в примере с ВПК очень трудно отделить структурную безработицу от циклической, тем более что профессии и специальности оборонной промышленности не устаревают, — им просто не находится применения.

Вообще в российской экономике очень трудно провести четкую грань между структурной и циклической безработицей. Если в развитых странах основу безработицы составляют её фрикционный и структурный (технологический) подвиды, то для России основная проблема – циклическая безработица с элементами структурной в виде ненужности части рабочей силы для переходной экономики (а не для экономики вообще).

Скрытая безработица

Сезонная безработица

Резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что безработица может быть вызвана разными причинами: спад в экономике (циклическая), природные факторы (сезонная), структурные изменения (структурная, технологическая безработица), несовершенства информации на рынке труда (фрикционная).

Все эти виды безработицы существуют и в России, причем в своих специфических проявлениях.

Комбинация вышеуказанных факторов безработицы формирует ее общий уровень в стране. Вместе с тем за общей цифрой стоят реальные люди со своим социальным статусом, реальные регионы и отрасли. Наконец, общий уровень безработицы – это всего лишь статистический показатель, который может отличаться от реального положения на рынке труда. В связи с этим понятие безработицы следует конкретизировать, используя различные критерии. Такая конкретизация особенно необходима при исследовании проблем, возникающих по поводу безработицы, а также для разработки системы социальной защиты и путей минимизации безработицы.

13 стр., 6032 слов

Общие положения о занятости населения

... виды профессиональной подготовки. Безработные граждане, при отсутствии подходящей работы, а также при прохождении профессионального обучения по направлению органов службы занятости, имеют право на получение пособия по безработице или заменяющей ...

Особую проблему при разработке политики занятости составляет достоверность определения количества безработных. Вопрос о том, кого следует считать безработными, до сих пор обсуждается как теоретиками, так и практиками. Сегодня практически все страны (в том числе и Россия) используют стандартную методику МОТ для определения численности безработных. Эта методика базируется на трех критериях «безработного состояния»: отсутствие работы или самозанятости; готовность и способность работать в данное время; осуществление практических шагов по поиску работы. Но вот дальше возникают разногласия в толкование этих критериях: в самом деле, можно ли считать безработными вынужденно частично занятого; какова должна быть продолжительность состояния «без работы» и поиска работы, чтобы отнести человека к категории безработных? Как правило, каждое государство вырабатывает свои собственные уточнения статуса безработных.

В России определить реальный уровень безработицы еще сложнее не только из-за разногласий в ее понимании. Отсутствие нормальной информационной базы, недостаточная оперативность служб занятости, да и просто не доверие части населения этим службам порождает множество затруднений в определении безработицы. Так, чтобы получить статус безработного, человек должен зарегистрироваться в службе занятости. Излишне говорить, что далеко не все реально безработные идут в службу занятости, а многие, особенно в сельских районах, вообще не знают о существовании подобных служб. Но и это еще не все. От обращения и регистрации в службу занятости до получения статуса безработного нужно пройти проверку на соответствие некоторым условиям:

¨ Человек должен искать работу в течение одной – четырех недель до обращения в службу.

¨ Иметь работу в течение трех из предыдущих двенадцати месяцев.

¨ Быть уволен не по собственному желанию.

¨ Не иметь других источников доходов.

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/bezrabotitsa-v-rossii-problemyi-i-puti-razresheniya/

Эти достаточно жесткие условия дополняются еще тем, что уже признанные безработными граждане не должны отклонять предложения служб занятости о трудоустройстве, а и без того мизерное пособие по безработице сокращается по мере «стажа» безработицы. Только следующие факторы могут, заставить массу безработных обратится в службу занятости:

¨ Надежда найти новую работу.

¨ Высокий уровень пособия по безработице, обеспечивающий нормальное существование.

¨ Информированность населения о деятельности служб занятости.

¨ Соответствие всем условиям (документальное подтвержденное), необходимым для получения статуса безработного.

Все эти факторы работают в сторону преуменьшения реальной безработицы в стране. С другой стороны, часто в службах занятости регистрируется люди с сомнительной занятостью (реально, но неофициально работающие), активные в предоставлении всевозможных справок.

Таким образом, регистрационный подход к определению безработицы не дает достоверных результатов. Необходимо разрабатывать другие методы оценки безработицы, например, на основе выборочного обследования или экспертных выводов. Одновременно следует предоставлять населению полную информацию об их правах на рынке труда, пропагандировать деятельность служб занятости.

Несмотря на отмеченные недостатки оценки уровня безработицы, официальные показатели – это единственное, что у нас есть, с чем можно работать дальше. По крайне мере, такие показатели дают представление о степени актуальности проблемы безработицы и о ее динамике.

Вывод о том, какой характер носит безработица долгосрочный или краткосрочный – зависит от интерпретации данных. Для большой части безработных период нахождения без работы относительно непродолжителен. Однако наибольший вклад в общую продолжительность безработицы вносит небольшое число людей, долгое время находящихся без работы.

Если безработица для отдельных лиц носит краткосрочный характер, то, скорее всего она является фрикционной. Безработица, носящая долгосрочный характер является структурной или безработицей ожидания. В 1974г., когда уровень безработицы был равен 5,6%, 60% безработных нашли себе работу в течение одного месяца. В том же году 69% от совокупной продолжительности безработицы приходилось на те периоды нахождения без работы, которые продолжались, два месяца и более. Например, 14 человек является безработными. Их них 12 находят работу в течение одного месяца, а 2 не работают целый год. Эти люди в общей сложности не работали 36 месяцев. Для 12 человек из 14, т.е. для 86% безработица длится не более месяца. Большая часть совокупной продолжительности безработицы приходится на двух безработных, не работавших 24 месяца из 36, т.е. 67% .

Данные о продолжительности безработицы имеют большое значение для разработки государственной политики. Если необходимо сократить уровень безработицы, то политика должна быть нацелена на долговременную безработицу. Однако численность тех, кто долго находится без работы, незначительна. Большая часть людей, оказавших безработными, находят работу достаточно быстро.

1.3. Причины безработицы

Зарубежные экономисты разных школ давно уже пытаются выявить причины безработицы. В последнее время и отечественные исследователи уделяют все больше внимания этому вопросу.

На Западе пик изучения проблем безработицы приходится на период Великой Депрессии, опровергнувшей классический взгляд на безработицу как временное явление, автоматически устраняемое рыночным механизмом равновесия.

Зарубежные экономисты никогда не отрицали наличия безработицы вообще, даже классики и неоклассики. Более того, они считают, что определенный уровень безработицы жизненно необходим для рыночной экономики в силу циклического характера ее развития: в период подъема фирмы быстро находят на рынке труда необходимую рабочую силу, которая была выброшена туда в период спада. Однако современный уровень производства, основанный на научно-техническом прогрессе, делает такую «резервную армию труда» малоэффективной для экономики, — фирмам нужна не просто рабочая сила, а труд определенного качества, определенной квалификации.

Поэтому понятие «естественной» т.е. нормальной и даже необходимой для рыночной экономики безработицы трактуется по-разному. Одни экономисты определяют естественный уровень безработицы как уровень, при котором заработная плата и инфляция устойчивы: снижения безработицы ниже этого уровня вызовет рост инфляции. По существу, это определение естественной безработицы принадлежит неоклассикам. Которые связывают инфляцию с заработной платой и уровнем занятости. Другие исследователи естественным уровнем безработицы считается такой, при котором безработица носит добровольный характер, — это так называемый равновесный уровень, при котором количество вакансий равно количеству безработных. Четвертые – по неизменному уровню безработицы и нормальной ее продолжительности.

Таким образом, естественный уровень безработицы – это как бы безработица в «нормальные» времена. Характеризующиеся умеренной инфляцией и стабильными темпами роста. Поэтому конкретное определение уровня естественной безработицы – дело сложное и в немалой степени умозрительное: ведь для расчета этого показателя необходимо создать модель «нормальной функционирующей экономики».

Представляется, что сегодня, особенно в условиях российской экономики, речь должна идти не о естественной безработице, а о ее социально приемлемом уровне, который учитывал бы и уровень текучести кадров и продолжительности поиска работы, и демографический состав рабочей силы, и уровень напряженности на рынке труда (соотношение безработицы с количеством вакансий), и социальную напряженность.

Но как бы не определялся естественный уровень безработицы, настоящую проблему для экономики представляет массовая, «неравновесная», или « вынужденная» — циклическая безработица.

Экономисты до сих пор спорят о том, каковы же действительные причины массовой безработицы. В частности, этот вопрос – один из предметов разногласий между классической и кейсианской школами.

Согласно классической (и неоклассической), теории, основной причиной массовой безработицы является высокая и негибкая в сторону снижения заработной платы. Когда заработная плата превышает свой равновесный уровень и «закрепляется» на нем благодаря профсоюзной активности и государственному вмешательству, возникает разрыв между спросом и предложением труда, что и вызывает безработицу. Если же при этом внерыночные силы (профсоюза и государство) принуждает фирмы сохранять прежней уровень занятости, то результатом может стать хроническая инфляция в стране. Отсюда – основной «рецепт» неоклассиков: Сдерживать и даже уменьшать заработную плату.

Как известно, Дж. М.Кейнс категорически отвергал идею снижения заработной платы в качестве «лекарства» от безработицы, оперируя понятием совокупного спроса, включающего себя помимо инвестиций, государственных расходов и чистого экспорта, еще и потребительские расходы, причем последние – основная часть совокупного спроса. Концепция Кейнса заключается в том, что снижение совокупного спроса уменьшает деловую активность фирм и, следовательн6о, спрос на рабочую силу. Если же при этом уменьшается заработная плата (как основа потребительских расходов), то совокупный спрос падает еще. Например, В 1994г. на фирме «Форд. Мотор Компания» была установлена заработная плата 5 долларов за один день работы при обычной заработной плате от 2 до 3 долларов в день. В итоге оказалось, что политика высокой заработной платы явилась хорошим бизнесом: высокая заработная плата сделала рабочих более дисциплированными, усилила их преданность компании и заинтересованность в ее делах и, в конечном счете, повысила эффективность их труда.

Можно сказать, что история возникновения и роста безработицы в России полностью подтверждается правоту именно кейсианских взглядов. С 1 июля 1991г., когда началась официальная регистрация безработных на московской бирже труда, показатели уровня безработицы постоянно повышались (соответственно, показатели занятости падали).

Так, в 1992г. численность занятых в экономике упала на 2,;% по сравнению с предыдущим годом, в 1993г. – еще на 1,7%, в 1994г. – на 2,1%, в 1995г. — на 3,3%. В 1996г. падение занятости приостановилось (0,5%), а в 1997г. возросло (1,4%).

За этими цифрами скрывается тенденция, описания как раз Дж. М.Кейнсом.

Резкое сокращение занятости в 1992г. обусловлено структурными изменениями в экономике (уменьшение государственного сектора, конверсия в ВПК), а также с ухудшающим финансовым положением многих предприятий в связи с инфляцией и недостаточно быстрым ростом альтернативных форм хозяйствования (частных предприятий, акционерных обществ).

Все это, естественно, негативно отразилось на объеме совокупного спроса: государственные влияния сократились, инвестиционная деятельность замедлилась, а потребительские расходы уменьшились (в реальном выражении) из-за инфляционного падения уровня жизни. Единственный компонент совокупного спроса, который остался со знаком «плюс» — это чистый экспорт, традиционно державшийся на вывозе сырья.

Казалось бы, в 1993г. занятость должна упасть еще больше. Однако цифры свидетельствуют о некотором сокращении убывающей тенденции занятости (1,7%).

Дело в том, что в этот период реальная заработная плата начала стремительно падать и предприятия не сокращали штат в надежде дождаться «лучших времен». Получается, что уменьшение заработной платы помогло на время приостановить безработицу. Но отсюда вовсе не следует, что падение заработной платы может увеличить занятость, как полагают неоклассики.

И уже последующие годы показывают, что на фоне все убывающих реальных доходов занятость уменьшается возрастающими темпами, — теперь уже фактор недостаточного совокупного спроса (а значит, падение производства и расходной части бюджета) играет решающую роль в экономике. И даже при некотором росте в 1997г. реальных денежных доходов (на 3,5%) занятость продолжала уменьшаться.

Следовательно, основная причина роста безработицы в России – сокращение производства, прежде всего в государственном секторе экономики.

Как правило, западные экономисты тесно связывают темпы экономического роста с темпами увеличения занятости, а спад – с безработицей. Действительно, в нормально функционирующей рыночной экономике индустриального типа экономический рост всегда означает развитие и расширение отраслей, — следовательно, прирост занятости. Между тем, такой зависимости явно не наблюдается в развивающихся странах. Так, быстрый промышленный рост многих развивающихся стран в 60-70г. не вызывал соответственного расширения занятости. Экономисты связывают это явление с темпами урбанизации, намного превышающими темпы промышленного роста, и низкой квалификацией мигрирующего из села в город населения.

Российская действительность, в свою очередь, не подтверждает прямой связи безработицы с темпами экономического спада. Так, при снижении в 1992-1994г. объемов промышленного производства почти вдвое, численность занятых работников сократилась не более чем на 10%. Причины такого явления, состояли в следующем.

Во-первых, это сохранение государственного сектора в экономике. В самом начале рыночных реформ, когда превалировала государственная собственность и продолжалась государственная поддержка предприятий, в том числе и убыточных, инфляционное падение заработной платы в связи с редким и запаздывающим индексированием дало возможность предприятиям сохранять занятость даже в условиях снижения объемов производства.

Во-вторых, это увеличение скрытой безработицы в форме неполного рабочего времени, отпусков без сохранения содержания. Будучи формально занятыми, такие работники нигде не учитываются в качестве безработных и официально не ищут другого места работы, хотя являются безработными по существу. Как правило, частично занятые имеют так называемую вторичную занятость или самозанятость.

В-третьих, сильного роста безработицы, особенно в первые годы после радикальных экономических преобразований, не наблюдалось из-за снижения предложения на рынке труда. Практиковавшиеся досрочные пенсии, тенденция увеличения занятых домашним хозяйством (в основном женщины), распространение индивидуальной трудовой деятельности, — все это сократило предложение рабочей силы на рынке труда.

Не подтверждают прямой связи между динамикой занятости, ВВП и безработицей явления, на первый взгляд, парадоксальные. Дело в том, что согласно официальной статистике, в 1997г. при росте ВВП на 0,4% по сравнению с 1996г., реальная безработица упала почти на 6%, зарегистрированная – на 20%, а вот занятость при этом не только увеличилась, а сократилась на 1,4%. Вызывает некоторое удивление два фактора: во-первых, опережающее сокращение безработицы по сравнению с ростом ВВП; во-вторых, уменьшение безработицы одновременно с падением занятости.

Представляется, что указанные явления невозможно объяснить только статистическими погрешностями и ужесточением условий присвоения статуса безработного. Падение занятости на фоне, казалось бы, благополучных показателей экономического роста можно объяснить двумя причинами. Во-первых, сохранением высокого уровня скрытой безработицы, которая постепенно «выплескивает» свой потенциал на открытый рынок труда даже в условиях некоторой стабилизации. Во-вторых, увеличение скрытой безработицы (теневой) занятости, которая «оттягивает часть рабочей силы и безработных с открытого рынка труда. Часто скрытая безработица прямо переходит в скрытую занятость, при этом показатель официальной занятости падает, а показатель безработицы не увеличивается.

Итак, скрытая безработица и теневая занятость – два мощных фактора, искажающий реальный уровень безработицы в России и одновременно являющихся скрытым потенциалом будущих проблем в области занятости и безработицы. Однако эти факторы пока находятся в латентном состоянии, между тем уровнем даже официальной безработицы довольно высок.

2.1. Анализ занятости и безработицы в России

Безработица, главная проблема 2010 года, продолжает расти. Об этом свидетельствуют последние данные Росстата. Начиная с сентября 2009 года, опросы населения проводятся ежемесячно. Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в сентябре 2010 г. составила 76,1 млн. человек, или более 54% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 71,1 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,0 млн..человек — как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

По сравнению с сентябрем 2009г. численность занятого населения увеличилась на 700 тыс.человек, или на 1,0%, численность безработных сократилась на 732 тыс.человек, или на 12,7% (рис.2).

Пути решения проблемы безработицы в современных условиях 1

Рисунок 2 – Динамика численности экономически активного населения

в России (млн.чел)

Численность безработных снизилась с 5,2 млн.человек в августе 2010г. до 5,0 млн.человек в сентябре 2010г.; уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения — с 6,9% до 6,6%. (рис.3).

Рисунок динамика численности экономически активного населения 1

Рисунок 3 – Уровень безработицы в России

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в сентябре 2010г. составил 63,8% (табл.1).

Таблица 1 — Экономическая активность населения

Сентябрь 2009г.

2010г.

Сентябрь 2010г. (+, -) к

июль

август

сентябрь

III квартал

сентябрю 2009г.

августу

2010г.

Тыс. человек

Экономически активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила)

76165

76219

76484

76133

76279

-32

-351

занятые

70400

70862

71236

71100

71066

700

-136

безработные

5764

5357

5248

5032

5212

-732

-216

В процентах

Уровень экономической активности (экономически активное население к численности населения в возрасте 15-72 лет)

68,4

68,4

68,7

68,3

68,5

-0,1

-0,4

Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет)

63,2

63,6

63,9

63,8

63,8

0,6

-0,1

Уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения)

7,6

7,0

6,9

6,6

6,8

-1,0

-0,3

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,1 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце сентября 2010г. в государственных учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 1598 тыс.человек (на 107 тыс.человек меньше, чем в конце августа 2010г.).

(рис.4).

Таблица экономическая активность населения 1

Рисунок 4 – Динамика численности безработных (млн.чел)

Одна из причин таких отклонений — это методологические различия в части охвата категорий населения. Так, в составе общей численности безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в сентябре 2010г. 10% (0,5 млн.человек) составляли граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них 41,7% составляли лица, проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях (включая лиц моложе 16 лет), и 58,3% — пенсионеры по возрасту, за выслугу лет или на льготных условиях.

Кроме различий методологического характера, которые влияют на сравнимость размеров безработицы по данным обследований населения по проблемам занятости и данным административного учета служб занятости населения, имеются причины скорее субъективного характера, связанные с предпочтениями незанятого населения в выборе способов поиска работы. (рис.5).

Рисунок динамика численности безработных млн чел  1

Рисунок 5 – Способы поиска работы безработными

(в % к общей численности безработных)

Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, 63% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в сентябре 2010г. составила 33%, среди безработных женщин — 41%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых — его используют более половины безработных.

Безработица по полу и месту проживания. Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в сентябре 2010г. составила 47,5%, доля городских жителей — 64,2%.

Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В сентябре 2010г. это превышение составляло 1,7 раза. (табл.2).

Таблица 2 — Уровень безработицы по полу и месту проживания

Всего

Мужчины

Женщины

Городское население

Сельское население

2009

Февраль

9,4

10,2

8,6

8,2

13,1

Май

8,5

9,2

7,9

7,7

10,9

Август

7,8

8,3

7,4

6,9

10,7

Сентябрь

7,6

8,1

7,0

6,7

10,2

Октябрь

7,7

8,2

7,3

6,7

10,7

Ноябрь

8,2

8,4

7,9

7,4

10,5

Декабрь

8,2

8,8

7,6

7,1

11,5

2010

Январь

9,2

9,9

8,4

7,8

13,4

Февраль

8,6

9,5

7,8

7,5

12,0

Март

8,6

9,3

7,9

7,2

12,8

Апрель

8,2

8,7

7,6

7,1

11,3

Май

7,3

8,0

6,6

6,2

10,6

Июнь

6,8

7,2

6,4

5,6

10,4

Июль

7,0

7,5

6,5

6,0

10,2

Август

6,9

7,4

6,3

6,0

9,5

Сентябрь

6,6

6,8

6,4

5,7

9,5

Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в сентябре 2010г. составил 35,2 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,8%, в том числе в возрасте 15-19 лет — 6,3%, 20-24 лет — 21,5%. По сравнению с августом численность безработных в возрасте 15-19 лет снизилась на 126,4 тыс.человек (или на 28,6%), в возрасте 20-24 лет — на 121,5 тыс.человек (или на 10,1%).

Высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (28,1%) и 20-24 лет (13,3%) (рис.6).

Таблица уровень безработицы по полу и месту проживания 1

Рисунок 6 – Уровень безработицы по возрастным группам в феврале 2010 г. (в % от экономически активного населения)

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в сентябре 2010г. составил 15,1%, в том числе среди городского населения — 14,5%, среди сельского населения — 16,4%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,8 раза, в том числе среди городского населения — 3,4 раза, сельского населения — 2,0 раза.

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 32,2% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 30,3% безработных (застойная безработица).

Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских, и в сентябре 2010г. составила, соответственно, 33,6% и 28,5%.

Наличие опыта работы. В численности безработных 26,9% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В сентябре 2010г. их численность составила 1,4 млн.человек и сократилась по сравнению с сентябрем 2009г. на 0,3 млн. человек или на 15,7%. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (19% — за счет молодежи до 20 лет, 49% — от 20 до 24 лет, 16% — 25-29 лет).

В сентябре 2010г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 21,6%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию — 25,3%.

Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий — в Северо-Кавказском федеральном округе. (рис.7).

Таблица уровень безработицы по полу и месту проживания 2

Рисунок 7 – Уровень безработицы по федеральным округам в 2009-2010 гг. (в % от экономически активного населения)

Данные по субъектам Российской Федерации приведены в приложении 1. В целях повышения репрезентативности данных об экономической активности населения показатели занятости и безработицы по субъектам Российской Федерации приводятся в среднем за два последних месяца.

2.2. Государственная политика борьбы с безработицей в России

Состояние российской экономики на сегодняшний день поставило вопрос безработицы и занятости населения в число наиболее актуальных.

Мы уже называли основные причины безработицы и специфику российского рынка труда, поэтому охарактеризуем государственную политику борьбы с безработицей в Российской Федерации. Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:

  • выплата пособий по безработице;
  • создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

  • усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);
  • создание специальных служб для этих целей.

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:

  • создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;
  • помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

  • проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;
  • создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

Цель государственной политики занятости — содействие полной, продуктивной, эффективной и свободно избранной занятости населения. Трудоустройство представляет собой систему организационных, экономических и правовых средств, направленных на обеспечение трудовой занятости населения. В широком смысле оно объединяет все формы трудовой деятельности. В узком смысле понимается процесс поиска подходящей работы и устройство на неё, а также процесс профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки для получения имеющихся мест работы.

Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства (рис.8).

Таблица уровень безработицы по полу и месту проживания 3

Рисунок 8 — Направления государственной политики занятости

Рынок труда имеет свои учреждения купли-продажи труда — биржи труда — учреждение, осуществляющее посредничество между работниками и предпринимателями при осуществлении сделки купли-продажи труда и регистрации безработных. Современные биржи труда могут быть государственными, частными и общественными.

Особую роль в решении проблем, связанных с безработицей , играют именно государственные биржи труда (центры занятости), являющиеся центральным звеном государственной службы занятости .

Государственное регулирование рынка труда ведется по следующим направлениям:

  • разрабатывается трудовое законодательство, в котором определена правовая сторона рынка труда (условия найма и увольнения, продолжительность рабочего дня, охрана труда и пр.);
  • разрабатываются и реализуются социальные программы, помощь малоимущим, пособия по безработице, пенсионное обеспечение;
  • осуществляются посредническо-вспомогательные функции: частично поиск рабочих мест, создание общенациональной информационной сети по трудоустройству, организация курсов профессионального обучения и переквалификации.

С целью выработки согласованных решений из представителей этих органов создаются координационные комитеты содействия занятости населения. Существуют три уровня программ обеспечения занятости населения:

  • федеральный или общегосударственный,
  • субъекта Российской Федерации (республиканские, краевые, областные, автономных округов и т.д.);
  • местный или локальный (на территории органа местного самоуправления).

Долгосрочная политика государства на федеральном уровне включает комплекс мер по предупреждению массовой безработицы, поддержанию ее на социально-приемлемом уровне; подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям рынка и научно-технического прогресса; разработке и осуществлению крупных программ, проектов, обеспечивающих вывод из застоя депрессивных регионов, и др.

Региональный аспект государственной политика занятости реализуется через ежегодно принимаемые субъектами РФ территориальные программы содействия занятости населения, учитывающие особые факторы и условия, влияющие на состояние рынка труда в регионах.

Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, путем выполнения региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий.

Дмитрий Медведев объявил 2010 год – годом борьбы с безработицей. Из семи пунктов антикризисной программы президента пять уже реализовывались в прошлом году.

В регионах службы занятости с осени 2009 года начали кредитование безработных для открытия собственного дела; организованы курсы по переобучению потерявших работу граждан; до 4300 рублей был увеличен максимальный размер пособия по безработице, организуются общественные работы для тех, кто лишился постоянного заработка. Хотя, как отмечают исследователи данной проблемы, эффективность этих мер спорна.

Так, общественные работы вместо серьезных проектов по строительству дорог и других объектов инфраструктуры свелись к уборке улиц и покраске заборов. Вместо долгосрочных работ, которые могут помочь людям получить новую специальность, а государству — решить проблему с дорогами и инфраструктурой, власти на местах просто пытаются занять безработных хоть чем-нибудь.

Самые популярные виды социального труда — уборка улиц, благоустройство территорий, обслуживание общественного транспорта, ремонт памятников культуры. При этом наиболее важные и серьезные мероприятия, такие как строительство и ремонт дорог, по разным причинам отходят на второй план. Как показал 2009 год, общественные работы мало помогают в борьбе с безработицей. Люди не спешат заниматься «грязной» работой дворников и уборщиков. На нее соглашаются либо от безысходности, либо постоянные клиенты служб занятости, стоявшие на учете еще до начала кризиса. Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, но не помогают бороться с безработицей.

Одной из наиболее востребованных среди безработных стала программа самозанятости населения. В 2010 году безработный, открывающий свое дело, сначала получит все те же 58800 рублей. Но если в дальнейшем он создаст дополнительные рабочие места и примет на работу официально зарегистрированных безработных, ему выплатят еще 58800 рублей.

Одной из мер снижения напряженности на рынке труда должна стать организация стажировок для выпускников вузов. Кроме того, в 2010 году правительство решило бороться и с безработицей инвалидов. Работодателям будет выделяться единовременно по 30 тысяч рублей, которые пойдут на оборудование мест организации труда этой категории граждан. Если бы эта мера была работоспособна, она могла бы снизить хроническую безработицу.

В 2009 году около 200 тысяч человек получили новую профессию. Планируется развивать это направление и в 2010-м.

Хотя темпы регистрируемой безработицы снижаются, прогноз по безработице на конец года остается прежним, и правительство продолжит финансировать региональные программы по снижению напряженности на рынке труда в 2010 году. На эти цели бюджет 2010 года выделяет более 35 млрд руб. однако теперь акцент с финансирования организации временных рабочих мест смещается на программы самозанятости и профессионального переобучения.

Службы занятости также большое внимание уделяют ориентации лиц, потерявших работу на самозанятость, на предпринимательскую деятельность разнообразных видов.

В системе антикризисных мероприятий, проводимых в Республике Башкортостан, приоритетными направлениями являются социальная защита населения и стабилизация рынка труда.

Численность экономически активного населения в республике по итогам обследования населения по проблемам занятости по методологии Международной организации труда за январь-август 2010г. составила 2030,5 тыс. человек, из них занято – 1840,9 тыс. человек. Преобладающая часть занятого населения сосредоточена на крупных и средних предприятиях, среднесписочная численность работающих в них в январе-августе 2010г. составила 929,6 тыс. человек (96,2% к январю-августу 2009г.).

По данным предприятий и организаций наблюдаемых видов экономической деятельности

в сентябре 2010г. было принято на работу 11,1 тыс. человек, из них около 0,6 тыс. человек – на вновь введенные рабочие места. Выбыло по различным причинам 11,9 тыс.человек, из них 8,1 тыс. человек уволились по собственному желанию, 0,8 тыс. человек — по соглашению сторон, 0,3 тыс. человек – в связи с сокращением численности персонала.

Численность граждан, обратившихся в органы государственной службы занятости за содействием в поиске подходящей работы, в январе-сентябре 2010 года составила 114,8 тыс. человек, из них 71% граждан нашли работу (доходное занятие) с помощью службы занятости (в январе-сентябре 2009г. соответственно 137,0 тыс. человек и 58%).

Среди граждан, ищущих работу, 36% ранее работали по рабочим профессиям, 19% – на должностях служащих, 46% — не имели стажа трудовой деятельности.

На 1 октября 2010г. в органах службы занятости в качестве безработных зарегистрированы 32,9 тыс.человек, что на 15% меньше по сравнению с 1 октября 2009г . Среди них женщины составляли 60%, молодежь в возрасте 16-29 лет – 25%. Уровень регистрируемой безработицы составил 1,6% экономически активного населения. Образовательный уровень безработных остается высоким. Большинство зарегистрированных безработных имели профессиональное образование (75% от общего числа), из них 23% — высшее и 27% — среднее профессиональное.

Увеличилось число вакансий, заявленных работодателями республики в службы занятости. На 1 октября 2010г. потребность в работниках составила 28,2 тыс.человек, что на 54% больше, чем на 1 октября 2009г. Из общего количества вакансий, которыми располагали службы занятости, 81% составляла потребность по рабочим профессиям. Основное число заявок поступило от предприятий торговли (13%), промышленных предприятий (19%), учреждений образования (12%) и строительных организаций (15%).

Максимальное значение уровня безработицы зарегистрировано в городском округе г. Агидель (7,69%), минимальное – в муниципальном районе Ермекеевский район (0,65%).

В целях реализации государственной политики в области занятости населения и регулирования рынка труда разработаны и успешно действуют программы «Содействие занятости населения Республики Башкортостан на 2007-2009 годы» и «Республиканская программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Республики Башкортостан в 2009 году».

Проблема занятости стала одним из невыполненных пунктов Республиканского трехстороннего соглашения по регулированию социально-трудовых отношений. Ход реализации трехстороннего соглашения обсудили в Доме Правительства республики.

В этих условиях стороны соглашения должны системно работать по созданию рабочих мест и улучшению их качественной структуры. Наряду с крупными проектами (в целом, до 2017 года в республике запланирована реализация порядка 80 крупных инвестиционных проектов с созданием 65000 новых рабочих мест) необходимо стимулировать малое и среднее предпринимательство. Для этого следует использовать как программы поддержки малого бизнеса, так и потенциал программ содействия занятости населения».

В 2010 году около 200 млн. рублей из федерального и республиканского бюджетов направили на развитие самозанятости, субсидии на открытие собственного дела получили 1 700 человек. Также на заседании отметили, что рост доходов населения замедлился, об этом говорят показатели уровня жизни: «Реальная среднемесячная заработная плата в I полугодии 2010 года в республике возросла на 1,6%, реальные располагаемые денежные доходы населения — на 4,1%. Это значительно ниже докризисного уровня — в 2007 году темпы роста данных показателей составляли в республике 14,3% и 18,1% соответственно.

При этом ключевые параметры соглашения — установление минимальной заработной платы не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения и индексация зарплаты — большинство организаций не соблюдают.

Заключение

В данной работе мы рассмотрели понятие и сущность безработицы, ее виды, а также пути решения проблемы безработицы в современных условиях.

Безработица — это такое состояние рынка труда, когда часть экономически активного населения не занята в общественном производстве и не имеет соответствующего заработка (дохода).

Безработица формируется за счет: потерявших работу в результате увольнения; добровольно оставивших работу; пришедших на рынок труда после перерыва; впервые пришедших на рынок труда.

Формы безработицы могут быть:

Фрикционная — временная безработица, связанная с региональными, профессиональными и возрастными перемещениями рабочей силы.

Структурная — высвобождение рабочей силы под воздействием структурных сдвигов в экономике, изменяющих спрос на отдельные профессии.

Технологическая — высвобождение рабочей силы, особенно работников с низкой квалификацией, под влиянием научно-технической революции.

Циклическая — определяется изменениями деловой конъюнктуры. Снижается во время циклических подъемов и увеличивается в периоды кризисов.

Глобальный экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства, снижению доходов населения и росту безработицы. Столкнулась с этой проблемой и Россия. Проблемы российского рынка труда разнообразны по своим причинам, проявлениям и последствиям. Особенно острой и болезненной является проблема безработицы.

Безработица, если она становится длительной, негативно влияет на жизненный уровень человека, семьи, на личность, вплоть до возможного ее разрушения. Массовая безработица может стать дестабилизирующим фактором, привести к застою, деградации отдельных регионов и даже к социальным потрясениям всего общества. И в этом плане она представляет собой социально-политическую проблему.

Поэтому проблема безработицы и занятости должна находиться в центре внимания общества и государства, проводимой государством социально-экономической политики.

В целях дальнейшего развития повышения качества и эффективности обучения и роста профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда и быстрейшего трудоустройства необходимо использовать как традиционные, так и инновационные направления и формы работы, среди них:

  • развитие качества рабочей силы посредством создания эффективного механизма социального партнерства органов службы занятости населения, органов власти, образовательных учреждений, работодателей;
  • повышение статуса профессионального обучения, как инструментария обеспечения социальной защищенности граждан на рынке труда;
  • обеспечение возрастания роли работодателей в определении стратегии, направлений и форм профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения по профессиям, требующимся на рынке труда и соответствующим заявкам работодателей под гарантированное трудоустройство;
  • внедрение в профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения инновационных социальных и педагогических технологий.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/bezrabotitsa-v-rossii-problemyi-i-puti-razresheniya/

1. Генкин Б.М. «Экономика и Социология труда» 2001г. )

2. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Экономическая теория» 2007г. )

3. Кокин Ю. П., Шлендер П. Э. «Экономика труда» 2010г. )

4. Владимиров А.Н. «Лучшие рефераты по экономике» 2001г.

5. Плакся, В.И. Безработица: теория и современная российская практика / В.И.Плакся 2004г.

6.

7.

8. http://www.bashkortostan.ru/society/base/employment/

9. http://www.bashstat.ru/public/Lists/socpolog/Attachments/17/публ_09-10.htm

Приложение 1

Экономическая активность населения в возрасте 15-72 лет (по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости в среднем за III квартал 2010г.)

Экономически активное население, тыс.человек

В том числе

Уровень экономии-

ческой активности населения, %

Уровень занятости, %

Уровень безработицы, %

занятые

безработные

Российская Федерация

76278,6

71066,1

5212,5

68,5

63,8

6,8

Центральный федеральный округ

20251,6

19357,2

894,4

68,9

65,8

4,4

Белгородская область

775,6

735,1

40,5

64,6

61,2

5,2

Брянская область

668,8

621,3

47,5

66,4

61,6

7,1

Владимирская область

755,7

716,1

39,6

66,8

63,3

5,2

Воронежская область

1147,5

1055,4

92,1

64,6

59,4

8,0

Ивановская область

568,2

529,6

38,6

67,4

62,9

6,8

Калужская область

552,3

513,7

38,6

69,9

65,0

7,0

Костромская область

365,9

348,1

17,8

67,9

64,6

4,9

Курская область

599,3

557,7

41,6

66,7

62,0

6,9

Липецкая область

620,2

597,9

22,3

68,1

65,6

3,6

Московская область

3769,1

3631,6

137,5

70,4

67,9

3,6

Орловская область

417,8

383,4

34,5

65,4

60,0

8,3

Рязанская область

562,8

521,6

41,2

62,3

57,7

7,3

Смоленская область

550,2

502,6

47,6

71,6

65,5

8,6

Тамбовская область

544,9

506,3

38,6

63,7

59,2

7,1

Тверская область

721,2

672,1

49,1

68,1

63,4

6,8

Тульская область

813,8

775,4

38,4

66,8

63,6

4,7

Ярославская область

699,9

648,8

51,1

67,8

62,8

7,3

г.Москва

6118,4

6040,5

77,9

72,1

71,2

1,3

Северо-Западный федеральный округ

7599,6

7172,0

427,6

70,9

67,0

5,6

Республика Карелия

374,1

343,7

30,4

68,7

63,1

8,1

Республика Коми

557,0

504,9

52,1

72,7

65,9

9,4

Apxaнгельская область

669,2

632,0

37,2

67,3

63,6

5,6

в т.ч. Ненецкий авт.округ

22,0

21,0

1,0

68,7

65,7

4,5

Вологодская область

665,7

610,4

55,3

70,4

64,6

8,3

Калининградская область

530,4

480,5

50,0

70,7

64,1

9,4

Ленинградская область

928,1

878,9

49,2

71,0

67,3

5,3

Мурманская область

518,5

471,3

47,2

75,1

68,3

9,1

Новгородская область

344,5

328,0

16,5

68,8

65,5

4,8

Псковская область

367,3

330,4

36,9

67,9

61,1

10,0

г.Санкт-Петербург

2644,8

2591,8

53,0

72,0

70,6

2,0

Южный федеральный округ

7080,9

6572,5

508,4

65,8

61,1

7,2

Республика Адыгея

212,1

192,8

19,3

61,9

56,3

9,1

Республика Калмыкия

143,5

124,7

18,8

66,3

57,6

13,1

Краснодарский край

2632,5

2450,9

181,5

65,5

61,0

6,9

Астраханская область

523,6

490,0

33,6

67,1

62,8

6,4

Волгоградская область

1367,4

1268,9

98,5

66,9

62,1

7,2

Ростовская область

2201,8

2045,2

156,6

65,6

61,0

7,1

Северо-Кавказский федеральный округ

4370,8

3678,0

692,8

64,2

54,1

15,9

Республика Дагестан

1206,9

1068,9

138,0

61,6

54,6

11,4

Республика Ингушетия

240,5

111,3

129,2

67,0

31,0

53,7

Кабардино-Балкарская Республика

400,1

359,2

40,9

57,8

51,9

10,2

Карачаево-Черкесская Республика

214,4

195,2

19,1

66,3

60,4

8,9

Республика Северная Осетия — Алания

373,2

338,6

34,6

70,2

63,7

9,3

Чеченская Республика

559,5

318,3

241,2

68,2

38,8

43,1

Ставропольский край

1376,3

1286,5

89,8

65,0

60,7

6,5

Приволжский федеральный округ

16259,4

15123,3

1136,1

68,8

64,0

7,0

Республика Башкортостан

2061,0

1875,8

185,2

66,2

60,2

9,0

Республика Марий Эл

374,4

335,9

38,5

68,1

61,1

10,3

Республика Мордовия

462,7

439,0

23,7

70,2

66,6

5,1

Республика Татарстан

2066,1

1946,4

119,7

70,5

66,4

5,8

Удмуртская Республика

859,6

785,5

74,1

72,1

65,9

8,6

Чувашская Республика

686,1

634,3

51,9

68,8

63,6

7,6

Пермский край

1469,4

1356,8

112,6

69,6

64,3

7,7

Кировская область

765,2

699,1

66,1

69,7

63,7

8,6

Нижегородская область

1803,2

1665,0

138,2

68,9

63,6

7,7

Оренбургская область

1136,1

1061,9

74,2

68,8

64,3

6,5

Пензенская область

713,0

670,9

42,1

65,1

61,3

5,9

Самарская область

1748,0

1670,8

77,2

69,0

66,0

4,4

Саратовская область

1433,9

1353,3

80,5

70,1

66,1

5,6

Ульяновская область

680,8

628,7

52,1

65,4

60,4

7,7

Уральский федеральный округ

6692,4

6200,2

492,2

69,4

64,3

7,4

Курганская область

490,5

438,3

52,2

66,4

59,3

10,7

Свердловская область

2387,4

2212,1

175,3

69,0

63,9

7,3

Тюменская область

1906,4

1774,9

131,5

70,6

65,8

6,9

в т.ч. Ханты-Мансийский АО

909,1

840,8

68,4

74,7

69,0

7,5

Ямало-Ненецкий АО

318,9

304,0

14,9

73,6

70,2

4,7

Челябинская область

1908,1

1775,0

133,2

69,3

64,5

7,0

Сибирский федеральный округ

10463,3

9664,5

798,8

68,5

63,3

7,6

Республика Алтай

102,9

91,1

11,8

67,3

59,6

11,5

Республика Бурятия

478,1

437,4

40,8

65,4

59,8

8,5

Республика Тыва

134,0

105,4

28,6

59,9

47,2

21,3

Республика Хакасия

271,8

248,6

23,2

64,9

59,4

8,5

Алтайский край

1338,6

1246,8

91,8

68,4

63,7

6,9

Забайкальский край

535,2

476,9

58,3

62,8

55,9

10,9

Красноярский край

1653,1

1565,4

87,7

72,2

68,4

5,3

Иркутская область

1371,7

1246,6

125,1

70,5

64,1

9,1

Кемеровская область

1453,5

1327,6

125,9

65,8

60,1

8,7

Новосибирская область

1471,0

1367,0

103,9

70,6

65,6

7,1

Омская область

1077,0

1003,6

73,4

67,9

63,3

6,8

Томская область

576,3

548,2

28,2

69,6

66,2

4,9

Дальневосточный федеральный округ

3560,5

3298,4

262,1

69,0

63,9

7,4

Республика Саха (Якутия)

496,9

456,3

40,6

69,0

63,4

8,2

Камчатский край

206,8

195,2

11,5

73,3

69,2

5,6

Приморский край

1081,9

988,9

93,0

67,3

61,6

8,6

Хабаровский край

792,5

738,2

54,3

70,1

65,3

6,9

Амурская область

453,0

430,6

22,5

66,3

63,0

5,0

Магаданская область

105,1

99,8

5,4

78,4

74,4

5,1

Сахалинская область

303,8

278,6

25,2

73,1

67,0

8,3

Еврейская АО

90,1

81,8

8,3

61,5

55,9

9,2

Чукотский АО

30,4

29,0

1,4

77,8

74,3

4,4