Конституция (от лат. constitutio — установление) — основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Конституция занимает основное, центральное место в Российском законодательстве. Этот закон закрепляет основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правления).
Конституция очерчивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.
Конституция — прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права.
В то же время — это политический документ, ибо она, безусловно, оказывает регулирующее воздействие на политические отношения в обществе.
Основы конституционного строя РФ, закреплённые в 1 Главе Конституции, и являются главным источником права, поскольку ни один закон и правовой акт не могут противоречить Конституции – основному Закону высшей юридической силы1 .
Конституционные права граждан – база, на которой строится вся общественно-правовая система России, формируются законы, подзаконные акты, положения, кодексы. Все нормативно-правовые документы в стране лишь раскрывают общее понятие какого-либо положения Конституции. Подтекст, данный в Основном Законе, в обязательном порядке соблюдается при написании любого нового закона, в том числе при подготовке документов государственного образца и международных документов и соглашений.
Безусловно, есть установленные нормы
1.2 Понятие Конституционного
Каждое государство характеризуется
Предмет теории государства и права
... стран. Существует, например, наука уголовного права России, наука конституционного права России, наука гражданского права России, теория государства и права зарубежных стран. В отличие от них общая теория государства и права во главу угла ставит ...
Основы конституционного строя – главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечивать государству статус конституционного.
Основы конституционного строя РФ закреплены в 1 Главе Конституции. Первоначальное описание именно конституционного строя государства говорит о высокой значимости и определяющем положении его основ. Конституционные права граждан – база, на которой строится вся общественно-правовая система России, поскольку ни один закон и правовой акт не могут противоречить Конституции – основному, имеющему высшую юридическую силу Закону государства2 . Гарантом Конституции РФ, следовательно, и всех закреплённых в ней положений, в том числе основ конституционного строя, является Президент РФ3 .
В соответствии с Конституцией РФ можно выделить: политические, экономические, гражданско-правовые (личные), социальные основы российского государства.
Экономические, политические, социальные, гражданские (личные) права определяют и регулируют главные отношения в жизни общества. Толкование и описание этих прав в Конституции говорит о высокой значимости содержащих их отношений для общества. Это означает также и защиту прав и отношений граждан со стороны государства и власти, что определяет, по сути, их гарантированное исполнение и стабильность в общественно-политической, экономической, социальной, правовой сферах общества, а также стабильность и защищённость общества и государства в целом.
В России последняя Конституция, пятая по счёту была принята в 1993 году. Долгосрочность действия этого документа – гарантия стабильности в стране, гарантия верховенства закона и права. Конституционная основа российского государства базируется на соблюдении права и выражении интересов народа, являющегося в нашей стране носителем власти. Россия – демократическое, правовое государство, конституционные основы которого отвечают нормам международного права и интересам российского общества. В связи с этим можно говорить о высокой правовой культуре политической системы и системы права в России, а также и о высокой значимости основ конституционного права, как источников правовой, социальной, экономической, политической стабильности в российском обществе.
2. Экономическая основа конституционного строя Российской Федерации
Экономическая основа конституционного строя представляет собой строй экономической
Роль финансового контроля в деятельности государства и субъектов РФ
... и распределения опосредуется денежными отношениями. Эффективность финансового контроля предполагает необходимость глубокого экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности, разработки контролирующими органами предложений по улучшению качества работы проверяемых организаций. Одной из форм финансового контроля выступает контроль ...
Экономические основы российского государства заключены в соответствующих положениях первой и второй глав КРФ.
Составной частью экономической основы конституционного строя является свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств — конституционный принцип экономической основы конституционного строя России, предполагающий снятие всех ограничений на пути перемещения товаров и финансовых средств на всей территории РФ. Гарантиями данного принципа являются: закрепленный в Конституции запрет на установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; введение единых правил лицензирования видов предпринимательской деятельности; введение единых государственных стандартов правового регулирования порядка создания и деятельности предприятий; введение единых стандартов сертификации товаров и услуг. Действие этих гарантий призвано обеспечить свободу торговли и банковской деятельности, создать механизмы, блокирующие местный экономический сепаратизм.
Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности4 .
Основой конституционного строя является также поддержка конкуренции — комплекс государственно-правовых мер, направленных на ограничение недобросовестной конкуренции и пресечение монополистической деятельности на товарных рынках и рынках финансовых услуг.
Совокупность такого рода основных мер определена Федеральными законами «О конкуренции и ограничении
Закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» запрещает и квалифицирует как правонарушающие действия финансовой организации, занимающей доминирующее положение на рынке финансовых услуг, которые затрудняют доступ на рынок финансовых услуг другим финансовым организациям или оказывают негативное влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг. Закон (ст. 6) признает полностью или частично недействительными достигнутые в любой форме соглашения или согласованные действия финансовых организаций между собой либо с соответствующими органами власти, юридическими лицами, если таковые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции на рынке услуг (в том числе если такие соглашения или действия направлены на установление цен, скидок, надбавок, доплат, наценок, процентных ставок, повышение, снижение или поддержание цен на торгах; раздел рынка по территориальному принципу, по видам услуг и др.).
Финансово-правовое регулирование банковской деятельности и деятельности ...
... орган 1. Осуществляет правовое регулирование банковской деятельности: принимает соответствующие инструкции, ... приобретения данной организации государством. Финансово-правовой статус кредитных организаций Ст.1 ... услуг. Запомни! Уполномоченные субъекты (кредитные организации) не вправе осуществлять производственную, страховую и торговую деятельность. Субъекты, осуществляющие банковскую деятельность: ...
Закон (ст. 8) требует, чтобы финансовые организации направляли уведомление в Федеральный антимонопольный орган обо всех заключенных в любой форме соглашениях или о принятых решениях о ведении согласованных действий. По иску Федерального антимонопольного органа соглашения или сделки, совершенные в результате согласованных действий финансовых организаций, приводящие к ограничению конкуренции на рынке финансовых услуг, в судебном порядке могут быть полностью или частично признаны недействительными. Указанным целям служит также положение Закона о том, что создание объединений (ассоциаций, союзов) финансовых организаций осуществляется только после получения предварительного согласия Федерального антимонопольного органа.
Для обеспечения государственной
Конституция РФ исходит из того, что экономической системе России присущи различные формы собственности. Установлено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности6 . Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землёй определяются на основе федерального закона.7 Кроме того, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами8 .
Отношения, построенные на праве собственности, не предусмотренные Конституцией, регулируются Гражданским кодексом и иными федеральными законодательными актами, а также законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, изданными в пределах их полномочий.
В РФ признаются и защищаются равным образом частная (под охраной закона находится и интеллектуальная собственность), государственная и иные формы собственности. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории9 . Кроме того, в Конституции прописано, что никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения10 .
Ревизия бухгалтерской (финансовой) отчетности организации
... состав и содержание отчетности, дается качественная характеристика форм отчетности; описывается методика и общая последовательность проведения ревизии бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также приводится нормативно-правовая и информационная база для проведения ревизии бухгалтерского учета и отчетности; анализируются показатели ликвидности и финансовой устойчивости организации. ...