Форма реализации права

1.1 Понятие и методы реализация права

Проблемы реализации права всегда были в центре внимания юридической науки, но это не значит, что этот вопрос получил свой единственно верный ответ. Наоборот, проникновение в данный вопрос, всесторонний его анализ поднимают все более новые и трудные задачи. Нормы права существуют для того, чтобы активно воздействовать на поведение людей, регулировать общественные отношения. Влияние права на поведение людей осуществляется через их волю и сознание. Благодаря правовому регулированию люди могут поступать так, как это предписывается нормами права. Их поведение упорядочивается, приводится в соответствие с потребностями общественного развития, общими и индивидуальными интересами граждан государства. Реализация норм права есть воплощение их предписаний в поведении людей.

Слово «реализация» происходит от латинского «realis» — вещественный и буквально означает «овеществление». В наше время реализация определяется как осуществление чего-либо, проведение в жизнь какого-либо плана, проекта, программы, намерения и т.п.

Можно отметить, что термин «реализация права» аналогичен по указанному смыслу. Кроме того, необходимо учесть, что в правовой науке используются термины «осуществление», «претворение права в жизнь». M.Н. Марченко и E.M. Дерябина считают, что «в правовой теории и практике нет единого мнения о том, что собой представляет реализация права». Марченко М.Н., Дерябина E.M. Теория государства и права: Учебник. M.: 2013. С. 71.

Интересно определение доктора юридических наук, профессора P.X. Макуева: «Представляется верным реализацию права рассматривать и как процесс, и как результат претворения в жизнь правовых предписаний. В этом случае реализация правовых норм есть процесс осуществления их велений посредством консолидации конечной целью всей действующей системы нормативно-правовых актов для достижения абсолютно правомерного поведения участников данного процесса. Такое определение… расширяет представление о понятии реализации права». Макуев P.X. Вопросы теории права: Учебное пособие. Орел: Издательство ОРАГС, 2014. С. 88.

По мнению В.A. Рудьковского, «формы реализации права показывают, как, какими способами осуществляются его предписания». Теория государства и права: Учебник / Под ред. П.В. Анисимова. М.: ЦОКР MВД России, 2015. С. 219.

Реализация правовых норм — это воплощение их предписаний в реальной деятельности субъектов права, превращение их требований в правомерное поведение. Это конечный результат правового регулирования. Нормы права, обладая социальной ценностью, важным инструментом воздействия на общественные отношения при условии их претворения в жизнь в результате сознательного поведения людей, поэтому реализация права — необходимая сторона его жизни. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. — M.: «ПРОСПЕКТ», 2014. С. 214.

4 стр., 1971 слов

Правовая жизнь и правовой прогресс современного общества

... и содержание правовой жизни Правовая жизнь понимается как совокупность многообразных видов и форм деятельности и поведения людей, их коллективов в сфере действия права, направленных на обеспечение условий и средств существования, реализации частных ...

Реализация норм права есть социально-полезное и юридически значимое действие, которая активно действует на поведение людей через их волю и сознание, а также регулирует общественные отношения. Нормы права по характеру предписываемого ими поведения могут быть: запрещающими, дозволяющими, управомочивающими и обязывающими. Левченко И.П. Реализация норм права: Учебник для ВУЗов. — M.: «ОМЕГА», 2015. С. 123.

В самом понятии реализации права можно выделить три основных момента или три существенных признака: правомерность; направленность на достижение целей правовых норм; способность порождать юридические последствия.

Реализация права всегда ориентирована на достижение заложенных или запрограммированных в нормах права целей. Законодатель и иной правотворец, создавая и вводя в действие правовое предписание, имеет в виду охрану или регулирование каких-либо человеческих интересов. Нормотворческая идея непременно включает в себя цель. 2 Интересы людей через правотворческую работу приобретают форму юридических мотивов и, таким образом, «дирижируют» правовыми целями. Последние выглядят в виде юридически гарантированных социально значимых программ, стандартов, результатов. Претворение же права в жизнь выражается в деятельности по достижению тех целей, которые имел в виду законодатель, формулируя нормы права. Результатом этого является возникновение экономического, политического, социокультурного или бытового эффекта, т.e. результата, к которому стремился законодатель в самом общем виде. Реализация права, следовательно, это средство достижения и, одновременно, проверки соответствия юридической практики и идеалов законодательства.

Право в целом он воспринимает как средство к достижению личных целей. В действительности же, реализуя правовые нормы, субъект может достичь лишь той цели, того результата, который загодя смоделировал законодатель предвосхитив будущие процессы правореализации.

Реализация права выглядит как особая разновидность юридической деятельности, влекущей возникновение определенных правовых последствий. Подача искового заявления в суд, участие в судебном заседании, приказ o поощрении или наказании работника и прочие юридически значимые действия означают собою акты реализации права. Результатом этого является возникновение, изменение либо прекращение правовых отношений.

Отсюда, акты правореализации выступают в виде особых юридических фактов, управляющих движением правовых отношений. Сам же правореализационный процесс выглядит как цепь разнообразных взаимодействий между субъективными правовыми и юридическими обязанностями субъектов реализующих свои интересы. Все это позволяет заметить, что реализацию права можно рассматривать в двух аспектах: как процесс и как конечный результат

Но взятая с точки зрения результата реализация правовых предписаний не способна раскрыть все многообразие и особенности используемых средств правового регулирования. Правовое опосредование человеческой деятельности и общения лишь свидетельствует o завершении какого-либо момента реализации права, но не всегда отвечает на вопрос о том, какие специально-юридические, психологические, эстетические и другие особенности характеризуют процесс подчинения воли субъектов государственной воле, содержащейся в правовых предписаниях.

4 стр., 1754 слов

Права человека и правовое государство

... в. правовое государство и в теории и на практике обретает те черты, свойства и характеристики, без которых цивилизованное общество существовать не может: гуманизм (приоритет прав человека по ... революция, которая устранила сословные ограничения для буржуазии и осуществлялась под идеологическим воздействием "юридического мировоззрения", сменившего теологическое мировоззрение средних веков. Такие ...

Поэтому «центр тяжести» проблемы реализации права лежит в плоскости изучения самого процесса претворения правовых велений в поведении субъектов. Это требует выявления наиболее типичных черт и признаков, которыми сопровождаются правореализационные процессы, т.е. речь идет o критериях типах основных форм реализации права. Думается, что в качестве таковых выступают два неравнозначных, но тесно связанных между собой фактора: правовое положения субъектов и степень их активности поведения в правореализационных процессах; особенности реализуемых правовых предписании.

1.2 Теоретические проблемы реализации права

Категория «реализация права» не является новой в отечественной юридической науке. Ей посвящено достаточно большое количество работ, в том числе и монографического характера. В определенной степени исследованы в юридической литературы и вопросы механизма реализации права. Однако, несмотря на достаточно большое количество работ по этим вопросам, количество спорных проблем, без разрешения которых невозможно эффективное решение многих вопросов юридической практики, не только не уменьшилось, но и увеличилось.

К таким спорным вопросам можно отнести следующие:

Среди ученых отсутствует единство в самом понятии «реализация права».

Одни авторы реализацию права отождествляют c правовым регулированием, другие — со стадией правоотношений, третьи -c действием права. Рассматривалась реализация права и как претворение права в жизнь, и как правомерная деятельность субъектов права. Григорьев Ф.А., Черкасов А.Д. Применение права. — Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2013. С. 419. Рассматривается реализация в узком и широком смысле, понимается она и как процесс, и как результат, как одна из стадий правового регулирования.

В достаточной степени не определено место реализации и в категориальном аппарате юриспруденции. Так, она определяется как тип (сторона) юридической практики как средство индивидуального правого регулирования, трактуется реализация права и как основа политического режима.

Нет единства и в понимании объекта реализации. Она понимается как реализация норм права, реализация права, реализация правовых предписаний, реализация субъективных прав и обязанностей.

На наш взгляд, наиболее плодотворной является общетеоретический методологический подход, позволяющий рассматривать реализацию права в рамках правового регулирования, его механизма.

В науке получила поддержку концепция правового регулирования, C.C. Алексеевым. Согласно ей правовое регулирование включает в себя три стадии: общей (нормативной) регламентации, индивидуальной регламентации (стадии правоотношений) и стадию реализации. Алексеев С.С. Право: Азбука — Теория — Философия. Опыт комплексного исследования. М., 2014. С. 365

Подобный подход позволяет дать критическую оценку концепции, согласно которой реализация отождествляется с поведением субъектов. Если исходить из того, что стадия реализации — стадия именно правового регулирования, то здесь следует видеть процесс регуляции, т.e. выбора правореализующим субъектом формы, характера, динамики будущего поведения, т.e. здесь регулирование выступает в форме саморегулирования, саморегуляции со стороны субъекта. Такой подход позволяет отделить реализацию от непосредственного (правомерного либо неправомерного) поведения, которое является итогом, результатом правового регулирования.

10 стр., 4988 слов

Правовой механизм регулирования хозяйственной деятельности в Республике Беларусь

... исследования и анализа вопросов существующего правового механизма регулирования хозяйственной деятельности в Республике Беларусь. Поставленная цель исследования предопределила выполнение ... права действия государственных органов, государственных организаций, направленные на реализацию своих полномочий, закрепленных в актах законодательства, в юридической литературе по административному праву ...

Место и роль реализации права в обеспечении эффективности правового регулирования в значительной степени зависит от форм реализации. В науке, как известно, различают три формы непосредственной реализации — соблюдение, исполнение, использование и государственно-властную форму реализации — применение. В основу такой классификации положен характер реализуемых правовых норм. Использование связано с претворением в жизнь управомачивающих норм, исполнение понимается как реализация обязывающих норм, a соблюдение — реализация норм-запретов. Подобная трактовка, безусловно, оправдана.

Однако при этом не учитывается самостоятельный характер реализации, рассмотрение ee как третьей, самостоятельной стадии правового регулирования. Как уже отмечалось, на этой стадии реализуются не нормы непосредственно, a конкретизированные в правоотношении субъективные права и обязанности субъектов правоотношений. В таком случае использование понимается как реализация субъективного права управомоченной стороной правоотношения, исполнение — как реализация обязанной стороной своей позитивной субъективной юридической обязанности, a соблюдение — реализация субъективного запрета обязанной стороной правоотношения. Подобный подход позволяет по-иному рассматривать и механизм реализации, и его основные элементы.

C иной стороны при таком понимании определяется и роль правоприменения в правовом регулировании, его соотношение c реализацией. Как известно, большинство ученых трактуют применение, как четвертую, специфическую форму реализации наряду с указанными. Вместе c тем, еще в пятидесятых годах в отечественной науке была высказана мысль, что эта форма реализации отличается от других тем, что деятельность по претворению юридических норм в жизнь совершается специальными органами на основе властных полномочий, причем данные органы во многих случаях не являются участниками регулируемых правом общественных отношений: они действуют «со стороны», дополняя властную силу юридических норм властной силой индивидуальных актов. Отсюда применение — это такая деятельность государственных органов, которая специально направлена на претворение предписаний юридических норм в жизнь. При этом следует учесть, что правоприменительная деятельность далеко не всегда осуществляется на стадии реализации. Зачастую правоприменительный акт выступает в качестве юридического факта, необходимого условия для возникновения правоотношений, в рамках которых осуществляется конкретизация предписаний правовых норм. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т. 2. М., 2012. С. 233

Таким образом, как завершающая стадия правового регулирования, реализация представляет собой процесс, в рамках которого осуществляются субъективные права и юридические обязанности.

4 стр., 1675 слов

Реализация норм права

... лицами своих полномочий является не только их правом, но и обязанностью. Применение права – наиболее сложная форма реализации правовых норм 7 , мнения авторов относительно природы данного ... реализуются обязывающие нормы, требующие активного поведения (действий). При исполнении субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, реализуя тем самым соответствующие правовые нормы. ...

Такое понимание предполагает наличие определенного механизма реализации. «Механизм реализации» — относительно новая категория юридической науки. И хотя ее исследованию посвящены ряд монографических работ и диссертационных исследований, многие вопросы требуют дальнейшего анализа.

Механизм реализации имеет и юридическое, и фактическое основание своего действия. Юридическое (нормативное) основание механизма реализации субъективных прав и юридических обязанностей составляют правовые нормы. Фактическое основание — юридические факты и акты реализации.

Механизм реализации права представляет собой сложное образование, включающее следующие составляющие.

Блок элементов, связанных с деятельностью самого субъекта реализации. Здесь имеется в виду организационная деятельность субъекта, связанная с особенностями воздействия права на волю и сознания людей, формирование мотивационных установок.

Ключевую роль в этом случае играет психологический механизм выбора того или иного варианта поведения. Здесь эффективность механизма зависит от таких организационных и психологических качеств субъекта реализации как активность, инициативность, настойчивость, организованность, самостоятельность, способность брать на себя ответственность. Так, при использовании субъективного права субъект может реализовать его активно, а может бездействовать, может реализовать право быстро, инициативно, а может растянуть реализацию во времени, реализовать право частично и т.д. То же самое можно сказать и об исполнении обязанности, которую можно реализовать, а можно отказаться от реализации, нарушить юридическую обязанность. На наш взгляд, при противоправных действиях (при неисполнении юридической обязанности) так же имеет место процесс реализации, саморегуляции. Здесь определенную роль играет именно психологический механизм выбора субъектом права варианта поведения, его волевой выбор.

В случае затруднения в реализации субъективного права либо нарушении обязанности в работу механизма включается второй блок элементов механизма реализации, связанный c государственно-властной деятельностью компетентных субъектов. Здесь имеют место такие формы деятельности как правоприменение, контроль, стимулирование, охрана, защита, юридическая ответственность.

Именно поэтому, как было сказано выше, правоприменительную деятельность неправомерно рассматривать как форму реализации, а трактовать как важный элемент механизма реализации, обеспечивающий ee эффективность.

Третий блок элементов механизма реализации — процессуальный, обеспечивающий юридический порядок реализации субъективного права и юридической обязанности.

Наконец, четвертый блок элементов характеризует социально-культурный уровень субъектов реализации. Он находит свое выражение: в формировании субъектом психологического и социально-культурного отношения к данному виду процесса, проявлении самосознания, воли, регуляции собственного поведения в его ценностных ориентациях, как итоге правового просвещения, правового воспитания, в идеологических предпочтениях и уровне политической и правовой культуры; в определенном уровне правосознания правоприменителя и профессиональной готовности к реализации права. Сабо И. Основы теории права. М.: Прогресс, 2014. С. 123.

3 стр., 1340 слов

Механизм реализации права на образование за рубежом и в РФ

... реализации права на образование состоит из федеральной программы развития образования, и на основании статьи 2, принципов государственной политики в области образования. Государство обеспечивает гражданам право на образование ... хартии прав и благосостояния ребёнка. Право на образование закреплено в статье 43 Конституции России. В мировой истории право на образование впервые на конституционном уровне ...

Важным элементом механизма реализации являются правовые акты — акты реализации.

Нередко под актами реализации понимают реальное поведение субъектов. Безусловно, поведенческие акты также имеют место в правовом регулировании. Они выступают в качестве юридического факта, являются итогом действия механизма реализации и правового регулирования в целом. Но при характеристике акта реализации как элементе механизма реализации речь должна идти o правовом акте — документе, существующем в правовом регулировании наряду c иными правовыми актами: нормативным, правоприменительным и интерпретационным.

Таким образом, реализация права и ее механизм — весьма важные составляющие правового регулирования. Повышение ее эффективности требуют не только совершенствования законодательства и юридической практики, но и дальнейшего научно-теоретического исследования проблемы.

Глава 2. Основные формы реализации права

2.1 Непосредственная и опосредованная формы реализаций права

Юридические механизмы реализации права многообразны, их содержание определяется особенностями правовой системы той или иной страны. В юридической литературе различают две формы прямого действия норм — непосредственное и опосредованное.

Рассмотрим непосредственные и опосредованные формы на примере реализации конституционных принципов. Конкретизация реализуемой нормы заключается в том, чтобы способствовать ee осуществлению посредством принятия норм более конкретного характера. Это и есть опосредованная форма реализации правовых норм общего характера, проявления системности правовых норм в действии. Даже тогда, когда конституционные нормы применяются наряду с нормами текущего законодательства, возможно, их непосредственное действие. Опосредованное же действие означает, что конституционная норма вообще не может быть реализована без дополнительной, конкретизирующей нормы. Таким образом, опосредованное действие — это реализация конституционных норм через другие нормы, a не наряду с ними. То есть опосредованное действие конституционной нормы и ее конкретизация — отнюдь не одно и то же.

Во многих случаях нормы требуют конкретизации в отраслевом законодательстве и реализуются через него. Например, Конституция РФ прямо указывает на необходимость издания в ряде случаев детализирующих законов, в которых определялись бы правила и процедуры, упорядочивающие их осуществление и соблюдение. Так, к примеру, сделано в ряде ст. главы 7 Конституции РФ, например, ч.3 ст.118, ст.119, ч. 2 ст.121, ч.2 ст.122, ч.1, 2, 4 ст.123, ст.ст.124, 126, 127, ч.2, 3 ст.128 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, №4, ст. 445..

Необходимо отметить, что ч.3 ст.123 Конституции РФ не содержит отсылок к законодательству, которое бы конкретизировало применение состязательности в различных видах судопроизводства, указанных в ст.118 Конституции РФ, то есть можно предположить, что ч.3 ст.123 Конституции может реализовываться непосредственно в отношениях связанных c судопроизводством. Непосредственная реализация норм Конституции напрямую связана с закреплением в ней положения о прямом действии ее норм. Это положение появилось в российском конституционном праве впервые, так как традиционно непосредствен ному применению подлежали только законы и другие нормативные акты. Положения Конституции носили декларативный характер и не могли реализовываться, если не было соответствующего нормативного правового акта. Отсутствовал институт конституционного контроля. Так понятие конституционный контроль появилось только 1991 г. с принятием Закона РСФСР от 12 июля 1991 г. №1599-1 «О Конституционном Суде РСФСР».

4 стр., 1720 слов

Бюджетное право зарубежных стран: понятие, принципы, источники

Применительно к бюджетному праву это означает определение общих подходов и принципов закрепления публичных расходов за основными звеньями финансовой системы. Источники государственного (конституционного ) права могут содержать нормы, определяющие «собственный» или «общий» характер ...

Конкретизацию конституционных норм в отраслевом законодательстве нельзя рассматривать как отрицание прямого действия конституционных норм. Было бы ошибочным пола гать, что конституционные нормы обладают общим характером и что они выражают только основную идею, которая развивается и конкретизируется в законодательстве, а отраслевые нормы раскрывают содержание конституционных положений. Конкретизация опосредует принципы, но не отрицает их непосредственного действия. Принципы состязательности и равноправия сторон, закрепленные в ч.3 ст.123 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, №4, ст. 445. таким образом, реализуются именно путем конкретизации, а не опосредования. При этом необходимо учитывать, что состязательность и равноправие рассматриваем как принципы правосудия, а при их реализации так же существует специфика. Конституционные положения, закрепляющие принципы правосудия характеризуются, как ранее уже отмечали, тем, что закреплены нормами, имеющими высшую юридическую силу и прямое действие. В этой связи и особенность реализации исследуемых принципов так же связана c юридической природой Конституции, имеющей в системе правовых актов высшую юридическую силу и служащую правовой основой для развития всех без исключения отраслей российского права. Существует несколько форм реализации принципов право судия. Некоторые нормы, закрепляющие конституционные принципы правосудия, реализуются постоянно, непрерывно. Это так называемое правовое состояние, когда принципы перманентно присутствуют в каждом правоприменительном действии.

Данный вариант реализации не предполагает существования нескольких стадий их претворения, Например, конституционный принцип единства судебной системы. Он установлен Конституцией РФ и законом (ст.ст.2, 3 Федерального конституционного закона «O судебной системе Российской Федерации») и воплощен в жизнь, так как судебная система создана и действует на основании указанных правовых актов. Что же касается норм, закрепляющих принципы, прежде всего судопроизводства, то их реализация предполагает приложение многочисленных усилий судей, судов и иных государственных органов, общественных объединений и граждан. Речь идет o конституционных нормах, закрепляющих принципы состязательности и равноправия сторон, гласности, компетентности, объективности и беспристрастности суда, участие граждан в осуществлении правосудия требуют повседневной деятельности субъектов со ответствующих правоотношений. Названные правовые нормы реализуются в стадийном порядке. Здесь можно выделить следующие стадии. Первая стадия — стадия готовности к реализации конституционных принципов правосудия.

4 стр., 1557 слов

Правовой статус работника как субъекта трудового права

... является неоднозначность в определении правового статуса работника как субъекта трудового права, т. к. имеются различные точки зрение на определение элементов данного статуса. Понятие работника как субъекта трудового права Реализация норм права в конкретные отношения ...

Например, открытие предварительного судебного заседания означает, что норма, закрепляющая принципы состязательности и равноправия сторон, должна быть применена; она готова к реализации. До открытия судебного заседания возможность его применения исключалась. Вторая стадия — стадия непосредственного применения этой нормы, когда суд обеспечивает возможность их реализации. Большинство конституционных норм, закрепляющих принципы правосудия, реализуются в рамках процессуальных правоотношений.

Конституционные нормы, закрепляющие принципы гласного, состязательного судопроизводства, участие присяжных заседателей, обеспечение объективного, беспристрастного рас смотрения дела реализуются только в рамках активной формы процессуальных отношений. Причем указанные правоотношения различны и они зависят от вида судопроизводства, в котором осуществляется судебная власть. В частности, осуществление конституционного судопроизводства предполагает, что принципы правосудия реализуются только в форме конституционных правоотношений. Что же касается других форм судопроизводства, то здесь процесс реализации конституционных принципов более сложный. Например, при осуществлении гражданского судопроизводства реализуются не только конституционные принципы правосудия, но и гражданско-процессуальные принципы. В данном случае реализуются нормы конституционного и гражданско-процессуального права, в результате чего возникают конституционно-правовые и гражданско-процессуальные отношения. То же самое можно сказать об административном и уголовном судопроизводстве. При этом надо иметь в виду, что реализуются не только конституционные, но и специфические гражданско-процессуальные, административно процессуальные и уголовно-процессуальные принципы право судия. Например, конституционный принцип состязательности имеет специфические формы проявления в гражданском и уголовном судопроизводстве. В гражданском процессе суд обеспечивает реализацию принципа равноправия истца и ответчика, в уголовном судопроизводстве — обвинителя и обвиняемого.

Таким образом, можно сделать вывод o существовании двух форм реализации конституционных принципов правосудия: пассивная, то есть «правовое состояние» и активная, то есть применение принципа в конкретных отношениях. Реализация конституционных принципов правосудия обеспечивается определенной системой гарантий.

Итак, определяя специфику реализации конституционных принципов состязательности и равноправия сторон, отметим, во-первых, что они реализуется путем конкретизации в отраслевом, прежде всего, процессуальном законодательстве, во- вторых, это активная форма реализации, то есть принцип при меняется в конкретных отношениях, в-третьих, они действуют на всех стадиях судопроизводства, c учетом особенностей, существующих в конкретных стадиях судопроизводства.

2.2 Соблюдение, исполнение и использование реализации права

По характеру действий субъектов, степени их активности и направленности в литературе принято выделять четыре формы реализации юридических норм: соблюдение, исполнение, использование и применение права. В соответствии с делением норм на запрещающие, обязывающие и управомочивающие выделяются такие формы реализации права, как: соблюдение, исполнение и использование.

Соблюдение права характеризуется повседневным поведением субъектов в соответствии с юридическими запретами. Здесь отсутствует активная человеческая деятельность; для соблюдения запретов достаточно воздержаться от совершения действий, запрещаемых законодательством. Главная особенность данной формы реализации состоит в том, что она является всеохватывающей, касается каждого правоспособного субъекта, пронизывает все стадии и стороны правореализационного процесса и в этом смысле выступает как универсальная. Как справедливо отметил C.C. Алексеев, соблюдение права протекает незаметно, повседневно в будничном общении и деятельности. Зная основные начала правового регулирования, сформулированные в виде запретов, люди по привычке или на основе осознанного отношения строят свое поведение в соответствии с ними. Это, разумеется, не исключает тех случаев, когда соблюдение отдельных запретов может осуществляться во внутренней борьбе мотивов, даже болезненно для личности, но внешне оно выражается в не нарушении субъектом запрещающих норм, в принятии запретов в качестве неуклонного руководства в своем поведении Алексеев С.С. Право: Азбука — Теория — Философия. Опыт комплексного исследования. М., 2014. С. 117.. Другими словами, запреты реализуются лишь в процессе правомерного поведения и чаще всего в рамках, так называемых общих правовых отношений.

9 стр., 4440 слов

Реализация права

... верховенства права требует уважения к закону, права, строгого соблюдения норм права. В связи с этим теоретические проблемы правоприменения приобрели особое практическое значение. Необходимо анализировать деятельность по реализации ... в основном естественным образом, обычно незаметно и никак не записывается. Исполнение В этом процессе уполномоченные выполняют возложенные на них обязанности, функции ...

Особенно это видно на примерах соблюдения всеобщих конституционных запретов и норм уголовного права (ст.ст.50, 55 Конституции РФ и статьи особенной части Уголовного Кодекса РФ).

Представляется, что несколько расширяет представление о соблюдении права В.В. Лазарев, включая в него не только соблюдение запретов, но и исполнение позитивных предписаний. Действительно, соблюдение обладает чертами всеобщности, универсализма, пронизывает все стадии, формы и методы правореализации, обслуживая и обеспечивая развитие правомерного поведения. Но эта всеобщность и универсализм проистекают из особенностей этимологии русского слова: «блюсти — исполнять в точности, строго». Лазарев В.В. Применение права. Казань, 2014. С. 109. C другой стороны, позитивное предписание есть властный приказ совершить активные действия. Активное же поведение в соответствии с приказом предполагает не только соблюдение при этом определенных правил, но, в первую очередь, исполнение, осуществление чужой воли. Соблюдение здесь только помогает исполнению веления.

Исполнение права терминологически и по смыслу тесно связано c соблюдением. Но если соблюдение выражается в пассивном поведении и в воздержании от нарушения правовых запретов, то исполнение предполагает активную деятельность, в процессе которой реализуются обязывающие нормы. Исполнение выступает, таким образом, как форма осуществления субъектами своих активных обязанностей.

Исполнение юридических норм происходит, когда субъекты совершают активные действия по выполнению возложенных на них юридических обязанностей. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 2014. С. 454. Данная форма реализации юридических норм, в отличие от соблюдения, заключается в активном поведении обязанного лица. Например, в такой форме осуществляются многие нормы гражданского права, предусматривающие совершение контрагентами по сделкам активных действий (примером могут служить нормы ст.456, 513 и др. ГК РФ).

Невозможно, например, реализовать вне активной деятельности такие обязанности, как: уплата законных налогов и сборов, забота о воспитании детей, воинская служба в рядах Вооруженных Сил РФ (ст.ст.57, 38, 59 Конституции РФ).

В отличие от соблюдения исполнение предполагает возникновение конкретных правовых отношений, то есть наличие не менее двух субъектов, установление между ними четкой правовой связи и существование определенных законом юридических фактов. Все это позволяет рассматривать данную форму реализации права как важный фактор повышения правовой активности граждан.

Использование права является формой реализации субъективного права, при которой происходит претворение в жизнь управомочивающих норм. Если соблюдение и исполнение связаны с реализацией юридических обязанностей, то использование предполагает осуществление субъективных прав, юридически гарантированных дозволений. Отсюда данная форма реализации характеризуется определенной степенью активного поведения. Вне активной деятельности нельзя, например, реализовать такие конституционные права, как: право на труд, на образование, на социальное обеспечение (ст.ст.37, 43, 39 Конституции РФ).

Использование субъективных прав протекает в форме конкретных правовых отношений. Оно всегда юридически осязаемо, ибо связано с соблюдением и исполнением, выступающими в качестве гарантий надлежащего и эффективного осуществления управомочивающих норм.

Рассмотренные формы (соблюдение, исполнение и использование) являются формами непосредственной реализации юридических норм в том смысле, что реализация норм в данных формах осуществляется в фактических действиях лиц без государственного вмешательства. В некоторых же случаях воплощение в жизнь предписаний правовых норм невозможно без вмешательства в этот процесс компетентных органов, наделенных властными полномочиями, в частности, в тех случаях, когда предусмотренные юридическими нормами субъективные права и обязанности таковы, что «…не могут возникнуть у конкретных лиц из односторонних заявлений, сделок или договоров». Власенко Н.А. Теория государства и права: Науч.-практ. пособие. М., 2013. С. 169.

2.3 Применение как основная форма реализации права

соблюдение исполнение использование право

Правоприменение — важнейший аспект юридической реальности, первейшее проявление бытия права. Через правоприменение (и другие формы реализации права) происходит правовое регулирование, право оказывает воздействие на общество и обеспечивает достижение определенного социального эффекта. Поэтому проблема правоприменения является «сквозной» для всех юридических дисциплин, включая, конечно, общую теорию права. При этом проблематика правоприменения «связывает» абстрактную теорию права с отраслевыми юридическими науками и через них с практикой.

В то же время изменения, происходящие в методологии юриспруденции, связанные, в первую очередь, с формированием постклассической юридической науки, трансформируют теоретические представления o правоприменении, вынуждают пересмотреть догмы классической юриспруденции. На них и будет обращено основное внимание в рамках данной статьи.

Во-первых, сегодня приходится констатировать неполноту законодательства, его неопределенность и вследствие использования естественного языка — невозможность полной формализации. Полнота и беспробельность кодекса — юридическая фикция, опровергнутая жизнью.

Очевидно, что научное знание, лежащее в основе политики права, всегда ограничено, неполно, не в состоянии предусмотреть все возможные юридически значимые ситуации даже в идеальном законе. «Юридический Геркулес» (термин идеального законодателя, используемый P. Дворкиным, заимствованный у У. Блекстона), знающий ответы на все правовые вопросы, остался мифом эпохи Просвещения. Отсюда неизбежен вывод o том, что правоприменение восполняет (и должно восполнять) неизбежные пробелы, неточности, несовершенство законодательства. Более того, правоприменение по сути становится формой правотворчества, дополняя и конкретизируя законодателя. Отсюда вытекает сложнейшая теоретическая и практическая проблема границ усмотрения правоприменения. Ее призвана решать на теоретическом уровне политика права — важнейшая часть юриспруденции.

Во-вторых, нуждается в прояснении понятие «действие права», частным случаем которого является правоприменение. В позитивистской теории права действие права — это вступление в силу «источника права», как правило, нормативного правового акта. Однако социальное действие (понимаемое как действенность) права — это эффект, производимый правом в социуме. A он проявляется только как действия конкретных людей — носителей статуса субъекта права. Поэтому действие права — это деятельность людей по конструированию юридически значимого образца поведения и его воспроизводство в практиках (как ментальных так и поведенческих) широких слоев населения. Собственно правоприменение относится ко второму моменту так понимаемого действия права — осуществлению образца поведения в юридически властных отношениях (правоотношениях) представителем государственной власти во взаимоотношениях с подвластными субъектами.

Одновременно возникает вопрос, что, собственно говоря, применяется: статья нормативного правового акта (в широком смысле включая систему законодательства и даже принципы права)? Правоприменение — это всегда конкретизация законодательства и его воспроизводство в практиках. Статья нормативного правового акта, даже процессуального законодательства, сама по себе не реализуется в правоприменении, так как не содержит четкого механизма воспроизведения. Она закрепляет условия правоприменения, но не модель эффективных, целесообразных действий, которыми эта модель воплощается в жизни. Статьи УПК не содержат «рецептов» эффективного осмотра места преступления, допроса и т.д. Поэтому статья нормативного правового акта конкретизируется в практиках, складывающихся на основе, например, криминалистических рекомендаций, требований руководства, включающих обязательные к исполнению методические рекомендации, и личного опыта сотрудника — правоприменителя. Но, в конечном счете, действие права — это всегда действия человека, опосредованные его правосознанием, включающим мотивацию к совершению именно этого (такого) юридически значимого действия. Они, в первую очередь, обусловлены рутинными практиками, образующими юридический опыт правоприменителя, — как «нормальный» чиновник должен поступать в соответствующих типичных ситуациях.

В-третьих, правоприменение — это, как уже отмечалось выше, деятельность человека (носителя статуса правоприменителя).

Поэтому антропологическое измерение правоприменения — важнейший момент юриспруденции. Как влияют на правоприменительную практику институциональные ограничения и личностная мотивация? Можно ли органично взаимодополнить общественные и личные интересы (и как их понимать, эксплицировать)? Это принципиально значимые для юриспруденции вопросы, не получившие должного осмысления в теории права. Именно обычные практики, обретаемые с опытом применения права и образующие его (опыта) содержание, лежат в основе юридической оценки (квалификации) ситуации и интерпретации закона и образуют — микрофизику» правоприменения. В этой деятельности работает не аристотелевская логика, а «логика» прототипов и типизаций. В ней «снимается» по принципу взаимодополнения или диалога должное и сущее (парадокс Юма).

В практической юриспруденции описание всегда включает аскрипцию (по терминологии Г. Харта) — приписывание свойств «юридического» (юридическое значение) на основе должного — интерпретации закона. Это приписывание производится на основе имеющегося в опыте правоприменителя социального представления o «правильном» — типизации (фрейма или скрипта) ситуации и поведения в ней «нормального» человека (субъекта права).

Она, в свою очередь, складывается из закрепленного в опыт образца (прототипа) удачного действия. На основе таких типизаций производится оценка и принятие решений в юридической практике, которые переводят фактическое (или «физическое») в юридически значимое.

Оценка ситуации как юридически значимой и принятие решения правоприменителем предполагает соотнесение (диалог) юридического значения и смысла — соотнесение личностной интенции и экспектации с социальным представлением о юридически возможном, должном или запрещенном. Такой внутренний диалог представляет собой принятие точки зрения социально значимого другого — институциональных ограничений в соотнесении c собственными целями, потребностями, интересами, мотивами. Он реализуется во внешнем диалоге — совершении юридически значимого поведения, ориентированном на экспектации другого как носителя юридического статуса.

Правоприменение — это действия человека, отягощенного личностными предпочтениями, на которые накладываются институциональные ограничения, включающие внутренние правила (как формальные, так и неформальные) и внешние правила, регулирующие взаимоотношения с другими государственными органами и населением. Основными личностными предпочтениями, как показывают данные проведенного анкетирования, являются карьерный рост и «спокойная работа» (конечно, нельзя исключать и корыстный мотив в широком смысле слова, который в социологическом исследовании весьма сложно выявить) — то, что в теории рационального выбора именуется максимизацией выгоды как рациональности поведения. Они (личностные предпочтения) могут «служить обществу», но могут и противоречить ожиданиям основных социальных групп. Это во многом зависит от того, как действуют институциональные ограничения — требования, исходящие от закона в его интерпретации руководством (тут как раз и проявляются обычные практики, складывающиеся на основе управленческих указаний и способов их реализации).

Проблемным вопросом правоприменения является также ценностный релятивизм, который не дает возможность достижения однообразия в толковании закона и его применении. Различные социальные группы по-разному оценивают закон и фактические ситуации, a потому и правоприменение в разных регионах страны отличается, несмотря на то, что государственная власть стремится этот процесс унифицировать. При этом нельзя не обращать внимание и на коллизии закона и других форм права, включая обычные практики, что также не способствует единообразию правоприменения.

Другой проблемой является оценка эффективности правоприменения. Для ее решения недостаточно классических социолого-правовых исследований, a тем более анализа догмы права. Как раз «микрофизика» правоприменения — его анализ c позиции действующих акторов — предоставляет возможность качественного анализа эффективности права, проявляющегося в правоприменении. Кроме того, содержание и эффективность правоприменения зависят от учета исторического и социокультурного контекста этой деятельности, в том числе по осмыслению и оценке закона и ситуаций, приданию им социального значения и личностного смысла.

Можно утверждать, что в правоприменении, как и в любом взаимодействии (правоотношении), люди руководствуются индивидуальными мотивами поведения, удовлетворяют соответствующие потребности, соотнося их c юридическими экспектациями — ожиданиями адекватного поведения со стороны контрагента по взаимодействию и требованиями нормы права. При этом правоприменитель руководствуется преимущественно тремя основными мотивами, которые находятся в сложном пересечении и зачастую взаимодополняют друг друга: укрепления личной социальной значимости (например, карьерный рост); увеличения максимизации полезности (личной пользы); обеспечения стабильности существования с учетом соотнесения с возможным, должным или запрещенным поведением, сформулированным в норме права и конкретной жизненной ситуацией. В то же время в подавляющем большинстве юридически значимых ситуаций человек не рефлексирует (калькулирует) свои действия, a руководствуется типизациями или стереотипами поведения, сложившимися на основе его личного опыта. Тем самым юридическая повседневность правоприменния — это правовые ритуалы, «институты, воплощенные в людях», воспроизводящие правовую реальность. Практики «повседневности правоприменения» постепенно начинают изучаться юриспруденцией, преимущественно криминалистикой применительно к деятельности по расследованию преступлений и выработке методик таковой.

Раскрывая сущность правоприменения, специалисты отмечают, что под реализацией права следует понимать претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений: государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан. При этом правовые нормы реализуются в четырех формах: исполнение, использование, соблюдение и применение Завадская Л.Н. Механизм реализации права. М.: Наука, 2012. С. 3.. Применение права в теории реализации права представлено как одна из четырех форм его реализации, спецификой которой по отношению к остальным трем (соблюдению, исполнению и использованию) является то, что это всегда властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела. Маликов М.К. Проблемы реализации права. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2013. С. 44. Что же касается остальных форм реализации права, то они, соответственно, могут осуществляться при отсутствии такого обязательного властного субъекта.

Помимо структурных, выделяют также функциональные уровни правореализации. Поскольку очевидно, что видовые особенности норм права определяют и специфику их реализации, то для правильного понимания структуры правореализации целесообразно выделение соответствующих ее уровней в данном плане, т.e. уровня реализации материально-правовых, уровня реализации собственно управленческих, уровня реализации процессуальных (процедурных) и уровня реализации контрольно-надзорных норм. Управленческие нормы обеспечивают реализацию материально-правовых норм, например, при необходимости в индивидуальном правовом регулировании процессуальные и процедурные нормы «обслуживают» такое регулирование, а контрольно-надзорные сопровождают правореализационные процессы в целом. Фаткуллин Ф.Н., Фаткуллин Ф.Ф. Проблемы теории государства и права. Казань: Спектр, 2012. С. 283.

Проблема единства российского частного права, несомненно, касается и взаимодействия всех указанных функциональных уровней реализации права, особенно соотношения реализации материально-правовых и процессуальных норм. Отсюда напрашивается предположение, что юридический процесс (процесс реализации материальной нормы права) может иметь место и без участия государственных органов и органов местного самоуправления. Исследования научного материала позволяют сделать вывод о том, что первым указанием в юридической науке на существование «частного» юридического процесса следует считать позицию В.Н. Протасова, изложенную в работе «Основы общеправовой процессуальной теории». Протасов В.Н. Основы общеправовой процессуальной теории. М.: Юрид. лит., 2013. С. 5 Использование термина «частный процесс» представляется условным.

Многократность применения выражается в том, что норма права не исчерпывается своей реализацией в конкретной ситуации, она может применяться или исполняться субъектами в течение всего времени, пока обладает юридической силой. Многократность применения нормы права отражает ее абстрактный характер.

Абстрактность не означает неопределенность содержания. Наоборот, как мы уже показали, внутренняя определенность нормы говорит об обратном — о том, что норма права рассчитана на некую модель ситуации, а не на конкретную ситуацию, и количество возможных ситуаций, потенциально подпадающих под указанную модель, не может быть ограничено.

Таким образом, вышеизложенное дает основание заключить, что правоприменение — это не механический процесс юридической квалификации деяния в соотнесении с нормой права и принятия решения в форме индивидуального правового акта, а сложная деятельность, обусловленная внешними институциональными ограничениями и личностной мотивацией. В результате такой деятельности соответствующая форма нормативности права (например, статья нормативного правового акта) наполняется конкретным содержанием и, по большому счету, становится нормой права, воплощаемой в правопорядке.

Заключение

Нормы права существуют для того, чтобы активно воздействовать на поведение людей, регулировать общественные отношения. Влияние права на поведение людей осуществляется через их волю и сознание. Благодаря правовому регулированию люди могут поступать так, как это предписывается нормами права. Их поведение упорядочивается, приводится в соответствие с потребностями общественного развития, общими и индивидуальными интересами граждан государства.

Различаются следующие формы реализации норм права: осуществление (использование) прав, исполнение обязанностей, соблюдение обязанностей и применение норм права (особая форма их реализации).

Осуществление (использование) прав выражается в реализации возможностей, которые предоставляются участникам общественных отношений нормами права. Исполнение обязанностей выражается в обязательном совершении активных действий, которые предписываются нормами права. Соблюдение обязанностей выражается в воздержании от совершения действий, запрещенных юридическими нормами. Суть этой формы реализации норм права состоит в не совершении действий, которые наносят вред обществу, государству, личности.

Указанные формы реализации правовых норм считаются непосредственными, так как правовые предписания реализуются самими участниками общественных отношений. Если же данные формы не позволяют в полном объеме реализовать права и обязанности, предусмотренные правовыми нормами, возникает необходимость в использовании применения права как особой формы его реализации.

Реализация норм права есть социально-полезное и юридически значимое действие, которая активно действует на поведение людей через их волю и сознание, a также регулирует общественные отношения. Применение норм права — властная деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм относительно конкретных случаев и индивидуально-определенных лиц. C помощью правоприменительной деятельности устраняются противоречия не только во всех сферах общественной жизни, но и в самой правовой системе, a материалы правоприменения говорят об определенных недостатках в работе самих компетентных органов и показывают пути их устранения.

Наиболее значимой проблемой реализации норм представляется отношение людей к нормам. Можно говорить o следующих возможных отношениях людей к нормам: граждане одобряют, поддерживают норму и охотно претворяют ee в жизнь; граждане относятся к правовой норме безразлично, норма не проводиться в жизнь, но и не нарушается; граждане настроены против нормы, они активно противостоят ей, а подчас и нарушают. За этими вариантами скрыта проблема поддержки гражданами закона, проблема легитимности закона, правового и не правового закона.