Уголовно – процессуальные функции

Подзаконность судебной деятельности состоит не только в том, что судебное рассмотрение гражданских и уголовных дел осуществляется в соответствии с законодательством, но и прежде всего в применении к конкретным фактическим обстоятельствам, к действиям людей, норм уголовного, гражданского и других отраслей материального и процессуального права. При этом нормами гражданского права определяется характер правоотношений спорящих сторон в гражданском деле (гражданское дело может быть решено судом и на основе норм семейного, трудового, колхозного права), а нормами уголовного права определяется преступный характер деяния в уголовном деле.9

Таким образом, суд своими актами (решением, приговором, определением, постановлением) не создает ни норм права, ни субъективных прав и обязанностей конкретных лиц. При осуществлении правосудия он применяет закон к конкретным обстоятельствам и делает вывод в гражданском деле о наличии или отсутствии субъективных прав и обязанностей, у заинтересованных лиц, а в уголовном деле — о преступном характере деяний правонарушителя и об ответственности за них.

Решение или приговор будут незаконными и подлежащими отмене, если суд применил ненадлежащий закон либо неверно истолковал закон при его применении, ввиду чего выводы суда противоречат точному смыслу закона.10

Деятельность других органов государства, организаций и должностных лиц также подчинена закону, однако всесторонняя подзаконность судебной деятельности, не допускающая какого-либо судейского усмотрения или решения дела по соображениям целесообразности, составляет отличительный признак правосудия.11

Глава 3. Прокурор в уголовном процессе, его компетенция

Прокурор как субъект уголовного процесса — это должностное лицо,

уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ст. 37 УПК).12

В судебном производстве прокурор выполняет состязательную по происхождению функцию уголовного преследования. В качестве государственного обвинителя прокурор равноправен со стороной защиты.

В досудебном производстве прокурор сохраняет положение «хозяина процесса». На него возлагается функция надзора, государственно-правовая по своему происхождению. Надзор прокурора распространяется исключительно на деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, и не затрагивает суд, а равно деятельность защитника. В досудебном производстве в качестве прокуроров выступают только прокуроры и их заместители.13

6 стр., 2693 слов

Принципы неприкосновенности в уголовно-процессуальном праве

... и принцип неприкосновенности личности, не содержит общего требования о неприкосновенности жилища, а сведен лишь к гарантиям законности и обоснованности проникновения в жилище против воли проживающих там лиц в случае производства осмотра, ...

Надзорная функция прокурора на предварительном расследовании проявляется там, где он руководствуется исключительно интересами строгого и точного исполнения закона, жертвуя ради этого, если потребуется, даже эффективностью уголовного преследования.

Надзорная функция выполняется с помощью следующих полномочий:

1. Проверять законность приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях;

2. Давать согласие (санкцию, разрешение) дознавателю или следователю на возбуждение уголовного дела, возбуждение перед судом ходатайств, принудительные действия (избрание залога, выемки документов, содержащих государственную тайну и др.)

3. Отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение закона.

4. Отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя.

5. Утверждать решения следователя и дознавателя о прекращении дела.

6. Разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю. 14

Функция уголовного преследования реализуется в тех прокурорских полномочиях, которые нацелены на максимально эффективное и целесообразное обеспечение неотвратимости уголовной ответственности виновных. Это полномочия прокурора:

1. Лично возбуждать уголовное дело и поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству.

2. Участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия.

3. Принимать решение о производстве предварительного следствия следственной группой.

4. Давать поручения и указания органу дознания, следователю.

5. Предавать уголовные дела от одного органа расследования другому.

6. Продлевать срок предварительного следствия или дознания.

7. Принимать решения по делу, поступившему с обвинительным заключением или обвинительным актом.

При выполнении функции уголовного преследования прокурор не должен подменять следователя, который пользуется процессуальной самостоятельностью.

Глава 4. Органы предварительного следствия и дознания

Выявление и расследование преступлений по преимуществу относятся к компетенции органов внутренних дел (главным образом милиции) и прокуратуры. В последнее время в законодательство по вопросам выявления и расследования преступлений были внесены существенные изменения и дополнения. В основном они связаны с новым Уголовно-процессуальным кодексом РФ, который вступил в действие с 1 июля 2002 года.

Направлению уголовного дела в суд, который устанавливает факт наличия преступления, виновность (или невиновность) подсудимых, назначает им наказание за совершенное преступление или применяет иные меры реализации уголовной ответственности, предшествует предварительное расследование. Предварительное расследование осуществляется в двух формах — дознания и предварительного следствия.

14 стр., 6776 слов

Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного процесса

... действий и решений, принимаемых в стадии возбуждения уголовного дела; исследовать субъектов принятия решений в стадии возбуждения уголовного дела; охарактеризовать полномочия органов предварительного следствия и дознания на стадии возбуждения уголовного дела; выяснить роль прокурора на стадии возбуждения уголовного дела; ...

Между органами дознания и предварительного следствия много общего, поэтому их часто путают. Это и неудивительно. По отношению к преступлениям у них по существу одни и те же задачи. При обнаружении признаков состава преступления эти органы обязаны возбудить уголовное дело в пределах их компетенции. В своей деятельности они руководствуются едиными требованиями уголовно-процессуального законодательства и уполномочены производить в принципе одинаковые следственные действия с целью выявления, фиксации, проверки и оценки доказательств.15

В то же время дознание и предварительное следствие проводятся, как правило, разными органами и должностными лицами и в отношении разных преступлений. Предварительное следствие уполномочены вести следователи, а дознание — дознаватели. У них разный объем процессуальных полномочий. Начнем с того, что дознание возможно в отношении только тех преступлений небольшой и средней тяжести, которые перечислены в ч. 3 ст. 150 УПК РФ и при этом относятся к категории так называемых «очевидных». На практике это означает, что лицо, совершившее такое преступление, известно. В отношении всех других преступлений (в том числе «неочевидных» или очевидных, но не указанных в перечне ч. 3 ст. 150 УПК РФ, или преступлений тяжких и особо тяжких), как правило, проводится расследование в форме предварительного следствия.16

К органам дознания, согласно ст. 40 УПК РФ, относятся: органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (например, оперативные подразделения Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной пограничной службы РФ, Министерства юстиции РФ и др.); главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главные судебные приставы субъектов Федерации, их заместители, а также старшие судебные приставы Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; органы Государственной противопожарной службы РФ.17

Органы дознания при расследовании уголовных дел обязаны действовать по двум направлениям. Во-первых, выполнить действия, образующие в своей совокупности собственно дознание. И, во-вторых, начать следственные действия, которые уголовно-процессуальное законодательство относит к числу неотложных. Следует отметить, что по подавляющему числу уголовных дел дознание и неотложные следственные действия проводятся милицией.

Неотложные следственные действия совершаются органом дознания сразу же после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно. Лишь в этом случае возможно эффективное обнаружение и фиксация следов преступления, а также сбор доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. Дознание ведется с некоторым упрощением процессуальных форм в сравнении с предварительным следствием и отличается сжатостью сроков: согласно ст. 223 УПК РФ дознание должно быть завершено в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного дела и до принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем еще на 10 суток.18

После чего все собранные материалы необходимо передать следователю, который и будет вести дальнейшее предварительное следствие с соблюдением всех формальностей.

20 стр., 9675 слов

Предварительное следствие как форма расследования Студент

... Радченко В.И. в своем определении указывает, что предварительное следствие – это деятельность органа дознания, следователя, прокурора, которая начинается после возбуждения уголовного дела ... лиц, формулирования и предъявления обвинения. Актуальность работы заключается в том, что предварительное следствие, являясь формой предварительное расследование, выступает обязательной стадией уголовного ...

В соответствии со ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится следователями прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел РФ. В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следственных отделов прокуратуры.

Круг дел, по которым в обязательном порядке проводится предварительное следствие, предусмотрен в ст. 150 УПК РФ. Там же установлена подследственность, т. е. определяются конкретные категории дел, которые подлежат расследованию следователями различной ведомственной принадлежности.

Так, следователи прокуратуры уполномочены расследовать, в частности, преступления, связанные с посягательствами на жизнь и здоровье, конституционные права и свободы человека и гражданина; следователи федеральной службы безопасности — наиболее опасные преступления против государственного строя и общественной безопасности; следователи органов внутренних дел — преступления против собственности, общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств и др.19

Закон наделяет следователей необходимыми полномочиями, которые обеспечивают их процессуальную независимость. Следователи свободны в принятии решений, связанных с ходом расследования и производством следственных и иных процессуальных действий. В предусмотренных законом случаях решения, принимаемые следователем, приобретают законную силу лишь после получения согласия или санкции суда либо прокурора на совершение определенных действий (например, о прекращении уголовного дела, о заключении обвиняемого под стражу, об освобождении его под залог, о продлении срока предварительного следствия или содержания обвиняемого под стражей, об обыске, выемке и т. д.).20

Письменные указания прокурора по каждому конкретному делу обязательны для выполнения следователем. Вместе с тем предусматривается возможность при несогласии следователя с указанием прокурора передать дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В случае признания их убедительными указания нижестоящего прокурора будут отменены вышестоящим. В противном случае дело будет поручено другому следователю.

Следователи процессуально независимы, а их полномочия носят властный характер. Следователь имеет право давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся у него в производстве. Постановления следователя по делам, находящимся у него в производстве, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Оперативно-розыскная деятельность, в отличие от деятельности по расследованию преступлений, опирается на несколько иную законодательную базу. Осуществление оперативно-розыскных мероприятий регулируется Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» (принят Государственной думой 5 июля 1995 года) и соответствующими ведомственными подзаконными нормативными актами, тогда как следователь в своей работе должен руководствоваться уголовно-процессуальным законодательством.

3 стр., 1128 слов

Полномочия прокурора в досудебном производстве по уголовным делам: ...

... в суд;о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями; ... предварительного следствия, в порядке надзора за исполнением законов в ходе расследования уголовного дела, прокурор обязан еще ...