Объединение Германии

Наверно каждый из нас видел кадры 9 ноября 1989 года, на которых можно увидеть падение Берлинской стены. Но не каждый из нас задумывался о том, что стояло за этим событием и что за ним последовало. Почти 40 лет «железный занавес», который разделял капиталистический мир от социалистического проходил по территории Германии, образовал два самостоятельных субъекта – Федеративную Республику Германия и Германскую Демократическую Республику. Объединение Германии обозначило собой конец эры великого противостояния между Западом и Востоком.

Создание единого Германского государства, которое окончательно оформилось 3 октября 1990, в силу подписанного «Договора об объединении между Германской Демократической Республики и Федеративной Республики Германии», стало одним из ярчайших политических событий современности. Можно сказать, что объединение Германии, кардинально изменило ситуацию, как в самой Германии, так и в Европе в целом. Присоединение ГДР к ФРГ фактически положило начало воссоединению немецкого народа. Но не все так просто, как кажется на самом деле. Годы совместной жизни западных и восточных немцев показали, что процесс сближения является делом не нескольких десятков лет, а нескольких поколений. На мой взгляд, в этом и есть актуальность работы над данной темой.

Цель работы заключается в том, чтобы дать ответы на вопросы о возможности объединения Германии, влиянии и воздействии этого события на социально – политические процессы Европы и Германии в частности.

Исходя из этого, можно поставить следующее задачи работы:

1) Показать причины и предпосылки объединительного процесса.

2) Проследить процесс объединения.

3) Показать отношение немцев (восточных и западных земель) к объединительному процессу.

4) Показать, как это отражается на социально-политическом процессе

1. Причины и предпосылки объединения ГДР и ФРГ

По-моему мнению, будет целесообразно начать с краткого упоминания об истории вопроса разделения Германии на два самостоятельных государства, поскольку это позволит лучше понять причины и предпосылки объединения Германского государства.

Как известно, вторая мировая война закончилась поражением Германии. Встал вопрос о послевоенном устройстве Европы и Германии в частности. Судьба этого вопроса была в руках глав четырех стран – это СССР, США, Великобритании и Франции. Углубляться в ход переговоров не имеет смысла, поэтому можно лишь сказать одно, что в силу своего географического и геополитического расположения, Германия играла роль границы между социалистическим и капиталистическим миром, была лишь дилемма о том, как эту границу провести. И она была решена посредством принятия решения об образовании двух немецких государств, в одном из которых можно было увидеть демократию, экономику с частной собственностью и действующим рыночным хозяйством, а в другом жесткую административную систему, всецело обобщенную собственность и всевластие коммунистической партии. Таким образом, «21-го сентября 1949 года конституировалось Федеративная Республика Германия. Со столицей в городе Бон»1 . Ну и, конечно же, ответ СССР последовал незамедлительно, поскольку уже «15-го октября 1949 года конституировалась Германская Демократическая Республика. Столицей являлся Восточный Берлин»2 .

62 стр., 30620 слов

Проект Конституционного договора для Европы как попытка реформирования ...

... Конституционного договора, причин и предпосылок его разработки, самого процесса подготовки документа, а также последующего провала ратификации дает возможность выделить ряд проблем и противоречий внутри европейского интеграционного объединения, ... нового учредительного договора, Европейский союз преобразуется. Так подписание Римского договора в 1957 году привело к созданию Европейских сообществ, ...

Блокада Западного Берлина советскими войсками в 1948 году, образование двух немецких государств и постройка в 1961 году Берлинской стены (причиной возведения которой являлись прозападные настроения многих немцев) стали причиной раскола одной нации надвое: восточных и западных немцев.

Прежде всего, чтобы понять, почему произошло объединение Германии, нужно определить предпосылки и причины исторического события. В данной главе мы рассмотрим конкретные события, подтолкнувшие к созданию единого государства, то есть постараемся, как говорится «узреть в корень». На мой взгляд, нужно начать с конституции Германии, которая была принята 23 мая 1949 года, причем с той, которая существовала до внесения поправок 1990 года. Прочитав статью 23, мы понимаем, что уже в ней была заложена база будущего объединения двух государств. «Настоящий Основной закон распространяется в первую очередь на территории земель Бадена, Баварии, Бремена, Большого Берлина, Гамбурга, Гессена, Нижний Саксонии, Северного Рейна-Вестфалии, Рейнланд-Пофальца, Шлезвиг-Гольштейна, Вюртенберг-Бадена и Вюртенберг-Гогенцамера. В остальных частях Германии он вступает в силу по их присоединении»3 , именно последние предложение данной статьи не дает усомниться в том, что создатели данной конституции уже в 1949 году теплились надеждой в будущем на объединение расколотой нации.

Как известно, до начала 70-х годов отношения между ФРГ и ГДР проходили в атмосфере конфронтации, а также существовало идеологическое противоборство. Ситуация начала меняться с приходом к власти в Бонне коалиции СДПГ/СвДП. Именно Вилли Брандт стал первым политиком ФРГ, который понял, что раздел Германии не вечен. Скорей всего стало ясно, что разрядка в Европе без урегулирования германо-германских отношений невозможна. Поэтому Брандт отказался от политики Аденауэра (он и его сподвижники были инициаторами раскола Германии) и признал факт существования Германской Демократической Республики, причем заметил, что два государства не являются друг для друга заграницей. То есть, именно с приходом СДПГ/СвДП во главе с В. Брандтом был сделан первый шаг (не считая, конечно же, статьи номер 23 в конституции ФРГ) на пути урегулирования отношений между двумя германскими государствами.

4 стр., 1564 слов

Конституция германской империи 1871 года. Структура, содержание, значение

... Германии. Таможенный союз 1866 года, Конституция Пруссии 1850 года, проект Германской конституции 1849 года - вот базовые источники единой конституции. "Имперская конституция, в общих своих началах, есть конституция ... и мировых проблем. Исторический опыт объединения Германии в XIX веке стал политическим ... по законам военного времени. Составители Конституции 1871 г. законодательно закрепили ту же " ...

Можно сказать, что прогресс был вполне очевидным, поскольку возросло число поездок жителей ФРГ и Западного Берлина в ГДР, с 2 млн. в 1970 г. до 8 млн. в 1973 г. Число восточногерманских пенсионеров, посетивших ФРГ, увеличилось за этот же период на 25%4 . Дальнейшим шагом на пути сближения двух государств стало подписание 21 декабря 1972 года договора об основах отношений между ГДР и ФРГ. Данный договор означал признание ГДР, и стал отправным пунктом к еще более широкомасштабным связям между государствами в сфере экономики, науки, техники, транспорта, связи, здравоохранения, культуры и спорта. Этот договор придал особый статус отношениям, которые развивались между двумя государствами. Хочется отметить, что Договор об основах отношений между ГДР и ФРГ помог остановить процесс размежевания, поскольку многие граждане получили возможность воссоединиться со своими родственниками или друзьями. Также можно сказать, что договор оказал хорошее воздействие на общеевропейскую атмосферу.

Как и во всех сферах жизни, в политике тоже есть периоды спада. Обозначился он приходом Гельмута Шмидта на пост федерального канцлера, можно сказать, что в отношениях между ГДР и ФРГ на время пришло похолодание, но продлилось оно не долго, так как уже в 1974 году был подписан протокол об учреждении в столицах обоих государств постоянных представительств. Хотелось бы подчеркнуть, что в период с 1974 по 1980 год ФРГ заключила с ГДР около 17 соглашений, что явно указывает на то, что правительство понимало всю пользу от объединения Германии и уже в 70-х годах начало делать первые шаги к этому событию. То есть первые предпосылки к объединению появились не в начале 80-х, а намного ранее, что и подтверждает сказанное выше.

К середине 80-х годов немецкий истеблишмент понимает, что новая неконфронтационная система отношений в Европе, является не только целью, но и средством для объединения Германии. Преодоление «раскола Европы» было возможно лишь при положительном решении германского вопроса. Возникло стремление правящих кругов западной Германии «европеизировать» германский вопрос, сделать так, чтобы Европа поняла, что это проблема всего континента, а не Германии в частности, да и то, что от решения данной проблемы будет зависеть развитие общеевропейских процессов. Но, к сожалению, в то время этот вопрос не стоял на политической повестке дня, и не предполагалось его решение в ближайшем будущем.

Но, тем не менее, во второй половине 80-х годов наблюдается активация политики ФРГ по отношению к ГДР во всех ее аспектах. Теперь все концентрировалось в руках канцлера и его ближайшего окружения. Все указания шли с Ведомства федерального канцлера. То есть, уже к середине 80-х годов германская политика ФРГ располагала конструктивным механизмом ее реализации, который опирался на средства массовой информации, а именно СМИ поработало над тем, чтобы западногерманское население поддержало официальный курс правительства в отношении ГДР. Тут мне бы хотелось упомянуть о роли личности в истории. По-моему мнению именно с приходом Г. Коля к власти активизировалась политика объединения нации (не зря же его называют «канцлером объединения»), похоже, это ему выпала честь некого мессии, которому было бы суждено это сделать. Что и подтверждает то, что приходом Г. Коля к власти начали активно наращиваться торгово-экономические связи, и именно они стали стержнем двусторонних отношений. Можно сказать, что торговлю с ГДР интерпретировали как внутригерманские отношения, немецкие правящие круги постоянно говорили об особом статусе тогово-экономических отношений, называли их как отношения между «двумя частями одной страны».

8 стр., 3507 слов

Применение насилия в отношении представителя власти

... в посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК), применении насилия в отношении представителя власти ... в отношение, а через него - в корригирующую деятельность тех, кому адресуется соответствующее воздействие. В связи со сказанным ... работе, приводит к дезорганизации отношений управления, создает атмосферу неуверенности и страха, вызванную опасением представителей власти ...

Важным событием также стало первый в истории официальный визит руководителя ГДР в ФРГ и его переговоры с канцлером Колем. Во время визита были подписаны соглашения о научно-техническом сотрудничестве и охране окружающей среды. Можно сказать с уверенностью, что после визита начался бум в развитии германо-германских отношений.

Хотелось бы отметить, что изменение как социально- экономической, так и политической ситуации в ГДР послужили также причиной объединения Германии.

Поскольку уже со второй половины 80-х годов устойчивый характер приобрела тенденция снижения темпов экономического роста в этой стране: с 4,5% в 1981–1985 гг. до 3,1% в 1986–1989 гг. 5

В республике потреблялось больше, чем производилось. Около половины производственных ресурсов устарело не только морально, но и физически. Крупные инвестиционные объекты не давали запланированной отдачи. Только треть предприятий была в стране рентабельной, а больше половины – попросту убыточны. Задолженность этих предприятий госбанку превысила в 1989 году 200 млрд. марок. Внешняя задолженность страны составила 20 млрд. долларов 6 .

Это привело к тому, что население ГДР, во всем сравнивавшее свое благосостояние с материальной обеспеченностью граждан ФРГ, стало воспринимать ситуацию как катастрофическое снижение своего уровня жизни. В народе все больше укреплялось мнение, что экономическое соревнование между социализмом и капитализмом безнадежно проиграно.

Истоки кризиса, поразившего все без исключения структуры общественной жизни ГДР, крылись в несовместимости провозглашенного лозунга построения «развитого социализма» с возможностью его воплощения на практике, в объективной неспособности социализма ГДР конкурировать с капитализмом ФРГ.

Кризис правящей партии СЕПГ и правительства ГДР начался в конце лета. Он был вызван недовольством жителей страны на запрет гражданам ГДР выезжать на Запад, в частности, в ФРГ, что фактически означал нарушение прав человека на свободу передвижений. Подчеркнем, что взорванная изнутри ГДР вследствие резкого нарастания внутренних противоречий и напряженности в обществе была готова к объединению со своим западным собратом.

2. Германия в 1989. Падение Берлинской стены

О непрерывном усилении недовольства населения ГДР свидетельствовало растущее число заявлений о разрешении на выезд в ФРГ. Чем больше поступало таких заявлений, тем труднее становилось карать заявителей. В немалой степени этому росту содействовала позиция Венгрии, где с приходом к власти в 1988 г. коммунистов-реформистов обстановка сделалась гораздо свободнее и страна эта все больше открывалась в сторону Запада. 2 мая 1989 г. венгерское правительство постановило начать демонтаж заградительных установок на своей границе с Австрией. Венгрия, таким образом, в нарушение солидарности социалистического содружества, открыла окно на Запад. Благодаря этому жители ГДР нашли лазейку для бегства из своей страны. Оформив документы на поездку в Венгрию, они могли далее через Австрию перебраться в ФРГ. Правительство ГДР не скрывало перед Венгрией своего недовольства и продолжало упрямо держаться консервативного курса, отвергая любые реформы в демократическом духе.

4 стр., 1766 слов

История формирования романо-германской правовой семьи

... романо-германская система самая распространенная в мире среди прочих правовых систем, но и потому, что российская правовая система относится к романо- германской семье. Целью данной работы является изучение процесса формирования современной романо-германской правовой системы. По своей структуре курсовая работа ...

В марте 1989 г. в стране состоялись очередные выборы органов местного самоуправления, проведенные целиком по старому сценарию с заранее намеченными безальтернативными кандидатурами и подделанными результатами. Но то, что раньше проходило безнаказанно, на этот раз явилось сигналом к развертыванию массового движения протеста. О фальсификации выборов, которая была не больше, чем прежде, в обществе теперь заговорили громко, настолько, что министр государственной безопасности Эрих Мильке счел необходимым специальной директивой предостеречь от действий «враждебных, оппозиционных и иных негативных сил». Затем последовал резкий скачок заявлений на выезд в ФРГ, переваливший летом за 100 тысяч. Население преодолевало былой страх перед всемогущим государством и собственное политическое безразличие. Выехавшие вполне легально в Польшу и в Венгрию осаждали посольства ФРГ в Варшаве и Будапеште, а затем в Праге и самом Восточном Берлине, добиваясь получения въездных виз в Западную Германию. Чтобы как-то разрядить обстановку, министр иностранных дел ФРГ Геншер на проходившей осенью 1989 г. сессии Генеральной Ассамблеи ООН договорился со своим восточногерманским коллегой Оскаром Фишером (согласовавшим этот вопрос с собственным правительством), чтобы в канун 40-летия ГДР всем ее гражданам, собравшимся в Праге и в Варшаве, было разрешено выехать в ФРГ; для скопившихся в Венгрии такого разрешения уже не требовалось: они самовольно устремлялись к австрийской границе.

Полученное разрешение вместо того, чтобы разрядить обстановку, только усилило поток беженцев. Тогда министр иностранных дел ГДР обратился в Москву с просьбой созвать совещание стран ОВД, чтобы урезонить Венгрию. Горбачев ответил на это, что время для подобных мер уже прошло и призвать к порядку непослушную социалистическую страну теперь невозможно. Бегство из ГДР было одновременно и формой выражения протеста против ее режима. Однако – и это главное – движение стремительно нарастало и внутри самой страны. Стали самочинно собираться оппозиционные собрания, происходившие преимущественно в церквах, а затем и митинги под открытым небом. Начиная с июля седьмого числа каждого месяца общественность отмечала выступлениями протеста фальсификацию местных выборов 7 мая. С 4 сентября в Лейпциге в церкви Св. Николая еженедельно по понедельникам собирались протестующие, требовавшие полной свободы выезда из страны и свободы публичных собраний.4 сентября таких протестующих было 2000, а 2 октября уже в 10 раз больше. Власти не решались запрещать эти собрания, тем более расправляться с их участниками в церкви, и это придавало протестующим смелости.

Воодушевленная этими первыми успехами оппозиция начала создавать демократические организации. 10 сентября возникла самая крупная из них – «Новый форум», 12 сентября – «Демократия сейчас», 7 октября заявила о восстановлении своей легальной деятельности Социал-демократическая партия ГДР, 10 октября возник «Демократический прорыв», Все они требовали, прежде всего, политической свободы.

5 стр., 2444 слов

«Способы приобретения гражданства в зарубежных странах»

... последующими изменениями и дополнениями на 8 сентября 1976 г. // Законодательные акты о гражданстве: В 3 т. М., 1993. Т. 1. ... и лиц без гражданства в Российской Федерации". - М.: Деловой двор. 2009. 4. Бархатова Е.Ю. Гражданство и регистрация: Москва, ... как иностранному иностранных граждан и лиц без гражданства для приема в гражданство Российской Федерации" // Бюллетень нормативных актов федеральных ...

Правительство ГДР, не решаясь прямо запретить их деятельность, тем не менее не хотело идти на принципиальные уступки. Для укрепления своих позиций оно попыталось использовать празднование ее 40-летия. Но праздничное шествие вышло из-под контроля, из рядов демонстрантов раздавались приветствия в честь Горбачева. Тут власти ГДР попытались прибегнуть к насилию, и когда демонстранты покинули Александрплатц (главную площадь, на которой проводились официальные торжества в столице ГДР), где на них в прилегающих улицах набросились полиция и силы безопасности, начались избиения и аресты. Эрих Хонекер (генеральный секретарь СЕПГ) продолжал сохранять неуступчивость, но эти события лишь ускорили его падение, ибо большинство политбюро уже разошлось с ним. Эгон Кренц, его заместитель и выдвиженец, по договоренности с рядом других членов коллегии, изменил своему принципу и составил в спешном порядке короткий проект решения, который и выдвинул на обсуждение высшей партийной инстанции. До того все новые проекты представлял в политбюро только генеральный секретарь. Кренц нарушил эту традицию, заявив на заседании, что молчатьи ждать долее нельзя. Проект Кренца, содержавший критику политики Хонекера, был поддержан большинством политбюро и опубликован в центральном органе ЦК СЕПГ «Нойес Дойчланд». О предстоящем смещении Хонекера Кренц уведомил Горбачева и получил его одобрение. 17 октября 1989 г., всего через 10 дней после юбилейных торжеств, политбюро проголосовало за отставку Хонекера, а также Гюнтера Миттага (ответственного за пропаганду) и Йоахима Хермана (ответственного за госбезопасность).

Никто из них не оправдывался и не возражал, постановление политбюро было принято единогласно, отставляемые также голосовали за него.власть из рук ортодоксальных коммунистов перешла в руки реформаторов, вернее тех, кто поспешил стать на реформистские позиции, либо разделял их в душе, но не осмеливался прежде говорить об этом вслух.

Генеральным секретарем был избран Эгон Кренц, а председателем Совета министров – Ханс Модров. По замечанию Гюнтера

Шабовского, Эгон Кренц был выбран на этот пост небольшой группой людей, которые были готовы к изменениям в Политбюро, однако это касалось исключительно лиц, представленных в нем, но ни в коей мере не изменения общей политической стратегии. Для большинства же граждан ГДР он был ставленником и приспешником Хонекера, от которого не следовало ожидать никаких решительных действий. Впрочем ряд историков сходится на мнении, что если бы те шаги, которые предпринял Кренц, были бы сделаны несколькими неделями (не говоря уже месяцами) раньше, то они, вероятно, были бы восприняты как решительные меры и горячо приветствовались бы: буквально на следующий день после своего избрания Кренц встречался с ведущими представителями церкви, участвовал в дискуссии с представителями рабочего класса по вопросу сложившейся политической обстановки. Показательно, что запрет на выход журнала «Спутник», объявленный осенью 1988 года, был снят. Государственный совет объявил об амнистии для всех, кто был приговорен к тюремному заключению за нелегальный переход границы. Амнистия распространялась также и на политических заключенных.

Hесмотря ни на что, новое руководство пыталось спасти то, что еще можно было спасти. За день до грандиозной демонстрации 4 ноября 1989 года в Берлине, которая послужила сигналом к началу крушения существующей системы, Эгон Кренц выступил по телевидению с предложением отдельных преобразований и нововведений. Данный документ включал в себя обещания:

17 стр., 8488 слов

Общественные объединения: понятие, виды, правовое регулирование ...

... партий требует, однако, особой регламентации. В представленной работе нами будут рассмотрены понятие и порядок создания, виды и административно-правовой статус общественных объединений, а также законодательство об отношении личного состава ...

  • опубликовать проект закона о выезде.
  • отменить статью 213 уголовного кодекса (за бегство и измену Родине).

  • разработать закон о средствах массовой информации.
  • опубликовать данные о состоянии окружающей среды.
  • реформы политической системы.
  • образование такого органа как Конституционный суд.
  • реформы системы управления (усиления влияния органов местного самоуправления)
  • широкомасштабной экономической реформы.

Демонстрации и митинги вспыхнули с новой силой, теперь они стали более массовыми, а их лозунги более смелыми. В демонстрации в столице приняли участие более 1 млн. человек, в Лейпциге – 500 тыс., т. е. практически все население этих городов. Все более настойчиво раздавались требования права на выезд без всяких ограничений и уничтожения берлинской стены.

При обсуждении этого вопроса 9 ноября ЦК партии стало ясным, что не уступить этому требованию нельзя, тем более, что стена практически никого не удерживала, что стену следует убрать, чтобы избежать по крайней мере бесконтрольного исхода. В тот же день граница была открыта, а стену через короткое время разобрали. Ее сохранили лишь в некоторых местах как памятник разделу страны и ее столицы, остальная часть разошлась «по кирпичику», и предприимчивые люди еще долго торговали ее осколками, которые пользовались особым спросом у иностранных туристов.

В итоге была завоевана политическая свобода и открыта граница. Теперь главным лозунгом общественного движения становится объединение с ФРГ. Оно было обусловлено решением ряда внутригерманских проблем и согласием великих держав, прежде всего, бывших победителей Германии, вооруженные силы которых находились на ее территории.

3. Объединительный процесс германского государства

3.1 Внутренний ход объединения

Можно сказать, что объединение Германии, которое шло в рамках строительства новой, мирной и ненасильственной Европы прошло в течение нескольких месяцев 1989 и 1990 годов. Рассмотрим то, как прошел данный процесс в столь сжатые сроки изнутри.

По-нашему мнению отправной точкой объединения двух германских государств стоит считать событие 9-го ноября 1989 года. В этот день Советом министров ГДР было принято решение о том, что все граждане страны могли выезжать в ФРГ или Западный Берлин без специального оформления, что де-факто обозначало открытие границ ГДР с ФРГ и Западным Берлином. Стена, которая раскола нацию надвое, рухнула. Поспешность принятия этого шага говорила о растерянности, которая существовала в высших эшелонах власти республики, о желании любыми средствами стабилизировать ситуацию, сбить волну недовольства, охватившее население страны. Но в тоже время это событие способствовало созданию иной атмосферы внутри германских отношениях и послужило к началу движения в поддержу идеи объединения двух германских государств. Видя удачно складывающиеся обстоятельства, канцлер ФРГ Г. Коль берет инициативу в свои руки и выступает в бундестаге с программой развития германо-германских отношений, которая называлась «10 пунктов Г. Коля». В этой программе говорилось о постепенном сращивании двух государств через решение экономических задач, слияния двух экономических структур, что, в конечном счете, должно было привести к единому государству. Но данный план действий был подвергнут критике в ГДР, и дальнейшего развития не получил.

4 стр., 1530 слов

Германское Буржуазное Право 19 века

... агрессивный курс полуабсолютистского государства Германии, ставший прямым следствием объединения страны «железом и кровью» под гегемонией Пруссии. «Рожденная в войнах нечестивая Германская империя прусской ... г. Буржуазная революция в Германии. 1850 г. Конституция Пруссии. 1866 г. «Северо-Германский союз» германских государств, получивший правовое оформление в Конституции Северо-Германского союза ...

19-го декабря состоялся визит в ГДР канцлера ФРГ. В ходе этого визита было принято решение об отмене визового режима на германо-германской границе и обязательного обмена валюты для западных немцев при въезде в ГДР. Главы двух немецких государств высказались за дальнейшее развитие отношений и разработки всех вопросов, связанных с созданием «договорного сообщества» между обоими государствами. Также был открыт переход через Бранденбургские ворота, который стал символом единения народа.

Нельзя не сказать о том, что активная «германская политика» ФРГ, на фоне паралича властных структур Германской Демократической Республики, сыграла решающую роль в дальнейшем форсировании объединительного процесса. Так как именно по инициативе ФРГ стали создаваться разного рода совместные комиссии по вопросам сотрудничества в области сельского и лесного хозяйства, туризма, культуры и охраны окружающей среды. Развивалось сотрудничество в сфере экономики и торговли. То есть, эти определившиеся тенденции свидетельствовали о неизбежности и необходимости объединения двух стран. Г. Коль это понимал, и решил действовать.