Применение насилия в отношении представителя власти

Курсовая работа

Нормы, предусматривающие ответственность за нарушение нормальной деятельности органов власти и местного самоуправления, сосредоточены в гл. 32 УК. Устанавливая суровые меры ответственности за посягательства на порядок управления, законодатель тем самым стремится обеспечить властным отношениям, складывающимся между управляющими субъектами (должностными лицами, органами управления) и управляемыми (гражданами и организациями), режим наибольшего благоприятствования в целях их нормальной реализации.

Одной из основных задач правового государства является защита прав и свобод граждан, в осуществлении которой особая роль принадлежит представителям власти, поскольку через их деятельность государство реализует свои функции. Представители власти, наделенные большими полномочиями, выполняют важные функции в обеспечении правопорядка. Однако на различных этапах развития общества существуют лица, которые по тем или иным причинам стремятся препятствовать законному исполнению представителями власти их должностных обязанностей и полномочий. Изучение специфики преступной деятельности таких лиц необходимо для того, чтобы можно было разработать рекомендации по эффективному и адекватному реагированию правоохранительных органов на противоправную деятельность в отношении представителей власти.

Рост количества насильственных деяний и низкая их раскрываемость свидетельствуют о создании реальной угрозы стабильности в обществе и государстве. В подобной обстановке важная роль отводится повышению авторитета органов государственной власти, нормальному их функционированию, законной деятельности уполномоченных лиц государственных органов управления, жизнь, здоровье и физическая свобода которых подвергается опасности в связи с исполнением ими должностных обязанностей.

В связи с указанными обстоятельствами государство применяет комплекс мер по предупреждению рассматриваемых видов преступлений, среди которых важное значение имеют уголовно-правовые средства борьбы с преступными посягательствами на представителей власти в связи с исполнением ими должностных обязанностей.

Объектом исследования выступают проблемы уголовно-правового регулирования ответственности за насильственные преступления в отношении представителей власти в связи с исполнением ими возложенных на них законом должностных обязанностей в области государственного управления.

Предметом исследования являются: государственная управленческая деятельность представителей власти; действующие уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за насильственные преступные посягательства на управленческую деятельность органов государственной власти и их уполномоченных представителей в связи с исполнением ими должностных обязанностей, а также за смежные преступления; нормы действующего российского законодательства, определяющие компетенцию органов государственной власти и их представителей в связи с осуществлением ими служебной деятельности в различных сферах государственного управления.

13 стр., 6015 слов

Судопроизводство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) ...

... работы - производство по делам, возникающим из публичных правоотношений. Объект - производство по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов ... порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан". ... 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие ...

В работе использованы следующие методы: метод диалектической логики (при выделении признаков по результатам изучения определений), сравнительный метод, исторический метод, метод формально-юридического анализа, а также логические, социологические и др.

Деятельность представителей власти является одним из важнейших факторов стабилизации общества. Любое общество не может существовать без специального аппарата управления, характеризующегося выполнением особых функций. В целях обеспечения правопорядка государство наделяет своих представителей определенными полномочиями, основанными на принципе подчинения граждан их законным распоряжениям. Четкая и слаженная деятельность аппарата государственного управления во многом зависит от уровня правового обеспечения.

Общественная опасность преступлений против порядка управления в целом состоит в том, что любое из них не только подрывает авторитет государственной власти, но и, самое главное, нарушает нормальную деятельность органов управления, препятствует их работе, приводит к дезорганизации отношений управления, создает атмосферу неуверенности и страха, вызванную опасением представителей власти за свою жизнь, а также за жизнь и здоровье близких.

Так, сравнительный анализ законодательной базы позволяет утверждать, что на всем протяжении истории развития уголовного законодательства определение объекта преступлений против порядка управления представляло собой определенную сложность ввиду того, что в разные годы в соответствующие главы и разделы УК (1922, 1926, 1960, 1996 гг.) включались во многом разнородные преступления. Главы и разделы о преступлениях против порядка управления играли роль своеобразного «запасника». В эту главу помещались нормы, в которых объекты преступных посягательств первоначально однозначно не были определены законодателем, и поэтому точное место этих норм в системе Особенной части УК не было найдено. С течением времени юридическая природа этих преступлений становилась более понятной, уточнялся круг общественных отношений, которым причинялся вред при совершении этих преступлений, и в законодательство вносились соответствующие коррективы. Следует сказать, что в действующем УК РФ эта тенденция не совсем предопределена.

Под порядком управления в уголовно-правовом смысле, по мнению отдельных советских ученых, понималась совокупность правил, закрепляющих и регулирующих устройство и компетенцию органов власти и управления и общественных организаций, а также их отношения с гражданами.

  • к преступлениям против порядка управления отнесены некоторые деяния, которые по УК 1960 г. считались иными государственными преступлениями;
  • деяние, предусмотренное ст.

159.1 УК РСФСР 1960 г. гл. 6 «Хозяйственные преступления», вошло составной частью в объективную сторону ст. 327.1 УК РФ;

4 стр., 1616 слов

Административные правонарушения против порядка управления

... 2.2 Характеристика составов административных правонарушений Родовым объектом 23 главы КоАП Республики Беларусь являются административные правонарушения против порядка управления. Неисполнение, выраженного в установленной законодательством форме ... деятельности в области страхования либо приобретения долей в уставных фондах (акций) таких организаций ст. 23.75; нарушение установленного порядка ...

  • преступление, которое было предусмотрено ст. 194 УК 1960 г., по своим основным чертам схоже с преступлением, связанным с присвоением полномочий должностного лица, предусмотренным ст. 288 УК РФ (гл. 30);
  • преступление, которое было предусмотрено ст.

191.3 УК 1960 г., по своим основным чертам схоже с преступлением, предусмотренным ч. 2 ст. 294 УК РФ (гл. 31);

— Большинство определений преступлений против порядка управления и их объекта в современной литературе не отличаются особой новизной по сравнению с теми, которые сформулированы в советское время, за исключением того, что в них появилось указание на органы местного самоуправления.

Родовым объектом преступлений против порядка управления, как правило, признаются:

1) общественные отношения, обеспечивающие государственную власть, т.е. политическую публичную суверенную власть, управляющую обществом в стране, осуществляемую специальными органами (государственный аппарат);

2) общественные отношения, обеспечивающие установленный законами РФ и основанными на них нормативными актами порядок государственного и местного управления, в том числе относящийся к функционированию органов государственной власти и местного самоуправления, государственых и муниципальных учреждений, символов государственной власти, а также к удостоверению и реализации прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Ключевым моментом в понимании сути анализируемых преступлений является определение четких границ управления вообще и государственного управления в частности. Управление представляет собой отношение в человеческой жизнедеятельности, как правило, вертикальное по характеру и связанное с наличием у вышестоящей стороны способности властно выражать и осуществлять свою роль. Сущность управления заключается в том, что оно от одних субъектов (субъектов власти) направляется к другим (управляемым субъектам) и таким образом отпочковывается от любой управленческой деятельности, превращается в отношение, а через него — в корригирующую деятельность тех, кому адресуется соответствующее воздействие. В связи со сказанным очевидно, что правовые аспекты принципиальны для управления, их незнание или игнорирование зачастую превращает управленческие решения и действия в ничтожные.

К преступлениям против порядка управления относятся деяния, посягающие на нормальную деятельность органов государственного управления и сопряженные с совершением насильственных действий над должностными лицами или препятствующие их деятельности.

Объективная сторона составов преступлений выражается, как правило, в форме действия. Активное преступное поведение имеет место, например, в посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК), применении насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК), его оскорблении (ст. 319 УК).

Уклонение от прохождения военной или альтернативной гражданской службы (ст. 328 УК) может осуществляться в форме как действия, так и бездействия. По законодательной конструкции составы преступлений, как правило, являются «формальными». Преступления окончены (составами) в момент осуществления соответствующих общественно опасных действий или бездействия независимо от наступления материальных общественно опасных последствий.

4 стр., 1592 слов

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ

... свободы, чести и достоинства. Учитывая поставленную цель реферата, задачами являются: изучение общей характеристики преступлений против личности и достоинства; изучение уголовно-правовых видов преступлений против личности и достоинства. Реферат ... если в его действиях не содержится иного состава преступления; совершение преступления с применением насилия, опасного для жизни или здоровья либо с угрозой ...

«Материальную» конструкцию имеют составы преступлений, предусмотренные ч. 2 ст. 320, ч. 2 ст. 323, ч. 2, 3 ст. 325 УК. Преступления окончены (составами) в момент наступления соответствующего материального общественно опасного последствия.

Субъект преступных посягательств, как правило, общий, т.е. физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста.

Специальные субъекты определены в ст. 320, ч. 3 ст. 321, ч. 2 ст. 322, ч. 2 ст. 322′, ч. 2 ст. 326, ст. 328 УК. Ими могут быть: лицо, которому доверены сведения о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также его близких (ст. 320 УК), участник группы лиц по предварительному сговору или организованной преступной группы (ч. 3 ст. 321, ч. 2 ст. 322, ч. 2 ст. 3221, ч. 2 ст. 326 УК), призывник на военную службу или гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу.

Субъективная сторона составов преступлений характеризуется виной в форме умысла, как правило, прямого. На квалификацию деяния, как преступления могут повлиять цели, мотивы противоправного поведения лица (см. ст. 317, 320, 321, ч. 2 ст. 3221, 323, 325-3271 УК).

2) преступления, посягающие на неприкосновенность Государственной границы РФ (ст. 322-323 УК);

4) преступление, посягающее на порядок призыва на военную и альтернативную гражданскую службу (ст. 328 УК);

5) преступление, посягающее на авторитет Государственного герба и Государственного флага РФ (ст. 329 УК);

ответственность власть преступление насилие

Прежде чем рассматривать проблемы собственно насильственной преступности, коротко остановимся на основных связанных с ней понятиях, имеющих общетеоретическое и междисциплинарное значение.

Одним словом, без агрессии человечество трудно себе представить. Очень часто его продвижение вперед обеспечивалось именно посредством агрессии.

Агрессия может быть реализована с помощью физической силы или носить психический характер, когда угрожают чем-то; она может быть представлена в виде реальных действий или присутствовать в сновидениях, фантазиях, бреде, галлюцинациях. Агрессивность же является чертой характера, причем человек может не быть агрессивным, но проявить агрессию, если этого потребуют обстоятельства, или он решит, что она в данном случае необходима.

Агрессия существенно отличается от жестокости. Жестокость есть причинение кому-либо страданий и мучений ради них самих либо игнорирование возможности их наступления при действиях, преследующих иные цели, например корыстные. Жестокость здесь выступает в качестве инструмента решения проблемы. Жестокость всегда агрессивна, также как жестокий человек всегда агрессивен, и, если агрессия наказуема только в определенных случаях, то жестокость наказуема всегда, поскольку всегда аморальна.

В правовой литературе встречается и более широкая трактовка криминального насилия. Некоторые авторы к указанным деяниям относят, кроме прочего, преступления против общественной безопасности, преступления против государственной власти.

12 стр., 5711 слов

Характеристика преступлений против порядка управления

... Преступления против порядка управления – это общественно опасные деяния, посягающие на правильную деятельность государственного аппарата и органов местного самоуправления и сопряженные с совершением насильственных действий над должностными лицами или представителями органов управления, ...

Насильственные преступления по степени общественной опасности и тяжести причиняемых последствий превосходят другие криминальные проявления. Они наносят непоправимый ущерб обществу, подрывают убеждения граждан в реальной общественной безопасности и занимают высокий процент в структуре преступности.

Насильственная преступность — совокупность таких преступлений, при совершении которых насилие является основным элементом мотивации.

Значительную часть насильственных преступлений составляют убийства, умышленное причинение вреда здоровью, истязания, изнасилования, разбои, насильственные грабежи. Рассмотрение хулиганства в одной группе с насильственными преступлениями связано с общностью или близостью их причин, способов этих преступлений, конкретных ситуаций, личностных качеств преступников. Более того, многие насильственные преступления совершаются из хулиганских мотивов.

Поскольку насильственная преступность включает в себя разнообразные по содержанию деяния, постольку специфичны причины и условия их возникновения. Система криминогенных детерминант насилия рассматривается в юридической литературе преимущественно в классическом варианте на каждом из трех уровней исследования социальных процессов: общесоциальном, локальном (микросреды) и индивидуальном, что, впрочем, не исключает и других подходов.

При этом механизм насильственного поведения связан с агрессивно-пренебрежительным отношением к жизни личности, ее здоровью и неприкосновенности.

Основные черты насильственной преступности:

  • а)увеличение доли насильственных преступлений, отличающихся особой дерзостью, изощренностью, жестокостью;
  • б)распространение насильственных преступлений из хулиганских побуждений;
  • в)увеличение доли тяжких преступлений против личности в маргинальной (социально неустойчивой) среде;
  • г)увеличение доли преступников, имеющих патологические отклонения в психике, не исключающие вменяемости (дебильность, сексуальные отклонения, психопатии, органические заболевания нервной системы);
  • д)рост числа убийств, сопряженных с изнасилованием и иными действиями сексуального характера;
  • е)при совершении насильственных преступлений преобладают мотивы ревности, мести, ссоры, что говорит об их ситуационно-бытовом характере;

— Для того чтобы успешно предупреждать насилие, необходимо разработать и реализовать на практике научно обоснованную и продуманную методику исправления тех, кто уже осужден за насильственные преступления. Это потребует, как минимум, внедрения в практику органов, исполняющих наказание, всех тех предложений и рекомендаций, которые уже выработаны наукой, но не востребованы или слабо востребованы практикой.

В средствах массовой информации должен быть поставлен прочный заслон пропаганде насилия. Разумеется, ни о какой цензуре не может быть и речи, однако необходимо возвести некие нравственно-психологические преграды на пути бесконечной демонстрации сцен насилия и жестокости. Очевидно, у тех, кто решает вопрос о демонстрации сцен насилия, надо выработать какой-то внутренний запрет, который диктовал бы им возможность или невозможность показа тех или иных жестоких действий.

Не входят в структуру насильственной преступности действия, которые хотя формально и содержат признаки какого-либо насильственного преступления, но в силу малозначительности не представляют общественной опасности. Важно также отграничивать преступное насилие от ненасильственных преступных деяний (например, в случае причинения вреда здоровью либо смерти с согласия либо по просьбе потерпевшего).

52 стр., 25590 слов

Преступление против личности

... это насилие создает реальную опасность для его жизни или здоровья, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений. Субъективная сторона преступлений против свободы, чести и достоинства личности ... строя и как критерий оценки действий законодательной и исполнительной власти. Данный реферат посвящен одному из многих неимущественных прав - праву на свободу, честь и достоинство личности. ...

К числу насильственных преступлений, по нашему мнению, относятся большинство преступлений против жизни и здоровья, половой свободы и половой неприкосновенности личности, хулиганство. Состояние и динамика этих преступлений преимущественно характеризуют насильственную преступность в целом.

Основой объединения рассматриваемых преступных деяний в отдельную криминологически значимую группу являются такие критерии, как способ действия, насильственная мотивация, форма вины и объект посягательства преступника. Иногда грабежи, разбои, захват заложников, терроризм и ряд других преступлений также рассматривают в группе насильственных. Однако в связи с тем, что насилие здесь используется сугубо как средство достижения цели (политической, корыстной и др.), этот круг преступных деяний в числе насильственных нами не рассматривается.

Преступные посягательства на законную деятельность представителей власти отличаются качественным своеобразием и поэтому занимают особое место среди остальных преступлений против порядка управления. В зависимости от объекта и предметов посягательства преступления против порядка управления могут быть разделены на следующие группы:

1) посягающие на жизнь, здоровье, честь и достоинство должностных лиц, осуществляющих законную деятельность в сфере управления, и их близких (ст. ст. 317, 318, 319 УК РФ);

2) посягающие на конфиденциальность сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностных лиц правоохранительныхи контролирующих органов (ст. 320 УК РФ);

3) посягающие на организацию деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК РФ);

4) посягающие на государственную территориальную целостность и неприкосновенность государственных границ (ст. ст. 322, 3221,323 УК РФ);

5) посягающие на государственный порядок ведения официальной документации, имеющей своим предметом официальные документы, государственные награды, штампы и печати (ст. ст.324, 325, 326, 327 и 3271 УК РФ);

6) посягающие на отдельные правила, обеспечивающие порядок управления (ст. ст. 328 и 330 УК РФ);

7) посягающие на государственную символику (ст. 329 УК РФ).

Преступные посягательства на законную деятельность представителей власти обладают сложной юридической структурой, так как имеют двуединый объект, или могут причинить ущерб двум видам социальных интересов, охраняемых уголовным законом. Такие преступления в теории уголовного права принято называть составными.

Преступления исследуемой группы всегда вызывают или могут вызвать два последствия: нарушение законной деятельности представителей власти и причинение вреда интересам указанных лиц и их близких. Основным последствием этих посягательств является воспрепятствование нормальной деятельности представителей власти, а их личные интересы могут рассматриваться в качестве дополнительных последствий. В отечественной теории уголовного права общепризнанно, что дополнительные последствия не могут быть более тяжкими, чем основные, так как в противном случае они выйдут за рамки данной уголовно-правовой нормы и потребуют вменения виновному самостоятельной статьи УК. При этом в роли способа совершения преступления может выступать только деяние, менее опасное, чем основное. Рассмотрев с данных позиций существующую систему посягательств на законную деятельность представителей власти, сосредоточенных в главе 32 УК РФ, мы пришли к выводу, что при ее построении были нарушены разработанные теорией права принципы законодательной техники. Это в первую очередь относится к составу преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ. Жизнь человека в современном цивилизованном обществе — важнейшая социальная ценность и поэтому умышленное посягательство на нее признается одним из тягчайших преступлений.

5 стр., 2128 слов

Преступления против интересов службы

... должностных полномочий материальных и иных благ в ущерб интересам государства. А объективно такие действия выражаются в сращивании государственной власти и организованной преступности.Криминологическое значение «преступления против интересов службы» ... от рядового работника жилищной конторы и милиционера до представителей высших эшелонов власти. Отражая результаты поставленных в начале работы задач, ...

Исходя из этого, вряд ли можно признать, что законная деятельность представителей власти по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности имеет большую социальную значимость, чем жизнь этих должностных лиц. Если утверждать иное, то необходимо будет прийти к выводу о том, что невыполнение представителем власти своих должностных обязанностей под реальной угрозой его жизни, исключает состояние крайней необходимости и должно повлечь за собой уголовную ответственность. Именно поэтому в составе преступления, предусмотренном ст. 317 УК РФ, личное благо человека — жизнь указанных лиц, а также их близких является основным объектом уголовно-правовой охраны, а воспрепятствование законной деятельности выступает дополнительным последствием.

Основываясь на системном и структурном анализе общественных отношений, обеспечивающих личную неприкосновенность должностных лиц, а также сравнительного исследования ценности всех общественных отношений, являющимся прямыми объектами преступлений против законной деятельности представителей власти, делается заключение, что непосредственным объектом данных преступных деяний является законная деятельность не всех должностных лиц, а только лишь «представителей власти», реализующих законный порядок управления.

Основным непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 318 УК РФ, являются общественные отношения по поводу управленческой деятельности представителей власти. Дополнительный объект — здоровье представителей власти или их близких.

Потерпевшим от преступления может быть представитель власти, а также его близкие. Согласно примечанию к ст. 318 УК РФ представителем власти признается:

а)должностное лицо правоохранительного органа;

  • б)должностное лицо контролирующего органа;

Не являются потерпевшими от данного преступления лица, участвовавшие в отправлении правосудия либо пострадавшие в связи с производством предварительного расследования, рассмотрением дел или материалов в суде либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта. В случае применения к ним угроз или физического насилия ответственность наступает по ст. 296 УК РФ.

13 стр., 6321 слов

Насилие как ресурс государственного принуждения. Возможности ...

... применения насилия как вынужденного, но необходимого для обеспечения общественной и национальной безопасности, средства ограничения различного рода девиаций. В этих условиях представляется актуальным политико-правовой анализ насилия как ресурса государственной власти ... невозможности применения насилия к человеку со стороны государства ... всех юридических институтов насильственного происхождения ...

Объективная сторона выражается в применении насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо в угрозе применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

Под насилием, не опасным для жизни или здоровья, понимаются нанесение побоев, связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и иные насильственные действия, связанные с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы и не повлекшие причинение вреда его здоровью.

Угроза применения насилия означает запугивание представителя власти или его близких совершением в отношении них насильственных действий, не опасных или опасных для жизни и здоровья, а также убийством.

Преступление считается оконченным в момент применения психического или физического насилия.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный должен осознавать, что применяет насилие именно к представителю власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Применение насилия к представителю власти по мотивам, не касающимся его служебной деятельности, квалифицируется как преступление против личности.

Субъект преступления — общий — лицо, достигшее возраста 16 лет.

С объективной стороны данное преступление представляет собой психическое насилие (угрозу) и может быть адресовано потерпевшему как лично, так и через третьих лиц, когда высказывается намерение убить потерпевшего, нанести вред его здоровью различной степени тяжести.

Под угрозой применения насилия понимается высказывание намерения применить физическое насилие. Такое намерение способно оказать устрашающее воздействие на потерпевшего.

Можно было бы и далее анализировать существующие в уголовно-правовой литературе дефиниции признаков состава преступления, предусмотренного ст. 318 УК РФ, однако это не имеет практического значения, так как существенных разногласий в этой области нет.

Представляется целесообразным остановиться на некоторых спорных моментах, возникающих на практике при применении данной нормы.

К таковым, в частности, относится неправильное применение ст. 318 УК РФ в случаях применения насилия либо угрозы применения насилия в отношении представителя власти, когда эти деяния совершаются хотя и в отношении представителя власти (что осознается виновными), но при отсутствии такого обязательного признака, как исполнение представителем власти своих должностных обязанностей. При этом следует иметь в виду, что исполнение представителем власти своих должностных обязанностей подразумевает исключительно законные действия представителя власти.

Государственный обвинитель в кассационном протесте на данный приговор поставил вопрос об отмене приговора и направлении дела на новое рассмотрение. По мнению прокурора, дело рассмотрено односторонне и с нарушением уголовно-процессуального закона; не допрошены свидетели Н. и М. — очевидцы происшествия; суд не дал оценки постановлению об административном аресте Заря-Лады О. за нарушение ст. 165 КоАП РСФСР, а также административным материалам в отношении Заря-Лады И. и Заря-Лады Н.; оправдательный приговор противоречит фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

11 стр., 5145 слов

Насилие и пренебрежение в отношении пожилых людей

... правило, женщин). Глава 2. Теоретико-методологические основы исследования насилия и пренебрежения в отношении пожилых людей 2.1 Понятие и виды насилия над пожилыми людьми Одной из проблем современной семьи, к сожалению, ... семьи, родственниками, соседями, целью которого является достижение власти и контроля со стороны одного индивидуума в отношении другого. Оно может совершаться с различной степенью ...

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ совершенно справедливо кассационный протест оставила без удовлетворения, а оправдательный приговор — без изменения, указав, что Заря-Лада И., хотя и находился в легкой степени алкогольного опьянения, однако ни он, ни кто-либо из его родственников правонарушений не совершал, что подтвердил в суде потерпевший Кочетков. Кроме того, работники милиции в нарушение положений ст. 11 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. «О милиции», в которой дан исчерпывающий перечень оснований для проверки документов, потребовал от Заря-Лады И. и его родственников предъявить удостоверение личности, а затем пройти с ними в отдел внутренних дел. Потерпевший Кочетков подтвердил, что Заря-Лада И. повалил его только после того, как он замахнулся на Заря-Ладу О. резиновой дубинкой. Никто из допрошенных в суде не утверждал, что Заря-Лада И. нецензурно оскорблял работников милиции.

Следует признать полностью соответствующей закону позицию Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ, в определении которой указывается, что ответственность за применение насилия в отношении представителя власти наступает тогда, когда насилие является противодействием законной деятельности представителя власти, в том числе и работника милиции по охране общественного порядка.

А теперь обратимся к другого рода проблемам, возникающим при квалификации преступлений по ст. 318 УК РФ, заключающимся в неправильном определении стадии совершения применения насилия в отношении представителя власти.

Учитывая, что в формальных составах последствия выводятся за рамки, правоприменитель обязан сделать вывод о том, что преступление, предусмотренное ст. 318 УК РФ, является оконченным с начала применения насилия в отношении представителей власти, а следовательно, стадия покушения в данном случае отсутствует.

Деятельность правоохранительных и контролирующих органов, учитывая ее социальную ценность, а также безопасность лиц, осуществляющих ее, должна быть надежно защищена от преступных посягательств. Признавая социальную значимость управленческой деятельности своих представителей, государство стремится к тому, чтобы создать эффективные меры, обеспечивающие неприкосновенность органов власти и, тем самым, их представителей.

К сожалению, в последнее время такие меры не всегда являются действенными. Все чаще имеют место случаи преступного противодействия представителям власти. Наиболее распространенными формами такого противодействия являются применение насилия или угроза его применения.