Коррупция в таможенных органах

На сегодняшний день тема коррупции в России в условиях современных рыночных отношений и построения правового государства несомненно является актуальной

. И это не удивительно, ведь масштабы этого явления достаточно велики, чтобы наконец с полной серьезностью отнестись к возникшей проблеме.

Коррупция — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова.

В большинстве стран коррупция относится к уголовным преступлениям.

Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти. Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли , связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания.

Коррупцию возможно классифицировать по многим критериям: по типам взаимодействующих субъектов; по типу выгоды (получение прибыли или уменьшение расходов); по направленности; по способу взаимодействия субъектов, степени централизации, предсказуемости и т. д. В России исторически коррупция также различалась по тому признаку, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий или же незаконных действий.

1.2 Виды коррупции

Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семью. К этой категории также относится кумовство.

Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

4 стр., 1890 слов

Коррупция как угроза безопасности России

... т.п.). Безопасность России - это состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от реальных и потенциальных, внешних и внутренних угроз, существующих в конкретно-исторической обстановке. Основное внимание уделим термину коррупция. Этимологически термин «коррупция» ...

Рис 1. Оптимальный уровень коррупции

По мере того, как государство искореняет коррупцию, затраты на борьбу с коррупцией возрастают так, что для полной ликвидации коррупции придётся затратить бесконечные усилия. Сравнивая потери от коррупции и затраты на искоренение коррупции для каждого её уровня, можно найти оптимальный уровень коррупции, отражающий наименьшие суммарные потери.

1.3 Формы коррупции в таможенных органах, мотивы совершения преступлений

Следует констатировать, что должностные преступления в таможенных органах, как и все внешнеэкономические преступления, характеризуются высочайшей степенью организованности. Громадные доходы, позволяют организованной преступности выделять все более внушительные суммы на подкуп должностных лиц таможенных органов.

Таким образом, коррупция как социальное явление, характеризующееся подкупом — продажностью государственных служащих, в сфере ВЭД характеризуется повышенной общественной опасностью, посягая не только на интересы государственной службы, но и на экономическую безопасность государства.

Становится очевидным при анализе особенностей коррупции, специфики организованной преступности среди работников таможенных органов. Эти особенности имеют практическое значение в связи с тем, что:

  • нижеприведенные данные, в частности характеристика коррупции и взяточничества в таможенных органах, относятся ко всем перечисленным ниже способам совершения преступлений и характеризуют их;

— их знание необходимо для разработки тактических операций и следственных версий для достижения задач расследования.

Изучение уголовных дел показало, что 73% умышленных преступлений этой категории совершаются по мотиву получения взяток, 22% по мотивам иной корыстной заинтересованности и лишь 5% — по мотивам иной личной заинтересованности.

Изучение массива уголовных дел дало возможность выделить следующие общие формы взяточничества, корыстных и иных личных мотивов в совершении преступлений этой категории:

  • совершение преступлений по мотивам простого взяточничества, разовой помощи по знакомству, родственным и иным личным мотивам, из иной личной заинтересованности;
  • совершение преступлений на основе преступного « слияния», коррумпированных связей должностных лиц таможенного органа с коммерческими и иными структурами — участниками ВЭД региона, на основе «регулярного» взяточничества за общее покровительство и попустительство по службе, взаимной помощи в удовлетворении иных личных корыстных интересов;
  • отдельно следует выделить совершение преступлений на основе аналогичных коррупционных связей со специальными агентами таможенных органов: таможенными брокерами, таможенными перевозчиками, владельцами таможенных складов, свободных складов и др.;
  • совершение преступлений по мотивам, основанным на незаконном воздействии отдельных представителей местных органов власти, вышестоящих и других контролирующих органов, влиятельных кругов, крупных промышленных структур и учреждений региона, организованных преступных формирований;

— совершение преступлений по мотивам преступного укрывательства, попустительства преступлениям со стороны вышестоящих должностных лиц в отношении нижестоящих, по мотивам ложно понятых интересов службы (сохранение репутации, ложно благополучной отчетности и т.п.).

Простое эпизодическое взяточничество наиболее характерно, как уже отмечалось, в среде специалистов и должностных лиц низшего руководящего состава таможенных органов. Субъектами преступления 92% анкетированных уголовных дел о взяточничестве, по которым вступили в силу приговоры суда, являются должностные лица этой категории. Это чаще всего инспектора отделов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль.

В 53% изученных дел обвиняемым предъявлялось обвинение в получении взяток, включая совершение иных преступлений, совершенных по мотиву их получения. Из них только в 67% эпизодов получения взятки подсудимые были признаны судом виновными в их получении, что говорит о серьезных затруднениях следственных органов в собирании полноценных доказательств вины. В целом получение взяток этой категорией должностных лиц характеризуется небольшими размерами конкретных, однако при наличии признаков регулярного, систематического их получения. Определяющим моментом для сумм взяток, как правило, является процент от суммы укрытых, «сэкономленных» в интересах заинтересованных лиц таможенных платежей либо иных необходимых расходов. Таможенник, получая взятку, практически всегда знает, какую сумму он «экономит» заинтересованному лицу, и получает процент от этой суммы в зависимости от сложности процедуры, характера предмета перемещения, риска, которому он подвергает себя, и т.п. Но, как правило, сумма взятки не превышает 50% «сэкономленных» платежей.

При этом анализ мест, где обычно передавалась взятка, показал, что 54% взяток передаются непосредственно в таможенном органе, 34% взяток передаются в местах, куда специально приезжают с тем, чтобы избежать посторонних, в том числе и в местах проведения досмотра грузов, 12% взяток передаются в автомашинах декларантов и таможенников, в остальных местах — 10%. В 55% эпизодов взятка передавалась в российской валюте, в 40% — в иностранной валюте, в 5% — в других формах. В 55% случаев получение взяток сопровождалось вымогательством.

Иногда злоупотребления в интересах «карманных» брокерских контор и таможенных перевозчиков совершаются уже при выдаче таможенным органом лицензии на брокерскую деятельность или деятельность таможенного перевозчика. Разумеется, такие лицензии выдаются за взятки и далеко не всегда при соблюдении всех необходимых условий.

Иногда «по заказу» такого «карманного» брокера таможенным органом буквально «выживаются» из сферы внешнеэкономической деятельности региона конкуренты путем:

  • затягивания процедуры оформления, создающего дополнительные расходы на простой вагонов, на плату за использование складов временного хранения;
  • постановки под сомнение заявляемой декларантом таможенной стоимости, документов таможенной идентификации, часто в спорных вопросах применения таможенного тарифа применяются наиболее невыгодные для лица (код ТН ВЭД и т.п.);
  • частого проведения проверок, применения наиболее строгих санкций за НТП;
  • волокиты и необъективности в разрешении жалоб и т.п.

При этом работники «опальных» фирм даже если и осознают это, все равно не заинтересованы жаловаться на действия должностных лиц, поскольку сфера влияния таможенного органа в регионе, как правило, весьма широка, практика рассмотрения жалоб в вышестоящих таможенных органах часто неблагоприятна для заявителей.

Крайне актуален и вопрос влияния местных органов власти, вышестоящих и других контролирующих органов, влиятельных кругов, крупных промышленных структур и учреждений региона. Для наиболее безопасного и эффективного налаживания перечисленных коррупционных связей некоторые должностные лица таможенного органа часто пытаются заручиться поддержкой этих структур.

При прочих равных условиях это является серьезным аргументом в вопросах взаимодействия местной власти с таможней. А поскольку первые в тех или иных формах осуществляют покровительство отдельным участникам ВЭД региона, в таможенные органы часто поступают ходатайства о применении адресных индивидуальных льгот по конкретным поставкам, контрактам, лицам и т.п., то есть ходатайства, не подлежащие удовлетворению в соответствии с нормами таможенного законодательства.

Иногда такое воздействие осуществляется и в нелегальных формах, на основе местничества, покровительства, а иногда завуалированного участия должностных лиц местных органов власти в деятельности коммерческих структур, включая их внешнеэкономическую деятельность. Если руководство таможни «идет на поводу» у таких руководителей, образуются местные коррупционные связи на высшем уровне, преодолеть давление которых на следствие по конкретному делу — крайне сложная задача.