Законность и справедливость: единство и противоречие

Курсовая работа

В наши дни перед российским обществом стоит острая проблема реформирования основ общественной жизни. Решение этой проблемы невозможно без критического осмысления прежнего опыта, необходимого для выработки нового понимания того, какими должны быть новые формы общественной жизни. Одними из наиболее значимых ориентиров в этом осмыслении являются для нас сегодня идея демократического, правового и социально-ориентированного государства и тесно связанная с ней идея гражданского общества. Ориентация российского общества на демократическое правовое государства зафиксирована в статье 1 Конституции РФ. Однако для воплощения этой идеи в действительность необходимо широкое внедрение правовых идей и механизмов в жизнь российского общества, которое должно поставить предел всесилию власти государства, сросшегося с теневыми и криминальными структурами, должно создать условия для интенсивного социально-экономического развития России, для возвращения ее в сообщество цивилизованных стран. Гражданское правовое состояние как раз и создает возможность для легальной индивидуальной и групповой активности, столь необходимой для возрождения былого величия России. Реализация правовых механизмов в жизни общества невозможна без актуализации основополагающих идей и категорий морально-правового сознания. Одной из таких категорий является категория справедливости, характеризующая “понятие о должном, соответствующее определенному пониманию сущности человека и его неотъемлемых прав”. О значимости понятие справедливости для юриспруденции свидетельствует латинское изречение, которое гласит “Юриспруденция есть знание вещей божественных и человеческих; это наука о справедливом и несправедливом”.

Для установления правильного соотношения между справедливостью и законностью следует прежде всего учитывать их значение как социальных регуляторов гармоничного отношения личности и общества. Именно такой характер понимания как справедливости, так и законности установился в классическом правоведении еще со времен Платона и его диалога «Государство». Ни у кого не вызовет сомнения тот факт, что деятельность людей, отношения, возникающие между ними, поведение каждого члена общества и действия отдельных социальных групп требуют регулятивного воздействия, установления общих правил. Цивилизация выработала множество различных правил и норм, обеспечивающих жизнедеятельность общества. Вся совокупность норм, осуществляющих регулирование поведения и деятельности, составляет систему нормативного регулирования общественных отношений.

2 стр., 965 слов

Взаимодействие гражданского общества и правительства государства

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, Ю. Н. Старилова Такое понимание гражданского общества как общества, объединенного едиными ценностями с государством, а не отграниченного от него в отдельную сферу, ... что является одной из причин неблагополучия в политической, экономической и нравственной жизни общества. Игнорирование интересов других людей приводит к разрыву общественных связей, ...

Юридическая наука различает понятия правового воздействия и правового регулирования. В этом есть определенный смысл право уже своим существованием оказывает значительное влияние на поведение людей. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений. Средства правового воздействия на общественные отношения, специально предназначенные для их непосредственного регулирования строго определены. Эти средства образуют целый, системный юридический механизм, обеспечивающий урегулированность все совокупности общественных отношений, которые являются предметом правового регулирования. Механизм правового регулирования — это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства.

Законность — фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.

Даже самый совершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей. Вот эта-то сторона права, связанная с жизнью закона, его действенностью, и характеризуется понятием «законность».

В недалеком прошлом отечественная наука анализировала законность преимущественно в аспекте требования всеобщего уважения к закону и обязательного его исполнения всеми субъектами. Это по своей сути правильное понимание, однако оно однобоко отражает содержание и сущность данного явления. В этом случае требование законности распространяется только на граждан и их организации, органы, непосредственно реализующие свои права и обязанности. Деятельность же органов, обеспечивающих правовое регулирование (правотворческих и правоприменительных), находится вне ее содержания.

Одним из наиболее важных выводов истории правовых и политических учений, от Платона до Ролза, можно считать признание того, что справедливость и несправедливость, с одной стороны, оказывают влияние на право, а с другой — нуждаются на каждом определенном этапе исторического развития в большей или меньшей, но необходимой опоре на соответствующее право.

Как один из важных регуляторов поведения человека, эти категории служат мерой прав, благ личности или социальной группы, основой требований и оценок с точки зрения определенного класса или общества. В их содержании закрепились и важнейшие общечеловеческие требования. Право в жизни общества, будучи государственно санкционированным, должно так или иначе поддерживать правовыми нормами простые, элементарные требования справедливости.

Целью данной работы является выяснение содержания понятия справедливости и законности их единство и противоречие.

ПОНЯТИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Справедливость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём; в экономической науке — требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость.

44 стр., 21924 слов

Что представляет собой правовая жизнь. правовая система и правовая ...

... абсолютизацией сознательного тотального контроля жизни социума, с абсолютизацией единства правовых культур различных его слоев и недооценкой значимости института прав человека в жизни государства и общества. Обыденное понимание правовой жизни сводится к представлению ...

Первое в истории общественного сознания понимание справедливости было связано с непререкаемостью норм первобытного строя. Здесь справедливость понималась как простое следование общепринятому порядку. В этом смысле характерно, что, например, древнегреческое слово , соответствующее нашему слову “справедливость”, означало лишь “обычай”, “уклад жизни”. В социальной практике такое понимание справедливости имело негативный смысл — требование наказания за нарушение общей нормы. Одним из воплощений такого понимания справедливости, которое в науке определяется как ретрибутивная, воздающая справедливость, можно считать принцип “око за око, зуб за зуб”, реализовавшийся в институте родовой мести. Более сложное, позитивное понимание справедливости, включающее наделение людей благами, возникает в период выделения индивидов из рода. Первоначально оно обозначает главным образом равенство всех людей в пользовании средствами жизни и правами. Однако, с возникновением частной собственности и неравенства справедливость начинают отличать от простого равенства, включая в нее и различия в положении людей сообразно их достоинствам. Так, например, знаменитый древнегреческий философ Демокрит писал: “Наиболее содействует делу справедливости и добродетели тот, кто отдает наибольшие почести самым достойным”.

То же понимание справедливости выражает и имевший широкое хождение античный афоризм “Справедливость есть постоянная и неизменная воля воздавать каждому по заслугам”. В социальной утопии Платона понятие справедливости характеризует такое общественное устройство, где каждое из трех сословий добросовестно исполняет свои обязанности и не вмешивается в дела других. Справедливость, которую Платон считает “добродетелью великих душ”, заключается, по его мнению, в том, чтобы “…производить свое и не хвататься за многое”. Другой великий греческий философ, Аристотель считал, справедливость может означает, с одной стороны, равенство для равных, а, с другой стороны, неравенство для неравных. Именно Аристотель впервые разделил справедливость уравнительную и распределительную. “Что касается специальной справедливости…, то один вид ее проявляется в распределении почестей, или денег, или вообще всего того, что может быть разделено между людьми, участвующими в известном обществе (здесь может быть равное и неравное наделение одного перед другим).

Другой вид ее проявляется в уравнивании того, что составляет предмет обмена”. При этом особенно важным для справедливости Аристотель считает воздаяние, которое должно исходить из принципа пропорциональности. Это обосновано тем, что, с его точки зрения, общество держится тем, что каждому воздается пропорционально его деятельности. Таким образом, Аристотелю удалось сформулировать основополагающее для современного понимания справедливости противоречие между идеей равенства и идеей заслуг и достоинства, предполагающей признание социального неравенства и пропорциональность воздаяния. Это разграничение равенства и пропорциональности получило свое развитие в социально-правовой мысли Средних веков и Нового времени. Равенство как основа справедливости признавалась здесь ограниченно, то есть в каком-нибудь определенном отношении. Средневековая христианская мораль допускала лишь религиозное равенство в смысле их общего происхождения от Бога (“братства во Христе”) и причастности первородному греху. Соответственно несправедливым могло считаться лишь неоправданно жестокое обращение государя с подданными. В новоевропейском буржуазном обществе, где была в определенной мере преодолена нерушимость сословных границ, понимание справедливости уже предполагает известное реальное равенство прав (политическое и юридическое равенство перед законом, экономическое равенство возможностей и эквивалентность обмена товарами и услугами), которое на практике оказывается в значительной мере формальным. Соответственно изменяется и понимание основы пропорциональной справедливости. Если средневековая мораль видит ее в достоинствах, связанных со степенью “благородства” происхождения, то буржуазная мораль, возникающая во многом под влиянием этики протестантизма, видит ее в способности и усердии проявленных данным человеком и его предками и воплощенных в накопленном богатстве.

19 стр., 9472 слов

Принцип справедливости в уголовном праве России

... исходя «из духовного равенства людей», и создает наилучшие условия для максимально возможной реализации принципа гуманизма в сфере социальных отношений[9] . В принципе, представления о справедливости как исключительно о нравственной категории ...

Формирование новоевропейского понимания справедливости было связано с формированием нового представление о человеке. Человек здесь стал рассматриваться как самостоятельный индивид, обладающий неотъемлемыми правами и способный самостоятельно контролировать и регулировать свое поведение в обществе на основе некоторых общезначимых норм. (В этом смысле характерно признание вины как идивидуальной ответственности каждого за свои собственные осознанные действия обязательным элементом состава правонарушения в отличие от права древности и средних веков, где признавалось так называемое объективное вменение, когда наказание применялось за осуждаемые государством церковью социальной группой последствия каких-либо действий совершенных без вины.) Таким образом, идея справедливости предполагает (хотя бы в качестве идеала, к которому следует стремится) обеспечение, с одной стороны, равенства всех индивидов в реализации их неотъемлемых прав, а, с другой стороны, возможностей социальной самореализации каждого без ущерба для других членов общества и пропорциональности общественных оценки и воздаяния для этой самореализации2. Признание неотъемлемых прав человека позволяло значительно расширить сферу действия справедливости и успешно развивать механизмы ее реализации.

Другим важным вкладом новоевропейской мысли в понимание справедливости было изменение представлений о ее происхождении. Для античности было характерно представление о том, что справедливость является характеристикой естественного порядка вещей. Это представление находит свое выражение уже у Анаксимандра, учившего о том, что из чего все вещи возникают, в то же они и возвращаются согласно справедливости, поскольку они за свою нечестивость несут наказание и получают свое возмездие друг от друга в установленное время. Аналогичное мнение высказывали также Демокрит и Эпикур. Демокрит, считавший, что ничто в мире не происходит без естественной причины, подчеркивал в своем учении объективную природу справедливости. Несправедливым он считал то, что противно природе. По мнению Эпикура, справедливость как соответствие людей космическому порядку проявляется в договоре о том, что полезно всем его участникам. Для средневековой мысли характерно представление о том, что источником справедливости является божественная воля.

В философии Нового времени была отчетливо выявлена определенная взаимосвязь идеи справедливости с идеей свободы. Как писал И. Зейме: “Где нет справедливости, нет и свободы, а где нет свободы, нет и справедливости”. Наиболее яркое свое выражение эта мысль нашла в учение Г.В.Ф.Гегеля. По его мнению, конституция, в которой “разумная воля доходит до сознания и понимания самой себя”, и есть “…существующая справедливость как действительность свободы и развития ее разумных определений”.

9 стр., 4328 слов

По Гражданскому праву «Общество с ограниченной ответственностью ...

... обществе с ограниченной ответственностью 1. Обществом с ограниченной ответственностью (далее - общество) признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных размеров; участники общества не отвечают по ... права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество может иметь гражданские права и нести гражданские ...

В Новое время утверждается общественно-конвециональное понимание справедливости, прежде всего выразившееся в теориях общественного договора. Теории общественного договора отделяют государство как политико-правовой институт от общества, объявляют его созданием воли людей. По мнению, представителей теорий общественного договора ( в частности, Гельвеция), понятие справедливости не могло существовать до выхода людей из естественного состояния и создания ими законов. “Справедливость предполагает установленные законы”. Такое понимание означало, что, в отличие от античной и средневековой интерпретации справедливости, где она обосновывалась авторитетом естественного закона и божественной воли, здесь справедливость оказывается зависящей от воли человека. Соответственно утверждение справедливости того или иного общественного порядка, учреждения, закона и т.д. в силу его “естественного” или “божественного” происхождения становилось невозможным. Идея относительности представлений людей о справедливости была высказана еще Гераклитом (“У бога прекрасно все, и хорошо, и справедливо, люди же одно считают справедливым, другое — несправедливым”), однако именно в философии Нового времени эта идея получает свое адекватное воплощение.

Именно в философии Нового времени осознаны, с одной стороны, относительность всякого представления о справедливости, ведущая к признанию многообразия возможных представлений о ней, а, с другой стороны, — необходимость справедливости как некоторой идеи, с точки зрения которой оценивается то или иное общественное установление. Как писал Вольтер: “Абсолютная справедливость недостижима также как абсолютная истина; но справедливый человек отличается от несправедливого своим стремлением к справедливости и надеждой ее достичь, как правдивый от лживого — своей жаждой истины и верой в нее.” По мнению И.Канта, “когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей”. С ним перекликается и мнение Дж. Стюарта Милля, который называл справедливость “главной частью и, вне всякого сомнения, самой священной и обязательной частью всякой морали”. Справедливость имеет автономную, ни от чего не зависящую ценность. Ж.-Ж.Руссо писал: “Первая награда справедливости — это сознание того, что мы поступили справедливо”. Идея справедливости таким образом превращается в некоторую регулятивную идею, необходимую для моральной оценки тех или иных законов и учреждений. По мнению Э.Ю.Соловьева, такое понимание справедливости связано с противопоставлением права и закона (или иначе нормативно-теоретическим определением закона), которое позволяет ввести этическую оценку в законодательство. Такое его определение он связывает с тем, что право понимается не как совокупность принудительных норм, регулирующих поведение каждого члена общества, но как мораль, регламентирующая правителя. Именно такое понимание права, которое Э.Ю.Соловьев, связывает с кантовской концепцией моральной автономии индивида, и соответствует концепции гражданского общества. Соответствующее такому праву законодательство делает общество автономным от государства и дает ему возможность контролировать последнее.

14 стр., 6674 слов

Судебная власть и правосудие в Российской Федерации

... некоторых общепризнанных периодах в истории отечественного государства и права). Глава 1. ИСТОРИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ § 1. История суда в России с древности до 1917 года Суд в ... присутствовали архиепископ и князь. Псковская судная грамота была основным источником права в этой феодальной республике. В правосудии активное участие принимало вече и братчина (суд общины). Князь ...

«Справедливость» имеет парную категорию — «несправедливость». Устранение несправе-дливости — одно из средств утверждения справедливости. Именно по этому пути идут сегодня законодательство и практика. Этим «замыкается» и большинство теоретических работ. Юридическая справедливость может стать действительной при неуклонном соблюдении всех объективно присущих правовому государству и провозглашенных обществом принципов. Именно в соответствии деклараций и реальности — высшая справедливость. В институте юридической справедливости сфокусированы принципы и нормы, утверждающие равенство субъектов. Сегодня нормы права — средство, метод, способ борьбы за справедливость, ее гарантия. Не меньшее значение имеют и иные социальные нормы, а их роль юристами учитывается явно недостаточно. В конечном же итоге предназначение права видится в поддержании такого порядка, такого режима, когда для несправедливости не оставалось бы места ни в одной сфере общественной жизни4.

ВИДЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Справедливость является важнейшей категорией социально-философской мысли, морального, правового и политического сознания. Неоднократно обращались к проблеме справедливости такие мыслители, как Г. Спенсер, Дж. Локк. В философии Древнего Востока и Древней Греции справедливость рассматривалась как внутренний принцип существования природы, как физический, космический порядок, отразившийся в социальном порядке.

Начиная с Аристотеля принято выделять два вида справедливости:

Уравнительная — относится к отношениям равноправных людей по поводу предметов («равным — за равное»).

Она относится не непосредственно к людям, а к их действиям, и требует равенства (эквивалентности) труда и оплаты, ценности вещи и ее цены, вреда и его возмещения. Отношения уравнительной справедливости требуют участия, по меньшей мере, двух лиц.

Распределительная — требует пропорциональности в отношении к людям согласно тому или иному критерию («равное — равным, неравное — неравным», «каждому своё»).

Отношения распределительной справедливости требуют участия по меньшей мере трех людей, каждый из которых действует для достижения одной цели в рамках организованного сообщества. Один из этих людей, распределяющий, является «начальником».

Уравнительная справедливость является специфическим принципом частного права, тогда как распределительная — принципом публичного права, являющегося совокупностью правил государства как организации.

Требования уравнительной и распределительной справедливости являются формальными, не определяя, кого следует считать равным или отличающимся, и не указывая на то, какие правила к кому применять. Различные ответы на эти вопросы дают различные концепции справедливости, которые дополняют формальное понятие справедливости содержательными требованиями и ценностями5.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА СПРАВЕДЛИВОСТИ В СУДОУСТРОЙСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Как было показано выше, проблемы справедливости встают на повестку дня, когда возникает необходимость в общественной оценке деятельности соответствующих институтов. Таким образом, постановка проблемы справедливости ставит вопрос о соответствии конкретных общественных установлений некоторым общезначимым социальным и моральным принципам — именно в этом смысле идея справедливости выступает как регулятивная идея. При этом характер требуемого соответствия зависит от конкретных исторических условий и специфики данного общества Поэтому для выяснения тех условий, которые необходимы для правосудия в истинном смысле этого слова, для достижения максимально возможного соответствия правовых установлений моральным нормам, для реализации в судебной практике идеи справедливости и связанных с ней, как это было показано выше, идей соразмерности, равенства, законности, истинности и др., мы обратимся к происходящему сегодня процессу совершенствования правового регулирования жизни российского общества. Одним из важнейших составляющих этого процесса является реформа судебной системы.

17 стр., 8035 слов

Законность и обоснованность судебного решения

... Суд принимаемым решением восстанавливает законность во взаимоотношениях сторон: либо признает права истца, нарушенные ответчиком, либо отклоняет требования истца, защищая тем самым права ответчика. Судебные решения по отдельным ... органам. Клейнман А. Ф.[4] писал, что судебное решение – это акт подтверждения судом, как ор­ганом правосудия, наличия или отсутствия между сторонами процесса известного ...

С конца 80-х годов в научной и публицистической литературе высказывается требование повышения роли суда в жизни общества. Полноценное решение этой проблемы однако невозможно без построения развитого гражданского общества. В Советском Союзе гражданское общество было практически ликвидировано в конце 20-х годов. Государство расширило свою сферу влияния вплоть до семейных отношений, жестко регламентировало гражданские отношения, добилось отчуждения граждан от многих интересов, потребностей связанных с признанием человека его свобод, собственности. Естественные права человека отрицались на государственном уровне. В юридическом плане отрицание естественных прав человека опиралось на позитивистскую доктрину, которая признает правом то, что закреплено законом, в политическом — на классовую идеологию. Под влиянием классовой идеологии одни права, которые существовали ранее в гражданском обществе, были “отброшены”, то есть не получили признания государственной власти и, следовательно, не подлежали судебной защите. К ним можно отнести естественные права, права церкви фидуциарные права, основанные на доверии и защищаемые моральными средствами. Другие претерпели существенную коррекцию под влиянием идеологии: право гражданства, публичное право, право на владение имуществом, право на наследство, право на иммунитет от привлечения к исполнению публичных обязанностей, право собственности, право на судебную защиту и др. В обязанности правосудия вменялось внедрение единства законности, проведение в жизнь судебными методами государственной воли, которая закреплялась в узаконениях новой власти. Правосудие было сориентировано на новые правозглашенные властью классовые ценности и не разделяло тезиса о том, что основной задачей правосудия является обеспечение каждому его права как меры свободы, которое одобрено обычаем, нравственными воззрениями, традициями культурой, идеями справедливости. Кроме того, отсутстовали нормальные товарно-денежные, рыночные отношения и различные формы обмена, роль договора, гражданских сделок в условиях дефицита и материальной необеспеченности отдельных социальных слоев в жизни общества сводилась к минимуму, немыслимо было сильное правосудие, поскольку оно не имело под собой материальной, правовой опоры. Неразвитость гражданских отношений вела к инфляции правосудия как органа, призванного защищать право6.

5 стр., 2020 слов

Судебный контроль за законностью действий органов исполнительной власти

... в тесной взаимосвязи. Судебный контроль в сфере исполнительной власти является сложным многоплановым институтом права, который можно рассматривать и как важнейшую гарантию законности и дисциплины деятельности органов исполнительной власти, и как содержание ...

Осознание необходимости изменения такого положения вещей вылилось в разработку концепции судебной реформы, которая была одобрена постановлением Верховного Совета РФ от 24 октября 1991 года. Как утверждалось в тексте концепции, “судебная реформа состоится если концептуально будут решены следующие задачи:

  • получит правовую защиту суверенитет Российской Федерации в части осуществления правосудия в соответствии с собственно материальными и процессуальными законами;
  • назначение суда будет определено и задачи перед ним поставлены в соответствии с истинными природой и возможностями, юстиция из карательной превратится в правоохранительную;
  • законодатель гарантирует в сфере юстиции защиту основных прав и свобод человека;
  • судебная власть утвердится в государственном механизме как влиятельная сила, независимая от законодательной и исполнительной власти;
  • удастся обеспечить верховенство суда в правоохранительной деятельности, примат юстиции над администрацией;
  • будет ликвидирована идеологизация правоохранительной деятельности и ее ориентация на защиту публичных интересов;
  • в уголовном и гражданском судопроизводстве будут последовательно проведены демократические принципы;
  • станет доступной и достоверной информация о деятельности правоохранительных органов и судебно-правовая статистика
  • возникнут предпосылки для превращения чиновника юстиции из функционера в личность с независимым правовым и социальным статусом, а также для образования судебной корпорации;
  • повысится престижность работы в правоохранительных органах,

будет налажено ресурсное обеспечение правоохранительных органов”. Таким образом в концепции судебной реформы нашли свое отражение переосмысление задач правосудия и его роли в общественной жизни в свете идей справедливости и прав человека. С необходимостью обеспечить такие гарантированные принятой в 1993 году Конституцией принципы социальной справедливости как равенство перед законом и право на судебную защиту прав и свобод человека (ст. 19,32,46,47) этим связана идея повышения роли правосудия в жизни общества, реализации в его деятельности принципов независимости, состязательности, гласности и др. Новый статус правосудия был закреплен в положениях Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя России, таких как: Россия — правовое государство, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны (ст.1, 10, 11) и др. В правовом государстве, равно как в государстве стремящемся стать таковым и основанном на принципе разделения властей, роль суда и его статус исключительно велики, ибо он, по существу является главным гарантом соблюдения права и его выразителем. По Конституции суд, который раньше был всего лишь одним из многочисленных государственных органов, не игравших важной роли, превратился в носителя судебной власти, который в пределах своей компетенции самостоятелен от власти законодательной и исполнительной, входит в систему сдержек и противовесов и обеспечивает защиту прав граждан и юридических лиц, в том числе и от решений и от действий законодательной и исполнительной властей. Очень важным с точки зрения осуществления правосудия судом является отделение его от других правоохранительных органов. Совпадение задач у органов выполняющих функцию обвинения и суда призванного решить дело по существу, ошибочное определение цели юстиции предопределяют карательный уклон в деятельности правоохранительных органов, инквизиционный характер судопроизводства, в котором нет реальной силы, противостоящей обвинению. Никакой собственной инициативы, никакой побудительной заинтересованности — вот параметры истинного правосудия в новом демократическом его понимании, которое базируется на конституционных принципах независимости судей, состязательности и равноправии сторон8. Очень важным с этой точки зрения является также стремление к обеспечению материальной независимости судебной власти.

22 стр., 10592 слов

Культурные права номер статьи в конституции. Культурные права ...

... Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). В настоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах большинства государств, ... Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации". Содержание и гарантии осуществления культурных прав были развиты и дополнены в ряде рекомендаций, принятых ЮНЕСКО (1968, ...

Конституция РФ наделяет суд и широкой компетенцией, соответствующей статусу органа самостоятельной ветви государственной власти. В статье 46 Конституции зафиксирована полная компетенция суда по самостоятельному разрешению всех вопросов фактов, имеющих значение для данного дела, и необязательность для него решений несудебных органов, в которых содержатся выводы об этих фактах. Кроме того, в компетенцию суда входит согласно новому Основному Закону и оценка федеральных законов на предмет их соответствия Конституции РФ, общепризнанным нормам и нормам международного права, чтобы в тех случаях когда законодатель принял закон с их нарушением, воспрепятствовать реализации его воли, отказав в применении такого закона. (С этим связан сформулированный в Законе о судебной системе (ч.3 ст.5) тезис о единстве судебной системы Россиской Федерации.) Каждый суд теперь имеет право самостоятельно решать соответствует тот или иной закон Конституции. Таким образом, в нынешней ситуации общественных трансформаций значительно возрастает роль судебной практики и как источника права в целом. И с принятием новой Конституции РФ эта позиция (признание того что суд творит право) находит еще большее практическое подтверждение, становится более актуальной и требует дальнейшей разработки. Выполняя свои обязанности, восполняя пробелы и разрешая противоречия в законодательстве, суды в настоящее время просто вынуждены творить право, иначе их деятельность станет просто неэффективной, а приведет к результатам, противоположным тем, которые от него вправе требовать общество: он будет не защищать права, а способствовать их нарушениям9. Благодаря этому оказывается возможной реализация в деятельности судебной власти принципов истинности и законности, которые является обязательной составляющей при вынесении справедливого решения.

Фундаментальное значение для становления в стране независимой и авторитетной судебной власти в России имел принятый 26 июня 1992 года Закон о “Статусе судей в Российской Федерации”. Главные его положения, закрепленные впоследствии в Конституции (ст.119,120,121,122,123): судьи назначаются пожизненно, точнее, на неопределенный срок, они несменяемы, неприкосновенны и никому не подотчетны, им гарантируется высокое материальное и социальное обеспечение. Теперь, принимая решение по конкретному делу, судья перестал чувствовать себя заложником тех сил, которые через определенное время прямо или косвенно будут решать его судьбу. Важным условием осуществления справедливости в деятельности суда является, как уже было указано, повышение морального облика судей. Эту цель преследуют принятые в 1993 г. Кодекс чести судьи Российской Федерации и Положение о квалификационных коллегий судей. Положения этих документов находятся в русле выдвинутой в Концепции судебной реформы задачи создания предпосылок для превращения чиновника юстиции из функционера в личность с независимым правовым и социальным статусом, а также для образования судебной корпорации.

Важным шагом в реформе судебной системы стало возобновление суда присяжных. Суд присяжных выступает в качестве средства разрешения нестандартных ситуаций, где из-за тяжести возможных последствий опаснее погрешить против справедливости, нежели против веления абстрактной нормы. Осуществление справедливости здесь возможно за счет таких преимуществ суда присяжных как более широкая коллегиальность, бесспорная независимость, меньший риск злоупотреблений и судебных ошибок, привнесение в сферу казенной юстиции житейского здравого смысла и народного правосознания, стимулирование состязательного процесса, способности испытывать правоту законов применительно к конкретному случаю10. Очень важным с точки зрения реализации идеи правосудия являются также реформа процессуальных форм предварительного следствия, судебного разбирательства по уголовным делам, ювенальной юстиции и т.д.

Признание высокой значимости социальной и моральной оценки существующих законов и повышение роли правосудия в правотворчестве имеет важное значение для реализации принципа соразмерности преступления (проступка) и наказания (взыскания), что связанно с традиционным для идеи справедливости стремлением к соответствию между деянием и воздаянием. По мнению авторов учебника “Общая теория права”, принцип соразмерности предполагает, что наказание не должно быть слишком жестоким, не должно противоречить принятом в данном обществе социальным ценностям; каждый запрет должен быть воспринят общественным правосознанием, запретов не должно быть слишком много и они не должны сопровождаться слишком строгими санкциями. Здесь от справедливости судебного решения, от его моральной оправданности зависит его воспитательное воздействие. Это становится особенно актуальным в свете сформулированной в Концепциии судебной реформы задачи превращения юстиции из карательной в правоохранительную.

ПОНЯТИЕ ЗАКОННОСТИ

Законность — политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.

Принципы законности — это обусловленные характером формирования и функционирования правовой системы исходные положения, которые лежат в основе реализации правовых предписаний и в основе требований к поведению субъектов правовых отношений.

Верховенство закона (обеспечивает иерархическую стройность системы нормативных актов, когда подзаконный правовой акт не противоречит закону);

  • Единство законности (предполагает её действие на всей территории государства);
  • Всеобщность законности (подразумевает её действие на всех лиц);
  • Целесообразность законности (способствует достижению целей государства и общества, которые выражаются в праве, в законе);
  • Равенство перед законом (предоставление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам);
  • Гарантированность основных прав и свобод граждан (всеобщая защита индивида и необходимость обеспечения приоритета общегуманитарных ценностей);
  • Неотвратимость наказания за совершённое правонарушение (характеристика юридической природы законности);
  • Взаимосвязь законности и культурности (характеризует нравственную природу законности; без достижения определенного уровня правовой культуры всеми субъектами права, населением страны в целом, невозможно обеспечить должный уровень законности).

Гарантии законности

Гарантии законности — это объективные условия, субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.

Общие гарантии законности

Общие гарантии законности — реально складывающиеся в жизни общества возможности, которые в той или иной степени обеспечивают реализацию правовых предписаний. Среди них рассматривают:

Экономические гарантии. Являются основой для всех других гарантий. Кризис в экономике ведет к ослаблению законности. Экономическая свобода не всегда способствует укреплению законности. Уровень законопослушания снижается в результате невыполнения государством своих социальных обязательств перед гражданами (отсутствует поддержка незащищенных слоев населения, массовые невыплаты зарплат, развал системы бесплатной медицинской помощи, образования и т. д.).

Безработица также является «резервом» преступности.

Политические гарантии. Это функционирование политической системы общества. Демократия, разделение властей, политический плюрализм, свобода печати являются политическими предпосылками законности. Но самое главное, чтобы политические права и свободы не были декларативными, а реализовывались.

Духовные гарантии. Это мировоззрение, правосознание, высокий уровень общей и правовой культуры населения, мораль, глубокое уважение к требованиям права, развитие юридической науки.

Общественные гарантии. Это меры, применяемые общественностью в целях борьбы с нарушениями законности, для ее поддержания и укрепления (комиссии, комитеты, добровольные народные дружины, средства массовой информации).

законность справедливость

Специальные гарантии законности

Специальные гарантии законности — юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности.

Юридические гарантии (закрепленные в действующем законодательстве способы и средства, а также организационно-правовая деятельность по их применению, непосредственно направленные на обеспечение законности, на беспрепятственно осуществление прав и свобод и на их защиту).

Это может быть дальнейшее развитие, совершенствование и повышение эффективности законодательства как нормативной основы законности, улучшение правотворческой деятельности государства. Законодательство также должно отвечать требованиям времени. Внутриведомственный и межведомственный контроль за законностью. Внутриведомственный заключается в контроле вышестоящего органа за соблюдением законности в деятельности подчиненных ему нижестоящих органов, то есть осуществляется по вертикали (контроль прокуратуры за милицией).

Судебный контроль за деятельностью всех органов государственной власти и должностными лицами. Жалобы и заявления граждан, их своевременное и правильное рассмотрение. Адвокатура также играет немаловажную роль в укреплении законности.

Формы законности

Воплощение в законодательстве лучших правовых идей, приоритета прав и свобод человека, справедливость Конституции и законов, их соответствие реальным общественным отношениям.

Верховенство основного закона — иерархия нормативно-правовых актов (подчинение всех подзаконных актов законам, а законов конституции).

Неукоснительное соблюдение законов, других нормативно-правовых актов и судебных решений всеми членами общества, государственными органами и должностными лицами, обязанными воплощать право в жизнь (принцип верховенства закона в правовом государстве).

Эффективная государственная и общественная защита действия конституции и законов.

Для применения принципа законности на практике должна быть обеспечена возможность эффективного судебного обжалования гражданами действий государства и его структур.

ЕДИНСТВО ЗАКОННОСТИ — принцип законности, означающий единообразие (одинаковость) в понимании содержания юридических норм всеми субъектами права и их претворении в жизнь на всей территории государства. Для федеративного государства действие данного принципа имеет особое значение. По этой причине и в условиях федеративного государства сохранение вертикали власти имеет важное значение.

В то же время единство законности предполагает разнообразие в правотворчестве и правопри-менении. Это предполагает плюрализм субъектов правотворчества: так, в федеративном государстве нормотворческими полномочиями обладают региональные и муниципальные органы власти. Но при этом они должны исходить из принципа верховенства федерального права.

Для глубокого понимания феноменов законности и правопорядка и их взаимосвязи раскроем подробнее структуру механизма правового регулирования, упомянутого в начале работы. Законность и правопорядок неотделимы от права, его реализации, поэтому изучение их связей в механизме правового регулирования постоянно находится в центре внимания теоретический разработок.

Нормы права устанавливают общие и юридически обязательные правила поведения тех участников общественных отношений, которые находятся в сфере правового регулирования. Они излагаются в различных по своей юридической силе нормативно-правовых актов, не теряя при этом своей общеобязательности. Основополагающее регулирующее воздействие нормы права на общественные отношения состоит в том, что она определяет круг субъектов, на которых распространяется ее действие; формулирует обстоятельства, при которых данные субъекты руководствуются ее предписаниями; раскрывает содержание самого правила поведения; устанавливает меры юридической ответственности за нарушение указанных правил. Нормы права — это изначальный элемент механизма правового регулирования, определяющий его основу, те направления правового поведения, которые программируются в реальных общественных отношениях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Законность — основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития (частную и публичную), законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов людей.

О законности написано очень много работ. Существует и множество различных определений этого явления. Но практически в каждом из них выделяется то главное, что и образует суть, основу законности, — строгое, неуклонное соблюдение, исполнение норм права участниками общественных отношений. Именно это присуще законности любого исторического периода независимо от условий места и времени.

Необходимым условием реализации справедливости (в ее современном понимании) в судебной практике является определенное состояние судоустройства. В нем должны найти свое воплощение принципы равенства, соразмерности, независимости, состязательности, гласности, чта связано с пониманием суда как специфически правоохранительного органа. Особенно актуальной возможно более полная реализация этих принципов является для российского судоустройства, находящегося в процессе реформирования советской правовой системы, где эти принципы были реализованы крайне ограниченно. Необходимость такого реформирования обусловлено значением правовых механизмов в процессе утверждения рыночной экономики, становления гражданского общества и социально правового государства, вхождения в мировое сообщество. Именно правовые институты, и, в частности, правосудие должны стать гарантом реализации в этих процессах принципов морали и справедливости.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/na-temu-zakonnost-i-spravedlivost/

1. Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. М., 1977, с.43.

2. Борохов Э. Энциклопедия афоризмов.(Мысль в слове).

М., 1998, с.537.

3. Алексеева Т.А. Справедливость. Морально-политическая философия Дж.Роулса. М., 1992, с.13-20.

4. Философская энциклопедия. в 5 т., т.5., М., 1970, с.120.

5. Канарш Г. Ю. Социальная справедливость: философские концепции и российская ситуация — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та , 2011. — 236 с. — 250 экз. — ISBN 978-5-98079-689-1.

6. Завадская Л.Н. Механизм реализации права. М., 1992

7. Концепция судебной реформы. М., 1992, с.37.

8. Становление судебной власти в Российской Федерации. М., 1997, с.10

9. В.М.Жуйков Судебная защита прав граждан и юридических лиц. М.,1997, с.140.

10. См. нормативные материалы о судьях и суде присяжных. М., 1994, с.8-9.

11. Д. М. Фельдман. Материалы к истории термина «законность» в советском законодательстве // Эдиционная практика и проблемы текстологии. М.: РГГУ, 2006. — С. 120—128.

12. См.Соловьев Э.Ю. Выступление на круглом столе “Право. Свобода. Демократия.”//Вопросы философии. — 1990. — №6. — с.3.