Речь в моей курсовой работе пойдет о «Марксистской теории права». Эта тема была выбрана мной не случайно, потому что влияние марксистской школы оказало огромное влияние на определенный этап развития нашей страны и, конечно же, на дальнейшее развитие современной России. Марксистская правовая концепция доминировала в правовой системе нашей страны более десяти лет и, следовательно, могла повлиять только на современное российское право. Исходя из важности объективного представления о правовой истории России, а так же оправданного желания ознакомится с признанными во всем мире трудами К. Маркса и Ф. Энгельс, я считаю, что важность этой темы и необходимость ее углубления несомненны.
Объектом исследования в моей теме является право в рамках правовой теории К. Маркса и Ф. Энгельс и его влияние на государственные процессы в странах, где применялась эта теория права.
Рассматривая данную тему, я ставил для себя цель выявить основные положения марксистской теории, проследить закономерности развития права на примере Союза Советских Социалистических Республик и рассмотреть возможность применения теории К. Маркса и Ф. Энгельса на современном этапе развития общества.
Прежде всего я хотел провести анализ того, как основатели доктрины в целом представляли себе государство и общество, потому что, как вы знаете, государство и право не могут существовать без определенной связи между ними. Правовая концепция Советского Союза, основываясь на учение К. Маркс поставил перед собой несколько задач, среди которых важное место занимает замена закона организационными, техническими и моральными регуляторами. Эти суждения были напрямую связаны с задачами «построения социализма» в СССР.
интересно также понять тот факт, что право, по мнению советских юристов, рассматривалось как элемент, чуждый социализму, который является чисто буржуазным пережитком.
интересно также, что классики марксизма рассматривали право в тесной связи с экономикой. По их мнению, экономика оказывает сильное влияние на право. Это зависит от экономической мощи господствующего класса. Эти же взгляды, на мой взгляд, представляют значительный научный интерес в области юриспруденции и требуют детального анализа.
В своей работе я основывался на материалы, представленные в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса, а так же на работы отечественных правоведов, таких как М.М. Рассолов, В.О. Лучин, Б.С. Эбзеев, С.С. Алексеев, подробно описавший в своих трудах советскую правовую действительность.
Влияние коррупции на развитие общества
... 2.Влияние коррупции на развитие общества §2.1 Коррупция в России. Современная актуальность темы коррупции связана с разнообразием ее последствий. Помимо прямого влияния на экономические процессы, коррупция имеет ... International индексу восприятия коррупции) на 2,4 балла снижает темп экономического роста страны примерно на 0,5%. Негативное влияние коррупции на социально-политические процессы ...
В своей работе я использовал такие исследовательские методы, как анализ, систематизация, обобщение, а также историко-правовой метод.
Глава I. Основные взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на право
Право, согласно взглядам К. Маркса и Ф. Энгельса, рассматривается как часть надстройки на экономической основе компании. Обусловленное материальными условиями жизни, оно оказывает на них противоположное действие. Главной составляющей права классики марксизма видели право в его классовой сущности. Воля господствующего в данном обществе класса, возведенная в закон — именно так К. Маркс и Ф. Энгельс утверждали о праве в «Манифесте коммунистической партии» «Манифест коммунистической партии» был написан К. Марксом и Ф. Энгельс от имени Второго съезда Союза коммунистов в качестве своей программы в 1847 году. Впервые «Манифест» был издан на немецком языке в Лондоне в феврале 1848 года..
Характерной чертой марксистской теории является рассмотрение права в тесной связи с государством, которое формирует и поддерживает право в процессе его реализации.
1.1 Происхождение и развитие государства и права с позиции классиков марксизма
В истории общества и государственные процессы, и право, представляющее собой особую систему правовых норм и связанных с ними правоотношений, имеют одинаковые условия и причины. Развитие права между разными народами и в разное время, конечно, имело свои особенности, но наряду с частностями существовали и общие законы развития. В любом обществе экономическая и социальная жизнь должна иметь определенную упорядоченную деятельность людей, участвующих в производстве, потреблении и обмене материальных благ. Для ее достижения необходимы правила поведения и социальные нормы. В условиях первобытного общества эту роль играли обычаи, сросшиеся с религиозными и моральными требованиями. Социальное расслоение общества и появление социальных групп, у которых были противоположные интересы, привели к тому, что племенные обычаи больше не могли играть роль универсального регулятора.
В 1877 году американский ученый Льюис Генри Морган издает свою книгу «Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» Появление данной книги произвело настоящую революцию во взглядах на доисторическое прошлое человечества и положило начало истории первобытного общества. Это основная работа Льюиса Генри Моргана (1818-1881) — выдающегося американского ученого, этнографа, социолога и историка.. В этой работе помещен очень важный подход к изучению истории: периодизация развития человечества. Она включала в себя 3 основных стадии: дикость, варварство и цивилизация.
Морган более подробно разработал первые два этапа: жестокость и варварство. Он разделил каждую из них на три фазы, которые назывались: нижняя, средняя и высокая. Если мы возьмем первый этап, то рыбная ловля, охота и собирательство преобладают над деятельностью человека. И здесь мы видим отсутствие частной собственности и существование всеобщего равенства. На следующем этапе уже имеют место варварство, частная собственность и социальная иерархия. В деятельности человека появляются земледелие и скотоводство. Стадия цивилизации связывается, по мнению Моргана, с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т. д.
Основные теории происхождения государства и права
... основ возникновения государства. Цель данной работы - выявить основные причины разнообразия теорий происхождения государства и права. Цель работы предполагает постановку и решение следующего круга задач: рассмотреть исторические предпосылки возникновения государства и права; рассмотреть основные пути происхождения государства и права; рассмотреть основные теории возникновения государства и права, ...
Периодизация, которую предложил Л. Морган, стала представлять собой основу в научном изучении доклассового общества и его перехода к классовому (цивилизованному) обществу. Он открыл два принципиально разных типа общества, сменяющих друг друга в ходе общественного развития. Основой первого типа были личность и личные отношения (тут можно сказать, что фактически речь идет о роде).
Основа второго типа — земля и частная собственность — государство.
Независимо друг от друга, Л. Морган, К. Маркс и Ф. Энгельс обосновывают материалистическое понимание истории.
Классики марксизма, как и Л. Морган, так же вели речь о допуске существования права в догосударственном обществе, причем специальные марксистские конструкции, предметом которых был сам процесс появления права, как нормативной системы регуляции общественных отношений, не были достаточно выделены и изучены. Первым из этих построений было разделение истории права на несколько этапов, которые были названы варварскими и цивилизованными. На варварской стадии можно увидеть догосударственную эпоху, но когда некоторые элементы социальной стратификации уже начали проявляться, начинается процесс формирования классов. Но на этой стадии все еще господствует обычное право. В фазе цивилизации способ осуществления права уже проявляется в форме закона. именно на втором этапе этот метод формируется и получает дальнейшее развитие.
Как писали К. Маркс и Ф. Энгельс: «История права показывает, что в древнейшие и первобытные эпохи эти индивидуальные отношения, по сути, в самой грубой форме являются непосредственно правом. С развитием гражданского общества, т.е. развитием личных интересов до степени классовых интересов, правовые отношения изменились и получили цивилизованное выражение. Они стали рассматриваться уже не как индивидуальные отношения, а как всеобщие. Вместе с этим, благодаря разделению труда, охрана сталкивающихся между собой интересов отдельных индивидов перешла в руки немногих, и тем самым исчез и варварский способ осуществления права» К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения 3 том. Стр. 336-337 // М.: Государственное издательство политической литературы. 1955 год..
Важнейшим шагом в политическом развитии было отделение цивилизации от варварства. В то же время обычное право трансформируется в позитивное право под влиянием государства, которое должно было придать качественно новый облик существующим правовым формам. К. Маркс, при составлении конспекта по книге Л. Общество Древнего Моргана соглашается с мнением автора о том, что законодательство постепенно вытесняет обычное право.
Государство в нормативно-регулирующей сфере приносит обществу совершенно новую правовую форму — закон. Для обеспечения соблюдения правовых норм создается организованная сила принуждения к их исполнению, действующая при поддержке государства и в его интересах. Можно сослаться на полемику Энгельса с Прудоном. В ней Ф. Энгельс утверждал, что право возникает из экономических отношений, а не наоборот. Энгельс предложил довольно реалистичную схему возникновения права из материалистических структур общества: «На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом. Вместе с законом необходимо возникают и органы, которым поручается его соблюдение — публичная власть, государство» К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения 18 том. Стр. 272 // М.: Государственное издательство политической литературы. 1961 год..
Общество и государство. Гражданское общество в условиях правового государства
... прав и свобод, активности и предприимчивости. Государство должно выполнять в основном функции «по ведению общих дел» (К. Маркс). Его задача - не мешать нормальному течению экономической жизни. Гражданское общество ... В.И. Жуков, прежде всего, выделяет наличие в обществе свободных владельцев средств производства. Смысл данного признака гражданского общества заключен в слове «свободный», имеется в виду ...
Марксизм, вслед за Сен-Симоном Анри Сен-Симон (1760-1825) — французский философ, социолог, известный социальный реформатор, основатель школы утопического социализма. Его главными работами были: «Письма женевца к современникам» в 1802 году, «Катехизис промышленников» в 1823 году, «Новое христианство» в 1825 году. Его идеи способствовали формированию коммунистической идеологии., говорит о том, что принципы гражданского права вторичны и следуют после принципов политической экономии. Все зависит от структур экономики: представлений людей, морали, нравственности, религии.
Точно так же закон представляется марксизму не более чем надстройкой, и его реальная цель состоит в том, чтобы служить интересам тех, в чьих руках находятся рычаги управления данным обществом. Закон кажется инструментом, используемым власть имущими для подавления эксплуатируемого класса. В буржуазном государстве право с точки зрения идей пролетариата есть отрицание справедливости, поскольку оно отражает интересы правящей элиты.
Марксистское толкование права прямо противоположно традиционным представлениям о праве. Чтобы глубже разобраться в этом вопросе, следует обратиться к взглядам Ф. Энгельса, которые он изложил в своей книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» В этом произведении с позиций исторического материализма рассмотрены основные черты общественного строя древнего мира, изменения формы брака и семьи в связи с экономическим прогрессом общества, процесс разложения первобытного родового строя, вскрыты причины возникновения частной собственности, раскола общества на антагонистические классы и появления государства. , которая появилась в 1884 году.
Основываясь на этой книге, можно сказать, что в начале истории существовало бесклассовое общество, члены которого были на равных с орудиями производства. Они были равны и независимы друг от друга, так как все эти инструменты были доступны каждому бесплатно. Были определенные правила поведения, которых придерживались все члены общества. Эти правила не подвергались принудительным санкциям и больше походили на обычаи.
Вскоре после этого в первобытном обществе произошло расслоение в результате общественного разделения труда и возникло два класса. Один из этих классов овладел средствами производства, а второй потерял эти средства. В результате, первый класс начал эксплуатировать второй. Именно в этот момент появляются государство и право. Марксизм видит прямую связь между этими двумя явлениями, поскольку государство, угрожая принуждением или используя его, обеспечивает соблюдение закона.
Не все человеческие общества знают государство и закон, поскольку они являются продуктами экономических структур и возникают, когда общество делится на классы, когда один класс эксплуатирует другой или другие. Этот класс использует закон, чтобы укрепить свой статус и продлить свою жизнь.
Реализация прав и свобод человека и гражданина в современном обществе
... решены следующие задачи: сформулировано понятие прав и свобод человека и дана их классификация; изучены особенности реализации прав и свобод человека; осуществлен анализ основных личных прав и свобод человека; изучены социально-экономические, культурные права и свободы человека. Предметом исследования являются права и свободы человека в современном мире. Методологическую основу данной курсовой ...
Правила поведения, с приходом частной собственности и образования классов, стали закреплять и отражать общественное неравенство, а с возникновением классового деления общества и образованием государства возникли правила поведения, которые обеспечивались всеми силами принуждения государства.
Такие процессы имели место в истории разных народов и государств и могут быть подтверждены различными примерами их развития. Но преувеличение таких процессов, устранение других более общих и глубоких факторов в формировании права называется искажением действительности, отходом от познания и объяснения законов происхождения права.
марксистская теория право государство
1.2 Сущность и социальная природа права в свете марксистской теории
Подход к праву, как к социальному институту, появившимся в результате потребностей материальной сферы общественных отношений, принцип историзма, связь права со структурами классов и классовыми интересами и другие положения являются большим продвижением теоретико-правовой мысли на марксистском направлении.
Сегодня марксистская теория права не пользуется популярностью среди российских ученых-юристов. Чаще всего они предпочитают критику частных и зачастую надуманных вопросов, а не последовательное и систематическое освещение. Но в последние сто лет истории политической и правовой мысли марксистская доктрина была бесспорным главным действующим лицом. И стоит отметить, что в настоящее время марксистская теория права далека от окончательной, поскольку она способна полностью и связно ответить на сложные вопросы юриспруденции.
К. Маркс и Ф. Энгельс изучал не только право, тем самым не отделяя его от других общественных явлений. Они рассматривали право как одну из необходимых частей общества, которая развивается по законам этого целого и имеет свои специфические особенности. Чтобы изложить понимание права марксистской теории, целесообразно раскрыть трактовку общественной структуры, основных частей и источника развития общества по К. Марксу и Ф. Энгельса.
В свете марксистской теории общество предстает не как совокупность индивидов и их ассоциаций, а как форма социальных связей, в которые индивиды вступают в течение своей жизни. Совокупность всех этих отношений связана с понятием социально-экономической формации. Основой социально-экономической формации является способ производства материальных благ, поскольку человек не может жить без их реализации, потому что каждому члену общества необходимо жилье, продукты питания, одежда и другие материальные блага. Способ производства в марксистской теории состоит из двух взаимосвязанных частей: производственных отношений и производственных сил.
Производительные силы — это средства производства и лица, осуществляющие производственную деятельность, а средства производства состоят из предметов и средств труда.
Предметом произведения являются различные продукты природы, например минералы, масла, минералы, различные растения и их плоды. Средства работы — это инструменты работы, а также приспособления, которые человек использует в процессах создания материальных благ.
Права, свобода і обов’язки людини і громадянина
... допускається звуження змісту та обсягу існуючих прав і свобод. А для цього необхідні відповідні гарантії здійснення людиною своїх прав та свобод. Проте, за всієї важливості закріплення прав і свобод людини відповідно до ...
Взаимно связаны и зависят друг от друга все компоненты производственных сил. Орудия труда сами по себе не имеют большого значения. Только они находятся в руках человека или под его контролем способны создавать необходимые человеку материальные блага. Однако если человек лишится орудий или предметов труда, то он утратит всякую способность к производительному труду и должен будет вернуться в свое первобытное состояние, когда присвоение предметов природы было основным способом производства.
Результаты труда выражаются в производстве материальных благ, то есть предметов, способных удовлетворить материальные потребности человека. Таким образом, труд является продуктивным, обеспечивая обмен веществами между человеком и природой и тем самым создавая условия, необходимые для продолжения человеческой жизни.
Эти принципы материалистического понимания общества и его закономерностей развития Ф. Энгельс и К. Маркс полно и последовательно изложили во всех своих работах. Их понимание сущности и социальной природы права также основано на этих принципах.
Понимание права К. Маркса и Ф. Энгельса лежит на гегелевском подходе к праву, как мере свободы. Основатели марксизма считали, что человек по-настоящему свободен не тогда, когда он действует согласно своему собственному пониманию, а когда его воля основана на известных законах. Потому что, по их мнению, свобода — это осознанная необходимость, изучаемая человеком и используемая им в своей практической деятельности, объективные законы природы и общества. По мнению К. Маркса, в сфере производства свобода сводится к тому, что производители рационально регулируют свой обмен веществ с природой, ставят его под контроль, вместо того чтобы он господствовал над ними как слепая сила.
В первую очередь, изложенное понимание свободы относится к законодателю, закрепляющему меру свободы как общеобязательную для всех членов общества. Государственные законы — это всеобщий и подлинный выразитель правовой природы вещей. Эта природа не может приспособиться к закону, так как закон должен приспособляться к ней. На основе этого «законодатель же должен смотреть на себя как на естествоиспытателя. Он не делает законов, он не изобретает их, а только формулирует, он выражает в сознательных положительных законах внутренние законы духовных отношений» К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения 1 том. Стр. 162 // М.: Государственное издательство политической литературы. 1955 год..
К. Маркс и Ф. Энгельс признавали, как необходимый признак права, принцип равенства, как наиболее соответствующий буржуазным экономическим отношениям, которые основываются на формальном равенстве сторон, то есть рабочих и буржуазии.
В понимании природы и сущности права, К. Маркс и Ф. Энгельс расходятся с Гегелем Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) — крупнейший немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма. Он глубоко и всесторонне разработал идеалистическую диалектику, которая послужила одним из теоретических источников диалектического материализма. Свои взгляды о праве изложил в своем произведении «Философия права» 1821 года., однако, они полностью солидарны с ним в понимании основы права. Они все проблемные вопросы теории права переносят на сугубо земную почву, а не ищут право в духовном развитии и его последовательном воплощении в правовой действительности. Этот взгляд объясняет тем, что они были последовательные материалисты. Для них право определялось материальными экономическими отношениями, как собственно и любое иное надстроечное явление. Для членов классового общества мера свободы определяется их классовой принадлежностью, а не является равной для всех.
Роль органов внутренних дел в защите прав, свобод и интересов граждан
... внутренних дел, где защита и соблюдение прав и свобод граждан играет значительную роль при осуществлении правоохранительной деятельности. Вопрос 1. На территории России Конституция гарантирует гражданам права, которые полиция как любая правоохранительная ...
Класс-это группа людей, характеризующаяся одинаковым отношением к средствам производства, формой участия в производстве и способом получения доли производственных материальных благ для собственного потребления. В свою очередь, частная собственность на средства производства делит общества на два несовместимых (антагонистических) класса: эксплуататоров и эксплуатируемых. Первые являются собственниками средств производства, а вторые-это те, кто их лишен. В различных формациях эксплуататорами выступали такие классы, как рабовладельцы, феодалы, буржуазия, а эксплуатируемыми соответственно рабы, крестьяне и рабочие.
Мера свободы, классовое право определяется отношением классов к производственным средствам. Содержание классового права составляют притязание представителей какого-либо класса на определенную долю духовных и материальных благ, которые производятся обществом, на участие в политической жизни общества, в управлении делами государства и на свободное выражение к социальному строю, а также самовыражение в различных сферах искусства. Так же следует различать уровень, степень осознания классами права и объективную основу права отдельных классов.
Не могла не отличаться мера свободы рабов и крестьян при рабовладельческом и феодальном строе от той меры свободы, которой обладали их эксплуататоры. Малопроизводительный труд давал ничтожный избыток над необходимыми жизненными средствами. Поэтому в таких условиях прогрессивное развитие общества могло осуществляться только «при помощи усиленного разделения труда, имевшего своей основой крупное разделение труда между массой, занятой простым физическим трудом, и немногими привилегированными, которые руководят работами, занимаются торговлей, государственными делами, а позднее также искусством и наукой» К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения 20 том. Стр. 186 // М.: Государственное издательство политической литературы. 1961 год..
Как следствие, свобода эксплуатируемых, в условиях рабовладельческого и феодального строя, была очень ограничена и сводилась к «праву» на тяжелый физический труд и получение самого минимума материальных благ, которые были необходимы для продолжения жизни. У рабов и крестьян, которые были поглощены тяжелым физическим трудом, не было ни времени, ни знаний и навыков, необходимых для участия в государственных делах, отправления правосудия, занятия искусством. В то же время, мера свободы рабовладельцев и феодалов, напротив, предполагала их освобождение от тяжелого физического труда и занятие исключительно общественными делами. Конечно, этот класс «никогда не упускал случая, чтобы во имя собственных выгод взваливать на трудящиеся массы все большее бремя труда».
В условиях буржуазного общества положение принципиально меняется. После того как «громадный рост производительных сил, достигнутый благодаря крупной промышленности, позволяет распределить труд между всеми без исключения членами общества и таким путем сократить рабочее время каждого так, чтобы у всех оставалось достаточно свободного времени для участия в делах, касающихся всего общества, как теоретических, так и практических» К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения 20 том. Стр. 187 // М.: Государственное издательство политической литературы. 1961 год..
Влияние Георга Гегеля на мировоззрение Карла Маркса и В.И.Ленина ...
... В философии Гегеля берет начало идея формационного развития общества, которую впоследствии сформулировали Карл Маркс, Фридрих Энгельс и В.И.Ленин. ... Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Философия права», «Лекции по истории философии». Эти книги создали новые философские ... реабилитации русифицированного в свое время большевиками марксизма как прагматичного и перспективного для России ...
Но, не смотря на это, мера свободы пролетариата не совпадает с правом буржуазии. Хотя формально было провозглашено равенство в правах между пролетариатом и буржуазией, но это не соответствовало политическому и экономическому положению рабочего класса, который был вынужден отдавать значительную или большую часть произведенных им материальных благ владельцам средств производства, в силу существующих способов распределения.
Таким образом, обусловленность права экономическими отношениями выражается в том, что формы и методы участия классов в общественном производстве материальных благ определяют не только его притязания на ту или иную долю производственных материальных благ, но и свободу класса в сфере надстройки, то есть в политических и социальных отношениях. В зависимости от обязанности создавать материальные блага, участвовать в создании материальных условий для продолжения человеческой жизни, определяется уровень свободы каждого класса в этой сфере. На первых этапах истории классового общества, за счет внеэкономического насильственного принуждения большинства населения страны, политической и иной социальной свободой обладала лишь незначительная часть общества. Лишь в условиях капиталистического общества, основанного на мощной индустрии, эксплуатируемый класс становится субъектом отношений не только в сфере экономики, но и надстройки, так как впервые получает политическую и социальную свободу. Политическая свобода, как право рабочего класса, объективно обусловленное его экономическим положением, была признана и закреплена в законах буржуазного государства не сразу и отнюдь не добровольно. Она появилась под давлением активной и длительной борьбы пролетариата за свои права.
Отсюда следует, что в обществе, которое разделено на классы с их противоречивыми интересами, не существует единой меры свободы, единого права. Каждый класс имеет собственное право, которое имеет свои принципиальные отличия от права других классов, хотя они и взаимосвязаны. В таких условиях не представляется возможным осуществлять регулирование общественных отношений так, чтобы в общеобязательных нормах учитывались все противоречивые интересы и права отдельных классов. Данную правовую коллизию разрешает экономически господствующий класс, являющийся собственником средств производства. Он берет в свои руки государственную власть и выражает свое право в форме законов, которые имеют общеобязательный характер и требуют обязательного исполнения от всех членов общества под страхом принуждения.
«Государственная воля, определяется в общем и целом изменяющимися потребностями гражданского общества, господством того или иного класса, а в последнем счете — развитием производительных сил и отношения обмена» К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения 21 том. Стр. 310 // М.: Государственное издательство политической литературы. 1961 год.- отмечал Ф. Энгельс.
Именно воля одного класса, которая выражена в законе, не позволяет видеть в нем всеобщее право, которое должно в равной степени отражать и охранять права всех членов общества. Такой недостаток присущ в полной мере буржуазному праву, которое представляет собой возведенную в закон волю буржуазии.
1.3 Марксистская правовая концепция
Политические идеи К. Маркса
... общества. К. Маркс исходил из того , что государство и право в развитии общества есть продукт материальных отношений , это было совершено новой позицией относительно теорий природного права ... класса , важнейшее значение в подготовке возникновения марксизма имело происходившее ранее развитие общественной мысли : ... который, как отмечал впоследствии Ф. Энгельс, необходимо следует за развитием крупной ...
Многовековая правовая история представляет собой не что иное, как историю законов, которые принимались господствующими классами. Эти законы действуют в интересах упрочения положения таких классов и отражают по преимуществу их интересы. Право эксплуатируемых классов в этих законах присутствует, в лучшем случае, либо в искаженном виде, либо вообще отсутствует. В самой грубой и неприкрытой форме это отражалось в нормативно-правовых актах рабовладельческих и феодальных государств. В период жизни и творчества классиков марксизма буржуазное право так же носило классовую окраску. Хотя под влиянием классовой борьбы, буржуазное государство предпринимало определенные попытки отразить в законодательстве интересы трудящихся масс.
Но стоит отметить, что свое право, свою меру свободы способны правильно осознать не все эксплуатируемые классы и бороться за их воплощение в действующем законодательстве. К примеру, члены первобытного общинного общества находились в полной зависимости от природы и вообще не были свободны. Да и не осознавали своего права рабы и крестьяне. Восстания, где они были ключевыми участниками, сводились по большей степени к требованию личного освобождения, либо смены действующей власти на более «хорошую». В то же время «разумность» строя, закреплявшего и охранявшего эксплуатацию, сомнениям на тот период времени не подвергалась сомнению. Да и не подлежала усовершенствованиям, если только некоторым косметическим.
Юридические позитивисты и иные теоретики не различают законы и право. По мнению Ф. Энгельса, иллюзия о существовании права только в форме закона, который независим по отношению к экономической и классовой основы права, происходит по нескольким причинам.
К первой можно отнести то, что правовая наука, как система определенных знаний о праве, позволяет юристам делать предложения по поводу новых теоретических и практических решений, основанных на имеющихся знаниях. В основном такие решения делаются абстрактно-логическим путем. В виде юридических принципов отражаются в правовой науке экономические отношения. В то же время сам процесс такого отражения проходит мимо сознания юриста, который «воображает, что оперирует априорными положениями».
Во-вторых, чтобы существующие экономические отношения отразились в законе, требуется придать им форму юридического мотива и согласовать его с системой действующего законодательства. В конечном счете, действующие отрасли законодательства будут рассмотрены, как самостоятельные сферы, которые будут иметь свое независимое историческое развитие. Они будут поддаваться систематическому изложению, требовать последовательного искоренения внутренних противоречий.
Такие подходы К. Маркс и Ф. Энгельс подвергали критике. Они противопоставляли и обосновывали взгляд, согласно которому источники развития права составляют суть и ядро теории марксистского права. Но в то же время Ф. Энгельс говорил, что первостепенное внимание к зависимости права и иных надстроечных явлений от базиса общества, было обусловлено материалистическим пониманием общества и абсолютно не умаляет значимости проблем обратного воздействия надстройки, в данном случае, воздействия права на экономическое развитие общества.
Классики марксизма полагали, что детерминирующая роль экономических отношений в развитии права, а так же его принципов, проявляется независимо от действующего законодательства, а в некоторых случаях и вопреки ему. Тезис об обусловленности права базисом общества выражается наиболее ярко и бесспорно в следующих положениях:
- экономические условия, как говорилось ранее, определяют классовую меру свободы;
- все основополагающие правовые принципы представляют собой «тот же базис, но только в другой степени;
- экономические отношения, вопреки государственным законам, ограничивающим, запрещающим или устраняющим их, в любом случае пробивают себе дорогу.
Роль экономических отношений, по мнению классиков марксизма, определяющая в развитии гражданского права. Она достаточно понятна и сводится к тому, что гражданское право «санкционирует существующие при данных обстоятельствах нормальные, экономические отношения между отдельными лицами». Связь между экономикой и правом аналогична и наблюдается так же в отраслях государственного, публичного права. Отсюда, основополагающие принципы буржуазного права, а это свобода и равенство, вытекают не из идеи естественного права, а из буржуазных отношений обмена.
Правовая концепция марксистов заключалась в том, что право зависит от экономики, от господствующих в обществе производственных отношений. К. Маркс писал: «Как политическое, так и гражданское законодательство, только выражает, протоколирует требования экономических отношений» К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения 4 том. Стр. 112 // М.: Государственное издательство политической литературы. 1955 год..
В целом подтверждает этот вывод история цивилизации. Однако это вовсе не означает, право не воздействует, в свою очередь, на экономику. Оно закрепляет и регулирует индивидуальные экономические отношения. Но в то же время, свое обратное воздействие на экономику, оно может оказывать лишь в пределах объективных законов ее развития.
Равенство участников и свободное распоряжение принадлежащими им товарами выступают необходимыми условиями товарообмена. Независимость и равенство людей в экономической сфере распространилось на сферу политическую и на иные надстроечные отношения и, в конечном итоге, превратились во всеобщий принцип буржуазного права. Однако, многовековая история рабовладельческого и феодального строев убедительно свидетельствует о невозможности отношений, которые основываются на принципах всеобщих равенства и свободы.
Все остальные институты публичного права так же объясняются экономическими причинами, так как всякая политическая борьба является борьбой классов, которая ведется во имя экономического освобождения. В этом направлении велась борьба между рабами и рабовладельцами, крестьянами и помещиками, рабочим классом и буржуазией. Эта борьба не исчезла и в настоящее время и ведется между средним классом и олигархами.
Всякий раз, когда государство делает попытку закрепить в законах несоответствующие экономическим условиям существования общества правовые порядки, проявляется их решающая роль в развитии государства и права. К. Маркс и Ф. Энгельс относились скептически к предложениям, в которых высказывалось мнение о создании права, которое было бы выше, чем экономический и обусловленный им культурный уровень развития общества. Материальные блага право не создает, и с помощью закона нельзя распределить блага, не созданные обществом, а существующие лишь в воображении законодателя. Можно выделить такой пример: буржуазные экономисты полагали, что если изменить номинальную стоимость денег государственными декретами, то это будет один из действенных способов государственного обогащения. К. Маркс, возражая подобным взглядам, справедливо полагал, что можно только удивиться, что правительство таким простым способом не спешит удесятерить таким простым путем общественное богатство. Потому что в действительности величина стоимости товара и их эквивалента, денег, относится к экономическим реалиям, а не к воле и желаниям законодателя.
Неизбежно посрамляют себя законы, которые принимаются без учета действующих экономических отношений или им вопреки. Ф. Энгельс, по этому вопросу, справедливо отмечал следующее: «Обратное действие государственной власти, на экономическое развитие может быть троякого рода. Она может действовать в том же направлении — тогда развитие идет быстрее; она может действовать против экономического развития — тогда в настоящее время у каждого крупного народа она терпит крах через известный промежуток времени; или она может ставить экономическому развитию в определенных направлениях преграды и толкать его в других направлениях. Этот случай сводится в конце концов к одному из предыдущих. Однако ясно, что во втором и третьем случаях политическая власть может причинить экономическому развитию величайший вред и может вызвать растрату сил и материала в массовом количестве» К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения 37 том. Стр. 417 // М.: Государственное издательство политической литературы. 1965 год..
К. Маркс и Ф. Энгельс, обосновывая материалистическое понимание права и источников его развития, были далеки от мысли упрощения этого сложного и противоречивого процесса. Взаимодействие права, законодательства, экономики можно было представить, как процессы, которые осуществляются автоматически, без участия человека, его познавательных актов и предметно-практической деятельности.
Ф. Энгельс, определяя свою позицию в этом вопросе, писал: «Экономическое положение — это базис, но на ход исторической борьбы также оказывают влияние и во многих случаях определяют преимущественно форму ее различные моменты надстройки:
- политические формы классовой борьбы и ее результаты — государственный строй, установленный победившим классом после выигранного сражения правовые формы и даже отражение всех этих действительных битв в мозгу участников;
- политические, юридические, философские теории религиозные воззрения и их дальнейшее развитие в систему догм.
Существует взаимодействие всех этих моментов, в котором экономическое движение как необходимое, в конечном счете, прокладывает себе дорогу сквозь бесконечное множество случайностей (т.е. вещей и событий, внутренняя связь которых настолько отдалена или настолько трудно доказуема, что мы можем пренебречь ею, считать, что ее не существует).
В противном случае применять теорию к любому историческому периоду было бы легче, чем решать простое уравнение первой степени» К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения 37 том. Стр. 394-395 // М.: Государственное издательство политической литературы. 1965 год..
Большая заслуга юридической науки заключается в утверждении естественно-правового мировоззрения и понимания сущности права, которое исходит из приоритета прав и свобод человека, концепции всеобщего равенства и справедливости.
Глава II. Марксистская теория права в юридической науке СССР
3.1 Общая характеристика марксистско-ленинской теории
В октябре 1917 года произошел большевистский переворот Одно из крупнейших политических событий XX века, произошедшее в России в октябре 1917 года и повлиявшее на дальнейший ход всемирной истории. В результате началась Гражданская война в России, было свергнуто Временное правительство, и к власти пришло правительство, сформированное II Всероссийским съездом Советов, абсолютное большинство делегатов которого составили большевики (РСДРП(б)) и их союзники левые эсеры, поддержанные также некоторыми национальными организациями, небольшой частью меньшевиков-интернационалистов, и некоторыми анархистами. В ноябре 1917 года новое правительство было поддержано также большинством Чрезвычайного Съезда крестьянских депутатов.. Приступившие к построению нового коммунистического общества, большевики взяли за опору марксистско-ленинскую теорию. Ведущее место в ней занимала идея диктатуры пролетариата. Однако эта идея изначально противоречит такому принципу, как всеобщая универсальность прав человека.
Вся социалистическая революция происходила в духе критического пересмотра всех институтов, многие из которых были или отвергнуты, или трансформированы в свете марксизма-ленинизма, который рассматривался как непреложная истина.
Если же говорить непосредственно о марксизме-ленинизме, который господствовал в государствах социалистического лагеря, то следует сказать, что эта идеология в значительной степени упрощает марксизм, делает его более грубым. В «очищении» теории Маркса от «спекулятивной философии» сделал первые шаги сам В.И. Ленин В.И. Ульянов (Ленин) (1870-1924)-российский и советский политический и государственный деятель мирового масштаба, революционер, основатель РСДРП(б), один из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, председатель СНК РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства. Внес весомый вклад в международное коммунистическое движение.. Но он никогда не признавал свой собственный отход от ведущих марксистских идей. Стоит отметить, что обеднение и упрощение марксизма в идеологическом плане имело объективные причины. Одна из важных причин заключается в том, что из философской концепции он стал превращаться в основу массовой идеологии коммунистического движения. Во время правления И.В. Сталина И.В. Сталин (1878-1953)- российский революционер, советский политический, государственный, военный и партийный деятель. Деятель международного коммунистического и рабочего движения, теоретик и пропагандист марксизма-ленинизма, фактический руководитель СССР с середины 1920-х гг.-1953 года. марксизм приобрел еще более упрощенную форму. Сталин, по сути, свел марксистское учение к определенным тезисам, а многие темы, которые затрагивали К. Маркс и Ф. Энгельс, попросту исчезли. В частности к этим темам относились проблемы демократии, правового государства, гражданского общества, гуманизма и другие. В итоге в Советском Союзе марксистская теория получила иную форму, отступление от которой каралось силами государственного принуждения.
Стоит так же сказать, что в ходе такой эволюции, марксизм-ленинизм стал состоять из таких основных элементов, как:
- диалектический материализм (этот термин впервые был введен Г.В. Плехановым, его активно использовал В.И. Ленин в своих работах, но К. Марксом диалектический материализм описан не был);
- исторический материализм, который в конце 70-х годов XX века включился в диалектический материализм и истолковывался как распространение принципов последнего на область явлений в обществе;
- критический анализ капитализма, цель которого заключалась в отстаивании устаревшей теории о том, что кризис капитализма продолжает усугубляться;
- теория партии нового типа, которая в классическом марксизме не был озвучена;
- пророчество о построении коммунизма в ближайшие десятилетия.
Видный французский философ Р. Арон Р. Арон(1905-1983) — французский философ, политолог, публицист, социолог. Считал, что государство обязано создавать законы, обеспечивающие свободу, плюрализм и равенство гражданам, а также обеспечить их выполнение., много писавший о марксизме и советской системе, оставил о марксизме-ленинизме такой отзыв: «В Москве и в так называемых социалистических странах создали определенную доктрину, идеологический катехизис, возведенный в ранг государственной истины» Р. Арон. Мнимый Марксизм.//Пер. с французского — М.: Издательская группа «Прогресс». 1993 год..
Следует, на мой взгляд, сказать о диктатуре пролетариата. Согласно марксистскому учению, она являлась средством, необходимым для перехода от капиталистической формации к коммунизму. Однако, учение марксизма-ленинизма о «партии нового типа», фактически свело этот принцип к диктатуре революционной партии, которая взяла под свой контроль все сферы общественной жизни. Этот контроль начинался с политики, экономики, права и кончался частной жизнью членов общества. В такой партии произошло сочетание идеологии, которая была призвана вызывать энтузиазм, и террора, постоянно внушающего страх. Утверждалось, что она имеет принципиально новые решения всех экзистенциальных аспектов бытия, которые касались смысла человеческой жизни, смысла истории, человеческих представлениях о счастье, справедливости и тому подобное. Получил так же обоснование и новый кодекс моральных предписаний. В нем объявлялось высшим долгом служению самой партии, а не самому обществу в целом. В своих трудах, К. Маркс и Ф. Энгельс представляли коммунистическую партию как партию рабочего класса, которая по существу должна быть похожей на другие политические партии.
Так же был еще один важный момент, в котором марксизм-ленинизм в значительной степени отошел от марксизма. Это была трактовка предпосылок победы социалистической революции. Речь идет о том, что К. Маркс допускал победу социалистической революции только при условии ее одновременного происхождения в наиболее развитых социалистических странах. В свою очередь марксизм-ленинизм выдвинул теорию о возможности победы социализма в отдельно взятой стране. Важная черта этой теории заключалась еще и в том, что такая страна может быть отсталой и по своему преимуществу крестьянской.
Если взять классическую теорию марксизма, то социальная революция развивается следующим образом: материальные условия производства развиваются до тех пор, пока не вступят в конфликт с социальными и правовыми и социальными отношениями и не возьмут над ними верх. Политическая же революция проходит в рамках смены лиц, осуществляющих управление, то есть один набор правителей сменит предыдущий. Октябрь 1917 года опровергли рассуждения К. Маркса о характере «грядущей революции», но в свою очередь марксизм-ленинизм не принял это опровержение, а всего лишь провел интерпретацию теории социалистической революции и Октябрьской революции с целью приведения в соответствие их теории марксизма.
Марксизм-ленинизм так же пересмотрел множество ключевых идей марксистских классиков о соотношении базиса и надстройки и в том числе о социализме, как переходной стадии. В свое время, знаменитый философ Георгий Павлович Федотов привел фразу о том, что если бы К. Маркс узнал бы о том, как интерпретировали его теорию марксистско-ленинские ученые, то он пришел бы в неистовство.
3.2 Развитие права в рамках марксистско-ленинской правовой теории
И все-таки, юридическая наука, которая сформировалась в условиях советского общества, представляет собой достаточно уникальное историческое явление. Это особый феномен, который выбился из мирового развития правовых вопросов и характеризуется противоречивым содержанием и противоречивыми последствиями. Хотя юриспруденция в СССР значительно отстала от передовых, престижных направлений мировой юридической мысли, имела достаточно ужасающую правовую действительность, обусловленной жесткой зажатостью идеологией марксизма-ленинизма-сталинизма и коммунистического диктата, все-таки сумела на новом срезе правовой действительности раскрыть свой потенциал. Она выявила достаточно специфический спектр изучения права в философском аспекте, который определен в дальнейшей перспективе, которая связанна и с продолжением либерального направления в российской философско-правовой мысли.
Дореволюционное правоведение как раз и задало такой парадоксальный и достаточно значимый импульс в правовой науке советского государства. Весь свой передовой уровень дореволюционное правоведение обозначило во второй половине XX века. В нем содержались еще и философские тенденции к постижению правовых явлений реальности. Такое философско-правовое направление можно выделить из трудов знаменитого российского правоведа, цивилиста Иосифа Алексеевича Покровского И.А. Покровский (1868-1920) — российский правовед, профессор, доктор римского права. В 1909 году опубликовал одно из своих популярных изданий — монографию «Естественно-правовые течения в истории гражданского права»..
Исходя из этого, можно сказать о том, что этот спектр, а так же более высокий уровень теории права, которая раскрывает потенциал юридического позитивизма, опирается на разработку аналитической юриспруденции, и ее развития в условиях советского государства.
Советское правоведение имело достаточно много негативных качеств, которые являли собой выражение большевистских, леворадикальных коммунистических взглядов, которыми была пронизана вся та эпоха. Но в то же время на всех этапах развития советской системы фактически получала свое признание аналитическая юриспруденция, и она стала иметь качество необходимой данности. Она является отраслью знаний прагматического порядка и неотделима от работы органов юриспруденции, а так же самой практической деятельности. В свою очередь практическая юриспруденция требует определенную сумму аналитических данных, которые необходимы для достижения высокого уровня эффективности. Именно по этому, после событий Октября 1917 года, большевикам стали требоваться специалисты в юридической области для обеспечения эффективной работы органов правотворчества, судебной системы, а так же к юридическому обслуживанию хозяйственной деятельности. И все это происходило в рамках «революционной» ненависти к юридическим ведомствам прошлого.
В годы Новой Экономической Политики (НЭПа) произошел настоящий всплеск аналитического правоведения. В этот период произошло упрочение законодательства, которое было связанно с развитием гражданского оборота, произошло так же развитие судебной деятельности. Так же произошло восприятие аналитической юриспруденцией достижений дореволюционной юридической науки. Это продвинуло ее вперед в разработке многих правовых проблем. Таким образом, аналитическая юриспруденция, естественно не всегда мирно, смогла сосуществовать с марксистско-ленинской доктриной.
Однако в скором времени оживлению аналитического правоведения пришел конец. Это произошло из-за крушения НЭПа и началом сталинского тоталитарного режима. В этот исторический период представители данного правоведения подвергались жесткой критике, а сама наука чуть теплилась в практике работ юридических учреждений и в стенах университетов. Высококлассные профессионалы юридической науки были изгнаны из образовательных учреждений и практических органов и попали под раскручивающийся маховик репрессий.
Во второй половине 30-х годов прошлого столетия произошло достаточно парадоксальное явление. После того, как режим расправился с представителями ортодоксального марксизма в области правоведения, на освободившиеся места в юридические ВУЗы и в правовую науку в целом вернулась оставшиеся дореволюционная профессура. Она была призвана для решения практических задач в юридической науке, и в то же время гражданско-либеральные идеи русской интеллигенции дореволюционного периода. Но самое главное, что данная профессура раскрыла высокий потенциал аналитической юриспруденции. Этот период ознаменовался резким подъемом аналитической юриспруденции в цивилистике, трудовом праве, семейном праве, уголовном праве, процессуальных отраслях. В этот период такие общеправовые понятия, как «законность», «право», «субъективное право», «правоотношение», вновь утвердились в юридической науке СССР. Самое поразительное заключается в том, что все это происходило на самом пике репрессий.
Конечно, все исследования подобного рода часто уходили в область абстракций, и многое не было доведено до конца, к примеру, принцип разграничения права на частное и публичное, в силу отрицания идей естественного права. Они попадали в зону жесткой критики со стороны политизированной науки. Но здесь главное увидеть сам факт развития позитивного права, и, на основе аналитической юриспруденции, развитие общей теории. Все эти события привели к ориентации на восприятие мировых и отечественных ценностей правовой культуры и подготовили развитие правовой науки в перспективном направлении.
Однако стоит заметить, что при констатации определенных положительных сторон развития советской юридической науки и общетеоретических разработок, необходимо иметь в виду, что речь не идет обо всех сторонах «Марксистско-ленинской общей теории права», которая возобладала с середины 30-х годов XX века. Следует отметить что разница между ней и идеологической дисциплиной прошедшего времени представляла конгломерат данных юридического позитивизма и партийных директив, марксистских догм, измененных в угоду того времени. Нельзя не учесть тот факт, что новая дисциплина служила тоталитаризму по своей мировоззренческой духовной целеустремленности. Она прикрывала, поощряла и возвеличивала существовавший режим. Отсюда вытекает ее апологетически-восторженная направленность. Линия, возобладавшая как в ней, так и в остальных сферах существовавшего обществоведения, была направлена на восхваление юридических норм, принципов, порядков, ввод их в разряд самых лучших в мире, а так же на оправдание пороков системы общества.
Апологетическая направленность юридической науки вошла в разряд наиболее выразительным проявлением такой черты общественной жизни в эпоху сталинского режима, как гигантская фальсификация действительности. Стоит обратить внимание и на тот факт советского правоведения, как влияние идеологии на юридическую догматику. В целях возведения в юридических определений в ранг «самого высокого ценностного уровня» к понятиям, как «право», «норма», «законность» и другим, добавлялись слова «советское» и «социалистическое». Все эти выражения, которые были добавлены в советское право, приобретали значение обязательных, непререкаемых характеристик в обсуждении любых юридических явлений.