Норма права — установленные или санкционированные государством <#»justify»>норма право объективное
Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта — форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.
1. Понятие и признаки нормы права
1.1 Понятие нормы права
Норма — это понятие, которое употребляется не только в юридической науке, но и в других общественных, а также естественных науках. В сфере общественных отношений людей действуют как правовые, так и некоторые другие, (например, нравственные или обычные) нормы. Определенные нормы существуют и применяются в области техники, искусства, литературы, грамматики и т.д. в связи с этим должно быть образовано общее понятие нормы и уже на этой основе выявлено то специфическое, что характеризует именно правовую норму.
Когда говорят «норма», то во всех случаях подразумевают правило, установленное людьми и обращенное к людям, правило, введенное для того, чтобы люди следовали ему либо в своих взаимных отношениях, либо в их отношениях с природой. Нормы являются правилами поведения, правилами практической деятельности людей в той или иной области.
Норма права
Нормам права присущи все общие характеристики социальных норм, но они также обладают специфическими свойствами. В переводе с латинского «норма» означает правило, предписание, образец. Непосредственным содержанием нормы является заключенная в ней информация о должном поведении, норма права выступает коммуникативным средством передачи информации о вариантах допустимого и разрешаемого поведения.
В своей основе норма права является микромоделью механизма правового регулирования.
Норма права — установленное государством общее правило поведения, регулирующее общественные отношения и охраняемое принудительной силой государства. Формой существования норм права являются нормативно-правовые акты и иные источники права.
Нормы права подразделяются на:
управомочивающие нормы, предоставляющие возможность действовать;
обязывающие нормы, требующие определенного поведения;
Кодекс чести судьи Российской Федерации и правила поведения юристов ...
... действующих в обществе, отсутствия особой нравственности для тех или иных профессий. Судьи обязаны соблюдать общепринятые нормы нравственности и правила поведения. Кодекс ... связь права и нравственности, регулирующих жизнь и деятельность людей юридической профессии. Кодекс чести судьи опирается на идею единства нравственных норм, ...
запрещающие нормы, устанавливающие запреты на совершение каких-либо действий или бездействия.
Нормы права носят предоставительно-обязывающий характер: норма права не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, так как нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права. Предоставительно-обязывающий характер четко проявляется прежде всего в регулятивных нормах (гражданских, семейно-брачных, трудовых), где фиксируются права и обязанности субъектов права. В охранительных нормах (уголовных, административных, уголовно-исполнительных) выражен прежде всего их обязывающий характер. В декларативных и дефинитивных нормах предоставительно-обязывающий характер мало выражен, так как данные нормы не являются конкретными правилами поведения. Предоставительно-обязывающий характер правовой нормы может предполагать закрепление прав и обязанностей в различных статьях нормативно-правового акта или ссылкой на другие акты (отсылочные нормы).
Кроме того, в статье закона могут указываться только права или только обязанности, а предоставительно-обязывающий характер правовых норм, таким образом, вытекает из их содержания или из отсылки на другую статью того же или другого нормативно-правового акта. В этом проявляется единство прав и обязанностей.
1.2 Признаки нормы права
Первичным элементом права является норма права. Из нормы права складываются административно-правовые акты. Норма права — это модель поведения людей, устанавливаемая государством и определяющая меру свободы в конкретных правоотношениях.
Участник конкретного правоотношения располагает возможностью действовать свободно, а именно сознательно избирать для себя тот или иной вариант поведения и свободно действовать при достижении определенных целей посредством правоотношения с другим субъектом права.
Норма права имеет следующие признаки
общеобязательность (властное предписание компетентных органов государства о вариантах возможного и должного поведения);
формальную определенность (фиксация и закрепление норм в юридических документах — законах и подзаконных актах в виде конкретных предписаний, что обеспечивает их правильное применение и реализацию);
государственно-властный характер (предписание, закрепленное нормой права, исходит от государства и охраняет государственно-значимые интересы, обеспечивается мерами государственного воздействия — стимулированием и принуждением);
предоставительно-обязывающий характер (норма права — двустороннее правило поведения, одним субъектам она предоставляет права, на других возлагает обязанности);
микросистемность (норма права — системное правило поведения, каждая норма права обладает специфической микросистемой, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов как гипотеза, диспозиция и санкция, кроме того, она выступает в единстве с другими нормами как элемент системы права).
2. Структура нормы права
Структура юридической нормы
Норма права не только формулирует правила поведения участников общественных отношений, но и указывает на обстоятельства, при наличии которых эти правила подлежат реализации, а также на последствия их несоблюдения. В соответствии с этим любая норма права обладает определенным строением, организацией или структурой.
Право, мораль, звичай: характер взаємодії
... становлення і розвитку держави і права; їх взаємозв'язок; їх характерні ознаки, сутність, риси, форми і зміст; їх місце і роль в житті суспільства. Теорія держави і права систематизувала знання як про державу і право в цілому, так і ...
Структурными элементами правовой нормы являются гипотеза, диспозиция и санкция. Эти элементы формируют логическое содержание нормы, и лишь их единство образует норму права. Отсутствие хотя бы одного элемента говорит о том, что перед нами не норма права, а другая логическая конструкция. При этом необходимо учитывать, что отдельные недостающие элементы могут содержаться с помощью отсылки в других статьях того же акта или в других актах.
Элементы структуры юридической нормы могут быть различных видов. Каждый из этих элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль (без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна).
Проблема структуры правовой нормы является дискуссионной. Некоторые авторы считают, что норма права состоит не из трех, а из двух частей — гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Элементы структуры юридической нормы могут выступать основой для классификации норм права. «Норма права является образцом (моделью) типового общественного отношения, которое устанавливается государством.
Структура нормы права
Гипотеза Диспозиция Санкция
Гипотеза — это элемент нормы права, указывающий на условия ее действия, при которых возникают права и обязанности. Гипотеза содержит указание на конкретные жизненные обстоятельства, при которых норма права вступает в действие (время, место, субъектный состав и др.).
Диспозиция — это элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права <#»justify»>Рис.2.1 Структура норм права
Далее более подробно рассмотрены все три структуры норм права.
2.1 Гипотеза
2.2 Диспозиция
Диспозиция, По степени определенности, По способу изложения, Простые диспозиции, Бланкетные диспозиции, По юридической направленности
Санкция — это элемент правовой нормы, определяющий меру государственного взыскания или положительной государственной оценки деяния, которая применяется к нарушителю прав и обязанностей, или к лицу, исполнившему предписания, с особой степенью заслуги или перевыполнения по критериям, предусмотренным диспозицией. Последствия для субъекта, реализующего диспозицию, могут быть как неблагоприятными, негативными (меры наказания), так и позитивными (меры поощрения).
Санкции правовых норм классифицируют по следующим основаниям.
По степени определенности, Абсолютно определенные санкции, По характеру последствий, Негативные санкции
Основные наказания не могут назначаться как дополнительные, дополнительные наказания назначаются в случаях вынесения приговоров по тяжким и особо тяжким преступлениям. Позитивные санкции предусматривают стимулирующие меры или меры поощрения (например, за хорошую работу в трудовом праве, в служебных отношениях).
Понятие авторских и смежных прав, их правовая защита
... тем самым в результате, что право публикатора не обременит общество чрезмерно. Для приобретения права публикатора не требуется, чтобы произведение оставалось ... в силу того, что оно не охранялось авторским правом. Правовой режим общественного достояния состоит в том, что соответствующее ... смерти автора пройдут столетия, то в силу указанной нормы использовать произведение все равно будет нельзя до тех ...
Правовосстановительные санкции направлены на восстановление состояния, существовавшего до нарушения права. К подобным санкциям можно отнести возложение обязанности по возмещению причиненного вреда, отмену незаконных актов, принудительное осуществление невыполненной обязанности и др.
Правоотрицающие санкции
Правоотрицающие санкции называют также санкциями ничтожности, так как правовые последствия не возникают, независимо от того, стремилось или нет к этому конкретное лицо. Основанием к подобному правоотрицанию является несоблюдение участниками отношений необходимых правовых форм, отсутствие некоторых юридических фактов, необходимых для наступления определенных позитивно-правовых последствий.
По направленности неблагоприятных последствий
2.4 Классификация правовых норм
Классификация норм права преследует несколько целей, в том числе выявление их различных регулятивных свойств, определение места норм в механизме правового регулирования, установление системных свойств норм, их взаимосвязи.1
В силу различных оснований выделяют следующие основные виды правовых норм.
По характеру содержания
нормы-декларации;
нормы-дефиниции;
нормы-предписания.
Нормы-декларации, Нормы-дефиниции, Нормы-предписания, По целевому назначению, Регулятивные нормы, Охранительные нормы
Охранительные нормы регулируют отношения, связанные с юридической ответственностью.
По способу воздействия на субъектов права (по характеру или составу предписываемых правил поведения) нормы делятся на: обязывающие; запрещающие; управомочивающие.
Обязывающие нормы, Запрещающие нормы, Управомочивающие нормы, По степени обязательности
императивные;
диспозитивные.
Императивные нормы, Диспозитивные нормы, По сфере действия
общие;
специальные;
исключительные.
Общие нормы
Общие нормы обычно конкретизируются в других нормах. Среди общих норм ведущее место принадлежит конституционным нормам.
Специальные нормы
Специальные нормы действуют также в отношении определенной категории лиц (заключенных, военнослужащих).
Исключительные нормы
По кругу субъектов нормы также делятся на: общие и специальные.
По предмету правового регулирования, По специфике правового регулирования, Материальные нормы, Процессуальные нормы, По юридической силе и в зависимости от субъекта, издавшего нормы
По этому признаку возможна дальнейшая, более детальная классификация (конституционные законы, органические законы, обычные законы, общие подзаконные акты, местные подзаконные акты, ведомственные нормативно-правовые акты и др.).
Нормы и принципы международного права
... международно-правового регулирования. В результате оно стало определять не только формы, но и содержание взаимодействия государств. Сложившийся комплекс основных принципов международного права объединил, организовал и соподчинил ранее разрозненные группы норм. Международное право ...
Нормы законов принимаются в особом порядке и обладают высшей юридической силой по сравнению с другими нормативно-правовыми актами.
Это означает, что все остальные правовые акты должны исходить из законов и не противоречить им. В случае расхождения акта с законом действует закон. Подзаконный акт основан на законе и не может противоречить ему, является результатом нормотворческой деятельности исполнительной ветви власти.
По времени действия, По сфере распространения, По степени общности содержания, По техническим приемам установления правил поведения
Приведенный перечень классификации правовых норм в некоторых аспектах является условным и не исчерпывает всех существующих в науке теории права способов классификации правовых норм. Например, нормы права можно классифицировать и по таким основаниям, как степень активизации социально полезной деятельности, непосредственный предмет воздействия или по признакам, свойственным элементам правовой нормы. Условность любого основания классификации правовых норм выражается в том, что ни одно из них не является однозначным. Например, не существует правовых норм, которые были бы только обязывающими или только запрещающими, или только управомочивающими. Обязывая к совершению какого-либо действия, норма права запрещает воздержание от его совершения и наоборот. В то же время всякая норма, обязывающая к совершению какого-либо действия и запрещающая его, управомочивает кого-либо требовать совершения или не совершения этого действия. Условность классификаций правовых норм не означает их отрицания вообще. Классификации правовых норм отражают особенности структуры и системы права, помогают понять их формы и содержание.
3. Эффективность применения норм права
3.1 Понятие эффективности норм права
Проблема эффективности правовых норм всегда привлекала внимание ученых. В правовой теории существует несколько определений эффективности права. Но всякое определение, на наш взгляд, должно удовлетворять практическим потребностям исследования или использования конкретного предмета.
В условиях исследований эффективности правовых норм первостепенное значение приобретает необходимость разработки теоретических положений эффективности права, его отраслей, отдельных норм и институтов. В юридической литературе справедливо отмечалось, что «определение эффективности в различных отраслях права по своей сути должно быть одноплановым, однозначным и в то же время учитывать специфику регулируемых общественных отношений, особенности видов правонарушений и т.д.».
Исторически первой сферой использования и разработки понятия «эффективность», как известно, была экономика. Задача определения экономической эффективности — одна из древнейших. Однако понятие «эффективность» здесь в значительной степени совпадает с понятием экономичности, с достижением высоких результатов при наименьших затратах.
Расширение сферы приложения этого понятия привело к необходимости обобщить его содержание.
По мнению М.Н. Андрющенко, «практика использования понятия «эффективность» показывает, что эффективность выступает мерой возможности, но не любой, а той, которая выражает цель человека, реализует его идею, т.е. эффективность есть мера возможности с точки зрения ее близости к наиболее целесообразному, необходимому (нужному) человеку результату. Здесь речь идет о близости к цели в ее оптимальном выражении».
Нормы права и их эффективность
... высокую эффективность действия правовой нормы. 26 2.2. Проблемы эффективности норм права Эффективность норм права - это результат их реализации на практике. Нормы права по своему содержанию и качеству бывают разными. Юридическое понятие ''эффективность'' означает положительное воздействие юридической нормы на общественные ...
Следовательно, эффективность есть количественная характеристика отношения цели и теоретической возможности, теоретической возможности и нормы ее материализации, цели и материализации ее конструктивного решения.
Анализ юридической литературы по проблеме эффективности правовых установлений показывает, что содержательная сторона этого понятия все еще остается весьма проблематичной.
В самых первых определениях понятие «эффективность правовых норм» полностью или частично отождествлялось с их оптимальностью, правильностью, обоснованностью и целесообразностью. В данном случае под эффективностью правовых норм понимались правильность, обоснованность норм права, соответствие их потребностям общественного развития, закрепление в них оптимальных вариантов поведения.
И.С. Самощенко, В.И. Никитинский, А.Б. Венгеров и целый ряд других авторов выступили против трактовки эффективности как оптимальности средств правового воздействия регулируемым общественным отношениям. Они указали на неразрывную связь понятия эффективности с результативностью, достижением целей правовых предписаний.
Развернутое обоснование эта позиция получила в монографии В.И. Никитинского. Автор отмечал: «Термин «эффект» употребляется в русском языке в значении результата, следствия чего-нибудь. Отсюда эффективность органически связана с результативностью, действенностью каких-либо мероприятий, правил, систем. Нет сомнения, что право может быть высоко результативным лишь в случае, если оно отвечает определенным требованиям как с точки зрения содержания (научно обоснованно, соответствует объективным закономерностям развития, достигнутому уровню правосознания общества, внутренне согласовано).
Так и формы (доходчиво по языку и стилю изложения, стабильно, систематизировано, освобождено от, повторений, противоречий).
Причину недостаточной эффективности конкретной правовой нормы всегда следует искать в нарушении подобных требований. Однако такое изучение еще не дает познаний в области действительной эффективности правовых норм. Для выявления точной зависимости, например, между научной обоснованностью той или иной нормы и ее эффективностью надо, прежде всего, определить саму эффективность». Об эффективности конкретной нормы права нельзя также судить, абстрагируясь от ее цели. Именно цель правовой нормы является эталоном оценки ее эффективности. Таким образом, можно сделать следующий вывод, что эффективность правовой нормы есть не просто результат, эффект ее действия, а соотношение между этим результатом и социальной целью, положенной в основу правового предписания.
Институты права и экономическая эффективность
... образуют качественно иной компонент системы права — отрасль права. Как целостное образование отрасль права есть единство правовых норм, правовых институтов, регулирующих относительно самостоятельную обширную ... нами исследовались 1)исследовать понятие права и его роль в экономике; 2)исследовать влияние правового воздействия на экономическую эффективность; 3)проанализировать современное состояние ...
При рассмотрении правовых средств достижения цели В.И. Никитинский указывал, что «соответствие избранных правовых средств цели — необходимая предпосылка эффективности правовой нормы, неправильный выбор средств исключает или снижает эффективность правового регулирования, только неразрывное единство потребности, средств и путей действия образует, по существу, содержание цели», однако в его работе это указание остается не более, чем декларацией.
Поэтому следует признать справедливым замечание рецензентов монографии В.И. Никитинского о том, что в ней не проанализировано соотношение целей правовых норм со средствами их достижения.
Следовательно, эффективность правовых норм выражает отношение между фактически достигнутым, действительным результатом и той социальной целью, для достижения которой были приняты соответствующие правовые нормы. На основании этого, эффективность правовых норм как самостоятельное общественное явление следует понимать только в этом смысле. Определение эффективности правовых норм как соотношения между результатом их действия и поставленной социальной целью характеризует общее содержание рассматриваемого явления.
Однозначное понимание эффективности правовых норм как отношения между фактически достигнутым, действительным результатом их действия и той социальной целью, ради которой они были приняты.
С определением эффективности как соотношения между результатом и целью не согласился М.Д. Шаргородский. Возражая В.И. Никитинскому, он указывал, что нельзя смешивать значение терминов «эффект» и «эффективный»; «эффект — это действительно результат, следствие чего-нибудь, но эффективный — это дающий эффект, приводящий к нужным результатам, т.е. способный этот результат создать».
В.И. Никитинский понимал под эффективностью только уже достигнутый результат. Но при таком понимании вообще невозможно было бы прогнозировать эффективность ни в науке, ни в практике; а если эффективность норм права анализировать всегда только после ее издания, то пользы от этого будет не так уж много. Между тем можно и должно анализировать и
прогнозировать эффективность правовых норм, которые должны быть приняты в перспективе, а также таких, которые вообще не были и не будут приняты.
М.Д. Шаргородский признавал правильным сформулированное А.С. Пашковым определение эффективности правового регулирования как действенности, результативности, т.е. способности оказывать влияние на общественные отношения в определенном, полезном для общества направлении и не соглашался с включением в данное определение оценочного момента: «полезные для общества».
Эффективность — это абстрактное понятие, означающее только способность применяемого средства содействовать достижению желательной цели. Другая группа ученых под эффективностью правовых норм понимают результаты или, что одно и тоже, социальные последствия, реальные изменения, которые возникают в жизни при осуществлении законов, т.е. связывают эффективность правовых норм с результативностью их воздействия.
Международное право в правовой системе РФ
... 2. Международное право в правовой системе РФ 2.1. Международные договоры Российской Федерации как правовая основа деятельности ... международных договоров РФ, признанных Россией международно-правовых норм, В этом контексте они при рассмотрении дел ... применении международных договоров3 . Особое значение имеет федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации"4 , согласно ...
Эффективность права — это способность при правильном его применении получать положительный результат в регулировании общественных отношений.
Не вдаваясь в дальнейшие подробности обсуждения этой сложной проблемы, которая заслуживает самостоятельного рассмотрения, необходимо отметить следующее.
Термин «эффективный» (от латинского effectus — действие) означает действенный, оказывающий нужное действие, дающий необходимый, обычно положительный результат, т.е. дающий какой-то результат, приводящий к каким-то нужным последствиям.
Кроме того, термин «действенный» подразумевает не всякий результат и не любое достижение цели по принципу «цель оправдывает средства», а только такой результат, который представляется в данных условиях наилучшим, т.е. наиболее оптимальным.
Поэтому С.Н. Сабанин считает обоснованно связывать эффективность с полученным результатом. Для того чтобы оценить свойства такого результата, необходимо сопоставить его с намеченной целью.
По этим соображениям представляется верным определение эффективности правовых норм как соотношения между фактическим результатом их действия и теми социальными целями, для достижения которых эти нормы были приняты. В настоящее время большинство специалистов склоняются к данной точке зрения. Исходя из данного определения, эффективность правовых норм — это не их внутреннее качество, а определенное свойство их действия, которое выражается именно в воздействии на неправовые явления, на фактические отношения людей.
Действие права далеко не всегда может быть сведено к его реализации путем соблюдения, использования и применения правовых установлений, возможны и иные способы его влияния на индивидуальное, групповое, общественное сознание и поведение.
3.2 Понятие применения права и его признаки
Применение права — это деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.
Применение права представляет собой особую форму реализации права. Особую, потому что она дополняет три основных формы реализации права, протекая то в одной, то в другой, то в третьей форме:
Правоприменительная деятельность необходима в тех случаях, когда полная реализация правовой нормы не возможна при использовании непосредственных норм реализации права, то есть не срабатывает механизм саморегуляции правоотношений.
Эти случаи можно сгруппировать в несколько больших групп:
когда правоотношения, определенные права и обязанности не могут возникнуть у конкретных физических или юридических лиц без вмешательства государства в лице компетентных органов (например, назначение пенсии или призыв на военную службу).
когда нужно установить наличие или отсутствие конкретных юридических фактов или официально зарегистрировать определенные юридические действия (например, признание человека умершим или нотариальное удостоверение какой-либо сделки).
Теория государства и права как наука
... государства и права. 4. Функции теории государства и права как науки. Функции теории государства и права как науки - это характерная и прикладная составляющая теории государства и права, отражающая значимость и необходимость науки теории государства и права для общества и исследователей государственно- правовых явлений. Можно выделить следующие функции теории государства и права: ...
когда правовой спор не может быть разрешен субъектами правоотношения самостоятельно из-за конфликта интересов (например, защита чести и достоинства гражданина, раздел имущества при разводе).
когда совершено правонарушение и необходимо определить для правонарушителя вид и меру юридической ответственности (например, наложить штраф или определить меру уголовного наказания).
Но юридическое решение конфликта еще не означает его ликвидацию в социальном плане. Например, применение права при призыве на военную службу призывников-отказников может породить более серьезный конфликт между конкретным лицом и государством.
Поэтому перед субъектами правоприменения всегда должна стоять цель не только восстановить нарушенное субъективное право, принудить лицо к исполнению социально необходимого поведения, но и ликвидировать причины и условия, которые привели к конфликту.
С помощью правоприменительной деятельности устраняются противоречия не только во всех сферах общественной жизни, но и в самой правовой системе. Например, при столкновении компетентного органа с той или
1 иной проблемой в области применения права, внимание должностных лиц обращается на несовершенство законодательства в данном вопросе, на опыте правоприменительной деятельности базируются законодатели при разработке новых и доработке действующих правовых норм.
Материалы правоприменения говорят об определенных недостатках в работе самих компетентных органов и показывают пути их устранения.
Применение права обладает рядом существенных признаков.
№Признаки применения права1применение права — это деятельность, которую могут осуществлять только органы, специально уполномоченные на это государством (остальными формами реализации права могут заниматься все субъекты права).
К числу таких органов относятся законодательные, исполнительные, судебные, надзорно-контрольные, негосударственные организации. 2применение права носит государственно-властный характер. Решение принимается по одностороннему волеизъявлению уполномоченного органа, выступающего от имени государства. Вне зависимости от того какой орган, государственный или негосударственный, осуществляет правоприменение, оно всегда имеет государственный характер, только во втором случае правоприменительные полномочия делегируются организации государством. Именно властность правоприменения позволяет уполномоченным органам претворять в жизнь конкретные меры государственного принуждения. 3правоприменительная деятельность протекает в особых, установленных нормативными актами процедурах. «Значение внутренней процессуальной формы определяется тем, что она представляет собой «технологию» достижения истины. Она служит средством наиболее рациональной организации элементов содержания и внешней формы правоприменения, их взаимодействия между собой». Необходимость соблюдения процессуальной формы при правоприменении вытекает, прежде всего, из соблюдения требования законности при осуществлении государственного принуждения (особенно в уголовном, гражданском процессах).
Соблюдение процедуры правоприменения служит важной гарантией охраны и защиты прав и интересов граждан, организаций и государства. Но развитие общественных отношений требует постоянного совершенствования процедурной формы правоприменения. Например, жизнь убедительно показывает, что в нашей стране потерпевшие и свидетели практически остаются один на один с преступниками после возбуждения уголовного дела, подвергаясь шантажу и порой физическому насилию. Поэтому представляется целесообразным изменение процесса правоприменения в уголовном процессе для обеспечения защиты этих категорий участников правоприменения. 4результатом деятельности по применению права является вынесение индивидуально-конкретных предписаний, в которых определены права и обязанности участников какого-либо правоотношения. Оформляются они индивидуально-конкретными актами применения права. «Указанные акты в концентрированной форме выражают суть юридического дела, содержат все необходимое для поднормативного, казуального регулирования общественных отношений». 5правоприменительная деятельность осуществляется на основе правовых норм. Уполномоченные органы должны постоянно отслеживать изменения в законодательстве, изучая нормативно-правовые акты, издаваемые правотворческими органами не только республиканского, но и местного уровней.
Правоприменительная деятельность очень разнообразна, поскольку осуществляется на основе самых различных норм права и правоприменением занимаются самые разные органы.
Заключение
Нормы права являются одной из разновидностей социальных норм. Правовые нормы могут сочетать в себе черты других видов социальных норм (например, таких как, нормы обычаи, нормы морали и т.д.).
Проанализировав существующие определения норм права, предложенные различными правоведами, можно отметить, что они едины во мнениях, что правовые нормы являются регулятором общественных отношений, создают и предлагают определенную модель поведения, устанавливаются и охраняются государством, обращены к неопределенному кругу лиц и применяются многократно.
Вокруг вопроса о структуре норм права в юридической литературе развернулась дискуссия. Существует множество мнений по данному вопросу, но большинство правоведов считают, что необходимо рассматривать логическую структуру норм — правил поведения, как основную, состоящую из трех элементов. В этом случае говорят о наличии гипотезы, диспозиции и санкции.
Практически каждую норму права можно подвести к определенному виду классификации. Поэтому можно говорить о значимости классификации для теории права. Она позволяет определить положение определенного вида норм, в системе права, раскрыть значение определенных видов правовых норм в правовом регулировании, определить пределы и сферы этого регулирования для соответствующих норм и правоприменения.
Нормы права не являются чисто теоретической категорией. Они имеет огромное практическое значение. Определяют и регулируют поведение граждан, они «несут» право в реальную жизнь, донося его до участников общественных отношений. Ввиду такого большого практического значения норм права, нужно заметить, что рассмотрение и детальное изучение теоретических основ этого вопроса, является одним из важнейших аспектов теории права, определение признаков, структуры и видов правовых норм, так же имеет правовое значение.
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/norma-prava-ee-struktura/
1. Конституция Российской Федерации. М, 2008.
. Алексеев С.С. Общая теория права. — М., 2002.
. Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций. Свердловск, 2001.
. Андрющенко М.Н. Понятие эффективности правовых норм. М., 2001.
. Варина Г.Л. Теория государства и права. М., 2007.
. Википедия.ru. wikipedia.org/wiki/Норма_права.
. Емельянов Ю.Н., Козаченко И.Я., Соколов А.Ф. Об изучении эффективности правовых норм. М., 2000.
. Карева М.П. Правовые нормы и правоотношения. — М. 2008.
. Казимирчук В.П. Право и методы его изучения. М., 2005.
. Керимов Д.А. Свобода, право и законность. Эффективность действия правовой системы. М., 1999.
. Комаров С.А. Нормы права и их классификации. СПб., 2006.
. Комаров С.А. Общая теория права. СПб., 2002.
. Королева Л.С., Явичева Л.М. Теория государства и права: Учебник. М., 2003.
. Лазарева В.В. Общая теория права. М., 2000.
. Лебедев М.П. Об эффективности воздействия права на общественные отношения. М., 1999.
. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996.
. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2001.
. Никитин В.Б., Орехов В.В., Спиридонов Л.И. О возможном подходе к исследованию эффективности правовой нормы. М.: 2007.
. Никитинский В.И. Эффективность норм трудового права. М., 2001.
. Пашков А.С. Эффективность правового регулирования и методы ее выявления. М., 1997.
. Самощенко И.С., Никитинский В.И., Венгеров А.Б. К методике изучения эффективности правовых норм. М., 2003.
. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2003.
. Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. М., 1993.
. Шикин Е.П. Основные условия эффективности применения права: СПб., 2003.
. Черданданцев А.Ф. Теория государства и права — М. 2005.