Некоммерческие организации как субъекты гражданского права

Курсовая работа
Содержание скрыть

Термин «некоммерческие организации» появился на уровне федерального закона в Части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Это понятие применялось и ранее в научной литературе и правовых актах, как одно из возможных определений той сферы социальной активности, которая не связана с экономикой, бизнесом и извлечением прибыли. Теперь эту сферу все чаще называют «третьим сектором» вслед за первыми двумя — государством и бизнесом.

Нередко эти три сектора называют соответственно Государственным, Коммерческим и Некоммерческим. Однако российское законодательство делит все множество юридических лиц на два больших класса: коммерческие и некоммерческие организации. Среди тех и других могут быть государственные, муниципальные и частные.

В последнее время количество некоммерческих организаций в России резко возросло, изменился и их качественный состав. Актуальность данной темы заключается в том, что в пореформенное время все больше стали возникать и развиваться некоммерческие организации, так как все более заметным становится их вклад в решение общенациональных и региональных задач, связанных с развитием экономики и социальной защитой населения. Принятие все новых законов о некоммерческих организациях свидетельствует, о заинтересованности законодателя в увеличении роли третьего сектора в гражданском обороте.

В курсовой работе подробно рассматриваются некоммерческие организации, их виды цели деятельности и пути их достижения. Порой мы даже не подозреваем, что организация, оказывающая нам услуги, является некоммерческой. Основная деятельность некоммерческой организации — это деятельность, соответствующая целям, ради которых эта организация создана и которая предусмотрена ее учредительными документами. Некоммерческая организация может осуществлять один или несколько видов деятельности.

Ведение основной деятельности — главная функция некоммерческой организации, цель, ради которой она создается. Именно эта деятельность поддерживается и стимулируется государством посредством предоставления льгот при уплате налогов, получении заказов и др. Некоммерческие организации получают такого рода льготы от государства в обмен на обязательства первых осуществлять основную деятельность, которая сводится в большинстве случаев к реализации важнейших социальных программ.

Нацеленность некоммерческих организаций на ведение основной деятельности вовсе не означает, что конечные результаты должны представляться потребителям бесплатно или по льготным ценам. В настоящее время многие некоммерческие организации, особенно в сфере здравоохранения, образования, культуры, предоставляют потребителям по рыночным ценам продукцию, которая является результатом их основной деятельности.

16 стр., 7743 слов

Организация работы ДОУ с детьми воспитывающимися в приемных семьях

... негосударственных и некоммерческих организаций, защищающих права детей. Однако в большинстве случаев они действуют разрозненно, что не дает возможности эффективно влиять на государственную политику в области соблюдения прав детей, в первую очередь, ...

Еще один важный аспект деятельности некоммерческих организаций — координации действий и защита интересов предпринимателей. Взаимодействие предпринимателей и государства, вопросы представительства интересов предпринимателей в государственных органах — все эти функции должны выполняться, и выполняются некоммерческими организациями.

При написании работы были применены формально-юридический, сравнительно-правовой методы исследования.

В ходе исследования предполагалось решить следующие задачи:

  • изучить литературу по проблеме исследования, выяснить критерии, на основании которых классифицируются организационно-правовые формы некоммерческих организаций в существующем российском законодательстве;
  • охарактеризовать основные, предусмотренные законодательством, виды некоммерческих организаций, основываясь на присущие им свойства.

Степень разработанности проблемы места и роли организационно-правовых форм в механизме управления коммерческими и некоммерческими организациями может быть представлена рядом научных работ отечественных и зарубежных авторов. Наиболее полно и фундаментально теоретические и практические проблемы управления при помощи организационно-правовых форм исследованы такими отечественными учеными как В. Богачев, Н. Гибало, А. Калайчев, А. Кошкин, Ю. Кузнецов.

Предметом работы являются организационно-правовые формы предприятий, их понятие, классификация.

Цель и задачи курсовой работы определили структуру исследования, которая состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка литературы.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты категорий «некоммерческая организация» и «организационно-правовая форма», выделяются основные критерии исследования различных организационно-правовых форм.

Глава вторая, посвящена анализу конкретных организационно-правовых форм., Глава 1. Общие положения о некоммерческих организациях

некоммерческий потребительский кооператив юридический

1.1 Понятие, признаки и правосубъектность некоммерческих организаций

Современное гражданское законодательство разграничивает коммерческие и некоммерческие организаций по критерию возможности осуществления ими предпринимательской деятельности. Соответственно, некоммерческими организациями являются юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.1 Исключением из этого правила является только потребительский кооператив, прибыль от предпринимательской деятельности которого распределяется между его членами.

Целями создания некоммерческих организаций могут быть достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охрана здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защита прав, законных интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи, а также в иные цели, направленных на достижение общественных благ.

Таким образом, предпринимательская деятельность некоммерческой организации должна соответствовать трем условиям:

5 стр., 2406 слов

Факторы, определяющие выбор организационно-правовой формы деятельности ...

... организаций характерен для скандинавских стран; предпринимательские организации – производственные структуры, в которых предприниматель берет на себя функцию единоличного принятия решений.18 Основные, наиболее значимые факторы, влияющие на выбор организационно-правовой формы, приведены ниже: Табл.1 Группа факторов Факторы ...

1.не должна быть основной целью деятельности некоммерческой организации;

2.служить достижению целей организации, а также способствовать реализации прочих общественно полезных целей организации;

  • соответствовать уставным целям организации и не выходить за рамки ее уставной правоспособности.

Предпринимательской деятельностью некоммерческой организации признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации.2

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций отдельных видов. Например, запрет для благотворительной организации участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами.

Понятие организационно-правовая форма довольно часто используется законодателем, но в самом законодательстве его определения не дается.

В общероссийском классификаторе организационно-правовых форм, утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 30 марта 1999 г., под организационно-правовой формой понимается способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.

Соответственно, в зависимости от цели создания, выделяются три субъекта:

1.граждане — индивидуальные предприниматели и объединения юридических лиц;

2.юридические лица, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли;

  • юридические лица, основной целью деятельности которых не является извлечение прибыли и ее распределение между участниками.

Однако данный классификатор не является юридическим актом и не раскрывает понятие организационно-правовой формы, в которой оно используется в ГК РФ.

К.Ю. Тотьев, дал следующее определение организационно-правовой формы: совокупность указанных в законе элементов и признаков, характеризующих форму собственности, на основе которой создано предприятие (организация), порядок формирования имущественной базы хозяйствующего субъекта (в том числе минимальный размер уставного фонда), конструкцию взаимодействия участников и учредителей, принципы ответственности самого предприятия (организации) и его участников по долгам предприятия (организации), а также порядок и особенности управления предприятием (организацией).

Таким образом, конкретная организационно-правовая форма отражает:

1.внутреннюю структуру организации;

2.способ организации капитала;

  • перечень субъектов, которые могут заниматься предпринимательской деятельностью;

— Классификация юридических лиц на коммерческие и некоммерческие позволяет выявить все разновидности юридических лиц, определить (выделить) правовой статус конкретных их групп и провести разграничение организаций с неодинаковыми типами право субъектности, предусмотреть их организационно-правовые формы и тем самым исключить возможность создания не закрепленных законом организаций.

При этом в юридической литературе высказываются сомнения относительно того, насколько оправданно получившее легальное закрепление деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации с точки зрения, как последовательности его проведения, так и связанных с ним практических последствий. Одни коммерческие организации наделяются общей правоспособностью, другие — специальной; банкротом может быть признана не только коммерческая организация (кроме казенных предприятий), но и некоммерческая (потребительский кооператив или фонд); одни кооперативы (производственные) относятся к коммерческим организациям, другие (потребительские) — к некоммерческим, хотя потребительские общества активно занимаются предпринимательской деятельностью.

7 стр., 3446 слов

Бизнес-план Юридической фирмы ООО «АЛЕКСАНДР»

... регистрацию юридических лиц любых организационно-правовых форм, регистрировать акции, делать дополнительную эмиссию ценных бумаг. Так же регистрировать некоммерческие и общественные организации. ... в государственных органах. 3. Юридическое сопровождение предприятий. 4. Любые операции связанные с регистрацией юридических лиц, ликвидацией и поглощением предприятий. 5. Юридическая экспертиза. ...

Перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций, установленный Гражданским кодексом РФ, не является исчерпывающим. Это объясняется тем, что для некоммерческих организаций юридическая личность имеет вспомогательное значение, поэтому они могут существовать в формах, предусмотренных как Гражданским кодексом, так и иными законами.

Данное обстоятельство критикуется рядом специалистов.Дело в том, что на сегодняшний день, после принятия большого числа законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций, появилось множество организационно-правовых форм как действительно новых, так и тех, которые на самом деле таковыми не являются либо отличаются друг от друга лишь незначительными нюансами, не имеющими формообразующего значения.

Под право субъектностью, понимается наличие у юридического лица качеств субъекта права, а именно правоспособности и дееспособности.

Некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью, они вправе заниматься только теми видами деятельности, которые определены уставом. По закону, некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для обеспечения достижения своих уставных целей. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика. Некоммерческая организация вправе иметь в собственности любое имущество, находящееся в гражданском обороте, источником которого могут являться любые, не запрещенные законом поступления.

Правоспособность некоммерческой организации, как юридического лица, возникает в момент его создания, т.е. с момента его государственной регистрации и соответственно прекращается в момент его ликвидации, т.е. с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Здесь хочется заметить, что как правоспособность, так и дееспособность (составляющая правосубъектности юридического лица) возникают и прекращаются одновременно.

Из вышесказанного мы делаем вывод, что у некоммерческих организаций большое будущее. На законодательном уровне подведена экономическая база для создания и развития общественных организаций. НКО — это стержень самоорганизующейся, естественно складывающейся системы социальных отношений между индивидами, образующими многомерное общество. Государство давно уже не может решать, да и не должно решать большинство вопросов на местах, а НКО — это, на мой взгляд, одна из основ местного самоуправления, объединяющая граждан по интересам, целям. Помогающая защищать права своих членов, утверждающая в жизни правовые нормы и общественные ценности. Только гражданское общество посредством входящих в него добровольных сообществ может влиять на государственную власть и не дать ей в очередной раз превратится во власть ради власти.

21 стр., 10116 слов

Гражданско-правовое положение некоммерческих организаций

... между участниками. Других условий для признания статуса некоммерческих организаций в Гражданском кодексе Российской Федерации не содержится. То обстоятельство, что некоммерческие организации могут являться и государственными и негосударственными образованиями, обусловлено тем, ...

1.2 Порядок и основные этапы создания некоммерческой организации

Некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации (кроме религиозных организаций).

Создание некоммерческой организации в результате ее учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя).

Некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8.08.2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций. Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее — уполномоченный орган), или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти (далее — регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются Правительством Российской Федерации. Документы, необходимые для государственной регистрации некоммерческой организации, представляются в уполномоченный орган или его территориальный орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации.

Для приобретения статуса саморегулируемой организации некоммерческая организация представляет в уполномоченный орган заявление о включении организации в реестр с приложением определенных документов.

Уполномоченный орган или его территориальный орган при отсутствии установленных статьей 23.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» оснований для отказа в государственной регистрации некоммерческой организации не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения необходимых документов принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. На основании указанного решения и представленных уполномоченным органом или его территориальным органом сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации. Орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации, не позднее трех рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о некоммерческой организации выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации. За государственную регистрацию некоммерческой организации взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

16 стр., 7528 слов

Анализ национального законодательства о создании и государственной ...

... предпринимательских структур и государственных органов, по совершенствованию указанных декретов не прекращалась. Результатом ее и явился Декрет от 2002-12-17г. N 29. Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов ... предпринимательской деятельностью, а также осуществлять руководство создаваемыми организациями, определять направления их деятельности ...

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету, она создается без ограничения срока деятельности, также вправе открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории. Она имеет печать с наименованием этой некоммерческой организации на русском языке, и вправе иметь штампы и бланки о своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Глава 2. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций, .1 Основные виды некоммерческих организаций, предусмотренных ФЗ

«О некоммерческих организациях»

Гражданским кодексом РФ предусмотрены следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций: потребительские кооперативы, учреждения, фонды, общественные и религиозные организации (объединения), объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

ФЗ «О некоммерческих организациях» дополнительно предусматриваются: общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, государственные корпорации, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации. Необходимо также отметить, что данный ФЗ распространяется на все иные некоммерческие организации, за исключением потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.

Иные федеральные законы развивают уже имеющийся список организационно-правовых формы, например, жилищные накопительные кооперативы, кредитные потребительские кооперативы граждан, объединения работодателей.При этом в данных федеральных законах могут устанавливаться нормы, ограничивающие действие ФЗ «О некоммерческих организаций» в сфере их регулирования.

1.1 Потребительские кооперативы

Потребительский кооператив — это добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также или слово «кооператив», или слова «потребительский союз» либо «потребительское общество».

Высшим органом является общее собрание потребительского общества, которое проводится в форме общего собрания пайщиков потребительского общества или в форме общего собрания уполномоченных потребительского общества, где члены солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.

4 стр., 1641 слов

Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской ...

... банковские операции. Кредитная организация может осуществлять только те банковские опера­ции, которые указаны в лицензии. В настоящее время в ст. 5 Федерального за­кона «О банках и банковской деятельности» ... банках и банковской деятельности» определены основания и порядок отказа в государственной регистрации кредитной орга­низации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций. Этот пе­ ...

Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами.

Правомочия субъекта: деятельность, направленная на удовлетворение потребностей пайщиков, предпринимательская деятельность, право иметь свои представительства, филиалы, создавать хозяйственные общества, учреждения и осуществлять свои права в установленном законом порядке, участие в хозяйственных обществах, создание фондов потребительского общества, распределение доходы между пайщиками, привлечение заемных средств от пайщиков и других граждан, осуществление внешнеэкономической деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; обжалование в судебном порядке актов государственных органов, акты органов местного самоуправления, действия их должностных лиц, нарушающие права потребительского общества, осуществление иных прав юридического лица.

1.2 Общественные и религиозные организации (объединения)

Общественными и религиозными организациями (объединениями) называются, добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Участники общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.

Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.

1.3 Фонды

Фондом называется не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

5 стр., 2137 слов

Правовое положение членов товарищества собственников жилья: права ...

... управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены настоящим Кодексом и уставом товарищества, обжаловать в судебном порядке решения органов управления товарищества. 2. Члены товарищества собственников ... товарищество собственник жилье правовой Права и обязанности членов ТСЖ 1. Права и обязанности, как собственников жилых помещений, определенных в ...

Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Фонд может заниматься благотворительной деятельностью в целях: социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных; подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, или иных катастроф; содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению конфликтов; содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе, а также защите материнства, детства и отцовства; содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры; содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан; содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

— Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.

1.4 Учреждения

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным.

Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок их финансового обеспечения определяется законом. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

1.5 Объединение юридических лиц (ассоциации и союзы)

Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

Наименование ассоциации должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова «ассоциация» или «союз».

Учредителями союза могут быть потребительские общества. Учредительными документами ассоциации являются учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав.

В уставе союза должны содержаться сведения о: наименовании союза; его месте нахождения, предмете и целях деятельности союза; порядке вступления в союз; порядке выхода или исключения из союза; составе и компетенции органов управления и органов контроля союза; порядке принятия решений органами управления и органами контроля союза, в том числе и решений, принимаемых единогласно или квалифицированным большинством голосов; правах и обязанностях членов союза; порядке формирования и использования имущества союза;

4 стр., 1586 слов

Правовое положение и виды товариществ

... товариществом признается коммерческая организация, являющаяся юридическим лицом, с разделенным на вклады (доли) учредителей (участников) уставным капиталом, имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Полное товарищество Полное товарищество ... в правовом отношении). Что же касается объединенного имущества, предназначенного для ведения предпринимательской деятельности, то ...

  • видах предпринимательской деятельности союза;
  • филиалах и представительствах союза;
  • порядке реорганизации и ликвидации союза;
  • порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации союза.

Некоммерческие партнерства — основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение определенных целей.

Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, и иных услуг. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации. Государственная корпорация — не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Она создается на основании федерального закона, устанавливающего особенности правового положения государственной корпорации.

2 Некоммерческие организации, предусмотренные иными федеральными законами

В законодательстве существует большое количество нормативно — правовых актов, регламентирующих деятельность иных некоммерческих организаций. Среди них:

1.Товарищества собственников жилья;

2.Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;

Объединения работодателей.

2.2.1 Товарищества собственников жилья

Товариществом собственников жилья (ТСЖ) признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании.

ТСЖ может быть создано при объединении:

1.нескольких многоквартирных домов, помещения в которых принадлежат различным (не менее чем двум) собственникам помещений в многоквартирном доме, с земельными участками, расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках;

2.нескольких расположенных близко зданий, предназначенных для проживания одной семьи, дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражами и другими расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних.

Единственным учредительным документом товарищества собственников жилья является устав, который принимается на общем собрании домовладельцев.

Органами управления товариществом собственников жилья, согласно ст. 144 ЖК, являются общее собрание членов товарищества и правление товарищества.

Общее собрание членов товарищества является высшим органом управления товариществом и созывается в порядке, установленном уставом ТСЖ.

Руководство текущей деятельностью товарищества осуществляется правлением товарищества (ст. 147 ЖК).

Правление избирает из своего состава председателя на срок, установленный уставом. Председатель обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, которые для них обязательны.

В товариществе собственников жилья может быть создана ревизионная комиссия (ревизор), которая осуществляет ревизии финансово-хозяйственной деятельности товарищества собственников жилья не реже одного раза в год.

В собственности товарищества собственников жилья может находиться движимое имущество, а также недвижимое имущество, расположенное внутри или за пределами многоквартирного дома.

Средства товарищества собственников жилья состоят из:обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества; доходов от хозяйственной деятельности товарищества, субсидий на обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, проведение текущего и капитального ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг и иных субсидий; и прочих поступлений.

В товариществах собственников жилья не предусмотрено образование паевого фонда. Другой отличительной особенностью является освобождение членов товарищества от субсидиарной ответственности по долгам последнего.

2.2.2 Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество может быть создано не менее чем 3 гражданами. Членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества.

Учредительным документом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества (далее — товарищество) является устав, утвержденный общим собранием учредителей.

В садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов. Имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет средств специального фонда, образованного по решению общего собрания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества, является собственностью такого товарищества как юридического лица. Специальный фонд составляют вступительные и членские взносы членов такого товарищества, доходы от его хозяйственной деятельности, а также средства, предоставленные садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому товариществу.

Высшим органом управления товарищества является общее собрание его членов. Товарищество вправе проводить его в форме собрания уполномоченных.

Правление товарищества является коллегиальным исполнительным органом и подотчетно общему собранию товарищества (собранию уполномоченных).

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью товарищества, в том числе за деятельностью его председателя осуществляет ревизионная комиссия в составе одного или не менее трех человек на срок два года.

2.2.3 Объединения работодателей

Объединение работодателей — форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей. Они могут создаваться по территориальному, отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам.

1.общероссийское объединение работодателей — это объединение, созданное на добровольной основе объединениями работодателей и осуществляющее деятельность на территориях более половины субъектов страны;

2.межрегиональное объединение работодателей — объединение, созданное на добровольной основе работодателями и их объединениями и осуществляющее свою деятельность на территориях не менее двух субъектов РФ;

  • региональное объединение работодателей — объединение, созданное на добровольной основе работодателями и их объединениями и осуществляющее свою деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации;
  • территориальное объединение работодателей — объединение, созданное на добровольной основе работодателями и объединениями и осуществляющее свою деятельность на территории одного муниципального образования.

Объединение работодателей создается на основании решения учредителей.

Структура, порядок формирования и полномочия органов управления объединения работодателей, порядок принятия ими решений устанавливаются уставом объединения работодателей.

Объединение работодателей может иметь на праве собственности и ином праве земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество.

Объединение работодателей не отвечает своим имуществом по обязательствам членов объединения работодателей.

Глава 3. Правовое положение некоммерческой организации. Ликвидация и реорганизация некоммерческой организации

Некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения по решению учредителей, а также в результате ее реорганизации.

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Учредителями некоммерческой организации могут выступать граждане и (или) юридические лица. Число учредителей некоммерческой организации не ограничено. Учредительными документами некоммерческих организаций являются:

устав, утвержденный учредителями, учредительный договор, заключенный их членами, решение собственника о создании учреждения, и устав, утвержденный собственником, для учреждения.

В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее, источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету, имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке, бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему, вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории РФ и за пределами ее территории.

Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

Некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

Место нахождения некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации, если в соответствии с законом учредительными документами некоммерческой организации не установлено иное.

Некоммерческая организация может создавать филиалы.Филиал и представительство некоммерческой организации не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их некоммерческой организации и действуют на основании утвержденного ею положения.Они осуществляют деятельность от имени создавшей их некоммерческой организации. Ответственность за деятельность своего филиала и представительства несет создавшая их некоммерческая организация.

Реорганизация некоммерческой организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Государственная регистрация вновь возникшей в результате реорганизации организации и внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности реорганизованной организации осуществляются в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в общественную или религиозную организацию, фонд или автономную некоммерческую организацию.

Преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом.

Автономная некоммерческая организация вправе преобразоваться в общественную или религиозную организацию (объединение) либо в фонд.

Ассоциация или союз вправе преобразоваться в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество или товарищество.

Решение о преобразовании некоммерческого партнерства принимается учредителями единогласно, ассоциации (союза) — всеми членами, заключившими договор о ее создании, учреждения принимается его собственником, автономной некоммерческой организации принимается ее высшим органом управления. При преобразовании некоммерческой организации к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованной некоммерческой организации в соответствии с актом передачи.

Некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

При недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения.

При ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, направляется на цели, в интересах которых была создана организация или на благотворительные цели. Если, использование имущества организации не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

При ликвидации некоммерческого партнерства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественным взносом. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество учреждения передается его собственнику.

Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация — прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Заключение

В настоящее время некоммерческие организации получили широкое распространение в России, и по этому, возникла необходимость в регулирование их деятельности в соответствии с нормами права. К сожалению, еще не все вопросы по поводу организационно-правовой формы деятельности некоммерческих организаций полностью и всеобъемлюще рассмотрены гражданским законодательством и законом «О некоммерческих организациях». Каждый год появляются все новые, и новые организации целью, которых не является получение прибыли.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации. Она создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами. Учредительными документами некоммерческой организации являются Устав и Учредительный договор.

Таким образом, некоммерческие организации являются субъектами гражданского права и осуществляют свою деятельность на основании Гражданского Кодекса РФ и Федеральных законов РФ.

К некоммерческим организациям относятся субъекты, занимающиеся деятельностью не имея извлечения из нее прибыли в качестве цели и не распределяющие полученную прибыль между своими участниками.

Некоммерческая организация обладает ограниченной правосубъективностью. Они могут заниматься предпринимательской деятельностью, только если это служит достижению целей, ради которых они созданы.

Некоммерческие организации относятся к юридическим лицам и могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, ТСЖ, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Как и все юридические лица, они могут иметь свои филиалы, представительства в России и за ее пределами для осуществления полноценной деятельности.

Некоммерческие организации играют все более важную роль в формировании современного гражданского общества в России. Все более заметным становится также их вклад в решение общенациональных и региональных задач, связанных с развитием экономики и социальной защитой населения. Принятие все новых законов о некоммерческих организациях свидетельствует, о заинтересованности законодателя в увеличении роли третьего сектора в гражданском обороте.

Анализ действующего законодательства позволяет выявить наличие в нём около сорока разновидностей форм юридических лиц некоммерческого характера. В связи с этим необходимость в систематизации их видов, выделения самостоятельных организационно-правовых форм и их разновидностей в рамках одной и той же формы, а также в уточнении их гражданско-правового статуса, сообразуясь с интересами общества на данном этапе, очевидна.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/ogorodnicheskoe-obyedinenie-grajdanrf/

Нормативные правовые акты

-Конституция Российской Федерации

-Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 N 181-ФЗ — По сост. на 18.07. 2009 // Собрание законодательства РФ — 05.12.1994, N 32, ст. 3301; 06.11.2006 (с изм. от 26.01.2016г.)

-Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 N 188-ФЗ — По сост. на 11 января 2007 // Собрание законодательства РФ — 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14, изменения опубликованы в «Российской газете» — 31.12.2006).

-О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ — По сост. на 17.07 2009 // Собрание законодательства РФ — 15.01.1996, N 3, Ст. 145; 05.03.2007 (с изм. от 13.07.2015г.)

-О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. № 212 — По сост. на 10 апреля 2007г.// Собрание законодательства РФ — 24.04.2006, N 17 (2 ч.), ст. 1869.

-О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций: Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ // Собрание законодательства РФ — 01.01.2007, № 1 (1ч.), ст.38.

-Об общественных объединениях Федеральный закон РФ от 19 мая 1995г. // Собрание законодательства РФ. — 1995. — №21.

-О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан Федеральный закон РФ от15 апреля 1998г. // Собрание законодательства РФ. — 1998. — №16. (с изм. от 31.12.2014г.)

-Об Объединениях работодателей Федеральный закон РФ от 27 ноября 2002г. // Собрание законодательства РФ. — 2002. — №48.

-О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации Закон от 19.06.1992 № 3085-1 (с внесенными изменениями и дополнениями).

(с изм. от 02.07.2013г.)

1.Федеральный Закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». (с изм. от 05.05.2014г.)

-Федеральный Закон от 8.08.2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». (с изм. от 13.07.2015г.)

-Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». (с изм. от 13.07.2015г.)

-Постановление правительства РФ от 29.09.2008 № 724 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций».

-Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц». 2-е издание, переработанное и дополненное /ответственные редакторы Б.М. Гонгало и П.В. Крашенинников. М., 2010.

Специальная литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/ogorodnicheskoe-obyedinenie-grajdanrf/

-Гражданское право. Ефимова Л.Г.Богачева Т.В. Безбах В.В.. Учебник для вузов/ Под ред. Мозолина В.П. М.: Юристъ, 2014.- 927 с.

-Гражданское право современной России. Козырь О.М. Маковский А.Л. Учебник. М.: 2013.- 254 с.

-Гражданское право. Часть 1. Учебник в 3-х т./ Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. М.: 2009 — 523 с.

-Гражданское право. Учебник в 4-х т./ Под ред. Е. А. Суханова. М.: 2011 г.

-Гражданское право. Часть 1. Учебник/ Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева.- 4-е изд., перераб и доп.- М.: Юристъ, 2013.- 563с.

-Предприятие и его организационно-правовая форма. Тотьев К.Ю. // Государство и право. 2004. N 10.

-Костенко Н.В. Проблемы выделения организационно-правовых форм некоммерческих организаций / Н.В. Костенко // Вестник Омского университета. — 2013. — №3. — с.128-131.

-Лившин А.Я. Некоммерческий сектор в России и мире: современные проблемы экономики и управления / А.Я. Лившин // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество).

— 2015. — №4. — с.23-42.

-Квашонкин А.В. Юридические основы деятельности НКО в Российской Федерации: история и проблемы законодательства / А.В. Квашонкин // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество).

— 2015. — №4. — с.43-61.