Введение, Глава 1. Административная деятельность полиции: формы и признаки
1.1 Признаки административной деятельности полиции
Административная деятельность полиции представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность по организации работы служб и подразделений указанных органов и практическому осуществлению административно-правовыми способами охраны общественного порядка, обеспечения правопорядка в общественных местах, защиты личности, общества, государства от противоправных посягательств.
Характерные черты — это то, что отличает административную деятельность от других основных направлений работы органов внутренних дел, в частности, от уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельности.
Традиционно выделяются следующие характерные черты Административной деятельности полиции. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая: Учебник, ЦОКР МВД России, 2012
Государственно-властный характер, Организующий характер., Подчиненность и подконтрольность представительным и исполнительным органам государственной власти.
В своей деятельности полиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации, а полиция общественной безопасности — соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
4. Административная деятельность полиции характеризуется сочетанием централизованного руководства с оперативным (непосредственным) управлением. Централизованное руководство выражается в определении приоритетных направлений деятельности, установлении общих правил, нормативов и т.п. Для оперативного (непосредственного) управления характерно наличие прямых связей между субъектом и объектом управления.
Административная деятельность полиции подзаконна.
В процессе осуществления административной деятельности уполномоченные органы внутренних дел разрабатывают и издают ведомственные нормативные акты. Содержащиеся в них нормы, правила поведения носят подзаконный характер, поскольку принимаются эти акты в целях исполнения требований закона, их детализации и конкретизации, и должны основываться на существующих вышестоящих нормативных актах
Профилактическая направленность
гласность
1.2 Формы административной деятельности полиции
Многообразие функций и задач, решаемых в процессе административной деятельности полиции, обстановки и условий, в которых она протекает, обусловливает применение различных ее форм.
Психология как наука. Роль психологических знаний в деятельности ...
... в том числе сотрудников органов внутренних дел. Глубокое исследование указанных аспектов требует психологического анализа личности и юридической деятельности, которая опирается на ... активных действий правоохранительных органов; по ... Стереотип в психологии есть существующее в общественном сознании ... в связи с тем что показывает свойства личности преступника, характеризует эту личность, ...
Под формой административной деятельности полиции понимаются однородные по своему характеру и правовой природе внешне выраженные группы действий либо их результат, посредством которых осуществляются функции. Функции полиции — это составные части (направления) внешней деятельности, а формы показывают, путем каких действий они практически осуществляются. Форма — это то или иное управленческое действие, имеющее внешнее проявление или внешневыраженный результат управленческой деятельности (например, принятое управленческое решение).
Административную деятельность полиции подразделяют:
- по характеру разрешаемых дел — регулятивная и правоохранительная;
- по целенаправленности — внутренняя (внутриорганизационная) и внешняя (внешневластная);
- по способу выражения — словесная и конклюдентная.
В первых двух случаях административная деятельность представлена правовыми формами, поскольку в рамках данных видов деятельности принимаются решения, которые непосредственно влекут установление правовых норм, возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. Они находят свое выражение в правовых актах управления — нормативных и индивидуальных.
В административной деятельности полиции используется также устная словесная форма — устные приказы, указания, распоряжения, команды, наложение взыскания. Эта форма наиболее часто применяется при решении вопросов повседневного оперативного характера.
Административная деятельность полиции может выражаться и в конклюдентной форме, то есть при помощи определенных жестов, условных сигналов, движений, знаков, разметки и других действий, ясно выражающих решение субъекта административной деятельности. Это, например, жесты инспектора ДПС ГИБДД, регулирующего движение транспорта и пешеходов, сигналы светофора, сигналы свистком, подаваемые сотрудником патрульно-постовой службы и т.п.
Таким образом, в зависимости от юридических последствий можно выделить следующие формы административной деятельности полиции:
- правовые;
- неправовые.
Правовая форма административной деятельности полиции. По содержанию она подразделяется на правоустановительную и правоприменительную. При этом следует иметь в виду, что установление норм права, как специфическая правовая форма деятельности органов управления, характерна для органов внутренних дел в целом, а не только для полиции.
Правоустановительная деятельность ОВД имеет в большей степени внутриведомственную направленность. Принимаемые ими нормативные акты адресуются преимущественно подчиненным органам, подразделениям, сотрудникам и являются основным средством реализации положений ФЗ «О полиции» с учетом особенностей решаемых задач.
Правоустановительная административная деятельность ОВД (полиции) заключается в издании нормативных актов управления.
В контексте административной деятельности ОВД под нормативным правовым актом понимается письменный документ, изданный в соответствии с установленными требованиями правомочным на то должностным лицом МВД России, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, рассчитанный на многократное применение и относительно неопределенный круг лиц (концепция, директива, административный регламент, приказ, в том числе утверждающий положение, устав, инструкцию, правила, наставление).
Государственное управление как объект административно-правового регулирования
... и иных функций в сфере государственного управления. Правительство назначает на высшие военные и гражданские должности, в его ведении находится административный аппарат. Основные направления деятельности ... актов. Помимо собственно регламентарной власти правительство может иметь право на издание актов делегированного законодательства. Правительство обладает правом законодательной инициативы и ...
Следует отметить, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, должны пройти государственную регистрацию в Минюсте России, после чего подлежат обязательному официальному опубликованию.
Особые формы нормативных актов управления полиции: планы комплексного использования сил и средств ОВД РФ по обеспечению правопорядка в общественных местах (единая дислокация), типовые планы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении массовых мероприятий, планы проведения рейдов (операций), план работы территориального органа внутренних дел и др. В данных документах на определенный период могут ставиться задачи всему или части личного состава территориального органа внутренних дел по месту и времени, излагаться формы взаимодействия между нарядами и службами, предписываться тактические приемы (общие) несения службы и т.п.
Правоприменительная деятельность полиции включает в себя принятие индивидуальных актов управления. Индивидуальные акты управления — основной вид актов управления полиции. К ним относятся официальные документы, в которых закрепляются односторонние властные решения уполномоченных должностных лиц органов внутренних дел, адресованные конкретному субъекту и рассчитанные на однократное применение. Их назначение — в применении норм права к конкретному случаю, лицу (выдача лицензий, регистрация автотранспортных средств, вынесение постановления о наложении административного наказания, издание приказов о назначении на должность, присвоении специальных званий и т.п.).
Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ
Соответственно по юридическим свойствам акты управления органов внутренних дел (полиции) подразделяются на нормативные и индивидуальные.
В правоприменительную деятельность полиции включается также осуществление иных юридически значимых действий, которые заключаются в применении правовых норм к конкретным обстоятельствам или лицам, но без издания индивидуальных актов, непосредственно влекущих юридические последствия. К подобным действиям относятся такие, которые в силу указания в законе выступают в качестве необходимого условия для принятия правового акта управления и наступления указанных правовых последствий. Примеры таких действий, ежедневно совершаемых сотрудниками полиции, — документирование определенных фактов, выявленных и установленных в процессе контрольно-надзорной и административно-юрисдикционной деятельности (составление протокола об административном правонарушении, подготовка актов и заключений по окончании проведения проверки деятельности подконтрольных объектов или конкретной информации, заключения по материалам служебной проверки, аттестации и др.).
Как правило, эти документы фиксируют юридически значимые действия, факты или акты правоприменения и могут повлечь за собой уже принятие управленческих решений в форме издания индивидуальных актов управления (например, постановления о назначении административного наказания, приказа о поощрении или привлечении к дисциплинарной ответственности).
Основные направления деятельности полиции
... и административных правонарушений. Такое основное направление деятельности полиции, как предупреждение и пресечение преступлений и административных ... учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием; лица, уклоняющиеся от исполнения ... направлений деятельности полиции Данным разделом своей работы я раскрываю и характеризую основные направления деятельности полиции. А ...
Неправовые формы. Этот вид административной деятельности полиции, выделяемый по способу выражения, — необходимый элемент управленческой деятельности. Однако правовых последствий сам по себе он не влечет, в связи с чем выражается в неправовых формах, к которым относятся организационные действия и материально-технические действия.
В отличие от правовых форм административной деятельности полиции, неправовые формы сами по себе не влекут за собой возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений для лиц, к которым они обращены. Юридический результат этих форм — сам факт их осуществления.
Организационные действия выражаются в подготовке и проведении служебных совещаний, собраний, инструктажей, в организации взаимодействия между сотрудниками, подразделениями в целом между собой и гражданами (объединениями граждан), в обучении исполнителей, оказании практической помощи исполнителям на местах, разработке методических рекомендаций и др. Данные действия направлены на работу с личным составом подразделений и гражданами. В ходе этих организационных действий до адресата доводится необходимая управленческая информация, осуществляется непосредственное взаимодействие субъекта и объекта управления.
К материально-техническим действиям относятся такие операции, совершение которых является обязательной предпосылкой для принятия того или иного управленческого решения при осуществлении правоприменительной и правоустановительной деятельности (сбор и обработка информации, учет выполненной работы, составление справок, подготовка отчетов, ведение делопроизводства, выдача табельного оружия, специальных средств и т.п.).
В большинстве случаев порядок осуществления перечисленных действий и операций урегулирован нормами права, а сами они входят в число служебных обязанностей сотрудников полиции. Поэтому за уклонение от совершения этих действий и операций, нарушение установленного порядка и правил их осуществления, виновные могут быть привлечены к установленной законом ответственности (например, дисциплинарной).
Олейник В. И. Внутриорганизационная деятельность ОВД в сфере борьбы с административными правонарушениями Административное право и процесс. — 2010.
полиция защита охрана порядок
Глава 2. Иные виды деятельности полиции и их отличия от административной деятельности полиции
2.1 Административно юрисдикционная деятельность полиции
Административная юрисдикция (административно — юрисдикционный процесс) соотносится с административным процессом как частное и общее, являясь его составной частью. Административно — юрисдикционный процесс применяется в случаях, когда необходимо разрешить административно-правовой спор, или когда необходимо применить меры административного принуждения.
Для административной юрисдикции характерны следующие признаки:
- это деятельность по рассмотрению и разрешению индивидуального административного дела, сущность которого составляет либо спор о праве, вытекающем из норм административного права, либо возможность применения в отношении субъекта административного права мер административного принуждения;
- содержание деятельности в рамках административно-юрисдикционного процесса составляет правовая оценка совокупности фактов, имеющих отношение к рассматриваемому индивидуальному административному делу;
- субъект административно — юрисдикционного процесса — орган государственной власти, принимающий властное решение в рамках собственной компетенции;
— отношения участников административно — юрисдикционного процесса в правовом плане приобретают особый процессуальный характер, связанный с наделением участников процесса особыми правами и обязанностями. В частности при рассмотрении индивидуального дела судом стороны находятся в равном процессуальном положении.
Система органов внутренних дел (2)
... субъектов Федерации Российской и горрайорганы составляют структуру так органов называемых внутренних дел двойного подчинения (как подчиняются вышестоящему органу внутренних дел, исполнительной и так власти субъекта РФ, за исключением уголовно – оперативно, процессуальной – розыскной и административно ...
- результат административно- юрисдикционного процесса в правовом плане это принятое властное решение о разрешении спора либо применении (отказе от применения) мер административного принуждения.
- цель административно — юрисдикционного процесса это правоохрана, охрана административно-правовых отношений от нарушений, защита основ правопорядка, установленных административным законодательством.
Проблеме охраны прав и законных интересов граждан, а также ответственности человека за свое поведение Конституция Украины уделяет исключительно важное значение.
Право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность, их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Необходимым условием обеспечения указанных конституционных положений служат разнообразные средства убеждения, а в случае необходимости и меры принуждения — уголовные, административные, гражданско-правовые и другие, применяемые соответствующими органами исполнительной власти, в том числе и органами внутренних дел. Последние, в частности, для применения мер принуждения наделяются соответствующими юрисдикционными полномочиями.
Юрисдикция (от латинского — суд, судопроизводство) это «круг полномочий суда или административного органа по правовой оценке конкретных фактов, в том числе по разрешению споров и применению предусмотренных законом санкций».
Однако в зависимости от характера правонарушений, разновидности органов, которые осуществляют юрисдикционную деятельность, особенностей правовых санкций, применяемых ими, выделяют следующие виды юрисдикции:
- уголовно-правовую;
- гражданско-правовую;
- административную;
- дисциплинарную;
- судебную;
- арбитражную.
Предметом нашего исследования является административная юрисдикция органов внутренних дел. Органы государственной власти заинтересованы в наибольшем упорядочении и совершенствовании юрисдикционной деятельности аппарата управления, в частности, органов внутренних дел. Именно здесь необходимы четкие правила, которые определяют порядок применения соответствующих мер государственного воздействия и обеспечивают гарантии правильного и обоснованного осуществления административной юрисдикции. Юридический энциклопедический отоварь. — М., 2011
Отсюда вытекает необходимость правового регулирования порядка юрисдикционной деятельности. Правильное и эффективное использование органами внутренних дел возможностей административной юрисдикции оказывает большое влияние на состояние правопорядка и в целом на правомерное функционирование других органов административной юрисдикции.
Административное правонарушение (2)
... социально-культурной и административно-политической деятельности, третьи - должностным ... невыполнение законного требования сотрудника полиции) [5; с.49]. ... административного правонарушения как фундаментальной категории административного права. Исходя из цели дипломной работы были определены изучить понятие и особенности административного ... РФ об административных правонарушениях (КоАП) [1]. ...
Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел — это урегулированная нормами административного права (административного законодательства) специальная разновидность административной деятельности, состоящая в выявлении противоправных деяний, в сборе и оценке материалов (а также доказательств), квалификации административных правонарушений, а также осуществлении административного производства по делам об административных правонарушениях.
Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел характеризуется тем, что всегда носит исключительно государственно-властный характер и осуществляется только в официальном порядке. Для ее осуществления органы внутренних дел наделяются широким кругом полномочий, в рамках которых они реализуют принадлежащее им право привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений. При этом юрисдикция органов внутренних дел имеет свои особенности по сравнению с иными органами административной юрисдикции и юрисдикцией судебной. Юридическая энциклопедия. — М.: Юринформцентр 2009
Юрисдикция ОВД всегда является административной, осуществляемой специально уполномоченными подразделениями и должностными лицами.
Основным в осуществлении юрисдикционных полномочий ОВД является обеспечение ими в лице полномочных органов и должностных лиц правоохранительной деятельности.
Основными задачами полиции являются:
- обеспечение личной безопасности граждан, защита их прав и свобод, законных интересов;
- предупреждение правонарушений и их пресечение;
- охрана и обеспечение общественного порядка и т.д.
Таким образом, административно-правовая охрана указанных объектов является определенной законом функциональной обязанностью органов внутренних дел. При этом защита охраняемых законом общественных отношений обеспечивается и неюридическими охранительными действиями органов внутренних дел, в частности, осуществлением их службами официального надзора в целях предупреждения и выявления нарушений установленного административного режима:
- предупредительные действия постовых и патрульных работников милиции, участковых инспекторов милиции, инспекторов дорожного и пожарного надзора;
- различного рода инструктажи, консультации;
- задержание правонарушителей, опрос потерпевших, свидетелей, устранение противоправных ситуаций и др.
В системе органов внутренних дел не все службы и их должностные лица пользуются юрисдикционными полномочиями, что существенно отличает административную юрисдикцию этих органов от юрисдикции органов правосудия. Но, несмотря на это, административная юрисдикция в системе органов внутренних дел все же осуществляется большим количеством субъектов юрисдикционных правоохранительных отношений, управомоченных законом привлекать виновных лиц к административной ответственности за правонарушения.
Юрисдикция ОВД сопряжена не только с существованием сугубо юрисдикционных действий (рассмотрение и разрешение конкретных дел. осуществление полномочий по наложению административных взысканий) Она также связана с реализацией компетенции неюрисдикционного характера как самими субъектами административной юрисдикции, так и другими должностными лицами органов внутренних дел, которые не обладают правом осуществления юрисдикции
Внутренняя и конвойная стража Российской империи
... на внутренние войска является целью данного реферата. Задачи: изучение предпосылок и история создания внутренней и конвойной стражи Российской империи Анализ деятельности внутренних войск Российской империи. внутренняя конвойная стража российская Глава 1. Внутренняя стража Российской империи 1.1 Корпус внутренней стражи Российской империи ...
При этом сопрягающиеся действия носят двойственный характер. В одних случаях органы внутренних дел «обслуживают» сами себя (задержание нарушителя общественного порядка сотрудником органа внутренних дел и др.).
В других — осуществляют неюрисдикционные действия для обеспечения необходимых условий по реализации административной юрисдикции другими ее субъектами (оформление протоколов об административных правонарушениях для суда, административных комиссий и др.).
5. Кодекс об административных правонарушениях (в дальнейшем — КоАП) закрепил следующие виды административных взысканий:
1) предупреждение;
2) штраф;
3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; денег, полученных вследствие совершения административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);
6) исправительные работы;
7) административный арест.
Кроме указанных видов административных взысканий, законодательством предусмотрено административное выдворение за пределы Украины иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений, грубо нарушающих правопорядок
За совершение административных правонарушений к несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет в соответствии со ст. 241 КоАП могут быть применены следующие меры воздействия:
- обязательство в публичной или иной форме попросить извинения у потерпевшего;
- предупреждение;
- выговор или строгий выговор;
- передача несовершеннолетнего под надзор родителям или лицам, их заменяющим, либо под надзор педагогическому или трудовому коллективу с их согласия, а также отдельным гражданам по их просьбе.
Однако не все органы административной юрисдикции вправе применять в полном объеме меры административных взысканий, предусмотренные статьей 24 КоАП. Возможность их использования ограничена спецификой правового положения конкретного субъекта юрисдикции.
Разумными рамками очерчены в этой части и полномочия органов внутренних дел. Из вышеперечисленных они вправе применять только некоторые меры административного взыскания, в частности.
- предупреждение;
- штраф;
- возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
- лишение специального права, предоставленного данному гражданину.
Другие меры административного взыскания находятся за пределами их юрисдикции иных полномочий. При этом нужно отметить, что степень использования органами внутренних дел указанных полномочий неоднозначна. Это свидетельствует о различном удельном весе каждого наказания в системе административно карательных средств, применяемых органами внутренних дел в порядке организации юрисдикции.
Значение саморегулируемых организаций (СРО) в системе правового ...
... регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации; - всемерно содействовать развитию добровольной сертификации услуг оценщиков. Важное значение для совершенствования процедур оценочной деятельности, повышения ... экспертизе законопроектов и т.д.); для контроля над деятельностью, осуществляемой членами СРО (анализ деятельности, проведение проверок, применение мер ответственности); для ...
— возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, — до 1%. Таким образом, преобладающим наказанием является предупреждение. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая: Учебник, ЦОКР МВД России, 2012
6. К числу особенностей административной юрисдикции органов внутренних дел следует отнести только единоличное ее осуществление. Если одни органы административной юрисдикции обладают исключительно коллегиальными полномочиями (административные комиссии, исполнительные комитеты поселковых, сельских советов), а другие -только единоличным распорядительством (госсанинспектора, начальники управлений по делам защиты прав потребителей), то системе органов внутренних дел свойственна только единоличная форма административной юрисдикции (например, лишение ГИБДД прав на управление автотранспортным средством, наложение штрафа начальником органа внутренних дел, участковым инспектором, старшим участковым инспектором милиции).
В общих случаях административно-юрисдикционная деятельность по разбирательству индивидуально-конкретных дел несложна как по форме, так и по содержанию. Она связана с совершением множества процессуальных процедур. Здесь не привлекается большое количество участников процесса, как это имеет место при осуществлении судебной юрисдикции (сбор доказательственного материала, оформление значительного количества процессуальных документов).
7. Обязательными условиями осуществления юрисдикции является наличие события правонарушения, специфического процессуального регламента разрешения дела, а также принятие юрисдикционного акта в установленной законом форме и порядке.
В основе содержания юрисдикционной деятельности органов внутренних дел находятся сбор, исследование и оценка обстоятельств совершенного правонарушения и принятие решения по делу.
Обязательным и довольно важным элементом юрисдикционной деятельности является правовая квалификация должностными лицами органов внутренних дел тех или иных противоправных деяний, т.е. юридическая оценка имеющейся информации, анализ конкретных юридических фактов.
Следует отметить, что в целом применение к виновным лицам правовых санкций может осуществляться только в рамках юрисдикционной деятельности. Однако итогом юрисдикционной деятельности не всегда является вынесение постановления о наложении административного взыскания.
2.2 Деятельность полиции, направленная на защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности
Общественный порядок и общественная безопасность являются основными объектами охраны в деятельности органов внутренних дел. Федеральный Закон №-3 «О Полиции» от 07.02.2011
Как социально-правовые категории, охватывающие специфическую сферу общественных отношений, они характеризуются рядом особенностей, определяющих содержание деятельности органов внутренних дел по охране (обеспечению) этих отношений.
Во-первых, общественный порядок и безопасность касаются всех граждан без исключения, причем с момента рождения и до конца жизни.
Природоохранная деятельность в Российской Федерации (2)
... актуальной темой исследования. Цель работы - оценить положительный результат природоохранной деятельности в Российской Федерации. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: Рассмотреть проблемы природоохранной деятельности; ·Изучить основы государственного регулирования в области охраны ...
Во-вторых, общественный порядок и общественная безопасность, как правило, касаются элементарных действий, поступков и правил поведения людей. Они происходят открыто, публично и обычно понятны для окружающих.
В-третьих, общественный порядок и безопасность регулируются как нормами права, так и иными социальными и техническими нормами (морали, обычаями, традициями, даже модой).
В-четвертых, в сфере общественного порядка и безопасности ежегодно совершается огромное количество правонарушений, исчисляемое десятками миллионов. И все правонарушители, а это значительная часть населения, так или иначе подвергаются принудительному воздействию со стороны сотрудников милиции.
В-пятых, в сфере общественного порядка и безопасности происходит оборот объектов и предметов повышенной опасности: приобретение, хранение, использование, перевозка гражданского и служебного огнестрельного оружия, взрывчатых и сильнодействующих ядовитых веществ, радиоактивных изотопов и др. Поэтому лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел, осуществляющих государственный надзор и контроль в этой области, позволяет предупреждать и пресекать нарушение установленных правил и тем самым минимизировать наступление тяжких последствий, связанных, как правило, с нарушением соответствующих норм, стандартов и требований.
В-шестых, с рассматриваемой сферой тесно соприкасаются такие опасные антисоциальные явления, как наркомания, пьянство, проституция, бродяжничество, попрошайничество. Именно поэтому в ряде городов страны создаются специальные подразделения, так называемая милиция нравов.
В-седьмых, в сфере общественного порядка и общественной безопасности постоянно проходят различные массовые публичные мероприятия с большой концентрацией людей в тех или иных помещениях или на ограниченной территории, что нередко создает угрозу для жизни и здоровья граждан, нормальному функционированию организаций. К ним можно отнести политические (митинги, шествия, демонстрации), экономические (пикетирование, голодовки), культурно-зрелищные (фестивали, концерты, дни городов), спортивные (олимпиады, футбольные и хоккейные соревнования), религиозные и другие массовые мероприятия. Их проведение требует огромной организационной работы органов внутренних дел, привлечения для обеспечения порядка и безопасности значительных сил и средств полиции и внутренних войск
2.3 Отличия административной деятельности полиции от иных видов деятельности полиции
Наиболее распространенное в юридической и специальной литературе определение понятия административной деятельности органов внутренних дел звучит следующим образом: «Административная деятельность полиции представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность по организации работы служб и подразделений указанных органов и практическому осуществлению административно-правовыми способами охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью».
Преимущество данного определения понятия состоит в том, что оно сформулировано и существует в научной и учебной литературе свыше 40 лет, является общепризнанным и за время существования претерпело лишь незначительные декоративные изменения, однако с принятием Федерального закона «О полиции» данное определение не отвечает современным реалиям, то есть нуждается в новой трактовке на основе правового анализа нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел.
В Федеральном законе «О полиции» определены законодательные основы организации и деятельности полиции в Российской Федерации, статус, права и обязанности сотрудника полиции в соответствии с новыми общественными отношениями. Концептуальные основы данного закона направлены, прежде всего, на защиту прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами.
Данный тезис прямо вытекает из статьи 1 — Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица) для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
Необходимо отметить, что при разработке Федерального закона «О полиции» учитывались принципы и подходы к модернизации России, сформулированные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года, и преобразования, которые осуществляются в правоохранительной сфере на основе достижения науки, отечественный и зарубежный опыт функционирования полицейских институтов.
В Законе включены в адаптированном виде нормы ряда международных документов, касающихся полицейской деятельности: Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц и других, что по сути своей является новеллой в нормативном правовом регулировании деятельности органов внутренних дел.
Правовой статус полиции может быть реализован только в рамках ее назначения. Однако назначение полиции может воплощаться в жизнь только путем осуществления ею правомерной деятельности. Правомерной же деятельность полиции будет только тогда, когда она использует лишь предоставленные Законом или иными нормативными правовыми актами полномочия. Первым назначением полиции законодатель назвал защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства. В связи с наличием такого назначения полиция должна разрабатывать и осуществлять предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами меры, направленные на приведение общественных отношений, связанных с жизнью, здоровьем, честью, достоинством правами и свободами людей, в состояние защищенности от общественно вредных, общественно опасных деяний и последствий таковых. Второе назначение — противодействие преступности. Под противодействием преступности здесь подразумевается деятельность полиции в пределах их полномочий: а) по предупреждению преступлений, в том числе по выявлению и последующему устранению причин преступности (профилактика преступлений и преступности в целом); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию правонарушений (борьба с преступностью); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий совершения преступлений.
Отдельными назначениями полиции законодатель называет также охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности. Это одни из важнейших функций полиции.
Анализируя основные направления деятельности полиции можно сделать вывод, что ее деятельность, прежде всего, имеет правоохранительный характер и выражается с одной стороны в защите личности, общества, государства от противоправных посягательств, с другой стороны в предупреждении и пресечении противоправных деяний, предусмотренных Уголовным кодексом и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (региональном законодательством об административных правонарушениях).
Таким образом, исходя из назначения полиции и ее основных направлений деятельности можно сделать вывод о том, что административная деятельность полиции представляет собой властную правоприменительную деятельность полиции по реализации норм административного права в целях решения задач, возложенных на нее Федеральным законом «О полиции» в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.
Из данного определения можно сформулировать и признаки административной деятельности полиции:
1. Самостоятельность от других видов деятельности.
2. Универсальный характер.
3. Подзаконный характер.
4. Предметный характер.
5. Структурированность.
6. Организующий характер.
7. Возможность использования для решения стоящих перед полицией задач средства принуждения.
Система нормативного правового регулирования административной деятельности полиции весьма обширна и в качестве основы включает в себя: а) на федеральном уровне — Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы (например, Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении»), Федеральные законы Российской Федерации (например, Федеральный закон «О полиции», «Об оружии», «О безопасности дорожного движения», «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и др.), кодексы (Кодекс РФ об административных правонарушениях), указы Президента РФ (утвердившие, например, Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России), постановления Правительства РФ (об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию; Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации.); нормативные акты МВД России (Устав патрульно-постовой службы полиции и др.);
- б) законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.
Как уже отмечалось, административная деятельность полиции, выступая в качестве самостоятельной функции, тесным образом пересекается с другими видами деятельности, осуществляемыми полицией. При этом административная деятельность полиции существенным образом отличается как от оперативно-розыскной, так и уголовно-процессуальной деятельности.
В соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» указанная деятельность осуществляется гласно и негласно (что является ее наиболее характерной чертой) путем проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также при конфиденциальном содействии граждан в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств [6] . Однако сотрудники полиции при осуществлении оперативно-розыскной деятельности могут применять в установленных законом случаях меры административного принуждения; охрана и конвоирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления или взятых под стражу в ходе осуществления уголовно-процессуальной деятельности, обеспечивается в рамках административной деятельности специализированными подразделениями полиции.
Административная деятельность полиции, также как и оперативно-розыскная, часто предшествует уголовно-процессуальной, материалы административного производства выступают в качестве источников доказательств по уголовному делу, а сотрудники полиции, осуществляющие административную деятельность, являются свидетелями.
Характерные черты —- это то, что отличает административную деятельность от других основных направлений работы органов внутренних дел, в частности, от уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельности.
Традиционно выделяются следующие характерные черты административной деятельности полиции.
1. Подконтрольность . Рассматриваемая характерная черта получила четкое закрепление в российском законодательстве. Так, в ст. 39 Федерального закона «О полиции» говорит о том, что «государственный контроль за деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Ведомственный контроль за деятельностью полиции осуществляется в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Также в статье 50 Закона «Общественный контроль за деятельностью полиции» установлено, что граждане Российской Федерации, общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом. Общественная палата Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью полиции в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации». Общественные наблюдательные комиссии и члены этих комиссий осуществляют контроль за обеспечением прав граждан в местах принудительного содержания, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». Контроль в такой форме может осуществляться совместно с общественными советами, создаваемыми при территориальных органах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Необходимо констатировать, что при осуществлении контрольных функций органы государственной власти, а также в процессе осуществления общественного контроля, граждане, общественные объединения не вправе вмешиваться в процессуальные действия, оперативно-розыскную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях.
2. Государственно-властный характер . Этой характерной чертой административная деятельность существенно отличается от оперативно-розыскной. Государственно-властный характер административной деятельности полиции выражается в том, что она осуществляется от имени государства с использованием предоставленных государством властных полномочий в рамках компетенции, строго очерченной законом. Сотрудники полиции при исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и борьбе с преступностью выступают в качестве представителей власти и непосредственно используют методы принуждения, которые включают в себя меры предупреждения, меры пресечения, меры административно-процессуального обеспечения и меры наказания.
3. Подзаконность. Подзаконность административной деятельности полиции означает, что все действия сотрудников полиции должны основываться на законе или подзаконных нормативных актах, содействовать наиболее точному их исполнению, проходить в пределах и в порядке, определенных законодательством. Сотрудники полиции не имеют права вмешиваться в область гражданских прав, не имея при этом законных полномочий. Даже в тех случаях, когда речь идет о вмешательстве в область прав и свобод человека и гражданина, полиция не имеет права отступать от требований закона, который определяет рамки и границы для каждого действия сотрудника полиции. Также подзаконность означает и то, что нормативные акты, издаваемые МВД России и его территориальными органами различных уровней (приказы, инструкции, указания, постановления по делам об административных правонарушениях, предписания и т. п.) также должны основываться на нормах права.
4. Широкий объем дискреционных полномочий . В качестве важной черты административной деятельности органов внутренних дел следует отметить широкий объем дискреционных полномочий данных органов, т.е. власти должны действовать по своему усмотрению (конечно, в рамках закона).
Высокий уровень дискреционности нормативных правовых актов, регулирующих административную деятельность полиции, предопределяется тем, что ситуации, с которыми имеют дело ее сотрудники, относятся, пожалуй, к числу наиболее неопределенных и быстро меняющихся, а поэтому требуют от них значительной самостоятельности в оценках и действиях.
5. Организующий характер. В отличие от оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, основу содержания административной деятельности полиции составляет положительная, созидательная работа по организации и развитию общественных отношений, возникающих в связи с пребыванием людей в общественных местах, в том числе при проведении различных массовых мероприятий, необходимостью обеспечения безопасного дорожного движения, функционированием объектов, представляющих повышенную опасность для окружающих и т. д.
Применение норм административного права в процессе административной деятельности полиции в преобладающем большинстве случаев направлено на решение многочисленных организационных вопросов, возникающих при правомерном поведении граждан в общественных местах, деятельности предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник. Часть особенная / Под ред. проф. В.П. Сальникова. — М. МВД, 2014 г.
Заключение
Административная деятельность органов внутренних дел — это исполнительно-распорядительная деятельность, направленная на организацию и практическое осуществление задач и функций органов внутренних дел в области обеспечения личной безопасности граждан, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.