Так, выраженная ранее одной из палат Суда правовая позиция может быть изменена впоследствии в пленарном заседании Конституционного Суда. Поводом для этого может послужить обращение в Конституционный Суд любого из управомоченных на это субъектов, инициатива самих судей, а также и жалоба гражданина.
Решения Конституционного Суда в зависимости от их специфики могут быть трех видов: постановление — итоговое решение по вопросам о разрешении компетенции, соответствия Конституции РФ, по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан, а также толкования Конституции РФ; заключение — итоговое решение по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; все иные решения Конституционного Суда именуются определениями. Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом в закрытом совещании, в котором участвуют только судьи. Постановления и заключения Конституционного Суда излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов их принятия. Постановления и заключения Конституционного Суда не позднее чем в течение 2 недель со дня подписания направляются Президенту РФ, палате Федерального Собрания, Уполномоченному по правам человека РФ, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду, Генеральному прокурору РФ, министру юстиции. Решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
Решение действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в законную силу международные договоры не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленном законом порядке. Юридическая сила постановления Конституционного Суда о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием того же акта. В случае если признание нормативного акта неконституционным создает пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция РФ.
Решения Конституционного Суда публикуются в «Вестнике Конституционного Суда», «Собрании Законодательства РФ» и «Парламентской газете». Решение Конституционного Суда согласно ст. 83 Закона «О Конституционном Суде РФ» может быть официально разъяснено только самим Конституционным Судом в пленарном заседании или заседании палаты, принявшей это решение, по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд, других органов и лиц, которым оно направлено.
Акты конституционного суда российской федерации. Конституционный ...
... - С. 62. Судебный акт, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в Конституционном Суде РФ, представляет собой итоговое решение относительно существа спора и называется постановлением или заключением. Все иные решения Конституционного Суда, принимаемые в ходе осуществления , именуются ...
Глава 3. Порядок назначения на должность судей, компетенция Конституционного Суда РФ
3.1. Назначение судей на должность
К кандидатам на пост судьи Конституционного Суда РФ предъявляются повышенные требования: возраст не менее 40 лет, безупречная репутация, высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, признанная высокая квалификация в области права. Будучи судьей Конституционного Суда РФ нельзя быть депутатом любых представительных органов, занимать государственные должности, иметь частную практику, а также участвовать в политической деятельности. Полномочия судей Конституционного Суда РФ могут быть приостановлены или прекращены только в порядке и по основаниям, предусмотренным законом.
Назначение судей на должность производится в индивидуальном порядке, что означает проводимое по каждой кандидатуре отдельное тайное голосование.
В Совете Федерации голосование по кандидатурам на вакантные места судей Конституционного Суда РФ, представленным Президентом РФ, проводится в два этапа. Порядок внесения кандидатур, представленных Президентом РФ Совету Федерации, определяется на первом этапе. На втором этапе проводится назначение на вакантные места судей Конституционного Суда РФ.
На первом этапе голосование проводится тайно с использованием бюллетеня, в который включаются все представленные Президентом РФ кандидатуры в судьи Конституционного Суда РФ, и определяется количество голосов членов Совета Федерации, поданных за включение каждой из кандидатур в бюллетень для тайного голосования.
Дополнительное голосование проводится Советом Федерации, если две или более кандидатуры наберут одинаковое число голосов, с тем чтобы определить порядок их включения в бюллетень для тайного голосования по назначению на вакантные места судей Конституционного Суда РФ.
Второй этап голосования может проводиться в три тура. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство голосов от общего числа депутатов Совета Федерации. Голосование в три тура может не проводиться, если один из кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ наберет необходимое число голосов уже в первом туре голосования.
Федеральный конституционный закон от 08.02.2001 № 1ФЗЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон „О Конституционном Суде Российской Федерации“» увеличил срок пребывания судьи Конституционного Суда РФ в должности с 12 до 15 лет, а также устранил верхний предел пребывания в должности, который ранее составлял 70 лет. В 2005 г. были внесены изменения о том, что полномочия судьи Конституционного Суда РФ не ограничены сроком, однако установлен предельный возраст пребывания в этой должности – 70 лет. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 05.02.2007 № 2ФКЗ с даты начала осуществления Конституционным Судом РФ конституционного судопроизводства в г. СанктПетербурге местом постоянного пребывания Конституционного Суда РФ является г. СанктПетербург.
Правовой статус судьи Конституционного суда Российской Федерации
... характеристике служебных отношений, которые затрагивают конституционный статус судей. Авакьян С. А. Целью задачи : понятие и полномочия Конституционного Суда РФ ; статус судей и деятельность Конституционного Суда РФ ; статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации; прекращение полномочий судьи Конституционного Суда. Во введении дается общая ...
Основанием для освобождения судьи от должности является личное письменное заявление судьи об отставке до истечения срока его полномочий. Судья, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи. Данное положение призвано обеспечить беспрепятственную работу Конституционного Суда РФ, для которого выбытие одного человека может поставить под угрозу работу палаты либо всего суда.
Представление Совету Федерации о прекращении полномочий Судьи Конституционного Суда РФ может сделать только сам Конституционный Суд РФ большинством не менее 2/3 от общего числа судей.
3.2. Взаимодействие Конституционного Суда РФ с органами конституционного контроля в субъектах РФ
Сложившаяся федеративная система органов государственной власти, основанная на принципе разделения властей, предполагает возможность формирования конституционной юстиции не только в качестве Конституционного Суда РФ, но конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Право субъектов РФ принимать свои конституции и уставы влечет за собой возможность возникновения специальных органов контроля за соблюдением норм данных конституций.
Такая возможность не установлена прямо в Конституции РФ, но предусмотрена федеральными законами. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» также установил, что в систему органов государственной власти субъекта РФ входят иные органы государственной власти субъекта РФ, которые образуются в соответствии с конституцией (уставом) данного субъекта РФ.
К иным органам и относятся органы судебной власти. Конкретная система органов государственной власти субъекта РФ устанавливается конституцией (уставом) самого субъекта РФ, как и необходимость учреждения конституционных (уставных) судов исходя из материальных, кадровых и иных обстоятельств. Орган конституционного контроля субъекта РФ может иметь различные организационноправовые формы: конституционный (уставной) суд, комитет конституционного надзора, конституционная или уставная палата. Порядок формирования и компетенция таких судов определяются самими субъектами РФ в их конституциях или уставах, а также специальных законах.
Ряд ученых высказываются за создание иерархически выстроенной системы конституционной юстиции во главе с Конституционным Судом РФ. Подобная иерархическая система приведет к следующим неблагоприятным последствиям:
- региональные суды, по сути, станут федеральными;
- конституционные (уставные) суды получат возможность наряду с федеральным Конституционным Судом РФ интерпретировать Конституцию РФ, что разрушит единство ее понимания и применения;
— – не исключено замедление рассмотрения дел в федеральном Конституционном Суде, в связи с тем, что, ему придется больше тратить времени на приведение решения конституционных (уставных) судов субъектов РФ в соответствие с собственными решениями.
Указанные конституционные (уставные) суды занимают уникальное место в судебной системе РФ, ограничивая деятельность других государственных органов власти субъекта РФ рамками его конституции (устава).
Система конституционного права России и его место в системе национального права
... 1. Понятие, предмет и метод конституционного права 1.1. Понятие и роль конституционного права как отрасли права Конституционное право – ведущая отрасль системы права Российской Федерации (далее - РФ). Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, ...
Заключение
Отношения между Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъекта РФ строятся на принципах невмешательства в компетенцию друг друга и сотрудничества, так как данные органы связаны между собой функционально, как институты, обеспечивающие конституционную законность в Российской Федерации. Федеральный Конституционный Суд РФ не рассматривает дела, находящиеся в юрисдикции конституционных судов субъектов, а они, в свою очередь, не вторгаются в компетенцию Конституционного Суда РФ. Общефедеральный Конституционный Суд РФ не может признать незаконным постановление конституционного (уставного) суда субъекта РФ, так как у них разный предмет исследования. Ведь Конституционный Суд РФ проверяет соответствие закона субъекта РФ российской Конституции, а конституционный (уставной) суд субъекта РФ – соответствие определенного закона конституции (уставу) субъекта РФ. Если же Конституционный Суд РФ признает не соответствующим Конституции РФ то или иное положение конституции (устава) субъекта РФ, то решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, вынесенное на основе данного положения также утрачивает юридическую силу.
Сотрудничество между двумя видами органов конституционного контроля в России строится на взаимном информировании, а также на деятельности Конституционного Суда РФ по защите интересов конституционной юстиции России в целом. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ составляют с федеральным Конституционным Судом РФ не иерархическую систему, а систему институтов, объединенных общим конституционным пространством и едиными конституционными ценностями.
Существование двухуровневой системы конституционного правосудия в Российской Федерации имеет положительные черты:
- вопервых, наличие собственного органа конституционного контроля позволяет в ряде случает избежать противоречий между федеральным и региональным законодательством, поскольку такие противоречия устраняются на уровне субъекта РФ;
- вовторых, Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ представляют собой систему институтов, объединенных общим конституционным пространством и едиными конституционными ценностями, что способствует гармонизации федеративных отношений;
- втретьих, деятельность органов конституционного правосудия в сфере защиты прав граждан представляет собой согласованную позицию, что приводит к повышению защищенности прав граждан на всей территории РФ.
Благодаря деятельности органов конституционной юстиции как на федеральном, так и на региональном уровне, в общественном сознании и правоприменительной практике стали признаваться социальной ценностью принципы уважения прав личности, недопустимости нарушения конституционных норм, единства и целостности Российского государства.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/polnomochiya-konstitutsionnogo-suda/
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Изд. официальное. М., 2002.
Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»// Российская газета. 23 июля. 1994. (с изм. и доп.)
Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования
... выезде из Российской Федерации и въезде (возвращении) в Российскую Федерацию порядок пересечения государственной границы Российской Федерации регулируется законодательством Российской Феде 6.1. В соответствии со ст. 15 и 17 Федерального закона право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может ...
Авакьян С. А.Конституционное право России: учебный курс. В 2 т. 2е изд. М., 2012.
Авакьян С. А.Конституция России: природа, эволюция, современность. 2е изд. М., 2011.
Баглай М. В.Конституционное право Российской Федерации. 5е изд. М., 2007.
Безуглов А. А., Солдатов С. А.Конституционное право России: В 3 т. М., 2011. Т. 1–3.
Боброва Н. А.Конституционный строй и конституционализм в России / под ред. В. О. Лучина. М., 2013.
Витрук Н. В.Конституционное правосудие: Судебное конституционное право и процесс: учебное пособие для вузов. М., 2012.
Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г.Органы государственной власти современной России. М., 2013.
Енгибарян Р. В.Сравнительное конституционное право: учебное пособие. М., 2012.
Захаров В. В.Решения Конституционного Суда Российской Федерации как источник конституционного права. М., 2013.
Козлова Е. И., Кутафин О. Е.Конституционное право России. М., 2007.
Конституционное право России в вопросах и ответах: учебнометодическое пособие в вопросах и ответах / под ред. А. В. Малько. М., 2006.
Конституционное право России / отв. ред. А. И. Кокотов. М., 2013.
Конституционное право / отв. ред. В. В. Лазарев. М., 2013.
Конституционное право России / под ред. Г. Н. Комковой. М., 2006.
Конституционный судебный процесс: учебник для вузов / отв. ред. М. С. Саликов. М., 2012.
Лазарев Л. В.Правовые позиции Конституционного Суда России. М., 2012.
Несмеянова С. Э.Конституционный Суд РФ: судебный контроль в Российской Федерации: проблемы теории и практики. Екатеринбург, 2012.
Баглай М. В.Конституционное право Российской Федерации. 5е изд. М., 2007.
Баглай М. В.Конституционное право Российской Федерации. 5е изд. М., 2007.
Конституционное право России / под ред. Г. Н. Комковой. М., 2006.
Конституционное право России / под ред. Г. Н. Комковой. М., 2006.
Конституционное право России / под ред. Г. Н. Комковой. М., 2006.
Конституционное право России / под ред. Г. Н. Комковой. М., 2006.
Конституционное право России / под ред. Г. Н. Комковой. М., 2006.
Конституционное право России / под ред. Г. Н. Комковой. М., 2006.
Баглай М. В.Конституционное право Российской Федерации. 5е изд. М., 2007.
5
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/polnomochiya-konstitutsionnogo-suda/
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Изд. официальное. М., 2002.
2. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»// Российская газета. 23 июля. 1994. (с изм. и доп.)
3. Авакьян С. А.Конституционное право России: учебный курс. В 2 т. 2 е изд. М., 2012.
4. Авакьян С. А.Конституция России: природа, эволюция, современность. 2 е изд. М., 2011.
5. Баглай М. В.Конституционное право Российской Федерации. 5 е изд. М., 2007.
6. Безуглов А. А., Солдатов С. А.Конституционное право России: В 3 т. М., 2011. Т. 1–3.
7. Боброва Н. А.Конституционный строй и конституционализм в России / под ред. В. О. Лучина. М., 2013.
8. Витрук Н. В.Конституционное правосудие: Судебное конституционное право и процесс: учебное пособие для вузов. М., 2012.
Наука конституционного права России
... значение для развития методологии отраслевой науки конституционного права приобретает разработка методологических ... рассмотрению в Совете Федерации (вопросы принятия федерального ... адекватной научной самооценке. Россия нуждается в конституционном состоянии как таковая ... конституционное законодательство и предусматривает запрет на одновременное проведение выборов и референдумов на территории Российской ...
9. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г.Органы государственной власти современной России. М., 2013.
10. Енгибарян Р. В.Сравнительное конституционное право: учебное пособие. М., 2012.
11. Захаров В. В.Решения Конституционного Суда Российской Федерации как источник конституционного права. М., 2013.
12. Козлова Е. И., Кутафин О. Е.Конституционное право России. М., 2007.
13. Конституционное право России в вопросах и ответах: учебно методическое пособие в вопросах и ответах / под ред. А. В. Малько. М., 2006.
14. Конституционное право России / отв. ред. А. И. Кокотов. М., 2013.
15. Конституционное право / отв. ред. В. В. Лазарев. М., 2013.
16. Конституционное право России / под ред. Г. Н. Комковой. М., 2006.
17. Конституционный судебный процесс: учебник для вузов / отв. ред. М. С. Саликов. М., 2012.
18. Лазарев Л. В.Правовые позиции Конституционного Суда России. М., 2012.
19. Несмеянова С. Э.Конституционный Суд РФ: судебный контроль в Российской Федерации: проблемы теории и практики. Екатеринбург, 2012.