Соотношение понятий «право» и «закон»

Название дисциплины: Теория государства и права

Тема: Соотношение понятий «право» и «закон»

Калиниченко Николай Васильевич

Рассмотреть понятие права и закона, их характеристики.

Провести анализ проблемы соотношения права и закона.

Определить роль и значимость соотношения права и закона.

Осветить суть проблемы и представить основные тенденции ее решения.

Гипотеза: Усиленное внимание российских правоведов, к проблеме соотношения права и закона, заключается в том, — что она имеет не столько теоретическое, сколько практическое прикладное значение. Особенно в свете идеи, построения в России правового государства.

Методы исследования.

  • сравнение, анализ и синтез.

Практическая значимость проблемы: Сводится к тому, что не все нормативные акты, законы — исходящие или санкционированные государством, являются правовыми законами. Некоторые из них содержат нормы, прямо или косвенно ущемляющие основные права и свободы гражданина. Что недопустимо с точки зрения общей концепции правового государства.

Представленная работа, не является поиском решения глобальной проблемы соотношения права и закона.

1 Понятие пр ава и закона, их характеристики

1.1 Общее понятие права

Каждое определение права — неполно, относительно. Из-за того, что не возможно охватить столько многообразных различий его черт, характеристик, связей, свойств. Короткое определение призвано, лишь показать наиболее обобщенные, главные, основные признаки, этого сложного явления.

Право — это система общеобязательных, формально-определенных юридических норм, выражающих, общественную волю. Устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных, на урегулирование общественных отношений. Такое определение права, — относится к нормативному подходу право понимания. Также надо иметь в виду, что нормативное понимание права, сообразно современному уровню развития юридической науки в России. Претерпевает существенные изменения, нуждается в осмыслении новых для него моментов.

«Юристы, все еще ищут определение права» — писал Кант, около 200 лет тому назад. Обобщая, более чем двухтысячелетнюю историю постижения природы этого явления. Эти слова справедливы и сегодня. Так как, до сих пор не существует общепризнанной дефиниции права. Более того, по мнению российского ученого, Л.И.Спиридонова, — вряд ли эта задача вообще может быть разрешима, при помощи формально-логических средств. Которые, только и могут быть использованы, для разработки традиционных определений.Спиридонова Л.И Соотношение право и закона. М.: Инфра, — 2005 — С. 79

4 стр., 1802 слов

Публичное и частное право — соотношение

... законодательства, в законах и др. источниках права, в методах правового регулирования. Частное же право регулирует преимущественно отношения, связанные с правами и свободами человека и гражданина. Глава II. Значение частного и публичного права в системе права и проблемы формирования основ ...

Между тем, в юридической науке, существуют различные трактовки права (нормативная, социологическая, этическая и др.).

Каждая, имеет свои обоснования. С точки зрения интересующей нас проблемы. Прежде всего, следует остановиться на двух основных, сложившихся в истории права, тенденциях правопонимания.

Первый способ формирования идеи права, — рассматривает его как власть, принадлежащую Богу. Как внешнюю норму, которой должна подчиниться воля индивида. Божественная воля, этой концепцией, развивается в норму поведения, выраженную в законе, утвержденном властью, государством. Следовательно, в соответствии с этой теорией, — все критерии определения права и произвола происходят от Бога, власти, государства.

А, индивид (гражданское общество), сохраняет по отношению к праву пассивное положение. Право в этом случае, выступает как инструмент принуждения, к послушанию власти. И выражает лишь абсолютный государственный интерес. Власть диктует законы, — законы содержат право, власть карает за их неисполнение. Административное право: Учебник /Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. — М.: Юристъ, 2004. — 728с

В современной теории права, изложенная выше концепция, известна под названием — позитивистской концепции государства и права.

Другая тенденция правопонимания, возникла и развивалась, на основе разработанного римлянами понятий: — справедливости, естественного образа мышления, правосудия.

На признании взаимности правомочий сторон, которые «уравновешивают» друг друга, посредством прав и обязанностей. За правом каждого стоит его интерес, который может быть удовлетворен, через обязанности другой стороны. Внешняя принудительная сила в этом случае, — не требуется.

При таком подходе, нормы права рождаются не «сверху», а в самом гражданском обществе. В процессе совместной деятельности людей, при постоянном столкновении их интересов.

При этом, вырабатываются правила сочетания этих правовых норм. Способы взаимодействия и подавления, «зона» свободы их действия. Данные правила, и есть нормы права, — права как меры свободы.

Одна из версий, гегелевского определения, — вскрывающего функциональную сущность права. Советским юристом Н.Н.Разумовичем, рассказано так: «Право — есть исторически обусловленная мера человеческой свободы. Для поддержания динамического равновесия, между личным интересом и общественной необходимостью».

1.2 Признаки права и закона

право закон правоохранительный правотворческий

В государственном обществе, права закрепляет отношения собственности и механизма хозяйственных связей. Выступает как регулятор меры, форм распределения труда, и его продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право).

Регламент формирование, порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления (конституционное право, административное право).

Определяются меры борьбы с посягательствами на общественные отношения, и процедуру решения конфликтов (уголовное право, процессуальное право).

2 стр., 926 слов

Сучасна концепція прав людини, її втілення в основних принципах ...

... громадянського суспільства в Україні. Метою роботи є розгляд сучасної концепції прав людини та її втілення в основних принципах конституційно-правового статусу людини і громадянина, закріплених законодавством України, та ...

Воздействует на многие формы межличностных отношений (семейное право).

Право, выполняет определяющую роль в формировании политико-правовой культуры и политико-правового сознания.

Обобщая развитие права, его отличие от иных социальных норм, нужно сформулировать признаки права. Те, главные характеристики права, из-за которых можно утверждать о его появлении и функционировании в обществе и о его отличии от иных социальных норм.

Говоря о признаках права, нужно определиться, — с какой целью их необходимо выделить. Отсюда мы увидим, что право, как и любое явление, обладает определенной совокупностью свойств, качеств, признаков, по которым можно ограничить его, — от другого.

К более существенным признакам права, относятся: (см. Приложение А).

Право, в различных юридических концепциях, наделяется и другими признаками. Но теоретически, обобщенные новые исторические данные, позволяют именно в системе указанных признаков определить право. При этом, можно выделить, что правильная характеристика новому основной регулятивной системы, раннеклассового общества, — дает только совокупность этих признаков. Только в совокупности, они определяют социальную ценность права.

Сущность и социальное значение права, раскрывается и конкретизируется в его принципах.

Принципы права — это исходные, определяющие идеи, положения, установки. Которые составляют нравственную, и организованную основу развития и функционирования права. Принципы права, есть то, на чем основаны формирование, динамика и действие права. Что, позволяет определить природу данного права. Отражаясь, прежде всего, в нормах права, принципы пронизывают всю правовую жизнь общества, и всю правовую систему страны. Принципы права, оказывают большое влияние на весь процесс, подготовки нормативных актов, их издания, установления гарантий — соблюдения правовых требований.

Принципы, лежат основным ориентиром всей правотворческой, правоприменительной, и правоохранительной деятельности государственных органов. От степени их соблюдения, в прямой зависимости, находится уровень слаженности, стабильности и эффективности правовой системы. Имея общеобязательный характер — принципы права, способствуют укреплению внутреннего единства. И взаимодействия различных его отраслей и институтов, правовых норм, правовых отношений и субъективного — объективного права.

В юридической науке, сложилось деление принципов права: — общие (общеправовые) и межотраслевые — отраслевые.

1) Правовые принципы, действуют во всех отраслях права. К ним относятся:

Справедливость — это требование соответствия, между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием, преступлением и наказанием. Реальная значимость различных индивидов, их социальное положение и т.п.

Гуманизм (человеческий, человечный) — это правовое признание ценности человека (как личности), его прав и свобод, утверждении блага человека. Как критерия оценки общественных отношений.

Демократизм в правотворчестве, проявляется в большом участии людей. Их различных объединений, непосредственно (референдум) и опосредованно (через избираемые ими органы государственной власти и в других формах) формировании права.

В реализации права, — проявляется в степени подконтрольности, доступности правоприменительных органов гражданам. А также в уровне юридической помощи населению.

3 стр., 1456 слов

Принцип целостности государства и право наций на самоопределение

... усилением значимости принципа самоопределения народов, право народов на самоопределение является сегодня одним их наиболее дискуссионных вопросов международно-правовой практики. Ряд авторов находят противоречия между принципом территориальной целостности и правом наций на самоопределение. Эти два принципа, их соотношение, ...

Юридическое равенство всех граждан перед законом и судом: все граждане равны перед законом, независимо от расы, пола, языка, национальности. Происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко

Законность — точное, строгое и неукоснительное исполнение и соблюдение всеми субъектами права. Всех действующих на территории государства нормативно-правовых актов.

Взаимной ответственности государства и личности: юридическую ответственность, должна нести не только личность за нарушение норм права. Но и государство (его органы и должностные лица), за нарушение своих обязанностей перед личностью.

2) Межотраслевые принципы, — характеризуются на более существенные черты нескольких отраслей права.

3) К ним относятся: — в гражданско-процессуальном и уголовно-процессуальном праве — гласность и состязательность судопроизводства. В уголовном, гражданском, административном праве — неотвратимость ответственности. В гражданском и семейном праве — равенство сторон.

4) Отраслевые принципы, — обслуживают одну отрасль права. Они включают в себя: — в трудовом праве — свобода труда, в гражданском праве — всеобщность защиты гражданских прав, в уголовной процессе — презумпция невиновности.

Принципы права, — участвуют в регулировании общественных отношений. Так как они, не только определяют общие направления правового воздействия. Но, могут быть, и положены в обоснования решения, по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).

Его основные принципы, признаки и идеи. Право и государство, принадлежат к числу, самых сложных общественных явлений. Под правом, понимают многообразие, общеобязательных правил поведения. Установленные, обеспечиваемые и санкционированные государством. Но право, понимается — нечто, принадлежащее индивиду. Где, он может свободно распоряжаться под защитой государства, без чьего-либо вмешательства.

2 . Проблемы соотношения права и закона

2.1 Понятие правового закона, его основные компоненты

Говоря, о соотношении права и закона, необходимо решить проблему — что представляет собой сам правовой закон. Многие теоретики государства и права думают, что правовыми, следует считать законы, соответствующие правовым критериям. Только в этом случае, по их мнению, право и закон совпадают.

Во-первых, сразу напрашивается вывод, что за такие законы, которые не отвечают правовым критериям и, соответственно, с правом не совпадают. Во-вторых, возникает много вопросов, а именно: Каков же критерий правовых законов? Какие законы можно рассматривать, как совпадающие с правом, а какие — нельзя?

Однозначного ответа на эти вопросы не существует. В различные времена, учеными и философами, предлагались различные критерии (основания) разграничения права и закона, правовых законов и не правовых. Но все они не являются бесспорными.

3 стр., 1365 слов

Проблемы правового регулирования электронного документооборота

... а само управление осуществляется, как правило, с помощью правовых регуляторов. Поэтому перенос части документооборота с бумажных носителей в электронную среду – ... обеспечения – систем электронного документооборота (СЭД). 1.2. Что такое система электронного документооборота? Термин «электронный документооборот» или «система электронного документооборота», является сугубо российским определением, ...

Еще в конце XIX — начале XX веков, в отечественной и зарубежной литературе, в качестве такого критерия предлагалось, понятие «общая воля». То есть, воля всего общества, нации или народа. По логике подобных суждений, правовыми следовало считать, лишь такие законы и нормативные акты, которые адекватно отражали бы эту «общую волю». Следовательно, все прочие нормативные акты, автоматически оказывались бы в разряде не правовых.

Для этого, чтобы решить проблему соотношения права и закона, нередко используется и такая категория, как «правовой идеал». Некоторые авторы, описывают его как — «порождение индивидуального, общественного, научного сознания, о разумном устройстве общежития. На принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения природной среды». Ссылаясь на известное высказывание древних римлян, что «справедливость и благо — есть закон законов». Авторы, приходят к выводу, что правовой идеал как раз и составляет содержание правовых законов. Что это и есть не что иное, как «закон законов». Отсюда, все другие законы, которые не содержат в себе правового идеала, сходные с принципами добра, справедливости и иными подобными им категориями, — не являются правовыми. Парфентьев А.Л. О понятии правового предписания //Проблемы совершенствования законодательства

Современное понятие правового государства, предполагает достаточно высокий уровень развития права и государственности. Юридическая сущность правового государства, заключается в том, что его публичная власть, исключает произвол, и действует только в соответствии с правом.

Причем юристы особо подчеркивают, что под правом, здесь нельзя понимать закон, который тоже может быть произволом. Следовательно, правовое государство — это система разного рода гарантий, защищающих социально-экономические, и политические основы общества, а также основные права и свободы личности.

Закон и государство, ценны лишь — как правовые явления. В этом ценностно-целевом определении и оценке, закон и государство значимы, лишь постольку и настолько, поскольку и насколько они причастны праву.

Выражают и осуществляют цель права, ценны в правовом смысле, являются правовыми. Поэтому, цель права, как ценностно-должного, в отношении закона и эмпирического государства, можно сформулировать в виде следующего ценностно-правового императива: — закон и государство должны быть правовыми. Правовой закон и правовое государство — следовательно, правовые цели — ценности для реального закона (позитивного права) и государства.

Эти правовые ценности, нашли свое признание и закрепление в новой, постсоветской российской Конституции. Для которой, характерен своеобразный естественно-правовой вариант юридического право понимания.

Своеобразие состоит в том, что исходное правовое начало, согласно Конституции, представлено в правах и свободах человека. Причем в конституционном право понимании, сочетаются два компонента: — юридико-аксиологический (права и свободы человека — как высшая ценность), и естественно-правовой (прирожденный характер, и не отчуждаемость основных прав и свобод человека).

3 стр., 1157 слов

Правовое регулирование расчетных отношений

... инкассо. 7 Расчеты чеками. 8 Содержание (реквизиты) расчетных документов. 8 Комплексный характер правового регулирования расчетных отношений. 9 12 Правовые основы осуществления расчетов установлены в гл. 46 ... (поскольку при осуществлении расчетных отношений не образуется новой стоимости). Основания для совершения платежа могут быть различными: оплата выполненных работ, оказанных услуг, стоимости ...

Оба компонента, такого гуманистического право понимания, исходят именно из индивидуальных (а не коллективных, классовых, групповых и т.д.) прав и свобод.

Принципиальная ориентация новой Конституции на права и свободы человека, как на исходное правовое начало. Это не просто прагматический учет уроков нашего прошлого, и современных международно-правовых требований в данной области, но и верная и обоснованная правовая позиция. Поскольку права человека — необходимый компонент и критерий реальности всякого права.

2.2 Правовые критерии соотношения права и закона

С юридической точки зрения ясно, что с рождением человека как естественным явлением, Конституция связывает момент принадлежности, а не происхождения прав и свобод человека.

Сформировавшийся аппарат юридической науки, во многом исходит из отождествления права и закона. Поэтому закрепленный, в Конституции РФ тип право понимания, требует наполнения новым содержанием общепризнанных терминов. В частности, связанных с понятиями «право» и «закон». Прежде всего, это относится к понятию «законность», которое нельзя более сводить лишь к соответствию того или иного явления общественной жизни. Требованиям закона, без сопоставления его с требованиями права.

Реакцией на отождествление права и закона, является и использование в теории и практике. Наряду с понятием «законность», понятий «конституционная законность» и «правовая законность». В то время, как законности разного уровня не должно быть в принципе, и все эти термины могут выражать лишь одно содержание.

Разумеется, юридическому право пониманию наиболее адекватно понятие «правовая законность». Но это не значит, что нужно немедленно менять терминологию. Этому препятствует то, что в действующем законодательстве широко употребляется понятие «законности», которую традиционно рассматривают как межотраслевой правовой принцип.

Укрепление «законности», является и одной из факультативных целей правосудия. Глубоко укоренился этот термин в массовом правосознании. В связи с этим, не целесообразно заменять его другим понятием, даже пусть оно более точно отражает сущность право понимания, закрепленного в основном законе страны. Однако существенным признаком законности, должно быть не верховенство закона, а верховенство права.

Конституционный Суд РФ, в своих постановлениях, не употребляет понятий «правовой» и «не правовой закон». Потому что, в силу специфики конституционного судопроизводства, критерием при решении вопроса о дисквалификации закона или отсутствии для этого оснований, служит Конституция РФ. На другие законы и международные нормы, в обоснование мотивов принятого решения, Конституционный Суд ссылается лишь в том случае, когда они конкретизируют конституционные положения и помогают выявить конституционно — правовой смысл проверяемого закона. В резолютивной же части решения, должен содержаться лишь вывод о конституционности или не конституционности закона. Но признание закона, противоречащим Конституции, влечет устранение его из правового пространства. Что означает отнесение закона к разряду не правовых.

И так, права и свободы человека, как определенный правовой принцип и реальное правовое содержание — явление социально-историческое, общественное, а не непосредственно природное. Это, плохо согласуется с естественно-правовым положением Конституции. Где основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения. Но, данное положение вовсе не отрицает социально-исторический смысл и характер прав и свобод человека, и права в целом.

Легитимный закон — не обязательно будет правовым. В этом утверждении, содержится ответ на вопрос о том; можно ли считать правовыми законы (а заодно и государство, которое их принимает), только потому, что — эти законы приняты высшим, избранным народом — органом власти. Ответ — отрицательный. Ни демократическое избрание высших органов власти, — ни принятые этой властью законы, сами по себе, не в состоянии обеспечить государству — статус правового. В результате действия права, как продукта естественноисторического развития, — юридические нормы, действующие в рамках правового государства, могут формироваться, и помимо нормотворческой деятельности органов власти.

Правовой закон — властно-регулятивный акт, не только подкрепляемый и санкционированный государством, или иными социальными институтами, но и соответствующий принципам общественного правосознания. Существующим конституционно-правовым нормам, и в силу этого, обладающий всей полнотой действия в пределах данной правовой системы.

Для современного общества, понятие и концепция правового закона, являются одним из фундаментальных принципов легитимации государственных актов. И действий государственно-политических институтов, с одной стороны, — и закрепляемым правовым способом разнообразных потребностей общества и граждан — с другой. Наиболее простая и абстрактная формула правового закона, представлена дефиницией — «Правовой закон, есть закон, созданный и функционирующий по праву». Из-за этого, для каждой социально-политической системы, существует собственная или специфическая конъюнктура определения существующих, или вновь создаваемых законов, в качестве правового закона.

Понятие «правового закона» многостороннее и гибкое. Оно становится фундаментом современной концепции правового общества и государства.

Его основные компоненты (см. Приложение Б).

Весь комплекс перечисленных признаков правового закона, представляет собой оптимум современного правосознания. Но говорить о реальной возможности достижения для каждого законодательного акта, такого статуса не приходится, — в реальной политико-правовой жизни современных обществ.

Следует говорить лишь, о большей или меньшей степени приближения, правовых систем к оптимуму правового закона. Для этого, нужно учитывать и саму зависимость его понятия. Роли в жизни общества, от конкретной социально-исторической ситуации, — типа общественных отношений и властно-политической организации общественной жизни.

Обобщая вышесказанное, можно дать определение правового закона. Правовой закон — это адекватное отражение сущностных характеристик права. То есть, общеобязательную систему норм всеобщего равенства, свободы и справедливости. Следует подчеркнуть, что, именно, сущностное определение правового закона, не затрагивающее правовое содержание. Данное определение носит общий характер, и распространяется на все типы и системы позитивного права. Только, лишь в той мере, в какой последние соответствуют объективной природе и требованиям права. И действительно отражают право, а не произвол.

Критериев правового и не правового характера закона много: учет в нем интересов людей, применимость, реализуемость закона; отношение к нему общественного мнения, уровень общей и правовой культуры общества, научная оценка закона и др. В обществе, с разноречивыми интересами, однозначная характеристика закона, как правового или не правового.

3 . Соотношение права и закона

3.1 Моральные категории соотношения права и закона

право закон правоохранительный правотворческий

Теперь, напрашивается вопрос: — какие произойдут изменения в обществе, если оно перестанет смешивать право к закон? Прежде всего: поменяется представление, господствовавшее много веков в России, и за того право, это средство проведения политики.

Известны все тезисы. Право — как орудие государства и средство проведения политики. Средствами управления — содержат только небольшую часть истины. Ведь, в командно-административном управлении, право действует орудием государства и средством проведения политики. Более того, командно-административная система, породила и обусловила служебную роль права по отношению к политике и государству.

В нашем государстве, право не изолирует от политики и деятельности государства. Но с этим, этот переход в государство означает, — что право, выполняет свою роль — не ограничиваясь ее рамками. Какая политика проводится? Какими средствами осуществляет управление? А политика демократическая и гуманистическая? А управление осуществляет в интересах народа, и самим народом?

Право, в силу демократической и справедливой основы, является средством управления и проведения политики в жизни. А если политика и управление не отвечают этим условиям? Они не могут опираться на право. Но, на законы — могут, а на право — нет. В правовом государстве, управление и политика, — это средства проведения в жизнь права — как воплощения справедливости. В этом смысл ограничения государства правом.

Другая проблема, имеет практический характер. Как отличить правовой закон и не правовой?

Ответ на вопрос, зависит корректностью идей различия «права и закона». В нормативистком или социологическом понимании права, — проблемы нет. Право — акт, должным образом принятый (закон, или решение суда), независимо от содержания акта. Ценное понимание права, не допускает такого подхода. Главным же остается содержание акта.

Здесь сталкиваемся, с не совсем однозначным отношением людей к закону и праву. Для одних масс людей закон, олицетворяет справедливость и равенство — это правовой, но для других масс — нет. Поэтому, общего и однозначного критерия, отличия правового закона и не правового — не существует. В этом, вся слабость исходной позиции. А возможно, ее истинность и адекватность современному противоречивому обществу. Административное право: Учебник /Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова

Какой бы не был подход к праву, нужно признать, — что закон, надлежащим образом, это принятый нормативный акт. Независимо от его содержания, подлежит исполнению. На стадии подготовки и исполнения закона, его правовая или не правовая сила, может только предполагать. Выявляется она, в ходе реализации закона, в результате отношения к нему людей.

Закон, отвечающий интересам людей, является — правовым. Но если, закон отвечает интересам большинства людей, то он правовой для общества на данном этапе его развития. В этом смысле, правовой закон совпадает с его легитимностью. Один и тот же закон, может быть правовым и не правовым на разных этапах развития общества.

Критериев правового и не правового закона много. Учет интересов людей; применимость, реализуемость закона; отношение к нему общественного мнения; уровень общей и правовой культуры общества; научная оценка закона и др. В обществе, с разными интересами, однозначная характеристика закона, как правового и не правового, невозможна. Законы о приватизации, о налогах, о земле, идея гуманизации уголовного законодательства и др.

Таким образом, понимание права, включающее различие права и закона, не дает однозначной оценки правовой природы закона. Только определяет факторы такой оценки. Если право — средство общественного компромисса, то все встает на место. Чем больше людей удовлетворено содержанием закона, тем больше оснований считать такой закон правовым.

Оценка закона как правового, и отношение к нему в значительной степени, зависят от общей и правовой культуры общества. Каково само общество — таковы и его представления о праве и справедливости.

Таков теоретический ответ, на вопрос об отличии правового закона, от не правового. Но ведь дело не исчерпывается теорией. Если любой закон, правовой и не правовой — подлежит безусловному исполнению, пока он не отменен. А это абсолютно необходимо в правовом государстве. То, нужен ли вообще разговор о правовых и не правовых законах?

Такой разговор нужен, более того, такая постановка проблемы необходима. Практическим следствием различия, правовых и не правовых законов, должно быть, создание механизма признания законов не правовыми и их отмены. Другими словами, создание механизма контроля, за содержанием законов и их соответствием исходным человеческим ценностям.

Во многих развитых демократических стран, такой механизм существует. Он именуется конституционным контролем. Суть его состоит в том, что конституция любой страны, воплощает общепринятые в этой стране представления о правах человека; о справедливости, равенстве, свободе, о механизме управления и осуществления государственной власти. Поэтому, конституция — это правовой закон. А все другие законы, могут быть проверены на соответствие конституции или, то же самое, на соответствие праву. Если закон не соответствует конституции — то считается не правовым и отменяется.

Применительно к праву, в его совпадении с законом (т.е. к правовому закону, к позитивному праву, соответствующему принципу и объективным требованиям права), все названные определения права, имеют субстанциональное значение. Раскрывают различные моменты сущности правового закона, которые, входят в его общее (единое) понятие.

Сочетание различных определений права, в его совпадении с законом (т.е. правового закона, позитивного права, соответствующего объективным требованиям права).

В одном понятии означает объединение этих определений (их совмещение, уплотнение, синтез, конкретизацию), по одному и тому же основанию. Поскольку речь идет о различных проявлениях, и определениях единой правовой сущности.

Именно, эти различные определения права (в силу их понятийного и сущностного единства) дополняют, и подразумевают друг друга. Вот это, дает логическое основание в дефиниции (краткой) общего понятия. Такое позитивное право (т.е. правового закона), ограничиваться лишь некоторыми основными определениями (характеристиками), резюмирующими в себе и одновременно подразумевающими, все остальные определения сущности права.

И даже самая краткая дефиниция, общего понятия правового закона, т.е. позитивного права, соответствующего объективным требованиям права, должна включать в себя два определения: первое, из которых содержит хоть бы одну из характеристик права, в его различии с законом, а второе — характеристику права, в его совпадении с законом.

С учетом всего, можно сформулировать ряд соответствующих дефиниций. Позитивное право — соответствующее объективным требованиям права (закон в его совпадении с правом).

Можно определить (т.е. дать краткую дефиницию его общего понятия), — как общеобязательное формальное равенство, и как равную меру свободы, обладающую законной силой, — так и справедливость, имеющую силу закона.

3.2 Юридическое право понимание соотношения права и закона

В развернутом виде (всех субстанциальных характеристик права), общее понятие позитивного права (правового закона), можно определить как общеобязательную форму равенства, свободы и справедливости. И так же, юридическое понятие права, на более привычном для легизма языке можно выразить как общеобязательную (т.е. обеспеченную государственной защитой), систему норм равенства, свободы и справедливости.

В общем виде, сформулировать следующее общее определение: право — это система норм, установленных государством и выражающих требования принципа формального равенства. И кратко: право — это общеобязательная система норм, соответствующих принципу формального равенства.

Все эти дефиниции, по смыслу равноценны. Поскольку определяют одно и тоже понятие позитивного права. Соответствующего объективной природе и требованиям права. Разница этих дефиниций, зачастую, диктуемые актуальными целями и конкретным контекстом их формулирования, не затрагивают существа дела. Тем более, что одни субстанциальные определения права, подразумевают и все остальные, прямо не упомянутые.

Главное не забывать, что речь идет лишь о кратких дефинициях. А, не о полном и всестороннем выражении понятия права. На это, может претендовать лишь вся наука о праве. Так что эти дефиниции выполняют свое основное назначение. Включая в общее понятие права, субстанциальные характеристики права в его различении с законом и в его совпадении с законом.

Понимание закона, в качестве правового явления, включает в себя и соответствующую трактовку проблемы общеобязательности закона. Его обеспеченности государственной защитой, возможности применения принудительных мер к правонарушителям и т.д.

Такая специфика санкций закона, согласно либеретарному подходу, обусловлена объективной природой права, а не волей (или произволом) законодателя. Это означает, что подобная санкция правомерна и юридически обоснована, только в случае правового закона. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко

Нужно, чтобы объективные требования и объективная значимость права, были признаны, нормативно конкретизированы, и защищены государством. Дополнены официально-властной общеобязательностью. Демонстрируют внутреннее сущностное единство, и необходимую связь права и государства.

Государство, выступает как правовая форма организации суверенной публично-политической власти свободных людей и, как публично-правовой институт, необходимый для возведения общезначимого права. В общеобязательный закон, с надлежащей санкцией, для установления и защиты правового закона. Насилие, согласно такому подходу, правомерно, лишь в форме государственной санкции правового закона.

Право и государство, — это взаимосвязанные, всеобщие и необходимые формы. Соответственно нормативного и институционального бытия, признания, выражения и осуществления свободы людей, в их социальной жизни. Исторически, генезис свободы (появление в мире свободных индивидов), связан с процессом разложения первобытного общества. И его дифференциации на свободных и несвободных (рабов).

Право и государство, пришедшие на смену нормам и институтам власти, первобытного общества, так и представляют собой необходимую (пока что до сих пор единственно возможную), форму нормативного и институционального признания, выражения и защиты — этой свободы. В виде правосубъекности индивидов, в частных и публично-властных делах и отношениях. Последующий, всемирно-исторический прогресс свободы — одновременно, и прогресс необходимых правовых и государственных форм бытия, закрепления и осуществления этой свободы.

Юридическое правопонимание, требует от арбитражных и общих судов, сопоставлять применяемые и проверяемые акты, на предмет их соответствия праву. Которые, включает в себя Конституцию РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, и международные договоры РФ, другие нормативные акты, входящие в правовую систему России. Причем суды, обязаны принимать решения в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу и особую сложность. При этом, вызывает уяснение не буквального соответствия, нормативных актов различного уровня. Обнаружить текстуальное несовпадение в нормативных актах, регулирующих конкретную фактическую ситуацию, не так уж сложно. Сложнее сделать вывод об их соответствии, самому смыслу, содержанию и принципам права. В котором, основной закон страны, имеющий прямое действие, провозглашает абсолютный приоритет прав и свобод человека и гражданина, — определяющих смысл, содержание и применение законов.

№ п/п

Понятие

Определение

1

Гуманизм (человеческий, человечный)

состоит в правовом признании ценности человека, как личности, его прав и свобод

2

Демократизм

в правотворчестве он проявляется в широком участии людей и их различных объединений в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избираемые ими органы государственной власти и в других формах) формировании права

3

Действие закона

состояние реального функционирования предписаний закона в определенном отрезке времени

4

Законность

точное, строгое и неукоснительное исполнение и соблюдение всеми субъектами права, всех действующих на территории государства нормативно-правовых актов

5

Общая воля

воля всего общества, нации или народа

6

Правовой закон

властно-регулятивный акт

7

Право

система общеобязательных, формально-определенных юридических норм

8

Принципы права

исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права

9

Правовое государство

система разного рода гарантий, защищающих социально-экономические и политические основы общества, а также основные права и свободы личности

10

Справедливость

это требование соответствия между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием, преступлением и наказанием, реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением и т.п.

1 Административное право; Учебник /Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. — М.: Юрист, 2004 г.

2 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации; Учебник для вузов. — М.: Изд-во «НОРМА», 2004 г.

3 Жилин А.Д. Соотношение права и закона. М.: Инфра, 2008 г.

4 Марченко М. Н. Теория государства и права. — Москва, 1999 г..

5 Некрасов С.И. Федеральные округа — новое звено в вертикали российской власти //Журнал российского права. — 2001 г.

6 Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х т. М.: Издательство «Зерцало», 2008 г.

7 Общая теория государства и права: Учебник. / Под редакцией В. В. Лазарева. М.: Юрист, 2002 г.

8 Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы. / Под ред. О. Е. Кутафина-2-е изд., переработанное и дополненное — М.: Юрист, 2002 г.

9 Теория права и государства: Учебник. / Под редакцией проф. В. В. Лазарева — М.: Право и Закон, 2000 г.

10 Хропанюк В.Н./ Под редакцией профессора В.Г. Стрекозова Теория государства и права. Учебник. 3-е изд., доп. и испр., — М.: Издательство «Интерстиль», ОМЕГА-Л, 2008.

Основополагающие идеи, принципы и признаки права. Закон как выражение воли субъекта верховной власти, его содержание. Определение, критерии и компоненты правового закона. Соотношение права и закона как центральная проблема правоведения и правопонимания.

курсовая работа