«права человека» и становление законодательного закрепления политических, гражданских и социальных прав человека, его обязанностей в России в конце XIX — начале XX века
Права человека важнейшая составляющая современного права. Законодательное закрепление и практическая реализация прав человека являются обязательными условиями существования гражданского общества как неотъемлемой определяющей черты индустриальной цивилизации.
В рамках правовой модели, принятой в российской империи, основные права человека и государева подданного формулировались в основополагающем письменном морально-правовом религиозном источнике — Библии, Ветхом и Новом завете. В этих библейских нормах мы можем увидеть прообраз последующих правовых норм, вошедших в конституционные акты и России, и других стран мира. Это такие проверенные тысячелетиями истины, без которых невозможно существование какого-либо человеческого общежития.
Право на отдых проистекает из библейского представления о фазах луны, о седьмом «дне покоя». Современная конституционная обязанность заботится о престарелых нетрудоспособных родителях соответствует библейскому принципу: «Почитай отца твоего и мать твою». Право на жизнь гарантировалось заповедью «не убивай». Вещное право защищалось заповедями «не кради», «не пожелай дома своего ближнего, не пожелай жены своего ближнего, ни его раба, ни его рабыни, ни его скота, ни его осла, ничего, что принадлежит твоему ближнему». Библейские нормы находят свое законодательное продолжение в государственных нормативных актах, и, конечно же, им не противоречат правовые положения Свода законов российской империи.
Однако в конце XIX века все громче звучат голоса правоведов и социальных философов, требующих законодательного конституционного закрепления норм морали, а также требования наделения равными гражданскими правами всех подданных империи независимо от социального положения.
Во второй половине XIX в. большинство членов российского общества, — находившиеся ранее в крепостной зависимости крестьяне, — формально обрели важнейшие гражданские права: личную правоспособность, в том числе право на распоряжение собственностью, право на равенство перед судом, на юридическую неприкосновенность личности. Эти права были закреплены в таких законодательных актах, как Манифест и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости от 19 февраля 1961 г., Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1 января 1864 г., Судебные уставы 20 ноября 1864 г.
Источники уголовного права Российской Империи
... уголовного законодательства и уголовно-правовых взглядов России. Положения Артикула воинского легли в основу тех статей тома XV Свода законов Российской империи, ... право военнослужащих или людей какого? либо иного статуса на местах предоставлять на рассмотрение воеводам петицию, направленную против административных притеснений. Наибольший интерес из уголовно ... в 1715 г. отдельным актом. В 1716 г. он ...
При этом они не стали гражданами, а оставались подданными империи и не имели политических прав, поскольку в стране не существовало органов выборной законодательной представительной власти.
В период Великих реформ Александра II происходит ломка средневековой социальной структуры общества. Сословия распадаются, начинается сближение правовых статусов лиц из различных социальных групп. Всесословными (общедоступными) становятся учебные заведения, органы судебной власти, армия и флот, государственная служба. Однако этот процесс выравнивания всех перед законом не завершился. Некоторые пережитки сословности сохраняются.
Для крестьянина реализацию гражданских прав затрудняло и наличие круговой поруки на селе, с помощью которой государство гарантировало сбор выкупных платежей и других налогов с крестьянства. Крестьянин, не выплативший выкупа полностью, не мог выйти из общины, не мог распоряжаться земельным наделом по своему усмотрению, т.е. не мог реализовать свою правоспособность. Круговая порука была формально отменена в ряде местностей по Закону об отмене круговой поруке от 13 марта 1903 г. однако ограничения на выход из общины сохранялись.
В сложившихся условиях проблема прав человека оказалась в центре внимания отечественных ученых-правоведов, а также общественных, государственных, политических деятелей, представлявших различные идейно-политические течения и социальные силы. Многие из них считали образцами для подражания достижения стран Запада, стран европейско-атлантической цивилизации.
В период борьбы с наследственными средневековыми привилегиями и становления гражданского общества в XVII -XVIII вв., в Англии, Франции, США концепция естественного права, согласно которой свои права человек обретает от рождения и в силу рождения, получила широкое распространение и стала идейным оправданием этой борьбы. Требования соблюдения прав человека и гражданина и основанная на них теория правового государства легли в основу либеральных ценностей, которые к первой половине XIX в. были закреплены конституционными актами указанных стран.
О. Конта
Ф. Прокоповича
В.С. Соловьев
В.С. Соловьева
К началу Великой Российской революции (1905-1922 гг.) особенную остроту приобрели требования политических прав и свобод личности — свободы слова, печати, собраний и союзов (политических партий), созыва Учредительного собрания. Они вошли в программные документы всех политических партий. Их выдвигали либеральные Союз освобождения и Союз земцев-конституционалистов, революционные Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) и Партия народной свободы (эсеров), национально-революционные организации.
В ходе первого этапа революции, этапа становления конституционной монархии (1905 — февраль 1917 г.) значительная часть подданных российской империи была наделена требуемыми политическими правами. Наделение произошло в соответствии с традицией русского консервативного либерализма сверху, милостью государя-императора. Манифест об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 г. даровал населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. 11 декабря 1905 г. был принят указ «Об изменении положения о выборах в Государственную Думу и изданных в дополнение к нему узаконений», который положил начало современному законодательству о выборах в России, согласно которому население получает право на участие в формировании законодательной власти.
Міжнародно-правовий механізм захисту прав людини і основних свобод ...
... захист прав людини і основних свобод, а саме: Генеральна Асамблея ООН; Економічна і соціальна Рада ООН (ЕКОСОР); Комісія з прав людини; Підкомісія з запобігання дискримінації та захисту меншин; Центр прав людини; Комітет з прав людини; ...
Характерно, что традиция консервативного либерализма, согласно которой именно государь определял степень свободы, предоставляемую различным категориям подданных, поддерживалась и в последовавших за Манифестом законодательных актах. Основные указы, определявшие объем политических прав и свобод, были подписаны царем до начала заседаний первой Государственной Думы, что лишало ее возможности участвовать в их обсуждении. По содержанию объектов регулирования эти документы можно разделить на:
1) указы, устанавливавшие временные правила для периодической и непериодической печати, а также для проведения собраний, т.е. указы, регулировавшие свободу слова;
2) указы о временных правилах об обществах и союзах, т.е. указы, регулировавшие процессы создания, деятельности, запрещения партий, общественно-политических организаций и профессиональных союзов.
Обращаясь к первой группе указов, отметим, что именным указом от 24 ноября 1905 г. «О временных правилах для периодической печати» предварительная цензура отменялась. Местным органам по делам печати, называвшимся ранее цензурными комитетами, вменялось в обязанность затребовать печатную продукцию с текстом и изображениями (эстампами, рисунками и др.) за 24 часа до ее выхода в свет; они имели право налагать на нее арест в случае, если содержание имело признаки преступного деяния, предусмотренного законом. Редакции периодических изданий были обязаны информировать эти органы об изменении условий выхода в свет их продукции (замене редактора, его выезде за границу, утрате гражданства, получении нового свидетельства).
Указом от 26 апреля 1906 г. «О временных правилах для неповременной (непериодической) печати» отменялась предварительная цензура, как общая, так и духовная, для изданий объемом более 5 печатных листов. Издания, объемом более 5 печатных листов, по выпуску из типографии представлялись местному комитету или инспектору по делам печати, которые имели право наложить арест на все экземпляры издания, если в этом издании заключались признаки преступного деяния, предусмотренного уголовным законом. После наложения ареста они должны были передать вопрос в суд, возбудив против виновных уголовное преследование.
Согласно «Временным правилам о собраниях» от 4 марта 1906 г. публичные собрания под открытым небом допускались с разрешения губернатора или градоначальника и могли проходить только под надзором полиции. Лица, желавшие устроить публичное собрание, должны были заявить об этом начальнику местной полиции не позднее, чем за трое суток до открытия собрания. Представитель полиции мог закрыть собрание, если оно «отклоняется от предмета занятий»; если в собрании высказываются суждения, «возбуждающие вражду одной части населения против другой»; если порядок в собрании нарушается «мятежными возгласами, либо заявлениями, восхвалением либо оправданием преступлений, возбуждением к насилию либо неповиновению властям, или же распространением преступных воззваний либо изданий, и вследствие того собрание приняло характер, угрожающий общественному спокойствию и безопасности». Таким образом, дарованные государем-императором свободы слова, печати и собраний регламентировались достаточно жестко.
Личные и политические права граждан в СССР и РФ: сравнительный анализ
... личности от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество. Установлено, что действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права ... политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, ...
Вторая группа Указов о временных правилах об обществах и союзах, впервые в отечественной истории устанавливавшие нормы взаимоотношений властных структур с организациями, созданными общественностью, также свидетельствовали о наличии жесткого государственного регулирования указанной сферы. Так, уже 16 декабря 1905 г. было утверждено царем положение Совета министров, запрещавшее военнослужащим принимать участие в политических партиях и собраниях.
Позднее, 4 марта 1906 г. царским указом Сенату были утверждены «Временные правила об обществах и союзах». Под обществами понимались объединения нескольких лиц, «избравших предметом деятельности определенную цель», кроме получения прибыли, под союзами — объединения обществ. Под это определение подпадали политические партии, общественные организации с культурно-просветительскими целями, профессиональные союзы.
Участие в обществах запрещалось несовершеннолетним и учащимся начальных и средних учебных заведений; студенты могли быть допущены к участию в обществах, действовавших вне учебных заведений, лишь на основаниях, особо определяемых Уставами учебных заведений. В государственных учреждениях (на железной дороге, почте, телеграфе) общества могли создаваться на основе Устава, утвержденного начальником по указанию министра. Начальство могло запретить своим служащим членство в обществах вне учреждения.
Запрещалось создавать организации, «преследующие цели, противные общественной нравственности или воспрещенные уголовным законом», «угрожающие общественному спокойствию», и политические общества, управляемые из-за границы. Министру внутренних дел предоставлялось право «закрывать общества, если их деятельность признается им угрожающею общественному спокойствию или безопасности».
Порядок образования обществ был уведомительным, «без испрошения на то разрешения правительственной власти». Для регистрации и закрытия обществ создавались губернские или областные земские присутствия по делам об обществах. Для основания общества нужно было подавать заявление губернатору (если создавался профсоюз, заявление подавалось старшему фабричному инспектору или окружному горному инженеру) с указанием целей общества, имен, фамилий, званий и места жительства учредителей. Если в течение 2-х недель отказа не последовало, общество могло действовать. Губернатор был вправе потребовать Устав общества, который нужно было представить в присутствие, оно рассматривало его в течение 1 месяца, и затем разрешало или отказывало.
О. Конта
Десять статей (ст. ст. 72-81) содержали перечень прав и свобод человека. При этом первым по значимости, в соответствии с западноевропейской практикой, шел принцип неприкосновенности личности: «никто не может подлежать преследованию за преступное деяние иначе, как в порядке, законом определенном», «никто не может быть задержан под стражею иначе, как в случаях, законом определенных», «никто не может быть судим и наказан иначе, как за преступные деяния, предусмотренные действовавшими во время сих деяний уголовными законами, если притом вновь изданные законы не исключают совершенных виновными деяний из числа преступных» (ст. ст. 72-74).
Ст. 75 Свода Основных Государственных Законов содержала формулировку принципа неприкосновенности жилища, производство в котором обыска или выемки «допускается не иначе, как в случаях и в порядке, законом определенных». В ст. 76 была предусмотрена свобода передвижения вплоть до выезда за границу, выбора места жительства и занятия, приобретения и отчуждения имущества. Ст. 77 провозглашала принцип неприкосновенности частной собственности, отчуждение которой допускалось не иначе, как за справедливое вознаграждение.
Общественные объединения в политической системе общества
... работы является раскрытие роли общественных объединений в политической жизни общества. Для достижения поставленной цели автор ставит перед собой следующие задачи: рассмотреть понятие и структуру политической системы; дать характеристику политической организации как часть политической системы; ... движения автотранспорта, охраны прав и свобод граждан, законодательства о здравоохранении и т.п. Другой вид ...
Ст. ст. 78-80 предоставляли российским подданным свободу собраний, слова и союзов, в пределах, установленных законом; ст. 81 — свободу веры, в условиях, определенных законом.
В соответствии со ст. 87 «Свода Основных Государственных Законов» Совет министров получал право издавать указы в перерывах между сессиями Думы, которые затем подлежали утверждению ею в течение первых двух месяцев после возобновления работы. Тем самым, царь и правительство оставляли за собой прерогативу дарования политических и гражданских прав и регламентации уже дарованных, а Государственная Дума не получала соответствующих полномочий. В дальнейшем правительство использовало эту статью для проведения важнейших в плане прав личности указов о выходе крестьян из общины и о систематизации избирательного законодательства.
Курс правительства в области политических и гражданских прав человека был поддержан консервативно-либеральными кругами, объединившимися в «Союз 17 октября». Но со стороны революционных партий, легализовавшихся на некоторое время, — эсеров, социал-демократов он подвергался резкой критике. Кадеты и эсеры, получившие большинство в I и II Государственных думах, потребовали расширения политических и социальных прав. Но затем революционные партии (эсеры левого направления, большевистское крыло социал-демократии) опять ушли в подполье, т.к. не вписывались в предписанные указами рамки Временных правил о собраниях, об обществах и союзах, о печати. Радикально настроенные либералы — кадеты стали оппозицией октябристам и правительству в III и IV Государственных думах. Российская политическая жизнь стала более структурированной, возникла система социального представительства различных слоев формирующегося гражданского общества. На смену теоретическим дискуссиям и нелегальной политической борьбе пришли практические действия правительства, предоставлявшего подданным политические права, осуществляемые в рамках фактически конституционного, хотя и узкого, правового поля.
Однако в дальнейшем перспектива развития гражданского общества и правового государства была отодвинута мировой войной, которая усилила конфликт между бедностью и богатством, вызвала к жизни правительственную централизацию и принудительное регулирование экономики, наступавшие на земское самоуправление. Земское движение, пережившее «второе издание» в годы Первой мировой войны (1914 — 1918 гг.) в процессе организации помощи фронту, создало в 1915 г. свой общерусский орган — Земгор. Оно стремилось избавиться от постоянного давления со стороны властей, в нем зрели радикальные настроения. Его руководители поддержали радикально-либеральную оппозицию в IV Государственной думе. Недоверие к правительству подтолкнуло земцев и кадетов в Думе к объединению в Прогрессивный блок, который отказался подчиниться указу Николая II от 25 февраля 1917 г. о перерыве занятий Думы, что, в свою очередь, способствовало взрыву революционного движения и свержению самодержавия.
Внутригосударственная защита прав человека и гражданина
... источников приведён в конце работы. Работа включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы. ГЛАВА 1 Понятие внутригосударственной защиты прав человека и гражданина 1.1 История развития внутригосударственной защиты прав человека и гражданина Права человека одна из нескончаемых проблем ...
Созданное в ходе февральских революционных событий Временное правительство взяло курс на восполнение недостаточных политических прав населения, который должен был привести, по мнению либералов, к созданию правового государства. Этот курс был отражен в «Декларации Временного правительства о его составе и задачах» от 3 марта 1917 г., согласно которой вопрос о форме правления предполагалось решать на Учредительном собрании. При этом принимались в расчет в качестве возможных форм правления и конституционно-правовая демократия (республика), и конституционная монархия.
Временное правительство приняло самый демократичный в мире по тем временам закон о выборах в Учредительное собрание (прямые, тайные и равные выборы).
Оно разрешило деятельность всех политических партий, кроме монархических, не препятствовало демократизации армии. Было объявлено об устранении «для солдат всех ограничений в пользовании общественными правами, предоставленными всем остальным гражданам».
Предоставление таких широких политических прав населению оказалось не сбалансированным социальными правами, поскольку принятие решений о социальных правах (о наделении крестьян землей, 8-часовом рабочем дне) откладывалось до Учредительного собрания. Для того, чтобы воспользоваться избирательным правом, большинству населения не хватало политической культуры и терпения. Нерешенность социальных вопросов и кажущаяся бездеятельность в этой сфере Временного правительства, которое только разрабатывало проекты их решения, вызывало повсеместное недовольство и усиливало стремление низов к революционным действиям. Резкое расширение политических прав воспринималось широкими массами как вседозволенность, подталкивало страну на грань анархии.
В силу указанных обстоятельств реализовать свой курс на расширение политических прав и свобод Временное правительство не успело. Оно было свергнуто органом революционной власти, который опирался на прямое насилие и действовал вне правового поля, — Петроградским советом рабочих и солдатских депутатов во главе с большевиками.
Таким образом
В конце XIX — начале XX вв., особенно в рамках первых двух этапов Великой Российской революции, отечественным правом был накоплен богатый опыт в области идейного осмысления, законодательного закрепления и практического воплощения прав и свобод. Этот опыт свидетельствует о том, что в России в указанный период шла борьба между консерватизмом, отрицавшим необходимость ограничения государственной власти рамками соблюдения прав человека, и радикальным направлением либерализма, представители которого стремились к введению не подкрепленных социальными правами, неограниченных, политических прав и свобод. Оба противоположных направления потерпели поражение, в результате которого выиграли большевики, предложившие концепцию прав трудящегося и эксплуатируемого народа.
2. Конституционные изменения прав и обязанностей граждан в советский и постсоветский периоды развития отечественной государственности
Проблема прав человека рассматривается в первую очередь в русле конституционного права, хотя значение ее решения выходит далеко за рамки законов о государственном устройстве. История большинства отраслей права свидетельствует о тесном взаимодействии отраслевого права с проблемой прав человека. Однако в основе понимания этой проблемы лежат конституционные принципы. На протяжении советского и постсоветского развития отечественной государственности и права происходят существенные изменения конституционных основ прав и обязанностей граждан.
Судебная защита избирательных прав граждан
... развития законодательства о защите избирательных прав в Российской Федерации В гражданском процессе судебная защита избирательных прав граждан является самостоятельным процессуальным институтом, который возник с первыми выборами в Верховный Совет СССР 1 . Развитие данного ...
На II Всероссийским съездом Советов (октябрь 1917 г.), ознаменовавшим начало третьего этапа Великой Российской революции — становление Советского государства, были приняты декреты «О мире» и «О земле». III Всероссийский съезд Советов (март 1918 г.) утвердил «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». В этих правовых актах закреплялись: отмена частной собственности на землю, уравнительное распределение земли между крестьянами, национализацию банков, введение рабочего контроля и всеобщей трудовой повинности, вооружение трудящихся и разоружение имущих классов.
По мнению большевиков, право, являясь по своей сути позитивистским, было идущим от государства принуждением в интересах той или иной социальной группы, а не инструментом, позволяющим, при правильном его применении, установить границы, в которых можно реализовать естественные права каждого человека. В диктатуре пролетариата большевики видели единственную силу, способную уничтожить социальное неравенство и его причину, т.е. частную собственность. В.И. Ленин отдавал приоритет социальным (вещным) правам трудящихся, а не гражданским и политическим правам личности.
Первая российская Конституция 1918 г., которая включила в себя «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», содержала целый ряд ограничений прав граждан, не причисленных к городскому и сельскому пролетариату и беднейшему крестьянству. В ней отсутствовали нормы о неприкосновенности личности, имущества, жилища. Перечень гражданских и политических прав и свобод был непоследовательным и противоречивым, хотя, по мнению современных исследователей, мог свидетельствовать о благих намерениях новой власти.
Трудящимся Конституция обещала свободу совести, важнейшей составляющей которой была свобода антирелигиозной пропаганды, свободу слова, печати и собраний, предоставляла право на создание объединений и организаций. В дальнейшем, в ходе гражданской войны все политические партии, кроме Российской коммунистической партии (большевиков), были запрещены решениями чрезвычайных революционных трибуналов, как действующие против интересов трудящегося народа, в стране сформировалась однопартийная система. Избирательные права также предоставлялись только трудящимся, их были лишены лица, прибегавшие к наемному труду, живущие на нетрудовые доходы, бывшие полицейские и жандармы, священнослужители, душевнобольные и осужденные. Избирательное право не было ни равным, ни тайным, ни прямым. Выборы проходили методом прямого голосования на собраниях, в несколько ступеней (уездные, губернские, областные съезды).
В Конституции провозглашалось право иностранных граждан, преследуемых за политические и религиозные преступления, на политическое убежище.
Наряду с правами трудящихся Конституция устанавливала для них и для всех слоев населения обязанности — трудиться и защищать социалистическое отечество. Вводилась всеобщая воинская обязанность.
Советская Россия выступила пионером законодательного закрепления приоритета социальных прав трудящихся. Этот приоритет, конституционно закрепленный большевиками, имел амбивалентные последствия. С одной стороны, он привлек на сторону революции широкие слои неимущих, угнетенных и эксплуатируемых не только в нашей стране, но и за рубежом, придав октябрьским революционным событиям в России международное значение. Под их влиянием зарубежные трудящиеся добились включения в законодательства своих стран многих положений, улучшавших условия труда, регулировавших взаимоотношения с работодателями, вводивших социальное страхование. Провозглашение социальных прав произвело огромный пропагандистский эффект, стимулировало революционный энтузиазм и повышенную общественную активность низших классов. Однако реальной основы для гарантированной реализации этих прав в нашей стране не было, и большевики это понимали. Вопрос о механизме гарантий этих прав в Конституции 1918 г. не рассматривался. Курс на приоритет социальных прав был разновидностью социальной демагогии и в действительности означал на тот момент равенство в бедности.
Восстановление экономики СССР после Великой отечественной войны
... по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации". Колоссальными усилиями советских людей к ... в 1946 г. проекта новой Конституции СССР. В нем, в частности, наряду ... не отапливаемых помещениях, на старом или изношенном оборудовании. Тем не менее некоторые ... и на местах звучали идеи необходимости децентрализации экономической жизни, предоставления больших прав регионам ...
Конституция СССР 1924 г., состоявшая из Декларации и Договора об образовании СССР, не содержала статей, посвященных правам человека, зато российская Конституция 1925 г. почти полностью повторила соответствующие положения Конституции РСФСР 1918 г. Законодательство СССР и соответственно РСФСР по-прежнему отрицало естественный характер прав человека. политический конституционный право гражданин
О. Конта
Разрешительный принцип утвердился в законодательстве. Применяя его, власть осуществила форсированную индустриализацию и коллективизацию сельского хозяйства, утвердила монополию государственной собственности, административно-командные методы руководства обществом, завершила формирование сталинского тоталитарного режима. Этот режим уничтожил оставшийся «эксплуататорский класс» — кулачество и создал общество трудящихся — рабочих и крестьян с равными социальными правами-обязанностями.
Созданные властью новые экономические и социальные реальности, а также усилившаяся критика со стороны западной социал-демократии и либеральной общественности, которые проводили аналогию между советским тоталитаризмом и германским фашизмом, вызвали к жизни разработку проекта новой Конституции СССР, который был после обсуждения утвержден 5 декабря 1936 г.
В Конституцию СССР 1936 г. была включена специальная глава (десятая) под названием «Основные права и обязанности граждан», которая объединила 16 статей (ст.ст. 118-133): в 11 из них излагались права советских граждан, в 4 — их обязанности. Статья 129 гарантировала убежище иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, научную деятельность, национально-освободительную борьбу. Аналогичное содержание имела и одна из глав Конституции РСФСР 1937 г.
Основной закон СССР предоставляла гражданам следующие права и свободы: право на труд (ст. 118); на отдых (ст.119), на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности (ст.120); право на образование (ст.121), женщине предоставлялись равные права с мужчиной (ст.122).
Эти социальные права перечислялись первыми, тем самым подчеркивался их приоритет. В Конституции были определены социально-экономические условия, наличие которых служило гарантией осуществления этих прав: государственная и колхозно-кооперативная собственность на средства производства и власть трудящихся.
Конституция СССР 1977 года
... партий в Конституции ничего не говорилось; Конституция признавала лишь право граждан «объединяться в общественные организации» (ст. 51). В 1990 году были приняты значительные поправки в Конституцию 1977 года, в ...
Далее следовали политические права и свободы: равноправие граждан независимо от национальности и расы (ст. 123); свободы совести, слова, печати, митингов и собраний, уличных шествий и демонстраций (ст. 125).
В главе одиннадцатой (ст.ст. 135, 136, 139, 140) Конституция вводила всеобщее, равное, тайное избирательное право.
Граждане СССР также получали право на объединение в общественные организации, круг которых был четко очерчен: профсоюзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества (ст. 126).
Конституция СССР содержала статьи, в которых формулировалось право граждан на неприкосновенность личности, жилища, на тайну переписки (ст.ст. 127-128).
Конституция закрепляла обязанности советских граждан: соблюдать Основной закон, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития (ст. 130), беречь и укреплять социалистическую собственность (ст. 131).
Подтверждалась всеобщая воинская обязанность (ст. 132), защита Отечества декларировалась как священный долг гражданина СССР (ст. 133).
О. Конта
Конституция СССР 1936 г., формально предоставив самые широкие на тот момент в мировой практике права своим гражданам, гарантировала на государственном уровне лишь социальные права, притом не столько сами права, сколько уравнительность в их распределении. Без гарантий остались право на неприкосновенность личности, на свободу совести, на социальное представительство интересов в политической системе. Такой подход, порождающий дисбаланс в отношении политических и юридических прав, заложенный в Конституции, способствовал ее превращению в ширму, за которой права конкретного человека попирались в ходе массовых политических репрессий во имя социалистического идеала.
Нарушению прав человека в период, последовавший за принятием Конституции, способствовало также отсутствие механизма контроля над соблюдением принципа подзаконности актов власти, который был в Основном законе сформулирован без конкретизации. В результате акты управления принимали форму и играли роль закона, что приводило к произволу бюрократии и силовых структур.
Тем не менее, провозглашенные Советским государством конституционные нормы, предоставляющие и гарантирующие социальные права своим гражданам, придавали ему международный авторитет в глазах трудящихся зарубежных стран. Советская внешняя политика использовала этот пропагандистский фактор уже в 30-е годы. В это время начали складываться основные особенности советской доктрины прав человека, которую представители СССР стремились доводить до мировой общественности при заключении и принятии основных документов по этим проблемам на международной арене. Эти особенности следующие:
- полное отрицание естественных и неотчуждаемых прав личности;
- рассмотрение этих прав как даруемых государством, при этом каждое государство могло устанавливать те нормы, которые отвечали его идеологии и интересам;
- этому пониманию, основанному на позитивизме, способствовала правовая традиция, уходившая глубокими корнями в правосознание отечественного общества еще дооктябрьского времени;
- идея превосходства социалистических представлений о правах человека, как дающих реальные гарантии их осуществления в силу характера самой системы, где нет деления на господствующие и подчиненные классы;
- критика буржуазных представлений, норм, политической культуры, которые носят будто бы формальный характер и не обеспечиваются ни материальными условиями, ни государством;
- утверждение о приоритете социальных прав над политическими и личными правами;
- трактовка прав человека не из универсального принципа гуманизма, не из человеческой природы, не из системы отношений между государствами, а как суверенного внутригосударственного права, исключающего какое-либо международное вмешательство;
- отрицание частной собственности как важнейшего права, дающего реальные гарантии независимости личности от государства и свободы инициативы и предпринимательской деятельности, как важнейшего принципа, который обеспечивает развитие личности.
Значение этой концепции заметно возросло в связи с формированием новой системы международных отношений в рамках биполярного мира после Второй мировой войны 1939-1945 гг., с усилением роли международного права и деятельностью Организации Объединенных Наций (ООН).
Интернационализация экономических, политических и культурных связей при постоянном соперничестве двух полюсов и социально-экономических систем — СССР и США — превратили проблему прав человека из внутриполитической проблемы каждой страны в международную проблему.
Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. открыла новую эпоху в отстаивании базисных прав личности. Именно советская делегация, поддержанная развивающимися странами, инициировала включение в Декларацию пункта о социальных и экономических правах тех, кто трудится по найму (о правах, которые получивших название прав «второй волны» или «второго поколения»).
К ним были отнесены право на труд и достойный жизненный уровень, право на образование, достаточное питание, одежду и жилище, право на доступ к достижениям науки и техники.
Вместе с тем, Декларация прав человека продублировала права «первой волны» («первого поколения»), закреплявшие гражданские права и личные свободы, содержавшиеся в национальных законодательных актах XVII — XIX вв. При этом Советский Союз отказался от подписания того пункта Декларации, в котором содержалось требование признания права незыблемости частной собственности. Однако СССР подписался под гуманистической формулировкой Декларации о равных и неотъемлемых правах каждого человека как основе справедливости и всеобщего мира, что стало первым крохотным шагом на долгом и трудном пути признания естественной природы субъективных прав личности.
16 декабря 1966 г. в результате долгой дипломатической борьбы между СССР и США в ООН был принят Пакт о гражданских и политических правах, вступивший в силу 23 марта 1976 г. В тот же день был принят и Пакт об экономических, социальных и культурных правах, вступивший в силу 3 января 1976 г. Оба пакта явились результатом компромисса между Востоком и Западом. В связи с сопротивлением социалистических стран из них было изъято упоминание о праве каждого владеть собственностью и о запрещении насильственного и произвольного лишения этого права.
Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах были ратифицированы Указом Президиума Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. (США ратифицировали только Пакт о гражданских и политических правах, и произошло это гораздо позднее, в 1991 г.).
Серьезную лепту в законодательное закрепление прав человека на международном уровне внесло Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, начавшееся в Хельсинки 3 июля 1973 года и продолжавшееся в Женеве с 18 сентября 1973 года по 21 июля 1975 года, было завершено в Хельсинки 1 августа 1975 год подписанием заключительного акта. Страны подписанты, в их числе и СССР, обязались уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, в число которых входит, в частности, право каждого государства на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свободу и политическую независимость, отказывались от применения силы, гарантировали нерушимость границ, территориальную целостность. Важнейший раздел акта — «Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений».
Однако советское законодательство по-прежнему отрицало естественный характер прав человека, международную правосубъектность индивида и абсолютизировало государственный суверенитет. Поэтому СССР выступил против предоставления права отдельным лицам направлять жалобы на нарушение их прав в международный орган по правам человека. Вопрос был отнесен в отдельный факультативный протокол, в котором закреплялась такая функция Комитета по правам человека ООН, как получение и рассмотрение индивидуальных сообщений от лиц, в отношении которых нарушены положения пакта. Этот протокол не был ратифицирован СССР до 5 июля 1991 г.
Конституция СССР 1977 г. оставалась в рамках традиционных для социализма позитивистских представлений о правах личности как октроированных государством. Вместе с тем, она содержала определение политической системы советского общества, наличие которого позволяло допустить, что общество и государство существуют отдельно, хотя и взаимодействуют друг с другом. Ст. 9 определяла основное направление развития политической системы как углубление демократии, расширения гласности и участия граждан в управлении делами государства. В соответствии с нормами международного права перечень прав человека в Конституции был значительно расширен.
Раздел второй — «Государство и личность» — содержал расширенный и дополненный, по сравнению с Конституцией СССР 1936 г., перечень прав и обязанностей граждан. К числу прав в первую очередь относилось равенство вне зависимости от пола, происхождения, социального, национального и имущественного положения (ст.ст. 34-36).
В ст. 39 говорилось, что «граждане СССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод»:
- правом на труд (ст.40);
- правом на отдых, дополненным, по сравнению с Конституцией СССР 1936 г., положением о том, что рабочая неделя не должна превышать 41 часа (ст.
41);
- правом на охрану здоровья, подкрепленным бесплатным медицинским обслуживанием (ст. 42);
- правом на материальное обеспечение в старости и при потере трудоспособности (ст. 43);
- правом на жилище (ст. 44);
- правом на образование (ст. 45).
В ст.ст. 46-47 было сформулировано право советских граждан на достижения культуры и свободу научного, технического и художественного творчества в соответствии с целями коммунистического строительства.
В ст. 48 содержалось формулировка права граждан на участие в управлении государственными и общественными делами.
В ст. 50 и ст. 51 гражданам СССР гарантировались свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также право объединяться в общественные организации, способствующие развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов. Перечень общественных организаций, имевшийся в Конституции СССР 1936 г., отсутствовал, что давало возможности для развития общественно-политической инициативы. При этом руководящей и направляющей силой, ядром советского общества провозглашалась КПСС. Реализация указанных прав и свобод была ориентирована на достижение целей коммунистического строительства.
Всего правам и свободам граждан СССР были посвящены 22 статьи Конституции. Ст. 53 объявляла семью под защитой государства. Иностранным гражданам и лицам без гражданства гарантировались предусмотренные законом права и свободы, им в обязанность вменялось уважение Конституции СССР и соблюдение советских законов. Одна из статей традиционно для всех советских конституций предоставляла право убежища иностранцам, преследуемым за революционную деятельность и национально-освободительную борьбу (ст. 38).
Расширен был по сравнению с предыдущей Конституцией и перечень обязанностей граждан (ст.ст. 59-69).
Они включали теперь уважение национального достоинства, прав и законных интересов других лиц, заботу о воспитании детей, оказание детьми помощи родителям, сбережение природы, заботу о сохранении исторических памятников и культурных ценностей, содействие развитию дружбы и сотрудничества с другими народами.
Конституция РСФСР, принятая 12 апреля 1978 г. в соответствии с новым союзным Основным законом, также включала главу «Государство и личность», в которой почти дословно повторялись статьи Конституции СССР из главы того же названия.
В годы «перестройки», протекавшей под лозунгом демократизации социализма, придания ему «человеческого лица», проблема прав человека приобрела большое значение в связи с реформой политической системы. Значительные поправки, касающиеся прав и свобод граждан, были внесены в обе Конституции — союзную и республиканскую. Все они имели общее направление: поворот к пониманию прав человека как естественных, неотъемлемых государством, к установлению во всех случаях, их касающихся, верховенства норм международного права над национальным законодательством.
Документом, подведшим итог этому процессу и отразившим кардинальное изменение отношения отечественного законодателя к проблеме прав человека, стала Декларация прав и свобод гражданина. Она была принята Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. В ней подчеркивалось, что каждый человек обладает естественными, неотъемлемыми, ненарушимыми правами и свободами, закрепляемыми в законах, которые должны соответствовать Всеобщей декларации прав человека, Международным пактам о правах человека, другим международным нормам.
Впервые за весь советский период Декларация содержала статью, в которой было сформулировано право каждого человека на собственность, то есть право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, как индивидуально, так и совместно с другими лицами. Право наследования гарантировалось законом. Неотчуждаемое право быть собственником провозглашалось гарантией осуществления интересов и свобод граждан (ст. 24).
К сожалению, Декларация стала одним из последних законодательных актов единого союзного государства, которое перестало существовать 7 декабря 1991 г.
Тем не менее, РСФСР была объявлена правопреемником Советского Союза после его распада, законодатель внес в Конституцию РСФСР поправки, соответствующие положениям Декларации. Действовавшая в начале 90-х годов на территории России Конституция РСФСР содержала статьи, отразившие естественно-правовое понимание природы прав человека, приоритет и принцип непосредственного действия международных норм, относящихся к правам человека.
Это понимание сохранено и в ныне действующей Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., закрепившей международные стандарты прав человека. В главе «Права и свободы человека и гражданина», включившей ст.ст. 17-64, подробным образом перечислены права и свободы согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Ст. 17 провозглашает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Ст. 18 гласит, что права и свободы человека являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Новыми, по сравнению с советскими Конституциями до внесения в них поправок в период перестройки, стали следующие статьи Конституции РФ:
- ст. 20, согласно которой каждый имеет право на жизнь;
- смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей;
- ст. 21, гласит, что никто не может подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человека обращению;
- никто не может без добровольного согласия быть подвергнут медицинским, научным или иным опытам;
- ст. 26, по которой каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться;
- ст. 35, согласно которой право частной собственности охраняется законом;
- ст. 36, провозглашает, что которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю;
- ст.
46, гласит, что каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты;
- ст. 49, по которой каждый обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Значительному расширению и конкретизации, по сравнению с советскими Конституциями, подверглись ст.ст. 46 по 54, в которых были сформулированы принципы судебной защиты личности. Они включили отныне положения о том, что неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого; о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников; о том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
Обязанности граждан Российской Федерации были сведены к уплате налогов, сохранению природы и окружающей среды, защите Отечества (ст.ст. 57-59).
Обозначенный Конституцией РФ подход подтверждал вхождение нашей страны в европейское и мировое сообщество и потребовал изменения всей системы законодательства в соответствии с провозглашенными принципами. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы — региональную организацию, имеющую своей целью осуществление и поддержание прав человека. РФ ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека (ЕКЧП) и Европейскую социальную хартию (ЕСХ) 1961 г. и начала приводить в соответствие с ней свое законодательство.
Реформа законодательства заняла около 10 лет и имела результатом принятие новых отраслевых кодексов, в которых права человека нашли законодательное подтверждение и гарантии:
Семейного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 1995 г.,
Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г.,
Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 8 января 1997 г.,
Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г.,
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2001 г.,