Российский монополизм и последствия приватизации экономики

Курсовая работа

Проблема монополий актуальна уже на протяжении многих лет и будет актуальна еще очень долго. Ведь пока существуют крупные компании, которые заняли место монополиста, эта проблема не решится. Актуальность этой темы обуславливается недостаточностью теории и методологии монополизации в российской экономике. Крупная компания или корпорация, которая оказалась монополистом на своём рынке, пытается диктовать свои цены, рассматривая это как эффективный способ экономической политики. Источниками возникновения монополий может быть как крупное или среднее предприятие, так и государственная компания и в условиях современного рынка нельзя говорить о существовании монополий в чистом виде. Но в тоже время очень многим современным компаниям присуще поведение монополиста.

Существование монополий приводит к росту цен и к ограниченному выпуску продукции. Товары становятся более однообразными. В результате усиливается нерациональное распределение ресурсов, что приводит к социальному неравенству. Также стоит упомянуть, что фирмы монополисты, очень часто не активно вкладываются в научные разработки. Зачем им выпускать самый современный и продукт, если их товар будет единственным на рынке? У потребителя просто не остаётся выбора, и он вынужден будет купить товар фирмы монополиста. Из-за этого замедляется развитие технического прогресса покупатель пользуется уже устаревшей продукцией. Экономики стран с высокой степенью монополизации отстают по уровню ВВП от стран где монополии распространены в меньшей степени.

Монополизация современных экономических отношений является к одной из самых основных проблем любого современного развитого государства. В Российской Федерации процесс контроля по недопущению недобросовестной конкуренции практически начался с нуля, так как еще недавно в нашей стране присутствовала модель командно-административной экономики и эта система не давала возможности для совершенной конкуренции. В условиях всеобщей государственной собственности монополии выполняют совершенно другие функции.

Цель работы – проведение анализа монополизации в России, выявление проблем и нахождение способов решения.

Задачи курсовой работы:

  • определить сущность монополии и последствия ее существования;
  • рассмотреть роль монопольных компаний в экономике России;
  • привести конкретные примеры монополий;
  • изучить законодательство в отношении монополий.

Объектом исследования является монополизм и его специфика в России.

4 стр., 1630 слов

Современная семья в России и её проблемы

... семья и ее функциями, Рассмотреть историю отношений государства и семьи в советский период оценить ее влияние на современный облик семьи, Определить основные проблемы с которыми сталкивается современная семья ... В конце работы содержится заключение и список литературы. 1.Понятие современной семьи в России ее функции 1.1.Современная семья, функции семьи Семья представляет собой комплексное социальное ...

Предметом изучения являются проблемы, порождаемые монополиями.

Методологической базой исследования послужили выработанные экономической наукой методы и приемы научного исследования: историкологистический метод, анализ и синтез, метод научных абстракций, а также статистический метод.

Информационная база исследования – федеральные законы Российской федерации, информация из Конституции РФ, научные труды отечественных и зарубежных исследователей в области монополий, официальные сайты и результаты личного исследования автора.

Объём и структура работы обусловлены целью и задачами данной работы. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников. Содержание работы изложено на 31 странице. Она содержит введение два раздела, заключение, и список использованных источников. В работе представлены 3 рисунка и 1 таблица.

1 Теоретические основы проблемы монополий

1.1 Понятие монополии, причины возникновения и ее сущность.

Монополия – это условие рынка, когда данная фирма производит и продает один или несколько товаров, не производимых и не продаваемых никакой другой фирмой, т. е товары, для которых не существует близких аналогов, и у покупателя нет реальных альтернатив при приобретении данного товара. Подобная ситуация достаточно точно соответствует самому значению слова «монополия» – власть одного.[9,с.5]

Если обратить внимание на образование монополий в промышленности, то можно заметить, что это группы отдельных крупных предприятий или компаний, которые выпускают большое количество продукции, определенного типа. Эти компании могут оказывать влияние на цену, и впоследствии этого максимизировать свою прибыль и получить (монопольную прибыль).

Таким образом, монополистическая компания занимает доминирующую позицию на рынке.

Это обозначает, что признаком монополистического образования является занятие монопольного положения. Это дает возможность предпринимателю ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара. Монопольное положение является целью для многих предпринимателей. Ведь оно позволяет избежать многих проблем и рисков. Когда нет конкуренции, можно занять привилегированное положение и влиять на других участников рынка. [12,с.246]

Стоит упомянуть, что есть несколько причин существования монополий.

1 Экономия на издержках за счет более масштабного производства. Изза небольших издержек продукция крупного предприятия становится дешевле, чем на небольших предприятиях и в итоге конкурентоспособность товара на рынке увеличивается. «Изучая это явление, Дж. Робинсон сосредоточилась на исследовании монополии, возникающей на основе высокого уровня концентрации производства и капитала. В книге «Экономическая теория несовершенной конкуренции» она попыталась объяснить проблемы монополизации рынка и механизмы монополистического ценообразования. Главный момент в модели Дж. Робинсон-концентрация производства и экономия фирмы на масштабах производства. Объясняется это тем, что в условиях расширяющегося производства доля постоянных издержек ( FC ), приходящихся на единицу выпуска сокращается – рис.1 [15,с.204]

16 стр., 7914 слов

Естественные монополии

... производства (существенное снижение издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства). Товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, поэтому спрос на данном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, ...

Рисунок 1 Экономия на масштабах производства

2 Единственная компания имеет контроль над некоторыми редкими и крайне важными ресурсами в виде сырья или в виде знаний, которые защищены патентом. Пример: компания «Ксерокс» контролировала процесс изготовления печати, именуемый как фотографический, так как обладала знаниями в области технологий, в некоторых случаях защищенных патентами. Патентное право ограничивает возможности многих компаний использовать технологии другой фирмы. Однако в нынешнее время сроки действия патентов очень невелики. И если срок действия патента закончился, то конкуренты могут производить продукцию по данной технологии.

3 Ограничение со стороны государства. Монополии существуют, потому что они покупают или им дают эксклюзивное право на продажу определенного товара. В некоторых случаях государство оставляет за собой право иметь монополию на определенную продукцию. Также во многих странах существует государственная монополия на производство сигарет или многих других видов продукции.

Например: рассматривается инициатива депутатов государственной думы по поводу монополии государства на производство спирта .[2]

Что касается появления монополий, то существуют две основные точки зрения. По первой монополизм рассматривается как случайный, не свойственный рыночной экономике. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерности. Адам Смит сформулировал основной принцип экономической выгоды. Предприятия постоянно ищут способы увеличения прибыли. Одним из таких способов, наиболее привлекательным и надежным, является создание или достижение монополии. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли. [6,c.153-154) В данный момент большие предприятия преобладают над малыми. У них практически всегда продукция будет более дешевой и способной к конкуренции. Конечно государство может ограничивать влияние иностранных монополий путем введения таможенных пошлин. Но деятельность монополии внутри государства очень сложно пресечь – рис.2:

Рисунок 2 Максимизация прибыли в условиях монополий

Другой движущей силой действий предпринимателей в этом направлении является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. В условиях конкуренции для того, чтобы выжить в такой борьбе, добиться больших успехов, предприниматели вынуждены внедрять новые технологии, увеличивать масштабы производства. При этом от средних и малых предприятий отделяются крупные компании. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей есть альтернатива: продолжать конкурентную борьбу, или прийти к соглашению о масштабах производства, ценах, рынках сбыта продукции. Обычно выбирают второй вариант, который приводит к заговору между компаниями, что является одной из главных особенностей монополизации экономики. В дальнейшем, появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом продуктивных сил, реализацией преимущества крупного предприятия над малым. Сговоры часто совершаются фирмами олигополиями – рис.3 [15,c.48-51]

18 стр., 8600 слов

Монополии в рыночной экономике

... базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением Украины необходимости экономических реформ в данной сфере. В данной курсовой работе мы постараемся рассмотреть основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации ...

Рисунок 3 Повышение цены в результате сговора между фирмами

Каждый из участников сговора, назначая цену Р, и каждый из них будет получать одинаковую прибыль и производить одинаковый объем товара Q. Прибыль образуется как разница между ценой и издержками, умноженная на объем выпуска (P – AC)

  • Q.[5,с.207]

Таким образом, сущность монополии характеризуется следующими моментами:

  • Монополия возникает из доминирования одного предприятия в сфере производства;
  • Господствуя в производстве, монополия господствует на Рынке;
  • Благодаря монопольным ценам монополия получает монопольно высокую прибыль.

Экономия на масштабах производства является ключевым стимулом появления монополий. Если этот экономический закон изменится в будущем, то монополии прекратят свое существование.

1.2 Виды монополий.

Самой простой формой монополизации экономики является временное соглашение о ценах. Сущность этого соглашения заключается в том, что участники договариваются между собой в течение определенного периода продавать свои товары по одинаковым ценам. Такие соглашения очень часто возникают в нынешнее время. Но основными формами монополизации экономики являются картели, синдикаты, тресты и концерны.

Картель-группа объединенных производителей, которые совместно пытаются максимизировать прибыль посредством установления цен и ограничением производства товара.[11,c.205]

В мире широко распространены международные картели. Их рост обуславливается новыми тенденциями в торговле. Основным моментом этой тенденции является снижение рынков сбыта продукции, что потребовало от производителей заключить между собой негласные соглашения. Однако этому явлению способствовало и новое законодательство, которое разрешало малым и средним предприятиям объединяться в компании картельного типа для стимулирования экспорта. Однако этим моментом в основном воспользовались ТНК Германии и Великобритании. Стоит также отметить, что именно ТНК составляют 70% от всех картелей. Типичным примером картеля является организация ОПЕК, включающая 14 стран, добывающих большую часть нефти в мире. ОПЕК не только устанавливает единые цены, но и распределяет квоты на добычу по странам.[6,c.329]

Синдикат — это ассоциация предприятий отрасли, которые сохраняют право собственности на средства производства за участниками соглашения, а произведенная продукция является собственностью всего синдиката (то есть, сохраняется независимость участников синдиката от производства, но утрачивается их коммерческая независимость).[8,c.152]

Трест – это объединение нескольких предприятий из одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют свою производственную и коммерческую самостоятельность. Руководство определяет уровень цен на продукцию, условия сделок, объём производства и др.[ 14,c.152]

Концерн самая развитая (и популярная в нынешнее время) форма объединений предприятий, которые занимаются различной деятельностью. Образуется концерн обычно посредством системы участий, денежных связях, и при взаимных договорах. Входящие в концерн производители, номинально остаются самостоятельными участниками рынка, но они фактически подчиняются единому руководству. [ 14,c.152]

10 стр., 4630 слов

«Возникновение, развитие и сущность монополий. Их

... монополий. 1.2 Сущность монополий Под монополией понимается исключительное право в определенной области, государстве, организации, предприятии. Это крупные хозяйственные объединения, которые осуществляют контроль над рынками и экономикой с высокой концентрацией производства ... конкуренция, монополия, естественная монополия не обращали внимания, т.к. монополия ... между независимыми компаниями. Эта форма ...

Конгломерат – объединенные предприятия из различных сфер производства. Но в отличие от концерна не имеющие головной компании [14,c.152]

Конгломерат- одно из новых форм монополистических объединений, которое возникло в США в начале 1960-х годов.

Многопрофильное предприятие-это объединенные нескольких десятков или даже сотен предприятий из различных сфер производства, транспорта, торговли. Участники этого объединения теряют право собственности на средства производства и выпускаемый продукт, а главное предприятие осуществляет управление через других участников объединения финансового контроля.

Существуют различные типы монополий, которые можно разделить на три основных: естественные, административные и экономические.

1 Естественная монополия возникает по объективным причинам.

Она отражает ситуацию, когда спрос на этот продукт лучше будет удовлетворен одной или несколькими фирмами. В ее основе лежат характеристики технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна.

Как известно, наиболее эффективной организацией экономики многие крупные ученые и политики признали конкурентный рынок. Однако из-за большого числа различных социально-экономических факторов конкуренция не является естественным состоянием рынков. Кроме того, невозможно эксплуатировать ряд отраслей общественного производства на конкурентной основе или это становится очень неэффективным. Классическими примерами являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные ветви коммуникаций, а на региональном уровне коммунальные услуги, в том числе теплоснабжение, канализация, водоснабжение и т.д. Следует отметить, что во многих странах за последние годы величина и масштаб государственного регулирования значительно сократились в связи с технологическими инновациями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.

Естественная монополия в промышленном производстве это случай, в котором для компании в целом более выгодна монополистическая организация производства и продажи продукции, чем создание конкурирующих предприятий. Основной причиной возникновения и сохранения естественных монополий в сфере производства является наличие в ряде отраслей исключительно высоких доходов от объема производства предприятием из-за определенных технологических особенностей. В экономике России очень велика доя именно естественных монополий.

Особенность этих отраслей использование сетевых структур передачи ресурсов (газопровод, транспорт, водоснабжение, линии электропередач, железнодорожные пути и др.).

Такая производственная организация требует больших инвестиций, которые не доступны для малых и средних предприятий, и обеспечивает значительные постоянные затраты. Поэтому предпосылкой их существования является возможность экономии, достижение таких объемов производства, при которых будет обеспечено адекватное снижение удельных затрат на единицу продукции. Кроме того, эти активы являются специфическими, ограниченными и не могут быть легко перемещены на другие рынки. Это определяет эффективность концентрации производства и оказания услугу одного предпринимателя.

2 Административная монополия возникает в результате действий государственных властей. Это предоставление отдельным предприятиям исключительных прав на выполнение определенного вида деятельности. Еще это организационные структуры для общественных предприятий, когда они объединяются и подчиняются различным, министерствам, объединениям. Здесь, как правило, сгруппированы предприятия одной и той же отрасли. Они выступают на рынке в качестве единой экономической системы, и между ними нет конкуренции. Например: экономика Советского Союза была одной из самых монополизированных в мире. Административная монополия, доминировала во всех сферах производства. Кроме того, была абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая базируется на господствующей государственной собственности на средства производства.

13 стр., 6303 слов

Государственное регулирование естественных монополий

... естественных монополий в сфере производственной деятельности является наличие в ряде отраслей исключительно высокой отдачи от масштаба производства одним предприятием вследствие определенных технологических особенностей. ... до последнего времени субъекты естественных монополий финансировали инвестиции в ... соответствующих рынков. Естественная монополия в промышленном производстве представляет ...

3 Экономическая монополия является одной из наиболее популярных в мире. Её появление вызвано экономическими причинами. Такая монополия развивается на основе закономерностей экономического развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монополию на рынке.

Существует 2 основных способа достижения экономической монополии:

  • Успешное развитие компании, неуклонное увеличение ее масштаба за счет концентрации капитала.

– (более быстрый) базируется на процессах централизации капитала, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями компаний банкротов. Тем или иным способом или посредством обоих, компания достигает таких масштабов, когда она начинает доминировать на рынке.

Если в отрасли существует довольно большое количество компаний, которые продают разнообразную продукцию и осуществляют контроль над ценами на товары, производимые ими, то этот вид рынка называется монополистической конкуренцией.

Монополистическая конкуренция — это широко распространенный вид рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для одной компании контролировать цену здесь является очень низкой.[8,c.157]

Рынки с монополистической конкуренцией отличаются следующими особенностями:

  • большое количество производителей и потребителей в сегменте рынка; потребители ориентируются различия между продуктами
  • небольшое количество барьеров для входа и выхода из рынка;
  • небольшая возможность у производителей влиять на цены.

Подобные свойства имеют и олигополистические рынки.

Олигополия-представлена рыночной моделью, при которой на рынке производства или продажи какого либо товара представлено небольшое количество фирм, каждая из которых имеет большую долю рынка и обладает существенным влиянием на уровень цен.[16,c.149]

Также стоит отметить, что объединенные структуры в производстве позволяют проводить классификацию корпоративных образований по некоторым направлениям.

Горизонтальная интеграция – объединение предприятий из одной сферы производства и из одной отрасли.

Вертикальная интеграция –объединение предприятий из различных сфер производства, но эти компании технологически связаны между собой. Смешанные объединение предприятий технологически не связанных между собой.[11,c.249]

1.3 Примеры зарубежной антимонопольной политики.

Реализация положений антимонопольного законодательства за рубежом производится в административном, судебном или смешанном порядке. В последнем случае решения административных советов могут быть обжалованы в судах.

14 стр., 6750 слов

Естественные монополии в России: история, перспективы

... причинам объективного (естественного) характера [17, с.427]. В данных определениях естественная монополия рассматривается с разных позиций, которые равноправны между собой. Представление о естественных монополиях, связанное с ... фирмам монопольные позиции на рынке и гарантирует их исключительные права; собственность на важнейшие виды сырья. Некоторые компании являются монополистами, благодаря ...

Американская система антимонопольного законодательства принята во многих странах. В качестве примера американской антимонопольной политики можно привести деятельность по расформированию нефтяной компании «STANDART OIL». Эта компания в конце 19 века контролировала 95% всего рынка нефти США. Компания вынуждала присоединяться другие фирмы к их монополии, скупив все железные дороги. Руководство Standart oil завысило цены на железнодорожные перевозки, тем самым сделав нефть конкурентов более дорогой по стоимости добычи. Независимым производителям просто не оставляли выбора и они были вынуждены присоединяться к монопольной компании, которая при этом еще эту компанию скупали по очень низкой цене( в несколько раз ниже рыночной стоимости. Кроме того, когда Standart oil захватила весь рынок, то они мгновенно подняли цены на бензин в несколько раз. И народ США был вынужден покупать топливо по завышенной цене т.к у них не оставалось другого выбора. Такой способ обогащения позволил владельцу Standart oil стать самым богатым человеком на планете. Джон Рокфеллер, используя методы неконкурентной борьбы, разоряя почти все компании конкурентов, смог создать одну из самых крупнейших фирм в мире на тот момент.

Стоит упомянуть, что только через многие деятельность Standart oil была пресечена. В дальнейшем компания была разделена на несколько отдельных производителей нефти, которые стали между собой конкурировать. Но сейчас снова образуется самая крупная нефтяная компания( Exxon Mobil) , которая тоже очень скоро может попасть под действие антимонопольного законодательства. Эта история является основным примером негативной деятельности монополий в экономике страны. Именно поэтому так важно пресекать деятельность монопольных компаний. Эти фирмы не должны завышать цены и поглощать конкурентов.

Европейская система, кроме стран Западной Европы, работает в Австралии, новой Зеландии, Южной Африке. Сейчас во многих странах действует немецкое законодательство, что объясняется тем, что антимонопольное законодательство этой страны вместе с общей нормой о запрете монополий предписывает большое количество исключений из этого принципа.

Наглядным примером страны с Европейской системой патентного законодательства является Великобритания, в которой есть две системы контроля над монополиями. В первой из них, на основании законов о справедливой торговле и о конкуренции, ключевую роль играет управление по справедливой торговле, комиссия по монополиям, государственный секретарь по торговле и промышленности.

Вторая система контроля, предусмотренная законодательством об ограничительной торговой практике, отводит ключевую роль судам. В целом, законодательство более либеральное, чем американское( которое против трестов) поскольку оно следует традиционной британской политике свободы торговли и сводит к минимуму прямое государственное вмешательство в хозяйственную деятельность предпринимателей. Функция управления включает в себя сбор и анализ информации о злоупотреблениях преобладающей позицией.

В каждой отрасли есть комиссии по монополиям, которые осуществляют контроль и в случае необходимости передают информацию о предполагаемых слияниях предприятий. В дальнейшем эти органы передают дела по антимонопольным договорам в суд.

6 стр., 2589 слов

Монополия. Монопольная власть, ущерб причиняемый монополией

... спроса. 2.2. Власть монополий. Фирма, которая в значительной степени обладает монопольной властью тогда, когда компания имеет ... Ущерб, приносимый монополией. 3.1. Сущность ущерба, приносимого монополией. Основная задача данной части работы – это выяснить то ущерб, который монополисты наносят экономики ... что она компания не является получателем цены. Монополист всегда направляет свою деятельность на ...

Основной задачей комиссии по монополиям и слияниям является: исследование и составление отчетов о возможных ситуациях возникновения монополий при слиянии компаний. В случае, если комиссия по монополии приходит к выводу о нарушении государственных интересов, то власти Великобритании имеет широкие полномочия по применению различных мер влияния на нарушителя: снятие постановлений о прекращении договора, запрет на поставку товаров, запрет сделок, ограничение слияний, или разделение предприятий путем продажи какой-либо их части. В дальнейшем комиссия может подать заявление в суд для дальнейшего процесса разбирательства. Стоит упомянуть, что британское антимонопольное законодательство является одним из самым строгих в мире. Но вместе с этим увеличивается эффективность антимонопольной политики. [13,c.28-34]

Во Франции к примеру контроль над монополистической деятельностью возложен на Совет по вопросам конкуренции и на министерство экономики и суды общей юрисдикции. Совет по вопросам конкуренции считается независимым административным органом, на решения которого министр экономики не может наложить вето. Он может применять следующие санкции на предприятие или лицо: прекращение деятельности в течение определенного срока; штраф, максимальный размер которого может достигать до 5% торгового оборота предприятия; требовать от нарушителя опубликовать в определенных журналах предложение Совета. Если предприятие, ставшее жертвой конкурентной политики, потребует возмещения ущерба, то оно с этим ходатайством должно обратиться в суд. В настоящее время во Франции насчитывается около 3 тысяч государственных контролеров по ценам.

В Германии антимонопольные органы рассматривают деятельность монополий. Как и в США, она запрещает определенную деятельность регулирования рыночных отношений, что приводит к уменьшению негативных последствий чрезмерной монополизации. К этим органам относятся Федеральное Министерство по антимонопольным вопросам, федеральный министр экономики и высшие органы страны. Они присоединяются к комиссии по монополиям, созданной для того, чтобы предоставлять заключения о концентрации предприятий в Германии. Антимонопольный закон Федеративной Республики Германии основан на двух принципах: принципе запрета и принципе контроля и регулирования монополистической категорию договоренностей, таких как монопольные контракты ( картельные сговоры ) и постановления между картелями. Стоит также упомянуть, что картельные сговоры являются одной из самых популярных форм монополизации. Но к сожалению, законодательство в России не так совершенно, как в странах Европы с развитой экономикой. [11,c.180]

Однако эти запреты сопровождаются многочисленными исключениями, которые в значительной степени нейтрализуют принцип запрета монополистической практики. Так, если закон Шермана заявляет о незаконном заключении договора, ограничивающего торговлю, то антимонопольный закон Германии признает недействительным исполнение антимонопольных договоров или постановлений. Задача контролирующих органов заключается в том, чтобы определить минимальную долю рынка, при которой компания может определить свою доминирующую позицию. Каждая страна сама устанавливает эту долю. Критерии оцениваются по доминирующей позиции на рынке товаров.

16 стр., 7714 слов

Конкуренция и монополия

... регулирования: монопольная власть, внешние факторы и несовершенная информация. На мой взгляд, полезно время от времени проводить различие, сравнение и взаимосвязь между конкуренцией и монополией и особенностями других основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и ...

В разных странах доля рынка, которую может занять компания и не считаться монополией сильно отличается. Условия для экономики в странах отличаются по всему миру. Например: в некоторых странах велика доля естественных монополий ( там процент рынка, который занимает монопольная компания может быть больше) .Как правило это страны с сырьевой экономикой. В развитых странах с высоким уровнем ВВП концентрация монополий меньше, но и доля рынка, которую может занять компания тоже уменьшается по законодательству ( хотя существуют исключения как например в таблице).

В некоторых случаях бывает сложно определить долю рынка, которую занимает компания. Если фирма скрывает свои налоги и не показывает на бумаге больших прибылей и надзорным органам сложно определить долю занимаемого рынка. Но все же в условиях открытости информационных источников и документации, можно легко определить долю рынка компании ( особенно в акционерных обществах)

Далее приведена таблица со списком различных стран. Она позволяет понять какую долю рынка можно занимать компании, чтобы не попасть под действие антимонопольного закона. ( табл.1)

Таблица 1 Критерии оценки доминирующего положения фирмы в различных странах мира.( в таблице приведены страны Европейского союза)

Опыт законов промышленно развитых стран показывает различные методы правового регулирования самоконтроля недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности, которые России необходимо позаимствовать в той или иной мере.

2 Проблемы монополизма в Российской экономике

2.1 Монополизм в Российской экономике и история его возникновения.

Первые монополии в России начали образовываться в 80-х годах 19 века. Особенностью их развития было вмешательство государственных органов непосредственно в создание монополий и их дальнейшая деятельность в отраслях, имеющих потребности государственной экономики или особое значение в их системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтегазовая и сахарная промышленность).

Это привело к раннему возникновению общественномонополистических тенденций. В 80-90 годах 19 века было не менее 50 различных союзов в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация также происходила в банковском бизнесе. Также одним из ключевых факторов, оказывающих влияние на формирование монополий, был иностранный капитал. Но стоит упомянуть, что роль монополий в российской экономике до начала 20-го века была невелика. В начале ХХ века роль монополий в экономике была не очень большой. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-1903 гг. Монополии постепенно охватывали основные отрасли промышленности и чаще всего они формировалась в виде картелей и синдикатов. Были также объединения трестовского типа (объединение » БР.Nobel», fadrest, и.др).

Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок регистрации и деятельности монополий, позволило монополистам использовать свои преимущества и формально государство не могло законодательно воздействовать на деятельность монополий. Это привело к распространению неофициально зарегистрированных монополий, часть из которых, однако, действовала с согласия или при прямой поддержке правительства («Продпаравоз», военно-промышленные монополии).

Фирмы монополисты искали способы законной легализации в России с использованием разрешенных форм промышленных объединений. Многие крупные синдикаты — » Продамет», «Продуголь», «Продвагон», «Медь», РОСТ и т.д. –были представлены в виде акционерных компаний. Их деятельность закреплялась негласными правилами и тайными договорами. Часто одни и те же компании участвовали одновременно в нескольких соглашениях.

В период роста промышленного производства (1910-1914г.) происходил дальнейший рост монополий. Количество торговых и промышленных картелей и синдикатов составляло 150-200. Многие из крупнейших банков, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и объединения производства, способствовало укреплению и развитию трестов, корпораций и т.д. (Российская нефтяная корпорация, «треугольник», «КоломнаСормово», «Россуд-новал», военно-промышленная группа российскоАзиатского банка и др.).

Уровень концентрации монополий в экономике был неравномерным. Особенно интенсивно прошел процесс монополизации в нефтяной промышленности. Менее интенсивно проводилась монополизация легкой промышленности.

То, что российские монополии появились в основном в виде синдикатов, способствовало защите российских рынков от иностранного товара. Из за политики протекционизма ( введение пошлин на импорт) российские товары были конкурентоспособными на внутреннем рынке.

В общем, монополии нанесли ущерб российской экономике. Монополии в России стали оказывать давление на государство, подкупая чиновников. Особенно тесные связи между государством и промышленным комплексом наблюдались в военной сфере. Например: треть государственных расходов накануне мировой войны были военными расходами, из-за чего бюджет государства понес огромные потери.[7, c.243-250)

В годы первой войны 1914-18 в России прекратилась деятельность ряда местных монополий, но в целом количество монополий увеличилось. Появились крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, братьев Рябушинских. Особенно развивались монополии, связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе соединения монополий с государственными органами (металлургическое объединение, Джутовый синдикат и т.д.), а также в виде «принудительных объединений» по инициативе и с участием правительства (организация Ванкова, Ипатьева, и др.).

Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции во время национализации промышленности и банков.[15,c.43] Социалистическая экономика была единым экономическим комплексом, в котором каждое предприятие не было полностью автономным, и являлось составной частью национальной собственности. В экономике СССР существовал монополизм департаментов, министерств и предприятий, которые не были независимыми субъектами экономики. Важными параметрами их деятельности стали такие органы, как Госплан, Госснаб и Госкомцен. При этом удовлетворение потребностей в том или или ином товаре всей страны часто поручалось нескольким предприятиям, которые не могли произвести достаточное количество готовой продукции.

Причины деятельности предприятий монопольного типа в СССР:

1 Большое значение имело применение эффекта масштаба в производстве. Но это стремление являлось гиперболическим и не рациональным (из-за искусственного занижения цен на энергоносители, сырье и транспорт производство выглядело довольно рентабельными но в целом продукция являлась неконкурентоспособной.

2 Другая причина была связана с удобством централизованного управления крупными предприятиями. Когда все важные решения о развитии экономики страны принимаются национальными плановыми органами, управляемость экономики увеличивается, но количество выпускаемой продукции уменьшается.

В итоге, советские заводы монополисты, были узко специализированными. К примеру: один завод выпускал только тяжелые вертолеты (Роствертол), другой – только автомобили высокой проходимости (УАЗ).

При этом прекращение деятельности хотя бы одного из подобных предприятий было губительным для советской экономики из-за фактического отсутствия предприятия, выпускающего похожую продукцию. Таким образом, в конце 80-х годов более 1100 компаний были полными монополистами в производстве своей продукции. Все чаще возникала ситуация, когда количество производителей во всем Советском Союзе не превышало 2-3 фабрики. В общей сложности из 327 товарных групп, которые производились в СССР монополизации подвергались 89% предприятий.

Точно так же в советская экономике наблюдалась непропорционально высокая доля крупных предприятий и крайне малой долей малых и средних по сравнению с промышленно развитыми странами. . Самая высокая концентрация наблюдалась в металлургии, машиностроении, химической и текстильной промышленности. Стоит отметить что завышенные цены, низкое качество или устаревший ассортимент продукции мало влияют на изменение спроса в условиях постоянного дефицита и отсутствие выбора поставщиков товара. В результате начала рыночных реформ в конце 80-х в начале 90-х в России резко возросли монополистические тенденции. Это укрупнение монополий было во многом связано с распадом СССР и ослаблением экономических отношений с бывшими союзными республиками. К бывшим монополистам были добавлены новые предприятия, которые не были единственными производителями в пределах СССР, но которые стали таковыми когда страна распалась.

Превращение российских заводов в частные предприятия создало сильный стимул для получения монопольной прибыли. Свобода установления цен и отбора объемов продукции сделала возможность для предприятий использовать все средства для достижения этой цели. Все три основные последствия монополизации (занижение производства, завышенные цены, получение монополий сверхприбыли), до тех пор удерживаемые социалистическим государством, произошли именно в 90-ые годы . Таким образом, старый порок советских монополистов-неэффективность оставался везде, где оставалась монополия. Усиление проявлений монополизма в свою очередь негативно повлияло на общий курс реформ в стране. Было очевидно, что государственным органам необходимо разработать механизмы борьбы с монополизмом, однако в ходе перестройки и в дальнейшие годы вопросы антимонопольной политики не вошли в приоритетные направления экономических реформ.[13, c. 24]

Главной особенностью монополизма в России состоит в том, что экономика страны сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики СССР.

2.2 Современное состояние монополизма в Российской Федерации

Особое и значительное место в экономике России занимают естественные монополии, поскольку создание конкурентной среды на этих сырьевых рынках невозможно или экономически неэффективно для небольших компаний при нынешнем уровне научно-технического прогресса.

Существуют 3 естественных монополиста в России:

1 ГАЗПРОМ ( добыча, транспортировка газа и его дальнейшая реализация ).

Является российской транснациональной корпорацией, с долей государства в акциях более 50%. Компания контролирует 95% производства российского газа и обеспечивает половину потребления России в энергоносителях. На долю компании приходится 75% мировых запасов газа. Газпром объединяет 42 компании, обеспечивающие полный производственный цикл. Хотя на российском рынке добычу осуществляют несколько фирм, но транспортировкой газа занимается преимущественно Газпром. Именно эти условия позволяют компании занимать доминирующее положение на российском рынке. Кроме того существует монополия на экспорт газа (только Газпром может осуществлять поставку газа из России в другие страны).

Но практически полное отсутствие конкуренции сказывается на деятельности главной газовой компании страны. Из-за политических событий и неумелых действий том менеджеров капитализация фирмы с 2008 года упала в 4 раза и это сказалось на экономике России. В будущем необходимо будет постараться разделить компанию на несколько частей, чтобы возникла конкуренция на газовом рынке. Конкуренция приведет к более ускоренному росту ВВП.

2 РЖД (железнодорожные перевозки)- это разветвленная сеть железных дорог. Компания является естественной монополией на российском рынке и она оказывает ключевое значение на экономику России. Практически все железные дороги в РФ принадлежат компании РЖД ( исключение составляют некоторые дороги в отдаленных регионах ).

Стоит упомянуть, что в последнее время компания злоупотребляет монопольным положение на рынке. Чего стоит только повышение цен на некоторые направления до такой степени, что выгоднее для людей становились перелеты на самолете. ФАС контролирует тарифы на железнодорожные перевозки, но иногда их действий становится недостаточно и из-за этого обычные граждане вынуждены переплачивать за перевозки.

3 Ростелеком (услуги связи и интернета).

Является монополистом на рынке интернета для государственных учреждений. Также интернет и связь компании Ростелеком являются единственным вариантом во многих регионах России. Люди в отдаленных районах не имеют альтернативы подключения связи, кроме услуг этой фирмы. Неоднократно замечены случаи недобросовестного повышения цены интернет и ухудшение качества связи. В будущем планируется, что Ростелеком разделят на несколько компаний, конкурирующих друг с другом.

Независимо от того, является ли монополистское предприятие естественным или искусственным, каждая из этих компаний обладает монополистической силой, т. е. способностью регулировать цену произведенного товара путем ограничения предложения. Зачастую монополисты злоупотребляют этой властью, пытаясь ограничить конкуренцию и при этом наносят ущерб потребителям. Это явление называется монополистической деятельностью.

Предприятия–монополисты злоупотребляют специальной позицией, либо монополией высоких, либо монополией низких цен. Сейчас в России практикуется монопольно высокие цены, а в странах с сильной конкуренциеймонопольно низкие, иногда демпинговые. Мониторинг более 200 ценовых показателей показал, что более 1/3 компаний, занимающих доминирующую позицию на рынке, выставляют более высокие цены на свои на товары и услуги.В условиях Российской реальности регулирование цен на продукцию естественных монополий связано с политическими конфликтами.

Еще одной особенностью современной монополизации является также его скрытая природа, т. е. введение в сферу зависимости от огромных монополистических объединений формально независимых средних и малых предприятий через систему субконтрактов, переговорщиков и т.д. Процесс монополизации происходит активно не только в сфере промышленности, но и за ее пределами – в сфере розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, в том числе социальной, сельскохозяйственной. Кроме того, роль таких форм сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий, обмен патентами, научно-техническая информация и т.д. в современных условиях усиливается. Помимо злоупотребления ценами в Российской экономике, есть примеры дискриминационного поведения по отношению к конкурентам. Например, администрация Кировского района создала единое государственное предприятие «Кировфармация», включив в него ранее независимые аптеки, магазины» Оптика » фармацевтической фабрики, аптечки и контрольно-аналитической лаборатории. Государственный антимонопольный Комитет увидел в этом нарушении закона «о конкуренции» и предписал ликвидировать незаконно созданную структуру. После реорганизации предприятия ассортимент медицинских препаратов в аптеках значительно расширился, что можно считать улучшением ситуации потребителя в результате расширения монопольного предприятия.[10, c 48-57]

В нынешнее время велика монополизация в отношении нефтеперерабатывающей отрасли в России. Можно также говорить о монополизации производства. Более 240 нефтегазовых организаций ведут добычу нефти в стране, однако только 11 нефтяных компаний обеспечивают более 95% от общего объема добычи. В качестве примера можно привести значительное повышение цен на бензин в мае-июне 2018 года. Такой резкий скачок цен обусловлен сговором нефтяных фирм России.

Также крупнейшие торговые сети занимают тоже монопольное положение. Доля X5 Retail Group составляет 45%, ОАО «магнит» — 40%. Они являются лидерами по количеству магазинов,по саммому большой оборот денег и эти компании занимают самую большую долю рынка.

Авиаперелеты в России осуществляются многими крупными авиакомпаниями, но Аэрофлот приобретает все больше акций крупных авиакомпаний и будет монополизировать пять крупнейших авиакомпаний, акции которых в обмен на увеличение доли государства в его капитале, а значит, и авиаперевозки в России тоже монополизируются [13].

В настоящее время российские компании, от малого бизнеса до крупного бизнеса, испытывают сильное давление со стороны конкурентов. Исключение составляют рынки с монополией продавца или олигополия. Кроме того, можно закрыть опцион между продавцами антимонопольного соглашения, если каждый участник получает свой согласованный рыночный сектор с фиксированной ценой продажи. Антимонопольное соглашение является незаконным и преследуется в соответствии с антимонопольным законодательством. Одним из главных факторов роста конкуренции на российских рынках стали массовые импортные закупки, которые создают конкуренцию отечественным товарам.

Чтобы возобновить экономический рост в России необходимо возобновить конкуренцию в России на многих рынках.

2.3Антимонопольное законодательство в современной России.

Российские законы требуют реализации государственной политики предотвращения формирования новых монополий. Министерство антимонопольной политики выделило задачи контроля над слияниями крупных предприятий, перекрестка различных форм заговора, недопущения системы участия. Но нынешнее правительство не заинтересовано в проведении структурных реформ в экономике и поэтому эта проблема с каждым годом всё больше усугубляется. Это еще осложняется тем, что многие компании монополисты принадлежат государству и часто существуют за счет дотаций.

Борьбе с ограничивающей конкурентной практикой местных властей уделено немалое внимание. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране областные власти часто пытаются незаконными методами поддерживать свои предприятия. Например, под определенным предлогом запретить импорт конкурирующих товаров из других областей. Это создает местным производителям монополию, которая, естественно, вызывает протесты Министерства антимонопольной политики.

Ограничительные меры на деятельность монополий предусмотрены законом «о конкуренции» и применяются антимонопольным органом к хозяйственным субъектам, нарушающим антимонопольный закон. Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изимать товары из обращения, создать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязать условия договора, которые не являются выгодными для партнеров или условия, которые приводят партнера по договору в неравное положение по сравнению с другими компаниями и др.

Запреты на монополистическую деятельность делятся на запреты, направленные против ограничений конкуренции и запреты на злоупотребление предприятиями на их доминирующее положение.

Такие злоупотребления являются наиболее типичными (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.

Наиболее стабильно действует запрет на установление монопольных цен, хотя и существует много проблем. В частности,» Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен » одновременно предлагают концепцию ограничения прибыли и концепцию сравнения рынка. Применение первой концепции затруднено тем, что операционные расходы должны быть определены с учетом того, что производственные мощности могут быть исчерпаны. Поэтому более предпочтительной является концепция сравнения рынков, в которых антимонопольное подразделение не должно проверять производственные показатели монополистской компании. Достаточно внешних факторов, чтобы выявить монополию высоких или монополию низких цен.

Закон запрещает также принимать правила и принимать меры, которые ограничивают независимость предприятий, создают дискриминационные или благоприятные условия для некоторых, причиняющие вред другим, тем самым ограничивая конкуренцию, нарушая интересы граждан.

Однако органы государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления допускают многочисленные нарушения, в частности, предоставляют безосновательные льготы, ограничивают создание предприятий, устанавливают запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, устанавливают приоритет по некоторым договорам.

Заключение

Высокий уровень монополизации в экономике делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Кроме того, Россия нуждается в демонополизации, то есть радикальном сокращении числа экономических секторов, в которых была создана монополия.

Основной проблемой и одновременно трудностью являются особенности унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты в основном не могут демонополизироваться путем расширения компаний т.к очень велика доля естественных монополий.

Проблема в том, что в сегодняшних условиях из-за экономического кризиса в России мало отечественных и зарубежных компаний, готовых вкладывать деньги в создание новых предприятий. Однако определенные сдвиги в этом отношении может оказать государство. Оно может оказать поддержку наиболее перспективным инвестиционным проектам даже в условиях кризисных ситуаций.

Текущие трудности заставляют прогнозировать, что в ближайшем будущем экономика нашей страны сохранит свой монополизированный характер. Министерство антимонопольной политики и поддержки предпринимательства является главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России. Его права и возможности достаточно широки, и статус соответствует положениям аналогичных органов в других развитых рыночных экономиках. Они могут навести порядок в этой сфере. Но похоже нынешняя власть не заинтересована в решении этой проблемы и в будущем ничего кардинального в лучшую сторону не изменится.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/rossiyskiy-monopolizm-i-posledstviya-privatizatsii-ekonomiki/