Организация самостоятельной работы на х обществознания в школе на примере 9-11 классах

Курсовая работа

Актуальность. Современная жизнь на передний план выдвигает вопросы развития человека в быстро меняющимся обществе. Мобильный, активный, самостоятельный человек имеет все шансы стать успешным в современном мире. В связи с этим особое звучание приобретает проблема взаимодействия человека и общества. В этом взаимодействии значимым оказывается не только то, как общество влияет на человека, какие оно обеспечивает условия для его развития, что происходит с ним в результате этого, но и то, как сам развивающийся человек воздействует на общественную жизнь, преобразует ее, создавая тем самым наиболее благоприятную ситуацию для собственного развития.

Социализация личности учащегося, т.е. его умение адаптироваться в окружающей действительности, ставиться во главу угла в процессе обучения и воспитания. Компетентностный подход в обучении становится рычагом, обеспечивающим социализацию личности ребенка. В настоящее время большое значение приобретает поиск наиболее эффективных путей обучения, повышения качества усвоения знаний в школе, выявление внутренних резервов познавательной активности, мыслительных процессов и памяти учащихся.

Овладение навыками самостоятельной работы на уроке дает учащемуся возможность приобретать необходимые ключевые компетенции, выявлять и задействовать различные личностные характеристики, помогающие повысить качество приобретаемых знаний и умений. Только те знания и умения переходят в разряд компетентностей учащегося, важность которых понята, апробирована на практике и доведена до автоматизма. В связи с этим я считаю, что организация самостоятельной работы учащихся на уроке, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть социализации учащихся, воспитания у них ключевых компетентностей. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь ввиду две, тесно связанные между, собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

10 стр., 4755 слов

Клиника развития лучевых поражений человека при различных условиях ...

... при определенных обстоятельствах ионизирующее излучение может быть причиной развития лучевой болезни ( острой и хронической ) . ... активности. При внешнем облучении с формированием поглощен­ной дозы в ростковом слое кожи более 8 Гр (800 рад) уже могут проявиться луче­вые повреждения. ... радиоактивными источниками. Действие радиации на организм человека К ионизирующим излучениям могут быть отнесены ...

Проблема исследования. В данной курсовой работе необходимо определить, каким же путем осуществляется самостоятельная работа на уроках обществознания в 9-11 классах.

Обзор литературы. Исследованием данной проблемы занимались педагоги, методисты и психологи: Горбунова А.И., Дайри Н.Г., Жарова Л.В., Орлов В.Н., Пидкасистый П.И., Харламов И.Ф., Ратанова Т.А. и другие. Авторы подробно описывают в своих работах способы активации мыслительной деятельности с помощью самостоятельной работы и, как проводится управления самостоятельной деятельности в школах.

Определим научный аппарат исследования.

Объект исследования – образовательный процесс;

  • Предмет исследования – организация самостоятельной работы на уроках обществознания в 9-11 классах;
  • Цель работы – является изучение организации самостоятельной работы школьников на уроках обществознания в 9-11 классах и условий их успешной реализации.

Сформулированные нами цель, объект и предмет исследования обусловили постановку следующих задач исследования:

  • изучить самостоятельную работу как высший тип учебной деятельности;
  • рассмотреть классификацию видов самостоятельной работы учащихся;
  • рассмотреть, как влияет самостоятельная работа на качество знаний и развитие познавательных способностей учащихся;
  • проанализировать систему самостоятельной работы учащихся на уроках обществознания.

Методологическую основу исследования составили методологические достижения дидактики и методики обучения обществознания.

Фрагмент работы для ознакомления

1.1 Самостоятельная деятельность школьника в обучении: анализ и структура различных подходов

Любая наука ставит своей задачей не только описать и объяснить тот или ной круг явлений или предметов, но и в интересах человека управлять этими явлениями и предметами, и, если нужно, преобразовывать их. Управлять и тем более преобразовывать явления можно только тогда, когда они достаточно описаны и объяснены. В науке функции управления и преобразования выполняют предписания, к которым относятся принципы и правила преобразования явлений. Таким образом, познавая предмет или явление, мы прежде всего должны ознакомиться с ним, рассмотреть его в целом. Выявить функциональную взаимосвязь его частей, а уже затем описать. Описав предмет или явление, мы должны объяснить их (функциональную взаимосвязь их частей и структуры в целом), сформулировать закон их существования, а затем предписать, как управлять ими, как с помощью определенных операция преобразовать эти предметы и явления.

1.2 Классификация видов самостоятельной работы учащихся

Необходимо отметить значимость научно обоснованной классификации самостоятельных работ, так как без ориентировки на нее невозможно построить эффективную систему самостоятельных работ обучаемых. Нужно сказать, что сегодня существуют различные классификации самостоятельных работ. Одни исследователи классифицируют их по целям, другие — по характеру учебных задач, выполняемых обучаемыми в ходе самостоятельных работ, третьи берут за основу классификации характер учебной деятельности в процессе решения различных задач, в работах четвертых сделаны попытки создать такую классификацию самостоятельных работ, которая учитывала бы наиболее обобщенные основания.

4 стр., 1665 слов

Письмо как объект криминалистического исследования

... систематизаций. Цель работы – исследование письма как объекта криминалистических исследований. Задачи исследования: 1. Раскрыть понятие письма как объекта криминалистического исследования. 2. Изучить понятие, классификацию и информационное содержание признаков почерка. 3. Охарактеризовать особенности криминалистического исследования письма в экспертизе. ...

1.3 Управление самостоятельной деятельностью школьников

Процесс управления должен обеспечивать реализацию обучающей, воспитательной, развивающей функций самостоятельной работы учащихся на уроке и дома.

Большинство исследователей считает, что управление присуще только сложным динамическим системам биологического и социального типа. Их функционирование под влиянием внешних условий может изменяться, нарушаться, если не обеспечивается своевременная корректировка или перестройка системы. Поэтому необходимо управление, которое противодействует дезорганизации системы, поддерживает необходимый порядок. В самом общем виде управление может быть определено как упорядочение системы, т.е. приведение в соответствие с объективной закономерностью, действующей в данной среде.

1.4 Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие познавательных способностей учащихся

Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.

Практический опыт учителей многих школ показал, что:

2.1 Дидактические принципы организации самостоятельной работы учащихся

На различных уроках с помощью разнообразных самостоятельных работ учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, т.е. представляют систему.

Под системой самостоятельных работ мы понимаем, прежде всего, совокупность взаимосвязанных, взаимообуславливающих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ.

2.2 Организация самостоятельной работы учащихся на уроке.

Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность зависит результат обучения. Отношение учащихся к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как учитель организует их учебную деятельность. Снижение интереса к обучению во многом зависит от действий учителя. Например, неправильный отбор им содержания учебного материала, вызывающего перегрузку школьников; не владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием; неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействие школьников друг с другом; особенности личности учителя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Школа, давая учащимся знания, необходимые для продолжения учебы в вузе, и в то же время должна ориентировать молодежь на общественно-полезный труд в народном хозяйстве и готовить к этому. Поэтому полезно повысить научный уровень преподавания и качество знаний школьников и в то же время преодолеть их перегрузку. Соответственно этим требованиям необходимо поднять уровень преподавания, нацелить его на формирование у подрастающих поколений современной научной картины мира, а также знаний о практическом применении наук. Нужно, чтобы теория предмета в большей мере способствовала развитию позитивных способностей школьников и их практической подготовке.

4 стр., 1713 слов

Формирования правового сознания учащихся

... задачами правового образования детей в начальных классах являются: 1. Понимание школьниками ценностей человеческой жизни. 2. Формирование и развитие у детей правосознания, гражданской ответственности, сознательной ... области и ясность их происхождения. 1.5 Система работы учителя по формированию правовых знаний учащихся Воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в ...

Список литературы [ всего 19]

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/samostoyatelnaya-rabota-uchaschihsya-v-pravovom-obuchenii-kursovaya/