Систематизация законодательства в РФ

Настоящий этап развития российского государства, характеризуется масштабностью и сложностью социально-экономических, организационно-управленческих и многих других процессов общественной жизни и хозяйственной практики современного российского общества. Изменения практически во всех сферах общественных отношений, весьма разнообразных по своему содержанию и их динамичность, обусловливают необходимость соответствующей корректировки их правового регулирования. 1 Происходит интенсивный процесс обновления и улучшения законодательства, а также формирование принципиально новых институтов, отвечающим критериям правового государства, международным стандартам защиты прав и свобод личности.

В современной российской системе права наряду с процессами интеграции происходит качественный всплеск тенденций дифференциации. Резко активизировалась законотворческая деятельность в субъектах Федерации. Обозначился процесс формирования двухуровневой инфраструктуры российского законодательства — федеральный и региональный. Такой нормативно-правовой массив требует, прежде всего, инвентаризации и последующей систематизации, в результате чего должны быть выявлены и отменены нормы, противоречащие Конституции РФ и федеральным законам, дублирующие предписания.

В результате активизации правотворческого процесса в последние годы, наметились существенные проблемы в современном российском законодательстве. Объективно обусловленное стремление законодателя к оперативному охвату правовым регулированием новых общественных отношений как на федеральном, так и на региональном уровнях, приводит на практике к неоправданной спешке в подготовке и принятии законов. Закономерным следствием этого является их низкое качество, недостаточная проработанность. Многие из вновь принятых законов страдают излишней декларативностью и абстрактностью, характеризуются отсутствием тщательно отработанного механизма их действия, что в свою очередь, ведет к неминуемому дополнению их многочисленными подзаконными актами, и неоправданному увеличению и без того существенного массива новых законодательных актов. Нередко встречается дублирование одних и тех же норм, противоречивость правового регулировании, в то время как по некоторым вопросам законодательство имеет ряд существенных пробелов. Недостаточно отлажен сам процесс изменения законов. Не всегда четко указывается какие нормы отменяются или изменяются, какие вносятся дополнения и т. д. Это приводит к существованию противоречащих друг другу актов, наличию наряду с вновь принятыми поправками продолжающих действовать старых норм. Так «до сих пор нормативно не определен круг правовых актов бывшего Союза ССР, сохранивших свое действие на территории России». 2 Таким образом, имеется немалое число актов, фактически не действующих, но до сих пор не отмененных. По многим вопросам действующее законодательство состоит из множества разрозненных норм, что создает трудности в пользовании законодательными материалами в том числе непосредственно в правоприминительной практике. Вообще «в настоящее время российское законодательство воплощено в слишком большом количестве актов».3

2 стр., 876 слов

Процесс реализации международно-правовых норм

... реализации конкретного договора. Акты общего характера применимы ко всем международно-правовым нормам. Они содержат: основополагающие правила, относящиеся к реализации международного права; подтверждение непосредственного действия норм международного права; условие, что в случае противоречия с положениями национального законодательства ...

«Обилие юридической информации требует определенного порядка и организованности в системе распределения правовой материи для удобства пользования ею на практике, преодоления стихийности и хаоса». 4 Законодательный шквал создает опасность правовой инфляции в стране, лишает неквалифицированного участника правоотношений возможности пользоваться многими источниками права.

Все это отрицательно сказывается на организации современного российского законодательства, упорядоченность которого оставляет желать лучшего, ввиду недостаточно отработанной единой, внутренней системы, и уже в настоящее время приводит к серьезной его рассогласованности.

Современная российская правовая наука стоит перед задачей скорейшего осмысления нового законодательного материала, выработки необходимых обобщений и оценок законодательства, рекомендаций по закреплению научной базы законотворчества. Исходя из этих задач, актуальнейшей потребностью для законодательства Российской Федерации является его систематизация, то есть деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему. Насущная практическая потребность в этом обусловлена тем, что система законодательства становиться объективно необходимым инструментом социального регулирования, выступая своеобразным механизмом достижения общественного согласия 5 . В этой связи, идея создания четко скорректированной системы законов, иных нормативно-правовых актов, как условия достижения стабильности и порядка, становится повседневной задачей деятельности обеспечения системности действующих нормативно-правовых актов законодательных органов, органов исполнительной и судебной власти.6

Вопросам систематизации российского законодательства посвящен значительный массив научной литературы. Многими отечественными учеными-юристами исследовались проблемы упорядочения и совершенствования законодательства. Примерами подобных исследований могут служить научные труды С. С. Алексеева, С. Н. Братуся, Д. А. Керимова, В. В. Лазарева, Г. В. Мальцева, М. Н. Марченко, А. В. Мицкевича, А. С. Пиголкина, И. С. Самощенко, М. М. Сперанского, В. М. Сырых, Ю. А. Тихомирова, А. Ф. Шебанова и др.

Предпосылки, принципы и процедуры систематизации законодательства как вида правотворческой деятельности анализировались в работах А. И. Абрамовой, С. В. Бошно, А. В. Васильева, А. Б. Венгерова, Н. П. Колдаевой, Н. Н. Литягина, М. М. Рассолова, Т. Н. Рахманиной, В. А. Сивицкого и других.

На данный момент отечественное правоведение располагает несколькими комплексным монографическим исследованием общетеоретического характера, посвященного систематизации нормативно-правовых актов современной России. В 2003 г. вышла в свет работа «Систематизация законодательства в Российской Федерации» под редакцией А. С. Пиголкина, в которой развиваются и преумножаются наработки советских и российских ученых в указанной сфере. «На сегодняшний день это наиболее законченный и всеобъемлющий труд по теме систематизации». 7 В 2010 г. вышла книга «Систематизация законодательства как способ его развития» под ред. В. А. Сивицкого которая посвящена отдельным проблемам систематизации законодательства и подходам к ней.

8 стр., 3649 слов

Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения ...

... т.д.). Далее в правовой основе БЖД идут нормативные акты: законы и подзаконные акты; нормативно-техническая документация, о которых пойдет речь ниже. 1. Правовые основы БЖД Правовую основу обеспечения ... использование природных ресурсов. Эта система разрабатывается в соответствии с действующим законодательством с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований. ...

За последние годы защищен ряд диссертационных работ по данной проблематике. Из которых можно выделить: Орешкина И. Б. «Систематизация нормативно-правовых актов Российской Федерации» (Саратов, 2000); Кудешкина О. Б. «Систематизация отечественного законодательства» (Казань, 2002); В. В. Ксенофонтов «Систематизация российского законодательства: принципы и процедуры» (Москва, 2003 г.); Егоров Г. Г. «Роль справочных правовых компьютерных систем в систематизации российского законодательства (вопросы теории и практики)» (Волгоград, 2006); Казаков Д. А. «Систематизация российского законодательства на основе использования современных информационных технологий» (Москва, 2007); Соболевская А. И. «Систематизация законодательства в современной России: теоретико-правовой аспект» (Санкт-Петербург, 2008г.); Анахасян Р. Л. «Проблемы инкорпорации нормативно-правовых актов России» (Сочи, 2009).

Большое число диссертационных исследований также посвящено проблематике отраслевой систематизации современного российского законодательства.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с совершенствованием законодательства.

Предметом исследования выступает деятельность по систематизации (совершенствованию) законодательства.

Цель исследования состоит в изучении и характеристике процесса систематизации законодательства, а также анализе основных проблем данного вида юридической деятельности в Российской Федерации.

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

  1. Дать определение и выявить характерные черты процесса систематизации законодательства.
  2. Раскрыть значение и роль систематизации законодательства.
  3. Описать основные формы (типы) систематизации законодательства.
  4. Выявить основные этапы систематизации законодательства.
  5. Проанализировать современные проблемы систематизации законодательства в РФ.

Работа состоит из введения, основной части состоящей из трех разделов, и заключения.

В процессе исследования был использован ряд нормативных документов, монографий, учебная и научная литература по теории государства и права, а также публикации в периодических изданиях. Список используемой литературы приведен в конце работы.

1. Понятие и общая характеристика систематизации законодательства

3 стр., 1079 слов

Подзаконные акты в системе нормативных актов РФ

... действия подзаконных нормативных правовых актов, их юридическая сила зависят от места и роли в системе государственного механизма того органа, который издал соответствующий акт. Общие подзаконные акты., Существует две разновидности общих подзаконных актов: 1 ...

В современных цивилизованных государствах имеется значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, в развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования. «Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства». 8

Процесс сведения к единству нормативно-правовых актов путем внешней или внутренней обработки их содержания получил название систематизации законодательства. 9 .

Рассмотрим различные определения понятия «систематизация законодательства», которые даются в юридической литературе, и выделим характерные черты и основные задачи данного вида юридической деятельности.

Р. Т. Мухаев считает, что: «систематизация законодательства это целенаправленная деятельность по упорядочению и совершенствованию законодательства, приведение действующих актов в определённую систему путём составления единых нормативных актов или их сборников». 10 В. Н. Хропанюк указывает, что «систематизация законодательства – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм».11 По мнению А. С. Пиголкина: «…это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы».12 Цыганов В. И. определяет ее как «упорядочение нормативно-правовых актов, придающее им характер системы».13 Ряд авторов понимает под систематизацией деятельность компетентных субъектов по упорядочению нормативно-правовых актов и правовых норм в целях удобства пользования ими на практике.14 С. А. Комаров дает определение следующим образом: «Систематизация законодательства — это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемом в соответствии с разрешаемыми это деятельностью задачами».15 Несмотря на некоторые терминологические отличия, мы в данной работе исходим из того, что систематизация затрагивает и процесс упорядочения правовых актов и содержащихся в них правовых норм.

На основе анализа различных определений понятия систематизации законодательства можно выделить следующие существенные характеристики данного вида деятельности:

Таким образом, целью систематизации является создание системы законодательства. По мнению ряда авторов наиболее важным фактором в этом отношении является то, что законодательство носит системный характер. Системность законодательства заложена в самой природе нормативно-правовых актов, источников права, правовых норм. 16 , 17 , 18 , 19

Рассмотрим, какими свойствами должна обладать данная система. В общетеоретическом и философском плане система это «определённая совокупность элементов, находящихся в определённой взаимосвязи, которая придаёт данной совокупности целостный характер; некоторое упорядоченное, организованное множество элементов, образующих определённую целостность, свойства которой не сводятся к свойствам составляющих его элементов; как комплекс взаимодействующих элементов; как отграниченное множество взаимодействующих элементов». 20 Таким образом, общее, что объединяет определения системы – это «взаимосвязанное множество элементов».

8 стр., 3998 слов

Понятие, структура и функции правовой системы

... время наиболее известны следующие виды источников права: правовой обычай; нормативный правовой акт; юридический прецедент; договор нормативного содержания; юридическая наука (доктрины и идеи). 1.2 Правовая система и ее понятие Правовая система - это широкая реальность, охватывающая собой всю ...

«Система законодательства – совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективизируются внутренние содержательные и структурные характеристики права». 21 Однако, это не просто совокупность нормативно-правовых актов, а « их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоординированности её основных компонентов».22 Важно также, отметить, что два эти взаимосвязанных понятия «система права» и «система законодательства», соотносятся как содержание и форма. Этой проблеме посвящено большое количество литературы23 , в данной работе мы основываемся, на том, что система законодательства является результатом научно обоснованной целенаправленной деятельности по систематизации законодательства.