Систематизация НПА: понятие и виды

Основная проблема, решению которой посвящена данная курсовая работа, заключается в следующем: Нормативно-правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Они имеют неодинаковую юридическую силу, несовпадающее временное действие, распространяются на различных субъектов и разное территориальное пространство. Естественно, что с течением времени между ними появляются противоречия.

Количественное увеличение нормативного материала создает трудности в его использовании.

Эта тема актуальна, т.к во всем мире существует огромное количество нормативно-правовых актов. Испокон веков люди пытались узаконить какие бы то ни было отношения. Если бы не было систематизации права, был бы «смысловой и правовой» хаос. Правовые нормы должны быть внутренне согласованы, организованы, структурированы, приведены в логически непротиворечивую систему. . Само понятие «система» предполагает некое целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной связи (координации, соподчинении, функциональной зависимости и т.д.).

Именно системность права является одним из главных критериев его развитости, показателем уровня правовой культуры и профессионального юридического правосознания.1

В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития.2

Объект исследования – способы, направленные на совершенствование и приведение действующих нормативных актов в единую, упорядоченную и внутренне согласованную систему.

Предмет исследования – различные системы права, ее классификации., Цель исследования – выявить и рассмотреть некоторые виды систематизации права., В соответствии с данной целью поставлены

1. выявить существенные признаки и задачи данного вида юридической деятельности;

2. рассмотреть формы систематизации права, дать их сравнительную характеристику;

3. выделить основные этапы работы по систематизации и показать их значение для развития всей системы права.

Наиболее известные авторы, исследовавшие эту проблему: Керимов Д.А., Марченко М.Н., Пиголкин А.С., Керимов Д.А., Мальцев Г.В. и другие.

3 стр., 1287 слов

Место административного права в правовой системе РФ. Источники ...

... определенная систематизация, в результате которой происходит группировка административно-правовых норм по однородным комплексам. В рамках такого комплекса находятся те нормы административного права, которые максимально выражают специфику и самобытность административно-правового регулирования. Соответственно в системе этих ...

Курсовая Работа состоит из 2-х исследуемых вопросов. В первом вопросе рассматриваются понятие и характерные черты систематизации НПА. Второй вопрос посвящен видам систематизации нормативно-правовых актов (формам правовой деятельности).

1. Понятия и характерные черты систематизации НПА.

Рассмотрим различные определения понятия «систематизация НПА», которые даются в юридической литературе, и выделим характерные черты и основные задачи данного вида юридической деятельности.

Систематизация нормативно-правовых актов

  • это целенаправленная деятельность по упорядочению и совершенствованию НПА, приведение действующих актов в определённую систему путём составления единых нормативных актов или их сборников;3
  • деятельность компетентных субъектов по упорядочению нормативно-правовых актов и правовых норм в целях удобства пользования ими на практике.4

Таким образом, можно выделить следующие существенные признаки систематизации НПА:

цель систематизации

В общетеоретическом и философском плане «система» — «определённая совокупность элементов, находящихся в определённой взаимосвязи, которая придаёт данной совокупности целостный характер»10 ; некоторое упорядоченное, организованное множество элементов, образующих определённую целостность, свойства которой не сводятся к свойствам составляющих его элементов; как «комплекс взаимодействующих элементов»; как «отграниченное множество взаимодействующих элементов».11 Таким образом, общее, что объединяет определения системы – это «взаимосвязанное множество элементов».

«Систематизация НПА – деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией».12 Однако, это не просто совокупность нормативно-правовых актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоординированности её основных компонентов.13 Не следует смешивать два взаимосвязанных понятия «систематизация права» и «систематизация НПА». Этой проблеме посвящено большое количество литературы14 , в данной работе рассматривается систематизация НПА как результат научно обоснованной целенаправленной деятельности по систематизации нормативно-правовых актов.

Системный подход15 позволяет выделить основные задачи, направления и требования к проведению систематизации НПА:

В зависимости от того, на что направлена деятельность по упорядочению НПА: на совершенствование содержания новых нормативных актов или совершенствование форм изложения норм без изменения содержания выделяют следующие виды (формы) систематизаций: внутренняя и внешняя.16

4 стр., 1570 слов

Систематизация законодательства в РФ

... монографическим исследованием общетеоретического характера, посвященного систематизации нормативно-правовых актов современной России. В 2003 г. вышла в свет работа «Систематизация законодательства в Российской Федерации» под редакцией А. С. Пиголкина, в которой развиваются и преумножаются наработки ...

2. Виды систематизации НПА ( формы правовой деятельности).

Обычно в понятие систематизации НПА включаются четыре самостоятельных формы правовой деятельности17 :

  1. сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам (учет нормативных актов);
  2. подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов (инкорпорация нормативно-правовых актов);
  3. подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу (консолидация нормативно-правовых актов);
  4. подготовка и принятие новых актов (типа кодексов), в которые помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания (кодификация права).

Также выделяют общие и отраслевые формы систематизации.18 В первом случае проводят упорядочение нормативных актов однородных по значению или юридической силе. Во втором случае – нормативных актов по отдельным отраслям хозяйства или права.

Теория права различает два основных вида систематизации: инкорпорацию и кодификацию. Однако в настоящее время используется еще одна форма систематизации нормативно — правовых актов – консолидация.

Систематизация и, прежде всего, кодификация НПА проводится, как правило, по отраслям. В России почти все базовые отрасли имеют “свои” кодексы (гражданский, уголовный, КЗоТ, о браке и семье, земельный, жилищный, об административных правонарушениях, исправительно-трудовой, арбитражный, два процессуальных).

консолидация нормативно-правовых актов