Интеллектуальная собственность. Авторские и смежные права

Курсовая работа

«интеллектуальная собственность» часто связывается с французским законодательством конца XVIII века. Первоначально считалось, что патент или исключительное право на использование произведения представляют собой договор между обществом и изобретателем (автором): общество защищает правообладателя, гарантируя ему вознаграждение за обнародование изобретения (произведения искусства) и соглашаясь обеспечивать его беспрепятственное и монопольное использование в промышленных или коммерческих целях. Однако уже Джон Локк считал, что право интеллектуальной собственности должно рассматриваться как естественное право, а не как право, основанное на законе.

В соответствии с данной теорией право создателя любого творческого результата, литературного произведения или изобретения является его неотъемлемым, «природным» правом, возникает из самой природы творческой деятельности и «существует независимо от признания этого права государственной властью». Возникающее у творца право на достигнутый им результат рассматривалось как аналогичное праву собственности, возникающему у лица, трудом которого создана материальная вещь.

«старом порядке» за автором было окончательно признано право на литературные произведения. Революция 1789 года смела все «привилегии», в результате чего было провозглашено: «Все, что автор открывает для публики, становится общественной собственностью» (Декрет Учредительного собрания 1789 года), но вскоре даже новый режим пересмотрел свое решение. Два закона (1791 и 1793 гг.) впервые в истории гарантировали защиту всех форм творчества (литературного, драматического, музыкального, изобразительного) при воспроизведении всеми известными тогда методами. В докладе Ле Шапелье, который лег в основу первого закона, утверждалось, что «самой священной, самой неопровержимой и, если можно так выразиться, самой личной из всех форм собственности является произведение, которое есть плод писательской мысли». Во вводной части французского патентного закона 1791 года говорилось, что «всякая новая идея, провозглашение и осуществление которой может быть полезным для общества, принадлежит тому, кто ее создал, и было бы ограничением прав человека не рассматривать новое промышленное изобретение как собственность его творца». Следствием такого подхода стало закрепление во французском законодательстве понятий литературной и промышленной собственности. Еще раньше идея об авторском праве как «самом священном виде собственности» была воплощена в законах нескольких штатов США. Так, в законе штата Массачусетс от 17 марта 1789 года указывалось, что «нет собственности, принадлежащей человеку более, чем та, которая является результатом его умственного труда»).

4 стр., 1683 слов

Информация и право собственности

... 14.07.67 в Стокгольме, объектами права интеллектуальной собственности являются - литературным, художественным и научным произведениям исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио - и телевизионным передачам изобретениям во всех областях человеческой ...

Аналогичные конструкции были закреплены в законодательстве многих стран. В «Философии права» Гегель подчеркивал особое значение защиты ученых и художников от произвола и посягательств на их права, оказание покровительства их собственности как наипервейшей задачи поощрения наук и искусств: «подобно тому, как наипервейшими и наиважнейшими поощрениями промышленности было обеспечение от разбоя на большой дороге». Однако философского осмысления категории «интеллектуальная собственность» до настоящего времени произведено не было.

в национальном праве ряда стран широко применяется в отношении прав на результаты интеллектуальной деятельности категория «исключительные права» («интеллектуальные права», «охрана промышленных прав» и т. п.), понимаемые как права особого рода. Особенно это характерно для Германии.

в том, что все произведенное человеком, будь то материальные объекты или результаты творческого труда, признавалось его собственностью. Поэтому создатель результатов творческого труда имел исключительное право распоряжаться ими.

В XIX веке авторское право французского образца послужило моделью для остальных стран континентальной Европы, а также, после второй мировой войны, и для Всеобщей декларации прав человека 1948 года: «Каждый имеет право на защиту его моральных прав и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является».

Некоторые различия связаны с существованием англо-американской и континентальной систем авторского права. После того, как в XVIII веке охрана произведений впервые стала признаваться не привилегией, даруемой сувереном, а правом, основанным на законе, возникли два направления научной мысли.

Одно из них — школа естественного права — было воспринято странами с римско-правовой традицией. Произведение признавалось принадлежащим автору в силу факта его создания. Внимание акцентировалось на идее распространения охраны не только на имущественные, но и на личные неимущественные права авторов. Законы только кодифицировали естественно существующие права человека, в центре правовой охраны находилась личность создателя, творца.

Между тем общее право развивалось в другом направлении. В странах общего права, главным образом, в США и Великобритании, признавалось предусмотренное общим правом бессрочное право, основанное на «естественных правах собственности» (классическая формула Локка).

Однако при кодификации этих прав законодателями авторам была предоставлена лишь ограниченная имущественная защита. Писаные законы не кодифицировали «естественное право», а просто заменили его, изначально представив имущественные права в виде срочного исключительного права на воспроизведение. Целью закона признавалась прежде всего защита имущественных прав создателей и издателей, которые приобретали права у первого создателя либо у его правопреемников. Таким образом, создатели могли уступать все свои права на произведение (если иное не было предусмотрено договором) в обмен на денежное вознаграждение. Подход, принятый в Великобритании и США, по своей сущности мало отличался от прежней системы привилегий.

5 стр., 2230 слов

История развития источников права интеллектуальной собственности

... охраны и коммерциализации секретных изобретений. Практическая значимость. В этой связи, в данной работе ставится следующая цель – рассмотреть основные виды источников международного права интеллектуальной собственности. ... во французском законодательстве понятий литературной и промышленной собственности. Еще раньше идея об авторском праве как "самом священном виде собственности" была воплощена в ...

По Закону США об авторском праве получают защиту такие виды произведений, которые в странах континентального авторского права часто охраняются на основании систем смежных прав, в частности, исполнители аудиовизуальных произведений считаются авторами. Охрана по англо-американской системе распространяется на произведение независимо от категории его правообладателя. Охрана же по континентальной системе авторского права основана на гражданском праве, ее основная идея заключается в том, что произведения являются продуктом творческой деятельности и неразрывно связаны с личностью их создателей. В результате такого подхода законодательство ряда стран, придерживающихся континентальной системы, не распространяло авторско-правовую охрану на юридические лица. В центре регулирования континентальных авторско-правовых систем находится защита создателя произведения, в то время как англо-американская система авторского права нацелена на охрану произведения как такового. Следовательно, в последнем случае отсутствовала необходимость в какой-либо концепции смежных прав, так как эти права регулировались авторским правом в широком смысле.

пересмотреть свое законодательство об авторском праве в целях защиты неимущественных прав создателей; постепенно начали признаваться, хотя и на основании многочисленных норм общего права, личные неимущественные права авторов в качестве предмета правовой охраны, предоставляемой в соответствии с Бернской конвенцией. В свою очередь, континентальные государства стали обеспечивать охрану юридическим лицам, осуществляющим финансирование творческой деятельности, признавая необходимость такой охраны, например, для эффективной эксплуатации кинопродукции.

В дальнейшем бурное развитие промышленного производства и сельского хозяйства, а также рост международной торговли и обмена между странами последними достижениями науки и техники потребовали более высокой степени правового регулирования международных отношений в сфере интеллектуальной собственности.

«Конвенция по охране промышленной собственности», которая стала основным документом в области охраны прав на интеллектуальную собственность. Следующим документом в системе защиты интеллектуальной собственности была «Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений» от 9 сентября1886 года. Далее, важнейшим соглашением в области охраны интеллектуальной собственности, заключенным также в прошлом веке в Мадриде 14 апреля 1891 года «Соглашение о международной регистрации знаков»

Однако, все эти документы, охраняя важнейшие объекты интеллектуальной собственности, не содержали в себе самого понятия «Интеллектуальная собственность». Впервые оно было введено в международные правовые договоры «Конвенцией, учреждающей всемирную организацию интеллектуальной собственности», подписанную в Стокгольме 14 июля 1967 года и измененную 2 октября 1979 года.

В дореволюционном российском законодательстве термин «интеллектуальная собственность» не использовался. За автором, обладателем привилегии(патента) или лицом, осуществившим регистрацию, с целью закрепления за ними монополии на использование ряда результатов интеллектуальной творческой деятельности или средств индивидуализации признавались имущественные правомочия, составляющие содержание исключительных прав. Исключительные права составляли самостоятельную подотрасль гражданского права.

3 стр., 1070 слов

Аренда как способ управления государственной и муниципальной собственностью

... муниципального имущества» - мнение Минобрнауки России о введении дополнительных условий приватизации научных организаций, направленных на сохранение их профиля. Заключение Несмотря на сокращение объема государственной собственности, государственный и муниципальный ... Проблемы аренды государственного и (или) мунициального имущества и ... и муниципального имущества. Скорее всего, работа по отмене ...

В условиях социалистического способа производства исключительные права утратили функции институтов рыночной экономики, поэтому и сам термин «исключительные права» в советском законодательстве не использовался.

Термин «интеллектуальная собственность» впервые в СССР появился в Законе от 6 марта 1990г. «О собственности в СССР», а затем в Законе Российской Федерации от 24 декабря 1990г. «О собственности в РСФСР» и в Законе Республики Беларусь от 11 декабря 1990г. «О собственности в БССР». Гражданский кодекс 1964 года содержал разделы «Авторское право», «Право на открытие», «Право на изобретение, рационализаторское предложение и промышленный образец». Однако в них не использовались термины «интеллектуальная собственность» и «промышленная собственность». Более того, разделы Гражданского кодекса «Право на открытие» и «Право на изобретение, рационализаторское предложение и промышленный образец» утратили силу в связи с принятием в 1993 году Законов Республики Беларусь «О патентах на изобретения», «О патентах на промышленный образец», «О товарных знаках и знаках обслуживания», а также многие положения раздела «Авторское право» в связи с принятием в 1995 году Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах». Эти законы коренным образом изменили подход к интеллектуальной собственности в стране, максимально приблизив законодательство в этой области к общепринятым международным стандартам.

Объекты авторского права и смежных прав

это юридический термин, обозначающий права, предоставляемые авторам литературных и художественных произведений. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

1) письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т. д.);

3) звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т. д.);

5) объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т. д.) и т. д.

В соответствии с законодательством об авторских правах Республики Беларусь к объектом авторского права следует относить:

5) произведения скульптуры, живописи, графики, литографии и другие произведения изобразительного искусства;

7) произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

8) фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

9) карты, планы, эскизы, иллюстрации и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам;

10) компьютерные программы;

11) иные произведения.

Охрана компьютерных программ распространяется на все виды компьютерных программ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код.

14 стр., 6522 слов

Понятие, функции, источники авторского права

... быть как юридическое, так и физическое лицо. При издании произведения определить правообладателя на произведение можно с помощью надписи, сделанной рядом со знаком охраны авторского права на титульном ... положений авторского права как совокупности правовых норм важно не только для непосредственных творцов произведений литературы, науки и искусства, но и для значительной части лиц, занимающихся ...

1) производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);

— Авторское право и смежные права являются необходимыми условиями развития творчества, предоставляя авторам стимул в форме признания и справедливого материального вознаграждения. Эта система охраны прав обеспечивает авторам гарантию распространения их произведений без боязни несанкционированного изготовления копий или пиратства. а это, в свою очередь, обеспечивает более свободный доступ населения стран мира к культурным ценностям, к знаниям и развлечениям, а также гарантирует их более высокое качество.

Смежные права отличаются от авторского права тем, что они принадлежат владельцам, которые считаются посредниками при изготовлении, записи или распространении произведений. Связь с авторским правом вызвана тем фактом, что три категории обладателей смежных прав являются вспомогательными звеньями в процессе интеллектуального творчества, поскольку они оказывают содействие авторам при сообщении произведений последних для всеобщего сведения. Музыкант исполняет музыкальное произведение, написанное композитором; актер играет роль в пьесе, написанной драматургом; производители фонограмм или чаще называемые как «записывающая индустрия» записывают и выпускают песни и музыку, написанные авторами и композиторами, исполняемые музыкантами или певцами; организации эфирного вещания передают произведения и фонограммы на своих радио или телестанциях.[23, эл. ресурс]

В соответствii со ст. 994 ГК смежные права распространяются на исполнения, постановки, фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания. Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей.

Авторское право и смежные права являются необходимыми условиями развития творчества, предоставляя авторам стимул в форме признания и справедливого материального вознаграждения. Эта система охраны прав обеспечивает авторам гарантию распространения их произведений без боязни несанкционированного изготовления копий или пиратства, а это, в свою очередь, обеспечивает более свободный доступ населения стран мира к культурным ценностям, к знаниям и развлечениям, а также гарантирует их более высокое качество.

понятия «произведение» не сможет исчерпывающим образом определить данный объект правовой охраны. Попытки дать определение понятию «произведение» неоднократно предпринимались в теории авторского права. Наиболее удачным и, поэтому, наиболее распространённым, является определение, сформулированное В. И. Серебровским: « произведение – это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора своё выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения

Для того, чтобы охраняться авторским правом, . Произведение — это объект идеальный; оно изначально возникает в сознании автора как комплекс идей, мыслей и образов, в виде творческого замысла. До того момента, как произведение не станет существовать вне сознания автора, не станет самостоятельным явлением объективной реальности, нет необходимости законодательно устанавливать правовую связь между автором и его произведением. Если произведение не может быть использовано другими лицами, нет предмета правового регулирования для норм авторского права. Иными словами, произведение должно существовать в форме, которая отделена от личности автора и приобрела самостоятельное бытие.

2 стр., 958 слов

Понятие произведения как объекта авторского права. Виды произведений

... объекта (п. 7 ст. 1259 ГК РФ). Серебровский В. И. Вопросы советского авторского права. М., 1956. С. 32. Шершеневич Г. Ф. Авторское право на литературные произведения. ... творческие художественные образы. Как объекты авторских прав охраняются произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства. Градостроительная деятельность определяется законодателем как деятельность по развитию ...

Произведение может быть представлено в следующих формах:

  • письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т. д.);
  • звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.

д.);

  • изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т. д.);
  • объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т.

д.);

  • в других формах.

являющиеся результатом творческой деятельности

Авторское право не регулирует сам процесс создания произведения. Поэтому для решения вопроса об охраноспособности произведения решающее значение имеет не характер деятельности по созданию произведения, а соответствующий признак созданного в результате этой деятельности произведения. Признаком того, что произведение является результатом творческой деятельности, большинство исследователей называют его новизну; некоторые учёные используют термин «оригинальность». Новизна (оригинальность) произведения выражается в новом содержании, новой форме произведения. При этом новизна идеи, положенной в основу произведения, не влияет на новизну самого произведения с точки зрения авторского права. Одна и та же идея, один и тот же сюжет могут быть использованы разными авторами, однако каждое из произведений, содержавшее в себе одну и ту же идею (сюжетную основу), отражает личность автора и воспринимается обществом как новое, самостоятельное произведение. Можно сказать о том, что всякое творческое произведение характеризуется оригинальностью, новизной, неповторимостью и уникальностью .

не зависит от его назначения и достоинства

Примерный перечень объектов авторского права

  • литературные произведения (книги, брошюры, статьи и др.);
  • драматические и музыкально-драматические произведения, произведения хореографии и пантомимы и другие сценарные произведения;
  • музыкальные произведения с текстом и без текста;
  • аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
  • произведения скульптуры, живописи, графики, литографии и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения прикладного искусства;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • карты, планы, эскизы, иллюстрации и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам;
  • компьютерные программы;
  • иные произведения.

литературных произведений

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/smejnyie-prava-intellektualnoy-sobstvennosti/

13 стр., 6368 слов

Субъекты и объекты авторского права

... произведений литературного, научного и художественного творчества обладают единым авторским правом, сложным по своему составу и состоящим из отдельных авторских правомочий. Никитина М.И. Авторское право на произведения науки, литературы и ... норм о личных и имущественных правах на все те результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним объекты, которые признаются и охраняются законом. С ...

Драматические произведения

музыкальных произведений

аудиовизуальные произведения

изобразительного искусства

произведения прикладного искусства

Архитектурные произведения

фотографические и аналогичные им произведения

компьютерные программы

составные

К относятся переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства. Все они признаются объектами авторского права, поскольку деятельность по их созданию носит творческий характер. Авторское право переводчиков и авторов иных производных произведений имеет зависимый характер: автор производного произведения может осуществлять свое авторское право только в том случае, если использование его произведения не влечет нарушения прав автора произведения, положенного в основу производного произведения. Авторское право переводчика и авторов других производных произведений не препятствует иным лицам осуществлять свои переводы и переработки тех же произведений.

К относятся сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и иные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. Творческая деятельность составителя выражается в том, что он по своему усмотрению отбирает материал и (или) располагает его по своей оригинальной системе. Результатом творческой работы составителя является сама разработанная им система расположения материалов, поскольку авторское право составителя не распространяется на произведения, включённые в составное произведение, а авторское право составителя на составное произведение в целом не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор и расположение тех же материалов для создания своих составных произведений. Поэтому, предметом охраны применительно к составным произведениям является оригинальный подбор и (или) оригинальное расположение подобранных материалов. Если в составное произведение включены охраняемые авторским правом произведения, составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включённых в составное произведение.

объектом авторского права

в силу факта их создания.

Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача права собственности или права владения каким-либо материальным объектом сама по себе не влечет передачи авторского права на произведение, выраженное в этом объекте.

Понятия «произведение» и «объект авторского права» не тождественны. Первое понятие шире, поскольку законодательство называет несколько категорий произведений, которые, обладая всеми признаками охраняемых авторским правом, в силу разного рода причин выведены из сферы его действия. К произведениям, которые не охраняются авторским правом, относятся:

  • официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
  • произведения народного творчества, авторы которых не известны.

Авторское право также не распространяется на идеи, процессы, системы, методы функционирования, концепции, принципы, открытия или просто информацию как таковые, даже если они выражены, отображены, объяснены или воплощены в произведении.

9 стр., 4403 слов

Авторское право на аудиовизуальные произведения

... Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные, существующие в какой-либо объективной форме, однако авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Авторское право на произведение ... устройств; аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, ...

Авторское право по общему правилу возникает у автора. Автором произведения признается физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.

Если произведение создано несколькими лицами, такие лица признаются соавторами. Соавторство – это правовые отношения, возникающие в силу факта совместного создания произведения несколькими лицами .

характер.

результатом их совместных усилий. Поэтому для возникновения соавторства имеет значение совместный труд, понимаемый как деятельность нескольких лиц, направленная на достижение согласованного результата, каковым является создание произведения. При этом совместная деятельность не означает её единство во времени и пространстве, а лишь то, что авторы трудятся над произведением сообща, и каждый из них вносит свой вклад в его создание.

Соавторами могут признаваться только те, кто внес творческий вклад в создание произведения. Лицо, которое не внесло творческий вклад в создание произведения, а оказывало только техническую помощь (набор рукописи, составление библиографии, прорисовка эскизов и т. п.) не может признаваться соавтором. Принципиально важным представляется то, что основанием возникновения соавторства являются фактические, а не договорные отношения лиц, и любое соглашение, в том числе оформленное в письменной форме, не имеет юридического значения, если соавторами в действительности не была проделана совместная творческая работа.

раздельное

Принцип совместного распоряжения произведением не препятствует авторам заключить между собой соглашение, определяющее порядок осуществления прав в отношении коллективного произведения. По своей правовой природе соглашение соавторов является одной из разновидностей договоров о порядке пользования правом, аналогичной договору собственников о порядке использования имущества.

Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» определяет служебное произведение как .

Закон не содержит четкого определения сферы, в которой применяются нормы о служебных произведениях. Тем не менее, можно говорить о том, что понятие «служебное» может использоваться только применительно к произведениям, созданным в рамках трудовых отношений. Законодатель использует термин «наниматель», определение которому дается в Трудовом кодексе Республики Беларусь. Согласно ст. 1 ТК наниматель — это юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником. Кроме того, законодатель использует понятия «служебные обязанности» и «служебное задание», которые применяются именно в трудовых отношениях.

Первым возможным основанием признания объекта авторского права служебным является то, что его создание входит в служебные обязанности работника. Действующее законодательство не дает непосредственного определения того, что такое «служебные обязанности». Трудовой кодекс использует понятие «служебное положение работника» при определении термина «должность». При этом служебное положение работника определяется кругом его обязанностей, должностными правами и характером ответственности. Исходя из этого, можно поставить знак равенства между понятиями «служебные обязанности» и «должностные обязанности». В свою очередь, должностные обязанности предполагают наличие трудовых отношений, которые должны быть оформлены трудовым договором; именно в трудовом договоре или в должностной инструкции и должны быть закреплены служебные обязанности работника. Таким образом, статус служебного произведение может получить в том случае, если его создание входит в трудовые обязанности автора.

10 стр., 4801 слов

Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Республике Молдова

... основ правового статуса человека и гражданина РМ общепризнанным принципам и нормам международного права. Конституции РМ Принцип равенства прав, свобод и обязанностей граждан. Ст. 16 Конституции закрепила ... и соблюдать на практике права человека выражено в принятии Конституции Республики Молдова (раздел 2 «Основные права, свободы и обязанности»). В историческом развитии прав и свобод исследователи ...

особый правовой статус

Как следует из нормы ст. 14 Закона, презумпция принадлежности имущественных прав на служебное произведение нанимателю может быть опровергнута условиями заключенного между ним и автором договора. Наниматель и автор в трудовом договоре (контракте) могут установить, что имущественные права на служебное произведение в полном объеме возникают у автора; в этом случае его правовой режим не будет отличаться от правового режима произведения, созданного вне рамок трудовых отношений, и нанимателю, заинтересованному в его использовании, необходимо будет заключить с работником авторский договор. Имущественные права в соответствии с соглашением будут разделены между работником и нанимателем (по способам использования произведения или территории, на которой будет осуществляться право).

Закон ограничивает автора служебного произведения в возможности воспользоваться принадлежащими ему личными неимущественными правами. В том случае, если обладателем имущественных прав на служебное произведение является наниматель, автор не вправе препятствовать обнародованию такого произведения. Кроме того, автор служебного произведения не может также осуществить право на отзыв.

Признание имущественных авторских прав на служебное произведение за нанимателем лишает автора такого произведения права на получение вознаграждения как самим нанимателем, так и третьими лицами.

2. 1 Личные неимущественные авторские права

Составляющие авторское право личные неимущественные права характеризуются тесной связью с личностью автора. Это предопределяет их особенности, выражающиеся в непередаваемости и неотчуждаемости. Непередаваемость личных неимущественных прав означает невозможность их передачи на ограниченный период времени, неотчуждаемость – невозможность полной и безвозвратной передачи другому лицу. Законодатель особо оговаривает, что личные неимущественные права сохраняются за автором даже в случае уступки исключительных имущественных прав. Еще одной особенностью личных прав автора является их неимущественный (нетоварный) характер, выражающийся в отсутствии у этих прав какого-либо экономического содержания – реализация личных неимущественных прав не связана с приобретением материальных благ.

  • право авторства;
  • право на имя;
  • право на защиту репутации;
  • право на обнародование;