Современный учитель обладает навыками применения компьютерных телекоммуникаций. «Неграмотный» в компьютерном отношении учитель является балластом, и не только в плане собственных возможностей, но и с точки зрения статуса учителей в целом. Время требует, чтобы учитель был динамичным человеком, носителем перемен. Именно ему придется научить детей жить в мире, где каждый день происходят перемены. Общая задача педагогов будет заключаться в том, чтобы дать учащимся возможность приобщиться не только к известной информационной технологии, но и к той технологии, которая придет на смену нынешней. Новые информационные технологии настоятельно требуют укрепления и усиления роли учителей. Учителям нужно давать любые возможности для того, чтобы они смогли войти в новый век с достоинством и чтобы их статус, был более высоким.
В современной школе понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми, энергичными. «Личность воспитывает личность» — это азбука воспитательного процесса. Поэтому личность учителя имеет исключительную роль в обучении и воспитании ребенка. Личностные качества педагога предоставляют процессу обучения ценностно-значащую направленность и своеобразность влияния через индивидуальную культуру общения, поведение: быть выдержанным и спокойным, отличаться четкостью дикций, выразительностью изложения мысли, ровностью в динамике чувств. Интеллектуальное развитие должно дополнять моральное и ценностное воспитание. Именно в условиях исследовательской деятельности становятся реальными качественные изменения в педагогическом мышлении учителей, происходит интенсивное развитие их творческих способностей и в результате — эффективное формирование педагога-исследователя.
Учитель должен выявить творческие способности учащихся интуитивно или через диагностическую работу, правильно оценить возможности ребенка и помочь ему в решении его проблем, ориентировать в отношении будущей профессии.
Для этого можно применять практические работы, творческие проекты, олимпиады, эксперименты, творческие поиски зажигают в глазах учеников огоньки заинтересованности, которые не угасают на протяжении продолжительного времени. Желание узнать о чем-то новом с каждым днем возрастает. Работа в группах, парах не дает возможности растеряться более слабым ученикам, каждый начинает верить в свои собственные силы.
Педагогическая экспертиза как фактор совершенствования профессиональной ...
... технологии проведения педагогической экспертизы в системе повышения квалификации, ее влияния на изменение уровня профессиональной компетентности учителя. Реализация гуманистического подхода в повышении квалификации педагогов предполагает анализ уровней самоактуализации личности учителя его персонализации в ...
По словам Я. Коменского, «учитель — помощник природы, а не ее властитель, ее строитель, а не реформатор», поэтому он сам выбирает формы, методы и приемы, которые оказывают содействие развитию естественных наклонов учеников.
Главная задача педагога — не просто донести, объяснить и показать ученикам, а организовать общий поиск решения задачи, которая возникла перед ними. Учитель выступает как режиссер мини-спектакля, который рождается непосредственно в классе. Новые условия обучения требуют от учителя умения выслушать всех желающих по каждому вопросу, не отбрасывая ни одного ответа, стать на позицию каждого, кто отвечает, чтобы понять логику его мысли и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации. Обучение логике, дискуссии, диалогу, решению проблемы не предусматривает быстрого получения правильного ответа. Поэтому возможны ситуации, когда на одном уроке не удается открыть истину. Кропотливая работа учителя дает возможность, выполнять интересные для детей задачи, подойти к проблеме с разных сторон, побуждать учеников мыслить, находить способы решения проблем, учить размышлять, доказывать, обосновывать свою мысль. Школьники с первых шагов в овладении знаний должны искать способ действий, учиться пользоваться им, пока не явится перед ним новая проблема… Цель всего этого — свести к минимуму пассивное пребывание детей на уроке. Учитель для них — партнер, лишь более опытный.
Задача педагогов — научить детей самостоятельно размышлять, уметь спорить, отстаивать свои мысли, задавать вопрос, быть инициативным в обретении новых знаний.
Ведь, как говорил Л. Толстой «Знание — только тогда знание, когда они добыты напряжениям своей мысли, а не памятью». Именно при таких условиях можно воспитать творческого ученика, способного не утратить любознательность, энергичность, готовность рисковать и открытость новому. Для выполнения этих задач современный педагог должен быть креативным.
Креативность — это возможность творить, создавать что-то новое, нестандартно решать проблемы. Это проявляется в разных сферах жизни, не только в науке и искусстве, но в общении, обучении, планировании времени, быту. Поэтому мы можем развивать креативность в одной сфере, а проявляться она будет и в других областях. Креативность дает смысл, делает жизнь богаче, интенсивнее и счастливее…
Педагоги, с энтузиазмом относящиеся к развитию собственной креативности, постоянно творчески растут. Они чаще достигают успешных результатов. Учителя, умеющие улавливать, что думают и чувствуют окружающие, обладают особым даром групповой креативности. Они способны воспринимать идеи учеников, добавляя что-то свое. Чтобы повысить свою способность к эмпатии, развивают в себе умение слушать, сопереживать. Именно таким должен быть современный учитель.
В настоящее время ученые , педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, давая этому понятию иные названия, например , «компетенции», «профессиональные качества» учителя. Этот вопрос остается актуальным,так как, естественно, с течением времени изменяется государство и общество, а значит,меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю. Остается открытым вопрос, какие качества учителя (или «компетенции») должны быть т.е. не зависящими от времени, а какие качества должны быть «подвижны», т.е. необходимыми учителю- педагогу в связи с требованием «нового» времени. Так, например, всего 10-15 лет назад владение компютерными технологиями не входило в число «компетенций» учителя, а сейчас это качество необходимо современному учителю.
Интеллект и креативность
... уровне психического развития интеллект и креативность составляли пока неразрывное целое. Наверное, что похожее наблюдается и у маленьких детей. У дошкольников способности еще не дифференцируются на интеллектуальные и творческие. Мы говорим просто ...
Эти вопросы актуальны и для педагогического образования:
«Какого учителя должен готовить педагогический ВУЗ?»,
и для директоров школ :
- «Какой учитель должен работать в современной школе?»; «Какой учитель необходим современному ученику?»
и для родителей, которые сейчас имеют неограниченные возможности выбирать учебное заведение для своего ребенка, а главное ,этот вопрос важен для учеников: «У какого учителя они с удовольствием будут учиться?»
Сколько говорится о мотивации ученика! А ведь нередки случаи, когда немотивированным оказывается учитель. Покажет ли такой человек с дипломом педагога высокий класс преподавания, который от него ждет взявший на работу директор?..
Внутришкольная модель развития учительского потенциала способствует созданию целостной системы взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального роста каждого учителя.
Основываясь на андрагогическом подходе в области методической работы, предлагаемая модель позволяет:
- расширить «пространство возможных действий» педагогов в области совершенствования собственных умений по использованию педагогических технологий, форм и методов обучения;
- построить каждому учителю собственную траекторию совершенствования профессионального мастерства, творческого саморазвития;
- объединить усилия педагогов и администрации для решения задач развития образовательного процесса, поставленных перед современной школой.
Важную роль в развитии профессиональной компетентности и инновационного потенциала учителя играет управленческое кредо администрации школы, лицея, ВУЗа:
- воодушевлять учителей личным примером;
- своевременно благодарить и материально стимулировать за выполненную работу, укреплять веру педагога в себя и свои силы;
- поддерживать все позитивные инновационные начинания, оказывать практическую помощь в них;
- поддерживать в коллективе свою административную мотивацию на достижение успеха, на наиболее эффективное выполнение задач образовательного учреждения;
- быть ориентированным на поиск новых возможностей для коллектива, подчиненных, себя;
- уметь быстро откликаться на перспективные инновации;
- не поддаваться пессимизму, излучать оптимизм, всегда видеть своё образовательного учреждения таким, каким он мог бы стать.
Ключевое понятие «Нашей новой школы» – фигура учителя. Без него невозможна реализация никаких реформ. Именно от учителя зависит, какой будет Россия.
Быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем. Если мы видим ученика только из-за стола в классе, если он идет к учителю только по его вызову, то никакие знания такому учителю не помогут. Надо встречаться с ним как с другом, пережить вмести с ним радость победы и горечь поражений. Если ум воспитывается умом, то СОВЕСТЬ СОВЕСТЬЮ. Ведь советь главный стержень человека. Раньше говорили: « Если совесть не поправит, то прокурор поправит». В ходе модернизации образования в школах стал расшатываться этот главный стержень человека, причем, все это под благими намерениями. А как известно. Благими намерениями устлана дорога в ад. Поэтому хотелось бы, чтобы в национальной инициативе «Наша новая школа» уделялось достаточно внимания не только воспитанию ума, но и воспитанию совестливости, преданности Родине — действенному служению Родине.
Психология как наука. Роль психологических знаний в деятельности ...
... знаний становится просто необходимостью для работников любого юридического труда, в том числе сотрудников органов внутренних дел. Глубокое исследование указанных аспектов требует психологического анализа личности и юридической деятельности, ... уровня преступлений совершенных в соучастии, из этого можно сделать вывод о том, что усилия правоохранительных органов должны быть направлены на борьбу с ...
Ум, советь, преданность Родине — главные учительские потенциалы, и они помогут сформировать основные позитивные результаты в системе образования района.
- Роль учителя
Вопрос о роли личности учителя в педагогическом процессе является сегодня одним из самых актуальных. Обозначившееся еще со времен Сократа в сфере философской мысли внимание к человеку, его личностному бытию никогда не ослабевало, а, напротив, нарастало.
Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.
Исследуя роль личности учителя в образовании, мы условно вычленяем две основные составляющие, или функции, образования:
- Первая функция представляет собой процесс передачи знаний — обучение;
- Вторая функция – процесс воспитания.
С одной стороны, эти функции можно рассматривать как относительно независимые. С другой же стороны, совершенно очевидно, что обе эти функции взаимосвязаны в едином образовательном процессе и взаимодополняют друг друга, поскольку единство обучения и воспитания семантически и этимологически заложено в самом термине «образование».
Роль учителя в развитии общества всегда была чрезвычайно важной: ведь учителя были носителями знаний, которые передавали следующим поколениям.
Задача учителя в обществе не изменилась и сейчас. Он так же, как и тысячелетие назад, должен донести своим ученикам полный круг знаний и умений, воспитать их сознательными, благополучными членами общества.
Наши первые учителя — это наши родители. Они дают нам первый, важнейший жизненный урок – урок добра, порядочности, честности, мужества, любви к своей земле, своей Родине.
Главное, что я получила от них – это желание учиться дальше, так как сами знания (в широком значении этого слова), по их словам, будут моей опорой в жизни, основой моего профессионального успеха, личного счастья. И я им очень признательна за это.
Жизнь учителя — это постоянная работа; самосовершенствование, самоподготовка, работа с учениками, их родителями. Один из стихов, посвященный молодой сельской учительнице, так и называется «Труженица». Поэт создал выразительный образ народной интеллигентки, которая самоотверженно работала для народа. Учительница «рук и на время не опускала».
Человечность, порядочность, отношение к родителям, Родине являются неотъемлемой частицей нашего бытия, они будто объединяют между собой поколение, так как передают свой опыт и знания младшим. Поэтому надо любить учителей, помнить их, помогать им, облегчать их работу, чтобы как можно больше получать от них «умного, доброго, вечного».
Право в системе регулирования общественных отношений
... в процессе их экономической, политической, культурной и тому подобной деятельности и реализации ими своих социальных статусов и социальных ролей. Право является одним из регуляторов общественных отношений. ... членов общества и государства, которые представляют собой систему нормативного регулирования общественных отношений. Эти социальные нормы объединены единой нормативной природой и имеют ...
Каждый педагог не только преподаватель, но и воспитатель. Благодаря духовной общности учителя и коллектива подростков процесс обучения не сводится к передаче знаний, а выливается в многогранные отношения.
Среди профессионально важных качеств педагогов выделяются следующие: эрудиция, педагогическое мышление, интуиция, умение импровизировать, наблюдательность, оптимизм, находчивость, педагогическое предвидение, рефлексия.
- Социальный статус педагога (учителя)
Статус (от лат. status — положение, состояние) — положение гражданина.
Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.
Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа:
- Те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий;
- Те, которые личность достигает своими собственными усилиями.