Распад СССР, дезинтеграционные процессы, наблюдавшиеся в России до недавнего времени, многочисленные межнациональные конфликты, усиленные кри-зисными процессами в экономике, экологическими катаклизмами, снижением жиз-ненного уровня населения, вызвали появление в стране значительных потоков беженцев и вынужденных переселенцев. По официальным данным Федеральной миграционной службы РФ, по состоянию на 1 июня 2009 г. в ее территориальные органы начиная с 2004 года, обратились с ходайством о признании беженцем 9180 человек , а численность вынужденных переселенцев составила 351 100 человек.
Вместе с тем правовой проблематике статуса беженцев и вынужденных переселенцев уделено недостаточно внимания, отсутствует достаточное количество исследований по данному направлению, а правовые нормы, определяющие их положение, а также регулирующие деятельность органов по его обеспечению в Российской Федерации, не в полной мере отвечают современным требованиям. Дейст-вующее законодательство, оказавшись перед необходимостью решать многие из ранее не возникавших вопросов, пока еще не может реагировать на появившиеся проблемы адекватным образом. Так, законы Российской Федерации «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» не позволяют эффективно разрешать некоторые ситуации, связанные с вынужденной миграцией. Многие положения этих законов не являются правовыми нормами прямого действия и нуждаются в конкретизации соответствующими подзаконными нормативными актами. Однако в современных условиях необходимо по-новому решать вопросы, связанные с реализацией граж-данских (личных), социально-экономических и иных прав беженцев и вынужден-ных переселенцев, совершенствовать деятельность государственных органов по обеспечению их правового статуса на территории России. В связи с этим, полагаем, что проблемы правового положения беженцев и вынужденных переселенцев, должны стать одним из приоритетных направлений исследований в отечественной юридической науке.
Таким образом, недостаточная теоретическая исследованность данной проблематики, некоторая противоречивость законодательства и потребности право-применительной практики обусловили выбор темы исследования, определили его актуальность, объект, предмет, цели и задачи.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере формирования правового статуса беженцев и вынужденных пересе-ленцев и деятельности органов исполнительной власти по его обеспечению в Российской Федерации. Предметом исследования служат правовые акты Российской Федерации и нормы международного права, регламентирующие правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев.
Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев
... эти обстоятельства застали уже на территории России (так называемые беженцы на месте). Кто такой вынужденный переселенец? Вынужденный переселенец — гражданин российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов ...
Целью исследования являются комплексное изучение правового статуса бе-женцев и вынужденных переселенцев в России, рассмотрение практических проблем, связанных с деятельностью органов по его обеспечению, а также разработка рекомендаций по совершенствованию миграционного законодательства.
Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:
- раскрыть юридическую природу правового статуса беженцев и вынужден-ных переселенцев, его содержание, особенности;
- проанализировать правовые основы формирования -правового статуса бе-женцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации;
- проанализировать права и обязанности беженцев и вынужденных пересе-ленцев
- исследовать проблемы, связанные с реализацией правового статуса бежен-цев и вынужденных переселенцев
- определить основные направления совершенствования законодательства, регулирующего правовой статус беженцев и вынужденных пересе-ленцев в Российской Федерации.
1,200 руб.
В настоящей работе был рассмотрен комплекс вопросов, позволивший дать характеристику правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Рос-сии. Обобщая результаты, полученные в ходе исследования, сформулируем ос-новные выводы и предложения.
Беженцы и вынужденные переселенцы — это люди, вынужденные в силу ка-ких-либо обстоятельств политического, военного, религиозного характера покидать место постоянного жительства и искать приют на территории другого государства либо на территории своего государства, но в иной его части.
Правовое положение беженцев и перемещенных лиц в мире регулируется ря-дом международно-правовых актов, как общих, так и специальных. К этим актам присоединилась и Российская Федерация — 19 февраля 1993 г. были приняты Зако-ны Российской Федерации «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». Эти Законы определяют понятия беженца и вынужденного переселенца, устанавливают порядок обращения с ходатайством о признании за ними такого статуса, права и обязанности обратившихся с ходатайством лиц, порядок признания лица беженцем или вынужденным переселенцем, его права и обязанности в данном качестве и ре-шают другие сопутствующие вопросы.
Понятие «беженец» применяется к лицу, которое: 1) не является граждани-ном Российской Федерации; 2) находится вне страны своей гражданской принад-лежности (а в случае отсутствия определенного гражданства — вне страны своего прежнего обычного места жительства); 3) покинуло указанную страну в силу впол-не обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, веро-исповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной соци-альной группе или политических убеждений; 4) не может (не желает) пользоваться ее защитой (вернуться в нее) вследствие таких опасений.
В международном праве «вынужденный переселенец» не применяется — это исключительно российское определение. Как правило, за рубежом используется понятие «перемещенные лица». В отличие от беженца, вынужденный переселенец, — как правило, гражданин РФ, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъ-екта РФ и прибывший на территорию другого субъекта. Вынужденным переселен-цем признается также иностранный гражданин (или лицо без гражданства), посто-янно проживающий на законных основаниях на территории РФ и изменивший ме-сто жительства в ее пределах по указанным выше основаниям. Закон определил и некоторые иные основания признания лица вынужденным переселенцем.
Особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев ...
... цель курсовой работы: всестороннее исследование правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации и выработка рекомендаций по совершенствованию данного института. Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи: раскрыть понятие «беженец», содержащее как в международных нормах, так в нормах российского ...
Установленные рассматриваемыми Законами порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их права и обязанности в основном анало-гичны. Для получения любого из этих статусов необходимо ходатайство лица в со-ответствующий орган. Ходатайство подается и рассматривается в установленные законами сроки. После проверки соответствующих сведений надлежащий орган миграционной службы выдает свидетельство о принятии (регистрации) ходатайст-ва, что влечет распространение на лицо комплекса необходимых прав и направле-ние его в центр временного размещения. После такого предварительного рассмот-рения ходатайства названный орган принимает решение по существу о предостав-лении лицу статуса беженца или вынужденного переселенца, о чем выдается соот-ветствующее удостоверение установленного образца. Оно действительно на всей территории России в течение пяти лет для вынужденного переселенца и трех лет для беженца. В необходимых случаях статус беженца или вынужденного пересе-ленца может продлеваться на каждый последующий год по заявлению лица.
Лица, признанные беженцами или вынужденными переселенцами, пользуют-ся всеми правами и несут все обязанности гражданина РФ, если иное не предусмот-рено законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны оказывать беженцам и вынужденным переселенцам всестороннюю помощь и со-действие в решении их жизненных проблем, связанных с устройством на новом месте жительства.
В целом содержание изученных законов соответствует международным принципам и нормам, закрепленным в ряде международных правовых актов и норм. Вместе с тем ряд положений законов нуждаются в совершенствовании пра-вового статуса мигрантов, о чем было изложено в ходе настоящего исследования.
1,200 руб.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/status-bejentsev-po-rossiyskomu-zakonodatelstvu/
Нормативно-правовые акты
1. Конвенция ООН о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.)// Бюлле-тень международных договоров от 1 ноября 1993 г. N 9.
2. Протокол, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 г. // Гражда-нин и право.- 2002.- № 6.
3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993. // Российская га-зета. – 1993. — № 237 – 25 дек.
4. Федеральный закон от 25 июля 1998 «О государственной дактилоскопиче-ской регистрации в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -1998. -N 31. Ст. 3806.
Правовое положение иностранных граждан и апатридов в Российской Федерации
... и обязанности иностранных граждан и апатридов; ·дать сведения об ответственности иностранных граждан и апатридов; ·классификация иностранных граждан в Российской Федерации; ·для выполнения данных задач ... своем правовом статусе. Задачами курсовой работы являются : ·изучение понятия иностранного гражданина и апатрида; ·дать информацию о законодательстве об иностранных гражданах и апатридах; ·выделить ...
5. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 «О беженцах»// Ведо-мости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. — 1993. -№ 12. — Ст. 425.
6. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. от 19.02.1993 N 4530-1 «О вы-нужденных переселенцах» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Вер-ховного Совета РФ. — 1993. -№ 12. — Ст. 427.
7. Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 «О гражданстве» // Российская газета от 06.02.1992. — N 30.
8. Постановление Правительства РФ от 23 мая 1998 г. N 485 «О Порядке оказания содействия лицу, получившему свидетельство о рассмотрении хода-тайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по суще-ству, и беженцу в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания» // Собрание законодательства РФ. — 1998.- N 22.- Ст. 2458.
9. Постановление Правительства РФ от 23 мая 1998 г. N 484 «О размере единовременного денежного пособия и порядке его выплаты лицу, получивше-му свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на терри-тории Российской Федерации по существу» // Собрание законодательства РФ. -2001.- N 1 (ч. II).
Ст. 130.
10. Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 679 «Об утвер-ждении Общего положения о месте временного содержания лиц, ходатайствую-щих о признании беженцами» //Собрание законодательства РФ. -1998. -N 27.- Ст. 3196.
11. Постановление Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. N 1227 «Об удо-стоверении беженца»// Собрании законодательства РФ. — 1995.- N 51.- ст. 5070.
Материалы судебной практики
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2002 г. N 15-П по делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 3 и аб-заца первого пункта 6 статьи 9 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» в связи с жалобой гражданина М.А. Мкртычана» // Собрание за-конодательства РФ. -2002. -N 48.- Ст. 4829.
13. Обобщение судебной практики рассмотрения дел, связанных с приме-нением законодательства о беженцах и вынужденных переселенцах (подготов-лено СК по гражданским делам Верховного Суда РФ, 2000 г.)// Бюллетень Вер-ховного Суда РФ. – 2000.- N 5.
Научная и учебная литература
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/status-bejentsev-po-rossiyskomu-zakonodatelstvu/
14. Андриченко Л.В., Белоусова Е.В. Комментарий законодательства о вы-нужденных переселенцах и о беженцах (постатейный).
– М.: Издательство «Юридическая литература», 1998 (
15. Анисимова Н.Н. Правовой статус беженцев: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002.
16. Бортников Ю. Недостатки двухступенчатой процедуры определения статуса беженца // Вестник УВКБ ООН в России. -2004.- N 2.
17. Гудвин-Гилл Г. С. Статус беженца в международном праве. М.: Юристъ, 1997.
18. Искандеров Р.Р. Правовой статус беженцев в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2006.
19. Конституционное право России: Учебник (издание четвертое, перера-ботанное и дополненное) (Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин) – М.: Юристъ, 2006.
20. Кочуков Т.В. Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2004.
Система Российского законодательства
... или иного события. К числу нормативных правовых актов в Российской Федерации относятся законы, указы Президента, постановления Правительства, иные нормативные документы государственных органов. договор нормативного содержания ... юридическую силу. Однако по сути отраслевой кодекс возглавляет соответствующую отрасль законодательства и занимает центральное место в системе законов, регулирующих данную ...
21. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник для вузов- М.: Инфра-Норма, 2004.
22. Мезенцева А.Б. Миграционная ситуация в Российской Федерации //Юрист-международник.- 2005.- N 2.
23. Оздоев М.Д. Конституционно-правовой статус вынужденных пересе-ленцев и беженцев в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2003.
24. Похлебаева А. Понятие миграции и ее классификация // Журнал между-народного права и международных отношений. -2005. -№ 3.
25. Сафонов В.Е., Искендеров Р.Р. Некоторые проблемы процедуры уста-новления статуса беженца в Российской Федерации //Миграционное право.- 2006.- N 2.
26. Хабриева Т.Я. Миграционное право как структурное образование рос-сийского права // Журнал российского права. -2007.- № 11
Материалы ИНТЕРНЕТ
27. Информация о предоставление убежища в Российской Федерации //Официальная статистическая информация по беженцам за 2003-2009гг. [Элек-тронный ресурс] / Режим доступа: Официальный сайт ФМС России: http://www.fms.gov.ru/about/ofstat/bezhenci_stat/
28. Плюгина И.В. Теоретические основы правового статуса мигрантов [Электронный ресурс] / Режим доступа:
1,200 руб.