Судебный контроль в сфере исполнительной власти

1. Теоретические основы контроля в сфере исполнительной власти и государственного управления

1.1. Сущность контроля и надзора в органах исполнительной власти

Анализ действующего законодательства, многочисленных статей ученых и практических работников позволяет выделить следующие основные признаки, которыми отличается судебный контроль в сфере исполнительной власти:

1) осуществляется судебным органом, организационно и функционально независящим от поднадзорного объекта;

2) через судебный контроль реализуется функция суда как самостоятельной, взаимосдерживающей ветви власти, являющейся гарантом законности и устранения злоупотреблений властью со стороны исполнительных органов;

3) осуществляется в рамках судебного процесса и строго регламентирован процессуальными нормами права;

4) наличие особого круга субъектов данных правоотношений, обязательными участниками которых являются суд и субъект исполнительной власти;

5) наличие публично-правового спора в качестве основания судебно-контрольной деятельности;

6) перед судебным контролем стоит двусторонняя цель: с одной стороны, это обеспечение охраны прав и законных интересов физических и юридических лиц, т.е. частного интереса, с другой стороны, — недопущение произвола со стороны исполнительной ветви власти, т.е. защита публичного интереса;

7) деятельность суда по контролю за органами исполнительной власти ограничена следующими критериями:

  • основанием его осуществления может послужить только соответствующее заявление заинтересованного лица, т.е. судебный контроль опосредован или пассивен;
  • объектом надзорной деятельности является лишь соблюдение субъектами требований законности, но не целесообразности;
  • наделение суда достаточно узким набором средств и методов контрольной деятельности, которые также ограничены правовыми рамками;
  • отсутствие возможности самостоятельного принудительного исполнения принятых решений.

Приведенные признаки дают нам основание для формирования понятия судебного контроля в сфере исполнительной власти.

Судебный контроль в сфере исполнительной власти, будучи элементом системы сдержек и противовесов, выражается в процессуальной деятельности независимых судов по проверке законности правовых актов субъектов исполнительной власти в результате рассмотрения и разрешения публично-правовых споров в целях защиты прав и свобод физических и юридических лиц и поддержания объективного правопорядка в государстве.

7 стр., 3318 слов

Контроль в сфере нотариальной деятельности

... Если понятие «нотариус» приравнивается к нотариальной деятельности, то в ... из них, придание документам исполнительной силы и выполнение ... тесную связь между нотариусом и судебной властью, определяя их ... налог заранее. Нотариус - это рациональная форма, позволяющая фиксировать ... отношения, возникающие в сфере правосудия по гражданским делам, ... законных интересов обратившихся за помощью лиц, а не ...

Отсутствие в науке административного права единого подхода к определению судебного контроля привело к тому, что зачастую происходит путаница и подмена данного понятия такими категориями как «административная юстиция», «административное судопроизводство», «административная юрисдикция», «судебный надзор». Все четыре правовых феномена, несомненно, являются очень близкими, но, тем не менее, не совпадающими в полной мере. Выработка единого понятийного аппарата способствовала бы совершенствованию действующего законодательства и практике его применения

Введение

Традиционной функцией судов является функция по отправлению правосудия, выражающаяся в разрешении социальных конфликтов, связанных с действительным или мнимым нарушением прав их участников. С развитием теории правового государства и принципа разделения властей, получивших широкое распространение в Европе и Америке в ХVII-ХIХ вв., за судами стали закрепляться полномочия по проверке законности актов органов исполнительной власти, то есть на суды стала возлагаться дополнительная контрольная функция, связанная с участием судов в механизме «сдержек и противовесов», который представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении каждой из ветвей власти.

Реформы, проводимые в России с начала 90-х годов XX в., затронули и систему государственного управления, и судоустройство, и судебную п роцедуру. Проведение административной и судебной реформ неизбежно вызвало переосмысление механизма взаимодействия судов и администрации, осуществляемого в соответствии с их конституционным статусом в качестве самостоятельных, независимых взаимоконтролирующих друг друга органов власти.

Из содержания статьи 126 Конституции Российской Федерации следует, что контроль со стороны судов за законностью решений, принимаемых органами исполнительной власти, осуществляется в форме конституционного, административного, гражданского и уголовного судопроизводств, а потому данный правой институт является предметом регулирования различных отраслей права, в том числе административного, конституционного, уголовного, гражданского, арбитражного, финансового и других. И если судебный контроль является предметом пристального исследования со стороны политологов, историков, представителей уголовно-правовой, конституционно-правовой мысли, о чем свидетельствуют многочисленные статьи, монографии, защищенные за последние годы диссертации, то в рамках административного права данному вопросу незаслуженно уделяется незначительное внимание. Как правило, в научной и учебной литературе по административному праву судебный контроль перечисляется среди прочих средств обеспечения законности в сфере государственного управления, без раскрытия его содержания и значения, в лучшем случае указываются полномочия судов по рассмотрению публично-правовых споров или порядок пересмотра судами постановлений о привлечении к административной ответственности.

По-прежнему остается актуальным вопрос о самом понятии «судебный контроль». В Большом юридическом словаре словосочетания «судебный контроль» не содержится, что свидетельствует о том, что оно еще не стало общеупотребимым среди юридической общественности.

19 стр., 9026 слов

Органы государственной власти в субъектах Российской Федерации

... представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Этот Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации даст субъектам Федерации действительную возможность ... разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Вопросы же теории не могут быть отнесены к ведению судебных органов. Второе обстоятельство ...

Цель работы — рассмотреть судебный контроль в сфере исполнительной власти.

Задачи:

  • раскрыть сущность контроля и надзора в органах исполнительной власти
  • рассмотреть значимость судебного контроля в органах исполнительной власти
  • исследовать проблемы и перспективы организации судебного контроля в сфере исполнительной власти

Фрагмент работы для ознакомления

В работе рассматривается судебный контроль и надзор в органах исполнительной власти. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/sudebnyiy-kontrol-v-ugolovnom-protsesse/

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 04.08.2014. — № 31.- Ст. 4398.

2. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный Конституционный закон от 17.12.1997 № 2 — ФКЗ: офиц. текст по состоянию на 14.12.2015 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 02.01.2017. — № 1 (часть I).

— Ст. 3.

3. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е издание, перераб. и доп. / А.В. Безруков. — М.: Юстицинформ. — 2015. — 304 с.

4. Ахъядов Э.С.М. Роль Правительства РФ в системе органовисполнительной власти и его место // В сборнике: Актуальные вопросы юридических наук Материалы III Международной научной конференции. 2017. С. 3-4.

5. Безруков А.В. Правительство России и федеральные органы исполнительной власти в механизме обеспечения правопорядка // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 1. С. 33-36.

6. Алексеев С.С. Государство и право: Учебник / С.С. Алексеев. — М.: Проспект, 2017. — 782 с.

7. Апсадикова, А.В. Развитие юридической системы электронных взаимодействий государства и населения /А.В. Апсадикова, Т.Р. Ханнанова // ЭЖ NOVAINFO. — 2016. Т. 2. — № 40. — С. 154-157.

8. Астахова Н.И. Теория управления: учебное пособие для бакалавров / Н.И. Астахова. — М.: Юрайт, 2013. — 215 с.

9. Безруков, А.В. Роль законодательной власти в системе разделения властей и механизме обеспечения правопорядка в России / А.В. Безруков // Современное право. — 2015. — № 6. — С. 25 — 29.

10. Выдрин, И.В. Публично-частное партнерство как форма взаимодействия государства и общества / И.В. Выдрин // Современное право. — 2015. — № 8. — С. 5 — 16.

11. Головистикова, А.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник /А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. — М.: Эксмо, 2010. — 649 с.

12. Ибрагимов, И.М., Ибрагимова, А.И. Концептуальные проблемы законодательного обеспечения справедливого осуществления уголовного правосудия как необходимого условия поддержания социального правопорядка и противодействия коррупции в современной России / И.М. Ибрагимов, А.И. Ибрагимова // Российская юстиция. — 2017. — № 5. — С. 49 — 53.

9 стр., 4209 слов

Исполнительная власть и ее функции

... деятельность на основе и во исполнение нормативно-правовых актов законодательных органов[1] . Исполнительная власть в Украине представляет собой целостный комплекс государственных органов, которые осуществляют властно- политические и властно ...

13. Ильиных, К.В Совершенствование правового регулирования функционирования механизма открытости органов власти в РФ / К.В. Ильиных К.В, Т.Р. Ханнанова //Экономика и социум. — 2014. — № 4-3 (13).

— С. 152-154.

14. Комарова, В.В. Учредительная власть и основной закон / В.В. Комарова // Lex russica. — 2013. — № 12. — С. 85-89.

15. Мандрыка, Н.Н. Судебная власть и доктрина правового государства в разных правовых системах / Н.Н. Мандрыка // Российский судья. — 2016. — № 7. — С. 51 — 54.

16. Малько, А.В. Теория государства и права: учебник / кол. авторов; отв. ред. А.В. Малько. — М.: КНОРУС, 2010. — 400 с