Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта — это предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья людей, сохранность материальных ценностей в процессе движения и эксплуатации водного, воздушного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта.
Вопросы обеспечения безопасности движения автомобильного транспорта постоянно стоят в поле зрения не только отдельных ведомств и организаций, но и всей общественности нашей страны. С непрерывным нарастанием темпов развития автомобильного транспорта в России растет и интенсивность движения, усложняется обеспечение порядка и безопасности движения на автомобильных дорогах. Ежегодно в России совершаются несколько сотен тысяч дорожно-транспортных происшествий, вследствие которых лишаются жизни более 20 тысяч человек и еще большему количеству лиц причиняется вред здоровью различной степени тяжести. Этот вывод подтверждается также неблагополучной динамикой и увеличением удельного веса таких преступлений в общей структуре преступности. Так, общее количество ДТП в Российской Федерации за январь-ноябрь 2012 года составило 187098, в результате ДТП погибло 25695, ранено 237471. Основные причины возникновения ДТП: нарушения Правил дорожного движения (ПДД) со стороны водителей, нарушение ПДД со стороны пешеходов, неудовлетворительное состояние улиц и дорог, технические неисправности транспортных средств. Таким образом, от дисциплинированности участников дорожного движения, профессиональной подготовки водителей решающим образом зависит уровень безопасности дорожного движения.
Основным нормативным актом, регулирующим поведение участников дорожного движения, являются Правила дорожного движения. Они определяют действия его участников в типичных ситуациях, устанавливают значение дорожных знаков, разметки, сигналов светофоров, регулировщика. Правила отражают достигнутый уровень автомобилизации в стране и по мере ее развития изменяются и уточняются.
Определенную роль среди мероприятий Российского
Административное право . Организационноправовые формы управления транспортом
... и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, а также в области учета федеральных автомобильных дорог. В пределах ... движения транспортных средств по федеральным автомобильным дорогам с целью обеспечения безопасности дорожного движения; осуществление мероприятий, направленных на обеспечение безопасности движения на участках федеральных автомобильных ...
Анализ судебной практики свидетельствует о
Тема данной курсовой работы – « Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта » очень актуальна в силу того, что, во-первых, безопасность дорожного движения связана непосредственно с жизнью человека, во-вторых, транспортные преступления наиболее возросли в настоящее время в связи с развитием транспортной инфраструктуры, в-третьих, низкая дисциплина участников движения, неудовлетворительное техническое состояние автомобилей и дорог является причиной дорожно-транспортных происшествий.
Целью данной работы является дать характеристику транспортным преступлениям с точки зрения уголовного законодательства. Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
- дать общую уголовно-правовую характеристику транспортных преступлений.
- классифицировать транспортные преступления;
- проанализировать с учетом классификации транспортных преступлений диспозиции конкретных норм УК РФ, определить специфику и критерии отграничения от смежных составов;
- проанализировать судебную практику по транспортным преступлениям с целью выявления типичных ошибок при квалификации и назначении наказания в данной категории преступлений.
Основным материалом для настоящего исследования послужили УК РФ, нормативные акты, определяющие правила движения и эксплуатации отдельных видов транспорта, научные комментарии законодательства и судебная практика по данной категории дел.
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика транспортных преступлений.
1.1. Степень значимости преступлений на транспорте в Уголовном кодексе Российской Федерации
В теории уголовного права преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатацию транспорта, получили наименование «транспортные». Однако разработчики Уголовного кодекса 1996 г. пришли к выводу, что такое название главы как бы презюмирует наличие некого преступного компонента, присущего транспорту в процессе его функционирования. К тому же, как полагали некоторые ученые, название главы «Транспортные преступления» не отражает в полной мере специфики этих преступлений и дает основания относить к данной группе преступлений любые деяния, так или иначе связанные с транспортными средствами, например, угон транспортного средства, использование служебной автомашины в личных, корыстных целях.
Заголовок гл. 27 «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств» впервые выделены в российском законодательстве в самостоятельную главу в новом Уголовном кодексе, вступившем в силу с 1 января 1997г. представляется более удачным, так как раскрывает содержание видового объекта, который определяет место группы преступлений в системе Особенной части Кодекса, а также показывает их специфику и ограничивает круг статей этой главы только такими, которые предусматривают ответственность именно за посягательства на безопасность функционирования транспорта. 2 Это объясняется тем, что на современном этапе развития общества, с ростом количества транспортных средств, значительно увеличивается распространенность и опасность преступлений, посягающих на безопасное для людей и общества функционирование транспорта.
Преступления на транспорте
... виды нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 3.1. Особенности ответственности при совершении нарушений правил движения и эксплуатации транспорта Уголовный кодекс Российской Федерации ... в качестве самостоятельного, особо опасного вида автотранспортного преступления такое нарушение правил движения и эксплуатации транспорта, которое повлекло гибель нескольких лиц (ч. 3 ...
Глава, объединяющая данные преступления расположена в 9 разделе Уголовного кодекса российской Федерации: «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», помещенного на третье место после раздела о преступлениях против личности и в сфере экономики.
Таким образом, отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта являются неотъемлемой составной частью всего комплекса отношений, реализующих и охраняющих безопасность в обществе. В самом разделе глава занимает четвертое место после глав о преступлениях против общественной безопасности, против здоровья населения и общественной нравственности, а также экологических преступлений. Преступления, относящиеся к числу транспортных, характеризуются определенными общими объективными и субъективными признаками.
Это, в первую очередь, видовой объект рассматриваемой группы преступлений — безопасность движения и эксплуатации любого вида транспорта, как подсистема родового объекта раздела 9 УК — общественной безопасности. Последняя в широком смысле слова является родовым понятием нескольких групп общественных отношений, посягательства на которые предусмотрены гл. 24-28 УК.
С объективной стороны преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта, заключаются в нарушении
1.2. Виды преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.
В 27 главе УК предусмотрены такие преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, как:
- нарушение правил безопасности движения и
эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (статья 263); - нарушение правил дорожного движения и
эксплуатации транспортных средств (статья 264); - оставление места дорожно-транспортного
происшествия (статья 265); - недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (статья 266);
- приведение в негодность транспортных средств или
путей сообщения (статья 267); - нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (статья 268);
- нарушение правил безопасности при строительстве
, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (статья 269); - неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (статья 270);
- нарушение правил международных полетов (статья 271).
14 стр., 6800 слов
Административные правонарушения на железнодорожном транспорте
... лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение на железнодорожном транспорте. Особенность правонарушений совершаемых на железнодорожном транспорте, заключающаяся в том, что вред физическим и юридическим лицам причиняется в основном при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации ...
Объединение этих преступлений в самостоятельную главу
1.3. Общая характеристика состава транспортных преступлений. Объект, объективная сторона преступления.
По объективной стороне преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта представляют собой действия (например, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК) или бездействия (например, неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК), содержанием которых является заведомое нарушение установленных на транспорте правил безопасности. Эти правила носят многоуровневый характер: законы («О Федеральном железнодорожном транспорте» от 20 июля 1995г., «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995г.), правительственные постановления («Правила дорожного движения РФ»), ведомственные приказы и инструкции. Сложность и многообразие правил безопасности вынудили законодателя сделать нормы об ответственности за транспортные преступления бланкетными.
Таким образом, особенностью преступлений, посягающих на безопасность использования транспортных средств, является то, что диспозиции норм уголовного закона, определяющие их признаки, являются бланкетными. Поэтому для установления наличия состава конкретного преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта всякий раз необходимо обращаться к законам и другим нормативным актам, регламентирующим правила безопасности движения и эксплуатации морского, речного, воздушного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта.
Для характеристики объективной стороны транспортных преступлений важно также, что, как правило, (кроме ст. 270 и 271 УК) имеет место материальное описание составов. Условием уголовной ответственности в этих случаях является наступление указанных в законе общественно опасных последствий в виде причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека (статьи 263 — 269 УК) или крупного ущерба (статьи 263, 266, 267, 269 УК).
Причинение при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта легкого вреда здоровью человека, а также ущерба (уголовная ответственность за причинение крупного ущерба отменена Федеральным законом «Изменения и дополнения в УК РФ» от 25 июня 1998г. 92-ФЗ) 3 влечет не уголовную, а административную ответственность. Составы двух преступлений – неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК) и нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК) сконструированы как формальные. Так, например, в диспозиции ст. 271 нет указания на возможный вред при нарушении правил международных полетов и такой вред может не наступить.
Деятельность ДПС ГИБДД по контролю и надзору за безопасностью дорожного движения
... надзору за безопасностью дорожного движения, обосновать необходимость ее совершенствования и разработать соответствующие предложения; .рассмотреть сущность контроля за соблюдением Правил дорожного движения и механизм его реализации; .исследовать порядок выявления и пресечения нарушений Правил дорожного движения ...
При совершении некоторых преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта предусмотрена повышенная ответственность за причинение таких последствий, как смерть человека или гибель двух и более лиц (статьи 263, 264 УК и др.).
Усиление ответственности за подобного рода деяния обусловлено тяжестью последствий и их распространенностью.