В последние годы идет интенсивное реформирование Вооруженных Сил РФ, направленное на их качественное обновление. В этих условиях вопросы исполнительности и дисциплины приобретают первостепенное значение. Однако приходится констатировать, что уровень правопорядка в армейской среде недостаточно высок, внушительным остается число осужденных военнослужащих. Так, по данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в 2010 году за совершение воинских преступлений было осуждено более четырех с половиной тысяч военнослужащих. Из них к содержанию в дисциплинарной воинской части осуждено 406, к ограничению по военной службе – 122, лишены воинского звания только 2 военнослужащих.1
Между тем, в общей структуре судимости военнослужащих первое место по тяжести занимают насильственные преступления. Традиционно распространены преступления имущественного характера. Наблюдается тенденция к росту числа должностных преступлений. Совершение военнослужащими преступлений вызывает большой общественный резонанс, формируя у населения отрицательное представление об армии. В частности, характерными в этом отношении являются уголовные дела полковника Буданова2 и капитана Ульмана3.
Успешность достижения целей наказания в значительной степени определяется эффективностью процедуры его исполнения, но действующие основы исполнения наказаний недостаточно четко регулируют исполнение специальных видов воинских наказаний. Отдельные положения отечественного уголовно-исполнительного законодательства противоречат международным стандартам. Кроме того, нет достаточного взаимодействия между нормами военно-административного законодательства и нормами, регулирующими исполнение и отбывание воинских наказаний в условиях прохождения осужденным военной службы. Именно поэтому исследование казанных проблем приобретает особую актуальность и значимость, вызывает необходимость их разработки с позиций теории уголовного и уголовно-исполнительного права, а также практики назначения и исполнения специальных видов воинских наказаний.
Наказания, применяемые к осужденным военнослужащим, содержатся в общей системе наказаний (ст. 44 УК РФ).
Часть из них применяется к военнослужащим на общих основаниях. Назначение других содержит ряд особенностей, обусловленных спецификой военной службы. Наконец, уголовное законодательство предусматривает меры государственного принуждения, применяемые только к военнослужащим, — специальные виды наказания (воинские наказания).
Исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих
... законодательство не включало в предмет своего правового регулирования исполнение наказаний в отношении военнослужащих. В УИК РФ впервые введено исполнение наказаний в виде ограничения по военной службе, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части в отношении осужденных военнослужащих (раздел V, ст. ...
На основании федерального законодательства, в частности ч. 1 ст. 331 УК РФ, субъектами воинских преступлений и, следовательно, специфических воинских уголовно-исполнительных отношений также признаются граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов. В соответствии со ст. 82 Женевской конвенции «Об обращении с военнопленными» и ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих» к уголовной ответственности по некоторым статьям УК РФ о преступлениях против военной службы могут привлекаться военнопленные, также признаваемые субъектами воинских отношений. Все перечисленные лица признаются военнослужащими, проходящими службу по призыву либо по контракту, или приравниваются по своему статусу и ответственности к ним. На этом основании на них распространяют свое действие соответствующие общие и специальные нормы уголовного и уголовно-исполнительного законодательства РФ.
Цель данной работы заключается в том, чтобы изучить уголовно-исполнительное законодательство, а именно общетеоретические основы назначения специальных воинских наказаний.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- выявить исторические предпосылки появления и существования специальных видов уголовных наказаний, применяемых к военнослужащим;
- рассмотреть содержание каждого из специальных видов уголовных наказаний, применяемых к военнослужащим.
§1. Общая характеристика наказаний, применяемых к военнослужащим
- История развития специальных видов наказаний, применяемых к военнослужащим.
На ранних этапах становления российской государственности среди уголовных наказаний, установленных различными правовыми источниками, не имелось каких-либо их специальных видов. С принятием в 1715 году первого сборника русских военных законов – Воинского Устава, военно-уголовное законодательство в качестве самостоятельной отрасли получило закрепление в его второй части – Артикуле воинском с кратким толкованием, содержавшем пять видов наказаний, среди которых специальные воинские виды наказаний в современном понимании также отсутствовали. Вместе с тем, анализируя содержание наказаний по Артикулу воинскому, я прихожу к выводу, что некоторые из них содержали в себе отчетливые элементы воинского воспитания и поэтому являлись эффективным инструментом поддержания правопорядка в войсках.
Система воинских наказаний начинает складываться во второй половине XIX в. В частности, в 1869 г. был утвержден Воинский устав о наказаниях, в соответствии со ст. 5 которого, для офицеров и гражданских чиновников военного ведомства устанавливалось девять разновидностей специальных исправительных воинских наказаний. Статьей 6 Устава для нижних чинов предусматривалось, кроме прочих, два специальных вида исправительных наказаний, соединенных со службой, в виде отдачи в дисциплинарные батальоны или роты, а также в виде перевода в разряд штрафованных. Названные наказания просуществовали до февральской революции 1917 г., когда все они, в том числе и специальные воинские, были упразднены по идеологическим причинам.
С началом советского периода наказания устанавливались различными декретами и Руководящими началами 1919 г., затем – УК РСФСР 1922 г., Основными началами уголовного законодательства 1924 г. и УК РСФСР 1926 г. Сравнив содержание этих источников, можно сделать вывод, что ни один из них не предусматривал воинских наказаний, назначаемых военнослужащим в качестве основных. При этом, в силу ст. 32 УК РСФСР 1922 г. в отношении военнослужащих применялись лишение воинского звания в качестве дополнительного наказания и направление в штрафные части в порядке замены принудительных работ без лишения свободы.
Административно-правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу
... правового статуса военнослужащих. Объектом исследования являются административно-правовые отношения с участием военнослужащих, возникающие в процессе прохождения ими военной службы. Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регламентирующие административно-правовой статус военнослужащих, проходящих военную ... получения военнослужащими среднего военно-специального образования без отрыва ...
В новой редакции Основных начал уголовного законодательства, принятой в 1928 г., статьей 19-1 устанавливается, по существу, новый вид наказания: военнослужащие рядового и младшего начальствующего состава срочной службы, состоящие на непрерывной службе в частях РККА и приговоренные в мирное время к лишению свободы без строгой изоляции и без поражения прав на срок до 2-х месяцев, должны были отбывать такое наказание в порядке, установленном для отбывания военнослужащими дисциплинарного ареста. Этим, по сути, был узаконен краткосрочный уголовный арест с содержанием осужденного на гауптвахте, существовавший как в царской России, так и предусмотренный в настоящее время.
Анализируя систему уголовных наказаний, действовавшую в соответствии с Основами уголовного законодательства 1958 г. и УК РСФСР 1960 г., автор констатирует, что в ней имелось два вида специальных наказаний, применяемых к военнослужащим: направление в дисциплинарный батальон, назначаемое только в качестве основного, и лишение воинского звания, назначаемого только в качестве дополнительного.
§2. Содержание специальных видов наказаний и их назначение военнослужащим
1. Содержание и порядок назначения наказания в виде ограничения по военной службе.ый военнослужащий наказание арест
Ограничение по военной службе относится к числу новых уголовных наказаний в российском законодательстве.
В соответствии со ст. 51 УК РФ ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от 3 месяцев до 2 лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.
Правоограничения для лиц, отбывающих данный вид наказания, состоят в следующем. Из денежного довольствия осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%. Во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.
Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе регламентируется ст. 143 — 148 гл. 18 УИК РФ, а также Правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими.
В соответствии с приговором суда командиром воинской части не позднее 3 дней после получения поступивших из суда копии приговора и распоряжения о его исполнении издается приказ, в котором объявляется, на каком основании и в течение какого срока осужденный военнослужащий не представляется к повышению в должности и присвоению воинского звания, какой срок ему не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Кроме того, указывается, в каком размере должны производиться согласно приговору суда удержания в соответствующий бюджет из денежного содержания осужденного военнослужащего в период отбывания им ограничения по военной службе. О поступлении приговора, об издании соответствующего приказа и о принятии его к исполнению командир воинской части в 3-дневный срок извещает суд, вынесший приговор. Копия приказа направляется в суд.
Призыв на военную службу
... товарищи, коллеги по работе), законом не предусмотрена. Вручение гражданам, подлежащим призыву на военную службу, повесток военного комиссариата производится через руководителей организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, руководителей и должностных лиц организаций, ответственных за военно-учетную работу, ...
В целях реализации вступившего в законную силу решения суда приказ командира воинской части об исполнении приговора доводится до осужденного, всего личного состава части, кадровых и финансовых органов.
В порядке исполнения наказания в течение определенного приговором суда срока военнослужащий, осужденный к ограничению по военной службе, не может быть повышен в должности. Если осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, он по решению соответствующего командира воинской части представляется к перемещению на другую должность как в пределах воинской части, так и в связи с переводом в другую часть или местность, о чем извещается суд, вынесший приговор.
Ограничение по военной службе не препятствует перемещениям осужденного, осуществляемым командованием в порядке служебной необходимости.
Факт осуждения не является основанием для увольнения военнослужащего с военной службы либо понижения его в должности или воинском звании.
Время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе включается в общую выслугу лет. Осуждение к ограничению по службе не препятствует предоставлению военнослужащему основного и дополнительных отпусков, время которых засчитывается в срок службы и наказания, а также материальной помощи и компенсации военнослужащему и членам его семьи за санаторно-курортное лечение и за проезд к месту проведения основного отпуска и обратно.
Применение к осужденным военнослужащим средств исправления имеет свои особенности. Установленный порядок исполнения (отбывания) ограничения по военной службе определяется не только нормами УИК РФ, но и предписаниями военного законодательства, устанавливающими порядок прохождения военной службы.
Осужденный военнослужащий может быть уволен с военной службы до истечения установленного приговором суда срока наказания по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. При этом командир воинской части направляет в вынесший приговор военный суд представление об основаниях увольнения военнослужащего и о замене оставшейся неотбытой части срока ограничения по военной службе более мягким видом наказания либо об освобождении от наказания.
Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе прекращается по отбытии всего установленного срока или досрочно (в порядке амнистии, освобождения по болезни, условно-досрочного освобождения и по другим основаниям, предусмотренным законом).
Не позднее чем за 3 дня до истечения установленного приговором суда и объявленного приказом по воинской части срока ограничения по военной службе командир воинской части издает приказ о прекращении исполнения наказания в виде ограничения по военной службе с указанием даты прекращения. Копия приказа направляется в суд, вынесший приговор.
Общая характеристика преступлений против военной службы
... наказания, которые должны последовать за нарушение запрета совершать преступления. преступление военная служба военнослужащий 1.2 Понятие состава преступления против военной службы А. Н. Общее Признаки состава преступления против военной службы ... опасным деянием с момента неявки на службу или самовольного становления воинской части в целях уклонения от военной службы (ст. 338 УК). Другие же ...