Выдающиеся русские правоведы и юристы

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в настоящее время знание и, что немаловажно, осознание роли великих людей, юристов и правоведов, в истории российского государства является насущной проблемой современного общества в целом.

Данная проблема является особо значимой для современной науки, этим вопросом озадачены многие исследователи и теоретики. Столь высокая значимость и недостаточная осведомленность этого вопроса определяют новизну исследования.

Каково быть Великим юристом? Как достичь вершины юридической деятельности, оставаясь образцовым человеком и совершенствующимся профессионалом? Ответ на эти вопросы можно найти из жизни самых выдающихся, талантливых и ярких представителей юридической профессии. Биография этих людей – огромная мотивация для начинающих и состоявшихся юристов, которые также обязаны пополнять багаж знаний, быть в курсе событий и разбираться в вопросах всех сфер жизнедеятельности. Юрист – это не просто человек с юридическим образованием, юрист – это постоянно развивающаяся личность, стремящаяся к становлению справедливости и правосудия, сохраняя свою честь, репутацию и достоинство во благо человека и общества. Именно у таких Великих представителей необходимо заимствовать опыт и следовать их пути, стремясь встать с ними в один ряд.

Основная цель работы – это исследование личностей самых выдающихся представителей столь древнейшей профессии, корни которой уходят еще в Древний Рим. Однако в России юриспруденция как наука возникла лишь в XVIII веке, притом, что быть юристом тогда означало заниматься юридической практикой и не столь теорией, как того хотелось бы. Юристы петровского времени были заняты систематизацией и упорядочиванием противоречивых актов. Преподавание юридических наук в России начали приглашенные Петром I немецкие юристы, но уже в середине XVIII в. право преподавалось русскими профессиональными юристами.

Новыми достижениями в отечественной юриспруденции было: издание Полного собрания законов и Свода законов Российской Империи, а также судебная реформа 1864 года. В этот период появилось целое поколение юристов и правоведов, которые и заложили основу российской юриспруденции, как науки.

13 стр., 6298 слов

Юридические лица в российском гражданском праве

... «юридическое лицо». Задачами работы являются рассмотрение понятия «юридического лица», значение этого института, оснований классификации юридических лиц, а также их видов . В Гражданском Кодексе, вступившем в силу 1 января 1995 года, впервые в истории российского права в основном ...

В годы СССР носителем важнейших знаний были именно юристы. В постперестроечной России значение и роль юридической профессии немало возросла, повысился ее авторитет и популярность, возникли новые юридические специальности (мировые судьи, судебные приставы, частные нотариусы и пр.).

Изменились структура, методы и формы высшего юридического образования; возникли новые корпоративные и общественные объединения юристов (нотариальные палаты, профессиональные объединения различных категорий юристов, ассоциации юридических вузов и т.д.).

В настоящее время в России действуют несколько федеральных и десятки региональных общественных и некоммерческих корпоративных организаций юристов и их ассоциаций.

Для достижения поставленной в работе цели были сформулированы следующие задачи:

  1. Проведения анализа современного научного состояния по предложенной теме.
  2. Выявить самых ярких представителей, описать наиболее существенные моменты их биографии и основные достижения и работы в правовой сфере.
  3. Сформировать рекомендации по изучению данной темы, как необходимость для получения всесторонне развитого высшего юридического образования.
  4. Предложить тему «Выдающиеся русские правоведы и юристы» для изучения каждой уважающей себя личностью, гражданина и патриота своего государства, как в рамках самообразования, так и основы общего образования и эрудированности любого грамотного специалиста различных сфер деятельности.

Таким образом, выбор указанной темы основывается на актуальности проблемы в обществе и государстве, а также личный интерес в изучении столь интересной темы для меня, как будущего специалиста в сфере юриспруденции.

Глава 1. Русские правоведы

1.1.Чичерин Борис Николаевич

ЧИЧЕРИН Борис Николаевич (1828—1904), российский юрист, историк, философ, а также выдающийся русский мыслитель, общественный деятель, педагог, представитель известного дворянского рода. Он родился 26 мая 1828 г. в Тамбовской губернии. Изначально получил домашнее образование, а в 1845 году поступил на юридический факультет Московского университета. Большое влияние на развитие и формирование взглядов юного юриста оказал его учитель Т.Н. Грановский, с которым он познакомился еще до поступления в МГУ. Обучаясь в университете, он изучал работы Гегеля, притом испытал значительное влияние идей французских политических мыслителей. Практически в начале учения были определены научные интересы молодого Чичерина – это история русского права и государственное право. Но его привлекали также история, философия, экономика. Об увлечении Б.Н. Чичерина гегелевской философией В.А. Томсинов говорил, что на юридическом факультете ходили легенды: студенты-сокурсники звали его за это увлечение «Гегелем». Верность гегелевскому учению Б.Н. Чичерин сохранял и впоследствии, будучи сам маститым ученым. С 1861 г. — профессор кафедры русского права в Московском университете. В 1868 г. вышел в отставку вместе с группой профессоров в знак протеста против нарушений университетского устава. Участвовал в деятельности земства Тамбовской губернии. В 1882—1883 гг. — московский городской голова (см. «Городовое положение» 1870 г.).

Распоряжением Александра III был уволен в отставку, так как царь ошибочно усмотрел в его речи на коронации намек на требование конституции.

10 стр., 4714 слов

Анализ государства как субъекта права

... обстоятельства указывают на актуальность темы исследования. Целью работы является анализ государства как субъекта права. На достижение указанной цели направлено выполнение следующих задач: ? рассмотреть основные характеристики государства; ? исследовать особенности правосубъектности государства; ? охарактеризовать государство как субъекта гражданского права. Предмет исследования ...

В середине 1850-х гг. стал одним из лидеров западничества. Написанное вместе с К. Д. Кавелиным «Письмо к издателю» (опубл. в «Голосах из России», 1856) явилось первым печатным программным документом русского либерализма. В 1858 г. ездил в Лондон для встречи с Л. И. Герценом, однако переговоры об изменении направления пропаганды в изданиях Вольной русской типографии в сторону либерализма окончились полным разрывом между двумя общественными деятелями.

Вся антропология Чичерина строится на признании того, что в человеке есть «абсолютное начало» — и из метафизики человека вытекает для него абсолютное значение нравственного начала в человеке. Твердо и неуступчиво защищая права личности, Чичерин связывал с этим идею «порядка» — он очень сознательно стоял за твердую власть, решительно и резко осуждал все проявления революционного духа. Это отталкивало от Чичерина русское общество и, наоборот, делало его ценным в глазах правительства.

В философских и историко-политических трудах отстаивал идею сильной политической власти, проводящей «сверху» либеральные реформы и постепенно переходящей от самодержавия к конституционной монархии. Теоретическим основанием такой политической программы стала созданная им теория «закрепощения и раскрепощения сословий», согласно которой государство в XVI—XVII вв. создало сословия и подчинило их себе, введя насильственную пожизненную службу (каждого «на своем месте») в общегосударственных интересах; по мере укрепления государства создавалась возможность постепенного «раскрепощения» сословий; начало этому процессу положили Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» 1762 г. и Жалованная грамота дворянству 1785 г., а продолжением — реформы 1860—1870-х гг. Исходя из основных положений своей теории Крестьянскую реформу 1861 г. охарактеризовал как «лучший памятник русского законодательства».

Существенной новизной отличалась система преподавания Чичерина университетского курса. Основной задачей в теоретической части курса, то есть общем государственном праве, выступала слушателей к изучению отечественных законов, в нем ученый выделял теорию государства и теорию государственного управления, «учение о жизненных условиях государства» или «учение об обществе» и «науку политики». Впоследствии обширный материал его лекционного курса был им изложен в состоявшем из 3 частей «Курсе государственной науки».

Чичерин — представитель и один из основателей (наряду с С. М. Соловьёвым и К. Д. Кавелиным) «государственной школы» в русской историографии. В своей магистерской диссертации «История областных учреждений Московского государства XVIII века» и в ряде других работ («Опыты по истории русского права», «Очерки Англии и Франции» (обе — 1858)), первое на русском языке систематическое описание государственного устройства этих стран, обосновывал решающую роль государства в русской истории.

Не стоит забывать и о том, что Б.Н. Чичерин был крупнейшей фигурой в либеральной философской мысли второй половины XIX века. По Б.Н. Чичерину суть либерализма состоит в представлении о человеке как о единстве свободном, которое в таком качестве выступает в обществе. Он остается свободным даже тогда, когда ограничивает свою волю совместной волей других, подчиняясь гражданским обязанностям и повинуясь власти.

14 стр., 6937 слов

Возникновение древнерусского государства и права. Русская правда

... системы древнерусского права. Как всякое феодальное право, оно было правом-привилегией, т.е. закон прямо предусматривал неравноправие людей, ... русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли, создав громадное по тем временам государство. Русская ... зарождения классов, развития имущественной дифференциации. Не совсем ясен вопрос о том, как образовалось это государство. ...

По своим исследовательским интересам и творческим результатам Чичерин был мыслителем европейского масштаба и традиции. «Самым многостороннеобразованными и многознающим из всех русских, а может быть, и европейских учёных» называл его В. Соловьёв. «Наш единственный теоретик либерализма», — Отозвался о нем Бердяев.

1.2. Победоносцев Константин Петрович

Победоносцев Константин Петрович (21.05.1827-10.03. 1907), государственный деятель, юрист. Его дед был священником в церкви святого великомученика Георгия, находившейся в Москве на Варварке, а отец, Петр Васильевич Победоносцев, был профессором словесности Московского университета. Его мать принадлежала к старинному дворянскому роду Левашовых. В семье было 11 детей, среди них Константин Петрович самый младший. Как характеризовал свою семью сам К.П. Победоносцев в письме императору Николаю II, «он был воспитан в семье благочестивой, преданной царю и отечеству, трудолюбивой».

Современники отзывались о молодом Победоносцеве как о человеке “тихого, скромного нрава, благочестивом, с разносторонним образованием и тонким умом”. Отец готовил Победоносцева к священническому званию, но он избрал иную стезю. По окончании Училища правоведения (1846) Победоносцев начал службу в московских департаментах Сената. В 1859 — 65 Победоносцев — профессор-юрист Московского университета. Его курс “Гражданского права”, выдержавший пять изданий, превратился в настольную книгу юристов.

Свыше двадцати пяти лет, с 24 апреля 1880 года до 19 октября 1905 года, Победоносцев занимал пост обер-прокурора Святейшего Синода Русской Православной Церкви. Влияние Победоносцева в системе государственного управления в эти годы было значительным, но не всегда определяющим: он не был всемогущим, как пытались утверждать его оппоненты, стремясь возложить только на него ответственность за все происходившее в России.

Если перечислять заслуги К. П. Победоносцева, то в первую очередь стоит назвать основание церковно-приходских школ, строительство сельских храмов, материальную помощь духовенству, издание молитвословов и доступной благочестивой литературы для народа, заботу о благочинном пении в церквах, усиление церковной благотворительности. Внук приходского священника, глубоко верующий человек, он считал Церковь одной из главных движущих сил российской истории, а веру — краеугольным камнем общественного здоровья и стабильности.

С присущим ему темпераментом и талантом Константин Петрович немало сделал для укрепления традиций и исторической памяти России. Всей своей деятельностью он выражал глубокое убеждение в том, что именно христианская вера является духовной основой общества, гарантом его нравственности и процветания, а Церковь — это основание не только национального русского самосознания, но и государственности, которые нельзя отделять друг от друга. Эти стремления и чаяния Победоносцева снискали ему в среде либеральной интеллигенции множество врагов.

Делая в своих планах ставку на учебу, образование, Победоносцев в то же время в значительной степени рассматривал просвещение как потенциальный источник зла и стремился накрепко связать церковную школу с задачами социального и политического охранительства. Церковная школа, по его мнению, должна была просвещать и воспитывать народ исключительно «в простоте мысли, не отрывая его от той среды, где совершается жизнь его и деятельность».

9 стр., 4372 слов

Эпоха дворцовых переворотов. Борьба за наследство Петра

... ёл пышным цветом. Фавориты-временщики получили неограниченное влияние на политику государства. Единственным наследником Петра I по мужской линии был его внук - сын казнённого царевича Алексея ... не было крупных реформ, более того, по мнению некоторых ученых, этот период, до правления Елизаветы Петровны, оценивается как период контрреформ. 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК Дворцовый переворот - смена власти ...

К.П. Победоносцев — крупный мыслитель консервативного направления. Наиболее полное его мировоззрение изложено в «Московском сборнике», опубликованном в 1986 году. Он резко критиковал основные устои культуры и принципы государственного устройства стран Западной Европы. Особо К.П. Победоносцев осуждал западную демократию и парламентаризм, который называл «великой ложью нашего времени». Всеобщие выборы, по его мнению, рождают продажных политиканов, и понижают нравственный и умственный уровень управленческих слоев.

По мнению К.П. Победоносцева, юридические законы должны основываться на нравственных законах как высших нормах человеческих отношений, заповедованных Богом. А обязательность правовых предписаний обеспечивается тем, что человек, понимая это, превращает божественную заповедь в нравственную обязанность. Отсюда проистекает и обоснование самодержавия как единственно правильной формы правления, поскольку именно монархия свойственна христианской культ уре. Демократия же, как считал К.П. Победоносцев, основана на лжи, и она, то есть демократия, не обладает ни объективными, ни субъективными основаниями справедливого верховенства в обществе. Отсутствие у народной (партийной) воли объективного руководства, которое в божественной заповеди дано монарху, позволило К.П. Победоносцеву отождествить демократию и деспотию. Соответственно он отрицал доктрину разделения властей. Вместе с тем суд должен был быть отделен от администрации.

Еще при жизни Победоносцев сделался мифом. В своих письмах он неоднократно и с глубоким сожалением говорил о том, что в обществе господствует совершенно ложное представление о его роли в государственных делах.