Возникновение и прекращение деятельности юридических лиц (2)

Курсовая работа

Наряду с гражданами субъектами гражданского права являются также юридические лица — особые образования, обладающие рядом специфических признаков, образуемые и прекращающиеся в специальном порядке.

Жизнь современного общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкция юридического лица.

Появление института юридического лица в самом общем виде обусловлено теми же причинами, что и возникновение и эволюция права: усложнением социальной организации общества, развитием экономических от-ношений и, как следствие, общественного сознания. На определенном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц, как единственных субъектов частного права, оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота.

Бурное развитие экономики середины — конца XIX века дало мощный импульс развитию учения о юридических лицах. Появились оригинальные исследования проблем юридических лиц таких авторов, как Савиньи, Иеринг, Гирке, Дерябург, Саллейль и других, преимущественно немецких и французских цивилистов, которые заложили основы современного понимания этого института.

В XX веке значение института юридического лица еще более возрастает вследствие усложнения инфраструктуры и интернационализации предпринимательской деятельности, расширения государственного вмешательства в экономику, появления новых информационных технологий. Соответственно этому резко увеличивается объем законодательства о юридических лицах и, отчасти, повышается его качество. Наука гражданского права от-носит к числу центральных проблемы теории юридического лица, совершенствования и практического применения этого института.

Какие же цели преследует законодательное регулирование статуса юридических лиц сегодня? Ответ на этот вопрос ясен из анализа тех функций, которые выполняет институт юридического лица»:

1) Оформление коллективных интересов. Институт юридического лица определенным образом организует, упорядочивает внутренние отношения между участниками юридического лица, преобразуя их волю в волю организации в целом, позволяя ей выступать в гражданском обороте от собственного имени.

2) Объединение капиталов. Юридическое лицо, в особенности такая его разновидность, как акционерное общество, является оптимальной формой долговременной централизации капиталов, без чего немыслима крупномасштабная предпринимательская деятельность.

13 стр., 6297 слов

Юридическое лицо как субъект права

... юридических лиц, предусмотренных российским законодательством». Исключение участника из ООО возможно только в судебном порядке по требованию участников, совокупная доля которых составляет не менее чем 10% уставного капитала ... условия учредительных документов обществ с ограниченной ответственностью, мешающие обладателю этого права или ограничивающие его, должны рассматриваться как ничтожные, т.е. не ...

3) Ограничение предпринимательского риска. Конструкция юридического лица позволяет ограничить имущественный риск участника суммой вклада в капитал конкретного предприятия.

4) Управление капиталом. Институт юридического лица создает основания для более гибкого использования капитала, принадлежащего одному лицу (в том числе — государству), в различных сферах предпринимательской деятельности. Отлаженное законодательство о юридических лицах (прежде всего — акционерное законодательство), ценных бумагах и биржах служит одним из средств управления капиталами в масштабах всей страны и поэтому является мощным фактором саморегулирования, самоорганизации рыночной экономики, способствует интернационализации хозяйственной жизни.

Глава I. Понятие юридического лица

1.1 Понятие юридического лица

юридический лицо ответственность реорганизация

Одним из основных субъектов права являются юридические лица. Статья 33 ГК определяет юридическое лицо как организацию, которая имеет на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету. Юридическое лицо имеет печать со своим наименованием.

Указанная статья закрепляет следующие признаки юридического лица как субъекта права:

1) имущественная обособленность;

2) самостоятельная имущественная ответственность;

3) выступление в гражданском обороте от своего имени.

Имущественная обособленность — важнейший признак юридического лица и выражается в обладании им вещного права на имущество: права собственности, права хозяйственного ведения или права оперативного управления. Имущество юридического лица отражается в его самостоятельном балансе.

Самостоятельная имущественная ответственность юридического лица базируется на имущественной обособленности, по своим обязательствам юридическое лицо несет ответственность всем принадлежащим ему имуществом. Имущество юридического лица обособлено от имущества учредителей (участников) именно для того, чтобы оно несло ответственность этим имуществом.

Самостоятельная имущественная ответственность, по общему правилу, исключает ответственность учредителей (участников) по долгам юридического лица. Одновременно юридическое лицо не несет ответственность по обязательствам его учредителей и участников. Однако, законодательными актами или учредительными документами юридического лица может быть предусмотрена ответственность учредителей и участников по обязательствам юридического лица.

Конкретизирующие рассматриваемый признак юридического лица положения содержатся в статье 44 ГК. Так, если по общему правилу юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, учреждение, а также казенное предприятие, согласно части 2 пункта 1 статьи 44 ГК, отвечает по обязательствам лишь находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности (а значит субсидиарную) ответственность по обязательствам учреждения и казенное предприятие несет собственник имущества.

4 стр., 1512 слов

Ответственность супругов по обязательствам

... категории общих. Ответственность по личным долгам несет тот супруг, который яв­ляется субъектом данного обязательства. Его кредиторы ... и семейного права Московской государствен До принятия нового Гражданского и Семейного кодексов Россий­ской Федерации предмет семейного права обычно ... современных технологий искусствен­ного репродуцирования человека. Так, лица, давшие письменное со­гласие на иск Каждый ...

Исключения из правила о самостоятельной имущественной ответственности юридических лиц могут быть установлены законодательными актами. В частности, следующие исключения предусмотрены ГК:

1) ответственность собственника имущества учреждения и казенного предприятия по обязательствам последних при недостаточности у них денежных средств для удовлетворения требований кредиторов (часть 2 п. 1 ст. 44 ГК);

2) ответственность участников полного товарищества и в коммандитном товариществе по обязательствам соответствующего товарищества (п. 1 ст. 63, п. 1 ст. 72 ГК);

3) ответственность членов производственного кооператива по обязательствам кооператива (п. 3 ст. 96 ГК);

4) ответственность учредителя по обязательствам юридического лица, если банкротство последнего вызвано действиями учредителя (п. 3 ст. 44 ГК);

5) ответственность материнской компании по сделкам дочерней (часть 2 п. 2 ст. 94 ГК), а также в случае банкротства дочернего хозяйственного товарищества по вине материнской компании (часть 3 п. 2 ст. 94 ГК);

6) ответственность участника товарищества с ограниченной ответственностью, не внесшего полностью вклад, по обязательствам товарищества (часть 2 п. 1 ст. 77 ГК) и в других случаях.

Выступление в гражданском обороте от своего имени предполагает возможность быть истцом и ответчиком в суде, возможность от своего имени заключать договоры, совершать односторонние сделки. Юридическое лицо согласно пункту 2 статьи 33 ГК должно иметь печать со своим наименованием.

1.2 Организационно-правовые формы юридических лиц

ГК различает следующие виды юридических лиц в зависимости от целей деятельности: а) коммерческие; б) некоммерческие.

Коммерческое юридическое лицо — организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Некоммерческое юридическое лицо — организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющая полученную при-быль между участниками.

Приведенная классификация имеет большое практическое значение, поскольку каждый из видов юридических лиц подчинен особому правовому режиму.

Важные новеллы содержатся в нормах статьи 34 ГК, посвященных формам юридических лиц. Так, согласно пункту 2 указанной статьи юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, может быть создано только в форме государственного предприятия, хозяйственного товарищества, производственного кооператива.

Предусмотренный Гражданским кодексом перечень организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц, таким образом, является исчерпывающим и не может быть дополнен иным законодательным актом.

Многообразие организационно-правовых форм, использовавшихся ранее в отсутствие соответствующей правовой основы их деятельности, на практике создавало сложности, связанные с неопределенностью правового положения юридических лиц.

24 стр., 11575 слов

Управление многоквартирным домом товариществом собственников ...

... темы дипломной работы. Целью работы является исследование товарищества собственников жилья как субъекта жилищных ... регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по ... имуществом в многоквартирном доме. Из данного определения следует, что ТСЖ - это юридическое лицо, ... решаться на первом или на втором общем ...

Новый ГК не только предписывает создание коммерческих организаций в одной из предусмотренных в нем организационно-правовых форм, он также содержит общие для всех форм положения и наиболее принципиальные — для каждой. Одновременно ГК предусматривает принятие ряда законов, регулирующих порядок создания и деятельности коммерческих организаций на установленной кодексом концептуальной и нормативной основе. Такие законы были приняты («О хозяйственных товариществах», «О производственном кооперативе», «О государственных предприятиях» и др.).

В зависимости от характера прав учредителей (участников) на имущество созданного ими юридического лица, различают юридические лица, в которых:

  • а) учредителям принадлежат вещные права;
  • б) учредителям принадлежат обязательственные права;
  • в) учредители не сохраняют имущественных прав.

К первому виду относятся юридические лица, на имущество которых их учредители сохраняют право собственности или иное вещное право и которые обладают имуществом на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления.

К юридическим лицам, на имущество которых их участники (учредители) сохраняют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и кооперативы. Поскольку хозяйственным товариществам имущество принадлежит на праве собственности, участники обладают (независимо от доли в уставном капитале) обязательственными правами на это имущество. Так, если государственное предприятие будет преобразовано в акционерное общество, именно последнее станет собственником имущества общества, а у государства — лишь обязательственное право на это имущество и право собственности на акции. Между тем, государство в лице государственных органов (Правительства, министерств и ведомств и др.) нередко распоряжается имуществом акционерного общества как собственник.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители (участники) не сохраняют имущественных прав, относятся общественные объединения, общественные фонды, религиозные объединения (п. 4 ст. 36 ГК).

ГК допускает создание некоммерческой организации в форме учреждения, общественного объединения, потребительского кооператива, общественного фонда, религиозного объединения. Однако этот перечень не является исчерпывающим, поскольку некоммерческая организация может быть создана «и в иной форме, предусмотренной законодательными актами» (п. 3 ст. 34 ГК).

Глава II. Образование, реорганизация и ликвидация юридических лиц

2.1 Образование юридических лиц

ГК содержит лишь общие положения об образовании юридических лиц, конкретизируемые нормами об отдельных его видах. Специальная статья кодекса посвящена учредителям юридического лица Согласно статье 40 ГК юридическое лицо может учреждаться одним или несколькими лицами (учредителями).

Для учреждения юридического лица организацией, за которой имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, необходимо согласие собственника его имущества или уполномоченного им органа.

ГК определяет состав учредительных документов и их обязательные реквизиты, иные предъявляемые к ним требования.

6 стр., 2632 слов

Организация юридической службы в органах государственной власти

... юридической службы подразделяют на две группы: те, которые юридическая служба разрешает совместно с другими службами государственных органов, и задачи, разрешаемые непосредственно юридической службой. По функциональному признаку средства обеспечения юридической службой ... нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти на государственную регистрацию в Минюст России; 10) ...

Учредительными документами юридического лица в соответствии со статьей 41 ГК могут быть:

1) только устав:

2) учредительный договор и устав.

Законодательными актами могут быть предусмотрены и иные учредительные документы юридических лиц. В частности, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Только на основании устава действует коммерческая организация, учрежденная одним лицом. Согласно пункту 3 статьи 41 ГК учредительными документами хозяйственного товарищества и производственного кооператива могут быть предусмотрены предмет и цели их деятельности.

В тех случаях, когда в состав учредительных документов входит учредительный договор, он должен содержать условия, указанные в пункте 4 статьи 41 ГК, перечень которых не является исчерпывающим.

Требования к содержанию устава юридического лица изложены в пункте 5 рассматриваемой статьи. Перечень обязательных условий устава требует пересмотра с точки зрения целесообразности включения в него целого ряда условий: о режиме работы, о взаимоотношении между администрацией и трудовым коллективом и т.д.

Следует отметить, что в случае противоречий между учредительным договором и уставом одного юридического лица должны применяться условия:

1) учредительного договора, если они относятся к внутренним отношениям учредителей;

2) устава, если их применение может иметь значение для отношений юридического лица с третьими лицами.

Все заинтересованные лица вправе ознакомиться с уставом юридического лица.

Государственная регистрация и перерегистрация юридических лиц. ГК изменил существовавший до его принятия порядок регистрации юридических лиц. Порядок государственной регистрации юридических лиц регулируется, помимо ГК, также Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, «О государственной регистрации юридических лиц» от 17 апреля 1995 года и Положением «О порядке государственной регистрации юридических лиц органами Министерства юстиции Республики Казахстан» от 14 июля 1995 года.

Правовое значение государственной регистрации заключается в том, что юридическое лицо считается созданным с момента государственной регистрации. Факт регистрации юридического лица подтверждает соблюдение им установленного законом порядка образования юридических лиц и соответствие его учредительных документов закону. Отказ в регистрации может быть оспорен в судебном порядке. Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности образования юридического лица не допускается.

Основания перерегистрации юридических лиц перечислены в пункте 6 статьи 42 ГК. Юридическое лицо подлежит перерегистрации в следующих случаях: 1) уменьшение уставного капитала; 2) изменение наименования; 3) изменение состава участников в хозяйственных товариществах, за исключением открытых акционерных обществ. О других изменениях в статусе юридического лица, не требующих его перерегистрации, необходимо известить регистрирующий орган в месячный срок.

2.2 Реорганизация юридических лиц

В отличие от ГК 1964 года, новый кодекс более детально регулирует отношения, связанные с реорганизацией и ликвидацией юридических лиц, исходя при этом, прежде всего, из интересов кредиторов реорганизуемого или ликвидируемого юридического лица.

47 стр., 23139 слов

Реорганизация юридических лиц

... дипломной работе хотелось бы определить, что законодатель вложил в понятие реорганизация юридических лиц, рассмотреть ее правовую природу, а также рассмотреть реорганизацию юридических лиц на практике, изучить документы реорганизуемых юридических лиц, судебную практику и формы реорганизации юридических лиц, ...

Статья 45 ГК предусматривает следующие формы реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Законодательством могут быть предусмотрены и другие формы реорганизации.

Реорганизация может быть добровольной или принудительной. Добровольная реорганизация осуществляется по решению собственника имущества юридического лица (уполномоченного им органа) или органа юридического лица уполномоченного учредительными документами на его реорганизацию. Следует, однако, иметь в виду, что для отдельных видов юридических лиц императивной нормой законодательного акта к компетенции конкретных органов юридического лица относится принятие решения о его реорганизации. Так, согласно статье 79 ГК, к исключительной компетенции общего собрания участников относится решение вопроса о реорганизации или ликвидации товарищества с ограниченной ответственностью.

Соответственно, реорганизация юридического лица осуществляется решением собственника его имущества (уполномоченного им органа), или органом, уполномоченным законодательным актом, либо учредительными документами, либо по решению судебных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Решение о реорганизации юридического лица принимается, как правило, его высшим органом. В ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, реорганизация юридического лица производится с согласия компетентного государственного органа. Указанная норма учитывает, прежде всего, положения антимонопольного законодательства. В нашей республике аналогичные положения были исключены из Закона «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности» и не предусмотрены ГК.

Принудительная реорганизация может быть осуществлена по решению судебных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами (п. 3 ст. 45 ГК).

Таким образом, ГК устанавливает лишь судебный порядок принудительной реорганизации юридических лиц.

Порядок принудительной ликвидации определен пунктом 3 статьи 45 ГК, в соответствии с которой «если собственник имущества юридического лица, уполномоченный им орган, учредители или орган юридического лица, уполномоченный на его реорганизацию его учредительными документами, не осуществит реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении судебного органа, суд назначает управляющего юридическим лицом и поручает ему. осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на утверждение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц».

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента регистрации вновь возникающих юридических лиц.

При реорганизации юридического лица путем присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в государственный регистр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

38 стр., 18934 слов

Реорганизация юридических лиц (2)

... работы является исследование теоретических и практических проблем защиты прав кредиторов при реорганизации юридических лиц, а именно: анализ реорганизации как формы прекращения юридических лиц; рассмотрение института правопреемства как обязательного условия при реорганизации юридических лиц; определение содержания прав кредиторов ...

ГК (ст. 46) решает вопрос правопреемства при реорганизации юридических лиц применительно к каждому ее виду.

Так, при слиянии и преобразовании юридического лица права и обязанности каждого из них (при слиянии) и реорганизованного (при преобразовании) переходят ко вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным балансом.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

В случае разделения юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них, в соответствии с разделительным балансом, переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.

Требования, предъявляемые к передаточному акту и разделительному балансу (их содержания, утверждения), содержатся в статье 47 ГК.

Важными представляются положения пункта 1 рассматриваемой статьи, согласно которому передаточный акт и разделительный баланс должны решать вопросы правопреемства по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, а также обязательства, срок исполнения которых не наступил.

Имущество (права и обязанности) переходят к правопреемнику реорганизуемого юридического лица в момент регистрации вновь возникших юридических лиц или вносимых в учредительные документы изменений, если иное не предусмотрено законодательными актами или решением о реорганизации.

Статья 47 ГК предусматривает два основания отказа в регистрации вновь создаваемых в результате реорганизации юридических лиц:

1) непредставление с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса;

2) отсутствие в передаточном акте или разделительном балансе положений о правопреемстве реорганизованного юридического лица.

Помимо указанных, отказ в регистрации может последовать по общим основаниям, предусмотренным пунктом 5 статьи 42 ГК.

Статья 48 ГК закрепляет следующие гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации:

1. орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, обязан письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица;

2. при разделении и выделении кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать досрочного прекращения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков;

3. если разделительный баланс (при разделении и выделении) не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица, а также юридическое лицо, из состава которого выделялось другое юридическое лицо, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

2.3 Ликвидация юридического лица

Если при реорганизации юридического лица прекращение его влечет правопреемство по обязательствам, то при ликвидации юридическое лицо прекращается без правопреемства.

Ликвидация может быть добровольной и принудительной.

Добровольная ликвидация юридического лица производится по решению собственника его имущества ( уполномоченного им органа) либо соответствующего органа юридического лица по любому основанию.

11 стр., 5335 слов

Ликвидация юридических лиц

... ликвидации юридических лиц. Банкротство является одним из оснований для ликвидации юридического лица. Под банкротством (несостоятельностью) понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов ... судах. Процедура ликвидации по данному основанию может применяться только в отношении определенных юридических лиц: ...

Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда в случаях:

1) банкротства;

2) признания недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер;

3) систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица;

4) осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законодательными актами, либо с неоднократным или грубым нарушением законодательства;

5) принятия решения соответствующим органом, уполномоченным государством, по основаниям, предусмотренным законодательными актами.

Ликвидация отдельных видов юридических лиц возможна по решению соответствующего органа, уполномоченного государством по основаниям, предусмотренным законодательными актами.

Перечень оснований принудительной ликвидации юридического лица, таким образом, исчерпывающим не является.

Ликвидация юридического лица осуществляется ликвидационной комиссией, назначаемой собственником его имущества (уполномоченным им органом) либо соответствующим органом юридического лица — в случае добровольной ликвидации, судом — в остальных случаях. Ликвидационная комиссия на период ликвидации управляет юридическим лицом и выступает от его имени.

Ликвидационная комиссия сообщает в органы юстиции о предстоящей ликвидации, дает официальное объявление о ликвидации юридического лица в прессе с указанием срока подачи претензий кредиторами, который не может быть менее 2-х месяцев.

При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются, согласно статье 51 ГК, в следующей очередности:

  • в первую очередь — удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей;
  • во вторую очередь — удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
  • в третью очередь — производятся расчеты по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, и по выплате вознаграждения по авторским договорам;
  • в четвертую очередь — погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
  • в пятую очередь — производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законодательными актами.

Следует отметить, что порядок капитализации указанных платежей действующим законодательством, к сожалению, не определен;

  • Претензии кредиторов, неудовлетворенные за недостатком имущества ликвидируемого юридического лица, а также не заявленные до утверждения ликвидационного баланса, считаются погашенными.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом, обеспечиваются из стоимости заложенного имущества в пределах суммы обеспечения, а в остальной части — наравне с кредиторами пятой очереди.

Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался в суд, и требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

13 стр., 6240 слов

Юридическая ответственность физических лиц за нарушение прав ...

... строя, т.е. конституционного строя. Как юридическая возможность, так и правовая необходимость особенно отчетливо проявляются в конституционных правах, свободах и обязанностях людей. В литературе предпринята не ... его гражданами. Возлагая на граждан основные обязанности, государство сохраняет за собой возможность в лице соответствующих органов устанавливать содержание и объем этих обязанностей путем ...

Банкротство. Частным случаем ликвидации юридического лица является объявление его банкротом.

Понятие банкротства дано в статье 52 ГК, согласно которой «банкротство — признанная решением суда или официально объявленная во внесудебном порядке на основании соглашения с кредиторами несостоятельность должника, являющаяся основанием для его ликвидации». Таким образом, основанием признания юридического лица банкротом является его несостоятельность, под которой понимается неспособность должника удовлетворить требования кредиторов за счет принадлежащего ему имущества. Признание же юридического лица банкротом — основание его ликвидации. Введение особой процедуры ликвидации несостоятельного юридического лица основной целью имеет обеспечение интересов его кредиторов. Ввиду недостаточности имущества ликвидируемого должника для удовлетворения требований всех его кредиторов, процедуры банкротства призваны обеспечить справедливое распределение активов банкрота между кредиторами под их контролем.

В соответствии с Гражданским кодексом возможно банкротство индивидуального предпринимателя и юридического лица. Очевидно, однако, что институт банкротства в отношении учреждений и казенного предприятия применяться не должен, так как при недостаточности у них денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, субсидиарную ответственность по их обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Поэтому, согласно статье 2 Закона РК «О банкротстве» от 21 января 1997 года, действие его не распространяется на казенные предприятия и учреждения. В зависимости от того, кто инициирует применение процедуры банкротства в отношении несостоятельного должника, банкротство возможно в добровольном или принудительном порядке.

Добровольное банкротство имеет место в случае признания должника банкротом решением суда на основании заявления самого должника либо официального объявления должника о своем банкротстве во внесудебном порядке на основании соглашения с кредиторами. Принудительное банкротство возможно на основании заявления в суд кредиторов или иных указанных в Законе «О банкротстве» лиц.

ГК предоставляет должнику право обращаться в суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве в связи с его несостоятельностью. Однако, в случаях принятия должником (а в отношении государственного предприятия — уполномоченным органом) решения о ликвидации он обязан обратиться в суд с таким заявлением, если имущества должника недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, т.е. если он несостоятелен.

Кредитор может обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом, если он не исполнил обязательство в течение трех месяцев с момента наступления срока исполнения. Таким правом обладают кредиторы, имущественные требования которых вытекают из гражданско-правовых обязательств, а также налоговые и иные уполномоченные государственные органы в отношении обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Следовательно, работники юридического лица в связи с задержкой выплаты им заработной платы обратиться в суд с заявлением о признании работодателя банкротом не могут. Требования их о взыскании невыплаченной заработной платы могут быть удовлетворены в порядке общеискового производства. Согласно Закону «О банкротстве», производство по делу о банкротстве может быть возбуждено также по заявлению уполномоченного государственного органа в отношении государственного предприятия и хозяйственных товариществ, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее двух третей. В интересах государства и его органов, кредиторов отсутствующего должника, а также в случаях умышленного банкротства, заявление о признании должника банкротом может быть заявлено прокурором.

Дело о банкротстве, согласно статье 34 Закона «О банкротстве», должно быть рассмотрено судом в течение трех месяцев со дня поступления заявления в суд. Судом может быть вынесено одно из следующих постановлений: а) решение о признании должника банкротом и возбуждении конкурсного производства; б) решение от отказе в признании должника банкротом; в) определение о применении реабилитационной процедуры при наличии ходатайства; г) определение о прекращении производства по делу.

После возбуждения производства по делу о банкротстве, но не позднее 15 дней, вводится внешнее управление должником. Органы управления несостоятельного должника отстраняются от управления его имуществом и делами, которое переходит к назначенному администратору.

Реабилитационные процедуры .Не менее важной задачей процедуры банкротства является предоставление возможности должнику восстановить платежеспособность и предотвратить его ликвидацию. В этом заинтересован бывает не только должник, но нередко и кредиторы, да и общество в целом.

До вынесения судом соответствующего решения к неплатежеспособному должнику могут быть применены реабилитационные процедуры.

Реабилитационная процедура — судебная или внесудебная процедура, в рамках которой к несостоятельному должнику могут быть применены любые не реорганизационные, организационно-хозяйственные, финансово-экономические; правовые и иные не противоречащие законодательству меры, направленные на восстановление платежеспособности должника с целью предотвращения его ликвидации. Реабилитационная процедура может быть применена лишь в отношении коммерческих организаций и не должна превышать двух лет. Ходатайство о применении указанной процедуры может быть заявлено должником, собственником его имущества (в отношении государственных предприятий) или кредитором. На осуществление реабилитационной процедуры необходимо согласие кредиторов, представляющих более 50 процентов от общей суммы обеспеченных залогом требований, и более 50 процентов от общей суммы требований остальных кредиторов. Реабилитационная процедура осуществляется назначаемым с согласия кредиторов реабилитационным управляющим.

В случае объявления несостоятельного должника банкротом осуществляется его ликвидация в порядке конкурсного производства, для чего назначается конкурсный управляющий. Срок ликвидации банкрота определяется судом и не может превышать двух лет.

Требования кредиторов банкрота удовлетворяются в порядке очередности, установленной статьей 51 ГК.

Закон РК «О банкротстве» предусматривает упрощенные процедуры банкротства в отношении отсутствующего должника, а также несостоятельного должника при принятии им (собственником его имущества) решения о ликвидации. В указанных случаях не применяются реабилитационные процедуры, решение о признании должника банкротом и его ликвидации должно быть вынесено в течение двух недель в отношении отсутствующего должника и в месячный срок в отношении ликвидируемого несостоятельного должника.

Заключение

В качестве оснований возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений выступают юридические факты, т.е. правомерные волеизъявления людей, совершаемых с целью установления именно данных правовых связей. При этом, как правило, необходим двухсторонний юридический акт — согласованное волеизъявление работника и работодателя установить трудовое правоотношений. Таким двусторонним юридическим актом служит индивидуальный трудовой договор.

Индивидуальным трудовым договором признается двустороннее соглашение между работником и работодателем, заключаемое в письменной форме, по которому работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с исполнением актов работодателя, а работодатель обязуется своевременно и в полном объеме выплачивать работнику заработную плату и иные, предусмотренные законодательством и соглашением сторон, денежные выплаты, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде и коллективным договором.

В ряде случаев для возникновения трудового правоотношения требуется наличие сложного фактического состава, состоящего кроме трудового договора еще из других актов и действий (акт назначения на работу, акт избрания на выборную должность и т.д.).

Основанием изменения трудового правоотношения является по общему правилу соглашение сторон. В порядке исключения предприятие вправе временно перевести работника на другую работу без его согласия лишь по производственной необходимости, в случае простоя и в связи с состоянием здоровья работника.

Основанием прекращения трудового правоотношения может служить как соглашение его сторон, так и волеизъявление каждой из них.

В зависимости от того, от какой стороны исходит юридический акт, прекращающий трудовое правоотношение, принято различать: а) увольнение по инициативе работника; б) увольнение по инициативе администрации; в) увольнение по инициативе органов, не являющихся стороной трудового правоотношения (при призыве на военную службу работника, при вступлении в законную силу приговора суда, которым работник осужден к наказанию и т.д.).

Трудовые правоотношения прекращаются в связи с наступлением такого юридического факта, как смерть работника.

Как правило, указанные юридические акты признаются законными лишь в том случае, если они приняты сторонами при наличии установленных законом оснований и при соблюдении установленного законом порядка.

Приведенные выше юридические основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений касаются всех работников, где бы они ни работали.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/vozniknovenie-i-prekraschenie-yuridicheskih-lits/

1)Конституция Республики Казахстан

2)Гражданский кодекс Республики Казахстан 2003

3)Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан 2003

Научная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/vozniknovenie-i-prekraschenie-yuridicheskih-lits/

4)Жайлин Г.А. Гражданское право РК — Алматы,2001

5)Гражданское право под редакцией А. Г. Диденко. Курс лекций — Алматы,2006

6)Гражданское право Республики Казахстан. (Часть общая).

Учебное пособие. Том I. — Алматы: Гылым, 1998. Отв. ред.: профессор Г.И. Тулеугалиев.