Реформирование системы налогообложения сопровождалось и сопровождается внесением многочисленных изменений и дополнений в действующие законодательные акты в части предупреждения налоговых преступлений, усовершенствования исчисления, уплаты налогов и других обязательных платежей.
Многие исследователи отмечают неоднозначность и противоречивость состава налоговых преступлений, далеко не идеальное регулирование существующим законодательством вопросов уголовной ответственности в сфере налогообложения, которое создает возможность для ухода от налогообложения и провоцирует на создание различных схем незаконной минимизации налоговых обязательств, которые становится все сложнее квалифицировать как противоправные действия.
Законодательно обязанность налогоплательщика (юридического и физического лица) оплачивать установленные налоги и сборы определена в Конституции и Налоговом кодексе (НК) РФ.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
С позиции юридической науки уклонение от уплаты налогов трактуется как фискальное преступление, совершаемое с нарушением налогового законодательства. Налоговое право дает определение налоговых правонарушений как противоправных, виновных действий или бездействий, ведущих к неисполнению или исполнению ненадлежащим образом обязанностей, нарушению прав и законных интересов участников налоговых отношений, за которые устанавливается юридическая ответственность.
Преступления в сфере налогообложения представляют собой социально-правовое негативное явление, сочетающее в себе преступления, совершаемые в тот или иной период на определенной территории, обладающие количественными и качественными показателями, объектом действия которых является установленный действующим налоговым законодательством порядок уплаты налогов и других обязательных платежей
Так, например, по данным Федеральной налоговой службы в ходе 362,00 тыс. проведенных в 2014 году проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в том числе 170 проверок, проведенных по поручению органов прокуратуры) выявлено 208,5 тыс. нарушений, что на 2,4% выше уровня нарушений в 2012 году. Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений материалы переданы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел, составила 2,3%, что 1,6% ниже, чем в 2012 году, но данное снижение связано с внесением изменений в статьи 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации, увеличивших нижний предел суммы доначислений при проверке, необходимой для возбуждения уголовного дела.
Налоговый учет налога на имущество организаций
... ТД «ВладМиВа». Предметом исследования является ведение налогового учета на предприятии и налоговая отчетность по налогу на имущество. Целью данной курсовой работы является рассмотрение на примере предприятия ООО «ТД «ВладМиВа» ... учетной политике организации для целей налогообложения. 1.2. Структура и состав совокупности налоговых Все налоговые регистры условно можно разделить на 5 групп: 1. Регистры ...
Однако само существование обязательств подразумевает и существование нарушения обязательств и обязанностей, нарушения законного порядка их исполнения. Т.е. естественно наличие большого числа налоговых правонарушений. Если в уголовном праве установлена презумпция невиновности, то в налоговом праве многих стран (в частности, в США) установлена презумпция виновности.
Цель курсовой работы — широко рассмотреть тему «налоговые преступления», т.е. дать определение налоговым преступлениям, рассмотреть виды данных преступлений, дать уголовно-правовую характеристику преступлений, рассмотреть их состав.
Объект исследования — налоговые преступления, их законодательное определение.
Задачи работы — с использованием нормативно-правовой и специальной литературы:
- рассмотреть понятие и виды налоговых преступлений;
- изучить уголовно-правовую характеристику преступлений, предусмотренных статьями 198, 199 УК РФ;
- раскрыть уголовно-правовую характеристику преступлений, предусмотренных статьями 199.1, 199.2 УК РФ.
Для написания курсовой работы использована учебная, нормативно-правовая, периодическая литература.
1. Преступления в сфере экономической деятельности
1.1 Общая уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности
Основная группа преступлений в сфере экономической деятельности регламентирована в гл. 22 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту УК РФ), входящей в разд. VIII Кодекса «Преступления в сфере экономики».
Родовым объектом этих преступлений и одновременно объектом уголовно-правовой охраны является установленный порядок осуществления экономической деятельности, обеспечивающий соблюдение согласованных интересов личности, общества, государства.
Непосредственные объекты рассматриваемых преступлений весьма разнообразны. Их специфика с юридико-технической точки зрения наиболее полно проявляется в предмете преступления.
Нормы гл. 22 УК РФ отражают структурные перемены, произошедшие в экономике страны, и обусловленные ими изменения в социальных отношениях. Они охраняют установленные ст. 8 и другими статьями Конституции Российской Федерации единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, законную конкуренцию, свободу экономической деятельности. Глава 22 УК РФ, так же как и гл. 21, охраняет частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности.
Общими признаками преступлений в сфере экономической деятельности являются противоправность, общественная опасность, виновность и наказуемость.
Противоправность. Все преступления в сфере экономической деятельности, будучи запрещены уголовным законом, одновременно нарушают Конституцию Российской Федерации и нормативно-правовые акты, устанавливающие соответствующий порядок экономической деятельности, права и обязанности ее участников которые подразделяются на:
Криминологическая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности
... преступности в сфере экономической деятельности сблизился с определением этого явления в странах с развитой рыночной экономикой. В современной криминологии под преступностью в сфере экономической деятельности (экономической преступностью) понимается совокупность корыстных преступлений экономической направленности, совершаемых ...
- ·взаимные, устанавливаемые на началах диспозитивности (частноправовых норм);
- ·перед третьими лицами (публично-правовые и частноправовые нормы);
- ·перед публичной властью, государством в целом, его органами, муниципальными органами.
Установление противоправности деяния в сфере экономики предполагает также вывод об отсутствии обстоятельств, исключающих преступность деяния, особенно крайней необходимости, физического или психического принуждения, обоснованного риска.
Общественная опасность. Она состоит либо в причиненном вреде, либо в способности причинять вред (в поставлении в опасность) и существует также и там, где УК РФ не требует наступления преступных последствий.
При совершении этих преступлений общественная опасность проявляется:
- ·в нанесении ущерба граждан, организациям, государству;
- ·в неохватываемых предписаниями статей вредных последствиях — потере рабочих мест, снижении зарплаты работников, уменьшении облагаемой налогами прибыли, ухудшении условий труда и т.п.;
- ·в утрате доверия к государственному аппарату и управленческим структурам коммерческих организаций, подрыве экономического порядка как условия социальной стабильности.
Весь вред, отражающий общественную опасность преступлений в сфере экономической деятельности, должен быть противоправным. На практике трудно устанавливать общественную опасность, но без этого деяние ни в коем случае нельзя считать преступлением.
Виновность. Все рассматриваемые преступления являются умышленными и, как правило, совершаются с косвенным умыслом по отношению к преступным последствиям.
Наказуемость. За совершение преступлений в сфере экономической деятельности законодателем с учетом личности возможного преступника, общественной опасности деяний установлены различные виды наказания: от штрафа до лишения свободы. Они позволяют стремиться к достижению целей наказания, а их критика без особо убедительных аргументов не является продуктивной.
Все преступления в сфере экономической деятельности по УК РФ можно подразделить на следующие группы:
- против общего порядка предпринимательской деятельности — ст. 169, 170, 171, 172, 173, 174, 175;
- против правил кредитных отношений — ст. 176, 177;
- против порядка законной конкуренции на рынке — ст.
178, 179, 180, 181, 182, 183, 184;
- против финансовой системы — ст. 185, 186, 187;
- против порядка внешнеторговой деятельности — ст. 188, 189, 190;
- против порядка оборота валютных ценностей — ст. 191, 192, 193;
- против порядка уплаты таможенных платежей и налогов — ст. 194, 198, 199;
- против порядка осуществления банкротства — ст. 195, 196, 197;
- против прав потребителей — ст.
200.
1.2 Понятие и виды налоговых преступлений
Налоговое преступление — это совершенное в налоговой сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим уголовным законодательством территории, к юрисдикции которой оно отнесено. Понятие «налоговое преступление» может применяться в качестве собирательного обозначения всего многообразия преступных деяний, совершаемых субъектами в ходе реализации налоговых правоотношений. По этой причине в контексте налоговой преступности следует рассматривать не только противоправные действия налогоплательщика, направленные на уклонение от уплаты налоговых платежей, но и, например, незаконное получение налоговых льгот или осуществление в пределах налогового правоотношения противозаконных действий должностными лицами налоговой администрации.
Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов с организаций
... периодических изданий социально-экономическую мотивацию возникновения налоговых преступлений, исследовать понятие налогового преступления, а также элементы состава налогового преступления, заключающегося в уклонении от уплаты налогов и сборов с организаций. Научную новизну дипломной работы автор видит в том, что ...
Признаками налогового преступления являются:
- вина субъекта преступления, т.е. лица, совершившего деяние;
- общественная опасность деяния;
- нарушение норм законодательства о налогах и сборах;
- наличие запрета уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за совершение деяния.
В ряде случаев объект правовой охраны идентичен
Налоговая преступность, безусловно, препятствует решению государственных задач, тем самым, причиняя прямой ущерб не только государственным, но и общественным интересам. Как ни странно на первый взгляд, совершение налогового преступления создает существенные неудобства и для лица, его совершившего, особенно если он осуществляет предпринимательскую деятельность.
Безусловно, наличие уголовно-правового запрета на совершение действий по уклонению от уплаты налогов и сборов создает определенные риски для потенциальных налоговых преступников. И дело здесь не только в самом факте установления уголовного наказания за совершение налогового преступления. Неизбежным итогом любого налогового преступления, как выявленного, так и оставшегося латентным, для налогоплательщика станут:
- ·сокрытие части прибыли от инвесторов и внушение опасений потенциальным инвесторам;
- ·риск приостановления деятельности на время проведения предварительного расследования;
- ·подрыв деловой репутации и потеря клиентуры, что в перспективе приведет к ощутимым убыткам и потере места на рынке.
Это далеко не полный перечень рисков, возникающих в связи с уклонением от уплаты налогов и (или) сборов.
Необходимо так же отметить, что системообразующим фактором для налоговых преступлений является сама сфера налоговых правоотношений, а не субъект преступного посягательства (налогоплательщик) или предмет такого деяния (неуплаченный налог).
Налоговые отношения — это властные отношения, складывающиеся между государством в лице уполномоченных им органов, с одной стороны, и гражданами и организациями как налогоплательщиками с другой.
К налоговым правоотношениям, как правило, относятся властные отношения:
- ·по установлению, введению, исчислению, взиманию и уплате налогов и сборов;
- ·исполнению должностными лицами налоговой администрации своих профессиональных обязанностей в налоговой сфере (осуществление налогового контроля, налоговых расследований и привлечение к ответственности за совершение налогового нарушения).
На основании данной классификации можно выделить две группы налоговых преступлений:
1.Налоговые преступления в сфере установления, введения, исчисления, взимания и уплаты налогов и сборов
Налоговыми преступлениями в сфере установления, введения, исчисления, взимания и уплаты налогов и сборов являются:
- ·уклонение от уплаты налоговых платежей;
- ·воспрепятствование установлению правильного размера налоговых платежей;
- ·нарушение обязанностей по удержанию и перечислению налоговых платежей;
- ·воспрепятствование принудительному взысканию налоговых платежей;
- ·незаконное получение налоговых льгот;
- ·незаконное получение возвращаемых государством налоговых платежей.
Наиболее распространенным видом налоговых преступлений, безусловно, является уклонение от уплаты налоговых платежей. В настоящее время в уголовном законодательстве применяется несколько моделей описания налогового преступления в форме уклонения от уплаты налоговых платежей. В зависимости от этого таким налоговым преступлением может быть признано уклонение от уплаты:
Основы законодательства о налогах и сборах
... Налогового Кодекса "законодательство о налогах и сборах". Основные начала законодательства о налогах и сборах: 1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. 2. Налоги и сборы ...
- только налогов;
- всей совокупности налогов и сборов;
- конкретного вида налога или сбора;
- всей совокупности налогов и сборов, но при наличии особых обстоятельств (военное или чрезвычайное положение);
- налогов и сборов, взимаемых с определенной категории налогоплательщиков;
- любых налогов и сборов, но совершенное определенной категорией лиц.
К числу налоговых преступлений в сфере налогового администрирования относятся:
- ·неисполнение обязанностей работниками налоговой администрации;
- ·воспрепятствование законной деятельности органов и должностных лиц налоговой администрации;
- ·препятствование проведению следствия по делу о налоговом правонарушении или преступлении;
- ·подстрекательство к совершению налогового преступления;
- ·незаконное обложение;
- ·незаконное предоставление налоговых льгот.
Как было отмечено ранее, объектом налоговых преступлений в форме уклонения от уплаты налогов и сборов являются налоговые правоотношения в сфере установления, введения, исчисления, взимания и уплаты налогов и сборов.
В уголовном законодательстве Российской Федерации предусмотрено три вида налоговых преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и сборов:
- уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ);
- уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ);
— уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ).
2. Уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений и практика их применения, .1 Уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных статьями 198, 199 УК РФ
Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды (ст. 198 УК).
Закон устанавливает ответственность за уклонение физического лица от уплаты налога путем непредставления налоговой декларации в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, либо иным способом, а равно от уплаты страхового взноса в государственные внебюджетные фонды совершенное в крупном размере.
Квалифицирующие признаки: совершение деяния лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьей, а также ст. 194 или 199 УК, либо в особо крупном размере. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более шестисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион восемьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более трех миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая девять миллионов рублей.
Ответственность за уклонение от уплаты налогов
... ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач: раскрыть значение института уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов; определить круг бюджетных отношений, на которые посягает рассматриваемое преступление; охарактеризовать способы уклонения от уплаты налогов и сборов, ответственность за ...
Статья 198 содержит основной состав преступления с альтернативными признаками по объективной стороне и предмету. Наступления преступных последствий не требуется.
Обязательным условием наступления уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов или страховых взносов, которое может выражаться как в действиях, так и в бездействии, является крупный или особо крупный размер неуплаченного налога.
Преступление может быть совершено в совокупности со ст. 171 и другими статьями УК РФ, например, действиями виновного, занимающегося предпринимательской деятельностью без регистрации или без специального разрешения либо с нарушением условий лицензирования и уклоняющегося от уплаты налога с доходов, полученных в результате такой деятельности. Возможность освобождения от уголовной ответственности предусмотрена в примечании к данной статье.
Общественная опасность уклонения от уплаты налогов и страховых взносов гражданами заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, установленной ст. 57 Конституции РФ, что влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, а также в подрыве экономических интересов государства. Такая общественная опасность может возникать, по существу, во всех видах экономической, равно как и любой иной деятельности, связанной с получением доходов, от которой по различным основаниям в соответствии с законом проистекает обязанность представления декларации.
Правовые основы налогообложения физических лиц установлены Налоговым кодексом Российской Федерации в главе 23.
Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) представляет собой документ, форма, порядок и формат заполнения которого утверждены в приложениях №1, 2 и 3, соответственно, Приказа Федеральной налоговой службы от 10 ноября 2012 г. №ММВ-7-3/
Налоговая декларация представляется физическими лицами в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, за исключением случаев, когда
общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная налогоплательщиком исходя из доходов, фактически полученных от деятельности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, превышает сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей за налоговый период;
- налогоплательщик выезжает за пределы Российской Федерации до окончания налогового периода и общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная налогоплательщиком исходя из доходов, фактически полученных от деятельности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, превышает сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей;
- патент аннулирован в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Налоговую декларацию обязаны предоставлять физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности; нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, — по суммам доходов, полученных от такой деятельности; иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», — по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности; физические лица в части получения отдельных видов дохода, указанных в статье 228 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статус Президента Российской Федерации
... ст. 26, п.2), провозглашающая субъектами исполнительной власти президента и правительство. Таким образом, глава государства рассматривается ... президентская власть никак не подрывает демократический характер правового государства - напротив, она при определенных условиях является ... отрицающем принцип разделения трех властей, образуется особый статус главы государства, вытекающий из его собственных ...
Объектом налогообложения является у физических лиц, имеющих постоянное место жительства в России, — совокупный доход, полученный из источников в Российской Федерации и за ее пределами; у физических лиц, не имеющих постоянного места жительства в России, — из источников в Российской Федерации.
Предметом преступления по данной статье являются два вида платежей — налоги и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.
Доходы как объект налогообложения — это совокупный (общий) доход, полученный гражданином в календарном году как в денежной форме (в валюте Российской Федерации или иностранной валюте), так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды. Совокупный доход исчисляется на основе действующего законодательства и подзаконных нормативных актов. Он включает: доходы по месту основной работы, т.е. все выплаты, в частности заработную плату, премии и проч., другие доходы, получаемые не по месту основной работы (службы, учебы), от предпринимательской деятельности и иные доходы. Некоторые виды доходов не включаются в налогооблагаемую массу.
Расходы — это понесенные гражданином затраты, влекущие в предусмотренных налоговым законодательством случаях уменьшение налогооблагаемой базы.
Законодатель регламентирует особенности различных видов налогообложения и исчисления налогов с доходов, например доходов получаемых: а) физическими лицами за выполнение ими трудовых и иных приравненных к ним обязанностей по месту основной работы (службы, учебы); б) не по месту основной работы (службы, учебы); в) от предпринимательской деятельности и других доходов; г) от иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации.
Объективная сторона преступления включает в себя: уклонение от уплаты налога или страхового взноса либо путем бездействия, состоящего в непредставлении декларации о доходах, которую он обязан представить, либо путем действия, состоящего фактически в интеллектуальном подлоге, т.е. включении в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом; условие совершения действия (бездействия), т.е. уклонение от уплаты налога и (или) страхового взноса в крупном размере, что по формулировке, содержащейся в примечании к данной статье, выражается в неуплаченном налоге, сумма которого превышает 10% от всей суммы начисленных налогов и сборов (но более ста тысяч рублей — согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного суда РФ №64 от 28.12.2006 г.).
Налоговые преступления, их квалификация по уголовному и налоговому праву России
... компетенцию субъектов тамоенных отношений и связанных с ними преступлений. 2. Налоговые преступления 2.1. Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды Как ... из которой исключено указание на несвоевременную подачу декларации; изменено название статьи; для привлечения к ответственности установлена необходимость крупного размера уклонения от у
Непредставление декларации о доходах согласно ст. 198 наказуемо только в случаях, когда подача декларации является обязательной. Основания, при которых подача декларации является обязательной, указаны в Налоговом кодексе РФ.
Под уклонением от уплаты налогов и (или) сборов следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.
Способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов могут быть как действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, так и бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных указанных документов.
Таким образом, само по себе непредставление декларации не является преступлением, оно является таковым только при наличии дополнительных условий. Такими обязательными условиями являются: истечение срока для предоставления декларации; наличие возможности представить декларацию; действия налоговых служб, побуждающих к представлению декларации; фактическая неуплата налога.
При определении момента окончания преступления следует исходить из того, что до истечения срока представления декларации уклонение в уголовно-правовом смысле не может иметь места, так как лицо имеет право не представлять декларацию именно до истечения срока. Уклонение как общественно опасное действие начинается после истечения срока для представления декларации, с момента, когда при обязательных для уклонения условиях, лицо имело возможность представить декларацию, но не сделало этого, т.е. уклонилось путем бездействия. В соответствии с п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. №64 «О практике применения судами Уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» преступления, предусмотренное ст. 198 и 199 УК, считаются оконченными с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством.
Срок уплаты налога не совпадает со сроком подачи декларации о доходах.
Заведомая искаженностъ данных о доходах возможна при наличии двух признаков: относимости данных к исчислению налогов и их заведомого, т.е. очевидного для лица, несоответствия реальному состоянию базы налогообложения. Относимыми являются наличные либо отсутствующие фактические данные о месте, основаниях получения доходов, о расходах, льготах, т.е. удержанных суммах и других сведениях, которые должны содержаться в декларации и которые влияют на исчисление суммы доходов, подлежащих налогообложению. Заведомо искаженными являются данные, основанные на умышленном искажении либо игнорировании фактов, например заниженные сведения о начисленном доходе.
Уголовная ответственность за налоговые преступления
... крупных и особо крупных размерах. Декларация является основанием для начисления и уплаты подоходного налога. Она подается в налоговый орган по месту жительства физическим лицом, имеющим основное место работы ... законодательства в части ответственности за налоговые преступления. Все сказанное свидетельствует об особой актуальности темы данной дипломной работы. Степень научной разработанности темы ...
Не являются заведомо искаженными данные, полученные в результате спорной трактовки юридической природы фактов, влияющих на процесс исчисления налогов, а также в результате толкования действующих правовых актов, в частности, в случаях, когда окончательный спор решается судом.
Крупный размер является последствием совершенного преступления и выражается в сумме неуплаченного налога, которая представляет собой разницу между ранее выплаченной и дополнительно подлежащей выплате суммой налога. Налог признается неуплаченным и в случае, если он взыскивается в принудительном порядке; уплата налога добровольно прекращает бездействие, направленное на совершение преступления — уклонение от уплаты налога, и должна рассматриваться как добровольный отказ от совершения преступления. При определении в денежном выражении размера неуплаченного налога, являющегося основанием для квалификации содеянного по ч. 1 или ч. 2 ст. 198 УК как уклонения гражданина от уплаты налога, совершенного в крупном или особо крупном размере, либо квалификации содеянного по ч. 1 ст. 199 УК как уклонения от уплаты налогов с организаций, совершенного в крупном размере, надлежит исходить разъяснений данных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. №64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления».
По смыслу закона уклонение от уплаты налогов с организаций может быть признано совершенным в крупном размере как в случаях, когда сумма неуплаченного налога превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда по какому-либо одному из видов налогов, так и в случаях, когда эта сумма является результатом неуплаты нескольких различных налогов.
Субъект преступления — налогоплательщик, т.е. физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), достигшее 16-летнего возраста, имеющее облагаемый налогом доход и обязанное в соответствии с законодательством представлять в целях исчисления и уплаты налога органы налоговой службы декларацию о доходах.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность действий и желает наступления их последствий в виде неуплаты налога в крупном размере. Отсутствие предвидения возможности или неизбежности наступления общественно опасных последствий — неуплаты налогов в крупном размере — исключает наступление уголовной ответственности. Совершение данного преступления по неосторожности законом не предусмотрено.
Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов с организаций (ст. 199 УК).
Согласно закону ответственность наступает за уклонение от уплаты налогов с организаций путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном и особо крупном размере.
Квалифицирующие признаки: совершение деяний группой лиц по предварительному сговору, лицом, ранее судимым за совершение преступлений предусмотренных настоящей статьей, а также ст. 194 и 199 УК РФ; неоднократность и крупный размер.
При этом уклонение от уплаты налогов с организаций признается совершенным в крупном размере, если сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.
Статья содержит в себе признаки двух основных составов, различающихся по предмету и объективной стороне: уклонение от уплаты налогов путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах, а также квалифицированных по признаку неоднократности составов преступления.
Преступление является оконченным, с момента фактической неуплаты налога или страховых взносов.
Предписания статьи раскрываются в упомянутом выше постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. №64.
Социально-поведенчески деяние представляет собой распространенный тип экономических неправомерных поступков. Оно нередко осуществляется наряду с частой неуплатой организациями налогов со ссылкой на прямое отсутствие средств или уплатой налогов различными денежными суррогатами, путем зачета и т.п.
Общественная опасность та же, что и при совершении преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ.
Объективная сторона уклонение от уплаты налогов может выражаться как во внесении в бухгалтерские документы и налоговую отчетность заведомо искаженных сведений, относящихся к этим объектам, так и в умышленном непредставлении в налоговые органы отчетной документации о таких объектах.
Заведомо искаженными признаются специально измененные и ставшие фактически неверными данные относительно величины, доходов, расходов, или льгот, учитываемых при исчислении налогов, а также данные, неверно отражающие фактическое состояние ввиду игнорирования существенно важных сведений.
Заведомо искаженные данные признаются включенными в бухгалтерские документы, если последние подготовлены к представлению в налоговые органы и оформлены в надлежащем порядке.
Как неоднократное уклонение от уплаты налогов с организаций надлежит квалифицировать действия виновного, совершившего два раза и более деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 199 УК, независимо от того, был ли он осужден за ранее совершенное деяние являлся исполнителем или соучастником преступления и было ли ранее совершенное деяние оконченным преступлением или покушением на преступление.
Уклонение от уплаты налогов с организаций не может квалифицироваться как совершенное неоднократно, если судимость за ранее совершенное лицом преступление была погашена или снята, а также если за ранее совершенное преступление лицо было в установленном законом порядке освобождено от уголовной ответственности.
Субъект преступления по п. 7 постановления №64 Пленума Верховного Суда РФ — руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. К числу субъектов данного преступления могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера).
Действия должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, умышленно содействовавших уклонению от уплаты налогов гражданином или с организации, надлежит квалифицировать как соучастие в совершении преступления, т.е. по ст. 33 УК и соответствующей части ст. 198 или ст. 199 УК, а если при этом они действовали из корыстной или иной личной заинтересованности, то и по соответствующим статьям УК, предусматривающим ответственность за совершение преступлений против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 285, 290, 292 УК).
Лица, организовавшие совершение преступления, предусмотренного ст. 199 УК, или руководившие этим преступлением либо склонившие к его совершению руководителя, г