Реформирование системы здравоохранения на современном этапе развития РФ

Однако, финансирование программы не позволило выполнить все предусмотренные мероприятия. Учитывая неблагоприятный прогноз по ВИЧ-инфекции и СПИДу, необходимо принять на государственном уровне меры по увеличению инвестиций на эту программу, усилить контроль за ее реализацией.

Сюда же относится Федеральная целевая программа «Вакцинопрофилактика на 1999-2000 годы и на период до 2005 года». Основные направления Программы – разработка и внедрение новых средств профилактики и диагностики инфекционных заболеваний, развитие отечественного производства иммунобиологических препаратов в условиях, соответствующих международным и национальным требованиям, создание условий транспортировки, хранения и применения, проведение специфической профилактики населения в соответствии с перечнем инфекций, определенных Национальным календарем профилактических прививок. Но в данной программе не были решены вопросы реконструкции и технического переоснащения производств, модернизации государственной системы контроля качества медицинских иммунобиологических препаратов, не создана система целенаправленного информирования населения о мерах профилактики инфекций, управляемых средствами специфической профилактики.

Реализация Программы 2000-2005 годов при стабильном финансировании, должна позволить решить большинство проблем как по разработке, производству и применению иммунопрепаратов, так и по снижению инфекционной заболеваемости взрослых и детей.

К третьей же группе относится Федеральная целевая программа «Сахарный диабет», рассчитанная на 1997-2005 годы. В ней решены социальные вопросы снижения заболеваемости и улучшения качества жизни больных сахарным диабетом – производство специальных продуктов питания, создание возможностей для тестового самоконтроля. Коллегия Министерства здравоохранения, органы власти и управления здравоохранением субъектов Российской Федерации постоянно контролируют ее выполнение. На основе Федеральной программы в 79 административных территориях приняты и реализуются региональные целевые программы. Программа позволила сформировать в стране диабетологическую службу, ведущим учреждением которой является Федеральный диабетологический центр, создать 34 региональных диабетологических центра. В половине территорий Российской Федерации в структуре эндокринологических стационаров выделен специальный коечный фонд для лечения больных сахарным диабетом. По программе осуществляется подготовка кадров для решения этих проблем.2

5 стр., 2188 слов

Основы национальной безопасности. Концепция национальной безопасности ...

... психологическая (сознание человека как объект национальной безопасности). Система национальной безопасности России Защита национальных интересов государства осуществляется системой национальной безопасности, которая создается и функционирует на основе концепции национальной безопасности. Система национальной безопасности - это совокупность органов управления, сил ...

Таким образом, важнейшими правовыми актами в сфере реформирования здравоохранения являются закон «О медицинском страховании граждан РФ», приказ «О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)», целевая программа «Семейная медицина». Все правовые акты, регулирующие сферу здравоохранения, делятся на организационные; носящие характер непосредственного обеспечения населения медицинской помощью; нормативные акты, касающиеся профилактики и лечения болезней. Несмотря на все многообразие имеющихся нормативных актов, имеется множество проблем, связанных с их исполнением и содержанием.

Так, в Конституции РФ не определен минимальный перечень тех медицинских услуг, которые государство намерено обеспечить населению, а также нигде не встречается упоминания об учреждениях или лицах, ответственных за выполнение намерений государства, не прописаны рычаги контроля за их выполнением. Часто отсутствуют инвестиций на реализацию той или иной программы, что является препятствием к ее утверждению Правительством Российской Федерации, и получается так, что программы остаются только на бумаге.

1.3. Законодательные основы реализации функций планирования и контроля в государственном регулировании сферы здравоохранения

Законодательные основы реализации функций планирования и контроля в данном курсовом проекте предлагается рассмотреть на основе следующих нормативно-правовых документов.

В марте 1999 года Правительством принято постановление «О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства». Издан приказ Министерства «О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства» и указание «О проведении мониторинга за уровнем цен на лекарственные средства». Этими актами устанавливаются меры по усилению государственного контроля цен на лекарственные средства.

Изменения, произошедшие в системе производства и оборота лекарственных средств, потребовали формирование системы государственного контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, отвечающих современным требованиям. Эта работа особенно настойчиво начала проводиться в стране с 1995 года. Правовой базой для нее служат законы Российской Федерации «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции, товаров и услуг», «Лекарственных средствах».

В 1998 году была разработана и утверждена Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью. Программа содержит план достижения необходимого уровня финансирования из общественных источников, а также механизм контроля за данным финансированием.

Минздравом России совместно с ФОМС разработан и принят Государственной Думой Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

Принципы:

1.Учитывая, что у обязательного и добровольного медицинского страхования, а соответственно и у осуществляющих эти виды страховых компаний, цели различны – в одном случае максимально возможное направление средств на оказание медицинской помощи населению, во втором – получение прибыли, контроль и планирование этих видов страхования должны осуществляться отдельными законами.

9 стр., 4099 слов

Договорная ответственность участников системы обязательного медицинского ...

... ОМС. Страхователи имеют право: на выбор страховой медицинской организации; осуществления контроля за выполнением договора ОМС. Страхователи обязаны: заключать договоры ОМС; вносить взносы на ОМС; ... страховой деятельностью. Они не входят в систему здравоохранения. Законодательство запрещает органам управления здравоохранением и медицинским учреждениям быть учредителями страховых медицинских ...

2.Устранение посредников в системе финансирования здравоохранения за счет средств ОМС, что приведет к большей «прозрачности» и усилению контроля за финансовыми потоками и деятельностью учреждений.

3.Предусматривается также усиление роли государства в планировании и контроле за деятельностью системы ОМС.

Таким образом, нормативные акты, целью которых является обеспечение и осуществление планирования и контроля за деятельностью всех звеньев системы здравоохранения разрабатываются, но их разработка идет медленно, так как для всей системы здравоохранения после многолетнего существования административного строя существует проблема перехода на самостоятельное выполнение функций контроля и планирования. Кроме того, в нормативно-правовых актах не определены организации, которые разрабатывают стандарты медицинской помощи и отвечают за их эффективность, а также не прописаны положения о контроле за деятельностью отдельных врачей, медицинских учреждений, страховых медицинских организаций, об учреждениях, осуществляющих такой контроль.

В настоящее время существует много точек зрения на проявление функций планирования и контроля в здравоохранении. Так, некоторые исследователи3 пишут о том, что Минздрав РФ, а также другие органы, ответственные за планирование и контроль, не выполняют возложенных на них функций, так как утратили реальное представление о положении дел в центре и на местах и практически не могут влиять на состояние системы, лишились прежних и не освоили новые рычаги управления. Принимающиеся планы и распоряжения хаотичны и противоречивы, многие из них просто не выполняются, тем более, что правительство отказывается от роли монополиста в здравоохранении и суживает в этом плане обязательства государства. Венедиктов пишет и о том, что главные ошибки накопились как раз в блоке планирования: недостаточное финансовое и материально-техническое обеспечение здравоохранения и привело к деградации системы в целом. Вторым по величине накопленных ошибок стал блок контроля: не получая необходимых информационных ресурсов, органы управления здравоохранением СССР и России не могли вовремя анализировать деятельность системы и вносить в нее радикальные и гибкие изменения.

Другие исследователи4 пишут о том, что в российском здравоохранении отсутствует не только стратегия, но и сколько-нибудь четкая концептуальная основа для оптимального планирования и контроля за деятельностью учреждений здравоохранения. Кроме того, он говорит о том, что действующее законодательство РФ исключает возвращение к вертикальной системе управления, основанной на подчинении нижнего уровня управления вышестоящему. И в современной системе здравоохранения основная роль по контролю и планированию медицинской помощи населению должна принадлежать местным органам самоуправления, обладающим значительной автономией. В то же время необходимо создать условия для проведения единой политики государства в области здравоохранения на уровне субъекта Федерации в целом.

3 стр., 1494 слов

Контроль и надзор в системе государственного управления

... управления. Целью работы является изучение сущности, содержания и формы государственного контроля и надзора в системе государственного управления. Для достижения установленной цели, были поставлены раскрыть методы государственного управления, определить понятие терминов контроля и надзора, изучить контрольно - надзорную функцию ...

Таким образом, упомянутые ученые сходятся во мнении, что планирование современном здравоохранении осуществляется непродуманно и хаотично, а контроль за деятельностью учреждений здравоохранения практически не осуществляется. Кроме того, ученые сходятся во мнении, что выполнение данных функций в большей мере необходимо перенести на уровень местного самоуправления.

  1. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ПЛАНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ПРИ РЕФОРМИРОВАНИИ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Методология исследования: 1)сбор информации об объекте исследования, 2)сбор статистических данных о контроле и планировании в области реформирования здравоохранения, 3)группировка, анализ и обобщение полученной информации, 4)определение критериев оценки качества выполнения функций планирования и контроля в здравоохранении, 5)анализ показателей, 6)написание выводов по проанализированной информации. В процессе исследования использовались методы системного, факторного и SWOT-анализа.

Реформирование здравоохранения можно представить в виде субъектно-объектной схемы (рис.1):

рис.1

Субъектом управления в данном случае, Объектом управления являются учреждения здравоохранения:

1)фонды ОМС,

2)службы санитарного надзора,

3)лечебно-профилактические учреждения разных форм собственности,

4)санатории,

5)аптечные учреждения.

Между субъектом и объектом происходит взаимодействие, обусловленное целью, принципами, с помощью функций и методов.

Целью данного взаимодействия является:

обеспечение эффективного функционирования сферы здравоохранения 5

Для реализации указанной цели необходимо осуществить следующие задачи, которые можно разделить на политические, экономические, социальные и организационные:

Политические задачи:

1. Создание правового поля, адекватно отражающего и регулирующего деятельность системы здравоохранения в новых социально-экономических условиях.

2. Воссоздание общенациональной системы охраны здоровья — как одной из сфер жизни общества, обеспечивающей возможность осуществления политических, экономических, научно-образовательных, лечебно-профилактических, управленческих и организационных мероприятий, направленных на реализацию права граждан на сохранение собственного здоровья.

Экономические задачи:

1. Придание медицинской услуге статуса экономической категории.

2. Адаптация понятия “рыночные отношения” к деятельности медицинских учреждений и медицинских работников.

3. Повышение эффективности использования финансовых и материально-технических ресурсов, предоставляемых учреждениям здравоохранения.

Социальные задачи:

1. Формирование гражданской ответственности и осознания социальной значимости собственной профессии за счет участия полномочных представителей врачебного сообщества в проектировании, планировании, реализации и контроле за выполнением программ управления здравоохранением.

7 стр., 3149 слов

Коррупция в здравоохранении

... врачей на коммерсантов от медицины[8]. Коррупция в здравоохранении, подрывает доверие граждан к представителям ... остро нуждающиеся в определенных медицинских исследованиях, вынуждены ждать их месяцами. В ... Кроме того, коррупция в учреждениях, предоставляющих медицинские услуги, может принимать и другие формы. ... подарка. 7. Диспропорция в распределении информации. Медицинские работники в любом случае ...