Печорин — кто он на самом деле — злодей или жертва? Кто Печорин виновник или жертва трагедии (по повести Бэла) Кто печорин виновник или жертва

Григорий Печорин. Кто он, этот удивительный персонаж, описанный Лермонтовым как герой нашего времени? Уставший от светской суеты, ищущий успокоения души на Кавказе, Печорин сам не до конца понимает свое душевное состояние, и терзает тех, кто тянется к нему. Несомненно, он умен, может, гораздо больше остальных, он по-своему добр, интересен, но равнодушие к последствиям его поступков приводит к трагедиям.

В повести «Бэла» Печорин и его приятель Максим Максимыч живут на Кавказе. Они прекрасно ладят с местными жителями и даже получают приглашение на свадьбу к князю, выдающему замуж старшую дочь. Именно на свадьбе Печорин впервые видит Бэлу, которая невинно заигрывает с ним. Младшая дочь князя — почти ребенок, но она совершенно не похожа на тех светских красавиц, к которым привык Григорий. Печорин увлекается девушкой и подговаривает ее брата выкрасть сестру за коня, о котором мечтает молодой парнишка. Горячая кровь играет свою роковую роль, сестра похищена, а Азамат, брат Бэлы, с помощью Печорина, крадет коня и навсегда исчезает из родительского дома. Трагедии начинается с горя в княжеской семье: пропадает младшая дочь, а сын сбегает, украв лучшего скакуна у разбойника Казбича.

Бэла долго не принимает ухаживания своего похитителя, а Григорий стремится, во что бы то ни стало, заполучить гордую княжну. Большого труда изменить к себе отношение пленницы не составляет, и вот, Бэла уже не дикий запуганный зверек, а влюбленная женщина, которая готова быть рядом со своим единственным мужчиной всю жизнь. Как можно объяснить этот поступок Григория? Неужели безумная любовь или дикая страсть так обуяла уравновешенного офицера? Нет, это – скука, эгоистичное желание получить ту игрушку, какая понравилась. Обычно, когда нет чувств, заполучив желаемое, люди быстро охладевают. Так и происходит в отношениях Печорина и Бэлы. Чем больше девушка влюбляется в Григория, чем крепче привязывается, тем холоднее он становится. Любовь и благосклонность Бэлы обернулась для нее же горьким разочарованием. Вместо ожидаемого счастье на смену пришли страдания и слезы. В отчаянии, она готова вернуться к отцу.

Печорин уделяет все меньше и меньше внимания своей девушке, в итоге Казбич, узнавший, где находится княжна, крадет ее под покровом ночи и смертельно ранит. Промучившись два дня, Бэла умирает со словами любви к Печорину на губах.

Жизнь девушки оборвалась из-за прихоти уставшего от скуки молодого человека. Максим Максимыч безмолвно осуждает Печорина, но вслух говорит ему, что если бы Бэла не умерла, потом она еще больше страдала от его равнодушия.

8 стр., 3990 слов

Гражданская тема в лирике Лермонтова

... гражданское мужество и смелость. До конца своей жизни поэт был верен выбранной теме, борьбе за свободу своего народа, за процветание Родины. Сочинение: Тема Родины в лирике Лермонтова ...

Печорин никогда больше не говорит о Бэле. Он поражен таким ходом событий, но предпочитает забыть об этом.

Правильно воспитанному в светском обществе человеку никогда не придет в голову красть девушку. Если такой обычай и присутствует на Кавказе, то лишь для того, чтобы получить невесту, жену, а не временную утеху своего тщеславия.

Трагедия и смерть княжны произошла именно от необдуманности поступков главного героя. Если бы Печорин хоть на минуту задумался, какие необратимые последствия могут произойти из-за этого похищения, девушка была бы жива.

Герой нашего времени поглощен собственной проблемой. Он ищет себя, пытается разобраться в смысле жизни, и губит тех, кто находится рядом с ним.

Сломанные жизни, разбитые судьбы – вот итог душевных поисков главного героя.

  • Погода очень сильно влияет на наше настроение. Хочется, чтобы всегда она была хорошая. На самом же деле плохой погоды не бывает, важно правильно подбирать занятие.

  • Сочинение Сказка о царе Салтане Пушкина

    В сказке рассказывается о волшебстве, любви, зависти. Само произведение очень насыщенное, яркое и наделено многими сказочными героями и красивыми эпитетами.

  • Сочинение рассуждение Равнодушие и отзывчивость

    Равнодушие и отзывчивость — два совершенно противоположных понятия. Как правило, каждое из этих понятий не может быть заложено в одном человеке. Мне кажется, человек либо может быть абсолютно равнодушным и черствым ко всему, либо же отзывчивым и добрым.

  • Сочинение Роль языка в жизни человека рассуждение

    Язык играет огромную роль в жизни человека. Трудно представить, что было бы, если бы на Земле не существовало такого многообразия языков. С самых ранних лет ребенок начинает понимать, как называется тот или иной предмет

  • Смысл названия рассказа Матрёнин двор Солженицына

    Одной из важнейшей составляющих произведений является его название. И это не случайно, так как заголовок позволяет правильно осмыслить тему, идею автора, раскрыть образы героев.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«ЛИТЕРАТУРА»

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/sochinenie/pechorin-jertva-ili-vinovnik-tragedii/

СОСТАВИТЕЛЬ: Драхлова Р.Ю., Михайлова И.В., Пугина М.Г.

Класс Часов Учебник Пособия для учителя и учащихся

в

неделю в год 8 2 68 «Литература. 8 класс»,

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/sochinenie/pechorin-jertva-ili-vinovnik-tragedii/

М., Просвещение, 2014г.

В 2 частях.

Автор: В. Я. Коровина. Егорова Н. В. «Поурочные разработки по литературе. 8 класс».

М.: ВАКО, 2015 г. – 400 стр.

Панов Б.Т. Внеклассная работа по литературе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2011

Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. – М.: Дрофа,2010

В.Я.Коровина. Литература. 8 класс. Методические советы. – М.: Просвещение, 2010

9 3 102 Учебник-хрестоматия В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, М: «Просвещение», 2009-2012 Литература. 9 класс. Поурочные разработки. К учебнику В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский,

С.Н. Аленькина, А.Е. Новаковский «Рабочая тетрадь по литературе. 9 класс»

8 класс 9 класс

5 стр., 2267 слов

Класса по охране полезных ископаемых

... слова. Доклады, сообщения, рефераты. Окружающий мир. 3 класс Источник [Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/referat/ohrana-poleznyih-iskopaemyih-klass/ Доклады и сообщения География Полезные ископаемые Становление человеческой ... они и по своему происхождению. Различают метаморфические, магматические и осадочные полезные ископаемые. Чтобы упростить их способы отличия, люди решили различать их ...

Уроки развития речи — 10 Уроки развития речи — 10

Аннотация к рабочей программе по литературе (8-9 класс)

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и программы авторы -В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, Коровин В.И., И.С. Збарский, В.П. Полухина. «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень).

Под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерац. М.: «Просвещение», 2007) Содержание программы реализовано в УМК под редакцией В.Я. Коровиной Программой по литературе.5-11 классы. (базовый уровень).

Из планирования исключены стихотворения А.С.Пушкина «Туча», «Я помню чудное мгновение….», «19 октября», так как эти произведения изучаются в 9 классе. В 8 классе акцентируется историческая тема в творчестве А.С. Пушкина.

Основанием для изучения в 8 классе повести И.С.Тургенева «Ася» является требование Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, согласно которому на второй ступени обучения в образовательных учреждениях с русским языком обучения изучается одна из повестей И.С.Тургенева по выбору.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» (8-9 класс)

В результате изучения литературы ученик должен

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/sochinenie/pechorin-jertva-ili-vinovnik-tragedii/

знать/понимать

образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/sochinenie/pechorin-jertva-ili-vinovnik-tragedii/

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.

Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/sochinenie/pechorin-jertva-ili-vinovnik-tragedii/

уметь

воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/sochinenie/pechorin-jertva-ili-vinovnik-tragedii/

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
  • давать характеристику героев,

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

Содержание учебного предмета «Литература» (8 класс)

5 стр., 2376 слов

Теория Государства и Права как юридическая наука

... Теория гос-ва. (Общее учение о государстве) Теория права (догма права, юридич. Догматика) Философия (изучает как сущностьГос-ва и права, характер их взаимосвязи). Функции. познавательная: антологическая (наука ... принудительной силой. Социологический позитевизм. Основной источник права- преценденты. [Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/referat/obschaya-teoriya-prava-kak-nauka/ Правовая ...

Введение. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.

Теория литературы. Историзм. Роды литературы.

Русский фольклор.

Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».

Древнерусская литература.

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/sochinenie/pechorin-jertva-ili-vinovnik-tragedii/

«Повесть о житии… Александра Невского».

Теория литературы. Житие, воинская повесть.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/sochinenie/pechorin-jertva-ili-vinovnik-tragedii/

«Шемякин суд»

Теория литературы. Гипербола, сатира.

Д.И. Фонвизин «Недоросль» (сцены).

Теория литературы. Жанры литературы. Трагедия, драма, комедия.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/sochinenie/pechorin-jertva-ili-vinovnik-tragedii/

И.А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз».

Теория литературы. Басня (развитие понятия).

К.Ф. Рылеев. Дума К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака».

Теория литературы. Понятие о думе.

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/sochinenie/pechorin-jertva-ili-vinovnik-tragedii/

А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

Теория литературы. Историческая повесть.

А. С. Пушкин «Пиковая дама» (Вн. чт.).

Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Теория литературы. Романтизм (начальное представление), поэма.

Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор».

Теория литературы. Композиция произведения. Сатира.

Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель».

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

И.С. Тургенев. Повесть «Ася».

Теория литературы. Сюжет. Герой- повествователь.

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывки)

Теория литературы. Гротеск.

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/sochinenie/pechorin-jertva-ili-vinovnik-tragedii/

Н.С. Лесков. Рассказ «Старый гений».

Л.Н. Толстой «После бала».

Теория литературы. Рассказ (развитие понятия).

Антитеза.

А.С. Пушкин «Цветы последние милей…».

М.Ю. Лермонтова «Осень».

Ф. И. Тютчев «Осенний вечер».

А. А. Фет «Первый ландыш».

А.Н. Майков «Поле зыблется цветами…».

Теория литературы. Эпитет, метафора.

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/sochinenie/pechorin-jertva-ili-vinovnik-tragedii/

А.П. Чехов. Рассказ «О любви».

Теория литературы. Историзм.

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/sochinenie/pechorin-jertva-ili-vinovnik-tragedii/

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/sochinenie/pechorin-jertva-ili-vinovnik-tragedii/

И.А. Бунин. Рассказ «Кавказ».

И.К. Куприн. Рассказ «Куст сирени».

А.А. Блок. Стихотворение «Россия». « На поле Куликовом».

С.А. Есенин. Поэма «Пугачев» (Отрывки) .Теория литературы.

И.С. Шмелев. «Как я стал писателем».

Теория литературы. Метафоры, олицетворения.

Тэффи «Жизнь и воротник».

М.М. Зощенко «История болезни».

17 стр., 8417 слов

Становление и развитие прав личности в истории России

... направление в общей теории государства и права. Предмет исследования — становление и развитие прав личности в истории России. Цель дипломной работы ... основных прав и свобод А. Г. Права А. Б. Теория В истории мысли общественности и в юридической литературе исследуются ... исторических событий и современные проблемы развития прав человека в начале XXI века. Элементом новизны является полученный результат, ...

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы из поэмы).

А.П. Платонов. Рассказ «Возвращение» (в сокращении).

История на страницах поэзии 20 века

М. Исаковский. « Катюша», «Враги сожгли родную хату»

Б. Окуджава. «Песенка о пехоте». «Здесь птицы не поют»

Л. Ошанин «Дороги».

А.Фатьянов « Соловьи».

В.П. Астафьев. Рассказ «Фотография, на которой меня нет».

Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе.

И. Анненский «Снег».

Д. Мережковский «Родное».«Не надо звуков»

Н. Заболоцкий «Вечер на Оке»,«Уступи мне, скворец, уголок…»

Н. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия».

Поэты русского зарубежья о Родине

Н.Оцуп «Мне трудно без России…» (Отрывок).

3. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть».

Дон Аминада «Бабье лето».

И. Бунин «У птицы есть гнездо».

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/sochinenie/pechorin-jertva-ili-vinovnik-tragedii/

У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Сонеты.

Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве».

Д. Свифт «Путешествие Гулливера».

Содержание учебного предмета «Литература» (9 класс)

Общее понятие об истории русской литературы. Основные этапы развития русской литературы. Древнерусская литература (3) Общая характеристика древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве». Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией.

Литература XVIII века(12)

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/sochinenie/pechorin-jertva-ili-vinovnik-tragedii/

Общая характеристика литературы XVIII века. Классицизм как литературное направление.

М. В. Ломоносов. Слово о поэте. Обзор творчества (ода 1747 г., «Вечернее размышление о Божием величестве», «Разговор с Анакреоном», шуточные стихотворения).

Прославление мира, науки, просвещения. Ломоносов — реформатор языка и стихотворной речи.

Д. И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль». Сатирические образы. Идеал человеческого достоинства, гражданского служения родине. Элементы классицизма в комедии.

А. Н. Радищев. Судьба писателя. «Путешествие из Петербурга в Москву» (избранные главы).

Вопрос о праве человека на личную свободу. Вера в великое будущее России.

Н. М. Карамзин. Сентиментализм в литературе. «Бедная Лиза».

Литература первой половины XIX века(38)

Романтизм и реализм в литературе 19 века..А. С. Грибоедов. Судьба писателя. Комедия «Горе от ума». Общественный и личный конфликт в комедии. «Век нынешний и век минувший». Поражение и победа Чацкого. Богатство языка комедии.

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество поэта (основные вехи: лицейские годы в жизни поэта, начало творческого пути, южная ссылка, михайловский период ссылки, возвращение из ссылки, Болдинская осень 1830 года, углубление конфликта с самодержавием, дуэль и гибель поэта).

Лирика: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…», «Анчар»,

«19 октября» (1825 г.), «На холмах Грузии…», «Я Вас любил…», «Мадонна», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг…». Наиболее значительные мотивы лирики Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество).

4 стр., 1578 слов

Нарушение тайны частной жизни. Уголовно-правовой аспект

... нарушения обязанности доверенным лицом, которое в этом случае несет надлежащую ответственность5 . 1.2 ПРЕДЕЛЫ ДОПУСТИМОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЧАСТНУЮ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА Етественное право каждого на неприкосновенность его личной жизни ... оно призвано ограждать ее от любого незаконного вмешательства. Иными словами, в понятие "частная жизнь" включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к ...

Роман « Евгений Онегин». Творческая история романа, Пространство и время в романе, Проблема цели и смысла жизни, счастья долга в «Евгении Онегине». Трагическая судьба Евгения Онегина. Татьяна – любимая героиня Пушкина. Лирические отступления в романе. Образ автора.

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба поэта.

Лирика: «Смерть Поэта», «Поэт», «Как часто пестрою толпою окружен…», «И скучно и грустно…», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий», «Прощай, немытая Россия», «Родина».Тема Родины в лирике Лермонтова. Пафос вольности и протеста в стихах поэта. Тема одиночества. Любовная лирика поэта. Тема природы в стихах Лермонтова. Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. Интонационное и ритмическое богатство лирики.

Роман «Герой нашего времени». Смысл названия романа. Особенности композиции. Печорин и Максим Максимыч. Печорин и Грушницкий. Женские образы романа. Нравственные проблемы романа.

Н. В. Гоголь. Этапы жизненного и творческого пути писателя. Замысел поэмы «Мёртвые души». Композиция произведения. Типы помещиков на страницах поэмы. Образы чиновников. Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Русский народ и Россия на страницах «Мёртвых душ». А. Н. Островский. Слово о драматурге. Пьесы Островского- «пьесы жизни». «Свои люди — сочтемся!» История создания. Тишка — Подхалюзин — Большов — три этапа формирования купца-самодура. Липочка: претензии на образованность и культуру. Традици Грибоедова в комедии.

Внеклассное чтение: А. Н. Островский. «Снегурочка».

Литература второй половины XIX века(8)

Н. А. Некрасов. Судьба поэта. Лирика: «О погоде» (фрагменты), «Давно — отвергнутый то-бою…», «Я сегодня так грустно настроен…», «Тройка», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Несжатая полоса». Новизна мотивов интимной лирики (трагические перипетии любовногочувства).

Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя. Анализ лирического произведения Некрасова.

Ф. М. Достоевский. Слово о писателе. «Бедные люди». Тема «униженных и оскорбленных». «Маленький человек» в повести. Традиции Пушкина и Гоголя в повести Достоевского. Язык повести. Стиль писателя.

А. П. Чехов. Слово о писателе. Судьба писателя. Тип человека, оторвавшегося от «корней» народной жизни в рассказе «Егерь». Внешний комизм и глубокий трагизм рассказа «Тоска». «Крыжовник».Индивидуальное «счастье» и интересы «всего земного шара». Призыв делать добро. Лаконизм, художественное совершенство рассказов Чехова.

Литература XX века(24)

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/sochinenie/pechorin-jertva-ili-vinovnik-tragedii/

А. А. Блок. Слово о поэте. Лирика: «Россия», «О, я хочу безумно жить…», «Да, так диктует вдохновенье…», «Сольвейг», «Ты — как отзвук забытого гимна», «Земное сердце стынет вновь…», «Сусальный ангел», «Утро в Кремле».

Тема загадочной и бесконечно любимой Родины в лирике Блока. Живое ощущение связи времен — прошлого, настоящего, будущего. Тончайшая поэзия любви.

И. А. Бунин. Слово о писателе. Лирика: «Еще и холоден и сыр…», «И цветы, и шмели, и трава…», «Витязь на перепутье», «Сапсан», «У птицы есть гнездо…», «Слово». Яркость красок, чувство радости жизни в стихах о природе. Проникнутые грустью последние стихотворения.

13 стр., 6457 слов

Реферат история законодательство

... А.Л.Ордина-Нащекина, А.С.Матвеева); был архив у писателя Максима Грека. В Русском государстве в ... Эти сведения представляют интерес для военной истории. В архив Посольского приказа поступали документы ... него документы становились основой всей юридической жизни Пскова. Наряду с общегородскими в Новгороде ... архиве посадников Дойниковичей находился список «Слова о полку Игореве». Первой архивной описью ...

С. А. Есенин. Слово о поэте. Лирика: «С добрым утром!», «Пороша», «Я покинул родимый дом…», «Отговорила роща золотая…», «Край любимый. Сердцу снятся…», «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями».

Родина и родная природа как источник лирических переживаний. Нежность «ко всему живому».

Грусть от сознания быстротечности жизни. Живописность, народная основа языка.

М. А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце». Шариков и шариковщина. Истоки шариковщины. Булгаков-сатирик.

М. А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Подвиг и «незаметный» героизм русского

человека. Торжество гуманности над жестокостями жизни. От судьбы человека к судьбе

человечества. Роль пейзажей и портретных зарисовок

А. И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Смысл «праведничества» героини рассказа. Идея национального характера. Своеобразие жанра (достоверность очерка, притчевая обобщенность).

8 класс

План. Факт. 1. Введение. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. 2. Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях, частушках, преданиях. Особенности художественной формы фольклорных произведений. 3. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности их содержания и художественной формы. 4. Развитие понятий о древнерусской литературе. Житийная литература как особый жанр. 5. «Повесть о житии Александра Невского». Особенности содержания и формы произведения. 6. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 18 века. 7 Д.И. Фонвизин «Недоросль» (сцены).

Сатирическая направленность комедии. Проблемы воспитания истинного гражданина. 8 Д.И. Фонвизин «Недоросль» (сцены).

Проблемы воспитания истинного гражданина 10. И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Их историческая основа. 11. К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Понятие о думе. «Дума» К.Ф. Рылеева. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. 12. А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина (на основе ранее изученного).

История создания романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». 13. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Образ героя-рассказчика. Гринев в начале жизненного пути. Проблема чести в романе. 14. Гринев в Белогорской крепости. «Простое величие простых людей». 15

Пугачев и Гринев. История трех встреч. Сложность и неоднозначность образа Пугачева. Народное восстание в авторской оценке. 16 Народное восстание в авторской оценке. 17. Маша Миронова — нравственный идеал А.С. Пушкина. 18. Р.р. Подготовка к домашнему сочинению: «Проблемы чести и милосердия в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка», «Гринев и Швабрин: путь чести и бесчестья», «Маша Миронова — нравственный идеал А.С. Пушкина», «Пугачев: волк или человек». 19. В.ч. С.А. Пушкин. «Пиковая дама». Проблемы нравственного выбора. Реальное и фантастическое в повести. 20. М.Ю. Лермонтов и история. Историческая тема в творчестве М.Ю. Лермонтова (обобщение ранее изученного).

21 Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Его сила и слабость. Прославление свободы как главной ценности жизни. Роль описаний природы в поэме. 22 Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Прославление свободы как главной ценности жизни. Роль описаний природы в поэме. 23. РР Подготовка к сочинению — ответу на проблемный вопрос: « Можно ли назвать Мцыри романтическим героем? » 24. Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Комедия «Ревизор». История создания комедии и ее первой постановки. 25. Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. 26 Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. 27. Хлестаков. Понятие о миражной интриге. Хлестаковщина как нравственное явление. 28 Хлестаковщина как нравственное явление. 29. Р.р. Подготовка к сочинению — групповой характеристике: «Изображение мира чиновничество в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». 30. Н.В. Гоголь. «Шинель». Образ маленького человека в повести. 31 Урок текущего контроля по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя. 32 И.С. Тургенев. Слово о писателе. Повесть «Ася». Знакомство с героями повести. Образ героя-рассказчика. 33. Испытание любовью. Изображение нравственной красоты и душевных качеств тургеневской девушки. Роль пейзажа в повести. 34. Р.р. Обучение анализу эпизода на материале повести. 35. Поэзия родной природы в лирике русских поэтов 19 века (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.Н. Майков).

12 стр., 5677 слов

Эволюция прав человека

... личности в России. достоинство свобода правовой статус человек 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭВОЛЮЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 1.1 История возникновения прав человека России Общепризнанные права человека в любой стране зависят от исторического ... Е. А. Лукашева и других. Целью данной курсовой работы является более детальное изучение причин возникновения прав человека, их развитие и изменение во времени. Рассмотрим, ...

36 М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «История одного города» (отрывки) как сатира на современные писателю порядки. Гротескные образы градоначальников. 37 М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывки) как сатира на современные писателю порядки. Гротескные образы градоначальников. 38. Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». 39 Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «После бала». Социально-нравственные проблемы в рассказа. Образ рассказчика. Особенности композиции, психологизм рассказа. 40 Л.Н. Толстой. «После бала». Особенности композиции, психологизм рассказа. 41. Урок текущего контроля по творчеству И.С. Тургенева, Н.С. Лесков, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина. 42. А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Поэтика рассказа. 43. А.П. Чехов. Поэтика рассказа «О любви» А.П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Поэтика рассказа 44. И.К. Куприн. Слово о писателе. Рассказ «Куст сирени». Любовь как главная нравственная ценность. 45. И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблемы счастья в рассказе «Кавказ». 46. Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по рассказам А.П. Чехова, А.И. Куприна, И.А. Бунина «Что значит быть счастливым?» 47. А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. Стихотворение «Россия». Образ России. 48. С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» — поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. 49 С.А. Есенин. «Пугачев» — поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. 50. История на страницах поэзии 20 века. 51. И.С. Шмелев. «Как я стал писателем». Воспоминания о пути к творчеству. 52 Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи «Жизнь и воротник» 53. Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. М.М. Зощенко «История болезни». 54 А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. 55 Василий Теркин — защитник родной страны. Новаторство А.Т. Твардовского в создании образа героя. Язык поэмы. 56. Василий Теркин — защитник родной страны. Новаторство А.Т. Твардовского в создании образа героя. Язык поэмы. 57 Р.р. «Образ защитника родной земли в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин». 58 А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа. 59. А.П. Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа. 60 Стихи и песни о Великой Отечественной войне. 61 В.П. Астафьев. Слово о писателе. Отражение военного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет». 62. РР Письменный ответ на проблемный вопрос «Какие испытание пережил человек в военное время?» (На примере 1-2 произведений писателей о Великой Отечественной войне») 63. Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине: любовь-воспоминание, грусть, надежда. 64. Из зарубежной литературы: Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». Слово о Ж.Мольере. Знакомство с героями произведения. 65

22 стр., 10592 слов

Культурные права номер статьи в конституции. Культурные права ...

... подробнее рассмотреть тему «Культурные права и свободы в жизни человека и гражданина». Глава 1. Права и свободы человека и гражданина. 1.1 Понятие «права человека». Возникновение понятия "права человека", осознание этой проблемы ... вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т. д. По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными. 1.2 Права человека. Права гражданина. Не очень лестный ...

Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». Нравственный облик персонажей. 66 Урок итогового контроля. 67 Из зарубежной литературы: У. Шекспир «Ромео и Джульетта», Д. Свифт «Путешествие Гулливера», В. Скотт «Айвенго». (Изучение одного из произведений по выбору учителя.) 68. Влияние зарубежной литературы на русскую классику. Рекомендации по чтению.

Календарно-тематическое планирование

9 класс

№ Тема урока Дата проведения Примечание

План. Факт. 1. Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека. 2. Древнерусская литература, ее самобытный характер. Богатство и разнообразие жанров. 3. «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы. Патриотический пафос произведения, призыв к единению, гуманизм русского народного сознания. 4. «Слово о полку Игореве». Художественные особенности памятника. 5. Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по «Слову о полку Игореве» 6. Общая характеристика русской литературы 18 века. Гражданский пафос русского классицизма. 7. М.В. Ломоносов — ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. «Вечернее размышление…», «Ода на день восшествия…». Прославление Родины, мира, науки и просвещения. 8. Г.Р. Державин. «Властителям и судиям». Обличение несправедливости. «Памятник». Мысль о бессмертии творчества. 9. А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).

10. Н.М Карамзин. «Бедная Лиза». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». 11. «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». 12. Русская литература первой половины 19 века (обзор).

Авторы и произведения, определившие лицо литературы этого периода. 13. Романтизм как литературное направление. Западноевропейский и русский романтизм (обзор).

14. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое». Своеобразие художественного мира писателя. 15. В.А. Жуковский. «Светлана». Своеобразие художественного мира писателя. 16. А.С. Грибоедов. Слово о писателе. Комедия «Горе от ума» 17. Комедия «Горе от ума» — картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. 18. А.С. Грибоедов. «Горе от ума» Общечеловеческий смысл комедии 19. «Горе от ума». Мастерство Грибоедова-драматурга. 20. И.А. Гончаров «Мильон терзаний». 21. Р.р. Сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» 22. Р.р. Сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» 23. «…Таков Поэт…» Жизнь поэта. Основные вехи творчества А.С. Пушкина. 24. Основные вехи творчества А.С. Пушкина. 25. Основные мотивы лирики А.С. Пушкина. Дружба и друзья — одна из основных тем стихотворений поэта. («Пущину», «19 октября») и др. 26. Тема дружбы в творчестве Пушкина 27. Любовная лирика А.С.Пушкина. «Я помню чудное мгновенье..», «На холмах Грузии», «Я вас любил,.» 28. Эволюция темы свободы в лирике поэта.. («Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар» и др.).

29. Эволюция темы свободы в лирике Пушкина. 30. «Глаголом жги сердца людей». Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина. «Памятник», «Певец». 31. Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина. «Муза», «К Батюшкову» 32. Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина», «Пророк», «Эхо», «Орион», «Поэт и толпа», «Поэту». 33. Поэма «Цыганы». Романтический колорит поэмы. Цыганы». Контрастность характеров главных героев. Невозможность обретения свободы для себя. 34. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Нравственный смысл творчества. 35. «Евгений Онегин». История создания, сюжет и композиция. 36. «И завтра то же, что вчера». (День Онегина).

37. «Лед и пламя не столь различны меж собой». (Онегин и Ленский).

38. «Души невинной излиянье». Письмо Татьяны — исповедь Онегину. 39. Сон и именины Татьяны. Дуэль. 40. «Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана». Татьяна в доме Онегина и в Москве. Последняя встреча. 41. «Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной». Автор и герой в романе. 42. Р.р. Сочинение по творчеству А.С. Пушкина 43. Р.р Сочинение по творчеству А.С. Пушкина 44. «Жизнь моя — я сам». Вехи жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. 45. «Из пламя и света рожденное слово». Назначение поэзии и судьба поэта в лирике М.Ю. Лермонтова. («Пророк», «Поэт», «Кинжал» и др.) 46. Назначение поэзии и судьба поэта в лирике М.Ю. Лермонтова. 47. Мотив одиночества и трагедия поколения в лирике М.Ю. Лермонтова. «Парус», «И скучно, и грустно». 48. Мотив одиночества и трагедия поколения в лирике М.Ю. Лермонтова. «Дума», «Как часто пёстрою толпою окружён» и др. 49. Образ Родины в лирике М.Ю. Лермонтова. «Бородино», «Прощай немытая Россия», «Родина». 50. «Герой нашего времени». Замысел и композиция романа. 51. «Странный человек». Повесть «Бэла». Кто Печорин — виновник или жертва трагедии? 52. Повесть «Максим Максимыч». Печорин — виновник или жертва трагедии? 53. «И какое дело мне до радостей и бедствий человеческих?» («Тамань»).

54. «Неужели зло так привлекательно?» Печорин и «водяное общество». 55. Печорин в отношениях с Верой, Вернером, Грушницким и Мери. 56. «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» («Фаталист») 57. Обобщающий урок по роману. Трагедия Печорина, ее сущность и причины. 58. Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М.Ю. Лермонтова. 59. «Сквозь видимый миру смех и невидимые ему слезы». Н.В. Гоголь: жизнь, творчество, судьба. 60. Н.В. Гоголь: жизнь, творчество, судьба. 61. «Мертвые души». Замысел и композиция. Знакомство с героем. (1 глава) 62. Образы помещиков Манилова, Коробочки в поэме, приемы их сатирической обрисовки. 63. Образы помещиков Собакевича, Ноздрева в поэме, приемы их сатирической обрисовки. 64. Обобщающее значение образов помещиков в поэме, приемы их сатирической обрисовки. 65. Чичиков как художественное открытие Н.В. Гоголем нового героя эпохи. 66. Чичиков как художественное открытие Н.В. Гоголем нового героя эпохи. 67. Живая Русь в поэме. Пафос лирических отступлений 68. Образ автора в поэме «Мертвые души» 60. Р.р. Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя. 70. Р.р. Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя. 71. Поэзия Н.А. Некрасова. 72. Поэзия Ф.И.Тютчева. Поэзия А.А.Фета. Обзор. Эмоциональное богатство русской поэзии. 73. А.Н. Островский «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. 74. А.Н. Островский «Бедность не порок». Победа любви и красоты в пьесе. 75. Л.Н. Толстой. «Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. 76. Л.Н. Толстой. «Юность». Формирование личности юного героя повести. Его стремление к нравственному обновлению. 77. Л.Н. Толстой. «Юность». Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Особенность поэтики Л.Н. Толстого. 78. А.П. Чехов. «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказов. Тема одиночества человека. 79. Русская литература 20 века. Богатство, разнообразие жанров и направлений. 80. И.А. Бунин. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви. Лиризм повествования. 81. М.А. Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце», ее судьба. Анализ 1-3 глав (Шарик и его неожиданный покровитель).

82. Нравственная оценка операции профессора Преображенского. Шарик превращается в Шарикова. Особенности характера героя. 83. Шариков и Швондер. Шариков и шариковщина. Открытый финал повести. Смысл названия. 84. Р.р. Ответ на проблемный вопрос на материале повести. 85. М.А. Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Образ Андрея Соколова. 86. «Судьба человека». Особенности композиции рассказа. Автор и рассказчик в произведении. 87. А.И. Солженицын. «Матренин двор». Образ праведницы. 88. «Матренин двор». Трагизм судьбы героини. 89. Р.р. Сочинение на тему «Образ праведницы в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор». 90. Обзор поэзии серебряного века. Многообразие направлений, видов, жанров лирической поэзии. 91. Творчество А.А. Блока, С.А. Есенина. 92. Творчество М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой. 93. Творчество В. Маяковского, 94 Творчество Н.А. Заболоцкого, А.Т. Твардовского 95. Р.р. Анализ одного из стихотворений по выбору учащегося. 96. В. Шекспир «Гамлет». Обзорное изучение с анализом фрагментов. 97. И.В. Гете «Фауст». Обзорное изучение с анализом фрагментов 98. Итоговый урок. Рекомендации к летнему чтению. 99 Резервный час 100 Резервный час

Открытый урок по литературе в 10 классе

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/sochinenie/pechorin-jertva-ili-vinovnik-tragedii/

«Странный человек». Кто Печо

(по роману М.Ю. Лермонтова,Герой нашего времени”)

Тип урока : ролевая игра «Заседание Комиссии по правам человека».

Цель урока

Развитие умения в развёрнутом высказывании давать оценку героям, отстаивать свою позицию.

Воспитание терпимости к иным мнениям и взглядам, уважения к чужим традициям.

толерантность.

Методическое решение:

В процессе заседания собравшиеся должны дать всестороннюю оценку такому литературному типу, как,страдающий эгоист” Печорин, установить меру социальной опасности, которую он в себе несёт, попытаться найти средство устранения этой опасности.

Основное содержание урока, Вступительное слово учителя

С каждым годом вы становитесь взрослее и у вас появляется все больше обязанностей и общественных функций. Сложнее становится жизнь, расширяется круг знакомств. И во всём этом часто приходится разбираться самостоятельно. При этом очень важно не ошибиться, всё тщательно проанализировать и взвесить.

Сегодня мы с вами поучимся такому взвешенному анализу, разыграв ситуацию с целью восстановления справедливости в отношениях между отдельными группами людей или человеком и государством. Я имею в виду заседание Комиссии по правам человека.

Мне не известен в точности порядок всей процедуры. Важно, что прежде чем принять решение, собравшиеся на заседание люди изучают все подробности возникшего конфликта, а затем даётся возможность высказаться каждому из присутствующих.

председателя

Хотя речь на заседании пойдёт не о реальном человеке, а о литературном герое, целесообразно вспомнить, как он выглядит по описанию автора. Для этого в зале заседаний поместить его портрет.

искусствовед

эксперта – криминалиста

Председатель, Нам предстоит сегодня выяснить, нарушитель он чьих – либо прав или жертва

Слово председателя об истории принятия Организацией Объединенных Наций, Всеобщей декларации прав человека” 10 декабря 1948 года.

Права человека, по самому определению, — это права, которыми человек наделён просто в силу принадлежности к человеческому роду и,проистекают из достоинства, органически присущего человеческой личности”. Это значит, что каждый человек, независимо от пола, расы, вероисповедания, политических взглядов, социального и материального положения, обладает равными правами и обязанностями по отношению к другим людям. Соответственно, правительство, группа людей или частное лицо, нарушившие естественные права какого – либо человека, совершают серьезное преступление.

Принятая в 1948 году Всеобщая декларация представляет собой минимальный перечень прав, признанный почти всеми государствами мира.

Если бы этот важный документ был разработан в начале девятнадцатого столетия, к одной из Комиссий в поисках защиты своих прав могли бы обратиться как Печорин, так и персонажи романа, от него пострадавшие.

Представим себе, что мы как раз та самая Комиссия. Наши искренние мнения о поступках обратившихся к нам должны привести к справедливым выводам.

Чтобы в конце обсуждения сложилась максимально объективная картина мнений, на протяжении всего разговора социолог и агент по статистике будут вести учёт и анализ прозвучавших высказываний.

обвинителю

специалисту по правам человека

Выясняется, что герой романа Лермонтова нарушил статьи 1,2,4,5,12,16 и 29.

должны поступать в отношении друг друга в духе братства

Статья 2: , Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашёнными настоящей декларацией, без какого бы то ни было различия, как в отношении расы, цвета кожи, пола , языка, религии , политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.” (Отношение к горцам Печорина и Максима Максимыча строятся на неуважении к чужой культуре и религии).

Статья 4: , Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии”. (Положение Бэлы в плену у Печорина).

Статья 5: , Никто не должен подвергаться … унижающим его достоинства обращению и наказанию”. (Бэла, допрос слепого мальчика).

Статья 12: , Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь”. (Печорин и контрабандисты, Печорин и Вера, Печорин и семья Бэлы).

Статья 16: , Брак может быть заключён только при свободном и полном согласии обеих сторон”. (Печорин и Бэла).

обязанности

Защитник включается в обсуждение, приводя факты из романа, которые свидетельствуют о достоинствах характера Печорина: его благородстве, смелости, раскаянии. Это мнение подкрепляется выступлениями заседателей . (Могут быть названы эпизоды, когда Печорин искренне скорбит у постели Бэлы, бледнеет при упоминании Максимом Максимычем имени этой девушки, когда пытается предостеречь Грушницкого от необдуманных поступков, укоряет себя накануне дуэли, в отчаянии бросается вслед за Верой после её отъезда, мужественно вступает в поединок с пьяным убийцей Вулича, сочувствует слепому помощнику контрабандистов и т. д.).

председателя

Председатель

Задается вопрос: не стоят ли за противоречивостью натуры Печорина ещё какие – нибудь причины? Что, например, об этом думает сам герой?

От лица Печорина, Председатель

А как объясняет странный облик своего героя сам автор?

Подготовленный для роли ученик зачитывает фрагмент из предисловия, где излагается замысел произведения.

Председатель

литературоведы,

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/sochinenie/pechorin-jertva-ili-vinovnik-tragedii/

Председатель, Специалист по правам человека

Это статья 19: , Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их”.

Это статья 21: , Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей”.

Это статья 27: , Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами”.

Печорин и виновник, и жертва, Председатель

Так ли безнадёжна для развития данных природой задатков была эта эпоха?

историческому эксперту,

Председатель

социологов и учётчиков

Председатель

журналисты

Журналисты, Заключительное слово учителя

Проведя сегодняшнее заседание, мы не сможем вынести какой – то приговор, да и не в этом состоит наша задача. Общими усилиями мы установили, что люди подобного типа представляют опасность для окружающих только в том случае, если в обществе сложились благоприятные условия для этого: безнаказанность для одних и незащищенность для других; переизбыток материальных благ у одних и борьба за кусок хлеба у других; высокая образованность одних и вопиющее невежество других; высокая жизненная активность на фоне глобальной пассивности и фатализма. Конечно, выровнять эту ситуацию под силу только государству. А качество государственной власти всегда зависит от облика граждан страны. Научившись отстаивать свои права, не забывая о Первой статье декларации, можно создать совершенное общество, где для внешней, наиболее опасной сущности печориных не останется места. Зато лучшие, скрытые до поры природные задатки получат своё развитие на пользу стране.

Домашнее задание:

Письменный ответ «Моё первое впечатление о Печорине и окончательное мнение о нём»

Вопрос:

кто Печорин виновник или жертва трагедии? (по 1 главе Герой нашего времени Бэла)дайте пожалуйста развернутый ответ, ооочень надо….

Ответы:

Печально, что такая незаурядная натура так обычно из жизни ушла. Печорин — жертва своей эпохи, своего социального происхождения. Одарённый, умный, умеющий анализировать, философствовать, понимающий, что не так живёт, что-то не то делает, признающий свои ошибки и пытающийся разобраться в своём предназначении, так и не находит единомышленников, так и не прибивается ни к одному берегу, хотя мучительно ищет. Каждый, кто соприкасается с героем, живёт банальной, примитивной жизнью, у каждого свои ценности: Бэла -быть любимой; Вера -приспособиться и потреблять, не давая ничего; Грушницкий-подниматься по карьерной лестнице, пуская пыль в глаза; Вернер — интриговать и распускать сплетни; Максим Максимыч — защищать честь мундира.. . Никто не может воспринять Печорина таким, какой он есть, никто не может понять его глобальную натуру. А потребность исповедаться, не вариться в собственном соку, разобраться в самом себе у него была. Кому открылся он? Максим Максимычу: тайны хранить умеет, отнёсся к нему как к сыну, опыт жизненный имеет, повидал на своём веку.. . Но.. . Не » дорос» штабс-капитан до «диалектики души» мученика, даже не проявил интереса к самому сокровенному, что доверил ему подопечный, -дневнику! Печорин понимал, что рождён для чего-то необычного, но найти выход из лабиринта мыслей не сумел. «Оторвался» от своей среды, но стал «лишним» для жизни. Очень рано разочаровался, потому что «горе от ума». Жить как все, приспособившись и лицемеря, делая вид, что не замечает, не смог. Пустить пулю в лоб не захотел, робко надеясь, и » по пути в Персию умер». Вины своей ни в чём не отвергал, казня себя жёстче, чем свою жертву, страдая невыносимее, чем она (хуже всего муки собственной совести!) . Непроизвольно (не умышленно) обижая других, сам был жертвой… Сплошные противоречия в противоречивом государстве с противоречивыми нравами…