Административные наказания (4)

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административные наказания — это разновидность административного принуждения. От иных мер административного принуждения они отличаются тем, что являются карательными санкциями, преследуют специфические цели, применяются в строго урегулированном процессуальном порядке. Административными наказаниями признаются только те принудительные меры, которые установлены ст. 3.2—3.11 КоАП РФ и порядок назначения которых также определяется соответствующими нормами Кодекса. А такие, например, меры административного принуждения, как приостановление органами, осуществляющими государственный пожарный надзор, работы пожароопасного производственного участка; запрещение органами государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ транспортировки пищевых продуктов в случаях нарушений санитарных правил; отзыв лицензии и ряд иных принудительных действий, предусмотренных федеральными административными правовыми актами и применяемых в административном порядке, не относятся к административным наказаниям. Порядок их применения не регулируется нормами КоАП РФ.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

В соответствии со

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

5) административный арест;

6) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

7) дисквалификация;

8) административное приостановление деятельности.

Характеризуя «лестницу» административных наказаний, не каждый из исследователей приходит к выводу о заложенной в ней законодателем какой-либо закономерной последовательности. Например, отмечается, что «по расположению административных наказаний в системе нельзя сделать вывод относительно оценки законодателем тяжести (строгости) каждого из наказаний в соотношении между собой»24 . Представляется, что данная позиция справедлива, но лишь отчасти, поскольку при определении закономерности последовательности расположения видов административных наказаний в перечне необходимо прежде всего выявить тот критерий, который был положен законодателем в основу такой упорядоченности. Причем заметим, что степень суровости административного наказания может быть определена исходя из различных критериев, но не каждый из них возможно приложить к порядку перечисления в законе видов административных наказаний. Выстраивая перечень административных наказаний в КоАП РФ, законодатель в основу его построения положил степень суровости административного наказания в зависимости главным образом от «ценности» объекта его ограничительного воздействия.

12 стр., 5604 слов

Административная ответственность

... комплексном исследовании института ответственности. В курсовой работе анализируется реальное состояние существующего положения в сфере административной ответственности. Степень научной ... Административное право. - М.: Юристъ, 2012. - С. 219. определяет административную ответственность как применение наказания за административные правонарушения соответствующими органами и должностными лицами ...

Приведенный перечень административных наказаний представляет собой не простую совокупность элементов, а взаимосвязанные части единого системного образования, построенного по определенным правилам.

Свидетельством системности административных наказаний служит то, что всем им независимо от того, на какой ступени «лестницы» они находятся, присуща карательная природа. Кара25 — это правовой урон субъекту административно-противоправного поведения. Будучи административно наказанным, он претерпевает определенные страдания, лишения, ухудшение своего правового положения.

Карательная направленность административных наказаний прослеживается и в том, что применение любого из них влечет в качестве правового последствия одно и то же состояние наказанности лица, в отношении которого оно назначено. В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Карательность не является самодостаточным правовым свойством наказаний. Это лишь средство профилактического воздействия в режиме общей и частной превенции.26

Закрепленные в

Кроме вышеперечисленных признаков системы административных наказаний Жамбиева Е.М. называет такие признаки как статичность входящих в нее элементов, целостность, самодостаточность.27 Исходя из указанных признаков, она дает следующее определение системе административных наказаний – «это установленный законом императивный и исчерпывающий перечень видов административных наказаний, закономерно расположенных по степени их сравнительной тяжести, обладающих относительной стабильностью, единством оснований и правил назначения, преследующих карательно-профилактическую цель применения к конкретным субъектам административно-противоправного поведения».

А автор Максимов В. И. предлагает следующее определение: «система административных наказаний представляется как относительно самостоятельная и устойчивая в структуре административного принуждения упорядоченная по критерию сравнительной суровости совокупность видов административных наказаний, взаимодействие и взаимосвязь которых обусловлены единством функционального назначения административного наказания в административно-наказательной политике государства».28

4 стр., 1659 слов

Административные наказания

... основных, так и дополнительных наказаний, остальные – только в качестве основных. А такие, например, меры административного принуждения, как приостановление органами, осуществляющими государственный пожарный надзор, работы пожароопасного производственного участка; ...

Несмотря на наличие фундаментальных, основополагающих признаков, система административных наказаний содержит в своем составе довольно разнообразный и неоднородный по своим качествам перечень мер административной ответственности. Поэтому Жамбиева Е.М. предлагает посмотреть на систему через призму определенных критериев, позволяющих обнаружить их своеобразие29 .

по юридическим свойствам на два вида: основные и дополнительные.

Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания (ст. 3.3 КоАП РФ).

Эта классификация имеет большое правоприменительное значение, поскольку ею обусловлено принципиальное правило: за одно административное правонарушение может быть назначено основное или основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности.

Дополнительное наказание не может назначаться самостоятельно, на что указано в Постановлении Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 530 .

Например, выдворение применяется как в виде основного, так и дополнительного административного наказания.

К нарушениям, за которые предусмотрено выдворение, относятся:

  • нарушения установленного порядка режима пребывания;
  • нарушения правил въезда иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ (ст. 18.8 КоАП РФ);

— поступление иностранного гражданина или лица без гражданства на работу или заключение им договора на выполнение работы (услуг) при отсутствии надлежащего разрешения, выданного на его имя (ст. 18.10 КоАП РФ).

Также конфискация может применяться в качестве основного и дополнительного административного наказания, например: конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства.

по порядку их установления.

субъектный состав ее адресатов

по кругу субъектов административно- противоправного поведения.

содержание.

вид санкции применяемой нормы

реальная продолжительность их действия

Продолжая градацию системы административных наказаний на виды, можно использовать такое основание, как «самобытность наказания», его неповторимость в других правовых институтах юридической ответственности. Административные наказания в этом смысле можно поделить на: уникальные (например, предупреждение, административное выдворение) и популярные, имеющие место в системе, скажем, уголовных наказаний (штраф, арест).

4 стр., 1809 слов

Общие правила назначения административных наказаний

... общим правилам назначения наказания. Третья глава раскрывает особенности применения правил назначения наказания на практике. В заключении сформулированы выводы по теме курсовой работы. Понятие административного наказания в отечественном административном законодательстве впервые дано в ст. 3.1 "Цели административного наказания" КоАП ...

Изложенная выше классификация отнюдь не претендуют на исчерпывающую завершенность. Эта проблема по-прежнему открыта для новых научных интерпретаций, ибо образование системы и создание действенного механизма ее функционирования — далеко не одно и то же.