Административная ответственность должностных лиц

Жизнь в 21 веке обуславливается продвижением по пути развития и усовершенствования демократического, правового государства. Процесс построения в России основ правового государства и рыночн ых отношений вызывает потребность в укреплении правовых начал в общественной и государственной жизни. Важными элементами построения правового государства является дальнейшее укрепление законности и правопорядка, искоренение правонарушений, ликвидация порождающих ее причин. Ибо законность, нормативная иерархия и неотвратимость ответственности за правонарушения — высшие ценности правопорядка. Проводимые преобразования должны обеспечить верховенство закона на всей территории государства, создать условия для установления правопорядка, гарантировать защиту прав и свобод человека и гражданина. В развитии законодательства РФ просматриваются следующие тенденции:

  • расширение круга правонарушений, за которые устанавливается административная ответственность, вследствие введения новых составов административных проступков.
  • усиление мер административной ответственности, увеличение размеров штрафов.
  • законодатель расширяет перечень административных проступков, ответственность за которые наступает в судебном порядке.

Этот процесс требует формирования предельно четкой, эффективной правовой системы, которая будет гарантом соблюдения прав, которая будет способствовать закреплению верховенства закона и основ правового государства. Правовому государству требуется осмысление существующих правовых институтов, особенно тех, которые играют важную роль в поддержании дисциплины и законности в процессе осуществления государственного управления. Одним из таких институтов является административная ответственность должностных лиц.

Административная ответственность играет определяющую роль в предупреждении и снижении уровня правонарушений. Это обусловлено тем, что именно она выступает гарантом от государственного и чиновничьего произвола, входит в систему сдержек и противовесов и гарантируют реализацию прав и свобод человека и гражданина.

Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие по поводу привлечения должностных лиц к административной ответственности.

Предметом являются вопросы, связанные с определением содержания института административной ответственности должностных лиц и его функционированием на современном этапе в свете действующего законодательства.

Целью является всестороннее освещение административной ответственности должностных лиц в соответствии с его трактовкой в отечественной юридической литературе и современном законодательстве Российской Федерации, с точки зрения его содержания и разнообразия.

5 стр., 2453 слов

Административно-правовое регулирование

... множество противоречивых и нескоординированных, а потому ч не работа­ющих законов, как правило, не содержащих административно-правовых норм прямого действия, нестабильность законодательною мате­риала, « ... существу превращалась в составную часть законодательного процесса. В за­конодательном регулировании многих общественных отношений на наблюдались многочисленные пробелы, которые «заполнялись» обилием ...

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Раскрыть сущность явления административной ответственности через понятие и составляющие его содержание признаки как института отрасли административного права;
  2. Изучить содержание признаков административного правонарушения через его понятие;
  3. Рассмотреть содержание и специфику правового статуса должностного лица;
  4. Проанализировать основания привлечения к административной ответственности должностных лиц, с учетом тенденции развития общества и государства;
  5. Раскрыть меры наказания административных правонарушений;
  6. Дать итоговую характеристику явлению административной ответственности должностных лиц.

ГЛАВА 1

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

1.1 Понятие и основные черты административной ответственности

Административная ответственность выполняет большую профилактическую роль в предупреждении преступлений, поскольку объектом посягательства являются исключительно широкий правовой аспект регулируемых общественных отношений. Административное принуждение и административная ответственность предназначены для защиты личности, охраны прав и свобод человека и гражданина, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты общественной нравственности, охраны окружающей среды, установленного порядка и общественной безопасности, собственности, защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений1 .

В административно-правовой литературе разные авторы дают свои понятия административной ответственности, так Бахрах Д.Н. пишет, что: «Административная ответственность – это особый вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней. С другой стороны, административная ответственность является составной частью административного принуждения и обладает всеми его качествами». Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М., считают, что «Административная ответственность — вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще». Выделяют следующие общие признаки, присущие всем видам юридической ответственности:

Во-первых, она представляет собой государственное принуждение, поскольку реализация властных полномочий осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Во-вторых, это правовое принуждение, подчиняющееся общим принципам законности и справедливости права. Нормы, регулирующие составные элементы административной ответственности, в совокупности представляют собой самостоятельный институт административного права.

3 стр., 1027 слов

Административно-правовой статус органов исполнительной власти (2)

... структуры органов исполнительной власти России, видам органов исполнительной власти. Отдельное место в работе уделено вопросу статуса, порядка формирования как федеральных органов данной ветви власти, так и субъектов федерации. 1. Понятие, виды, общая характеристика административно-правового статуса органов исполнительной власти ...

В-третьих, влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителей, предусмотренных санкцией правовой нормы. Неблагоприятные последствия для правонарушителя могут наступать в виде лишений или ограничений морального (предупреждение), материального (штраф, конфискация, возмездное изъятие) или физического характера (административный арест).

В-четвертых, юридическая ответственность всегда рассматривалась в качестве результата правонарушения, т.е. это ретроспективная, или негативная, ответственность в отличие от так называемой положительной (позитивной) ответственности, которая понимается как ответственность за порученное дело, за выполнение поставленной задачи, когда она совпадает с понятием правовой обязанности или долга.

Административная ответственность обеспечивается соответствующими юридическими предписаниями, которые являются источником информации о должном поведении. Нормы права регламентируют поощрительные, предупредительные и пресекательные меры юридического влияния на правосознание служащих органов управления и граждан. В совокупности эти властные веления составляют внешний правовой механизм регулирования юридической ответственности.

По сути, административная ответственность — это реакция государства на вред, причиненный административным правонарушением, государственная оценка нарушения административно-правовой нормы, призванная компенсировать причиненный правонарушением необратимый вред, является для правонарушителя бременем или карой, наказанием 2 .

Основными нормативно-правовыми актами являются: Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, Налоговый кодекс, ГПК, АПК, ФЗ «Об исполнительном производстве», уставы и положения о дисциплине и прохождении службы. В КоАП РФ нет легального определения понятия административной ответственности. В комментариях к КоАП РФ, рассуждая об определении административной ответственности, отмечают следующее: «…анализ статей гл.1 Кодекса позволяет сделать вывод, что законодатель под административной ответственностью понимает назначение судьями, уполномоченными органами и должностными лицами предусмотренного КоАП наказания за административное правонарушение 3 ».

Административную ответственность можно определить следующим образом — это сложно правовое явление, состоящее в применение к лицу (субъекту), совершившему административное правонарушение, предусмотренных законом мер государственного принуждения в установленном для этого процессуальном порядке.

Для уяснения понятия административной ответственности следует уделить значительное внимание признакам, присущи институту административной ответственности. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. выделяют следующие основные черты:

1. Административную ответственность можно рассматривать как правовую ответственность за административные правонарушения. При этом следует учесть, что объектом посягательства являются отношения в сфере государственного управления, а также некоторые другие. Так, административная ответственность устанавливается за посягательства на таможенные, налоговые отношения, отношения, связанные с защитой собственности, с охраной прав граждан, природы, здоровья населения, торговли и т.д.

4 стр., 1504 слов

Административное правонарушение, его понятие и состав

... законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Методологическая основа исследования курсовой работы: применялись общенаучные и специальные методы ... своих обязанностей по воспитания и обучению детей).8 Административное правонарушение посягает на регулируемые и охраняемые нормами административного права общественные отношения. ...

Вместе с тем административная ответственность применяется за нарушение не каждой нормы административного права, а тех из них, которые содержат указание на административную ответственность.

2. Административная ответственность используется как важное средство правоохраны, борьбы с особым видом нарушений — административными правонарушениями, которые хотя и не так опасны, как преступления, но совершаются гораздо чаще. Их опасность заключается не только в характере самих противоправных действий или бездействия, но и в значительной распространенности. Лицо может быть привлечено к административной ответственности, если в его действиях содержатся все признаки конкретного состава правонарушения и отсутствуют основания, предусмотренные ст. 24. 5 КоАП РФ, исключающие ответственность.

3. Административная ответственность отличается своим субъектным составом. Субъектами этого вида ответственности являются должностные лица, рассматриваемые в нашем вопросе.

4. По своей сущности административная ответственность представляет собой воздействие, оказываемое полномочным органом государства на лицо, совершившее административное правонарушение. Цель этого воздействия состоит в воспитании виновного в духе уважения к закону и правопорядку, а также в предупреждении совершения новых правонарушений как лицами, привлеченными к административной ответственности, так и другими гражданами.

5. Нарушение административно-правовых норм влечет за собой применение мер административного принуждения, одним из видов которых являются административные наказания. Именно эти последние, в отличие от мер предупреждения, пресечения и процессуальных мер обеспечения производства по делу, применяются в результате привлечения к административной ответственности.

6. Административную ответственность отличает порядок ее установления. В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство, относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. С учетом положений ст. 1.1 КоАП это означает, что административная ответственность характеризуется множественностью органов государственной власти, полномочных ее устанавливать. К ним в настоящее время относятся законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов.

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает установление административной ответственности только этим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях. При этом к ведению Российской Федерации отнесено установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

12 стр., 5604 слов

Административная ответственность

... института ответственности. В курсовой работе анализируется реальное состояние существующего положения в сфере административной ответственности. Степень ... административное правонарушение как на основание и один из главных признаков административной ответственности: «административная ответственность - это установленная государством мера юридической ответственности за административные правонарушения, ...

Значит, нормы права, содержащиеся во вновь принимаемых федеральных законах и вносящие изменения или дополнения в действующий Кодекс об административных правонарушениях, должны в обязательном порядке вноситься в данный Кодекс.