Система стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях

Курсовой проект

В деятельности органов государственного управления , в том числе и органов внутренних дел, важное место занимает борьба с административными правонарушениями. Государство устанавливает за их совершение различные меры административного принуждения, применение которых возможно лишь в установленном законом порядке.

Правоприменение – основная правовая форма административной деятельности милиции. Правоприменительная административная деятельность милиции заключается в действиях субъектов по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта под соответствующую норму права с целью принятия индивидуального акта, т.е. разрешения на основе нормы административного права конкретных вопросов и жизненных ситуаций.

Правоприменительная деятельность включает: установление субъектом применения нормы фактических обстоятельств дела; выбор, отыскание соответствующей нормы права, которую надлежит применить к данной ситуации; уяснение смысла и содержания нормы, т.е. её толкование; принятие по делу решения, индивидуального акта; исполнение акта применения нормы права. Издание правоприменительного акта является обязательным признаком данной деятельности. А это значит, что должностное лицо органа внутренних дел по результатам рассмотрения дела обязан вынести решение, которое, однако, не всегда связано с применением мер государственного принуждения.

1. Система стадий и этапов производства по делам об

административных правонарушениях

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнении вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Порядок производства по делам об административных правонарушениях определяется законодательством Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом надо учитывать, что административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Следует учитывать, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

4 стр., 1650 слов

Виды соучастников и особенности их ответственности в российском уголовном праве

... Нормы Общей части УК (ст. 32-36) на эти случаи не распространяются. Целью работы является исследование видов соучастников в уголовном праве России. Задачи работы следующие: 1. Раскрыть понятие института соучастия в преступлении; 2. Определить виды соучастников в преступлении; ... и виды соучастников преступления Согласно ч. 1 ст. 33 УК РФ в качестве соучастников в российском уголовном праве наряду ...

Являясь видом административно-процессуальной деятельности юрисдикционного характера, производство по делам об административных правонарушениях может быть рассмотрено с позиций его организационной структуры, под которой понимается совокупность конкретных процессуальных стадий. Каждая из них имеет свое процессуальное назначение, закрепленное в административно-процессуальных нормах, и обеспечивает необходимую последовательность совершения процессуальных действий в интересах достижения стоящих перед производством задач. Содержание КоАП РФ позволяет выделить следующие основные стадии производства: возбуждение дела, его рассмотрение, вынесение решения (постановления) по делу, исполнение принятого решения, обжалование и опротестование решения.

2. Основания и поводы возбуждения дела об административном правонарушении. Компетенция должностных лиц на этой стадии

Вопросам, касающимся стадий производства по делам об административных правонарушениях, в КоАП РФ посвящена отдельная (28) глава, где сформулированы поводы к возбуждению дела, определены реквизиты протокола об административном правонарушении, сроки составления и направления протокола по подведомственности или подсудности дела.

Возбуждение дела об административном правонарушении является первоначальной стадией производства по делу, имеющей решающее значение в определении события административного правонарушения, фиксации обстоятельств, относящихся к этому событию, определения подведомственности (подсудности) рассмотрения дела.

Рассматриваемая стадия создает условия для объективного и быстрого рассмотрения дела, применения к нарушителю предусмотренных законом мер воздействия.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13, 14.21–14.23 Кодекса, являются поводы, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей части, а также сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве – собрания (комитета) кредиторов.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, обозначенных выше, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 Кодекса.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

9 стр., 4049 слов

Производство по делам об административных правонарушениях

... лица и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела . Предмет доказывания Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лиц, в отношении которых ведется производство, показаниями потерпевших, ...

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел (милиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.10, 5.11, 5.14, 5.15, 5.21, 5.35 — 5.43, 6.3, 6.6, 6.7, 6.9 — 6.14, 7.1, частями 2 и 3 статьи 7.2, статьями 7.3 — 7.9, 7.11 — 7.15, 7.17 — 7.20, 7.27, 8.2, 8.3, 8.5, 8.6, частями 1 и 3 — 5 статьи 8.13, частью 2 статьи 8.17, статьями 8.21, 8.28 — 8.32, частями 1 и 2 статьи 8.37, статьей 9.4, частью 1 статьи 9.5, статьями 9.7, 9.10, 10.2, 10.3, частью 2 статьи 11.1, частями 1, 3 и 4 статьи 11.3, частью 2 статьи 11.6, статьей 11.16, частями 4 и 5 статьи 11.17, статьями 11.21, 11.22, 11.25 — 11.29, частью 3 статьи 12.2, статьями 13.1 — 13.4, 13.10, частями 1 и 2 статьи 13.12, статьями 13.13 — 13.15, 13.21, 14.1 — 14.5, 14.7, 14.10 — 14.18, 15.1, 15.2, 15.12 — 15.24, 17.1 — 17.3, 17.7, 17.9 — 17.13, 18.2 — 18.4, 18.10 — 18.14, 19.1, 19.3 — 19.7, 19.11 — 19.14, 19.19 — 19.21, 19.23, 20.2 — 20.6, 20.9, 20.15, 20.18, 20.19, 20.22, частью 2 статьи 20.23, статьей 20.24 (в отношении частных детективов (охранников), статьей 20.25 Кодекса.

В развитие положений Кодекса РФ об административных правонарушениях МВД России 2 июня 2005 года был принят приказ № 444 «О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию», который определяет перечень лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях. Такими правами наделены:

Сотрудники:

  • дежурных частей, (дежурных смен дежурных частей) главных управлений МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, управлений (отделов, отделений) внутренних дел городов, районов, районов в городе, в иных муниципальных образованиях, управлений (отделов, отделений) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, а также сотрудники подразделений дознания указанных министерств, главных управлений, управлений (отделов, отделений);

  • дежурных частей, подразделений дознания (дежурных смен дежурных частей) и сотрудники, замещающие должности среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел в управлениях (отделах, отделениях) внутренних дел закрытых административно-территориальных образований, на особо важных и режимных объектах, при выполнении возложенных на них в установленном порядке служебных обязанностей;

  • милиции, замещающие должности среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел, непосредственно обнаруживших административное правонарушение;

    12 стр., 5827 слов

    Профессианально-психологический отбор сотрудников органов Внутренних Дел

    10. Для проведения психологического отбора в органах внутренних дел Российской Федерации формируются комиссии по психологическому отбору (далее - комиссии).11. В состав комиссий включаются специалисты кадровых подразделений и медицинских организаций органов внутренних дел Российской Федерации, имеющие высшее ...

Участковые уполномоченные милиции при выполнении возложенных на них в установленном порядке служебных обязанностей;

  • Сотрудники органов внутренних дел, замещающие должности среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел в подразделениях органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, по административным правонарушениям, совершенным на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта;
  • Сотрудники патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел при несении службы в составе патрульно-постовых нарядов ;
  • Сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения;
  • Государственные инспекторы безопасности дорожного движения;
  • Государственные инспекторы дорожного надзора;
  • Сотрудники вневедомственной охраны;
  • Сотрудники подразделений лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью;
  • Сотрудники подразделений милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства;
  • Сотрудники подразделений органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями и подразделений по борьбе с организованной преступностью;
  • Сотрудники специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке;
  • Сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних;
  • Сотрудники паспортно-визовых подразделений органов внутренних дел;
  • Федеральные государственные служащие ФМС МВД России и подразделений по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации;
  • Сотрудники органов внутренних дел, замещающие должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов внутренних дел в ФМС МВД России и в подразделениях по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации;
  • Сотрудники органов внутренних дел, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях;
  • Сотрудники милиции, исполняющие обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;

— Офицеры органов управления, соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и учреждений внутренних войск МВД России, дежурные по органам управления, соединениям, воинским частям, военным образовательным учреждениям высшего профессионального образования, учреждениям и войсковым нарядам внутренних войск, коменданты, заместители комендантов, дежурные помощники комендантов внутренних войск, а при отсутствии вышеуказанных должностных лиц в местах несения боевой службы – начальники караулов и войсковых нарядов внутренних войск.

Надо отметить, что в законодательстве об административной ответственности предусмотрена возможность проведения на стадии возбуждения дела об административном правонарушении административного расследования как особой формы возбуждения дела. Речь идет о наиболее сложных и объемных делах: о нарушениях антимонопольного, валютного законодательства, законодательства о рекламе, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды и некоторых других отраслей законодательства, если возникает необходимость в проведении экспертизы и других процессуальных действий. Это позволяет более тщательно в установленный срок обеспечить объективное исследование обстоятельств дела и зафиксировать их в составляемом по итогам расследования протоколе об административном правонарушении.

4 стр., 1817 слов

Меры административного пресечения, при-меняемые органами внутренних дел

... Ее использование определяется характером отношений, в рамках которых она применяется. Реализация мер административного пресечения самым тесным образом связана с повседневной деятельностью органов внутренних дел по борьбе с правонарушениями. Они играют важную роль ...

Представляется необходимым рассмотреть отдельные меры обеспечения, которые применяются органами внутренних дел на стадии возбуждения дела об административном правонарушении.

В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо органа внутренних дел вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

Проверка документов., Доставление нарушителя

Общая цель доставления – составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте совершения нарушения, если составление протокола является обязательным.

Правом доставления нарушителя пользуются специально уполномоченные лица различных органов исполнительной власти. Так, в соответствии с Законом РФ «О милиции» все сотрудники органов внутренних дел (милиции) имеют право осуществлять доставление лиц, совершивших административные правонарушения, и лиц, подозреваемых в совершении преступлений, независимо от того, находятся они в форменной или в гражданской одежде, в период несения службы или вне ее, например находясь в отпуске. Таким же правом в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» обладают военнослужащие внутренних войск, участвующие в охране общественного порядка и в борьбе с преступностью, а также исполняющие другие обязанности военной службы.

Фактическим основанием доставления является деяние лица, содержащее признаки административного правонарушения. Однако признаки административного правонарушения – это лишь одно из условий, необходимых для применения данной меры. Кроме того, должны быть обстоятельства, препятствующие составлению протокола на месте правонарушения.

Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок (ч. 2 ст. 27.2 КоАП).

Сколько конкретно времени требуется для доставления в ОВД привлекаемого к ответственности лица, закон не устанавливает. Следует полагать, что это время не должно превышать того объема, который требуется для немедленного препровождения доставляемого в служебное помещение ОВД (орган местного самоуправления сельского населенного пункта).

Административное задержание.

В соответствии с ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ административное задержание применяется в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

17 стр., 8317 слов

Порядок производства по делам об административных правонарушениях. ...

... с соблюдением принципов административного процесса. 4.ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Производство по делам об административных правонарушениях опреде­ляется как ... ответственности и на обеспечение исполнения вынесенно­го постановления. Задачами производства по делам об административных правонарушени­ях,в соответствии со ст.245 КоАП ...

Каждый из вышеназванных субъектов правоприменения обладает строго определенными полномочиями по осуществлению административного задержания, т.е. вправе задерживать только за определенные виды административных правонарушений, оговоренных диспозицией ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ. В частности, должностные лица органов внутренних дел вправе подвергать административному задержанию только тех лиц, которые совершили любое административное правонарушение подведомственное органам внутренних дел как в части рассмотрения, так и в части компетенции по составлению протоколов по этим нарушениям. Кроме того, Кодексом РФ об административных правонарушениях предоставлено право должностным лицам органов внутренних дел подвергать административному задержанию лиц, совершивших любые административные правонарушения (т.е. и те, которые не подпадают под административную юрисдикцию ОВД) в случаях обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующем административном правонарушении.

Личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице.

Юридическим основанием проведения личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, является материальная норма (статья КоАП, устанавливающая административную ответственность за выявленное правонарушение) и процессуальные нормы КоАП РФ – ст. 27.1 и ст. 27.7.

Сущность административного досмотра состоит в принудительном обследовании гражданина либо его имущества с целью обнаружения и изъятия документов, вещей и других предметов, явившихся орудием или непосредственным объектом правонарушения, установления личности задержанного и др.

Досмотр транспортного средства представляет собой обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности. Целью досмотра, исходя из ч. 1 ст. 27.9 КоАП, является обнаружение орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Отстранение лиц от управления транспортными средствами, Медицинское освидетельствование (экспертиза).

Медицинское освидетельствование представляет собой проводимое специалистами (обычно врачами) по предложению уполномоченных органов государственного управления исследование физического или психического состояния человека с целью получения сведений, имеющих доказательственное значение по административному делу.

3. Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении

Вторая стадия производства по делу об административном правонарушении – рассмотрение дела и принятие постановления – получила последовательное правовое закрепление в главе 29. В ней определен порядок подготовки дела к рассмотрению и перечислены вопросы, требующие предварительного выяснения, и разрешается дело. Причем предусматривается в определенных случаях возможность продления установленного 15-дневного срока рассмотрения дела ещё на один месяц (ст. 29.6 КоАП РФ).

На стадии рассмотрения дела происходит реализация материальных , компетенционных и процессуальных норм, в конечном итоге предопределяется социальная эффективность всего правоприменительного процесса. Именно на данном этапе решается вопрос о виновности или невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, подтверждается правовая, логическая и психологическая характеристика не только правоприменения, но и обоснованности административной ответственности.

4 стр., 1995 слов

Лица, участвующие в деле, и лица, содействующие осуществлению ...

... ответчика и правопреемство. Участие третьих лиц в гражданском и арбитражном процессе связывается с предметом спора. Третьи лица бывают двух видов: заявляющие ... в обороте отчуждались безвозмездно юридическому лицу, выделяющемуся в процессе реорганизации. При таких обстоятельствах все оспариваемые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение] // Вестник Высшего Арбитражного ...

Для успешного решения задач производства по делам об административных правонарушениях большое значение имеет подготовка к рассмотрению дела, заключающаяся в выяснении ряда важных вопросов, которые требуется разрешить до начала рассмотрения дела по существу.

На этапе подготовки дела к рассмотрению должностное лицо органов внутренних дел выясняет следующие вопросы:

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

В случае если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в ч. 1 ст. 27.15 КоАП РФ, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, должностное лицо органов внутренних дел, рассматривающее дело, выносит определение о приводе указанных лиц.

Цель привода

Решению о приводе должна предшествовать проверка причин неявки вызываемого лица: получило ли лицо вызов, не имеется ли данных о болезни, командировке вызываемого, нет ли иных причин, объективно препятствующих его явке по вызову.

Привод применяется к следующим участникам производства по делам об административных правонарушениях: физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, законному представителю несовершеннолетнего лица, привлекаемого к ответственности, а также свидетелю.

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством , может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.

В соответствии с ч. 2 ст. 23.3 КоАП рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов внутренних дел имеют право:

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

Постановление по делу об административном правонарушении подписывается должностным лицом органов внутренних дел, вынесшим постановление.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

8 стр., 3910 слов

Процессуальные действия, которые могут быть совершены с учётом ...

... судебных поручений при подготовке дела к судебному разбирательству. Такое закрепление преследует цель обеспечить к началу судебного ... В пункте 20 того же Постановления предусмотрено, что направление поручений возможно и на условиях международной ... осуществляя подготовку дела к судебному разбирательству, предлагает участвующим в деле лицам, другим организациям, их должностным лицам выполнить определённые ...

Должностное лицо органов внутренних дел, рассматривающее дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносит в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах должностному лицу органа внутренних дел , внесшему представление.

4. Стадия пересмотра постановления по делу об административном правонарушении

Право обжалования постановления по делу об административном правонарушении всегда рассматривалось как одна из важных гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Обжаловано может быть любое постановление по делу об административном правонарушении, а также определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении независимо от того, каким органом или должностным лицом они вынесены.

Под пересмотром понимается рассмотрение дел органами, на которые возложен контроль за законностью постановлений по делам об административных правонарушениях, или повторное рассмотрение дел органом, принявшим постановление, либо рассмотрение дела по подведомственности иным органом, если оно было рассмотрено некомпетентным субъектом административной юрисдикции.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого вынесено данное постановление, потерпевшим, законным представителем этих физических лиц, законным представителем юридического лица, в отношении которого вынесено постановление или являющимся потерпевшим, а также защитником и представителем этих лиц.

Порядок подачи жалобы и её рассмотрения рассматривается в ст.ст. 30.1–30.11 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом органа внутренних дел, может быть обжаловано – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается должностному лицу органа внутренних дел, которым вынесено постановление по делу и который обязан в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока 10 дней, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела должностному лицу органа внутренних дел, правомочному рассматривать жалобу.

48 стр., 23894 слов

Производство по делам об административных правонарушениях в области ...

... дел об административных правонарушениях таможенными органами Российской Федерации, изучение судебной практики, связанной с делами об административных правонарушениях в области таможенного дела. В связи с большим количеством видов административных правонарушений в области таможенного дела, попадающих под действие статей 16.1-16.23 КоАП РФ, в дипломной работе ...

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается должностным лицом органа внутренних дел единолично.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом органом внутренних дел, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

На решение должностного лица, наложившего административное наказание в виде предупреждения или штрафа на месте без составления протокола, может быть подана только жалоба в суд. Однако процедура отмены или изменения решения о наложении административного наказания на месте правонарушения законодательством не предусмотрена.

Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается в том же порядке, как и жалоба.

5. Стадия исполнения постановления по делу об административном правонарушении

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

Постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.

Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.

Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на должностное лицо органа внутренних дел, вынесшего постановление.

Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.

Течение срока давности прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание.

Постановление о назначении административного наказания, по которому исполнение произведено полностью, с отметкой об исполненном административном наказании возвращается должностному лицу органа внутренних дел, вынесшим постановление.

В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, должностные лица органов внутренних дел имеют право налагать всего два вида административных наказания – это предупреждение и административный штраф.

Постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется должностным лицом органа внутренних дел, вынесшим постановление, путем вручения под расписку или направления в течение трех суток копии постановления привлеченному к ответственности лицу и другим заинтересованным лицам.

Особенностью исполнения постановления о наложении административного штрафа является то, что в течение установленного срока он может быть уплачен самим лицом, привлеченным к ответственности. Этот срок составляет 30 дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

При неуплате административного штрафа в срок, копия постановления о наложении административного штрафа направляется должностным лицом органа внутренних дел, вынесшим постановление:

  • в отношении физического лица – в организацию, в которой лицо, привлеченное к административной ответственности, работает, учится либо получает пенсию, для удержания суммы административного штрафа из его заработной платы, вознаграждения, стипендии, пенсии или из иных доходов;

  • в отношении юридического лица – в банк или в иную кредитную организацию для взыскания суммы административного штрафа из денежных средств или из доходов юридического лица.

В случае увольнения физического лица, привлеченного к административной ответственности, либо невозможности взыскания суммы административного штрафа из его заработной платы или из иных доходов администрация организации в трехдневный срок со дня увольнения указанного лица или наступления события, влекущего невозможность взыскания суммы штрафа, возвращает копию постановления о наложении административного штрафа должностному лицу органа внутренних дел, вынесшим постановление, с указанием нового места работы (если оно известно) физического лица, привлеченного к административной ответственности, причины невозможности произвести административное взыскание, а также с отметкой об удержаниях в случае, если такие удержания производились.

В случае если физическое лицо, подвергнутое административному штрафу, не работает либо взыскание суммы административного штрафа из его заработной платы или из иных доходов невозможно, а также в случае отсутствия денежных средств на счетах юридического лица, подвергнутого административному штрафу, постановление о наложении административного штрафа направляется должностным лицом органа внутренних дел, вынесшими постановление, судебному приставу-исполнителю для обращения административного взыскания на имущество, принадлежащее физическому или юридическому лицу, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Заключение

На основе вышеизложенного характерными чертами административно-наказательной юрисдикции являются:

  • она является составной частью административного процесса и государственного управления в целом, а также представляет собой разновидность правоохранительной и правоприменительной деятельности;

  • непременным условием её возникновения является совершение лицом административного правонарушения;

  • в процессе юрисдикционно-наказательной деятельности применяются, как правило, принудительные меры, связанные с наложением административных наказаний;

  • предметом рассмотрения и разрешения в рамках административно-наказательной юрисдикции являются дела об административных правонарушениях;

  • порядок рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях осуществляется в строгом соответствии с процессуальными нормами;

  • по результатам рассмотрения дел должностное лицо органа внутренних дел издает юрисдикционный акт, являющийся подзаконным актом.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovoy/administrativnoe-proizvodstvo/